Научная статья на тему 'Кооперирование и специализация производства и их значение для повышения результативности деятельности предприятия'

Кооперирование и специализация производства и их значение для повышения результативности деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5120
477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КООПЕРИРОВАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / CATERING / SPECIALIZATION / COOPERATION / EFFICIENCY-MAKING OF ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Ирина Ивановна, Шавандина Ирина Валерьевна

В статье изложены теоретические аспекты повышения результативности предприятия общественного питания на основе кооперирования и специализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захарова Ирина Ивановна, Шавандина Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION AND SPECIALIZATION OF PRODUCTION AND IMPLICATIONS FOR IMPROVINGENTERPRISE ACTIVITY

The article describes the theoretical aspects of increasing the effectiveness catering based on cooperation and specialization.

Текст научной работы на тему «Кооперирование и специализация производства и их значение для повышения результативности деятельности предприятия»

УДК 338.465

И. И. ЗАХАРОВА, И. В. ШАВАНДИНА

КООПЕРИРОВАНИЕ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ключевые слова: кооперирование, общественное питание, результативность предприятия, специализация.

Аннотация. В статье изложены теоретические аспекты повышения результативности предприятия общественного питания на основе кооперирования и специализации.

Предприятия общественного питания имеют ряд особенностей. Если большинство предприятий других отраслей ограничиваются выполнением лишь одной, максимум двух функций, то предприятия общественного питания выполняют три взаимосвязанные функции:

- производство кулинарной продукции;

- реализация кулинарной продукции;

- организация потребления кулинарной продукции.

В результате выполнения трех взаимосвязанных функций общественное питание одновременно предоставляет населению услугу как в материальной (кулинарная продукция), так и в нематериальной (организация питания) форме.

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В настоящее время выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с двумя показателями -уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. Общественное питание играет все возрастающую роль в жизни современного общества. По мере дальнейшего перехода России от индустриального общества к постиндустриальному роль и значение этого вида услуг будут постоянно возрастать.

Тема выбрана мною не случайно, потому как является актуальной для экономики любой страны. О таких важных экономических прие-

© Захарова И. И., Шавандина И. В.

52

мах, как специализация и кооперирование, играющих важную роль для экономической эффективности предприятия общественного питания и экономики в целом, мы не часто задумываемся. На мой взгляд, напрасно, т. к. специализация производства - это процесс концентрации производства продукции, обладающей высокой степенью производственной общности до минимально допустимого или оптимальных размеров. Специализация производства развивается, когда становится экономически целесообразным применять организацию производства, высокопроизводительную технику и прогрессивную технологию. Следовательно, специализация сопровождается концентрацией производства продукции, обладающей высокой степенью производства.

В свою очередь, кооперирование - это производственные связи предприятий по совместному производству продукции. В любой экономике при плановом хозяйстве достигается высокий уровень специализации и кооперирования производства.

Целью исследования является раскрытие таких вопросов, как сущность, понятие, формы специализации и кооперирования, экономическая эффективность этих явлений. Приведены примеры, дающие возможность увидеть и понять важность и необходимость этих явлений, отображены показатели и методы вычисления эффективности специализации и кооперирования, а также рассмотрены и другие немаловажные стороны данного вопроса.

Объектом исследования является производственная деятельность предприятий общественного питания.

Предметом исследования служат вопросы эффективности специализации и кооперирования производства для повышения результативности деятельности предприятия.

При проведении исследования были использованы различные методы, такие как систематизация данных, анализ библиографических источников, выборка необходимой информации.

Специализация производства является эффективной формой общественного разделения труда. Специализация ведет к повышению однородности производства, что усиливает конструктивную и технологическую общность выпускаемой продукции, ограничение разнообразия применяемого оборудования и технологических процессов, а также форм организации производства.

Различают специализацию предприятия, специализацию внутри предприятия. Специализация предприятия и его отдельных производственных подразделений означает сосредоточение их деятельности на выпуске определенной продукции или выполнении отдельных видов работ.

Направления специализации:

1) расчленение процесса изготовления продукта на ряд частичных процессов и концентрация на предприятиях обособленного производства отдельных частей этого продукта;

2) выделение и создание самостоятельных предприятий и цехов по выполнению отдельных технологических операций (стадий).

Научно-технический прогресс ведет к концентрации в одном продукте затрат труда работников все большего количества специализированных отраслей, что усложняет производственные связи и вызывает развитие кооперирования. Под кооперированием понимаются производственные связи между предприятиями, совместно изготовляющими определённый вид продукции. Являясь следствием развития специализации, производственное кооперирование характеризуется относительным постоянством и устойчивостью связей.

Производственное кооперирование существенно отличается от материально-технического обеспечения, которое не вытекает непосредственно из форм специализации и не всегда основано на длительных производственных связях.

Если кооперирование охватывает производственные связи по полуфабрикатам, определенным технологическим операциям, которые осуществляются с конкретными предприятиями, то материальнотехническое обеспечение предприятий общественного питания включает в себя поставки сырья, спец. одежды, столовой и кухонной посуды, оборудования и других средств производства.

Кооперированные связи могут различаться по отраслевому и территориальному признаку. По отраслевому признаку различают внутриотраслевое кооперирование, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одной отрасли, и межотраслевое -если оно имеет место между предприятиями разных отраслей.

По территориальному признаку кооперирование делится: на внутрирайонное, когда производственные связи устанавливаются между предприятиями одного экономического района, и межрайонное

- между предприятиями, расположенными в разных экономических районах страны.

В специализированном производстве разделяют продукцию однородную и универсальную.

Однородность продукции или выполняемой работы определяется технологическими признаками. Критериями однородности служат: на рабочем месте - выполнение однородных операций, закрепленных за ним. Универсальная продукция - понятие более широкое и относится

преимущественно к предприятиям общественного питания с полным циклом производства.

Кризисные явления в экономике предъявляют повышенные требования к эффективности производства. В современных условиях предметная специализация не обеспечивает повышения эффективности производства и, следовательно, конкурентоспособности продукции. Растет противоречие между неизбежными в условиях рыночной экономики увеличением и обновлением номенклатуры продукции и ограниченными средствами на создание новых предприятий. Преодолеть это противоречие можно, максимально развивая подетальную специализацию на основе малого предпринимательства.

Для оценки и планирования развития специализации производства пользуются следующей системой показателей:

1) количество отраслей и отраслевая структура;

2) удельный вес специализированного производства в общем выпуске данного вида продукции;

3) количество групп, видов технологически однородных изделий, выпускаемых отдельными предприятиями, цехами.

Уровень специализации предприятий характеризуется такими показателями, как:

1) уровень оптимальности объема производства однородной продукции (коэффициент оптимальности) на предприятии (в цехе);

2) удельный вес продукции в общем объеме производства;

Уровень производственного кооперирования характеризуется

следующими показателями:

а) коэффициент кооперирования, или удельный вес покупных изделий и полуфабрикатов в общем объеме продукции отрасли или предприятия;

б) количество предприятий-смежников, участвующих в производстве продукции головного предприятия;

в) соотношение, объемов внутрирайонных и межрайонных, внутриотраслевых и межотраслевых кооперированных поставок;

г) доля предметного и технологического (стадийного) кооперирования в общих кооперированных поставках;

д) средний радиус кооперирования отдельного предприятия и в целом по отрасли.

Важной предпосылкой успешного развития специализации и кооперирования в отрасли общественного питания являются стандартизация, унификация производимых изделий. Научно-технический прогресс в отрасли характеризуется, с одной стороны, увеличением и частой сменой номенклатуры производимой продукции, а с другой -

усилением специализации в целях получения более дешевой продукции. Это противоречие может быть разрешено на основе организации массового и крупносерийного производства однотипных изделий или полуфабрикатов, которое непосредственно связано со стандартизацией и унификацией.

Многие мероприятия в области стандартизации Россия проводит в рамках международного разделения труда. Важное направление совершенствования стандартов - комплексность их разработки и внедрения. Она предполагает единые требования к сырью, материалам, полуфабрикатам, комплектующим изделиям, к методам контроля и испытания готовых изделий и продуктов, к условиям их транспортировки, хранения и потребления. Чем больше изделий охвачено унификацией и стандартизацией, тем легче организовать специализированные производства по изготовлению технологически подобной продукции. Специализация - одно из направлений государственной технической политики.

Стандартизация - это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

• безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды жизни и имущества;

• технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

• качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

• единства измерений;

• экономии всех видов ресурсов.

На основе унификации и стандартизации достигается концентрация производства однородных изделий на предприятиях оптимальных размеров, что обеспечивает рост производства и производительности труда, лучшее использование производственного аппарата, сырьевых и трудовых ресурсов, повышение качества продукции и, как следствие, рост прибыли.

Создание специализированных предприятий в отрасли общественного питания не только откроет новые пути совершенствования процессов в самом производстве, но и изменит производственные взаимосвязи. Расширение круга потребителей и, следовательно, технических требований к продукции, изготавливаемой в одном производстве, отношение к ней, как к готовой продукции, приносящей прибыль, неизбежно приводит к повышению качества и, как следствие, не только к росту прибыли, но и к повышению конкурентоспособности продукции.

На развитие и углубление специализации производства решающее воздействие оказывает уровень стандартизации. Невозможно планировать развитие специализации производства по выпуску конкретной продукции без одновременного планирования роста технологически однородной продукции. Чем выше уровень стандартизации, тем выше уровень специализации производства.

Для анализа уровня специализации необходим выбор и обоснование критериев, которые должны:

1) давать оценку уровня специализации, позволяющую сравнивать во времени специализацию одного предприятия с другими;

2) показывать относительный уровень экономической эффективности специализации;

3) отличаться простотой расчета;

4) обладать универсальностью применения.

Анализ этих требований показывает, что критерий специализации не может быть простым. Он должен учитывать показатели доли профильной продукции, стандартизации, экономического эффекта, полученного вследствие ограничения номенклатуры выпускаемой продукции.

Соблюдение рациональных соотношений уровней стандартизации и специализации производства позволит составлять научно обоснованные планы развития и углубления специализации производства.

План специализации и кооперирования производства является составной частью плана развития отрасли общественного питания. План развития специализации тесно связан с планами развития производства продукции в натуральном выражении, развития и внедрения новой техники и прогрессивных технологических процессов, производственных мощностей, капитальных вложений с мероприятиями по совершенствованию управления предприятиями, оказывающими большое влияние на изменение уровня специализации.

План развития специализации производства предусматривает:

• максимальное увеличение выпуска продукции на специализированных предприятиях и освобождение от изготовления продукции, не соответствующей их основному профилю;

• всемерное развитие технологической специализации, учитывая их высокую экономическую эффективность;

• организацию на современном технологическом уровне централизованного производства полуфабрикатов и полуфабрикатов высокой степени готовности на специализированных предприятиях и в цехах;

• расчеты капиталовложений на развитие специализации производства;

• расчеты экономической эффективности повышения уровня предметной, технологической специализации, а также развития специализации вспомогательных производств.

Г лавная задача планирования кооперирования состоит в установлении наиболее рациональных производственных связей между предприятиями, отраслями и экономическими районами, в особенности максимального использования имеющихся производственных мощностей и получения продукции с минимальными общественными издержками.

Большое внимание при этом уделяется расширению прямых производственных связей между предприятиями (объединениями).

Экономическая эффективность специализации и кооперирования

- результат организационно-плановых мероприятий и повышения технического уровня производства. Эффективность организационноплановых мероприятий проявляется в снижении себестоимости вследствие роста производительности труда и уменьшения условнопостоянных расходов, приходящихся на единицу продукции. Основная доля экономического эффекта от специализации приходится на повышение технического уровня производства и качества продукции. Оба эти направления увеличения эффективности производства действуют одновременно.

Специализация - важный фактор повышения эффективности общественного производства, так как она открывает простор для широкого использования новой высокопроизводительной техники, для все более полной механизации и автоматизации производства, делает экономически оправданным ее применение в массовом производстве, ибо это резко повышает производительность труда и качество выпускаемой продукции.

Специализация, таким образом, способствует научно-техническому прогрессу.

Рациональное развитие специализации оказывает большое влияние на все стороны совершенствования общественного производства и на повышение его эффективности. Для определения экономической эффективности специализации производства используются три основных показателя:

1. Экономия текущих затрат на производство продукции и транспортных расходов на ее доставку потребителям.

2. Экономия капитальных вложений и срок их окупаемости.

3. Годовой экономический эффект от специализации производства продукции.

Экономическая эффективность специализации и кооперирования промышленного производства определяется рядом факторов.

1. Специализация создает условия для расчленения процесса производства продукции на более мелкие операции, каждая из которых закрепляется за рабочими местами, расположенными по ходу технологического процесса.

2. Специализация, детализируя и расчленяя производственные процессы, создает предпосылки и благоприятные условия для внедрения эффективных средств комплексной механизации и автоматизации производства.

3. Специализация обеспечивает более полное использование действующего оборудования. Любая высокопроизводительная машина может быть использована на полную мощность только при постоянном выпуске конструктивно и технологически однородной продукции на основе ее унификации, типизации и стандартизации. Чем выше производительность машины, тем выше должна быть массовость производства продукции, для изготовления которой она предназначена.

4. На специализированных предприятиях технический уровень производства значительно выше, чем на универсальных.

5. Специализация позволяет максимально упростить производственную структуру предприятий, т. е. число основных, вспомогательных и обслуживающих цехов. Чем уже номенклатура технологически однородной продукции (иными словами, чем глубже специализировано производство), тем меньшее число структурных подразделений входит в состав предприятий.

6. На основе специализации и кооперирования производства возникают более устойчивые связи с поставщиками и потребителями, а следовательно, упрощаются материально-техническое обеспечение и сбыт. Для специализированного предприятия требуется ограниченная номенклатура сырья, материалов и комплектующих изделий, поставляемых по кооперированию.

7. Специализация производства способствует развитию и укреплению малого бизнеса.

Развитие специализации и кооперирования производства приносит не только положительный эффект, но отрицательный. При всех преимуществах специализированного производства (использование передовой техники и технологии, сокращение производственного цикла, снижение себестоимости, рост производительности труда, повышение квалификации кадров, развитие стандартизации и унификации, повышение качества выпускаемой продукции и, следовательно, рост конкурентоспособности предприятий) оно становится слишком зави-

симым от состояния рынка. При колебаниях спроса на продукцию, выпускаемую узкоспециализированным предприятием, его устойчивость оказывается ниже, чем у неспециализированного предприятия. Стремление производителей снизить риск убытков от колебаний спроса и падения цен привело к возникновению тенденции к диверсификации производства.

К недостаткам специализации и кооперирования следует отнести такие моменты:

1) рост транспортных расходов на единицу продукции вследствие увеличения радиуса кооперирования;

2) монотонность в работе, поэтому в этом случае необходимо принимать определенные меры по снижению отрицательного воздействия этого явления на работника.

Все вышеперечисленные положительные и отрицательные стороны необходимо учитывать при планировании и развитии специализации и кооперирования с целью нахождения оптимального варианта.

Рассмотрев все поставленные вопросы, нужно сказать о важности (необходимости) специализации и кооперирования, их сущности, экономической эффективности, несмотря на существенные недостатки. В заключение можно сказать, что т. к. специализация и кооперирование экономически эффективны для экономики в целом - стоит повышать уровень специализированных и кооперированных предприятий!

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Международные экономические отношения / Авдокушин Е. Ф. / Учебник. - Москва, 1999. 264 с.

2. Методы оценки экономической эффективности ресурсов и затрат в условиях рыночной экономики / А. А. Шершнев / Кривой Рог, 1997. 218 с.

3. Экономическая энциклопедия /Л. И. Абалкин. / М.: ОАО «Изд-во «Экономика»,1999. 1054 с.

4. Экономика предприятия / Под ред. В. Я. Гофинкеля, В. А. Швандера / Юнити-Дана. 2007. 671 с.

5. Экономика предприятия / А. Е. Карлик / 2001, Москва. 218 с.

COOPERATION AND SPECIALIZATION OF PRODUCTION AND IMPLICATIONS FOR IMPROVINGENTERPRISE ACTIVITY

Keywords: catering, specialization, cooperation, efficiency-making of enterprise.

Annotation. The article describes the theoretical aspects of increasing the effectiveness catering based on cooperation and specialization.

ЗАХАРОВА ИРИНА ИВАНОВНА - аспирант кафедры экономики и статистики, Нижегородский государственный инженерно-эконо-мический институт, Россия, Княгинино,

([email protected]).

ZAKHAROVA IRINA IVANOVNA - postgraduate student of the chair «Economics and statistics» Nizhny Novgorod State Engineering and Economic Institute, Russia, Knyaginino, ([email protected]).

ШАВАНДИНА ИРИНА ВАЛЕРЬЕВНА - кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и статистики, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, Россия, Княгинино, ([email protected]).

SHAVANDINA IRINA VALERYEVNA - candidate of economic sciences, associate professor, chief of the chair «Economics and statistics» Nizhny Novgorod State Engineering and Economic Institute, Russia, Knyaginino, ([email protected])._______________________

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.