УДК 796.011
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ МАЛЬЧИКОВ 8-10 ЛЕТ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМАХ
Константин Борисович Тумаров, кандидат педагогических наук, доцент, Альбина Наильевна Кудяшева, кандидат педагогических наук доцент, Набережночелнинский институт (филиал) Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань; Денис Михайлович Панягин, старший преподаватель, Людмила Александровна Панягина, старший преподаватель, Нижнекамский химико-технологический институт (филиал)
Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань
Аннотация
В статье продемонстрирована динамика прироста координационных способностей детей 810 летнего возраста в целостных двигательных действиях в зависимости от направленности двигательного режима. Выделены три группы мальчиков: не занимающиеся активно кроме уроков физической культуры, занимающиеся циклическими и ситуационными видами спорта в группах начальной подготовки.
Ключевые слова: дети, координация, прирост, тест.
COORDINATION ABILITIES OF BOYS AGED 8-10 AT VARIOUS MOTIONAL
ACTIVITIES
Konstantin Borisovich Tumarov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Albina Nailyevna Kudyasheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Naberezhnye Chelny institute (branch) Kazan (Volga) Federal university, Kazan; Denis Mikhailovich Panyagin, the senior teacher, Lyudmila Aleksandrovna Panyagina, the senior teacher, Nizhnekamsk Chemical Institute of Technology (branch) Kazan National University of Science and
Technology, Kazan
Annotation
The given article demonstrates the growth of coordination abilities of children, aged 8-10, in complete physical actions, depending on the direction of motional activity. Three groups of boys are selected: those who do not lead an active life except physical training classes, those who are engaged in cyclic kinds of sports and ones who go in for situational sports at initial preparation groups.
Keywords: children, coordination, growth, test.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие координационных способностей - главная задача в физическом воспитании детей младшего школьного возраста. Биологический смысл развития координационных способностей заключается в накоплении способностей, необходимых для активной деятельности в среде и создания условий для формирования запаса возможностей решения двигательных задач в различных ситуациях будущего. Важным фактором, определяющим уровень координационных способностей, является эффективная внутримышечная и межмышечная координация. Взаимодействие мышц синергистов и антагонистов, быстрый переход от напряжения мышц к их расслаблению. В работах [2, 7] возраст 8-10 лет выделен как отдельный этап развития двигательной функции. Только к этому возрасту, по их данным, устанавливается четкая связь между частотой и длиной беговых шагов, перекрестные движения рук приобретают устойчивую форму.
Для оценки координационных способностей нами использовались тесты, относящиеся к целостным двигательным действиям: челночный бег 4*9 метров с переноской брусков, ведение баскетбольного мяча с изменением направления, прыжок в длину с разбега (по правилам для слабовидящих и слепых спортсменов), равновесие на скользящей опоре (лыжи) на отрезке 30 метров.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проведено на базе трех школ г. Набережные Челны № 5, 10, 20 расположенных в одной части города. В шаговой доступности от школ находится стадион, бассейн и несколько спортивных комплексов. Такое расположение школ гарантировало высокий процент детей, посещающих спортивные школы и секции. Первый этап сплошного тестирования был выполнен в мае 2014 года, когда мальчики заканчивали первый класс. Второе тестирование в мае 2015 года. Заключительный этап в мае 2016 года. Следует отметить, что тест в равновесии на скользящей опоре был проведен в два этапа в марте 2015 и 2016 гг. Для чистоты эксперимента данные детей, занимающихся в лыжной секции, выделили в отдельную группу в тесте № 4 как группу «Л».
По данным медицинского персонала школы, было выявлено 88 мальчиков по состоянию здоровья отнесенных к основной медицинской группе. По данным учителей физической культуры и анкет школьников в конце эксперимента выполнили выборку. Оказалось, 35 мальчиков не посещали никаких секций, их двигательная активность ограничилась уроками физической культуры. В нашем исследовании они составили группы «Н». Мальчики, занимающиеся ситуативными видами спорта (гимнастика, спортивные игры, единоборства) составили группу «С» в количестве 32 человека. Занимающиеся циклическими видами спорта (плавание, л/атлетика, лыжные гонки) составили группу «Ц» - 21 человек.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты исследования представление в таблице 1. Из материалов таблицы следует, что показатели школьников всех трех групп на первом этапе достоверных различий не имели (Р <0.05 во всех тестах).
Анализируя полученные данные можно утверждать, что возраст 8-10 лет является благоприятным для развития координационных способностей в челночном беге. Это хорошо согласуется с данными других исследований [1, 4]. Однако, занимаясь лишь на уроках эти способности не раскрываются. Особенно низкий уровень прироста показателей наблюдается в возрасте с 9 до 10 лет. Он составил всего 1,7%. В тоже время у занимающихся мальчиков прирост в этом возрасте составил более 11,0%. В этом тесте ученик не только бежит с изменением направления четыре раза, но должен быстро и рационально рассчитать остановку, наклон, захват брусков, т.е. в этом и проявляется истинная ловкость. Оценив показатели наших исследований, обратимся к нормативам, принятым в президентском тесте США [5]: 6 лет - 12,1 сек, 7 лет - 11,5 сек, 8 лет - 11,1 сек, 9 лет - 10,9 сек, 10 лет - 10,3 сек. Как следует из таблицы 1 лишь мальчики спортивных групп вплотную приблизились к требованиям президентского теста, особенно группа ситуационных видов спорта.
При выполнении прыжка в длину с разбега дети испытывают обеденные сложности: во-первых, к моменту толчка необходимо при максимальной скорости выполнить отталкивание вверх; во-вторых, во время полёта необходимо сохранить устойчивость и равновесие; в-третьих, выполнить эффективное приземление на обе ноги. Преодоление перечисленных трудностей требует от детей этого возраста определенной координации движений. Как следует из данных таблицы 1 прирост результатов в группе мальчиков, занимающихся ситуационными видами спорта, за два года составляет 32,4%, чуть меньше у представителей циклических видов 28,7%. Школьники, не нанимающиеся в спортивных группах, улучшили свой результат на 11,6%, что значительно уступает показателям других групп (Р <0.05).
Следует отметить, что прыжок в длину с разбега включён в перечень тестов для школьников Китая. Норма для мальчиков 10 летнего возраста - 300 см [5].
Основным показателем координационных способностей в модели сложного комплекса двигательного действий, включающих в себя бег с изменением направления при ведении баскетбольного мяча, является время, затраченное на преодоление задания.
Наблюдениями экспертов установлено, что дети теряют много времени не только из-за слабого ведения баскетбольного мяча, но и из-за недостаточной пространственной организации движения и, как следствие, значительно удлиняют свой путь двигаясь по дуге. Из данных табл.1 видно, что в этом упражнении прирост достаточно значителен (Р> 0.01) во всех трех группах. Такой прирост результатов во всех группах указывает, что исследуемый возраст является сенситивным этапом возрастного развития координационных способностей, тем не менее уровень спортивных групп в данном тесте выше (Р <0.01) группы «Н». Группы «С» и «Ц» за 2 года улучшили свои показатели более чем на 90%, против 43,6% в группе «Н».
Таблица 1. Показатели координационных способностей в целостных двигательных действ_
Номер теста Тест Группа
1 этап 2 этап Прирост в % за год 3этап Прирост в % за год Общий прирост в % за два года
I Челночный бег 4x9 метров с переноской брусков (с) Н 13,02±0,21 12,18±017 6,9 11,97±013 1,7 8,8
Ц 12,95±0,22 11,92±0,16 8,6 10,68±0,12 11,6 21,3
С 12,74±017 11,55±°Д4 10,3 10,32±0,1 11,9 23,4
II Прыжок в длину с места (см) Н 241±9Д 252±7,2 4,6 269±8,4 6,7 11,6
Ц 244±7,4 278±8д 13,9 314±6,6 12,5 28,7
С 250±10,1 286±5,4 14,4 331±7,3 15,7 32,4
III Ведение б/б мяча изменением направления (сек.) Н 45,14±2,2 39,27±1,2 14,9 31,42±0,7 25,1 43,6
Ц 45,02±1,8 32,18й,4 39,9 24,21±0,7 32,9 91
С 43,11±1,9 30,47±0,6 41,5 22,19±0,5 34,3 94,2
IV Динамическое на скользящей опоре (кол-во скользящих шагов на отрезке 30м) Н 25,07±0,71 22,12±0,84 13,3
Ц 23,56±0,56 20,03±0,56 17,6
С 24,22±0,9 20,82±0,66 16,3
Л 19,29±0,72 14,12±0,45 36,6
Интерес представляют данные по равновесию на скользящей опоре. Наши исследования показали, что координационные способность к равновесию на лыжах зависят не столько от общей физической подготовки и ловкости, а главным образом от количества занятий непосредственно на лыжах. Показатели всех трех групп на протяжении нашего исследования достоверных различий не имели (Р> 0.05), кроме групп «Л». Данную способность необходимо развивать именно в младшем школьном возрасте, поскольку с возрастом эта способность значительно снижается [8]. Максимальные темпы прироста способности к равновесию наблюдаются в возрасте 8-10 лет. Н. А. Бернштейн выделил этот возраст как отдельный этап развития двигательной функции, поскольку к 10 годам окончательно оформляется структура локомоторных актов. Координационная способность к этому упражнению достаточно специфична. Практика убедительно свидетельствует об этом. Зачастую гимнасты, акробаты, представители спортивных игр с отменной спортивной подготовкой и как следствие с отменным уровнем координационных способностей беспомощны на лыжне, тоже самое касается представителей Африки и Средней Азии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возраст 8-10 лет является благоприятным периодом для воспитания целого ряда координационных способностей у мальчиков, однако при низкой физической нагрузке эти способности реализуются недостаточно, что выявлено в группе «Н» в трех тестах. В группе «С» и «Ц» достоверных различий не выявлено во всех четырех тестах. Следует отметить, что способность к динамическому равновесию на скользящей опоре достаточно специфична и слабо связана с физической подготовкой и ловкостью, что выявлено в тесте № 4. Для совершенствования этой способности необходима специальная подготовка, которую продемонстрировала группа «Л».
ЛИТЕРАТУРА
1. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В. А. Запорожанов. -Киев : Здоровье, 1982. - 221 с.
2. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии / Н.А. Бернштейн. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
3. Гжемская, Н.Х. Особенности физического развития мальчиков 8-10 лет при различной двигательной активности / Н.Х. Гжемская, В.В. Павлов, С.А. Снесарев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11(141). - С. 44-48.
4. Гужаловский, А.А. Физическое воспитание в школе / А.А. Гужаловский, Е.Н. Ворсич. -Минск : Полымя, 1988. - 94 с.
5. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителей / В.И. Лях. - М. : АСТ, 1998. - 272 с.
6. Павлов, В.В. Эффективность физического воспитания детей 8-10 лет при различном планировании учебного процесса : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Павлов В.В. - Чебоксары, 2000. - 21 с.
7. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, В.П. Филин. - М. : Физкультура и спорт, 1972. - 175 с.
8. Харитонов, В.И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младших классов / В.И. Харитонов // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 9. - С. 49-51.
REFERENCES
1. Balsevich, V.K. and Zaporozhanov, V.A. (1982), Physical activity of a person, Health, Kiev.
2. Bernstein, N.A. (1991), About dexterity and its development, Physical Culture and Sports, Moscow.
3. Gzhemskaya N.Kh., Pavlov, V.V. and Snesarev, S.A. (2016), "Features of the physical development of boys, aged 8-10 with different motor activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 141, No. 11, pp. 44-48.
4. Guzhalovsky, A.A. and Vorsic, E.N. (1988), Physical education in school, Polymya, Minsk.
5. Lyakh, V.I. (1998), Tests in the physical education of schoolchildren: a manual for teachers, AST, Moscow.
6. Pavlov, V.V. (2000), Efficiency of physical education of children of 8-10 years at various planning of educational process, dissertation, Cheboksary.
7. Fomin, N.A. and Filin, V.P. (1972), Physiological basis of motor activity, Physical Culture and Sports, Moscow.
8. Kharitonov, V.I. (1997), "Interrelation of the parameters of physical development of student of junior classes", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 49-51.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.12.2017
УДК 796.011.3
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРТИЛЛЕРИСТОВ
Андрей Романович Труль, кандидат педагогических наук, Евгений Вячеславович Мельников, кандидат педагогических наук, Иван Анатольевич Давиденко, соискатель, Виталий Владимирович Барлит, соискатель, Александр Сергеевич Удалых, кандидат педагогических наук, Михайловская военно-артиллерийская академия, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье обоснованы факторы, определяющие необходимость использования средств физической подготовки для эффективной боевой деятельности артиллеристов. К ним относятся: высокая зависимость эффективности боевой деятельности артиллеристов от уровня развития силы и силовой выносливости; зависимость гармоничных действий артиллерийского расчета от уровня развития