Научная статья на тему 'КОРОТКО ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ И СБОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

КОРОТКО ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ И СБОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
368
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЗБЕКСКАЯ МУЗЫКА / КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА / А. ЗАТАЕВИЧ / В.А.УСПЕНСКИЙ / Ю. РАЖАБИЙ / ЦЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / UZBEK MUSIC / CULTURE / NATIONAL MUSIC / A. ZATAYEVICH / V.A. USPENSKIY / YU. RAJABIY / VALUABLE INFORMATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Умаров Бахтиёр Шовкатович

Музыкальная культура узбекского народа имеет многовековую историю, народ определился в деятельности многих музыкантов и поколения певцов, и проклятие профессиональной музыки в традициях огзаки свидетельствует об этом факте. Памятники материальной культуры подтверждают, что на территории современного Узбекистана существовала древняя цивилизация, которую создали предки народов Средней Азии. Археологические данные, произведения изобразительного искусства - миниатюры, новые исследования востоковедов и, наконец, переводы музыкальных трактатов ученых Средней Азии помогают нам представить себе исторический процесс развития музыкальной культуры узбекского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTION OF NATIONAL MUSIC OF THE PEOPLES OF CENTRAL ASIA AND FROM THE HISTORY OF THE STUDY

The musical culture of the Uzbek people has a long history, the people have determined the activities of many musicians and generations of singers, and the curse of professional music in the traditions of oghzaki testifies to this fact. Monuments of material culture confirm that there was an ancient civilization on the territory of modern Uzbekistan, which was created by the ancestors of the peoples of Central Asia. Archaeological data, works of fine art - miniatures, new studies of Orientalists and, finally, translations of musical treatises of Central Asian scientists help us to imagine the historical process of development of musical culture of the Uzbek people.

Текст научной работы на тему «КОРОТКО ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ И СБОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

КОРОТКО ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ И СБОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Умаров Б.Ш. Email: [email protected]

Умаров Бахтиёр Шовкатович- преподаватель, кафедра национального пения, Государственный институт искусства и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: музыкальная культура узбекского народа имеет многовековую историю, народ определился в деятельности многих музыкантов и поколения певцов, и проклятие профессиональной музыки в традициях огзаки свидетельствует об этом факте. Памятники материальной культуры подтверждают, что на территории современного Узбекистана существовала древняя цивилизация, которую создали предки народов Средней Азии. Археологические данные, произведения изобразительного искусства -миниатюры, новые исследования востоковедов и, наконец, переводы музыкальных трактатов ученых Средней Азии помогают нам представить себе исторический процесс развития музыкальной культуры узбекского народа.

Ключевые слова: узбекская музыка, культура, национальная музыка, А. Затаевич, ВА.Успенский, Ю. Ражабий, ценная информация.

COLLECTION OF NATIONAL MUSIC OF THE PEOPLES OF CENTRAL ASIA AND FROM THE HISTORY OF THE STUDY

Umarov B.Sh.

Umarov Bahtiyor Shovkatovich - Teacher, DEPARTMENT NATIONAL SINGING, STATE INSTITUTE OF ART AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the musical culture of the Uzbek people has a long history, the people have determined the activities of many musicians and generations of singers, and the curse of professional music in the traditions of oghzaki testifies to this fact. Monuments of material culture confirm that there was an ancient civilization on the territory of modern Uzbekistan, which was created by the ancestors of the peoples of Central Asia. Archaeological data, works of fine art - miniatures, new studies of Orientalists and, finally, translations of musical treatises of Central Asian scientists help us to imagine the historical process of development of musical culture of the Uzbek people.

Keywords: uzbek music, culture, national music, A. Zatayevich, V.A. Uspenskiy, Yu. Rajabiy, valuable information.

УДК 781.7

Наши востоковеды, выявившие многие черты античной культуры в Древней Средней Азии, показали своеобразие ее познания, наличие местных черт в музыкальных инструментах, таких как най, уд, доира и др. То, что местные традиции смешиваются с традициями греческих, индийских и других народов, является одной из особенностей культуры того времени. Имя Борбада, которое прославилось на весь Восток и позже изображает Восточную литературу, было знаменитым. В начале VII века Борбад, живший в городе Марв, служил во Дворце Хисрав Парвиз, династии иранских Сасанидов. По мнению историков, Борбад умел сочинять исторические песни, гимны и песни о победах военных. Великий поэт Азарбайджана Низами в своём дастане «Хисрав и Ширин» писал о Борбаде, о том, что его искусство оказало необычайно сильное влияние на слушателей. Многие памятники изобразительного

искусства дают сведения об оружии этого периода и традициях в присутствии музыки. Яркие узоры, найденные в Древнем Панджикенте, говорят о том же. В нем танцевальная сцена с аккомпанементом двустороннего барабана и дойры, а также яркий образ исполнения женщиной обрядового танца на похоронах в керамической чаше также интересны. На серебряном блюде изображен охотничий пейзаж, застолье с пением и танцами.

Теоретические взгляды Восточных учёных формировались на основе музыкальной практики, и они оставили ценную информацию о статусе музыкальных инструментов в социуме. Можно найти информацию о музыкальных инструментах и их исполнении в древних научных произведениях, как «Китаб ал мусика ал кабир» («Большая книга о музыке») Абу Наср Мухаммад Фаргоний (873-950), «Китоб ум шифа» («Книга о лечении») отдел о музыке Абу Али ибн Сина (980-1037), «Ключ к знаниям» Аль Хорезми (Х век), «Книга о превосходстве» или «Шарафия» Сафиуддин Урмавий (1216-1294), «Книга о музыке» Абдурахмон Жомий (1414-1492) [1].

Как видно из приведенных выше сведений, Центральная Азия приобрела увлекательную национальную музыку с очень древних времен. И это, конечно, привлекло внимание ученых-этнографов в 19-20-х веках. На самом деле, даже до этого интерес к Центральной Азии со стороны разных частей света был очень силен. Простой пример тому удивительные рукописи Клавихо, посетившего Среднюю Азию во времена правления Амира Темура. Он подчеркивал не только построенные памятники, но и красоту и своеобразие традиций национальной музыки и исполнительских стилей. В 19-20-х веках жили несколько учёные и благодаря их интересу к среднеазиатской культуре, национальной музыке, песням, появились многочисленные, даже многолетние этнографические экспедиции, которые освещали, систематизировали и публиковали национальную музыку. Среди них были А. Затаевич, Г.С. Виноградов, В.А. Успенский, В.М. Беляев и другие учёные. Давайте остановимся на нескольких этнографических экспедициях, которые они предприняли.

А. Затаевич начал жить в Оренбурге с 1920 года и посвятил свою творческую деятельность главным образом сбору, написанию и систематизации казахской народной музыки. Он записал более 2300 образцов музыкального фольклора. Сборники «1000 песен казахского народа» («1000 песен казахского народа») и «500 казахских песен и песен» («500 казахских кюев и песен»), родившиеся в результате поисков Затаевича, можно назвать антологией музыкального фольклора казахского народа, который издревле жил до 1930 года. Среди его научных работ-творческие характеристики таких народных композиторов, как Абай Кунанбаев, Курмангази Сагирбаев, Биржан Кожагулов, Джаяу Муса Байжанов, Даулеткерей, Балуан Шолак, Мухит, Ибрай, а также известных народных исполнителей, как Амре Кашаубаева, Габбаса Айпаева, Кали Байжанова и др. Третий том музыкальной энциклопедии Затаевича, на которую должны были занесены записи из юго-восточных и южных областей Казахстана, не была издана, и данная рукопись хранится в Центральной научной библиотеке. С 1918 года В.А. Успенский жил и работал в Ташкенте, изучал музыкальную культуру Средней Азии. В то же время, несмотря на печальные и очень тяжелые условия своей жизни, он провел восемь этнографических экспедиций по Средней Азии. По результатам собранных данных он составил несколько комплектов нот по узбекской, туркменской и таджикской национально-традиционной музыке. В 1932 году в городе Бухаре Успенский впервые записал ноты Шашмакома с помощью таких музыкальных инструментах, как танбур и усул. «Шашмаком» был издан в 1924 году. Поскольку он записал более 350 музыкальных произведений и создал среди них музыку к народным песням и музыкальным инструментам, то в 1925-1929 годах провел три фольклорные экспедиции в Туркменистан. В 1931 году он возглавил музыкально-этнографическую экспедицию в Ферганскую долину и написал произведение узбекской народной музыки. В 1932-1949 годах в Ташкентском

институте искусств кафедра музыки занималась изучением музыкально-этнографических исследований и преподавал студентам Ташкентской консерватории.

В собрании узбекского музыкального наследия услуги Ю. Раджаби также невероятно обширны. Он начал собирать мелодии и песни, макомы с 1935 года. Отсюда и результат работы Е. Романовской, А. Акбаровых, созданной в 1939 году в сборнике «Узбекские народные песни» были ноты 29 песен, сделанных Ю. Раджаби. В 1955-1959 годах Ю. Раджаби издал (под редакцией Й. Акбарова) книгу «Узбекская народная музыка», которая состоит из 5 томов и в которую вошли около тысячи узбекских (несколько таджикских, уйгурских) песен разных жанров, Бухарские Шашмакомы, Ташкентские, Ферганские макомные песни, песни Хамзы, произведения десятков композиторов. В результате длительной работы с макомным ансамблем, в 1966-1974 годах (под редакции Ф. Караматова) подготовлено новое издание книги «Шашмаком» в 6 томах. Работа «Взгляд на музыкальное наследие» опубликованная в 1978 году, которая объясняет вышеперечисленные книги, стала важным руководством в изучении методов исполнительства макомистов.

В 1958 году Юнус Раджаби активно участвовал в организации ансамбля «Маком» при узбекской телекомпании и возглавил его. Юнус Раджаби разыскивал обладателей уникальных голосов в нашей стране, музыкантов и приглашал их на работу, в течение нескольких лет обучал их секретам исполнительского искусства узбекского национального макома и в результате ему удалось записать наши узбекские национальные песни на магнитные ленты. Это духовное мужество, которое Юнус Раджаби проявил к своей родной земле, было всемирным событием научного и культурного значения [2].

Сбор и изучение национальной музыки народов Центральной Азии - один из важнейших вопросов, которым сегодня занимается наша молодежь. Развитие современных технологий, существование процессов, которые отвлекают умы молодежи, интерес к таким историческим источникам, поиск образцов из национальной музыки разных народов, поиск информации и тому подобное на научные исследования, молодежь смотрят несколько вяло. Конечно, в этой связи считаю важным уделить особое внимание данному вопросу в процессе подготовки специалистов, обладателей научного потенциала высших учебных заведений.

Список литературы /References

1. Вахидов Ю.К. «Древние инструменты, перечисленные в древних рукописях».

«Проблемы современной науки и образования». № 3 (148), 2020.

2. Ражаби Ж.Х. «Молодое поколение Шашмакома. «Вестник науки и образования».

№ 13 (91), 2020 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.