Научная статья на тему 'Корея: система страхования занятости для помощи безработным во время кризисов'

Корея: система страхования занятости для помощи безработным во время кризисов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ / UNEMPLOYMENT / БЕЗРАБОТИЦА / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / SOCIAL INSURANCE / СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ / EMPLOYMENT INSURANCE SYSTEM / МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 2008 ГОДА / GLOBAL FINANCIAL CRISIS OF 2008 / АЗИАТСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС 1998 ГОДА / ASIAN FINANCIAL CRISIS OF 1998 / EMPLOYMENT INSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева Анна Валерьевна

В статье анализируется корейский опыт по поддержанию рынка рабочей силы во время двух финансовых кризисов. Азиатский финансовый кризис 1998 года преподнес Правительству Кореи серьезный урок: число безработных увеличилось почти в три раза. Поэтому к кризису 2008 года страна была подготовлена: за счет развитой за эти годы системы страхования занятости удалось собрать средства для поддержания дохода безработных, которые в три раза превышали суммы, направленные на эти цели в 1998 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Korea: Employment Insurance System as Aid for the Unemployed under Crisis

The article analyzes the Korean experience of supporting the labor market during the two financial crises. The Asian financial crisis of 1998 taught the Korean government a lesson, as the number of the unemployed almost tripled. Therefore, by the 2008 crisis the country had been well prepared: the employment insurance system that had been developed in those years provided for fund raising to support the jobless, which amounted to thrice as much as was spent for the same cause in 1998.

Текст научной работы на тему «Корея: система страхования занятости для помощи безработным во время кризисов»

корея: система страхования занятости для помощи безработным во время кризисов

_Аннотация

В статье анализируется корейский опыт по поддержанию рынка рабочей силы во время двух финансовых кризисов. Азиатский финансовый кризис 1998 года преподнес Правительству Кореи серьезный урок: число безработных увеличилось почти в три раза. Поэтому к кризису 2008 года страна была подготовлена: за счет развитой за эти годы системы страхования занятости удалось собрать средства для поддержания дохода безработных, которые в три раза превышали суммы, направленные на эти цели в 1998 году.

Ключевые слова: страхование по безработице, безработица, социальное страхование, система страхования занятости, мировой финансовый кризис 2008 года, Азиатский финансовый кризис 1998 года

Мировой финансовый кризис 2008 года вызвал столько же беспокойства, сколько и Азиатский финансовый кризис 1998 года, так как первыми странами, где он начался, были, по большей части, развитые страны. Кризис мог привести к тому, что экономический цикл большинства остальных стран, особенно Кореи, чей экономический рост в большой мере зависит от внешней торговли, подвергнется длительному экономическому спаду. Поэтому Правительству Кореи пришлось быстро реагировать комплексом серьезных мер, направленных на предотвращение негативных последствий кризиса. Этот комплекс мер охватывал как финансовый рынок, так и рынок рабочей силы.

Яковлева Анна Валерьевна

доцент кафедры экономической теории и экономической политики,

Санкт-Петербургский

государственный

университет

низкотемпературных

и пищевых технологий

[email protected]

ято;

Азиатский финансовый кризис 1997 года и ситуация на корейском рынке труда

По мнению Сун Т.К., генерального директора Отдела исследования человеческого капитала в Корейском институте труда, до наступления финансового кризиса 1998 года корейский рынок рабочей силы обладал статусом практически полной занятости с уровнем безработицы менее 3%. Когда в 1997 году разразился Азиатский финансовый кризис, финансовый рынок Кореи оказался полностью парализован под влиянием политики на рынке иностранной валюты, а в результате политики высоких процентных ставок, проводимой Международным валютным фондом, многие предприятия закры-ись. Ситуация способствовала широкой реструктуризации отраслей, в том числе слиянию предприятий. Для снижения затрат на рабочую силу происходили массовые сокращения. В итоге впервые с 1960-х годов корейский рынок абочей силы столкнулся с резким снижением 60,9% в 1997 году до 56,4% в 1998 году уровня нятости и рекордно высоким уровнем без-аботицы 7% в 1998 году и 6,3% - в 1999 году. Число безработных увеличилось с 568 000 в 1997 году до 1 490 000 в 1998 году и 1 374 000 в 1999 году (см. табл. 1 на с. 19) [1,7]. Однако следует отметить, что система социальной защиты в Корее на тот период была, не достаточно хорошо разработана. Хотя правительство и внедрило систему страхования занятости (ССЗ) в 1995 году.

В 1998 году корейская ССЗ находилась в зачаточном состоянии и не охватывала большинство работников, особенно работников малых предприятий. Программы стабилизации занятости и Программа улучшения профессиональных навыков в рамках ССЗ распространялись на предприятия с 70 или более сотрудников, а Программа выплаты пособий по безработице - на предприятия с 30 или более сотрудников. В декабре 1999 года ССЗ распространялась на 46,5% наемных работников и лишь на 15,5% безработных. Таким образом, Программа выплаты пособий по безработице, по сути, не могла обеспечить определен-

.до наступления

финансового кризиса 1998 года корейский _рынок _рабочей силы _обладал статусом

практически

полной

занятости с уровнем

Таблица 1

Занятость и безработица на корейском рынке рабочей силы в период

с 1980 по 2008 гг.

Год Занятые (тыс.чел.) Безработные (тыс.чел.) Доля рабочей силы (%) Занятость/Население в возрасте 15 лет и старше (%) Уровень безработицы (%)

1980 13 683 748 59,0 55,9 5,2

1985 14 970 622 56,6 54,3 4,0

1990 18 085 454 60,0 58,6 2,4

1991 18 649 461 60,6 59,1 2,4

1992 19 009 490 60,9 59,4 2,5

1993 19 234 571 60,9 59,1 2,9

1994 19 848 504 61,6 60,1 2,5

1995 20 414 430 61,9 60,6 2,1

1996 20 853 435 62,1 60,8 2,0

1997 21 214 568 62,5 60,9 2,6

1998 19 938 1490 60,6 56,4 7,0

1999 20 291 1 374 60,6 56,7 6,3

2000 2001 21 156 21 572 913 845 61,0 61,3 58,5 59,0 4,1 3,8

2002 22 169 708 61,9 60,0 3,1

2003 22 139 777 61,4 59,3 3,4

2004 22 557 813 62,0 59,8 3,5

2005 22 856 833 61,9 59,7 3,5

2006 23 151 783 61,7 59,7 3,3

2007 23 433 733 61,7 59,8 3,0

2008 23 577 769 61,5 59,5 3,2

Источник: [1]

ный уровень дохода большинству безработных, _

даже при временном послаблении требований и _

увеличении периодов получения пособий. С дру- _

гой стороны, некоторые исследователи утверж- _

дают, что Программа выплаты пособий оказа- _

ла положительное влияние на рынок рабочей _

силы, потому что помогла многим безработным _

в чрезвычайно сложные периоды. _

Пока в 2000 году мировая экономика восстанав- _

ливалась, корейская экономика начала быстры- _

заружшопыт

_программа выплаты

_пособий оказала

_положительное

_влияние на рынок

рабочей силы, потому

_что помогла многим

_безработным в

чрезвычайно сложные периоды

ми темпами преодолевать экономический спад. Тем не менее резкое снижение уровня безработицы (с 7,0% в 1998 году до 3,8% в 2001 году) говорит о том, что совокупность правительственных мер помогла преодолеть массовую безработицу.

Система страхования занятости

За 11 лет с 1998 по 2008 год количество охваченных страхованием учреждений и людей увеличивается по мере того, как расширяется ССЗ. Так количество охваченных учреждений увеличилось в 3,6 раза с 1998 по 2008 год, а число застрахованных человек за тот же период возросло в 1,8 раза. Доля учреждений, охваченных ССЗ, от общего количества учреждений увеличилась 14,4% в 1998 году до 44,7% в 2008 году. Доля застрахованных человек от общего количества работников увеличилась с 26,4% в 1998 году до 47,1% в 2008 году (см. табл. 2 на с. 21). Эти данные свидетельствуют о том, что система соци-льной защиты для застрахованных работников расширяется. Однако около 53% работников, по льшей части, временных, все еще не охвачены СЗ [1, 9].

Число получателей и размер пособий по Программе выплаты пособий по безработице зависит от ситуации на рынке рабочей силы. В общем, количество получателей и размер пособий по безработице увеличивается по мере расширения ССЗ. Так, к 2008 году расходы на пособия по безработице растут быстрее, чем уровень безработицы. В свою очередь, Сун Т.К. предлагает разделить количество получателей пособий по безработице на количество безработных, это отношение можно принимать за показатель относительного охвата безработных пособиями по безработице (с оговоркой, что это число - относительный показатель, а не процентное соотношение. Так как число получателей пособий по безработице считает работника, который был безработным дважды или трижды в году). Рассчитанный показатель составлял 0,29 в 1998 году, 0,24 в 1999 году, 0,29 в 2000 году, 0,94 в 2007 году и 1,09 в 2008 году (см. табл. 3 на с. 22). Это значит, что пособий по безработице,

направляемых на поддержку дохода безработных в 2008 году было в три раза больше, чем в 1998 году [1, 11].

Изменение мер в отношении рынка рабочей силы в период с Азиатского финансового кризиса 1998 г. до мирового финансового кризиса 2008 г. представлены в табл. 4 (см. на с. 23).

Заключение

В заключении следует отметить, что четко разработанная система социального обеспечения является одним из решающих факторов, которые способствуют преодолению трудностей во время кризиса. Следует согласится с мнением Сун Т.К., который считает, что странам следует развивать систему социального обеспечения до наступле-

Таблица 2

Количество учреждений и людей, охваченных ССЗ в период с 1997 по 2008 гг.

Год Количество учреждений Количество застрахованных людей

Количество учреждений, охваченных ССЗ Вновь получившие ССЗ Исключенные из ССЗ Всего Вновь застрахованные по ССЗ Исключенные из ССЗ

1997 47 427 8 927 5 205 4 280 430 1 345 231 1 392 542

1998 400 000 360 783 8 864 5 267 658 2 963 828 1 975 706

1999 601 394 240 596 33 954 6 054 479 3 330 353 2 499 662

2000 693 414 186 031 94 697 6 747 263 3 695 723 2 981 558

2001 806 962 226 642 114 332 6 908 888 3435154 3 234 745

2002 825 531 193 216 176 690 7 171 277 3 692 771 3 404 669

2003 845 910 191 248 173 275 7 203 347 3 449 449 3 394 502

2004 1 002 638 472 190 310 418 7 576 856 3 764 995 3 364 005

2005 1 148 474 607 766 417 033 8 063 797 4 264 292 3 720 733

2006 1 176 462 689 734 659 593 8 536 966 4429144 3 894 942

2007 1 288138 778 957 652 456 9 063 301 4 642 261 4 061 173

2008 1 424 330 160 744 120 452 9 385 239 4 838 866 4 453 152

Источник: [1, 10]

зарубежныйопыт

Таблица 3

Количество получателей и размер пособий по безработице в период с 1997 по 2008 гг.

Количество претендентов на страхование Пособие по безработице

по безработице Всего

Коли- Количество Отношение числа Количество Размер

чество человек человек, получивших разрешение человек, получивших разрешение, к числу безработных человек страхования по безработице (миллионов вон)

1997 50 991 50 774 0,089 49 117 78 737

1998 438 465 434199 0,291 411 686 799 416

1999 327 929 325 220 0,237 484 772 936163

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2000 260 407 258 727 0,283 332 692 470 793

2001 349 245 347 303 0,411 428 156 845 116

2002 299 215 297109 0,420 416 041 839 315

2003 379 600 375 561 0,483 502 211 1 030 304

2004 471 542 467 730 0,575 707 432 1 446 306

2005 565 753 562 524 0,675 812 768 1 751 974

2006 612 667 609 691 0,779 943 542 2 074 004

2007 687 765 685 024 0,935 1 009180 2 434 032

2008 838 783 835140 1,086 1 162 534 2 865 256

* Источник: [1]

_...пособий

_по безработице,

_направляемых

на поддержку дохода

_безработных

_в 2008 году, было

_в три раза больше,

_чем в 1998 году

ния экономического кризиса. Ведь если страна сталкивается с финансовым кризисом без действующей системы социального обеспечения, то необходимы быстрые и эффективные контрмеры для оказания помощи тем, кто потерял свои рабочие места и доход. Учреждение системы социального обеспечения сопряжено с большими затратами, чем расширение уже существующих систематических социальных программ. Также требуется некоторое время, прежде чем появится результат осуществления каких-либо мер. Поэтому страны должны строить собственную систему социального обеспечения в нормальные экономические циклы. Программы должны отвечать культурной и экономической ситуации отдельной страны и быть гибкими, чтобы во время кризиса было возможно их отрегулиро-

4

-

Таблица 4

Основные меры в отношении рынка рабочей силы во время финансовых кризисов 1998 и 2008 гг.

Основная политика в отношении рынка рабочей силы

в 1998-2000 гг. в 2008-2009 гг.

Создание рабочих мест

- обеспечение общественных работ; - субсидия на трудоустройство; - стимулирование трудоустройства за рубежом; - содействие новому венчурному предпринимательству; - содействие возвращению работников сельского хозяйства; - содействие новым малым предприятиям - большее количество рабочих мест для молодежи (содействие в прохождении стажировок и т.д.); - обеспечение общественных работ (проект «Hope-Work»); - расширение спектра социальных услуг; - увеличение содействия самопомощи в трудоустройстве; - большее количество рабочих мест для пожилых людей

Разделение и сохранение рабочих мест

- содействие предотвращению попыток сокращений; - содействие сохранению рабочих мест и повторному трудоустройству - расширение Программы сохранения занятости* (содействие прекратившим свою деятельность предприятиям, содействие при неоплачиваемом отпуске, содействие перемене рабочих смен)

Предоставление обучения и программы повышения квалификации

большее количество программ повышения квалификации - Программа работы при школе; - Программа для молодежи «Новый старт»; - Программа улучшения профессиональных навыков для приходящих работников; - Программа Б & М кооперативного обучения на крупных предприятиях

Поддержка существования и стимулирование занятости

- расширение охвата пособием по безработице; - содействие в оказании поддержки существования бедным; - предоставление кредитов безработным - расширение охвата пособием по безработице; - расширение содействия на первом этапе трудоустройства; - предоставление пособия на время поиска работы; - стимулирование региональной занятости

Разное

- организация сети служб занятости; - формирование информационной системы рынка рабочей силы

* ИСТОЧНИК: [1]

____странам следует

развивать систему

_социального

_обеспечения

_до наступления

_экономического

_кризиса

вать. Возможное расширение охвата программ и добавление более узконаправленных программ окажет помощь людям, пострадавшим во время кризиса [1].

Литература

1. Kim S.T. Korea Unemployment Insurance in the 1998 Asian Financial Crisis and Adjustments in the 2008 Global Financial Crisis. ADBI Working Paper 214. - Tokyo: Asian Development Bank Institute [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.adbi.org/working-paper/2010/05/10/3784.korea. unemployment.insurance.1998.2008.gfc.

Anna V. Yakovleva

Associate Professor, Department of Economic Theory and Economic Policy, St. Petersburg State University of Refrigeration and Food Technologies

Korea: Employment Insurance System as Aid for the Unemployed under Crisis

_Abstract

The article analyzes the Korean experience of supporting the labor market during the two financial crises. The Asian financial crisis of 1998 taught the Korean government a lesson, as the number of the unemployed almost tripled. Therefore, by the 2008 crisis the country had been well prepared: the employment insurance system that had been developed in those years provided for fund raising to support the jobless, which amounted to thrice as much as was spent for the same cause in 1998.

Keywords: employment insurance, unemployment, social insurance, employment insurance system, global financial crisis of 2008, Asian financial crisis of 1998

->"l-

■Лрроссийское предпринимательство, №5 (203)/март 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.