Введение
Германию и Республику Корея связывают давние связи. 2023 год занимает особое место в истории германо-корейских отношений. Федеративная Республика Германия (ФРГ) и Республика Корея (РК) будут праздновать 140-летнюю годовщину со дня установления официальных дипломатических отношений в ноябре 1883 г., когда между двумя странами был подписан «Договор о торговле, дружбе и мореплавании» [1, С. 265]. В 2023 г. также исполняется 60 лет соглашению о найме 1963 г. между Федеративной Республикой Германии и Южной Кореей. Первые двести корейцев прибыли в Германию шахтерами. Сегодня в Германии проживает около 50 000 человек с корейскими корнями в Берлине, Бохуме, Дортмунде, Госларе, Дуйсбурге и Франкфурте. Германия является третьим по величине инвестором в Южной Корее, 300 компаний напрямую представлены на Азиатском полуострове. В немецких и немецко-корейских компаниях работает более 80 000 корейских рабочих [2]. Связи РК с немецкой экономикой растут: только в 2020 г. Германия стала четвертой по величине страной-импортером Южной Кореи, уступив только Китаю, США и Японии [3].
Но что знают немцы о корейцах и Корее? До недавнего времени Корея для большинства из них была неизвестной страной. Немногие могли вспомнить чемпионат мира 2002 г., который проходил в Корее и Японии. Немцы в основном ассоциировали Корею с известными брендами Samsung и LG (например, мобильные телефоны и телевизоры), производителями автомобилей Kia и Hyundai.
Привести примеры сотрудничества, взаимовлияния двух стран в культурной области намного сложнее. Можно, например, вспомнить о корейском Томасе Манне. На кладбище Грефельфингер в Мюнхене есть не совсем обычное надгробие. Надпись на его лицевой стороне выполнена на немецком, а на обратной стороне – на корейском языке. Это могила корейского писателя Ли Ми Рыка, известного в Германии под именем Мирок Ли. Известность в немецких литературных кругах ему принес автобиографический роман «Течет река Амноккан», изданный в 1946 г. Сразу после его выхода он был признан лучшим романом на немецком языке. Выдержки из романа «Течет река Амноккан» вошли в немецкие школьные учебники [4]. Примером проникновения идей немецкой культуры в Корею можно назвать деятельность Син Гек Хо, одного из создателей «корейского экономического чуда», основателя компании Lotte («Лотте»), более 70 лет руководившего крупнейшим семейным бизнесом Южной Кореи. Название компании «Лотте» связано с юношеской романтической увлеченностью Син Гек Хо Гете: Лотта, или Шарлотта – героиня известного произведения немецкого поэта «Страданий юного Вертера».
И все же эти примеры единичны. Немцы имели крайне ограниченные представления о Корее, корейцах вплоть до начала 2010-х гг. Ситуация изменилась с проникновением «корейской волны» в Германию. Цель статьи заключается в том, чтобы, опираясь на немецкие средств массовой информации, используя историко-генетический, историко-сравнительный методы и критического анализа материалов Интернета, проанализировать процесс распространения Халлю в Германии и влияние современной корейской культуры на немецкое общество.
Результаты исследования
В августе 2012 г. немецкая газета «Berliner Zeitung» поместила статью под названием «Танцуем как Ким Чен Ир», которая рассказывала о всемирной популярности корейского певца из Южной Кореи Psy на Ютубе [5]. Его отдаленное сравнение с Ким Чен Иром в «Berliner Zeitung» в 2012 г. свидетельствовало о том, насколько неизвестной была корейская культура на Западе в целом и, соответственно, в Германии в начале 2010-х гг., насколько беспомощными были репортажи о южнокорейской поп-звезде, которая ассоциировалась с, казалось бы, единственным известным человеком из Кореи – северокорейским диктатором Ким Чен Иром [6]. Но именно это выступление стало триггером, побудившим Запад обратить внимание на «страну утреннего спокойствия», как еще называют Корею.
Журналист Давид Хольцапфель, обращаясь к читателям издания «Augsburger Allgemeine», заявил: «Бесчисленное количество людей во всем мире выросли на южнокорейском хите исполнителя PSY. Но мало кто из вас мог догадаться в этот момент, что ЧТО-ТО приближается к нам из Кореи» [7]. Медиа-исследователь и историк культуры Аннекатрин Кохоут, обозначила это «ЧТО-ТО» так: «…несколько странный танец, напоминающий лихорадочные движения верхом», получивший название Gangnam Style, был «чем-то вроде вторжения “корейской волны” в Германию». «Всего за 30 лет, – считает ученый, – Корея пережила индустриализацию и модернизацию, на которые Европе потребовалось более двух столетий. Сеул теперь является медиа-столицей, производящей популярную культуру для всего мира. Для нас, исследователей популярной культуры, это, в свою очередь, означает, что мы наконец-то должны обратить свой взор: с Запада на Восток» [8]. Так в немецком лексиконе наряду с понятием «немецкая волна» («Deutsche Welle» – немецкая теле-радиокомпания), которое немцы знают хорошо, появилось новое словосочетание «корейская волна», или Халлю.
Термин «Халлю» впервые был придуман китайскими СМИ в 1998 г., чтобы обозначить внезапный энтузиазм китайской молодежи в отношении корейской поп-продукции, главным образом, к южнокорейской популярной музыке (K-pop) и телесериалам (драмам), что потом распространилось на соседние азиатские страны. С наступлением эпохи цифровых технологий и социальных сетей «корейская волна» также распространилась на такие области, как кино, мода и еда. «Корейская волна» стала ключевым словом, означавшим «брендирование нации», то есть превращение государства в бренд [9]. С начала 2000-х гг. отдельные культурные области в Министерстве культуры РК получили приставку «К»: появились термины «К-pop» и «К-драма». Была сформулирована цель трансформации К-культуры в универсальную культуру, распространяющуюся за пределами национальных границ с помощью государственной финансовой поддержки и маркетинга.
«Корейская волна» прошла два этапа. Первый, Халлю 1, датируется с 1997 по 2007 гг. и был в основном связан с экспортом сериалов и фильмов в другие страны Восточной Азии. Эти культурные продукты считаются основными движущими силами первой «корейской волны». Второй этап наступил с 2008 г., когда экспорт продуктов культуры, таких как фильмы, музыка, включая игры, превысил импорт, т.е. Южная Корея стала ведущей незападной страной в области экспорта товаров и услуг культурного назначения. В центре внимания находилось уже не только кинопроизводство, но и корейская поп-музыка, или сокращенно K-pop, и технологические продукты видеоигры. Изменились каналы распространения Халлю 2: развитие Интернета внесло значительный вклад в распространение корейской поп-культуры, когда корейские фильмы, сериалы и музыка в основном транслировались онлайн. Социальные сети считаются одним из важнейших факторов успеха для роста «корейской волны» [10].
Первоначальная реакция основных СМИ на появление корейской поп-культуры в Германии характеризовалась дистанцированием немецких новостных агентств от международных. Халлю 1. практически не затронула Германию, что не в последнюю очередь было связано с редкой доступностью корейских дорам, а также с проблемой немецких субтитров.
Однако южнокорейские популярные группы уже имели место в начале 2000-х гг. Именно К-pop, этому музыкальному ответвлению «корейской волны», принадлежит заслуга «открытия» РК для Германии. В 2005 году Yoon Band , одна из самых успешных рок-групп Южной Кореи, приехала в Германию с тремя концертами. Она прославилась своим хитом «Oh! Pilseung Korea” во время чемпионата мира 2002. Другими признаками того, что «корейская волна» достигла Европы, а значит, и Германии, были концерты следующих групп: в 2011 году успешная группа BIGBANG получила награду MTV Europe Music Award в номинации «Лучшая международная группа»; в 2011 году группа K-pop под названием JYJ дала концерт на Tempodrom в Берлине. В 2012 году группа BEAST приехала в столицу Германии, чтобы дать свой единственный концерт [11].
Выступление PSY в 2012 году немецкие СМИ восприняли исключительно как недолговечный феномен для вечеринок, который метался вверх и вниз по трекам с Gangnam Style (на март 2023 года клип имеет более 4,7 млрд. просмотров на видеохостинге YouTube и больше 5,3 млн комментариев – от Т.Е.). Более глубокому смыслу, скрывающемуся за попсовым фасадом веселого фарса, уделялось мало внимания. Кроме того, западная аудитория просто еще не была знакома с корейскими звездами. Ученый-культуролог и писатель Сун Чжун, характеризуя этот период, отмечал, что «редко можно было увидеть корейскую поп-культуру в повседневной жизни в каком-либо отдельно взятом городе за пределами Азии» [6].
За 10 лет ситуация изменилась. К концу 2010-х годов корейская поп-музыка, сериалы и фильмы стали популярными на Западе и в Германии. Если до этого корейская поп-культура существовала только как субкультура на Западе, то теперь она продемонстрировала свое самостоятельное, «собственное лицо». Psy доказал ошибочность установки, что южнокорейские группы должны каким-то образом стереть корейскую идентичность, чтобы добиться успеха в США или за границей.
В 2018 году BTS (популярная южнокорейская поп-группа «пуленепробиваемые парни») стали первой корейской группой, которая возглавила альбомный чарт Billboard США; первой группой из Южной Кореи, номинированной на премию «Грэмми» в 2021 г. Фильм «Паразиты» получил приз в четырех номинациях на «Оскаре-2020», включая первую неанглоязычную работу в категории «Лучший фильм». «Игра в кальмара» (2021), сериал о социальной несправедливости, достиг самых высоких показателей просмотров на Netflix и стал первым неанглоязычным сериалом, который возглавил международные чарты с рейтингом лайков более 140 миллионов домохозяек.
Немецкие исследователи корейской поп-культуры задаются вопросом причин их популярности, ведь, казалось бы, корейские группы и сериалы вступают в противоречие с ценностями западного человека. С европейской точки зрения, стандартизация, связанная с индустрией K-pop, противоречит стремлению к творческой автономии и стойкой вере в гениальность. Дисциплинированность, униформенный вид и выраженная точность исполнения айдолов (звезды поп-музыки), выработанная в результате ежедневного труда, идут вразрез с идеалом западной поп-звезды, противоречат господствующему требованию аутентичности. В то время, как поклонники западной поп-культуры часто высмеиваются как люди, которые влюбились в свою звезду и пассивно потребляют его работы, поклонники K-pop часто имеют отчетливое представление о себе как активных участниках, вносивших свой вклад в успех своих кумиров. (Правда, встречаются так называемые сэсан-фанаты, которые преследуют своих кумиров и распространяют личную информацию в Интернете, или фанаты, которые являются противниками вступления в брак с их любимым участником группы.) Имеются серьезные отличия от западных взглядов и приоритетов и по содержанию К-pор, когда, например, в корейских дорамах в центре внимания оказываются такие традиционные ценности, как верность, человечность, справедливость, уважение, вежливость, связь между индивидуальной, семейной и социальной ответственностью [8].
В связи с вышеизложенным Ю Дже Ли, профессор корееведения и директор факультета корееведения Тюбингенского университета в Германии говорит, что не может объяснить феномен последних десяти лет. С одной стороны, такие сериалы, как «Игра в кальмара», или такие фильмы, как «Паразиты», находят отклик за границей; с другой стороны, в самой Корее они не так популярны. Аналогичная ситуация складывается с модой и музыкой. Из чего профессор Ли делает предположение: «Должен быть есть код, который нравится людям за границей». По мнению профессора, для Запада корейская культура чужда; он рассматривает процесс ее распространения как «потребление инопланетян» (…европейцами – от Т.Е.). Однако вместе с тем, считает Ли, Корея, как капиталистическая и промышленно развитая страна, не настоль чужда Западу, чтобы быть сдерживающим фактором для сближения с ней. Кроме того, рынок корейской культуры высоко конкурентоспособен и капиталистически организован при поддержке компаний и государственного сектора. «В репрезентативном рейтинге самых культурно влиятельных стран мира Южная Корея в 2021г. заняла седьмое место» [7].
Можно встретить и другое объяснение, почему в настоящее время молодые люди в Германии больше интересуются K-Pop культурой, а не, например, тхэквондо. Хотя музыка изначально незнакома немецким вкусам, большинство слушателей по существу не понимает язык, огромный успех корейской поп-культуры в последние годы эксперты «Халлю» объясняют тем, что это – «просто “классный контент”, это – просто весело, эта музыка» [12, S.50]. И не только. K-pop основан на большом успехе групп 1990-х, таких как Take That или Spice Girls, и современной невероятно сложной хореографии корейских исполнителей. В результате музыка в определенной степени находит отклик у западной публики. Музыка K-pop незнакома и в то же время она какая-то экзотическая. Именно это делает весь «микс» культур особенно привлекательным. В результате BTS теперь бьют старые рекорды, установленные, например, когда-то Beatles или Майклом Джексоном, по количеству хитов номер 1 за короткий промежуток времени [12, S.50].
Новаторский успех Psy способствовал росту интереса ко всему корейскому. И, прежде всего, к языку. Более 80 миллионов человек говорят на корейском языке в Южной и Северной Корее, Китае, Японии и США. Также язык входит в число 13 крупнейших языков и является одним из самых систематизированных и научных языков [13]. Например, крупнейшее приложение для изучения языков Duolingo сообщило о резком росте желающих изучать корейский язык после запуска сериала «Игра в кальмара» (2021) за первые две недели – на 40 процентов в США и на 79 процентов в Великобритании. В Duolingo корейский – самый востребованный язык после хинди.
«Корейские школы в Германии eV» существуют с 1974 года и в настоящее время представлены в 28 городах. В дополнение к полным классам для корейских детей, большинство школ также предлагают курсы корейского языка для взрослых в возрасте 16 лет и старше. 220 корейских университетов являются предметом изучения со стороны Немецкой службой по академическому обмену DAAD [3]. Все больше людей хотят изучать корееведение в университете в Тюбингене, но пока в вуз могут принять только четверть абитуриентов.
Для Германии Корея стала вторым по важности экспортным рынком в Азии. От еды до товаров для красоты и моды, товаров для дома и, конечно же, товаров K-pop; рынок корейских товаров находится на подъеме.
Карл Лагерфельд, известный немецкий модельер, рано осознал потенциал южнокорейских мегаполисов. В 2014 году он приехал в Сеул на свое шоу Chanel Cruise. Это укрепило уверенность в себе, и корейских модельеров уже давно с интересом принимают в Европе и США. Корейские лейблы, такие как Lie от Chung Chung Lee и Greedilous от Younhee Park, являются гостями недель моды по всему миру [7]. Лейбл Ader Error, созданный творческим коллективом в Сеуле в 2014 году, считается корейским аналогом бренда Vetements. Его коллекции теперь находятся в таких магазинах, как Andreas Murkudis в Берлине или Park на Мондшайнгассе в Вене [9].
Все больше и больше ресторанов и магазинов с корейским влиянием открывают свои двери, в том числе Soul Kitchen и Itaefong в Нюрнберге. Особенно популярны пибимпап, кимчи и рамен. Крупные азиатские рынки, такие как GoAsia, на станции метро Lorenzkirche, предлагают разнообразные продукты, из которых можно приготовить все это дома, в частности, корейский рамен. Обычай совместного приготовления кимчи, называемый кимчжан, был объявлен ЮНЕСКО объектом нематериального всемирного наследия [14].
Все большую популярность набирают цифровые игры корейская косметика (klairs, mizon и т. д.), пластическая хирургия смартфоны, видеоигры, шоу талантов Pro7 "Певец в маске", Mokbang (видеохостинг, когда люди снимают себя во время еды), Dalgona Coffee («перевернутый» капучино) и т.д. Все больше и больше немецких танцевальных школ, таких как Академия Flying Steps в Берлине, где предлагают уроки танцев K-Pop в дополнение к проверенным курсам хип-хопа и современного искусства. Получили известность клубы K-pop, такие как The Private Room в Штутгарте, клуб Kent в Гамбурге или культовый клуб Spindler&Klatt в Берлине.
И это все является продуктами Халлю, получившими свое быстрое распространение благодаря современным информационным технологиям, интернету. Их продвижению во многом способствовали немецкоязычные фан-сообщества, важную роль в создании которых сыграли социальные сети не только потому, что они позволяют фанатам лучше общаться в сети, но и потому, что Instagram, Twitter и Co позволяют создать новый уровень близости к корейским звездам, за которыми можно следить через их «личные» профили. Это также дает поклонникам, например, возможность заглянуть в оригинальные корейские теле- и радиопрограммы или передовицы журналов, где везде присутствует реклама корейских товаров.
За последние 10 лет K-pop стал серьезным музыкальным жанром массового рынка для западного рынка, превратился в сложное, коммерчески жизнеспособное глобальное явление настолько важное, что такие заголовки, как BTS, вызывающие резкое падение цен на акции, теперь включены в деловой раздел консервативной «Frankfurter Allgemeine Zeitung». В Германии со смешанными чувствами восприняли известие о перерыве в деятельности группы в июне 2022 г., который привел к резкому падению цен на акции южнокорейской развлекательной компании HYBE. Потому что, как и в случае с почти любой действующей нишевой тенденцией, в Германии было лишь вопросом времени, когда экономика воспользуется растущим влиянием BTS, Blackpink, Twice, Girls’ Generation, Eхо и Ко, чтобы донести его до более широких масс.
В настоящее время в Германии получил распространение веб-сайт, где можно получить подробную информацию о корейской культуре, традициях, образе жизни, тенденциях, поп-музыке и т.д. [11]. И не только узнать, но и купить. Первый в Германии интернет-магазин K-Pop (DAEBAK) [15] был открыт Томасом и Ренатой Фанк в 2012 г., поскольку у их дочери Надин были проблемы с получением товаров от ее любимых групп. Только три года спустя во Франкфурте-на-Майне был создан магазин, ставший местом паломничества поклонников K-pop из Германии и других стран. В 2020 г. возник NOLAE.DE, еще один немецкий интернет-магазин K-pop, который теперь работает по всей Европе и предлагает более 4000 товаров.
Доказательством того, что «корейская волна теперь достигла центра Германии, а значит, и немецкой торговли» [12, С. 14] стали события мая 2022 г. 14-15 мая 2022 г. состоялся первый европейский K-pop фестиваль "KPOP Flex" в парке Deutsche Bank во Франкфурте-на-Майне, в котором принимали участие бой-бэнд Monsta X и девичья группа Mamamoo. Немецкие фанаты называют «безумием» их динамичные выступления со сложной хореографией, основанные на хип-хопе, поп-музыке и техно. Концерт изначально планировался на один день и был продлен по многочисленным просьбам [16]. По словам пользователя Twitter, который подытожил события тех выходных, Германия оказалась разделенной на две части, когда «половина немцев смотрела Måneskin, другая половина – Mamamoo». То есть одни смотрели «прошлогодних победителей конкурса “Евровидение”, представивших свой новый сингл европейской публике на 66-м конкурсе шансона в этом году в Турине», а другие – «корейскую женскую группу из четырех человек, примерно в то же время выступавшую на сцене KPOP». Как заметил корреспондент «Frankfurter Allgemeine Zeitung» Кристиан Ритмюллер, восторг фанатов немецкого футбольного клуба «Eintracht» (44 тыс. человек) был адресован не своим футболистам, а Халлю [17]. За два дня "KPOP Flex" во Франкфурте-на-Майне посетили 70 000 человек.
Говоря о популярности Халлю, нельзя не признать, что за продуктами Халлю, предназначенными для продажи, стоит индустрия, требующая от своих звезд предельной дисциплины. «Мягкая сила» корейской волны за пределами Кореи превращается внутри государства в «жесткую силу» для ее участников. Айдолы поп-музыки (мужские и герлз-бэнды) проходят стажерскую практику в продюсерских компаниях (т.н. развлекательных компаниях) еще детьми и воспитываются там безупречными поп-машинами, так как от них зависит экономика Южной Кореи. (Одни только BTS приносят казне 5 миллиардов долларов в год – от Т.Е.) Самоубийства происходят снова и снова из-за высокого давления на звезд и сексуальных домогательств [9]. Всегда есть случаи киберзапугивания, самоубийства и депрессии, которым подвержены айдолы [14]. Концерты, проводимые корейскими группами, не всегда безопасны для их фанатов. Более 150 молодых людей погибли, когда в октябре 2022 г. на вечеринке в честь Хэллоуина в районе ночной жизни Итхэвон в Сеуле (Южная Корея) вспыхнула давка. Миллионы людей по всему миру узнали узкие улочки и бары из сериала Netflix «Watch Itaewon Class», хита 2020 г.
Заключение
Итак, первоначальные прогнозы немецких СМИ о превращении «корейской волны» в «бабочку-однодневку» не оправдались. Она уверенно распространяется в Германии, увеличивая число своих сторонников среди поклонников, прежде всего, корейской поп-культуры, ставшей средством, прежде всего, «межкультурного маркетинга».
Какова дальнейшая судьба корейской волны? Немецкие СМИ считают, что южнокорейские сериалы, косметика, мода и гастрономия и, прежде всего, поп-музыка из Сеула покорили мир и смягчили, если не сломили, гегемонию поп-культуры, которая ранее была сформирована англо-американским Западом [17]. Однако Пейчи Чанг, преподаватель в рамках программы культурологии в Китайском университете Гонконга, считает, что культурное влияние Кореи вряд ли сможет уравновесить такие сверхдержавы, как США или Китай. …в конце концов, с силой оружия трудно бороться словами» [18].
Но, может быть, стоит уйти от оценки культурной политики Южной Кореи исключительно на основе ее сравнения с западной культурой, романтизированного представления о творческом гении, создавшем ее? Например, немецкие продюсеры, режиссеры, эксперты и поклонники K-pop, представленные в документальном фильме Виолы Леффлер и Мемо Джефтича «Король культуры Кореи», пытаясь понять феномен K-культуры, правомерно считают, что для создания выдающихся произведений требуется больше, чем муза, творческая сила и креативность, а именно благоприятная политическая среда, систематический маркетинг и дисциплина с раннего возраста. «Южнокорейская поп-культура усовершенствовала дальнейшее развитие проверенных концепций, форматов и стилей повествования и, благодаря стремлению к инновациям и экспериментам, создала эстетику, которая очаровывает аудиторию и критиков во всем мире» [19].
Кроме того, у корейской поп-культуры, есть, несомненно, не только рыночная сторона. Например, помимо поверхностной сюжетной линии фильмов, которая часто воспринимается, как отполированная или вульгарная, за совершенством корейских поп-видео и драматических сериалов скрывается импульс, который может объяснить их привлекательность для западных потребителей, уставших от хардкорных триллеров и сериалов об апокалипсисе: K-Culture помогает проявлять те человеческие эмоции, которые утешительно воздействуют на человека [16]. Многие корейские дорамы – это популярные сказки. Их ответственные, благородные герои олицетворяют собой «добро», которое должно противостоять «злу». Хотя это может звучать как китч для лиц, живущих в условиях постмодернизма, популярность этого жанра также можно рассматривать как выражение стремления к доброй воле и общности, возникшего в условиях многочисленных кризисов современности. Таким образом, K-pop как «миссионер восточноазиатских культурных ценностей» в восточноазиатском регионе пользуется своей «мягкой силой», чтобы распространить традиционные ценности и на Западе.
То есть «корейская волна» приобретает свое собственное лицо, формируемое продуманной политикой корейского правительства, системой маркетинга и талантливыми, дисциплинированными актерами. Это дает основание для серьезного научного исследования современного корейского феномена немецкими учеными вслед за академическими исследованиями Халлю в Азии, в Европе и Северной Америке.
Список литературы
1. Мусинова, И.А. Первые германо-корейские контакты и их роль в установлении официальных дипломатических отношений между Германией и Кореей / И.А. Мусинова – Текст: непосредственный // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2018. Т. 8, №3(28). С. 265-271.
2. 50 Jahre deutsch-koreanisches Anwerbeabkommen IN DEUTSCHLAND ANGEKOMMEN – Текст: электронный // Goethe.de: Website. – URL: https://www.goethe.de/de/kul/ges/20368707. html (дата обращения: 26.02.2023).
3. Sehnsucht nach Südkorea "Koreanische Welle" erreicht neuen Höhepunkt. – Текст: электронный // IfT: Website. – URL: https://www.erfolg-im-beruf.de/vocatium-news/sehnsucht-nach-suedkorea (дата обращения: 26.02.2023).
4. Ein Stück Korea für Gräfelfing. – Текст: электронный // Hallo-München: Website. – 2019. – 28 März. – URL: https://www.hallo-muenchen.de/muenchen/wuermtal/muenchen-graefelfing-ahnenzeremonie-schriftsteller-mirok-stueck-korea-wuermtal-11943683.html# (дата обращения: 26.02.2023).
5. Youtube-Hit Psy: Tanzen wie Kim Jong-Il. – Text: elektronisch // Berliner Zeitung: Website. – 2012. – 7 Aug. – URL: https://www.berliner-zeitung.de/politik-gesellschaft/youtube-hit-psy-tanzen-wie-kim-jong-il-li.34695 (дата обращения: 26.02.2023).
6. Kohout, A. Hallyu und die Globalisierung von K-Pop (Teil 1) / A. Kohout. – Text: elektronisch // sofrischsogut: Website. – 2021. – 3 Mai – URL: https://sofrischsogut.com/2021/03/15/hallyu-und-die-globalisierung-von-k-pop (дата обращения: 26.02.2023).
7. Warum ist Südkoreas Kultur im Westen gerade so beliebt? – Text: elektronisch // Augsburger Allgemeine: Website. – 2021. – 20 Nov. – URL: https://www.augsburger-allgemeine.de/kultur/Kultur-aus-Fernost-Warum-ist-Suedkoreas-Kultur-im-Westen-gerade-so-beliebt-id61060776.html (дата обращения: 26.02.2023).
8. Kohout, A. Wenn Social Media ein Kunstwerk wär / A. Kohout. – Text: elektronisch // Die Zeit online: Website. – 2022. – 3 Oktober – URL: https://www.zeit.de/kultur/2022-09/k-pop-koreanische-welle-hallyu/komplettansicht/ (дата обращения: 26.02.2023).
9. K-Pop und Kimchi: Der Hype um Korea. – Text: elektronisch // DerStandard: webst. – 2021. – 1 November. – URL: https://www.derstandard.de/story/2000130668026/k-pop-und-kimchi-der-hype-um-korea (дата обращения: 26.02.2023).
10. Unger, C. Kultur als Wirtschaftsmacht am Beispiel der Koreanischen Welle. K-Pop als Teil von Hallyu / C. Unger. – Text: elektronisch // grin.com: Website – URL: https://www.grin.com/document/ 1038808 (дата обращения: 26.02.2023).
11. Korea Welle. Das Blog über die koreanische Kultur, Tradition, Lifestyle, Trends, K-Pop und mehr! URL: https://koreawelle.wordpress.com/2013/03/24/ist-die-koreanische-welle-in-deutschland-angekommen (дата обращения: 26.02.2023).
12. Kultur Korea. Hallyu. Spezialausgabe. 2022. – Berlin: Koreanisches Kulturzentrum Kulturabteilung der Botschaft der Republik Korea, 2022. – 87 с.
13. K-Dramas (Teil 2). – Text: elektronisch // SOFRISCH SOGUT: WEBSIT – 2021. – 4. Dez. – URL: https://sofrischsogut.com/2021/04/12/k-dramas-teil-2 (дата обращения: 26.02.2023).
14. K-Pop, K-Beauty, K-Fashion: Was du über "Hallyu" wissen solltest. – Text: elektronisch // fein-raus: Website. – 2022. – 30 Sept. – URL: https://www.fein-raus.de/k-pop-k-beauty-k-fashion-was-du-ueber-hallyu-wissen-solltest-2aa78eff-1017-4be4-b129-05b14ba37f2d (дата обращения: 26.02.2023).
15. DAEBAK. URL: https://www.daebak.de/ (дата обращения: 26.02.2023).
16. K-Pop-Boom und Serien-Manie: Südkoreas sanfte Macht – Text: elektronisch // Migazin: Website. – 2022. – 19 Mai. – URL: HTTPS://WWW.MIGAZIN.DE/2022/05/19/ KOREANISCHE-WELLE-K-POP-BOOM/ (дата обращения: 26.02.2023).
17. Riethmüller, Ch. Koreanische Welle im Fußballstadion. / Ch. Riethmüller. – Text: elektronisch // FAZ: Website. – 2022. – 15 Mai. – URL: https://www.faz.net/aktuell/rhein-main/k-pop-festival-in-frankfurt-begeistert-die-massen-im-waldstadion-18032312.html (дата обращения: 26.02.2023).
18. Kaack, S. Die sanfte Macht der Welle – Südkoreanische Kulturexporte / S. Kaack. – Text: elektronisch // Südostasien: Website. – 2021. – 17 Mai. – URL: https://suedostasien.net/interviews-korean-wave-die-sanfte-macht-der-welle/ (дата обращения: 26.02.2023).
19. Kultur-King Korea: Wie die südkoreanische Popkultur die Welt erobert. – Text: elektronisch // ZDF: Website. – 2023. – 26 Feb. – URL: https://www.zdf.de/kultur/kulturdoku/kultur-king-korea-kulturdoku-100.html (дата обращения: 26.02.2023).
References
1. Musinova, I.A. Pervye germano-korejskie kontakty i ih rol' v ustanovlenii oficial'nyh diplomaticheskih otnoshenij mezhdu Germaniej i Koreej/ I.A. Musinova – Tekst: neposredstvennyj // Izvestija Jugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Istorija i pravo. 2018. T. 8, №3(28). P. 265–271.
2. 50 Jahre deutsch-koreanisches Anwerbeabkommen IN DEUTSCHLAND ANGEKOMMEN – Tekst: jelektronnyj // Goethe.de: Website. – URL: https://www.goethe.de/de/kul/ges/20368707. html (data obrashhenija: 26.02.2023).
3. Sehnsucht nach Südkorea "Koreanische Welle" erreicht neuen Höhepunkt. – Tekst: jelektronnyj // IfT: Website. – URL: https://www.erfolg-im-beruf.de/vocatium-news/sehnsucht-nach-suedkorea (data obrashhenija: 26.02.2023).
4. Ein Stück Korea für Gräfelfing. – Tekst: jelektronnyj // Hallo-München: Website. – 2019. – 28 März. – URL: https://www.hallo-muenchen.de/muenchen/wuermtal/ muenchen-graefelfing-ahnenzeremonie-schriftsteller-mirok-stueck-korea-wuermtal-11943683.html# (data obrashhenija: 26.02.2023).
5. Youtube-Hit Psy: Tanzen wie Kim Jong-Il. – Text: elektronisch // Berliner Zeitung: Website. – 2012. – 7 Aug. – URL: https://www.berliner-zeitung.de/politik-gesellschaft/youtube-hit-psy-tanzen-wie-kim-jong-il-li.34695 (data obrashhenija: 26.02.2023).
6. Kohout, A. Hallyu und die Globalisierung von K-Pop (Teil 1) / A. Kohout. – Text: elektronisch // sofrischsogut: Website. – 2021. – 3 Mai – URL: https://sofrischsogut.com/2021/03/15/hallyu-und-die-globalisierung-von-k-pop (data obrashhenija: 26.02.2023).
7. Warum ist Südkoreas Kultur im Westen gerade so beliebt? – Text: elektronisch // Augsburger Allgemeine: Website. – 2021. – 20 Nov. – URL: https://www.augsburger-allgemeine.de/kultur/Kultur-aus-Fernost-Warum-ist-Suedkoreas-Kultur-im-Westen-gerade-so-beliebt-id61060776.html (data obrashhenija: 26.02.2023).
8. Kohout, A. Wenn Social Media ein Kunstwerk wär/ A. Kohout. – Text: elektronisch // Die Zeit online: Website. – 2022. – 3 Oktober – URL: https://www.zeit.de/kultur/2022-09/k-pop-koreanische-welle-hallyu/komplettansicht/ (data obrashhenija: 26.02.2023).
9. K-Pop und Kimchi: Der Hype um Korea. – Text: elektronisch // DerStandard: webst. – 2021. – 1 November. – URL: https://www.derstandard.de/story/2000130668026/k-pop-und-kimchi-der-hype-um-korea (data obrashhenija: 26.02.2023).
10. Unger, C. Kultur als Wirtschaftsmacht am Beispiel der Koreanischen Welle. K-Pop als Teil von Hallyu / C. Unger. – Text: elektronisch // grin.com: Website – URL: https://www.grin.com/document/ 1038808 (data obrashhenija: 26.02.2023).
11. Korea Welle. Das Blog über die koreanische Kultur, Tradition, Lifestyle, Trends, K-Pop und mehr! URL: https://koreawelle.wordpress.com/2013/03/24/ist-die-koreanische-welle-in-deutschland-angekommen (data obrashhenija: 26.02.2023).
12. Kultur Korea. Hallyu. Spezialausgabe. 2022. – Berlin: Koreanisches Kulturzentrum Kulturabteilung der Botschaft der Republik Korea, 2022. – 87 p.
13. K-Dramas (Teil 2). – Text: elektronisch // SOFRISCH SOGUT: WEBSIT – 2021. – 4. Dez. – URL: https://sofrischsogut.com/2021/04/12/k-dramas-teil-2 (data obrashhenija: 26.02.2023).
14. K-Pop, K-Beauty, K-Fashion: Was du über "Hallyu" wissen solltest. – Text: elektronisch // fein-raus: Website. – 2022. – 30 Sept. – URL: https://www.fein-raus.de/k-pop-k-beauty-k-fashion-was-du-ueber-hallyu-wissen-solltest-2aa78eff-1017-4be4-b129-05b14ba37f2d (data obrashhenija: 26.02.2023).
15. DAEBAK. URL: https://www.daebak.de/ (data obrashhenija: 26.02.2023).
16. K-Pop-Boom und Serien-Manie: Südkoreas sanfte Macht – Text: elektronisch // Migazin: Website. – 2022. – 19 Mai. – URL: HTTPS://WWW.MIGAZIN.DE/2022/05/19/ KOREANISCHE-WELLE-K-POP-BOOM/ (data obrashhenija: 26.02.2023).
17. Riethmüller, Ch. Koreanische Welle im Fußballstadion. / Ch. Riethmüller. – Text: elektronisch // FAZ: Website. – 2022. – 15 Mai. – URL: https://www.faz.net/aktuell/rhein-main/k-pop-festival-in-frankfurt-begeistert-die-massen-im-waldstadion-18032312.html (data obrashhenija: 26.02.2023).
18. Kaack, S. Die sanfte Macht der Welle – Südkoreanische Kulturexporte/ S. Kaack. – Text: elektronisch // Südostasien: Website. – 2021. – 17 Mai. – URL: https://suedostasien.net/interviews-korean-wave-die-sanfte-macht-der-welle/ (data obrashhenija: 26.02.2023).
19. Kultur-King Korea: Wie die südkoreanische Popkultur die Welt erobert. – Text: elektronisch // ZDF: Website. – 2023. – 26 Feb. – URL: https://www.zdf.de/kultur/kulturdoku/kultur-king-korea-kulturdoku-100.html (data obrashhenija: 26.02.2023).
Дата поступления / Received
Дата принятия в печать / Accepted
©Евдокимова Т.В., 2023
©Evdokimova T.V., 2023