Е.М. Чедурова
КООПЕРАЦИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ И ЕЕ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЕ ХХ в.
Раскрыта роль культурно-просветительных обществ, которые содействовали распространению кооперативных идей среди местного населения. Вследствие их деятельности произошло увеличение числа грамотного населения и вовлечение крестьянских хозяйств в кооперативные организации и объединения.
Кооперативы Западной Сибири в конце XIX - начале ХХ в. были известны не только своей предпринимательской деятельностью, но и внесли заметный вклад в развитие культуры региона. Кооперация как внеполи-тическое общественное движение, имевшее финансовые возможности, с момента своего образования взялась за налаживание просветительской работы, направляя значительную часть капиталов на нужды общества, на удовлетворение его культурных, а также просветительских потребностей. Культурно-просветительная деятельность кооперации содержала в себе такие направления, как образовательное и воспитательное. Под просвещением кооперация, главным образом, подразумевала распространение и популяризацию достижений экономической науки о сельском хозяйстве, культуре и об историческом развитии хозяйственных форм.
Историю культурно-просветительной деятельности кооперации в Западной Сибири в начале ХХ в. можно разделить на два направления: утилитарное и самостоятельное. И то и другое проявлялось в распространении литературы, организации лекций, создании библиотек и поддержке кооперативных школ. С 1913 г. кооперативные товарищества и союзы стали проводить широкую просветительную работу. Кооперация способствовала развитию культурной и просветительской деятельности. II Всероссийский кооперативный съезд, проходивший с 1 по 7 августа 1913 г. в Киеве, в работе которого приняли участие представители 1500 кооперативов [1. С. 16], оказал влияние на дальнейшее развитие как русской, так и, в частности, сибирской кооперации.
Руководствуясь его решениями, в крупных городах Западной Сибири начинают устраивать «дни кооперации» с выпуском однодневных газет, посвященных злободневным вопросам кооперации; организуются курсы по кооперации и кооперативному счетоводству, имевшие своей целью подготовку кооперативных работников. Многими союзами Западной Сибири стали приглашаться на службу агрономы, инструкторы-лекторы по кооперации, инструкторы по внешкольному образованию и другие специалисты. При кооперативных обществах и товариществах были открыты книжные склады, распространявшие литературу по кооперации и сельскому хозяйству, также союзы организовали издание кооперативных журналов. В деревнях появились первые драматические кружки, кооперативные клубы, библиотеки, избы-читальни.
Указанная выше работа требовала немалых средств, и кооперативы шли на эти расходы. Так, в 1915 г. 48 обществами потребителей Мариинского уезда было отчислено только на культурно-просветительные це-
ли 2 723, 23 руб., или 9,6% от их общей прибыли. А уже в 1916 г. ими было сделано отчислений 7 433, 59 руб., или 10,2% [2. Д. 1320. Л. 7]. В 1916 г. потребительскими обществами Мариинского же уезда из каждой сотни рублей прибыли 10 руб. 80 коп. неизменно выделялось на приобретение книг, газет и проведение прочих мероприятий для просвещения населения [3. С. 12].
О деятельности культурно-просветительного отдела Алтайских кооперативов можно судить из доклада по материалам чрезвычайного собрания уполномоченных Алтайского центрального кредитного союза, проходившего с 30-31 июля 1917 г. Из него явствует, что отдел был образован 8 апреля 1917 г. Это была организация неторговых отделов Алтайского центрального кредитного союза и Союза алтайских кооперативов. Ее целью являлось проведение политической и общеобразовательной работы. На нужды отдела собрание алтайских кооперативных союзов ассигновало 40 тыс. руб. из средств Алтайского кредитного союза [4. С. 6]. Мероприятия культпросветотдела были разнообразны, но наибольшее внимание уделялось издательской деятельности. Прежде всего отдел издавал листовки, которые печатались и рассылались по селам и деревням бесплатно в количестве 20-30 тыс. шт. каждого названия [4. С. 8]. Кроме листовок, культурно-просветительский отдел занимался и другими изданиями. В его ведении были книжный склад и библиотеки, а также еженедельный журнал «Алтайский крестьянин».
Отдел в районе своих действий открывал культурно-просветительные общества, библиотеки-читальни, народные дома, школы, специализированные кооперативные курсы. Он также организовывал лекции, проводил книжную торговлю, занимался изданием газет, журналов, книг, брошюр, посылал на места инструкто-ров-лекторов. Всю эту работу проводили 4 инструктора-лектора, состоявшие на службе в отделе. На день собрания в состав Алтайского культурно-просветительного союза входило 63 культурно-просветительных общества [5. С. 12-22]. Об их практической деятельности можно судить по работе Гилево-Логовского культурно-просветительного общества. Оно возникло 23 июня 1917 г. и объединяло в своих рядах 70 человек. Капитал общества составлял 500 руб. Образовался он из членских взносов (около 40 руб.), отчислений волостного народного собрания (206 руб.), прибыли артельной лавки (100 руб.), субсидий кредитного товарищества (100 руб.), сбора от спектаклей (45 руб.), работы кружков (27 руб.) и пожертвований (11 руб.). Общество еженедельно занималось проведением народных чтений, показом спектаклей. В нем функционировала библиотека, проводившая подписку
на периодическую печать («Дело народа», «Крестьянский союз») и литературу по кооперации [5. С. 26-27].
В 1917 г. было проведено анкетирование, охватившее 23 таких организации. Оно показало, что чтения и беседы проводились в 15 обществах (посещаемость -от 20 до 200 чел.), спектакли устраивались в 5 обществах (зрителей - до 300-350 чел.), газеты и журналы выписывали 16 обществ, библиотеки имелись в 18 селах (10 - при школах, 5 - при Народных домах, 3 - при кооперативах) [4. С. 30].
Работа культурно-просветительных обществ импонировала населению. К 1 сентября 1917 г. в Алтайском округе действовало 118, а к концу года - 143 культурно-просветительных общества [6. Л. 66]. Каждое из них вносило свою «изюминку» в работу. Так, Каменским союзом кооперативов в 1917 г. был открыт книжный склад. Лавки его артелей и общества потребителей организовывали при нем книжную торговлю. Одновременно с этим при Союзе начала свою деятельность кооперативная библиотека. С помощью этих и других «рычагов» регулярно организовывались и проводились курсы по счетоводству, маслоделию, сыроварению и по подготовке доверенных и учетчиков сельских кооперативов. Все расходы, связанные с устройством и проведением курсов, закладывались Союзом в годовую смету.
От каждого сельского кооператива необходимо было участие представителя в местных культурнопросветительских обществах для пропаганды идей кооперации и с целью содействия развитию последних через эти общества. Расходы на проведение таких мероприятий опять-таки брали на себя кооперативы. Так, Каменским союзом было ассигновано на эти цели в 1917 г. 40 тыс. руб. [2. Д. 1137. Л. 94].
Немалая работа проводилась культурно-просветительным отделом Алтайского союза кооперативов. С мая по октябрь 1917 г. им было организовано 140 сельских библиотек [5. С. 29]. На развитие библиотечной деятельности было ассигновано около 1 тыс. руб. Организуемые обществами библиотеки обязаны были иметь конкретные отделы: кооперативный, сельскохозяйственный, счетоводный, социологии, земско-статистический, холодильного дела, периодических изданий [5. С. 19], т.е. вся их деятельность была подчинена задаче наиболее полно удовлетворить духовные потребности членов кооперативов. Этому должно было содействовать распространение газет и журналов. В кооперативах, образовавшихся до 1 января 1915 г., газеты и журналы выписывались почти всеми. В кооперативах же, образовавшихся с 1 января 1915 г. по
1 июля 1916 г., подписку проводили 6,7% от общего числа кооперативов. В третьей их группе (1 июля 1916 г. - 1 июля 1917 г.) подписку проводили три четверти членов, и, наконец, в четвертой (с 1 июля 1917 г. по 1 января 1918 г.) ею охватывалось две трети всех кооперативов [8. С. 126].
В кооперативных журналах, как явствует из отчетов, изученных нами, чаще всего упоминаются издания Московского союза потребительских обществ: «Объединение», «Общее дело» и «Союз потребителей». В отличие от продаваемых книг газеты и журналы в большинстве своем (до 95% изданий) раздавались бесплатно и отчасти оставлялись в лавке для чтения [8. С. 127].
Культурно-просветительные общества, как было сказано выше, способствовали распространению кооперативных идей среди местного населения. Результатом их деятельности было увеличение числа грамотного населения и вовлечение крестьянских хозяйств в кооперативные организации и объединения, которые способствовали повышению производительности труда путем использования в хозяйствах усовершенствованной сельскохозяйственной техники и новых технологий.
Одновременно с этим шло распространение и сельскохозяйственных знаний среди местного населения через специальные школы. В первое десятилетие ХХ в. в Сибири имелось шесть сельскохозяйственных школ: Томская (образована в 1898 г.), Иркутская (1899 г.), Каинская (1902 г.), Омская (1903 г.), Беловская (1904 г.) и Тобольская (1909 г.). Каинская, Омская, и Беловская были школами молочного хозяйства. В них в 1909 г. обучались 30 учеников. В Томской, Иркутской и Тобольской - 120 учеников.
Большее развитие школы получили после 1909 г. К 1914 г. в районе деятельности Алтайского союза кооперативов насчитывалось 61 сельскохозяйственное училище с общим числом учащихся 4 619 чел. В среднем в каждом из них обучались по 76 чел. К этому же времени действовало и 109 низших школ, в которых числились 4 324 ученика (в среднем по 47 чел. в каждой школе).
В вышеуказанных школах преподавались как общеобразовательные предметы, такие как Закон Божий, русский язык, арифметика, география, отечественная история, так и предметы, имеющие прямое отношение к сельскому хозяйству. На преподавание всех перечисленных предметов программа выделяла 54 часа в неделю. Главное внимание при этом уделялось практическим занятиям. В зимнее время на них выделялось 87 часов в неделю, в том числе 45 часов сельскому хозяйству и 24 часа ремесленным работам. В летнее время на практику отпускалось уже 168 часов, из них 118 - сельскому хозяйству и 24 - ремесленным работам. Много времени отводилось учебной программой показательным работам на полях, в огородах, скотных дворах с тем, чтобы ученики могли самостоятельно научиться вести свое хозяйство.
Деятельность учебных заведений обходилась кооперативам недешево. Так, содержание низшего сельскохозяйственного училища с комплектом учащихся до 80 чел. (здание училища, интерната, мастерская, кузницы, амбары и др.) Союзу обходилось в 163 215 руб., а оборудование фермы - еще в 12 250 руб. Если говорить о расходах в целом низшему сельскохозяйственному училищу, то выражались суммой в 175 тыс. руб. [9. С. 70].
Справедливости ради отметим, что половину первоначальных затрат по сооружению и оборудованию училища брало на себя Министерство. Но и после этого на долю Союза приходились немалые затраты - порядка 87 500 руб. [9. С. 70].
Культурному развитию сельского хозяйства содействовали не только школы и училища, но и научные учреждения. В 1908-1909 гг. в Барнауле действовала, к примеру, испытательная лаборатория по молочному хозяйству, заведующим которой был Ф.В. Нейланд [10. С. 3].
В январе 1913 г. состоялось Межведомственное совещание, которое постановило открыть сельскохозяйственный институт в Западной Сибири. Местом его учреждения был избран г. Барнаул. Выбор этого города не был случайным. К 1913 г. Алтайский округ оказался наиболее населенным и освоенным районом Сибири. Численность его населения достигла к этому времени 3 055 тыс. чел., а посевные площади выросли до 3 158 092 дес., производство зерна - 150 млн пудов в год [11. С. 1-5]. Ведущее место в Сибири занимал округ по вывозу сельскохозяйственной и животноводческой продукции и сырья. В частности, он ежегодно вывозил на внутренний и внешний рынок до 3 млн пудов сливочного масла. На первом месте среди других районов Западной Сибири стоял Алтайский край по вывозу сельскохозяйственных машин и орудий.
Приоритет округа в деле открытия в нем вуза поддерживался и положительной работой алтайских учебно-производственных заведений. В период с 1910 по 1913 г. они открылись в с. Белом - красильно-ткацкая школа, учебно-показательная мастерская по сельскохозяйственному машиностроению в Бийском уезде, кожевенная школа в с. Алтайском, учебно-показательная ткацкая мастерская в с. Чарыш. В 1916-1917 гг. открылись Повалихинская, Локтевская школы и Тюменцев-ская показательная мастерская по ремонту сельскохозяйственных машин [12. Л. 37]. В октябре 1917 г. Мариинским союзом кооперативов и Мариинским союзом кредитных товариществ была открыта 5-летняя коопера-
тивная школа с курсом высшего начального училища для детей членов сельских кооперативных организации, окончивших сельское начальное училище [7. Оп. 1. Д. 126. Л. 88]. При школе были открыты пансион, потребительское общество, ученический кооператив, снабжающий учебными пособиями, а также культурно-просветительный кружок. Содержание и обучение детей было бесплатным.
Для широкого распространения сельскохозяйственных знаний среди крестьян кооперативные общества и товарищества устраивали краткосрочные сельскохозяйственные курсы, которые действовали практически при Союзах кооперативов.
Немалую роль в успешной деятельности кооперативных Союзов сыграла работа издательских отделов кооперативов в деле просвещения масс и пропаганде идей кооперации. Летом 1917 г. были проведены сельскохозяйственные выставки в Курганском, Новониколаевском, Барнаульском уездах с целью пропаганды технических новшеств в крестьянском хозяйстве [13. С. 28].
Широкая просветительная деятельность кооперации, в том числе всемерная пропаганда новых технологий, способствовала прогрессу западно-сибирской деревни. Кооперация активно использовала вековые традиции русского народа, не разрушая, а укрепляя их, правда, с учетом веяний нового времени. Кооперация демонстрировала свою силу и значение в деле подъема экономики региона и страны в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хейсин М.Л. Основы культурно-просветительной деятельности кооперативов. М., 1919.
2. Государственный архив Новосибирской области. Ф. 51. Оп. 1.
3. Народная мысль. 1917. № 4-5.
4. Доклад о деятельности культурно-просветительного отдела алтайских кооперативов за 1917 г. общим собранием алтайских кооперативных
союзов. Барнаул, 1918.
5. Алтайский крестьянин. 1917. N° 28.
6. Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 236. Оп. 1. Д. 2.
7. Государственный архив Томской области. Ф. 314.
8. Черневский В.А. Организация и практика потребительских кооперативов по данным специального обследования 1917-1918 гг. Барнаул,
1919.
9. Отчет за 1916 г. Алтайский союз кооперативов. Барнаул, 1917.
10. Отчет о деятельности испытательной лаборатории по молочному хозяйству в г. Барнауле (1908-1909 гг.). СПб., 1910.
11. По вопросу об учреждении в Западной Сибири первого сельскохозяйственного института с опытной при нем станцией. М., 1913.
12. Тобольский филиал государственного архива Тюменской области. Ф. 417. Оп. 1. Д. 121.
13. Алексеева В.К. Сибирская кооперация накануне Великой Октябрьской социалистической революции // Великий Октябрь и социалистиче-
ские преобразования в Сибири: Тез. докл. и сообщ. Новосибирск, 1987.
Статья представлена научной редакцией «История» 11 февраля 2008 г.