УДК 681.3
А.В. Максимов, О.Н. Половикова Корпоративная компьютерная сеть Алтайского госуниверситета
Создание единого информационно-телекоммуникационного пространства Алтайского государственного университета началось в 1995 г., когда был организован первый внешний наземный канал, были накоплены базы данных как по самому университету, так и по его персоналиям и появилась возможность воспользоваться накопленной информацией для организации первого шеЬ-сервера университета [2]. Созданный web-cepeep содержал строгую иерархию «официальных» документов и достаточно полно (на то время) представлял университет в Глобальной сети. Как показала регистрация сервера в поисковых системах, web-сервер АлтГУ стал пятым российским web-сервером и четвертым web-сервером среди российских университетских серверов.
Более чем семилетнее сотрудничество с Фондом Сороса в области Интернет, начавшееся с создания Центра Интернет АлтГУ, куда вошли узел связи, классы открытого доступа и лаборатория по подготовке информационных ресурсов для выставления в Интернет, позволило создать мощную материальную базу для открытого доступа в Интернет сотрудников и студентов не только АлтГУ (их численность составляет лишь четверть от общего числа пользователей), но и других учебных заведений нашего города и края, представителей медицинских, культурных, деловых и иных кругов.
Структуры информатизации университета имеют больший опыт в реализации значимых программ и проектов. В том числе за последние годы выполнено большое количество интернет-проектов. Получены сертификаты обучения ведущих фирм-производителей (более ста), что позволяет говорить о наличии в АлтГУ высококвалифицированной и сильной технической команды, работающей в области информационных и телекоммуникационных технологий.
На сегодняшний день доступ к глобальным ресурсам из корпоративной сети осуществляется через магистральную сеть науки и образования RBNet (Russian Backbone Network) с пропускной способностью 2 Мбит/сек. Сеть RBNet играет интегрирующую роль в обеспечении единого информационного пространства науки и образования РФ, построена в рамках Межведом-
ственной программы «Создание национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы» (1996-2002 гг.) [7].
Хорошая пропускная способность магистральной сети НВНе1 предоставляет возможность преподавателям и студентам АлтГУ участвовать в тематических видеоконференциях с другими вузами Урала, Западной Сибири и Дальнего и, что немаловажно, самим организовывать видеоконференции. Всего за три месяца с начала учебного года (сентябрь-ноябрь 2004 г.) АлтГУ принял участие в трех телеконференциях с вузами Урала, Сибири и Дальнего Востока (Кемерово, Томск, Омск, Красноярск, Новосибирск, Улан-Удэ, Иркутск, Самара, Владивосток).
600,000
400.000
200.000
0,000
Гбайт 2001 г. 2002 г. 2003 г.
2004 г (янв-окт)
Рис. 1. Входящий трафик для компьютерной сети АлтГУ (без трафика Центра Интернет)
Вид трафика:
В1Г лобальный И Региональный □ Локальный
91%
Рис. 2. Сравнение глобального, регионального и локального трафика (июнь-ноябрь 2004 г.)
По мере развития единого образовательного пространства университета, появления и усиления межкорпусных и внутрикорпусных каналов связи и оснащения подразделений университета компьютерной техникой и телекоммуникационным оборудованием появилась возможность
создания \уеЬ-серверов подразделений и тематических \уеЬ-серверов, которые создавались как на новых компьютерах, так и на существующих уже \veb-cepBepax (виртуальные \veb-cep-вера) [6]. Рисунок 2 дает сравнительную характеристику внешнего, регионального и локального трафика Алтайского госуниверситета за 2004 г.
1. Информационные ресурсы корпоративной сети
В 2002 г. в Алтайском госуниверситете создан Центр электронных публикаций, по сути, электронное издательство. На сервере электронных публикаций АГУ выставлено в Интернет большое число электронных публикаций и электронных версий изданий образовательного, научного и культурного значения. АлтГУ издает три научных электронных журнала, имеющих, благодаря Интернету, мировую аудиторию. Выставлены в сеть такие издания, как «Красная книга растений Алтая», «Православный календарь», «Итоги изучения скифской эпохи Алтая и сопредельных территорий», «Россия и Джунгарское ханство» и множество других изданий по естественным, гуманитарным, социально-экономическим, юридическим и другим направлениям.
В последние годы сеть университета постоянно пополняется новыми веб-сайтами. Лавинообразный процесс создания информационных ресурсов в АлтГУ и наличие обмена региональным трафиком в рамках проекта «Городской Интернет», реализованного АО « Алтайтелеком», АлтГУ, АГТУ и АО «Алиен» сделали данные ресурсы доступными по скорости и стоимости региональным пользователям основных провайдеров интернет-услуг на Алтае [3]. В ноябре прошлого года была достигнута договоренность о продлении обмена региональным трафиком между Алтайским госуниверситетом (и всеми организациями, подключенными к краевой научно-образовательной сети) и телекоммуникационным холдингом «Интелком» (ООО «ИМЭКСТЕ-ЛЕКОМ», ЗАО «БАРРТ», ЗАО «Элиен Нетворк», ООО «АМИТЕЛ», ООО «ТеВиС»), В настоящее время все ресурсы Интелкома доступны бесплатно для абонентов университетской сети.
Алтайским государственным университетом непрерывно проводятся работы по созданию информационного наполнения единого информаци-онно-обра-зовательного пространства университета и региона. Важными элементами этого наполнения являются информационные сервера Алтайского государственного университета и Алтайского регионального центра информатизации Министерства образования РФ. Можно утверждать, что сегодня этими организациями в
составе информационного наполнения научнообразовательной сети Алтая создано не менее 95% всех региональных информационных ресурсов научно-образовательного и гуманитарного характера. К числу значимых ресурсов можно отнести такие \л;еЬ-сайты, как официальный сайт АлтГУ (www.asu.ru), Алтайский региональный web-cepвep (arw.dcn-asu.ru), официальный сайт города Барнаула (barnaul.asu.ru), web-cepвep классов открытого доступа (uic.asu.ru). Имеют свои web-сайты большинство факультетов университета и научно-исследовательских подразделений.
В таблице 2 представлены самые популярные адреса web-caйтoв для пользователей университетской компьютерной сети. Сайт Алтайского госуниверситета занимает шестую позицию в рейтинге, из чего можно сделать вывод, что он является востребованным сотрудниками и студентами вуза.
Таблица 1
Адреса ресурсов с наибольшим объемом скаченной информации из университетской сети в 2004 I'.
Таблица 2 Десятка самых популярных ресурсов для пользователей университетской сети в 2004 г.
№ Адрес сайта
1 www.rambler.ru
2 www.yimdex.ru
3 list.mail.ru
4 gmail. google.com
5 inlersib.ab.ru
6 www.asu.ru
7 rbc.ru
8 www.mail.ni
9 www.my.bamaul.ru
10 city.ab.ru
В ближайшее время ведется работа по созданию web-сайта волейбольной команды «Университет», который позволит многочисленным болельщикам получать самые свежие новости о команде и on-line репортажи с матчей.
Университетская корпоративная сеть предоставляет своим пользователям разнообразные сервисы [4; 5], среди которых:
Адрес web-pccypca Гбайт
mp3files.int.ru 15,35
multild.arilover.net 10,91
my.baniaul.ni 10,87
aqua.ssec.wisc.edu 4,56
www.drive.ab.ni 3,26
anKar52.altnet.ni 2,87
1001skazka.nsk.su 2,75
mp3.int.ru 2,66
ftp.Knuab.org 2,51
dbdc.asu.ru 2,26
2. Сервисы корпоративной сети
• работа в классах открытого доступа (прикладные программы, выход в глобальную сеть Интернет);
• выход в сеть Интернет с любого компьютера в рамках университетской локальной сети (два способа);
• модемное подключение с глобальной сети сотрудников и профессорско-преподавательский состав университета (в том числе и школ);
• FTP-сервис;
• предоставление дискового пространства до 6 Мб (на сеанс до 800 Мб);
• электронная почта.
Для управления перечисленными выше сервисами сотрудниками Центра Интернет АлтГУ разработана система администрирования, которая позволяет легко манипулировать правами пользователей. Первая версия системы администрирования пользователей Центра Интернет появилась в 1997 г., когда был открыт Центр Интернет. После завершения гранта статус и принципы работы Центра изменились. Понадобилось кардинально менять систему, позволяющую администрировать услуги, предоставляемые центром, модифицировать сами сервисы и правила работы с пользователями.
Новая (третья) версия системы появилась в 2003 г. на базе сервера баз данных Oracle 8.1 и web-сервера Apache 3.1. Единая система аутентификации пользователей предоставлять любому пользователю набор различных сервисов, единожды зарегистрировав его в системе.
2.1. Работа в классах открытого доступа
Для каждого пользователя, зарегистрированного в системе администрирования, определяется его виртуальный счет. Администратор классов открытого доступа может добавлять необходимую сумму на виртуальный счет. После успешной идентификации и аутентификации для пользователя открывается новый сеанс работы с личными настройками данного пользователя. При открытии сеанса для локальной файловой системы автоматически монтируется личная папка пользователя.
Каждые пять минут во время работы в дисплейном классе с виртуального счета пользователя снимается соответствующая сумма. Как только значение виртуального счета станет близким к нулю, пользователь получает сообщение о необходимости пополнить счет, и, если счет в течение пяти минут не будет пополнен, сеанс автоматически завершится.
Создание и обновление виртуального счета, а также управление сессиями пользователей выполняют скрипты, расположенные локально
на каждой рабочей машине в дисплейном классе и на серверах.
Для администрирования пользователей Центра Интернет и для просмотра статистической информации по их работе создан динамический игеЬ-сайт (radmin.asu.ru), на котором пользователи Центра могут получить обобщенную информацию о своей работе, а администратор системы -любую расширенную информацию по работе пользователей.
Динамика изменения входящего трафика классов центра Интернет и показатели регистрации новых пользователей в 2004 г. представлены соответственно на рисунках 3 и 4.
Для каждого ргоху-пользователя определяется группа 1р-адресов с возможностью выхода в глобальную сеть и виртуальный счет. Каждые пять минут скрипты ргоху-сервера собирают и обрабатывают информацию по выполненным запросам. Необходимая информация по работе ргоху-сервера и по запросам записывается в таблицы СУБД Огас1е.
Весь трафик ргоху-сервера классифицируется на локальный, региональный и глобальный.
Рис. 3. Изменение объема трафика дисплейных классов Центра Интернет за 2004 г. (январь-октябрь)
Рис. 4. Регистрация новых пользователей в Центре Интернет
2.2. Выход в сеть Интернет с любого компьютера в рамках локальной университетской сети
время, часы
Рис. 5. Изменение нагрузки на 01а1ир-линии в течение суток в будничный день
время, часы
Рис. 6. Изменение нагрузки на О^аЫр-линии в течение суток в выходной день
С виртуального счета пользователя снимается сумма, соответствующая глобальному трафику по ip-адресам данного пользователя.
Ргоху-пользователи имеют возможность просмотреть статистическую информацию по своей работе на динамическом web-сайте (radmin.asu.ru), такую как
- время выполнения запросов;
-размеры входящего трафика;
- URL-адреса источников;
- 1р-адрес пользователя.
Из диаграммы на рисунке 1 видно, что объем внешнего трафика университета в 2004 г. увеличился более чем в 4 раза по сравнению с 2001 г., ожидается его увеличение в полтора раза по сравнению с 2002 г.
С недавнего времени для пользователей корпоративной сети доступен еще один способ доступа к ресурсам сети Интернет через университетский ргоху-сервер порт 3148. Данный сервис обеспечивает возможность выполнения ргоху-сервером запросов, аутентифицируя пользователей, а не 1р-адрес компьютера в сети, на котором пользователь работает. Способ предоставления ресурсов сети Интернет через аутентификацию на ргоху-сервере пользуется популярностью среди пользователей, которым по различным причинам необходимо просматривать ресурсы глобальной сети с различных компьютеров. Имея на своем виртуальном счете минимальную сумму, пользователь может с любого компьютера в рамках корпоративной сети АлтГУ работать в глобальной сети.
2.3. Модемное подключение
Идентификация, аутентификация Dialup-пользователей, а также сбор всей необходимой информации по их работе выполняется системой Radius и PL/SQL-скриптами на базе СУБД Oracle 8i. Управление Dialup-пользователями и их сессиями осуществляется через web-интерфейс системы администрирования. На сегодняшний день более 70 сотрудников и аспирантов АлтГУ активно пользуются dialup-сервисом. Из-за большого количества dialup-пользователей было принято решение ограничить общее время работы пользователя в месяц до 80 часов. Кроме сотрудников и аспирантов АлтГУ, среди dialup-пользователей есть школы города Барнаула и некоторые подразделения университета. Изменение нагрузки на Dialup-линии в течение суток можно посмотреть на рисунках 5 и 6.
В таблице 3 отражены Интернет-ресурсы с наибольшим объемом скаченной информации 01а1ир-пользователями. Большинство из представленных ресурсов являются файловыми архивами готового программного обеспечения и различных типов документов. Подключение домашнего компьютера к глобальной сети предоставляет преподавателям и сотрудникам вуза дополнительные возможности для научной работы и самообразования.
№ Адрес сайта
1 hosting.barnaul.ru
2 ftp.usuosl.orK
3 video.nonymous777.com
4 www.mail.ru
5 files2.delit.net
6 www.altnet.ru
7 si l.sconf.de
8 lmux4u.jinr.ru
9 mp3plus.ni
10 download.fedora.redhat.com
Таблица 3
Адреса ресурсов с наибольшим объемом скаченной информации 01а1ир-пользователями в 2004 г.