Научная статья на тему 'Копирование произведений станковой масляной живописи на примере специальной подготовки художника-педагога'

Копирование произведений станковой масляной живописи на примере специальной подготовки художника-педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1819
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОПИРОВАНИЕ СТАНКОВОЙ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ / COPYING OF EASEL OIL PAINTING / ТЕХНОЛОГИЯ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ / A TECHNIQUE OF OIL PAINTING / КОПИЯ / COPY / ОРИГИНАЛ / ORIGINAL / МОДЕЛИРОВАНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / MODELING OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STUDIES / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА / SPECIAL TRAINING OF THE ARTISTEDUCATOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваняев В. А.

В статье с позиции общей методологии художествен но-педагогического образования, кратко рассматриваются возможности использования худо жественно-изобразительной практики копирования станковой масляной живописи в специальной подготовки художника-педагога. Автор раскрывает в тексте ключевые понятия «копия оригинал». Основное внимание в статье уделяется системе специфических упражнений, ориентированных на совершенствование знаний умений и навыков в практике копирования произведений станковой масляной живописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваняев В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPYING OF THE WORKS OF EASEL OIL PAINTING ON THE EXAMPLE OF SPECIAL TRAINING OF THE ARTIST-EDUCATOR

In the article written from the perspective of the general methodology of artistic-pedagogical education, the author briefly discusses the possibilities of using the fine art practice of copying easel oil painting in the process of special training of the artist-educator. The author reveals the key concepts of copying and the original. The main attention is paid to the specific system of exercises aimed at improving knowledge and skills in the practice of copying the works of easel oil painting.

Текст научной работы на тему «Копирование произведений станковой масляной живописи на примере специальной подготовки художника-педагога»

• возраст, уровень физической подготовленности, показатели здоровья и физического развития занимающихся, их мотивация и т. п.;

• особенности семьи: социальный статус родителей, экономическое положение, структура семьи; учет культурных традиций семьи, этнических особенностей, кон-фессиальной принадлежности родителей и т. п.; климато-географических особенностей региона проживания, опыта проведения подобной работы в образовательном учреждении и др.

Таким образом, отметим, что все разрабатываемые программы ставят конечной целью всестороннее гармоничное развитие личности ребенка в процессе приобщения к занятиям физическими упражнениями и спортом, ориентированы на семью и ее потребности, решают весь комплекс специфических задач физического воспитания.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. 208 с.

2. Виленский М. Я. [и др.] Концепция непрерывного физического образования детей и учащейся молодежи. М., 1989. 22 с.

3. Ким Т. К. Подготовка педагогических кадров к организации физического воспитания в системе

«семья - школа». М.: МПГУ, 2010. 150 с.

4. Ким Т. К. Научные основы физического воспитания в системе «семья - школа»: моногр. М.: МПГУ, 2011. 250 с.

5. Лукьяненко В. П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры. М.: Советский спорт, 2005. 256 с.

6. Андреева Н. А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 23 с.

7. Кульчицкая И. Ю. Формирование педагогической культуры родителей в учреждении дополнительного образования: автореф. дис. . канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. 19 с.

8. Недвецкая М. Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. М.: Академия, 2006. С. 32-46.

9. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учеб. пособие. М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2006. 496 с.

10. Недвецкая М. Н. Подготовка педагогических кадров к организации взаимодействия школы и семьи: моногр. М.:АПК и ППРО, 2007. 128 с.

11. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Центр, 1996. 180 с.

КОПИРОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СТАНКОВОЙ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА

COPYING OF THE WORKS OF EASEL OIL PAINTING ON OF SPECIAL TRAINING OF THE ARTIST-EDUCATOR

В. А. Ваняев

В статье с позиции общей методологии художественно-педагогического образования, кратко рассматриваются возможности использования художественно-изобразительной практики копирования станковой масляной живописи в специальной подготовки художника-педагога. Автор раскрывает в тексте ключевые понятия «копия - оригинал». Основное внимание в статье уделяется системе специфических упражнений, ориентированных на совершенствование знаний умений и навыков в практике копирования произведений станковой масляной живописи.

THE EXAMPLE

V. A. Vanyaev

In the article written from the perspective of the general methodology of artistic-pedagogical education, the author briefly discusses the possibilities of using the fine art practice of copying easel oil painting in the process of special training of the artist-educator. The author reveals the key concepts of "copying" and "the original". The main attention is paid to the specific system of exercises aimed at improving knowledge and skills in the practice of copying the works of easel oil painting.

Ключевые слова: копирование станковой масляной живописи, технология масляной живописи, копия, оригинал, моделирование научно-педагогического исследования, специальная подготовка художника-педагога.

Keywords: copying of easel oil painting, a technique of oil painting, a copy, the original, modeling of scientific and pedagogical studies, special training of the artist-educator.

Многократно уже говорилось, что перед художником - творцом, человеком, личностью - стоит парадоксальная задача - максимально приблизиться в изображении на двухмерной плоскости (листа бумаги, холста, доски, стены) к трехмерному изображению объемного мира. Исключая, конечно же, орнаментальное и абстрактное искусство в силу того, что они не исчерпывают всей полноты и многообразия окружающей нас действительности. Для решения этой отнюдь не легкой задачи требуется достаточно внушительный объем знаний умений и навыков и, как сейчас принято говорить по новым стандартам, - компетенций. Какие бы преобразования ни происходили в системе высшего образования, в первую очередь необходимо освоить традиционно сложившуюся академическую базу - живопись, рисунок и композицию, а затем блок дисциплин, дополняющих и усиливающих базовые. Среди этого блока копирование как предмет занимает особое место. Посредством копирования идет приобщение учащихся к шедеврам мировой живописи. При грамотном подходе к этому роду деятельности возможно выстроить определенный, специфический диалог между современным студентом, изучающим секреты мастерства живописи, и великими мастерами прошлого. Копирование во все времена было и остается очень значимым средством в подготовке будущего художника.

В данный момент ситуация с копированием шедевров станковой живописи выглядит следующим образом: студенты художественно-графического факультета самостоятельно, по своей инициативе занимаются копированием интересующих их известных мастеров живописи, при этом они, как правило, мало внимания уделяют технологическим особенностям ведения работы, чисто по наитию пытаясь воспроизводить ту или иную картину. Как таковой научно обоснованной методики копирования, разработанной специально для процесса обучения художника-педагога, в настоящее время не существует. В этом наблюдается определенное несоответствие между существующим и желаемым положением дел в процессе подготовки художника-педагога. В основе изучения данной проблемы лежит огромный культурно-исторический пласт изобразительного искусства, куда входят знания из области технологии масляной живописи; истории основных европейских художественных школ; истории художественной педагогики и психологии. Добиться настоящего, подлинного мастерства в академической живописи без тщательного изучения техники мастеров прошлого очень непросто. Именно поэтому в арсенале методических разработок по спецдисциплинам должна входить методика, основными задачами которой являются: систематизация знаний в области копирования произведений станковой масляной живописи, и что самое важное - адаптация этих знаний к существующей системе подготовки художника-педагога.

Современные тенденции развития общества предъявляют высшей художественной школе ряд требований, а именно создание наиболее благоприятных условий для развития профессиональных и творческих навыков учащихся художественно-графических факультетов (далее -

ХГФ). Решение данной глобальной проблемы невозможно без дифференцированного подхода, при котором происходит разделение на блоки взаимодополняющих методик, объединенных конечной целью - совершенствования российской академической художественно-педагогической школы.

Решением этой проблемы в разное время занимались такие ученые, как П. П. Чистяков, Д. Н. Кардовский, Н. Н. Ростовцев, В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов, В. К. Лебедко, А. А. Ковалев и др. Исследования этих ученых разворачивались в контексте общей методологии российской художественно-педагогической школы. В общем методологический подход опирается на гносеологические, мировоззренческие установки. Для реалистической академической школы ИЗО этот принцип заключается в реалистическом, объективном отражении натуры, а в декоративно-прикладном искусстве - в ее преображении и стилизации. Этот принцип является опорным в дальнейшей художественной деятельности, основной целью которой являлось утверждение социально значимого идеала. Изучение феномена копирования в образовательной среде художественно-педагогического образования выявило недостаточность подготовки учителя изобразительного искусства в этой области, который, с одной стороны, должен быть высококвалифицированным художником-педагогом, а с другой - художником-профессионалом. Подготовка его как специалиста (бакалавра) большого уровня предполагает решение целого ряда задач, связанных между собой и в педагогическом, и творческом аспектах.

Анализ специфики творческих работ, в том числе и дипломных, по предметам живописи и композиции на ХГФ показывает, что большинство студентов зачастую акцентируют свое внимание на манерности в работе, упуская при этом последовательность ведения работы и последовательность применения технических средств и приемов живописи. Отсутствие методик, связанных с более углубленным изучением технологии масляной живописи в рамках блока специальных дисциплин, ставят перед педагогами ряд проблем. Основной проблемой в современном художественно-образовательном процессе является отсутствие системного подхода к процессу освоения некоторых дисциплин (из так называемой вариативной части), которые не являются базовыми, в частности к предмету копирования станковой живописи, и, как следствие этого, отсутствие четкой скоордини-рованности этих дисциплин с основной факультетской программой по академической живописи. Суть проблемы, которую исследует автор, заключается в нахождении оптимального взаимодействия в педагогическом процессе авторской методической системы копирования со спецдисциплинами: академической живописью, технологией живописи и композицией.

В ходе изучения теоретических и практических исследований в области преподавания изобразительного искусства в художественных вузах мы отметили, что предмет «Копирование станковой живописи» преподается в

небольшом объеме в узкоспециализированных художественных вузах: Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова; Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина; Российская академия живописи, ваяния и зодчества (организованная Ильей Глазуновым); Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица. Основной направленностью разработанных в этих вузах программ является ориентация учащихся на повышение уровня знаний в области технологической составляющей подготовки выпускников высшей художественной школы, основанной на опыте мастеров прошлого, что в свою очередь дает им возможность для более широкого развития специальных, профессиональных и творческих способностей выпускников. Апробированной, научно обоснованной программы по планомерному преподаванию и изучению данной дисциплины на художественно-графических факультетах России в настоящее время нет. Программы, которые имеют вышеперечисленные вузы для системной и целенаправленной работы по этой дисциплине, адаптированы к специфике перечисленных выше вузов.

В связи с этим возникает необходимость создания программы и методических разработок в области копирования, связанных со спецификой преподавания спецдисциплин на ХГФ. Проблема, связанная с копированием произведений станковой масляной живописи, является актуальной в связи с тем, что определяется как недостающее звено в системе профессиональной и специальной подготовки художника-педагога. В теории и практике ко-пийного искусства содержится большое количество знаний, которые могут востребованы и применимы в во всем блоке спецдисциплин, и в первую очередь, конечно, в живописи. Эти знания могут являться существенным дополнением к образовательному ресурсу спецдисциплин. Определяющим принципом структурирования содержания образования является принцип функциональной полноты, который вытекает из того, что всякая система, в том числе и педагогическая, не может эффективно функционировать или функционировать вообще, если набор ее существенно значимых подсистем (элементов системы) не является функционально полным (при этом имеется в виду коэффициент функциональной значимости компонентов системы).

Полное отсутствие научно обоснованных методических разработок и недостаточная изученность роли и места копийного искусства подтверждают необходимость и актуальность решения данной проблемы на современном этапе в системе ХГФ педагогических вузов. В своем исследовании мы должны дать исчерпывающий ответ на основной вопрос: нужен ли предмет копирования современной художественно-педагогической школе или нет? А если нужен, то для каких целей и в каком объеме? Ответ на эти вопросы может дать научно-педагогическое исследование.

Общим теоретическим методом исследования, которым мы руководствуемся, является моделирование. Моделирование, как исследовательский метод, основывается на научно-теоретическом типе мышления, который, в свою очередь, опирается на эмпирический опыт. Научно-теоретический тип мышления - достаточно широкое, емкое понятие, говоря более конкретно, моделирование основывается на системном мышлении. В этой связи моделирование можно рассматривать как определенный способ познания или, выражаясь точнее, - аппарат познания. Исходный принцип системного мышления - искусство абстрагироваться от частностей того или иного предмета рассмотрения, от тех его характеристик, которые являются несущественными. Руководствуясь этим принципом, исследователь выявляет глубинные связи и закономерности между элементами и явлениями действительности. Такой подход дает возможность обнаруживать невидимые, на первый взгляд, связи между отдельными событиями и, уясняя их подлинную природу и соответствующие закономерности, тем самым оказывать влияние на их ход. В разработке стратегии исследования мы опирались на научные разработки А. А. Ковалева «Моделирование научно-педагогического исследования в областях ИЗО и ДПИ» [1].

Новая учебно-методическая система разрабатывалась на основе комплексного подхода к обучению, который учитывает все аспекты значения искусства как необходимой части культуры и предусматривает, что художественно-творческая активность художников-педагогов наиболее полно развивается в процессе овладения основами реалистического искусства, где знакомство с классическим художественным наследием происходит конкретно, посредством копирования. В том случае, если правильно будут расставлены акценты, в дальнейшем у студентов будет формироваться психологическая готовность к самостоятельному использованию всей совокупности знаний, умений и навыков, полученных ими на занятиях в рамках спецкурса «Копирование станковой масляной живописи».

Разработанная нами концепция учебно-методической системы в одной из основных позиций основывается на использовании теории и практики копирования станковой масляной живописи как одного из возможных вспомогательных средств в качестве расширения диапазона практических приемов и навыков в системе подготовки художника-педагога. В процессе копийной практики художник в большей степени отдает предпочтение техническим средствам (приемам) изображения и технологическому аспекту живописи.

Для того чтобы заниматься какой-либо деятельностью, студент должен понимать суть и значение понятийного аппарата, связанного с этой деятельностью, а также знать исторический аспект вопроса. Начиная с эпохи Возрождения копиями называли работы, которые выполняли другие художники с оригиналов мастера, иногда с поправками самого мастера. Это называлось школой Рубенса, школой Ван Дейка, школой Шардена и

Таблица

Система упражнений в практике копирования произведений станковой масляной живописи

1 группа. Задания и упражнения, специфические только для копирования 1. Копирование линейно-графических изображений в жанре портрета. 2. Копирование линейно-графических изображений в жанре пейзажной живописи. 3. Копирование линейно-графических изображений в жанре натюрморта. 4. Отрисовка копируемого материала на подготовительный картон с последующем переносом рисунка по принципу «масштабно-модульная сетка»

2 группа. Задания и упражнения, специфические для технологии. Совмещение искусства копирования с технологическим процессом 1. Подготовка холста под живопись (все основные этапы). 2. Обучение технологии проклейки холста. 3. Обучение техники наложения грунта на проклейку. 4. Использование имприматуры как первичного живописного слоя. 5. Использование гризайлевого метода под живопись. 6. Копирование на основе имприматуры и гризайлевого метода деталей лица. 7. Копирование сложных гризайлей конца XVII — начала XVIII вв. (голландская школа). 8. Техника ведения живописной копии цветом (строгое соблюдение всех этапов)

3 группа. Задания и упражнения, специфические для живописи. Совмещение искусства копирования с искусством живописи 1. Копирование на материальность деталей одежды. 2. Копирование фрагмента натюрморта с элементами основных материальных структур. 3. Копирование фрагментов флористических натюрмортов с применением длительной технологической проработки. 4. Копирование фрагмента пейзажного мотива методом а-ля прима. 5. Копирование фрагментов пейзажа с применением технологического метода расфлейцовки. 6. Копирование пейзажной и ландшафтной живописи с выявлением состояния природы. 7. Копирование фрагмента академического портрета (изображения рук). 8. Копирование фрагмента картин с изображением жанровой композиции. A. Фрагмент жанровой композиции с акцентом на руки. Б. Фрагмент жанровой композиции с акцентом на ноги. B. Погрудный портрет, голова в сложном положении. 9. Самостоятельное копирование произведений станковой живописи (жанровая живопись). 10. Творческая копия. Натюрморт.

пр. Учащиеся должны ясно представлять себе, чем по существу отличается оригинал от копии. Исчерпывающий ответ на этот вопрос дает выдающийся европейский историк живописи, эксперт и музейный деятель Макс Фрид-лендер в своей работе «Об искусстве и знаточестве». У него мы находим следующие размышления: «Оригинал подобен некоему организму, копия - механизму» [2, с. 173]. По Фридлендеру, основным определяющим признаком оригинала является «совершенная гармония между живописной идеей и формой, между замыслом и исполнением, между концепцией и средствами ее реализации», чего не может быть при копировании, так как копирующий художник, «даже если... и сумеет подавить свое собственное художественное видение, ему просто не будет хватать тех пигментов и связующих, которыми пользовался создатель оригинала» [2, с. 173].

Основой авторской методики является система упражнений, ориентированных на совершенствование знаний умений и навыков в практике копирования произведений станковой масляной живописи. Система скоординирована с дисциплинами: «Живопись», «Композиция». Целеполагание каждого упражнения и задания должно учитывать дидактический, развивающий и воспитывающий факторы.

Сразу хочется оговориться, что группирование по живописному и технологическому аспектам весьма услов-

ное, так как в художественно-изобразительном процессе эти два аспекта слиты воедино.

Результаты исследования показали нам, что теория и практика копийного искусства обогащает анализ как формальной, так и содержательной составляющих (слагаемых) произведения изобразительного искусства. Знания из этой области расширяют теоретическую осведомленность учащихся, повышают уровень их профессиональной грамотности и компетентности в вопросах художественно-изобразительной практики в целом. Теория и практика структурно-пластических решений картинной плоскости в классических произведениях - это специфический, очень важный раздел в теории композиции. Основой для данных исследований является изучение и анализ классических и современных произведений изобразительного искусства с акцентом на технику исполнения.

Исследование и анализ произведений привели к выводу о необходимости выработки и закреплению у учащихся основополагающих базовых знаний в области технологических особенностей процесса ведения живописной работы. В процессе копийной практики происходит проработка и закрепление на уровне как формы, так и содержания таких понятий, как композиционное пространство копируемого произведения; объемно-пространственное решение элементов; главное в копируемом про-

изведении; композиционное равновесие; соподчинен-ность элементов художественной формы; соразмерность элементов художественной формы; направленность композиционной активности основных элементов художественной формы; ритмический строй произведения.

Полученные в нашем исследовании результаты определяют направления дальнейших теоретических и экспериментальных разработок, в частности, они дают возможность держать любого рода новации в художественно-педагогическом процессе под строгим методическим контролем и адекватно реагировать на процесс освоения студентами современных достижений художественно-изобразительной практики. Разработанные дополнительные формы и методы проведения занятий по художест-

венно-изобразительной практике копирования (спецкурс) могут быть использованы как способы регулирования и коррекции процесса освоения основ академической художественно-изобразительной практики, как методы, способствующие улучшению качества художественно-педагогического образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ковалев А. А. Моделирование научно-педагогического исследования в областях ИЗО и ДПИ // Преподаватель XXI век. 2012. № 1. С. 47-51.

2. Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. СПб.: Андрей Наследников, 2001. 205 с.

АКТИВНОЕ И ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НАЧИНАЮЩИХ УЧЕНИКОВ В КЛАССЕ САКСОФОНА (на материале работы с младшими школьниками в учреждениях дополнительного образования)

ACTIVE AND INTERACTIVE LEARNING BEGINNER STUDENTS IN THE CLASS SAXOPHONE (Based on Work with Younger Students in Institutions of Further Education)

Е. А. Черняков

Проблемы, связанные с освоением саксофона в учреждениях дополнительного образования, трудности в обучении учеников с разными уровнями умственных и музыкальных способностей, физических данных, разных возрастных категорий диктуют поиск новых форм и методов обучения начинающих учеников в классе саксофона. Применение интерактивного метода в обучении в сочетании с активным и пассивным методами является дополнительным фактором, влияющим на оптимизацию занятий, и способствует достижению более высоких показателей в обучении начинающих учеников в классе саксофона.

Ключевые слова: саксофон, активный метод, интерактивный метод.

E. A. Chernyakov

Problems associated with the development of the saxophone in the Institutions of additional education, learning difficulties of students with different levels of mental and musical abilities, physical abilities, different age groups dictate the search for new forms and methods of teaching beginning student in the class of saxophone. Application of interactive teaching methods, combined with passive and active is an additional factor in the optimization studies and promotes higher levels of training novice students in the class saxophone.

Keywords: saxophone, active method, interactive method.

Несмотря на все более усиливающийся интерес в нашей стране к саксофону, возникший с развитием джазового и академического исполнительства и повлекший открытие классов саксофона в музыкальных колледжах, специализированных музыкальных школах, а затем и в учреждениях дополнительного образования, остаются нерешенными многие проблемы в освоении этого инструмента особенно начинающими учениками, в том числе в учреждениях дополнительного образования.

Трудности в обучении учеников в классе саксофона в системе дополнительного образования заключаются в том,

что обучающиеся имеют разные уровни музыкальных способностей. При приеме детей в учреждения дополнительного образования нет такого жесткого отбора на конкурсной основе, что практикуется в специализированных музыкальных школах. Наряду с детьми, имеющими хорошие музыкальные данные, учреждения дополнительного образования принимают детей с невысокими параметрами оценки памяти, слуха, ритма. Все больше становится количество обучающихся детей с различными легочными заболеваниями, в том числе с астматическим компонентом, нарушениями осанки, а также учащихся коррекционных об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.