Анна Капитоновна Гагиева
Кандидат исторических наук, заведующая кафедрой коммерции и маркетинга Сыктывкарского филиала Московского университета потребительской кооперации
КООПЕРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОТРАСЛЬ КООПЕРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ
Кооперативное образование является составной частью кооперативной системы, поэтому оно должно соответствовать развитию кооперации в целом.
Кооперация - это форма труда, хозяйственное предприятие, общественное движение. Она возникает на этапе формирования единого внутреннего и мирового рынка, в результате усиления процесса разделения труда в новое время. В условиях элементарных демократических свобод кооперация работает в системе развитого денежного обращения; ориентирована не только на удовлетворение собственных нужд и не только на рынок; оформлена организационно; официально зарегистрирована, функционирует на основе выработанных принципов, вооружена кооперативной теорией; проявляет в своей работе устойчивость [1]. Кооперация является социально ориентированной системой, сочетающей финансово-хозяйственную деятельность с выполнением социально-культурной миссии, включающей кооперативное образование.
Понятие «кооперативное образование» ранее не разрабатывалось, оно вошло в научный оборот сравнительно недавно и представляет собой следующее. Кооперативное образование - это процесс и результат усвоения знаний, навыков и убеждений в результате кооперативного обучения. Это один из этапов формирования личности, предпосылка его включения в систему кооперации и кооперативного движения. Гибкость кооперативного образования и его доступность обеспечивают социальные гарантии самореализации личности, возможности развития индивидуальных способностей и таланта. Содержание образования определяется кооперативной системой, требованиями производства и обусловливается социально-экономическими отношениями в стране, общественным уровнем и состоянием кооперативной науки, уровнем развития кооперации. Основная задача кооперативного образования
- подготовка специалистов, хорошо знающих практику дела, овладевших достижениями отечественной и зарубежной кооперативной науки, воспитанных в духе кооперации. Последнее являлось основополагающим в российской кооперативной науке до 1917 г. Так, в работах А.В. Чаянова, М.И. Туган-Барановского и других теоретиков кооперации кооперация воспринимается не только как форма общественного труда, но и как хозяйствен-
ное предприятие, где человек является «верховной ценностью» и на «смену отношения к человеку как к средству достижения цели, должно придти отношение к человеку как верховной ценности», его воспитание и образование должно осуществляться в кооперативных образовательных учреждениях, где «прививаются навыки высокой культуры, расширяется кругозор», идет «взращение духовности» [2. С. 56-58; 3. С. 368; 4. С. 11; 5. С. 129].
До 1917 г. в основе кооперативного образования было коммерческое образование, к 1913 г. представленное 5 высшими учебными заведениями, 224 коммерческими училищами, 135 торговыми школами. Кроме фундаментальных дисциплин, связанных с экономикой, студентам предлагались курсы по кооперативной идеологии, истории кооперативного движения, сельскохозяйственной и кредитной кооперации и т.д. В 1910 г. Центросоюз открывает Высшие кооперативные курсы на базе Московского народного университета, а в 1913 г. при университете открывается кооперативная школа, ставшая впоследствии фундаментом для развития высшего кооперативного образования в лице Московского кооперативного института. Основная цель вышеназванных образовательных учреждений - подготовка продавцов, бухгалтеров, приемщиков для кооперативных организаций, торговых и заготовительных предприятий, пунктов приема продукции, число которых к концу 1920-х годов возросло в 8 раз [6. С. 70]. Кооперативное образование не только успешно решало задачи подготовки кадров, но и воспитывало будущих кооператоров на принципах кооперативной идеологии. Об этом неоднократно подчеркивали уже упоминавшиеся деятели кооперативного движения.
В последующем кооперация из самостоятельной общественной организации превратилась в зависимую, работающую под полным государственным контролем. Основными видами деятельности становились торговая, заготовительная и снабженческая. Не осталось в стороне и кооперативное образование. С 1929 г. оно вошло составной частью в систему профессионального образования страны. Это привело к усилению практической направленности образования и к замене принципов кооперативного воспитания, базирующихся на признании приоритетов кооперативных ценностей, на марксистско-ленинские. В результате кооперативное образование стало монопрофильным, ориентированным лишь на узкопрофессиональную подготовку кадров для торгующих организаций. Перечень специальностей включал подготовку: бухгалтеров, плановиков, учетчиков, продавцов и т.д. Взятый государством курс на профессионализацию образования приводил к открытию техникумов, торговокооперативных школ фабрично-заводского обучения. Всего в системе кооперативного образования страны к 1950-м годам насчитывалось 2 института, 24 техникума, 25 торгово-кооперативных школ.
В 1960-1980-е годы система кооперативного образования решала те же задачи: подготовка и переподготовка кадров, обучение рабочим профессиям и др. В исследуемый период основное внимание обращалось на среднее и начальное кооперативное образование. Количество техникумов возросло до 68. Вместо торгово-кооперативных школ открылись профессионально-технические училища, которых насчитывалось 25. Изменилась и система высшего образования. Три кооперативных института открыли шесть филиалов в различных регионах страны. Кооперативная образовательная сеть к концу 1980-х го-
дов была сформирована. Она, с одной стороны, входила в систему профессионального образования, а с другой - полностью подчинялась высшему кооперативному органу - Центросоюзу СССР. Материальная база образовательных учреждений, здания, общежития, библиотеки - все принадлежало Центросоюзу. Однако заказ на подготовку и распределение выпускников, требования к содержанию и качеству образования, внеучебная и воспитательная деятельность определялись государственными и партийными организациями.
С начала 1990-х годов в потребительской кооперации наблюдались те же негативные тенденции, что и в экономике страны. Количество потребительских обществ уменьшилось в пять раз, суммарный убыток от всех видов деятельности за 1993-1997 гг. составил 3 416 718 тыс. р., а за 1998 г. - около 1 млрд р. Количество убыточных областных, республиканских, краевых потребсоюзов увеличилось с 20 в 1993 г. до 58 в 1998 г. Кооперация прочно вошла в полосу системного кризиса, что проявилось в снижении объема розничного товарооборота на 32%. Из системы уходили наиболее квалифицированные и профессиональные кадры. Если в 1992 г. общая численность работников системы составляла 1 496,2 тыс., то в 1998 г. - 446,7 тыс. чел. [7. С. 114-118]. Эти негативные тенденции отразились и на кооперативном образовании: ухудшалась материальная база образовательных учреждений, сокращался прием и выпуск студентов, происходил отток преподавательских кадров. Реальной становилась угроза потери кооперативного образования. Центросоюз и кооперативная общественность этого допустить не могли. Были приняты кардинальные меры, одной из которых явился перевод в 1992 г. всей системы образования на компенсационную основу, т.е. все образовательные учреждения переводились на самофинансирование, им было дано право готовить специалистов для других систем народного хозяйства. В итоге система кооперативного образования не только сохранила свой интеллектуальный, кадровый потенциал, но и получила реальные возможности дальнейшего развития. Сегодня система представлена 3 университетами, 6 институтами и 68 техникумами и колледжами. Послевузовское образование организовано через аспирантуру, докторантуру вузов, специальные факультеты для получения второго высшего образования, а также институты, факультеты курсы повышения квалификации. «Все это состоялось не только в силу объективной потребности и естественной тяги членов кооперативов и работников системы к образованию, но и за счет огромного социально-экономического и кадрового потенциала кооперативных учебных заведений, имеющих сложившийся имидж в системе образования в России» [8. С. 151]. Забытые кооперативные ценности и кооперативная идеология постепенно возвращаются в систему образования. Сегодня в основе кооперативной идеологии лежат кооперативные ценности -взаимная помощь, взаимная ответственность, равенство, справедливость и солидарность. Эти нравственные общечеловеческие ценности несут в себе образ кооперативного идеала, т.е. высшей цели совместной деятельности. Возврат к идеям основоположников российской кооперации в настоящее время закономерен, так как для решения задач кооперации - борьбы с бедностью, реализации социальной миссии - необходима кооперативная идеология, которая открыто провозглашает приоритет социальных и нравственных принципов над чисто коммерческими [2. С. 56-58; 3. С. 368; 4. С. 11; 5. С. 129].
Новым в кооперативном образовании на современном этапе является акцент на духовности и нравственных началах в бизнесе и в жизни. Этому способствует забота о человеке, поддержка народных промыслов и других видов деятельности, целенаправленное развитие и пропаганда кооперативной культуры. Все вышеназванное воспитывается и формируется в студенческой среде, в системе кооперативного образования.
В современных условиях проблема воспитания студенческой молодежи приобретает особую актуальность и значимость. От качественного решения этой проблемы, создания необходимых условий всестороннего развития личности во многом зависит будущее развитие системы потребительской кооперации. Современная молодежная политика включает в себя всю совокупность воспитания студенческой молодежи: гражданское, правовое, политическое, нравственное, эстетическое и профессиональное. Система воспитания предполагает формирование у студентов социально значимых качеств, готовности их реализации в интересах кооперации, общества и государства. Воспитание
- это философско-мировоззренческая подготовка молодежи к активной жизнедеятельности, формирование самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, социокультурным, духовным идеям и ценностям. Воспитание студентов учебных заведений системы Центросоюза Российской Федерации предполагает воспитание нравственных принципов в соответствии с основными принципами, ценностями и этическими нормами потребительской кооперации. Такой стратегический (фундаментальный) уровень воспитания обеспечивает целостный подход к формированию личности, развитию способностей, освоению общечеловеческой и национальной культуры [9. С. 44-51].
Стратегические цели воспитания молодых кооператоров обусловлены многовариантностью системы воспитания, так как молодое поколение не только является преемником и носителем кооперативной культуры, идеологии, но и становится носителем как общечеловеческих ценностей, так и ценностей российской культуры, менталитета российского гражданина.
Литература
1. Петров В.В. История становления кооперативной мысли в России (1861-1929 гг.). Саратов, 1998.
2. Туган-БарановскийМ.И. Основы политической экономии. М., 1998.
3. Чаянов А.В. Избранные труды. М., 1991.
4. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. Центральное товарищество. М.: Кооперативное издательство, 1925.
5. Чаянов А.В. Основные идеи и методы работы общественной агрономии. 3-е изд. М., 2001.
6. Вахитов К.И. Потребительская кооперация СССР. 3-е изд., перераб. М.: Экономика, 1991.
7. Невлева И.М. Возможности использования трудового и интеллектуального потенциала молодежи в работе кооперативных организаций // Потребительская кооперация - социально ориентированная система: Материалы научно-практической конференции. Белгород, 1999. Ч. I.
8. Бернвальд А.Р. Кооперативное образование в России в условиях рыночной реформы. Новосибирск: Сиб УПК, 1995.
9. Наумова Е.В. Воспитание и формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи // Фундаментальные и прикладные исследования. 2004. № 2-3.