УДК 811.511.2:39(571.1)
Malinovskaya S.M. INDIGENOUS SMALL ETHNIC GROUPS OF NARYM TERRITORY: OPPORTUNITIES FOR LANGUAGE And CULTURE PRESERVATION. The article deals with the problems of the development of indigenous small ethnic groups of Narym Territory. The author offers a complex approach to solving difficult problems of the revival of the culture of the indigenous small ethnic groups of Narym Territory. The attention is given to the high potential of ethno-cultural component in the educational practices of the region, the correlation of educational space with sociocultural norms of traditional cultures.
Key words: Narym Territory, indigenous ethnic groups, traditional culture, language, assimilation, regeneration, development, ethno-cultural component, education.
С.М. Малиновская, канд. ист. наук, доц., зав. лабораторией развития региональных образовательных
систем ФГНУ «Институт развития образовательных систем» РАО, г. Томск, E-mail: malina-1949@mail.ru
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ НАРЫМСКОГО КРАЯ: ВОЗМОЖНОСТИ СОХРАНЕНИЯ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ*
Статья освещает проблемы развития коренных малочисленных народов Нарымского края. Автор предлагает комплексный подход в решении сложных проблем в возрождении культуры коренных народностей Нарымского края. Обращается внимание на большие возможности этнокультурного компонента в образовательной практике региона, соотнесение образовательного пространства с социокультурными нормами традиционных культур.
Ключевые слова: Нарымский край, коренные народности, традиционная культура, язык, ассимиляция, возрождение, развитие, этнокультурный компонент, образование.
Север Томской области, занимающий обширное пространство Нарымских и Васюганских болот и тайги, отличающийся суровыми природно-климатическими условиями, издревле был местом обитания этносов с некогда богатейшей культурой - селькупов, хантов, эвенков, чулымцев. Сегодня перед этими народностями стоит сложная задача - сохраниться как этнос со своей уникальной культурой и языком. Все эти этнические группы, разные по происхождению, языку, этнической культуре имеют одну общую черту - проживание в национально-смешанной среде, где они составляют меньшинство. Эти народности адаптировались в естественно-географических условиях, усваивая взаимно иную этническую культуру, при этом сохраняя части собственной этнической культуры, многие из которых стали элементами культуры народов региона, сближая значение престижных ценностей культуры.
Актуальность проблем, связанных с современным положением коренных народов севера Томской области, не вызывает сомнения у специалистов. На исконных аборигенных территориях народов данного региона сейчас активно ведутся нефтяные разработки. По этой причине в практике повседневной работы административно-хозяйственного аппарата наиболее значимыми являются вопросы промышленного освоения северных территорий, а проблемы развития коренного населения становятся второстепенными. В следствие такой региональной политики стало уменьшаться аборигенное население и меняться образ его жизни.
Коренные малочисленные народности Томского Севера проживают дисперсно и лишены собственных этнических автономий. В администрации Томской области отсутствует штатный отдел, который занимался бы проблемами народов Севера. Эти функции выполняет департамент культуры Томской области, при этом выпадают из поля зрения социально-экономические и политические вопросы жизни аборигенных народностей. Промысловые отрасли хозяйства рассматриваются районной администрацией не как серьезный экономический вопрос, а как второстепенное занятие, никаких мер по их техническому оснащению не принимается. Более того, в результате непродуманных решений прошлых лет по переселению путем укрупнения населенных пунктов аборигенов Севера из мест исконного проживания, с верховьев рек, из таежных глубинок, они оказались оторванными от основных охотничьих угодий и богатых рыбой внутренних водоемов, что лишало их возможности применять здесь свои профессиональные знания и навыки, в результате деквалифицировались и превращались в сезонных разнорабочих. Большая часть молодежи не получила профессиональных навыков и пополнила прослойку люмпенизированного населения. А результатом этого стали: преждевременная смертность или же
инвалидность на почве пьянства и наркомании, преступность. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., общая численность коренного населения Томской области составила 3 340 чел., а к 1 января 2005 г. сократилась до 3 050 чел. При сохранении данной неблагоприятной тенденции неизбежно станет сокращение численности или даже встанет вопрос об исчезновении отдельных народностей. Чтобы решить эту социально значимую проблему, государству необходимо серьезно скорректировать всю политику, касающуюся этнических групп и искать радикальные пути ее осуществления, что невозможно без обращения к опыту прошлого [1].
В определенные моменты жизнедеятельности личности социокультурная и образовательная среда выступает как семейно-традиционная, этническая и общечеловеческая. Посредством этой системы ценностей приобщается к жизнь новое поколение, сохраняя и развивая ее, при этом изменяются не только механизмы формирования, но и способы ее передачи: становясь знаковыми, они отдаляются от своих непосредственных субъектов (национальных образований, если речь идет о системе национальных ценностей), тем самым делая эту систему открытой для представителей других этнических культур.
Духовной основой сохранения и развития этносов является их культура. Ведущую роль в этом играет система образования. Известно, что одной из причин деградации традиционных культур предыдущих десятилетий был отрыв школьного образования от традиционного. Современное школьное образование не способствует решению выдвигаемых жизнью задач.
Важность сохранения языков и культур коренных народов Севера, их этнокультурной идентичности сегодня признается педагогами, учеными и общественностью. На фоне общей демократизации жизни общества социальная и политическая активность коренных народов Севера заметно возросли, усилились процессы этнической мобильности, повысилась роль этнической идентификации, связанной с потребностью восстановления исторической памяти, возвратом к этническим ценностным принципам и традициям. Проблемы сохранения языка и культуры необходимо решать в контексте общей политики по отношению к северным регионам, включающей комплекс вопросов социально-экономического, правового, экологического, этнокультурного содержания.
Необходимо учитывать особо важную и сложную проблему, касающуюся самих механизмов сохранения языков и культур коренных народов Севера. Богатый, имеющий непреходящую ценность для человечества опыт традиционных культур наглядно демонстрирует необходимость комплексного подхода к процессу передачи культуры через образование. Сегодня актуальным как в теоретическом, так и в практическом плане является
системный, комплексный междисциплинарный анализ принципов, условий и средств вхождения традиционной этнической культуры в современный культурный контекст, в современную социокультурную среду, в определении конкретных механизмов адаптации ее к этому контексту. Одним из важных условий решения этой задачи является, на наш взгляд, достижение единства культурно-образовательного пространства северных регионов, согласованность, скоррелированность культурной и образовательной политики. Речь идет о формировании таких культурно-адаптационных механизмов, которые бы, выполняя развивающие функции, сохраняли и не искажали основные ценностные установки традиционных культур, значимые для других культур [2].
Этноязыковая ситуация у нарымских (южных) селькупов на современном этапе имеет свои особенности. Это заметно в сравнении с северной группой селькупов и при сопоставлении с другими этническими группами Севера. На современном этапе русский язык широко распространен у всех групп селькупов, хотя у северных селькупов родной язык применяется в быту достаточно широко, то у нарымских селькупов родной язык практически вышел из употребления. Этому в значительной степени способствовали: большая диалектная дробленность языка, которая препятствовала складыванию норм единого селькупского языка. Об этом свидетельствуют и материалы этносоциологи-ческого опроса, проведенного участниками комплексной селькупской экспедиции (1989 - 1992 гг., научный руководитель, д-р ист. наук В.И. Васильев). Ю.А. Моревым из Томского государственного педагогического университета и Л.Т. Шаргородским из Омского государственного университета: 16% опрошенных заявили, что свободно владеют родным языком, то есть разговорной речью, так как письменность несмотря на неоднократные попытки, создать не удалось. Но у селькупов отмечается стремление сохранить свой язык и передать знания детям.
Исследование показывает заметное стремление аборигенов Нарымского края сохранить язык и культуру и ввести в школе изучение родных языков, хотя высказывались мнения о их практическом неприменении. Однако следует учитывать, что язык выступает средством этнической идентификации.
На сегодняшний день у нарымских селькупов и хантов сохраняется язык благодаря усилиям лингвистов из Томского государственного педагогического университета (ТГПУ), хотя все аборигены свободно владеют русским, а процент владения родным языком у молодежи незначителен, только 35% называют родным языком селькупский, хотя многие не владеют им, другая причина выбора языка - межнациональные браки и отказ от традиционных занятий, дисперсное расселение. В быту не зарегистрированы случаи употребления родного языка в силу того, что только люди старшего поколения помнят язык, а остальные члены семьи понимают их, но не говорят свободно, а молодежь совсем не понимает и не говорит.
Коренные малочисленные народы Нарымского края очень рано вступили в контакт с русскими (XVI в.); в период советизации, создания национальных советов и перемещения селькупов, где оказались представители разных диалектных групп языка, они вынуждены были перейти на русский язык; от ходили от традиционных занятий; межэтнические браки заключались с XVI в., а на современном этапе трудно найти несмешанную селькупскую или хантыйскую семью [3]. Общая языковая ситуация у нарымских селькупов в последние десятилетия, как с точки зрения состояния самого языка, так и в плане их реального функционирования, не может быть охарактеризована однозначно, преобладающими здесь являются негативные тенденции.
Сегодня изучение родного языка у нарымских селькупов частично удовлетворено, даже незначительная часть русских владеет селькупским языком. В целях развития конструктивного межэтнического взаимодействия созданы условия для изучения языков и культуры аборигенов Сибири и их свободного развития. Пример этого может быть кружок изучения селькупского языка, работающий в Парабельском районе Томской области (учитель И.А. Коробейникова.), г. Колпашево (учитель Н.П. Ижен-бина). Центром по изучению и сохранению селькупского языка является кафедра-лаборатория языков народов Сибири имени А.П. Дульзона в ТГПУ. Чтобы улучшить языковую ситуацию, необходимо издавать популярные учебники, справочники, словари, кружки в местах компактного проживания народностей Севера, ввести передачи на радио и телевидении на их языках.
Развитию культурной составляющей этноса способствует ставший традиционным межрегиональный этнический фести-
валь «Легенды Севера», который проводится каждые 2 года. Остяцкий фестиваль «Легенды Севера» в Нарымском крае (с. Парабель) первоначально был задуман как фольклорный праздник, вскоре он стал популярным настолько, что перерос в межрегиональный праздник народов Севера. В августе 2013 г. очередной раз встретились представители коренных малочисленных народов Севера на этом большом культурном празднике, который стал международным. В этом году он носил название «Этюды Севера». Праздник открыли участники ансамбля бубнистов «Челд». Гости поклонились «священному амбарчи-ку» и идолам, которые его охраняли. По селькупскому поверью, кто в амбарчик положит важную вещь, тех добрые духи защитят от злых. Селькупские диаспоры Парабельского, Верхнекетско-го, Колпашеского, Каргасокского районов пополнили «священный амбарчик» важными предметами. К «священному амбарчи-ку» подошли эвенки из Верхнекетского района. Эвенкийскую песню «Северянин, с улыбкой живи» исполнила Тамара Ивиги-на, а корякский танец «По ягоды» - эстрадно-танцевальная группа «Ритм». Каждая диаспора и гости подходили к «священному амбарчику», поклонялись духам, преподносили дары от чистого сердца, пели, танцевали, а духи их слушали. Когда селькуп счастлив, он говорит: «Мекка фаек» (мне хорошо). На празднике проводился конкурс «Сибирские смотрины», исполнялись танцы, устраивались состязания и награждение победителей конкурсов. Был исполнен финальный танец «Обласок». Программу фестиваля «Этюды Севера» завершила этнодискотека.
Развитие массовой культуры направлено на разрушение традиционной этнической культуры. Глобализация стремится стереть все различия в цивилизации, но культура не вписывается в глобализационные процессы. Поэтому возникает проблема взаимодействия культур и способов сохранения специфики каждой культуры. Развитие этнокультурного компонента в общем образовании Сибири нам представляется на двух уровнях: инновационном школьном образовании и обучении в течение всей жизни. Внешкольное образование должно быть направлено на развитие этнокультурного компонента: создание кружков по изучению языка и культуры в местах компактного проживания селькупов с координационным центром на базе ТГПУ; создание регионального центра этнокультурных исследований, в котором должна быть концептуально обозначена основная тенденция развития. Задачами регионального этнокультурного центра являются:
1) формирование комплексной программы этнокультурного развития коренных народов севере Томской области;
2) разработка и поэтапное внедрение системы мер, направленных на освещение и популяризацию этнокультурного своеобразия через работу этнокультурных центров;
3) обеспечение этнокультурных центров информацией о методах построения эффективной системы самоуправления и организации творческого процесса;
4) активизация преемственности опыта учреждений культуры. В Томской области эту задачу решают департамент культуры областной администрации, региональный центр развития образования ОГУ «Региональный центр развития образования», ФГНУ «Институт развития образовательных систем» РАО, кафедра-лаборатория языков народов Сибири имени А.П. Дульзона в ТГПУ.
С декабря 2009 г. департаментом общего образования Томской области и ОГУ «Региональный центр развития образования» выполняется областная программа «Этнокультурное образование в Томской области на период 2010-2014 гг.» (Приказ № 1031 от 10.12.2009), предусматривающая удовлетворение этнокультурных и этнообразовательных запросов населения Томской области. Основным направлением данной программы является формирование активных и действенных этноинтегри-рующих механизмов взаимодействия между органами государственной власти, этнокультурными объединениями и центрами, общественными объединениями, учреждениями образования и культуры.
Материалы этнологии и этнографии показывают, что нет и не было ни одной культуры, которая бы развивалась исключительно самостоятельно, не имея контактов с другими культурами. Взаимодействие культур сопровождает человечество с самых ранних периодов истории, а научное изучение такого взаимодействия насчитывает несколько десятилетий. Аборигенная культура формировалась на территории Нарымского края и была основана на присваивающем типе хозяйства. Основные прин-
ципы и правила традиционной культуры легче усваивают дети, владеющие родным языком, в связи с тем, что культура и язык находятся в тесном взаимодействии. Если знание закреплено поведенческим стереотипом, то оно легко выражается на родном языке. Заслуживает внимания тот факт, что в этническом Центре селькупов интерес к селькупскому языку и фольклору проявляют русские и ханты. То же самое можно сказать о русском фольклоре: он привлекателен для детей различных этнических групп. Интерес детей вызван тем, что культура народностей Севера заметно деформирована русской, поэтому многие сюжеты из национального фольклора объясняются детьми не с позиции традиционного мировоззрения, а самых разных, порою невероятных, но чаще всего с позиции русской культуры [4].
Перестройка системы образования в северных районах Томской области, безусловно, должна учитывать специфику ее инфраструктуры и этнические особенности проживающего там населения. В центрах национальных общин, которые, по всей видимости, являются основной формой низовых самоуправляющихся административных единиц народов Севера, и должны быть созданы в местах компактного проживания их этнотерри-ториальных или локальнотерриториальных групп, следует рекомендовать открытие малокомплектных школ с введением в содержание программ этнокультурного компонента. На уроках трудового обучения мальчикам целесообразно овладевать приемами и навыками изготовления простейших охотничьих и рыболовных снастей. Девочки должны учиться заготавливать и вываривать бересту, шить из нее нюки для летних чумов и изготавливать различные бытовые предметы (короба, туеса), обрабатывать шкуры промысловых зверей и птиц, шить сумки и другие изделия из кожи и меха, знать основные дикоросы, употребляемые в пищу, приемы их сбора и способы приготовления, разделывать рыбу и уметь ее приготовить. В качестве педагогов по разделам экологического, трудового, нравственно-эстетического воспитания, желательно привлекать представителей аборигенного населения, знающих природу родного края, мастеров охотничьих и рыболовных промыслов, женщин, владеющих навыками изготовления предметов традиционной культуры, помнящих народные обычаи и обряды. Во внеклассной работе целесообразно организовать экскурсии, учить навыкам краеведческой работы, а в каникулярное время - создавать промысловые ученические бригады под руководством опытных промысловиков. Большое значение имеет создание школьных этнографических музеев, причем многие экспонаты для них могли бы выявлять сами учащиеся. Чрезвычайно важно поручать детям вести записи семейных генеалогий, произведений фольклора. Необходимо отметить, что современное развитие северной школы требует изучения этнической педагогики и развития уровня этнокультурной компетентности учителей в связи с тем, что молодые педагоги совершенно не подготовлены к работе в местных условиях - не знают национального характера и особенностей психологии коренного населения.
До революции власти ограничивались политическим руководством коренными народами Севера, не нарушая внутренний
Библиографический список
уклад их жизни. В советское время произошло интенсивное освоение Севера, что повлекло приток русского населения и других этнических групп. Это привело к процессу отстранения аборигенов от основного средства производства и основ сохранения традиционного образа жизни - промысловой деятельности. В 30-е гг. происходит интегрирование аборигенного социума в советское общество. Уклад жизни, менталитет этноса оказывают существенное влияние на становление личности, поэтому организация образовательного пространства должна быть соотнесена с социокультурными нормами, сформированными традиционной культурой: неразрывностью человека и природы, уважением старших и младших, общинностью [1].
Язык и культура как продукты развития исторического этноса приобретают социокультурное значение лишь при включении их в процесс реальной человеческой деятельности и всегда выступают в конкретно-исторической форме. В развитии всесторонних отношений между этническими общностями усиливается роль билингвизма. Двуязычие способствует преодолению языковых барьеров в потреблении ценностей культуры другого народа, увеличивает возможности этнической культуры, а с другой стороны, двуязычие может стать средством деформации этноса, его культуры, языка.
Этнос как социальный организм может успешно развиваться лишь при условии сохранения определенной внутренней стабильности, которую обеспечивает устойчивое воспроизводство национального языка, культуры, обычаев, особенностей быта, этнического самосознания. С этой целью создание автономий реальнее всего осуществимо путем организации администраций сельских этнических территорий в местах сосредоточения относительно компактных групп коренного населения. В Томской области можно определить центры 9 таких администраций этнических территорий: два в Александровском, три в Каргасок-ском, 2 в Верхнекетском и по одному в Парабельском районе и г. Колпашево. Одновременно должно быть установлено, что любая эксплуатация недр, растительности и фауны этих территорий может быть осуществлена организациями лишь с разрешения администраций этнических территорий и с выплатой им обязательной возместительной компенсации. В целях обеспечения населения этнических территорий продуктами промысловой фауны и денежными средствами, восстановления комплекса традиционной материальной культуры в качестве наиболее приемлемой формы хозяйственной организации в условиях Томского Севера можно рекомендовать хозяйственные этнические кооперативы, работающие на принципе хозрасчета.
Таким образом, предложенный комплекс мероприятий в сочетании с развитием этнокультурного компонента в образовательной практике региона и повышение этнокультурной компетентности педагогов призван создать реальную основу для возрождения традиционной культуры и языка коренных народностей Нарымского края.
* Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 13-11-7007
1. Ковлягин, М.С. Коренные народы Нарымского края в контексте советской социокультурной политики 1920 - 1941 гг.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 2013.
2. Набок, И.Л. Современное педагогическое образование: культуро-экологическая функция // Реальность этноса. Педагогическое образование как важнейший фактор сохранения и развития культуры северных народов: материалы IX Междунар. научно-практ. конф. / под науч. ред. И.Л. Набока. - СПб., 2007.
3. Шаргородский, Л.Т. Некоторые аспекты в этноязыковой ситуации у нарымских селькупов // Этнические и социально-культурные процессы у народов СССР Национальные и социально-культурные процессы в СССР: материалы Всесоюз. науч. конф. - Омск, 1991. -Кн. 1.
4. Кряклина, Т.Ф. Взаимодействие культур в образовательном процессе // Этнопедагогика Сибирского Севера / под науч. ред. Г. В. Залевского. - Томск, 1996.
Bibliography
1. Kovlyagin, M.S. Korennihe narodih Narihmskogo kraya v kontekste sovetskoyj sociokuljturnoyj politiki 1920 - 1941 gg.: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Novosibirsk, 2013.
2. Nabok, I.L. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie: kuljturo-ehkologicheskaya funkciya // Realjnostj ehtnosa. Pedagogicheskoe obrazovanie kak vazhneyjshiyj faktor sokhraneniya i razvitiya kuljturih severnihkh narodov: materialih IX Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. / pod nauch. red. I.L. Naboka. - SPb., 2007.
3. Shargorodskiyj, L.T. Nekotorihe aspektih v ehtnoyazihkovoyj situacii u narihmskikh seljkupov // Ehtnicheskie i socialjno-kuljturnihe processih u narodov SSSR. Nacionaljnihe i socialjno-kuljturnihe processih v SSSR: materialih Vsesoyuz. nauch. konf. - Omsk, 1991. - Kn. 1.
4. Kryaklina, T.F. Vzaimodeyjstvie kuljtur v obrazovateljnom processe // Ehtnopedagogika Sibirskogo Severa / pod nauch. red. G.V. Zalevskogo. - Tomsk, 1996.
Статья поступила в редакцию 04.10.13