БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Карпухина Е.А. Международные стратегические альянсы. Опыт исследования. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.
2. Иваницкий А.Ю., Ежкин Л.В. Совершенствование управления в регионах России на основе создания бизнес-инкубаторов // Менеджмент в России и за рубежом. — 2002. — № 5. — С. 81-90.
3. Юнгблюдт С.В. Условия формирования корпоративных образований // Российское предпринимательство. — 2007. — № 5 (1). — С. 11-15.
УДК 339.13
О.Б. Бигдай (Ставрополь, Сев.-Кавказ. гум.-техн. ин-т)
КООРДИНАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ МАРКЕТИНГА В СИСТЕМЕ АГРОБИЗНЕСА КАНАДЫ И США
Рассматривается координационная функция маркетинга в системе агробизнеса на примере Канады и США.
В управлении воспроизводственным процессом рыночная состязательность является побудительным мотивом к использованию элементов маркетинга в сельском хозяйстве и координирует основные направления деятельности предприятий промышленно-сбытовой сферы. Поэтому стратегия развития маркетинга в системе агробизнеса в той мере в какой рынок не справляется с координирующей функцией, должна соответствовать интересам производителей и предпочтениям покупателей продовольственных товаров.
Недостаток собственного опыта по реализации координационной функции маркетинга в системе агробизнеса РФ требует оценки ее экономических последствий в высокоразвитых зарубежных странах. Например, в Канаде и США на макро- и микроуровнях на основе договорных отношений действует отлаженная система производства, переработки, сбыта и потребления сельскохозяйственного сырья и продовольствия.
Посредством установления формальных связей между хозяйствами, производящими сырье, а также предприятиями, перерабатывающими его и поставляющими продовольствие потребителю, воспроизводственная структура агробизнеса адаптируется к конъюнктуре рынка. В результате формируются устойчивые межсубъектные производственно-маркетинговые связи, которые способствуют повышению эффективности сельскохозяйственного производства.
Следует отметить, что подключение маркетинговых формирований к производственной структуре сельского хозяйства интенсифицирует процесс производства, переработки и реализации аграрных продуктов. За счет
координации торговых операций на рынке и стимулирования сбыта готовой продукции обеспечивается конкурентоспособность мелких и средних хозяйств, а также сокращаются расходы сельхозпроизводителей, связанные с поиском покупателей. Это повышает деловую активность различных хозяйственных структур на основе их большей информированности о ценах, качестве и ассортименте предлагаемых потребителям продуктов.
С позиции координации торговых операций на рынке продовольственных товаров, проникновение маркетинга в систему сбыта аграрной продукции поддерживается в Канаде в соответствии с действующим законодательством. Его вовлечение в инфраструктуру сельского хозяйства способствует минимизации негативных последствий несовершенной конкуренции, поскольку предотвращает неравенство рыночных позиций мелких и средних ферм, по сравнению с крупными производственнокоммерческими формированиями.
Конкурентоспособность индивидуальных хозяйств обеспечивается проведением антимонопольных мер, запрещающих любые виды дискриминационной практики торговли, которые подавляют инициативу мелких собственников земли, труда и капитала. Во избежание установления диктата монополизированных структур, законодательство предусматривает ограничение их деятельности во всей цепочке «производство - переработка - сбыт - потребление» продовольственных товаров. Так, сельскохозяйственным корпорациям запрещается устанавливать цены на свою продукцию выше средних цен рынка. Главным средством обеспечения их адекватного рыночного поведения в данном случае выступает оперативный арбитраж возникающих споров, а также лишение права торговли за недобросовестный сбыт аграрного сырья и продовольствия.
Характер координационной функции маркетинга в системе агробизнеса Канады проявляется в ограничении монопольных возможностей предприятий, производящих для сельского хозяйства средства производства. В указанном ограничении использование составляющих маркетинга обусловливает потребительский приоритет. Он стимулирует процесс антимонопольного регулирования экономических отношений в аграрном секторе посредством создания конкурентоспособной среды, способствующей максимизации объемов производства сельскохозяйственного сырья и повышению качества готовой продукции.
Как видно, установление потребительского приоритета обеспечивается в условиях реализации координационной функции маркетинга в процессе воспроизводства продовольственных товаров. Такое заключение подтверждается оценкой положительного опыта, накопленного в этом направлении в США. В параметрах административно-территориальных делений, относящихся к штатам сельскохозяйственного назначения, за техническую готовность средств производства отвечают интегрированные объединения ремонтно-технического профиля. Заключая договоры с фермерскими хозяйствами, они берут на себя обязательства по поддержанию техники в эксплуатационном режиме, гарантируя ее максимальную рабо-
тоспособность. В компетенцию упомянутых субъектов собственности входят: послезаводская предэксплуатационная сборка, реализация и гарантийный ремонт технических средств. Договорные отношения производителей с партнерами по сервисному обслуживанию реализуются здесь в одной системе и обеспечивают бесперебойную работу сельскохозяйственных машин, снижая себестоимость продукции аграрной сферы.
Следует указать на неустойчивый характер аграрно-промышленно -торговых отношений между рассматриваемыми предприятиями отраслей агробизнеса, объясняющийся циклическими колебаниями издержек в сфере обеспечения аграрного сектора средствами производства и изме-няющимся уровнем цен на вводимые в сельское хозяйство ресурсы. В середине 90-х гг. прошлого столетия оптовые цены промышленности способствовали активной замене ручного труда машинным трудом. В результате этого расходы сельхозтоваропроизводителей на покупку техники в США составили 41,628 млн долл. С начала XXI в. удорожание топлива, химикатов и рабочей силы обусловило расширение применения в сельском хозяйстве ресурсосберегающих технологий. Это привело к появлению в системе агробизнеса США маркетинговых структуры, обеспечивающих наряду с поставкой в аграрную сферу технических ресурсов их сервисное обслуживание.
Повышение эксплуатационной надежности сельскохозяйственных машин, применяемых в растениеводстве, и промышленного оборудования в животноводстве и птицеводстве снижает трансформационные издержки фермерских хозяйств и позволяет инвестировать сбереженные средства в развитие их перерабатывающей базы. Положительный опыт функционирования этой формы межотраслевого обмена целесообразно использовать в процессе становления агробизнеса в России, так как разделение функций доставки вводимых в аграрную сферу ресурсов и сервисного обслуживания промышленных средств производства увеличивает расходы хозяйств различных форм собственности.
Рассмотренный подход к координационной функции маркетинга обеспечивает экономический рост производящих отраслей и открывает перспективу сбалансированного развития сельского хозяйства и промышленности. Многообразие форм собственности, в том числе индивидуальной и коллективно-долевой, позволяет субъектам аграрного сектора адаптироваться к изменениям рыночной ситуации, выбирая конкретный вид производственно-маркетинговой деятельности, обеспечивающий их долговременную доходность.
В результате отмеченного представляется целесообразным выделить последствия от партнерского взаимодействия между производственными единицами и обслуживающими их структурами, функционирующими в системе агробизнеса. Для фермерских хозяйств таким последствием выступает формирование благоприятных условий функционирования на рынке за счет рационального использования имеющихся у них ресурсов и наличия интереса в сотрудничестве с заводами-поставщиками средств
производства. Для промышленных предприятий — это создание условий, обеспечивающих увеличение спроса на сервисные услуги последних.
Вследствие этого появляются такие организационно-экономические формы, в рамках которых координационная функция маркетинга реализуется наиболее результативно. Динамичное развитие структур производственно-маркетингового типа и демонстрируемая ими дееспособность объясняются, прежде всего, высокой эффективностью их функционирования по сравнению с мелкими и средними хозяйствами. Эффект, получаемый за счет экономического роста, и наличие возможностей иметь завершенный цикл производства, переработки и реализации продовольственных товаров являются теми побудительными мотивами, которые способствуют ритмичному функционированию воспроизводственной структуры агробизнеса.
УДК 65.290-2:681.51
Е.Е. Лаврищева (Ковров, Ковров. гос. технол. академия)
ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Показана роль информационных ресурсов как одного из факторов производства, их отличительные особенности, необходимость управления ими в рамках предприятия.
В современных условиях информации отводится роль катализатора экономического развития, она становится одним из экономических ресурсов предприятия, участвующим в производственно-хозяйственной деятельности путем предоставления данных для принятия управленческих решений.
Важность этого ресурса подчеркивается многими авторами. Так, лауреат Нобелевской премии Дж. Стиглер в своей статье 1961 г. с сожалением констатирует: «Университетским ученым следует осознать, что информация — недооцененный ресурс, а знание — власть. Однако информация за -нимает лишь жалкую лачугу в городе экономической науки» [1]. Ю.А. Ковалько считает, что «информационные ресурсы вполне соизмеримы по важности и стоимости с традиционными видами материальных ресурсов».
Однако как нет однозначного толкования термина «информация», так ученые не пришли и к единой трактовке понятия «информационные ресурсы». Несмотря на то что Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информационные ресурсы как «отдельные документы и отдельные массивы документов в инфор-