Научная статья на тему 'Коронации российских императоров XVIII В. И их отражение в изобразительном искусстве'

Коронации российских императоров XVIII В. И их отражение в изобразительном искусстве Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1010
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКИЕ ИМПЕРАТОРЫ / XVIII В / КОРОНАЦИИ / КОРОНАЦИОННЫЕ АЛЬБОМЫ / ГРАВЮРЫ / РИСУНКИ / АКАДЕМИЯ НАУК / THE RUSSIAN EMPERORS / THE XVIII CENTURY / THE CORONATIONS / THE CORONATION ALBUMS / THE ENGRAVINGS / THE DRAWINGS / THE ACADEMY OF SCIENCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стецкевич Елена Сергеевна

В статье рассматриваются особенности отражения коронационных торжеств российских императоров XVIII в. в произведениях изобразительного искусства. Анализируется вклад Академии наук в создание коронационных альбомов Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и коронационных рисунков других императоров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crownings of the Russian Emperors of the XVIII Century and their Reflection in the Fine Arts

The article deals with the different aspects of the reflectio n o f th e russia n coronatio n ceremonies of the XVIII century in fine arts. The author analyses the process of creation of coronation albums of empresses Anne and Elisabeth, other emperors, and the role of Academy of Science in the formation of albums and coronation drawings.

Текст научной работы на тему «Коронации российских императоров XVIII В. И их отражение в изобразительном искусстве»

Е. С. Стецкевич E. S. Stetskevich £

Коронации российских императоров i XVIII в. и их отражение i

в изобразительном искусстве i

Crownings of the Russian Emperors of the XVIII Century and their Reflection in the Fine Arts

Стецкевич Елена Сергеевна Stetskevich Elena Sergeevna

Северо-Западный институт управления — North-West Institute of Management — branch

филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) of the Russian Presidential Academy of National

Доцент кафедры истории и мировой политики Economy and Public Administration (Saint-Petersburg)

Кандидат исторических наук, доцент Associate Professor of the Chair of History and World

esstetskevich@yandex.ru Policy

PhD in History, Associate Professor esstetskevich@yandex.ru

РЕФЕРАТ

В статье рассматриваются особенности отражения коронационных торжеств российских императоров XVIII в. в произведениях изобразительного искусства. Анализируется вклад Академии наук в создание коронационных альбомов Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и коронационных рисунков других императоров.

ABSTRACT

The article deals with the different aspects of the reflection of the russian coronation ceremonies of the XVIII century in fine arts. The author analyses the process of creation of coronation albums of empresses Anne and Elisabeth, other emperors, and the role of Academy of Science in the formation of albums and coronation drawings.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

российские императоры, XVIII в., коронации, коронационные альбомы, гравюры, рисунки, Академия наук

KEY WORDS

the Russian emperors, the XVIII century, the coronations, the coronation albums, the engravings, the drawings, the Academy of Sciences

Из восьми императоров, занимавших российский престол в XVIII в., коронованы были шестеро — Екатерина I как супруга Петра Великого, Петр II, Анна Ио-анновна, Елизавета Петровна, Екатерина II и Павел I. Церемонии их коронаций в той или иной степени отражены в произведениях изобразительного искусства — рисунках, гравюрах, живописных полотнах и специальных коронационных альбомах. Материалы, раскрывающие различные аспекты подготовки коронационных рисунков, пока еще мало введены в научный оборот, поэтому даже в

новейших публикациях встречаются неточности и ошибки. Прежде всего они обусловлены недостаточной информированностью о процессе создания в стенах Академии наук коронационных альбомов Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны и рисунков коронаций других монархов.

После коронации Екатерины I в России было издано первое описание состоявшейся церемонии — «Описание коронации Ее Величества Императрицы Екатерины Алексеевны, торжественно отправленной в Царствующем граде Москве 7 Майя 1724 году» (СПб., 1724 г.;

< М., 1725 г.). Книга содержала только н текстовое описание и не сопровож-^ далась иллюстрациями. Тем не менее ^ известны две гравюры, созданные по ^ случаю данного события. Во-первых, это ^ конклюзия И. Ф. Зубова (1677 — после о 1744), выполненная по заказу ректо-о ра Славяно-греко-латинской академии Г. Вишневского и поднесенная императрице в день ее коронации в Грановитой палате. Гравюра создавалась до коронационных торжеств и, конечно, не могла отражать реалии состоявшейся в Успенском соборе церемонии, хотя ее главные участники — Петр I и Екатерина I — на гравюре представлены. Она служила напоминанием не только о самом акте коронации, но также о диспуте, состоявшемся в Славяно-греко-латинской академии по случаю коронации [15, стб. 760; 24, с. 102-103]. Вторая гравюра была создана А. Ф. Зубовым (1682 — после 1749) по заказу Святейшего Синода в 1725 г. и представляла собой изображение царицы в рост, в короне, с державой и скипетром в окружении 59 портретов предшествующих монархов от Рюрика до Петра I [Там же, стб. 753-754].

Еще меньшее отражение в графике получила коронация Петра II, состоявшаяся 25 февраля 1728 г. Единственная гравюра, косвенно связанная с коронацией, была выполнена И. Ф. Зубовым в Москве и преподнесена Петру II в день его тезоименитства библиотекарем В. Ки-прияновым 19 июня 1728 г., т. е. спустя 4 месяца после события. Над изображенным на гравюре поясным портретом императора, в мантии и орденской цепи, ангелы держат корону. Под портретом расположена подпись: по случаю «благополучнейшего Вашего Величества коронации в Москве сего 1728 года февраля 25 дня» [16, стб. 1753]. Однако попытки зафиксировать визуальными средствами вторую императорскую коронацию все же были предприняты.

Известная петербургская исследовательница русской графики XVIII в. М. А. Алексеева указала на существование рисунков, отражающих ключевые

моменты коронации Петра II: въезд императора в Москву, коронационную процессию в Кремле и церемонию коронации в Успенском соборе. Они были выполнены архитектором и художником польского происхождения Хр. Марселиусом (1656 — после1730) [3, с. 233].

Деятельность Марселиуса в России в документальных источниках отражена крайне скудно. Он прибыл в Санкт-Петербург в 1724 г. и с 1725 г. работал в стенах Академии наук [9, с. 66, 95-96; 18, с. 33-34]. Своим современникам и потомкам Марселиус известен как создатель девяти перспективных видов Петербурга, на основе которых гравером О. Эллигером (1703 (?)—1735) были выполнены гравюры [14]. Очевидно, в 1728 г. Марселиус был командирован в Москву, во всяком случае документы и свидетельство историографа Академии наук Г. Ф. Миллера подтверждают, что он находился в этом городе в 1729-1730 гг. [9, с. 441; 13, с. 548, 636]. Вследствие того что рисунки Марселиуса выполнялись в Москве, в Академии наук они оказались недостаточно известны. Можно предположить, что впоследствии рисунки должны были быть награвированы и войти составной частью в описание коронации Петра II. Однако этим планам в силу непродолжительности правления императора не суждено было осуществиться — ни описания, ни гравюр, отражающих коронацию Петра II, издано не было.

Первый коронационный альбом, включавший в себя как полное описание коронационной церемонии, так и иллюстрации, в России смогли издать только в начале 1730-х гг., после воцарения Анны Иоанновны. Непосредственное участие в его создании приняли служащие Академии наук. «Описание коронации Ея Величества Императрицы и Самодержицы всероссийской, Анны Иоанновны, торжественно отправленной в царствующем граде Москве, 28 апреля 1730 году» было издано на двух языках. Русское издание датировано 1730 г., имеет 14 листов иллюстраций, местом издания указана Москва. Немецкое издание было отпечатано

в Петербурге в 1731 г. и имеет 15 листов иллюстраций [3, с. 235].

О своем участии в работе над коронационным альбомом Академия наук была оповещена в октябре 1730 г. В. Н. Татищевым, который получил устный указ от самой императрицы и в письме, адресованном в Академию, ссылался на соответствующее решение Сената [9, с. 642-644]. Во время коронации Татищев был обер-церемониймейстером, поэтому мог проконтролировать работу по созданию коронационного альбома. Предполагалось, что описание коронации Анны Иоанновны будет издано на трех языках — русском, французском и немецком — с целью раздачи послам и отправки к иностранным дворам [Там же, с. 659, 664]. Тираж издания на русском языке был весьма значительным — 1200 экз., в том числе 50 экз. предполагались для подношения самой императрице [Там же, с. 663; 10, с. 135]. Книгу печатали в Москве, но все гравюры должны были выполнить в Академии наук, отпечатать в Петербурге, часть здесь же иллюминовать (раскрасить акварельными красками. — Е. С.), затем переправить в Москву для переплетения [Там же, с. 645-646].

Небольшими порциями Татищев присылал рисунки в академию, комментируя их недочеты: процессия коронования «за поспешностью рисующего в лицах и телах весьма неискусна», лента ордена Андрея Первозванного нехорошо оттенена, «сосуд (для хранения мира. — Е. С.) в краткости отделать не успели» [Там же, с. 642, 647-648, 666]. В необходимых местах давались словесные описания, что следует сделать, вплоть до указания, где расположены бриллианты на кресте ордена Александра Невского и сколько в них карат [Там же, с. 643]. В Академию были доставлены портрет императрицы, рисунки коронационных регалий, основных сцен коронования, мест, где она происходила, фейерверка, иллюминации и пр. [Там же, с. 647-648, 659, 660-662, 666, 677-678]. Консилиум самых сильных работавших на тот момент в Академии мастеров — граверов Х. А. Вортма-на (1692-1760), Эллигера и художника

Г. Гзелля (1673-1740) — обсудил рисунки < и единодушно признал, что они несо- ^ вершенны и их надлежит заново сделать, ^ «ежели от той работы честь иметь» [Там ^ же, с. 642, 656]. ^

Авторы рисунков, по которым выпол- X нялись гравюры, определены только в о нескольких случаях. Портрет императри- о цы был нарисован придворным живописцем Л. Каравакком (1684-1754) [Там же, с. 663]. Автора изображения коронационной процессии указала М. А. Алексеева, опубликовавшая сведения о существовании соответствующего рисунка Марселиуса. В процессе работы над гравюрой он был изменен Эллигером. Эллигер также стал автором рисунка и исполнителем гравюры с изображением фейерверка [3, с. 233-234].

Над гравированием работали Вортман, Эллигер и ученики Гравировальной палаты — И.А. Соколов (1717-1757), Г. А. Качалов (1711/1712-1759), Ф. А. Бернц (1709-1760), Ф. Е. Маттарнови (17141742), которые таким образом осваивали мастерство гравера [17,стб. 59-60, 323324, 432-433, 945; 1, с. 73-74]. Создание больших гравюр потребовало нескольких месяцев работы. Татищев постоянно торопил, предостерегал, «чтоб умедление не навело на академию гнева», ссылался на то, что императрица часто «изволит спрашивать» [9, с. 680, 682-683].

Иллюминовка пяти экземпляров для императорской семьи и некоторых гравюр к немецкому изданию была выполнена в Академии наук, остальные должны были иллюминовать в Москве [10, с. 135]. До сих пор сведений о конкретных исполнителях этих работ не обнаружено, но напомним, что ученики Гравировальной палаты и воспитанники художников Гзеллей прекрасно владели техникой акварели и вполне могли участвовать в иллюминовании гравюр [19, с. 49-50].

Переплетные работы были завершены в сентябре 1732 г., таким образом, на создание первого иллюстрированного коронационного альбома понадобилось полных 2 года. Фактически это была первая столь ответственная работа для двора, где Академия наук могла се-

< бя проявить. Причем академии в лице н И. Д. Шумахера приходилось проявлять ^ чудеса изворотливости, поскольку денег ^ на покупку бумаги и типографской краски ^ Сенат не выделял. Шумахер покупал или ^ доставал необходимое в долг, а счета о затем отправлял в Сенат [9, с. 665, 680]. о Спустя 10 лет после завершения раИ бот над коронационным альбомом Анны Иоанновны в Академию наук в ноябре 1742 г. поступил не менее ответственный заказ на создание коронационного альбома императрицы Елизаветы Петровны. На этот раз все работы по созданию альбома выполнялись в одном месте — в Петербурге. Как и в первый раз, в академию были доставлены из Москвы рисунки, выполненные во время коронации в Москве «командой» архитектора И. Ф. Мичурина (1700-1763), и образец листа, определивший размер будущей книги1. Весь процесс подготовки коронационного альбома курировал генерал-прокурор Сената Н. Ю. Трубецкой, бывший во время этой коронации верховным маршалом [21, с. 142].

Предполагалось, что 49 таблиц иллюстраций альбома отразят практически все моменты коронационных торжеств, включая въезд императрицы в Москву, а также дадут представление о коронационных императорских регалиях, количество которых на этот раз было увеличено — в их число вошли государственные знамя, меч и печать. Описание коронации планировали издать на четырех языках — русском, немецком, французском и латинском. К переводу описания и редактуре текста были привлечены академические профессора [20, с. 435].

Первыми приступили к работе академические граверы, поскольку изначально предполагалось, что все гравюры будут выполнены точно в тех же размерах и виде, в каком оригинальные рисунки были сделаны в Москве2. Грави-

1 Санкт-Петербургский филиал Архива Российской академии наук (СПФ АРАН). Ф. II. Оп. 1. Ед. хр. 230; Там же. Ф. 3. Оп. 1. Д. 71. Л. 8.

2 Там же. Ф. 3. Оп. 1. Д. 71. Л. 8.

рование вновь продвигалось медленно. Во-первых, не все рисунки, присланные из Москвы, были выполнены достаточно хорошо, во-вторых, сама академия находилась на грани финансового краха, не получая финансирования.

В конце 1743 г. вновь был составлен совет из академических мастеров — художника И. Э. Гриммеля (1703-1758), архитектора И. Я. Шумахера (1701-1767) и профессора Я. Штелина (1709-1785). Они обсуждали, какие исправления необходимо внести в рисунки, вследствие чего многие из них были перекомпонованы и перерисованы. Каждое решение консилиума подлежало одобрению Трубецкого, настаивавшего на максимальной точности создаваемых иллюстраций [11, с. 986-987, 994-1001; 12, с. 36-42]. Гриммелю было поручено сделать новые композиции «вшествия» императрицы в Москву, шествий в Успенскую соборную церковь, в Грановитую палату, из Кремлевского дворца в Аннингофский зимний дом [18, с. 110]. Другие иллюстрации в коронационном альбоме были выполнены по рисункам И. Ф. Мичурина, И. Я. Шумахера, Б. Б. Растрелли, Л. Каравакка [6, с. 75; 8, с. 19].

Одновременно с доработкой рисунков в Академии наук создавали гравюры. В этих работах приняли участие мастера Гравировальной палаты И. Штен-глин (1710/1715-1776), Х. А. Вортман; подмастерья И. А. Соколов и Г. А. Качалов; ученик И. Келлер (?-1750), а также гравер М. Нехорошевский [1, с. 78]. Иллюминовка гравюр проводилась в соответствии с «образцовым» коронационным альбомом, раскрашенные гравюры которого уже были представлены на суд Елизаветы Петровны. Этот альбом был передан в Академию наук осенью 1744 г.3 [20, с. 445]. В иллюми-новании гравюр приняли участие архитектор Шумахер, художники Гриммель и И. В. Люрсениус (1704-1771), подмастерье Анд. А. Греков (1711-1791), гравер И. Штенглин (1710/1715 — по-сле1776) и др. [18, с. 111].

3 Там же. Ф. 3. Оп. 1. Д. 71. Л. 204-207.

Полностью — «в переплет» — книга была готова к январю 1745 г.1. Тираж «Обстоятельного описания торжественных порядков... коронования... императрицы Елисавет Петровны... 25 апреля 1742 года» (СПб., 1744 г.) на русском языке с иллюстрациями составил 650 экземпляров, на немецком языке с иллюстрациями — 325 экз. Подготовка коронационной книги к изданию, учитывая перевод ее текста на иностранные языки, была оценена в колоссальную для XVIII в. сумму — 15 368 руб. [12, с. 754-756].

Коронация Екатерины II состоялась 22 сентября 1762 г. в том же порядке, в каком прошла предшествующая церемония Елизаветы Петровны. Даже верховным маршалом коронации по-прежнему был назначен Н. Ю. Трубецкой. В Москву для фиксации коронационных торжеств была отправлена группа художников под руководством подполковника А. И. Све-чина(?-1796). Коронационные рисунки, выполненные «командой» Свечина, пока не обнаружены в архивах [4, с. 186]. Тем не менее коронация Екатерины II зафиксирована в рисунках французского мастера Ж. Л. де Велли (Девельи) (ок. 1730 — после 1780), работавшего в Академии художеств, основанной И. И. Шуваловым [7, с. 79]. По распоряжению императрицы де Велли присутствовал в Успенском соборе, находясь «в способном месте». После коронации сама Екатерина II составила контракт с художником, назначив ему высокое жалованье и поручив составление коронационных рисунков [4, с. 187]. В помощь де Велли был придан признанный мастер видовых и архитектурных рисунков М. И. Махаев (1717-1770), служивший в Академии наук. Де Велли рисовал жанровые сцены и явился автором композиции рисунков. Махаев работал над изображениями интерьеров и видов зданий [6, с. 25].

Шестнадцать коронационных рисунков де Велли — Махаева ныне хранятся в Государственном Эрмитаже. Здесь важно отметить, что в этих рисунках отражены

1 Там же. Ф. 3. Оп. 1. Д. 71. Л. 350.

те моменты церемонии коронации, кото- < рые не изображались в предшествующих ^ коронационных альбомах. Это — чтение ^ Символа веры в Успенском соборе, ^ благодарственная молитва после коро- ^ нации, миропомазание Екатерины II, ее ^ причащение в алтаре Успенского собора, о прием поздравлений после коронования, о парадный обед в Грановитой палате [4, с. 191]. Следует особо подчеркнуть, что рисунки к более ранним коронационным альбомам создавались в России самостоятельно, без подражания каким-либо европейским образцам. Де Велли же в качестве образца использовал иллюстрации коронационного альбома Людовика XV, изданного в 1722 г. [5, с. 25].

Штелин свидетельствовал о том, что по рисункам де Велли должны были «вырезать гравюры для описания коронации... императрицы» [7, с. 79]. Однако рисунки долгие годы хранились в Зимнем дворце в покоях Екатерины II. В конце жизни она отдала распоряжение о создании гравюр на их основе, однако эти работы в XVIII в. не были полностью завершены. Описание коронации Екатерины II было издано лишь в XIX в., тогда же были сделаны отпечатки с гравюр XVIII в. и сделаны копии самих гравюр [15, стб. 863; 4, с. 193-195]. В современной историографии высказываются различные мнения о том, почему коронационный альбом Екатерины II не был издан в годы ее правления. По мнению Р. С. Уортмана, это случилось вследствие дороговизны возможного издания [21, с. 158]. М. А. Алексеева предположила, что причиной стало противоречие между архаичным текстом описания и абсолютно новыми по композиции рисунками [4, с. 239].

Нам представляется, что императрица имела более масштабный замысел — желание отразить свою коронацию не в графике, а в живописных полотнах. На коронации Екатерины II в Москве присутствовал итальянский художник С. Торелли (1712-1780) для создания портрета царицы в коронационном одеянии [2, с. 28]. На портрете, оконченном в 1765 г., императрица изображена в коронационном

< платье, в короне, с державой и скипетром н [7, с. 87]. Ныне портрет хранится в Го-^ сударственном Русском музее. В 1777 г.

Торелли закончил полотно «Коронование ^ Екатерины II», основой для которого по-^ служил рисунок де Велли «Чтение благо-о дарственной молитвы после коронования о Екатерины II» [Там же, с. 89; 2, с. 31]. И Эта картина сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее.

Коронация Павла I, состоявшаяся 5 апреля 1797 г., также была отражена в живописном произведении, но официального описания и этих коронационных торжеств в XVIII в. напечатано не было. Полотно моравского художника М. Ф. Квадаля (1736-1808) «Коронация Павла I и Марии Федоровны» в настоящий момент хранится в Саратовском государственном художественном музее имени А. Н. Радищева. Предполагают, что Квадаль, имевший широкую известность в Европе, приехал в Россию в 1797 г. по приглашению Павла I специально для того, чтобы отразить момент коронации императора. Сюжетом для картины стала сцена коронования Марии Федоровны Павлом I1.

1 Пашкова Л. В. Эти прошлые лица на отцветшем большом полотне... Малоизвестная картина М. Ф. Квадаля «Коронация Павла I

Подводя итоги, следует отметить, что в XVIII в. в России была заложена традиция создания коронационных альбомов, отражающих эту важную для императоров церемонию в текстовом описании и изображениях. Были опубликованы описания коронаций Екатерины I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Два последних описания сопровождались гравированными иллюстрациями. Коронации Петра II, Екатерины II и Павла I зафиксированы в произведениях изобразительного искусства, но, к сожалению, коронационных альбомов этих монархов в XVIII в. издано не было. Академия наук, являвшаяся крупным художественным центром в первой половине XVIII в., принимала активное участие в подготовке коронационных альбомов. Во второй половине столетия коронационные торжества находят свое отражение не только в графических, но и в живописных произведениях.

и Марии Федоровны» // Материалы II Бого-любовских чтений: [Электронный ресурс]. Ш_: http://ogis.sgu.ru/ogis/bogo/mat2/mat2-4.html (дата обращения: 11.03.2013).

Литература

1. Алексеева М. А. Гравировальная палата Академии наук // Русское искусство XVIII века: Материалы и исследования. М., 1968.

2. Алексеева М. А. Жан Луи Девельи, его помощник Михайло Махаев и Стефано Торелли: «Коронация Екатерины II в Успенском соборе» // Страницы истории отечественного искусства. Х-ХХ век. Вып. III. СПб.: ГРМ, 1997.

3. Алексеева М. А. Изображения коронационных и погребальных церемоний XVIII в., изданные и неизданные альбомы // Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. XXVI. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998.

4. Алексеева М. А. Михайло Махаев — мастер видового рисунка XVIII века. СПб.: Журнал «Нева», 2003.

5. Алексеева М. А. Художник Жан Луи Девельи (1730-1804) // Вопросы теории и истории русского искусства второй половины XVIII века. СПб., 1997.

6. Гравировальная палата Академии наук XVIII века: Сб. док-тов / Сост.: М. А. Алексеева, Ю. А. Виноградов, Ю. А. Пятницкий. Л.: Наука, 1985.

7. Записки Я. Штелина об изящных искусствах в России: В 2 т. / Сост., пер. с нем., вступ. ст., предисл. к разделам и примеч. К. В. Малиновского. М.: Искусство, 1990. Т. 1.

8. Маркова Н. Об истории создания коронационного альбома императрицы Елизаветы Петровны // Третьяковская галерея. 2011. № 1 (30). С. 5-21.

9. Материалы для истории императорской Академии наук: В 10 т. СПб., 1885-1900. Т. 1.

10. Материалы для истории императорской Академии наук: В 10 т. СПб., 1885-1900. Т. 2.

<

CL

>

> X

ct

X CL

О О

References

1. Alekseeva M. A. Engraving chamber of Academy of Sciences // Russian art of the XVIII century: Materials and researches. M., 1968.

2. Alekseeva M. A. Jean Louis Develii, his assistant Mikhaylo Makhayev and Stephano Torelli: "Catherine II crowning in Assumption Cathedral" // Pages of history of domestic art. X-XX century. Vol. III. SPb.: GRM, 1997.

3. Alekseeva M. A. Images of coronation and funeral ceremonies of the XVIII century. The published and unpublished albums // Auxiliary historical disciplines. Vol. XXVI. SPb.: Dmitry Bulanin, 1998.

4. Alekseeva M. A. Mikhaylo Makhayev — the master of specific drawing of the XVIII century. SPb.: Journal Neva, 2003.

5. Alekseeva M. A. Artist Jean Louis Develii (1730-1804) // Questions of the theory and history of the Russian art of the second half of the XVIII century. SPb., 1997.

6. Engraving chamber of Academy of Sciences of the XVIII century. Collection of documents / Originators: Alekseeva M. A., Vinogradov Yu. A., Pyatnitsky Yu. A. L.: Science, 1985.

7. Ya. Shtelin's notes about fine arts in Russia: In 2 vol. / Drawing up, the translation from German, introductory article, prefaces to sections and notes K. V. Malinovsky. M.: Art, 1990. Vol. 1.

8. Markova N. On the stories of creation of a coronation album of the empress Elizabeth Petrovna // Tretyakov gallery. 2011. N 1 (30). P. 5-21.

9. Materials for history of Imperial Academy of Sciences: In 10 vol. SPb., 1885-1900. Vol. 1.

10. Materials for history of Imperial Academy of Sciences: In 10 vol. SPb., 1885-1900. Vol. 2.

11. Materials for history of Imperial Academy of Sciences: In 10 vol. SPb., 1885-1900. Vol. 5.

12. Materials for history of Imperial Academy of Sciences: In 10 vol. SPb., 1885-1900. Vol. 7.

13. Miller G. F. Chosen works / Drawing up, article and S. S. Ilizarov's notes. M.: Janus-to; Moscow textbooks and kartolitografiya, 2006.

14. Mikhaylov A. Arkchitektor and artist Hristofor Marselius // Art. 1980. N 7. P. 62-67.

15. Rovinskiy D. A. Detailed dictionary of the Russian engraved portraits: In 4 vol. SPb.: Printing house of Imperial Academy of Sciences, 1886-1888. Vol. 2.

16. Rovinskiy D. A. Detailed dictionary of the Russian engraved portraits: In 4 vol. SPb.: Printing house of Imperial Academy of Sciences, 1886-1888. Vol. 3.

17.Rovinskiy D. A. Detailed dictionary of the Russian engravers of the XVI-XIX centuries of SPb. 1895.

18. Stetskevich E. S. Art chambers of the Petersburg Academy of Sciences and creation of drawings of exhibits of Cabinet of curiosities // "The drawn museum" Petersburg Academy of Sciences. 1725-1760: In 2 vol. SPb.: The European house, 2003. Vol. 1.

19. Stetskevich E. S. Drawing chamber of the Petersburg Academy of Sciences (1724-1766). SPb.: Science, 2011.

20. Tunkina I. V. Unique monument of the Russian history — the Coronation album of the empress Elizabeth Petrovna // The Messenger of history, literature, art. Vol. 1. M., 2005.

21. Uortman R. S. Power scenarios. Myths and ceremonies of the Russian monarchy. Vol. 1: From Peter the Great to Nikolay's I death. M.: OGI, 2002.

11. Материалы для истории императорской Академии наук: В 10 т. СПб., 1885-1900. Т. 5.

12. Материалы для истории императорской Академии наук: В 10 т. СПб., 1885-1900. Т. 7.

13. Миллер Г. Ф. Избранные труды / Сост., ст. и примеч. С. С. Илизарова. М.: Янус-К; Московские учебники и картолитография, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Михайлов А. Архитектор и художник Христофор Марселиус // Искусство. 1980. № 7. С. 62-67.

15. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов: В 4 т. СПб.: Типогр. Императорской академии наук, 1886-1888. Т. 2.

16. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов: В 4 т. СПб.: Типогр. Императорской академии наук, 1886-1888. Т. 3.

17. Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов XVI-XIX вв. СПб., 1895.

18. Стецкевич Е. С. Рисовальная палата Петербургской академии наук (1724-1766). СПб.: Наука, 2011.

19. Стецкевич Е. С. Художественные палаты Петербургской академии наук и создание рисунков-экспонатов Кунсткамеры // «Нарисованный музей» Петербургской академии наук. 1725-1760: В 2 т. СПб.: Европейский дом, 2003. Т. 1.

20. Тункина И. В. Уникальный памятник русской истории — Коронационный альбом императрицы Елизаветы Петровны // Вестник истории, литературы, искусства. Т. 1. М., 2005.

21. Уортман Р. С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. Т. 1: От Петра Великого до смерти Николая I. М.: ОГИ, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.