022
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА ______________________________
А.А. Харин
д. т. н., профессор, ректор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства»
А.В. Рождественский
д. э. н., профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства»
И.Л. Коленский
начальник аналитического управления, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства»
И.М. Зарайская
аспирант, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства» [email protected]
Корпоративная инновационная система
Агентства стратегических инициатив как важный элемент национальной инновационной системы России
В статье подробно рассматриваются конкретные предложения по созданию Корпоративной инновационной системы Агентства стратегических инициатив, способной, по мнению авторов, стать одним из важнейших элементов формируемой национальной инновационной системы.
Изложено авторское видение целей создания системы, ожидаемых результатов. Предложен механизм ее создание путем формирования целевой программы «Корпоративная инновационная система Агентства стратегических инициатив», ее структуры, организации работ по ней и ее возможных органах управления.
Ключевые слова:
• национальная инновационная система России,
• целевая программа «Корпоративная инновационная система Агентства стратегических инициатив»,
• структура программы,
• органы управления программой.
Важным шагом на пути перехода страны к новой экономике является принятие Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»», свидетельствующее о реальной озабоченности руководства нашей страны состоянием дел в инновационной сфере. Немало-
ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011
ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011
-
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
важное значение для ее развития имеет так же и документ «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», проект которого в настоящее время широко обсуждается научной общественностью.
Очевидно, что создаваемая национальная инновационная система России, учитывая масштабность страны, многоплановость ее экономики и множество других факторов, отличающих ее от других стран, будет формироваться поэтапно на базе составляющих ее подсистем — региональных и корпоративных инновационных систем (например, по отраслям экономики, высшей школы, РАН и т. п.).
При этом очевидно так же, что эти подсистемы не могут быть созданы административными методами — для включения в систему необходимым условием является стремление ее потенциальных участников к объединению. Таким образом, эти потенциальные участники (малые и средние предприятия наукоемкого бизнеса, элементы инновационной инфраструктуры — бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры и др., а также предприятия промышленности, ориентированные на внедрение у себя инновационных разработок), могут стать полноценными участниками региональных и корпоративных подсистем, будучи заинтересованными в этом, видя их привлекательность для развития своей деятельности.
Поэтому создание корпоративной инновационной системы Агентства стратегических инициатив (КИС АСИ) является актуальным для развития национальной инновационной системы и трансформации экономики страны в реально работающую инновационную экономику.
К основным целям создания КИС АСИ следует отнести:
1. Формирование инновационного пространства, объединяющего в единую сеть высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, технопарки, инновационно-технологические центры и подобные им элементы инновационной инфраструктуры, другие организации России, активно участвующие в инновационной деятельности.
2. Создание структурно-организационного механизма интеграции и координации деятельности субъектов (элементов) инновационной сферы (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т. п.).
3. Распространение лучших практик поддержки инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации.
Ожидаемые результаты:
1. Система организационной и методической поддержки инновационного предпринимательства с
явно выраженной региональной направленностью, обеспечивающая комплексное развитие отечественных инновационных производств и территорий.
2. Предложения мотивационного и образовательного характера: налоговое стимулирование инновационной деятельности, правовая защита кредитора, воспитание инновационной культуры, подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности в научно-технической, промышленной, социальной и других сферах.
3. Создание предпосылок эффективного развития национальной инновационной системы.
Для достижения указанных целей необходимо, на наш взгляд, сформировать целевую программу «Корпоративная инновационная система Агентства стратегических инициатив». Создание такой системы — оптимальный и наиболее короткий путь к формированию национальной инновационной системы России.
При этом нельзя не учитывать и не использовать имеющийся богатый опыт организации и осуществления инновационной деятельности в российской высшей школе, а также наличие в ней необходимых инфраструктурных элементов и информационных ресурсов, ее интеллектуальный, образовательный и научный потенциал, широкую географическую распространенность, развитые деловые связи на всех уровнях и многое другое.
Необходимо также отметить, что плодотворность сотрудничества с вузами и созданными при них новыми структурами в научно-технической области осознана властными структурами ряда регионов Российской Федерации, и именно вузам отведены соответствующие ниши в развитии региональной экономики путем инвестирования средств в выполняемые ими инновационные проекты, создания совместных инновационно-технологических центров и т. п.1
Главное достоинство предлагаемого подхода заключается в том, что создание такой корпоративной системы позволит эффективно интегрировать результаты вузовской, академической и отраслевой науки России, а также передовые результаты науки мирового сообщества при разработке и реализации инновационных проектов и развитии инновационной деятельности, что является предпосылкой создания в стране эффективной инновационной экономики.
Приведем наше видение предлагаемой программы: ее структуры, организации работ по ней и ее возможных органах управления.
Программа «Корпоративная инновационная система Агентства стратегических инициатив» представляет собой совокупность научно-технических проектов и организационно-экономических мероприятий, объединенных общей целью и сроками их выполнения.
1 Харин АА, Рождественский А.В., Коленский И.Л., Зарайская И.М. Корпоративная инновационная система высшей школы и национальная инновационная система России. Ж. «Инновации», № 10 (144), 2010 г., СПб. С. 10-18.
-
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Организациями-исполнителями Программы являются высшие учебные заведения, научно-исследовательские институты, технопарки, инновационнотехнологические центры и подобные им элементы инновационной инфраструктуры, другие организации России, активно участвующие в инновационной деятельности.
Деятельность Программы осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Инновационные проекты.
2. Новые экономические структуры.
3. Подготовка и переподготовка кадров для инновационного предпринимательства.
4. Информационно-телекоммуникационные сети наукоемкого бизнеса.
5. Инновационное предпринимательство и международное сотрудничество.
6. Нормативно-правовое обеспечение инновационного предпринимательства и новых экономических структур.
В рамках направления «Инновационные проекты» определяются приоритетные направления инвестирования проектов по созданию и освоению новых продуктов и технологий, соответствующих «Перечню критических технологий федерального уровня», создается информационный банк данных по товарам и услугам.
Понятие «инновационная деятельность» можно определить как процесс научно-технической и организационно-экономической деятельности, направленный на создание новых объектов техники и технологии на основе достижений научно-технического прогресса. Непременным этапом инновационной деятельности является производственное освоение товарного продукта на базе результатов научно-технической деятельности, совершенствования существующих и внедрения новых технологий с целью обеспечения качественных характеристик выпускаемой продукции, удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Основной целью этого направления Программы является создание системы практической реализации на внутреннем и международном рынках научнотехнической продукции, производимой в субъектах инновационной деятельности различной организационно-правовой формы.
При решении вопроса о включении субъектов инновационной деятельности в число исполнителей этого направления Программы в качестве решающего фактора должна учитываться их гарантированная способность участвовать в формировании внебюджетных источников финансирования работ по Программе.
Основными критериями отбора разработок и проектов для включения в Программу должны быть: степень завершенности прикладной научно-технической разработки или проекта, уровень готовности
к промышленному освоению и наличие производственно-технических возможностей для серийного производства товарной продукции, а также конкурентоспособный уровень создаваемого продукта.
Должна проводиться активная работа по определению приоритетных направлений инвестирования, по отработке экономических механизмов взаимодействия между регионами, по проведению инвестиционной политики;выявляться наиболее перспективные коллективы и разработки в области науки и научного обслуживания, развиваться инфраструктура инновационной деятельности.
Для этого необходима единообразная, принимаемая всеми участниками Программы, система экспертизы с подключением, при необходимости, независимых экспертов.
Должны быть определены основные принципы инвестирования средств в создание новой и усовершенствование существующей научно-технической продукции, включающие:
• выявление наиболее дееспособных творческих коллективов, имеющих значительный задел в создании конкурентоспособных технических устройств, технологий и материалов, соответствующих «Перечню критических технологий федерального уровня»;
• конкурсный отбор наиболее перспективных проектов, основывающийся на результатах их экспертизы в региональных Головных организациях, предусматривающий, в первую очередь, оценку возможности выполнения проекта авторским коллективом, потребительского рынка и привлечения дополнительных, внебюджетных средств;
• начимость результатов работ для регионов;
• реинвестирование средств из прибыли, полученной от реализации созданной научно-технической продукции, в дальнейшее развитие работ по Программе.
В рамках направления «Новые экономические структуры» проводятся работы по созданию новых экономических структур — НЭС (инновационно-технологических центров, технопарков, бизнес-инкубаторов, центров сертификации и др.), способствующих развитию рыночных механизмов в инновационном предпринимательстве. Настоящий момент характерен тем, что функционирующие структуры пришли к пониманию того, что практически все, что они могли реализовать самостоятельно, без серьезной интеграции с коллегами, они уже осуществили. Поэтому на сегодняшний день перед ними, по сути, два пути: интеграция для решения крупных и различных по длительности задач или попытки «выживания в одиночестве», связанные с топтанием на месте, а значит и постепенным затуханием. В связи с этим необходимо концентрировать усилия и капитал на решении крупных и интеграционных задач, объединяющих потенциал нескольких экономических структур. Перспективным этапом
ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011
ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011
ИННОВАЦИОННАЯ
этой работы может стать добровольное объединение новых экономических структур, поддерживаемых Программой, в ассоциации, холдинговые компании и т. п., то есть в мощные и крепкие экономико-коммерческие объединения.
Как показывает анализ деятельности НЭС, кроме целевого их финансирования, назрела необходимость в исключении параллелизма, использовании накопленного опыта, концентрации ресурсов программы на НЭС регионального значения, усиливающих интеграционные процессы.
Всестороннее и эффективное развитие научнопроизводственного предпринимательства может происходить только при содействии территориальных органов управления. Ряд вопросов, стоящих перед малым и средним наукоемким бизнесом, может решаться на региональном уровне. В этом направлении на сегодняшний день в ряде регионов проведены работы по созданию фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, приняты соответствующие региональные программы и необходимые законодательные и нормативные акты, выделяются бюджетные ассигнования, применяются налоговые льготы, реализуются международные проекты, созданы разнообразные структуры органов власти и управления, обеспечивающие поддержку малого предпринимательства и взаимодействие с представителями малых предприятий.
Объединение усилий федеральных органов власти, вузов, научных организаций, инновационно ориентированных предприятий и местных властных структур в регионах позволяет придавать необходимый динамизм малому и среднему предпринимательству, создавать благоприятные условия для развития этой важной движущей силы в становлении рыночной экономики в России. Программа должна стать основным инструментом поддержки в регионах малого и среднего наукоемкого бизнеса.
В концепции развития данного направления Программы должны быть поставлены следующие основные задачи:
• теоретическое обоснование места и роли новых экономических структур (НЭС) в социальном и экономическом развитии соответствующих регионов России;
• разработка технологии формирования НЭС в зависимости от специфики регионов, назначения и типов НЭС;
• формирование новых механизмов вовлечения ученых, специалистов и студентов в наукоемкий бизнес;
• передача высоких технологий в промышленность, их трансфер на зарубежный рынок;
• повышение общей культуры предпринимательства, подготовка на базе НЭС менеджеров и предпринимателей для работы в сфере наукоемкого бизнеса, развитие сферы обслуживания научных коллективов;
• организация целевой поддержки наиболее проработанных форм инновационных структур малого наукоемкого предпринимательства;
• разработка новых организационно-экономических форм научной инновационной деятельности на межрегиональном уровне:
• создание бизнес-инкубаторов,
• создание центров сертификации и испытательных лабораторий,
• разработка организационных основ финансовопромышленных и интеллектуально-финансовых групп.
В рамках этого направления Программы для обеспечения эффективной инновационной деятельности малых и средних предприятий региона, работающих в научно-технической сфере, необходимо создать региональную инфраструктуру, которая должна включать:
• центр экспертизы испытаний и сертификации товаров и услуг;
• рекламно-издательский комплекс;
• центр инвестиций и трансфера технологий;
• центр поддержки и развития инновационного бизнеса;
• центр информатизации и телекоммуникаций;
• региональный технопарк;
• бизнес-инкубатор;
• инновационно-технологический центр;
• учебно-научный инновационный центр. Механизмы формирования различных специализированных инновационных центров с учетом региональных условий и их вклада в коммерциализацию научно-технической продукции и услуг должны быть отработаны на практике.
В результате работ по направлению должна быть реализована целостная система создания структур поддержки малого предпринимательства различных форм (технопарков, бизнес-инкубаторов) с учетом предоставляемых ими услуг.
В рамках направления «Подготовка и переподготовка кадров для инновационного предпринимательства» должны создаваться учебно-научные центры по подготовке и переподготовке кадров, разрабатываться учебные программы и методические пособия с целью создания системы подготовки и переподготовки специалистов для работы в сфере научно-технического предпринимательства в различных регионах Российской Федерации на основе реализации платных образовательных и консалтинговых услуг, непосредственно осуществляться подготовка и переподготовка кадров для инновационного предпринимательства.
Рыночные ниши на рынке образовательных услуг все еще свободны или используются не по всей емкости по следующим сегментам:
• подготовка менеджеров высокой квалификации в области делового администрирования (магистров) из специалистов, имеющих высшее образование;
-
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
• подготовка специалистов делового администрирования для нижнего звена управления — секре-тарей-референтов;
• переподготовка бухгалтеров по международным стандартам бухгалтерского учета;
• подготовка менеджеров среднего звена по продажам, запускам товаров, логистике, финансовому менеджменту;
• компьютерная подготовка специалистов высшего, среднего и нижнего звена управления на базе современных компьютеров, систем программирования и новых информационных технологий;
• подготовка менеджеров для инновационной деятельности;
• подготовка предпринимателей для малого и среднего бизнеса;
• подготовка менеджеров со специализацией по инновационному менеджменту;
• подготовка маркетологов для малого и среднего бизнеса;
• подготовка и переподготовка менеджеров со специализацией в области правоведения.
Активные методы обучения, завоевавшие большую популярность в развитых странах, в российской высшей школе используются мало, обучение по «кейс-стади», широко используемое в вузах западных стран, проводится лишь в отдельных российских вузах. Между тем специалистов для рыночной экономики на должном уровне, как учит опыт развитых стран, можно подготовить лишь при широком использовании активных методов обучения, которые составляют арсенал современной передовой технологии обучения в вузах.
С учетом этого завоевание рыночных ниш на региональном рынке образовательных услуг и их удержание удается обеспечить лишь на основе широкого использования новых технологий обучения. В их составе главными элементами являются:
1) резкое сокращение объема и доли традиционных лекций;
2) использование примерно половины учебных часов на тренинги разного рода: кейс-стади, деловые игры, анализ конкретных ситуаций, диспуты, дискуссии; решение экономических задач повышенной сложности и др.;
3) подготовка на высоком уровне раздаточных материалов, их надлежащее редактирование, печать, размножение;
4) обучение в небольших группах, общее число слушателей в которых не превышает 15 человек;
5) широкое использование современных технических средств наглядного обучения;
6) оборудование учебных аудиторий современной учебной мебелью и приспособлениями, обеспечивающими надлежащую климатологию аудиторий;
7) развитие инфраструктуры учебного процесса — дисплейных классов, множительных и переплетных лабораторий и др.
В применении новых технологий обучения фундаментом для их развития должна стать переподготовка преподавательских кадров на основе длительных стажировок в престижных зарубежных вузах.
Реализация данного направления Программы предполагает выполнение следующих мероприятий.
1. Создание целостной системы подготовки и переподготовки кадров, сочетающей накопленный организационный опыт и методический потенциал вузов в инновационной сфере и потребности в новых формах образования — сети учебно-научных центров инновационного предпринимательства (УНЦ ИП) при вузах регионов, ориентированных на требования современного рынка труда (дистанционное обучение, учебно-имитационная среда, кейс-технологии и т. д.).
2. Создание системы переподготовки преподавателей для региональной сети УНЦ ИП на базе Головной организации Программы.
3. Создание единого банка учебно-методического обеспечения с использованием компьютерной сети Программы.
4. Создание системы мониторинга и прогнозирования потребностей в подготовке и переподготовке кадров для инновационного предпринимательства в конкретных регионах на базе УНЦ ИП.
5. Разработка и внедрение новых эффективных технологий обучения при подготовке и переподготовке кадров для инновационного предпринимательства.
6. Развитие редакционно-издательской деятельности с целью создания учебной библиотеки по инновационному предпринимательству на базе УНЦ ИП.
7. Развитие прямых связей с зарубежными инновационными и образовательными структурами, в первую очередь с национальными ассоциациями научных парков, университетами и высшими школами бизнеса, специализирующимися на подготовке кадров в сфере менеджмента и предпринимательства, а также с ассоциациями и консорциумами, развивающими поствузовское дистанционное обучение.
8. Консалтинговая поддержка программ кадрового обеспечения инновационной деятельности УНЦ ИП.
При создании УНЦ ИП должен реализовываться региональный принцип.
Общие цели и задачи, решаемые региональными УНЦ ИП, подтверждают целесообразность объединения региональных центров в рамках единой системы — сети УНЦ ИП.
Эффективность функционирования сети и ее жизнеспособность должны определяться тремя моментами:
• единством целей и задач всех центров, входящих в сеть;
• четким определением функций и полномочий всех элементов и уровней управления сети;
ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011
ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011
ИННОВАЦИОННАЯ
• выбором такой организационно-правовой формы объединения, которая обеспечила бы функционирование сети в режиме саморазвития.
В работе Головной организации по направлению Программы должны быть использованы следующие принципы создания и функционирования сети УНЦ ИП:
1. Сеть должна представлять инструмент инновационной политики, опирающейся на научный потенциал высшей школы в регионах, и поддерживаться федеральными и региональными органами власти.
2. Сеть рассматривается как элемент общей системы развития образовательных услуг на территории РФ. Ее создание должно учитывать существующую и формирующуюся структуру образовательных учреждений.
3. Сеть должна создаваться на базе существующего научно-технического потенциала и развиваться поэтапно, постепенно охватывая всю территорию РФ. Приоритет в создании центров должен отдаваться регионам со значительным научно-техническим потенциалом, емкостью рынка научно-технической продукции и потребностями в создании рабочих мест в сфере наукоемкого бизнеса.
4. Сеть должна обеспечить возможность свободного присоединения новых центров.
5. Сеть должна строиться с учетом научной и отраслевой специализации регионов и особенностей организации инновационного предпринимательства.
Основываясь на перечисленных принципах, сеть должна создаваться поэтапно, двумя уровнями.
Первый уровень должны составлять региональные учебно-научные центры, основными задачами которых являются: обеспечение подготовки и переподготовки кадров в сфере инновационного предпринимательства в регионах; проведение маркетинговых исследований, «выращивание» и организация малого и среднего инновационного предпринимательства, организация правового, методического и информационного сопровождения предпринимательской деятельности инновационных фирм, организация продвижения результатов реализации инновационных проектов, в первую очередь, на региональном уровне. На данном этапе также возможно создание или возложение на один из региональных центров функций головного центра, возложив на него решение общесистемных задач: методическое руководство проведением учебного процесса (разработка модульных планов и программ подготовки и переподготовки слушателей, обобщение имеющегося опыта и обеспечение региональных центров учебно-методическими материалами, реализация новых методов обучения, в том числе дистанционного обучения), организация переподготовки и повышения квалификации преподавателей и консультантов региональных центров, создание централизованной базы данных по вопро-
сам правового и информационного обеспечения инновационного предпринимательства.
Второй уровень объединяет региональные центры для решения общих организационно-экономических задач, а именно:
• координации работы региональных центров по всем направлениям деятельности;
• организации межрегиональных, российских и международных конференций, симпозиумов, семинаров, выставок по проблемам инновационного предпринимательства.
В наибольшей степени перечисленным задачам соответствует объединение региональных центров в ассоциацию. Такая организационно-правовая форма имеет ряд преимуществ, которые позволяют на основе добровольной передачи полномочий сохранить независимость, дают возможность присоединения и выхода, объединения финансовых ресурсов для решения крупных проектов и программ.
Анализ направлений развития образовательных услуг высшей школы при подготовке и переподготовке кадров для инновационного предпринимательства в регионах показывает наличие устойчивой тенденции дальнейшего целенаправленного перевода их из имеющегося состояния в качественно новое, создание комплекса условий для постоянной само-адаптации и саморазвития при сохранении государственного регулирования, способствующего наиболее полному достижению поставленных целей, в частности, на переход от дисциплинарно-информационной к междисциплинарной модели формирования содержания образования, овладению методологией и интеллектуальными основами профессиональной деятельности, более широкому использованию вычислительной техники на различных уровнях образования, развитию и широкому использованию новых информационных технологий обучения, в том числе дистанционных, обеспечению свободного доступа к отечественным и зарубежным базам знаний, формированию многоуровневой и многоканальной системы финансирования созданных УНЦ ИП.
В процессе реализации данного направления Программы должны решаться задачи по организационно-методическому обеспечению подготовки и переподготовки кадров для малого инновационного предпринимательства. В частности, реализуя модульные программы обучения, особый акцент должен делаться на:
• формальном структурировании, когда несколько базовых предметов и форм сопутствующей деятельности согласовываются по форме и объему и компонуются в рамках единой схемы;
• согласовании технологических циклов по форме и структуре, когда за основу принимается общая схема деятельности;
• целевой ориентации, когда программа обучения, его формы, методы и приемы обусловливаются реализацией конкретной задачи.
-
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Ориентация на единые технологические схемы представляется более эффективной и с большим успехом пользуется в наиболее сильных школах бизнеса.
Целевая ориентация наиболее приемлема для внутрифирменного обучения персонала.
Вместе с тем, оптимальным представляется сочетание всех трех направлений в рамках комплексного подхода к содержанию и процессу обучения.
Развитие потенциала учебных программ должно базироваться на следующих принципах.
1. На основе программ базовых семинаров должны быть подготовлены с учетом местной специфики новые программы, а также усовершенствованы действующие, что позволит значительно расширить сферу услуг и контингент слушателей, который должен включать и безработных, управляющих среднего звена, и топменеджеров малых, средних и крупных предприятий.
2. При переходе центров к комплексным формам взаимодействия с потребителями базовые программы и специальные семинары должны дополняться широкой консультационной работой, целостным сопровождением предпринимателей на всех этапах их деятельности.
В результате выполнения мероприятий по данному направлению Программы должны быть достигнуты следующие результаты.
1. На базе ведущих вузов регионов должны быть созданы учебно-научные центры инновационного предпринимательства (УНЦ ИП), предназначенные для решения специфических региональных проблем в этой области и объединенные в сеть с единой информационной базой, телекоммуникационной системой связи, налаженной схемой обмена разработками, системой межрегионального и международного трансфера разработок и технологий, возможностью разработки целевых программ развития инновационного предпринимательства, участия в крупных международных проектах.
2. Должно быть создано организационно-методическое обеспечение подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего инновационного предпринимательства.
3. Должна быть реализована целостная система подготовки и переподготовки широкого контингента слушателей, включающего руководителей разного уровня, специалистов по экономическим специальностям, правоведению, менеджменту, бухгалтеров, секретарей, других специалистов нижнего звена управления, офицеров запаса, студентов и т. п.
В рамках направления «Информационно-телекоммуникационные сети наукоемкого бизнеса»
должна быть создана постоянно актуализируемая система широкомасштабного информационного обеспечения субъектов инновационной сферы — Информационная система КИС АСИ (ИС КИс АСИ) как общий информационный ресурс участников системы.
ИС КИС АСИ будет состоять из ряда информационных площадок, ориентированных на различные целевые аудитории и доступных через Интернет.
К основным информационным площадкам системы будут отнесены:
• официальный сайт КИС АСИ;
• ресурсы участников КИС АСИ;
• ресурсы по инновационной деятельности участников КИС АСИ (коммерческий блок);
• ресурсы поддержки малого и среднего предпринимательства;
• порталы и ресурсы, предназначенные для поддержки деятельности участников КИС АСИ. Основной целью создания официального сайта
КИС АСИ является представление КИС АИС и информации о деятельности ее участников широким кругам интернет-пользователей (гражданам, юридическим лицам и органам власти), а также своевременная обработка запросов, поступающих от посетителей ресурса. Структура сайта будет содержать разделы: «О КИС АИС», «Новости КИС АИС», «Участники КИС АИС», «Деятельность КИС АИС», «Контакты» и др.
Ресурсы участников КИС АСИ будут содержать любую информацию об участниках, представляемую ими о себе, ссылки на их сайты.
Ресурсы по инновационной деятельности участников КИС АСИ (коммерческий блок) будут содержать ссылки на обновляемые распределенные системы баз данных «Технологии, продукты, услуги», «Образовательные услуги», «Инновационные проекты».
С одной стороны, эти системы позволят заинтересованным пользователям разместить информацию о готовой к реализации собственной инновационной продукции («Технологии, продукты, услуги»), о своих возможностях оказания желающим образовательных услуг (в том числе подготовку и повышение квалификации кадров, учебно-методическое обеспечение), включая дистанционное обучение («Образовательные услуги»), предложить потенциальным инвесторам разрабатываемые инновационные проекты («Инновационные проекты»).
С другой стороны, в этих системах будут заинтересованы потенциальные покупатели и инвесторы, маркетологи.
Отдельно стоит отметить базу данных «Технологии, продукты, услуги». Система предоставит возможности:
• создания документов по общей форме;
• хранения информации на четырех языках;
• классификации информации по NACE-кодам и 1РС (МКИ).
Система будет включать в себя справочники по странам, организациям и МКИ.
Ресурсы поддержки малого и среднего предпринимательства — портал интеллектуальной собственности.
ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011
ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011
-
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Портал интеллектуальной собственности будет создан для поддержки малого и среднего бизнеса и оказания содействия по коммерциализации инновационных разработок. Портал предоставит возможность работы с различными ресурсами:
• Биржа интеллектуальной собственности;
• Информационная конкурсная система;
• Межрегиональная информационная система. Биржа интеллектуальной собственности (БИС) —
Интернет-приложение, позволяющее проводить комплексное продвижение объектов интеллектуальной собственности на российский и мировой рынок.
Зарегистрированный пользователь (юридическое либо физическое лицо) сможет выполнять следующие действия в системе:
• добавлять информацию о собственных разработках, инновационных проектах;
• представлять на бирже запросы на инновационные проекты либо разработки;
• производить навигацию по объектам по региональному признаку, владельцу лота, типу, дате опубликования;
• производить поиск объектов на базе сложных запросов.
Разработки (проекты) будут структурированы по отраслям (например, авиация, добыча полезных ископаемых, жилищно-коммунальное хозяйство, медицина, металлургия, разработка новых материалов, строительство, транспорт и коммуникации, электроника и т. п.).
Информационная конкурсная система (ИКС) — инструмент, который облегчит пользователям сбор информации по проводимым конкурсам и позволит получать оперативную помощь, связанную с подачей конкурсных заявок.
Межрегиональная информационная система (МИС) — унифицированный инструмент деловых коммуникаций, предоставляющий гамму новых возможностей пользователям, среди которых и возможность заключения сделок в режиме оферта — акцепт, обеспечивающим эффективную работу компаний в области снабжения и сбыта продукции (услуг). Пользователь системы получит возможность:
• найти потенциальных покупателей и поставщиков продукции (услуг);
• выставить предложения о покупке (продаже) продукции (услуг) для поиска потенциальных покупателей (поставщиков);
• установить деловой контакт, обсудить в оперативном режиме условия сделки и заключить договор купли-продажи «традиционным» способом;
• заключить сделку купли-продажи непосредственно в системе с выбранным партнером;
• собрать информацию о конъюнктуре товарных рынков, ценам, условиям поставки (продажи) продукции (услуг).
При помощи системы баз данных МИС пользователь заполнит свои анкетные данные и определит
в системе круг своих интересов (вид деятельности), используя Международный классификатор товаров и услуг. На основании этих данных система автоматически подберет потенциальных партнеров для пользователя и организует между ними документооборот. Пользователи готовят и отправляют в систему предложения о покупке, продаже товаров и услуг, бартерных операциях или производственных заказах. Предложения содержат все существенные условия договора и реквизиты отправителя и в течение одних суток становятся доступными всем потенциальным партнерам, заинтересованным в данной продукции. Потенциальный партнер может либо принять (акцептовать) выбранное предложение, либо сформировать и отправить встречное предложение (контроферту). Таким образом, каждому руководителю организации-пользователя системы предоставляется необходимая информация для принятия решения о заключении сделки. Совершенная в Межрегиональной информационной системе сделка имеет такую же юридическую силу, как и подписанный договор на бумажном носителе.
Порталы и ресурсы, предназначенные для поддержки деятельности участников КИС АСИ — нормативно-правовые акты, методические материалы, извещения о семинарах, конференциях и т. п., содействие кадровому обеспечению (размещение резюме соискателей и запросов потенциальных работодателей).
В рамках направления «Инновационное предпринимательство и международное сотрудничество» отрабатываются механизмы взаимодействия между Агентством стратегических инициатив и зарубежными партнерами (университетами, компаниями, фирмами). Создается инфраструктура, способствующая выходу инновационных разработок на международный рынок научно-технической продукции, осуществляется координация международного сотрудничества Агентства стратегических инициатив с деятельностью других организаций.
Целью направления является интеграция российских разработок в международное научно-техническое пространство. Для этого надо создавать и развивать необходимую инфраструктуру продвижения российских разработок в экономические регионы мира, а также осуществлять предварительное рисковое финансирование перспективных проектов с целью доведения продуктов до стадии товарного прототипа, поиск и привлечение зарубежных источников финансирования.
Для продвижения российских разработок на международные рынки необходимо проводить поиск и отбор товарно-реализуемых инновационных проектов, для чего следует создать базы данных наиболее перспективных разработок. Отобранные инновационные проекты должны проходить соответствующую экспертизу.
Только после создания прототипов товарной продукции можно перейти к поиску реальных зарубеж-
-
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
ных инвесторов, поскольку только тогда возможно уточнение реальных перспектив продукта (уровень цены, затраты на промышленное освоение и продвижение на рынок), а также реальных сроков поступления первых доходов от реализации продукции.
Важным способом привлечения зарубежных инвесторов является проведение международных выставок-презентаций, ярмарок и т. п., а также участие в таковых международных мероприятиях, привлекающих десятки тысяч посетителей и деловых людей, которое обеспечит существенное расширение контактов с зарубежными деловыми партнерами.
Одним из барьеров в интеграции российских научно-технических предпринимательских структур в международное образовательное и научно-технологическое пространство является отсутствие информации о реальных потребностях западного рынка в новых технологиях и наукоемких продуктах. В условиях плотно занятого рынка и жесткой конкурентной борьбы успешная реализация российскими производителями наукоемкой технологической продукции может состояться только при условии точного определения незанятой экономической ниши, а также только в том случае, если предлагаемый продукт или технология совместимы с действующими на сегодняшний день международными стандартами. Кроме этого, продвижение наукоемкой продукции на международные рынки должно происходить в соответствии с установившимися в мире «правилами игры», которых придерживаются производители новых технологических разработок всего мира.
Другая проблема — необходимость «инвентаризации» российских технологий и научно-технических разработок. Одной из задач данного направления Программы явится широкомасштабный поиск информации о существующих наукоемких технологиях, разработках, методах их внедрения и продвижения на международных рынках, а также систематизация различных российских и международных источников с параллельным составлением информационных баз данных по интеллектуальным ресурсам России и анализом потребностей в них на международном рынке. Эта задача предполагает:
• постоянное пополнение банков данных конкурентоспособной российской научно-технической продукции по отраслям;
• развитие банка данных перспективных научнотехнических разработок российских вузов, институтов, научно-технических центров;
• создание базы данных о потребностях иностранных фирм в российских научно-технических разработках;
• сбор и систематизация информации о потенциальных зарубежных инвесторах;
• распространение собранной информации в Информационной системе КИС АСИ.
Для успешного решения задачи продвижения российских научно-технических разработок и об-
разовательных услуг на международный рынок необходимым является привлечение значительных финансовых средств для первоначального финансирования как отдельных проектов, так и системного реструктурирования взаимодействия в цепочке «образование — наука — производство» для оптимизации условий интеграции в международное научно-техническое и образовательное пространство.
В связи с растущей нагрузкой на федеральный бюджет со стороны кризисных отраслей народного хозяйства и социальной сферы целесообразным является привлечение для целей данного направления Программы средств из внебюджетных источников.
Таковыми могут быть как средства, поступающие от реализации доведенных до стадии продажи инновационных разработок, так и средства, поступающие от международных фондов и организаций, ведущих целевые программы поддержки реформ в странах СНГ или инвестиционные программы.
Одним из существенных факторов, ограничивающих возможности регионов в продвижении результатов своей деятельности за рубеж, является их слабая информированность о возможностях международного сотрудничества в широком смысле, включая сюда знакомство с организацией инновационного процесса за границей, передовым зарубежным опытом в коммерциализации технологий, и в первую очередь, отсутствие возможности установления личных связей с иностранными партнерами. Для решения данной проблемы целесообразно проведение следующих мероприятий:
• организация информационно-консультационных центров для консультативной и методической помощи при взаимодействии с иностранными партнерами, а также для поиска потенциальных партнеров за рубежом;
• проведение учебных семинаров в России с участием иностранных специалистов для изучения системы организации малого предпринимательства в высшей школе за рубежом;
• организация и проведение выездных семинаров с целью получения непосредственного доступа к зарубежным «ноу-хау» в области коммерциализации технологий, включающих в себя посещение университетов, технопарков, инкубаторов технологий, изучение опыта организации предпринимательской деятельности в западных университетах. По результатам поездок — проведение конференций, направленных на адаптацию полученных знаний к российским условиям.
В рамках направления «Нормативно-правовое обеспечение инновационного предпринимательства и новых экономических структур» будет осуществляться подготовка проектов региональных и межрегиональных нормативно-методических и регламентирующих документов, способствующих успешному функционированию Программы.
ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011
ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011
ИННОВАЦИОННАЯ
На начальном этапе реализации Программы необходимо разработать следующие нормативные документы:
• Положение о порядке организации и проведения работ по программе «Корпоративная инновационная система Агентства стратегических инициатив»;
• Положение об Исполнительной дирекции программы «Корпоративная инновационная система Агентства стратегических инициатив»;
• Положение об инновационных проектах программы «Корпоративная инновационная система Агентства стратегических инициатив»;
• типовой договор об инвестиционной деятельности;
• примерное положение о региональной части Программы;
• методики организации работ с инкубационной частью инновационных проектов, заявляемых для финансирования по Программе;
• нормативно-методические материалы по вопросам выявления, защиты и использования объектов интеллектуальной собственности субъектов инновационной деятельности;
• проект базовой модели организационной структуры инновационного предпринимательства в регионе;
• концепция отраслевой корпоративной деятельности по развитию инновационного предпринимательства и отработке механизмов реализации федеральной инновационной политики;
• проект модели межрегиональной зоны научнотехнического сотрудничества вузов и новых экономических структур.
В последующем, в первую очередь, необходимо разработать проекты следующих законов, необходимых для создания комфортного правового поля для инвесторов.
1. Закон о бизнес-плане — определит затратные и доходные части инвестора, покажет экономическую необходимость и окупаемость инновационноинвестиционного проекта, взаимоотношения Правительства и кредиторов, а также доли Правительства, которые будут переданы ему в управление или оценены и проданы инвестору, или иным покупателям этих долей. Одновременно бизнес-план определит величину использования бюджетной строки подтвержденную независимой экспертизой.
2. Закон о целевом использовании кредитов — определит порядок защиты кредитора или инвестора от нецелевого использования выданного кредита, позволит осуществлять меры контроля за использованием выданных средств на конкретный объект инвестирования.
3. Закон о гарантиях Правительства — определит условия предоставления Правительством гарантий инвесторам (кредиторам) и обеспечит сохранность их финансовых вложений в инновационные
процессы, а также механизм контроля за использованием гарантий Правительства.
4. Закон о льготах на реинвестицию капитала в инновации — позволит стимулировать инновационные процессы и развивать экономику государства, реинвестируя капитал в инновации.
5. Закон о долевом участии лиц, вложивших свою интеллектуальную собственность в инновационные проекты.
Организационная структура Программы выстраивается по региональному принципу с координацией и научно-методическим руководством по направлениям. Управление Программой осуществляется по вертикали и горизонтали. Руководство Программой по вертикали осуществляется Головным научно-техническим советом (ГНТС) по Программе и Головными организациями по регионам. По горизонтали координация и научно-методическое руководство осуществляются головными организациями по направлениям Программы. Оперативное управление Программой осуществляет Исполнительная дирекция, функционирующая на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства», созданного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря г. № 2173-р, подписанного Путиным В.В.
Головные организации по регионам (экономическим районам) и направлениям утверждаются решением Головного научно-технического совета (ГНТС).
В качестве Головных организаций по регионам считаем целесообразным предложить следующие, имеющие значительный опыт подобной организационной деятельности:
• по Северо-Западному региону — Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»;
• по Московскому региону — Национальный исследовательский университет Московский энергетический институт;
• по Уральскому региону — Уральский федеральный университет;
• по Дальневосточному региону — Тихоокеанский государственный университет;
• по Поволжскому региону — Самарский государственный аэрокосмический университет (национальный исследовательский университет);
• по Центрально-Черноземному региону — Воронежский государственный университет;
• по Северо-Кавказскому региону — Донской государственный технический университет;
• по Центральному региону — Ивановский государственный энергетический университет;
• по Северному региону — Новгородский государственный университет;
-
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
• по Волго-Вятскому региону — Нижегородский государственный технический университет;
• по Западно-Сибирскому региону — Национальный исследовательский Томский государственный университет;
• по Восточно-Сибирскому региону — Сибирский государственный технологический университет.
Предлагается также назначить Головными организациями по направлениям:
• по направлению «Инновационные проекты» — Некоммерческая организация «Фонд содействия развитию инновационной деятельности высшей школы»;
• по направлению «Новые экономические структуры» — Международный научно-технологический парк «Технопарк в Москворечье» (Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»);
• по направлению «Подготовка и переподготовка кадров для инновационного предпринимательства» — Государственное учреждение «Мос-
ковский городской центр инноваций и высоких технологий»;
• по направлению «Информационно-телекоммуникационные сети наукоемкого бизнеса» — Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» («Информика»);
• по направлению «Инновационное предпринимательство и международное сотрудничество» — Федеральное государственное научное учреждение «Государственный центр «Интерфизика»»;
• по направлению «Вопросы нормативно-правового обеспеченияинновационногопредпринимательства и новых экономических структур» — Российский государственный институт интеллектуальной собственности.
Таким образом, реализация представленного проекта позволит, на наш взгляд, в достаточно короткие сроки создать в стране интегрированный инновационный потенциал, столь необходимый для перехода России на новую экономическую платформу.
Corporate Innovation System of Strategic Initiatives Agency as an important element of the National Innovation System in Russia
A.A. Kharin, Doctor of technical sciences, Professor, Rector, Russian State University for Innovation Technologies and Business
A.V. Rozhdestvenskiy, Doctor of economic sciences, Professor, Russian State University for Innovation Technologies and Business
I.L. Kolensky, Russian State University for Innovation Technologies and Business
I.M. Zarayskaya, Postgraduate student, Russian State University for Innovation Technologies and Business
In the article Authors describe the specific proposals on creation of the Corporate Innovation System, that could become one of the most important elements of the national innovation system. Author’s vision of the purposes of creation of the system and expected results are stated. A mechanism of its creation through the formation of the target program «Corporate Innovation System of Strategic Initiatives Agency», its structure and organization of work on it and its possible administration are offered.
Keywords: The National Innovation System in Russia, the program «Corporate Innovation System of Strategic Initiatives Agency», the structure of the program, the administration of the program.
ИННОВАЦИИ № 9 (155), 2011