УДК 101.1
КОРПОРАТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА УСТРОЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
© Д. Р. Иванова
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел. +7 (347) 250-36-45 E-mail: [email protected]
В статье выявляется смысл понятий «корпорация» и «корпоративная философия», прослеживается их взаимосвязь, рассматриваются экономические и социальные аспекты, а также дается сравнительный анализ этих понятий.
Ключевые слова: корпорация, философия, идеология, корпоративная философия, адаптивная корпорация.
Корпоративная философия имеет свои истоки в культурных недрах Римской католической церкви. Эта философия, как определенная идеология, возникла в конце прошлого столетия как реакция на бурное развитие социалистических учений. В поисках эффективной альтернативы католическая церковь обратилась к идее корпоративизма.
Наряду с развитием корпоративных идей в границах социальной доктрины католиков, подобные идеи стали разрабатываться и в политологии. В 20-ых-30-ых гг. XX в. они нашли свое отражение в концепции корпоративного государства.
К. Маркс замечает, что бюрократы - «иезуиты государства» и его теологи [1], независимо от того исполняют они эту функцию сознательно или бессознательно. Сами чиновники воображают о себе, будто они - хранители «иерархии знания» и «наследственные арендаторы» политического разума [1, с. 271]. В действительности бюрократия как социальное явление есть по своей сущности и цели «мнимое государство наряду с реальным государством» [1, с. 272] , «государство как формализм» [1, с. 272], которое будучи корпорацией, желает своего самосохранения в качестве мнимой, а не действительной силы.
Вследствие этого, подлинный смысл государства - благо всех - представляется бюрократии «противогосударственной целью», посягательством на ее собственные блага. Зло бюрократии прослеживается уже в том, что при данной форме управления все «приобретает двойственное значение: реальное и бюрократическое», равно как и знание.
Развитие духа корпоративизма можно проследить и в области организационно-правовых структур предпринимательства. Первые корпорации, как одна из форм организации хозяйственной деятельности, были созданы в США к середине 19 века в процессе строительства железных дорог. Позже корпорации, как организационно-правовые формы государственных и частных предприятий, получили весьма широкое распространение.
Существенные изменения понятия «корпорация» и «корпоративная философия» претерпели в последние десятилетия. Это связано в первую очередь с теми социально-экономическими сдвигами,
которые и определяют процесс формирования корпоративной философии. Известно, что в мире одновременно развиваются две тенденции: дальнейшая социализация и индивидуализация.
Под социализацией понимается, прежде всего, процесс расширения, углубления и усложнения межличностных отношений в обществе, рост взаимозависимостей. После второй мировой войны значительно изменилась и социальная структура общества. В промышленно развитых странах классовые антагонизмы ушли в прошлое, социальной основой общества стал средний слой. В этих условиях стали формироваться новые мировоззренческие позиции, новая основа для этики и корпоративной философии. Кроме того, учтем и тот момент, что культура коммуникаций с субъектами внешней среды составляет элемент корпоративной культуры, важный фактор формирования имиджа и эффективности социального действия.
В последние десятилетия неизменно возрастают социальные функции предпринимательства, о чем будет подробно рассказано ниже. Сейчас же следует подчеркнуть, что изменение соотношения между экономическими и социальными функциями предпринимательства модифицирует поведение предпринимателя и его отношения с наемными работниками.
Социализация общества в послевоенный период выражается и в социализации государства, усилении его социальных функций. В этот же период идея социального партнерства, которая начала развиваться еще в конце 19 века в лоне Католической церкви, получила практическое воплощение. Механизм взаимодействия рабочих и работодателей при участии государства реализовывался через коллективные переговоры. Это также послужило основой для активного формирования корпоративной философии.
Существенные сдвиги произошли и в менеджменте. Здесь приоритетное значение стало придаваться управлению персоналом, для эффективности которого нужна определенная философская основа. Разные интересы всех участников экономической деятельности возможно объединить для реализации общих целей в рамках корпоративной философии.
Проблема занятости стала играть большую роль. Если раньше противоречия между наемным трудом и капиталом выражались, прежде всего, в определении уровня заработной платы, то сейчас на первый план вышла проблема сохранения уровня занятости.
В этом отношении интересен опыт японских фирм, построенных по принципу «большая семья». В Японии корпоративизм является одной из черт национальной традиции. Именно поэтому японские фирмы столь успешно действуют в современных условиях. Когда фирмы других западных стран только начинали адаптироваться к происходящим социально-экономическим изменениям, японская экономика стремительно развивалась на базе своих цивилизационных основ.
Изменения просматриваются и в формах и методах конкурентной борьбы. Наряду с усилением конкуренции появилась потребность в сотрудничестве, главным образом в образе фундаментальных исследований и разработок, которые фирма не осилит в одиночку. Одновременно происходит и сближение фирм одной отрасли, чтобы усилить свои позиции в борьбе с иностранными производителями, притязаниями административных органов или экспансией других быстроразвивающихся отраслей. Данный факт также служит благоприятной почвой для развития корпоративной философии.
Формирование корпоративной философии в определенной степени связано и с растущей глобализацией экономических отношений. Результатом этого процесса стало появление транснациональных корпораций, в которых участвуют рабочая сила и капиталы самых различных стран. Здесь происходит объединение на базе корпоративных интересов, уже выходящих за национальные рамки.
Интересным явлением стало заключение стратегических альянсов между крупнейшими компаниями мира для совместных инвестиций или повышения эффективности работы определенной отрасли. Сейчас этот процесс затронул и Россию. Примером таких альянсов являются недавние соглашения между такими гигантами как «Газпром» и «Shell», «Онэксимбанк» и «British Petrolium» и т.д. В основе этой политики лежат общие корпоративные интересы.
Процесс индивидуализации также способствует формированию корпоративной философии. Рассмотрим, например, процесс индивидуализации труда, который казалось бы подрывает основу для корпоративной, т.е. групповой или межгрупповой философии. Конечно, индивидуализация труда влечет за собой и индивидуализацию зарплаты. Тем не менее уровень заработной платы в современных условиях зависит не только от индивидуального вклада того или иного работника, а также от эффективности функционирования самого предприятия, отрасли и, наконец, всей национальной экономики. Таким образом, современная корпорация не диктует своим членам некие заданные принци-
пы, является выражением их взаимодействующих индивидуальностей.
Кроме того, при данном уровне рыночных отношений, в центрах мирового развития приоритет отдается не столько материальным, сколько морально-нравственным факторам. Это также во многом объясняет объективные основы формирования корпоративной философии.
Эволюция современной корпорации проанализирована В. Иноземцевым [2, с. 17]. В течение первых трех четвертей прошлого столетия корпорация развивалась под влиянием традиционных факторов, воздействовавших на нее как на институт индустриального общества. Эффективность в этой ситуации определялась снижением издержек и ростом прибыли. Только это обеспечивало выживание компании в жесткой конкурентной борьбе. В условиях, когда цели как собственников компании, так и ее работников являлись в полной мере экономическими, такими же оставались методы деятельности самой корпорации и принципы ее внутренней организации.
Рассматриваемый период может быть разделен на два этапа по степени возможной самореализации человека вне корпорации и в ее рамках [2, с. 20]. С начала столетия и фактически до второй мировой войны творчество не представляло собой значимого фактора производства. Возможности самореализации были весьма ограничены и полностью связаны с потреблением благ, то есть деятельность, осуществляющаяся во время обычно называемое «свободным», имела отношение к росту количества, а не качества потребляемых товаров; материальные потребности еще не удовлетворялись в масштабах достаточных для экспансии новых мотивов и стимулов. В результате примитивные и ограниченные формы творческой деятельности вне производства дополнялись полным подавлением всякой индивидуальности на рабочем месте, где основной целью оставалось обеспечение роста массы выпускаемых благ, а основными средствами достижения оказывались тейлоризм и конвейерная система. Индустриализм достиг в те годы своих наиболее полных и завершенных форм, приближаясь к естественному пределу, этот подтвердил экономический кризис конца 20-х годов XX в.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что подлинная цель государства - благо всех -представляется корпорации часто «противогосударственной целью», посягательством на ее собственное благо. Зло корпорации прослеживается уже в том, что при данной форме управления все «приобретает двойственные значения: реальное и бюрократическое», равно как и знание становится двойственным - реальным и корпоративным.
Между тем, основанием существования корпоративной философии выступает тот факт, что человек в рабочее время трудится ради того, чтобы получать возможность весьма ограниченного удовлетворения своих творческих возможностей.
Сегодня возникает качественно новый тип организационной деятельности. Он имеет два принципиальных преимущества. С одной стороны, наиболее полно используется стремление творческих работников к нововведениям, а с другой - само стремление к участию в управлении общественными процессами проистекает не из политической идеологии, а из признания того факта, что система в ее сегодняшнем виде совершенно не способна эффективно реагировать на быстро меняющуюся обстановку [3, с. 130].
С другой стороны, небольшая мобильная группа представляется наиболее адекватной формой взаимодействия творческих личностей. Внутри нее легче всего возникают уравновешивающее индивидуалистические мотивы, чувство коллективного действия, быстро формируются специфические мотивационные творческие ориентации и этические ценности, в результате чего «изначальное моральное единство обеспечивает основу для взаимного доверия между членами общества [4, с. 26].
В подобных условиях корпорациям приходится предпринимать радикальные меры по модернизации своей структуры с целью приспособления к меняющимся условиям. Справедливым в этом отношении является предложенный А. Тоффлером термин «адаптивная корпорация», подчеркивающий гибкий характер ее рыночного поведения и ее внутренней организации.
В настоящее время корпорации являются главным источником как экономического, так и социального прогресса. В условиях, когда центральная сфера самореализации человека - не свободное время, а основная деятельность - развитие производственных отношений и новые принципы их организации становятся наиболее полным отражением социального, культурного прогресса.
Все вышеописанные социально-экономи-
ческие сдвиги последних десятилетий служат объективной базой для формирования корпоративной философии.
Попробуем, наконец, более четко определить само понятие «корпоративная философия». Корпоративная философия - это форма общественного сознания, присущая как предпринимателям, так и наемным работникам, которых объединяют общие цели их профессиональной деятельности.
Корпоративная философия в нашем понимании существенно отличается от марксистской интерпретации социальных отношений. С точки зрения марксизма философия неотделима от идеологии определенного класса. Не вдаваясь в смысловые тонкости самих понятий «философия» и «идеология», попытаемся в самых общих чертах показать различия между тем, что мы называем «корпоративной философией» и марксистской «классовой философией» или «классовой идеологией».
Ключевое место в классовой философии занимают экономические и социальные интересы опре-
деленного класса. В то же время, наряду с этими аспектами, в корпоративной философии в большей мере присутствуют социокультурные интересы, этика, национальные традиции и т.п.
Классовая философия более монолитна по своей природе, корпоративная философия более разнородна. Существенные различия существуют и внутри предпринимательского слоя, в котором можно выделить малый и средний бизнес, крупный капитал. Свое влияние на корпоративную философию оказывает отраслевая и региональная специфика. Все это дает основание представить корпоративную философию как особую форму общественного сознания и в тоже время как философию искусства устроения человеческих взаимоотношений.
Корпоративная философия коренится в особом отношении к индивидуальному. Такая философия делает процесс познания и понимания индивиду -альной жизни достаточно сложным.
Корпоративный дух заключается как в воспроизводстве индивидуальной жизни социальной структурой средневекового общества, так и в его способности развития, формирования «индивидуальной жизни». Корпоративность состоит не в отсутствии возможностей для отдельных индивидов действовать в социальной жизни своевольно, индивидуально. Такое отношение к жизни исключает ее понимание как процесса и на данной основе отношение к индивидуальному, как просто феноменальному, а не ценностному для социокультурной жизни вообще.
В заключение настоящей работы можно сделать следующие выводы. 1. Корпорация представляет собой организацию с большой численностью работающих. Для корпорации весьма характерно формирование организационной культуры. 2. В качестве немаловажного аргумента для внимания к корпоративной философии выступает то обстоятельство, что корпорации в настоящее время занимают лидирующее положение в экономике и культуре страны, а тем самым оказывают значительное влияние не только на экономику, но и на политику и социальную, духовную жизнь. 3. Любые проявления духовной жизни социальной организации могут быть рассмотрены как отражения ее культуры, возникновение которой во многом связано с идеей корпоративной философии, которая отталкивается в своем формировании от той идеи, что каждый человек обладает определенной идентификацией, мнением о самом себе, равно как и определенным имиджем - мнением, сложившимся о нем у других людей. Отсутствие гармонического сочетания между идентификацией социальной организации и ее имиджем может явиться препятствием на пути к успеху корпорации. 4. Можно провести некую параллель между духом корпоративной идентификации и такими характеристиками человека, как уровень культуры, как система нравственных, моральных ценностей человека. 5. Определение целей социальной организации есть важный нрав-
ственный выбор, который основан на системе ценностей корпорации. У одних организаций (компаний) корпоративная философия зафиксирована документально (в виде основных направляющих корпоративных принципов), у других - эта деятельность существует на неосознанном уровне. Поэтому разработка идеи корпоративной философии -первый и необходимый шаг на пути к созда -нию организационной духовной культуры. 6. Корпоративные коммуникации есть наиболее сложный и многообразный аспект корпоративной идентификации. В него включаются различные виды социальной организации. То, что сообщает
организация также важно, как и то, как она это сообщает. И то, и другое является важным в процессе формирования впечатлений и самого отношения к социальной организации всех тех, с кем эта организация имеет дело.
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: 2-е изд. Т.1. М.: Издательство политической литературы, 1981. 723 с.
2. Иноземцев В. Л. Творческие начала современной корпорации // Мировая экономика и международные отношения. 1997. №11.
3. Toffler A. The Adaptive Comparation., 1985. P. 130.
4. Fukujama F. Trust. N.-Y. 1996. P. 26.
Поступила в редакцию 19.01.2010 г. После доработки — 21.03.2010 г.