УДК 378.12
КОНЪЮНКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ
В образовании на функцию спроса на образовательные услуги влияет совокупность факторов, основными из которых являются такие, как сто -имость образовательных услуг, увеличение или уменьшение доходов по -требителей, имидж, форма собственности, аккредитационный статус образовательного учреждения, изменение вкусов и предпочтений потребителей и т.д.
В силу специфики образовательных услуг дополнительного профессионального образования преподавателей вузов, потребителями которых является члены профессорско-преподавательского состава, спрос на эти услуги складывается под влиянием развития высшего образования Рос -сии [7].
В последнее десятилетие XX в. в России в абсолютных величинах резко повысилось количество студентов на экономических, юридических и других гуманитарных факультетах. И если, например, в 1990 г выпуск оч -ных отделений экономистов в стране составил только 9,5 тыс., а юристов -1,1 тыс. человек, то в 2001 г. он уже составил соответственно 21,0 тыс. человек и 4,0 тыс. человек, а в 2002 г. еще больше возрос. Всего же по всем формам обучения получили специальности экономистов 89,6 тыс. человек, а юристов - 27,1 тыс. человек, что в совокупности составило 15,5% от общего количества выпускников государственных вузов России, и еще около 25 тыс. человек выпустили негосударственные вузы. Так что общий выпуск экономистов, менеджеров, юристов в 2001 г не превышал 142 тыс. человек, или около 16% всех выпускников страны [6].
Анализ поступлений юношей и девушек на экономические факультеты в 1980 - 2002 гг. свидетельствовал о непрерывном росте общей численности студентов. Спрос на экономические специальности продолжал расти, однако темпы роста, имевшие место во второй половине 1990-х гг., умень -шились. Центр социального прогнозирования под руководством Ф.Э. Шереги в 2002 г провел вторичный анализ опубликованных сведений, а также ряд специальных исследований о конъюнктуре спроса на гуманитарные специальности.
Высказанные экспертами оценки свидетельствовали о том, что между общественной значимостью специальностей гуманитарного профиля, их престижностью в общественном мнении студентов (абитуриентов) и спросом на эти специальности со стороны предприятий и учреждений имеется много общего, однако есть и различия. Так, общественно наиболее значимыми эксперты назвали три специальности: экономику право и менеджмент. Эта оценка полностью соответствовала запросам трансформирующейся и возрождающейся экономики России, становящемуся правовому государству Следовательно в эти годы наметилось существенное сближение спроса на профессии интеллектуального труда со стороны предприятий (учреждений) и интереса к этим профессиям со стороны молодежи.
Однако доля студентов в российских вузах, специализирующихся в области гуманитарных наук, в анализируемый период ниже среднего показателя экономически развитых стран в 2,5 - 3 раза, а по праву и социальным наукам - в 1,5 раза. Если сравнить по этим показателям Россию и США, то отставание будет соответственно в 2,8 и 1,7 раза [6]. Правомер -но предположить, что с развитием новых технологий и усилением социальной направленности экономики доля специализирующихся в области гуманитарных, социальных наук, экономики и права будет увеличиваться.
В настоящее время наибольший объем выпуска студентов в общем составе студентов российских государственных вузов приходится на укрупненную учебную специальности 08000 «Экономика и управление». В
И.Б. Николаева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, коммерции и права, Саратовский государственный технический университет
ВЕСТНИК. 2009. № 1(25)
♦
♦
2005 г по ней в государственных вузах было выпущено 305 947 студентов из общего количества выпуска 978 384 студента, что составляет 31,3%. Следующая по количеству выпускников группа - 030000 «Гуманитарные науки», где было выпущено 153 769 студентов, что составляет 15,7%. Наибольшая доля в этой группе приходится на специальность 030501 «Юриспруденция» -50,3% выпуска. Третье место по количеству выпускников занимает группа 050000 «Образование и педагогика» с выпуском 135 082 студента, что составляет 13,8% от общего выпуска. В совокупности эти три группы в 2005 г. обеспечили 60,8% выпускников системы высшего профессионального образования [1].
Отмеченные тенденции привели к тому что на рынке образовательных услуг дополнительного профессионального образования преподавателей вузов сложилась благоприятная конъюнктура по экономическим и гуманитарно-социальным направлениям повышения квалификации преподавателей.
Исследования, проведенные при анализе приема на ФПК вузов за 1996 - 2000 г, показывают динамику изменения предметной структуры [2]. Из табл. 1 видно, что общее количество слушателей плавно росло при уменьшении числа специальностей. Наибольшим спросом продолжали пользоваться информационные технологии и системы. В высших образовательных учреждениях резко вырос интерес к педагогическим специальностям, поскольку они являются базовой составляющей в деятельности преподавателей высших образовательных учреждениях. Следует отметить тенденцию позитивного роста востребованнности естественноматематических, технических и технологических специальностей, а также языковой подготовки.
ных услуг дополнительного профессионального образования преподавателей вузов оказывает Рособразование, осуществляющее бюджетное финансирование по двум основным направлениям:
- в рамках контрольных цифр приема слушателей системы дополнительного профессионального образования преподавателей;
- за счет средств федерального бюджета для целевого повышения квалификации преподавателей.
Рособразование формирует спрос вузов на направ -ления повышения квалификации преподавателей в соответствии с современными потребностями образовательной отрасли. Особое внимание при этом обращено на учет структурных изменений в экономике и факторов конкурентоспособности вузов на рынке труда, на социально-экономические проблемы образования, в частности на проблемы качества образовательных услуг и на реализацию каждым преподавателем общих для всех специальностей инновационных принципов педагогического процесса [3]. Так, в 2007 г. среди направлений, реализуемых вузами в рамках приказа № 748 от 26.04.07 «О контрольных цифрах приема слушателей системы повышения квалификации научно-педагогических работников подведомственных Рособразованию учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, обучающихся за счет средств федерального бюджета, в 2007 году», отсутствуют частные, направленные на какие-то специфические вопросы. Объединение предложенных направлений в укрупненные группы позволило провести анализ предметной структуры образовательных услуг дополнительного профессионального образования преподавателей вузов (табл. 2)
Т а б л и ц а 1
Планы приема слушателей в подразделения системы повышения квалификации
Наименование направлений или специальностей (по группам), по которым осуществляется повышение квалификации План приема 1996 г., человек Количество специальностей в группе План приема 1999 г., человек Количество специальностей в группе План приема 2000 г., человек Количество спе циально-стей в группе
1. Информатика, информационные технологии, информацион -ные системы и вычислительная техн ика 1 916 35 2 051 34 2 832 35
2. Педагогические специальности 1 078 16 2 000 27 2 394 27
3. Естественно-математические специальности 1 411 27 1 847 26 1 695 28
4. Технические специальности 972 72 857 48 1 376 45
5. Экономика и управление 1 067 38 1 701 32 1 352 23
6. Гуманитарно-социальные специальности 3 083 24 1 775 25 1 145 21
7. Лингвистика 907 14 977 19 1 087 19
8. Технологические специальности 372 36 414 29 384 27
9. Строительство и архитектура 301 11 215 7 185 5
10. Природопользование 157 9 194 6 116 7
Всего 1 1264 282 1 1931 253 12 566 237
Обращает на себя внимание значительное уменьшение спроса на гуманитарно-социальные специальности (наибольшие котировки - у юриспруденции и психологии , резкое снижение - на историю, культурологию, политологию, социологию и философию).
В условиях модернизации российского образования все большее влияние на конъюнктуру образователь-
Как видно из табл. 2, традиционно наибольшим спросом в вузах пользуются программы по современным педагогическим и информационным технологиям . План приема на эти направления составил около 30% и 21% соответственно от общего количества преподавателей, определенного в приказе (33 574 человека). Следует отметить позитивный рост востребо-
♦
♦
ванности программ по управлению качеством образования (15% от общего количества преподавателей), по инновационной деятельности (7% от общего количества преподавателей).
Т а б л и ц а 2 План приема слушателей системы повышения квалификации научно-педагогических работников подведомственных Рособразованию учреждений высшего и дополнительного профессионального образования в 2007 г.
Наименование направлений (по группам) План приема 2007 г., человек В процентах к итогу
1.Современные педагогические технологии 10 069 30
2. Управление качеством образования 5 016 15
3. Информационно-коммуникацион -ные технологии 7 152 21
4. Инновационная деятельность 2 332 7
5. Гуманитарные проблемы современности 1 357 4
6. Экология и природопользование 2 537 8
7. Русский язык 191 1
8. Экономика образования и правоведение 3 122 9
9. Проблемы регионов 259 1
10. Иностранный язык 717 2
11. Предметная подготовка 822 2
Всего 33 574 100
Отмеченные тенденции наблюдаются и при анализе предметной структуры предложенных Рособразованием направлений повышения квалификации в рамках целевого повышения квалификации преподавателей. В 2007 г. среди предложенных направлений (со -временные педагогические технологии, управление качеством образования, информационно-коммуникационные технологии, инновационная деятельность, гуманитарные проблемы современности, экология и природопользование, русский язык, современная биоло -гия, экономика образования и правоведение, сфера услуг) наибольший объем выпуска преподавателей вузов приходился на современные педагогические технологии.
По этому направлению было обучено 1 124 человека, что составляет 22% от общего выпуска (5 209 человек). Следующее по количеству преподавателей направление - управление качеством образования с выпуском 1 035 человек, что составило 20% от общего выпуска. Третье место по количеству преподавателей занимает направление информационно-коммуникационные технологии с выпуском 943 человека, что составляет 18% [5].
Однако распределение слушателей по десяти выбранным приоритетным направлениям повышения квалификации в 2007 г. в пределах от 2% до 22% свидетельствует о неправильном распределении приоритетов в выборе направлений подготовки. Для устранения этого противоречия Рособразование начиная с 2008 г. организует на конкурсной основе отбор в число базовых тех вузов, которые не только обладают самыми интересными научно-педагогическими школами, но и предлагают образовательные программы: соответству-
ющие приоритетным направлениям науки и техники; предназначенные для диссеминации опыта вуза в решении региональных проблем; по приоритетным проблемам образовательной отрасли [3].
Таким образом, Рособразование берет на себя планирующую, координирующую роль и осуществляет функции контроля над образовательными услугами дополнительного профессионального образования преподавателей вузов:
- Рособразование является заказчиком на образовательные услуги, выделяя бюджетные ассигнования в соответствии с контрольными цифрами приема слушателей системы повышения квалификации научно-педагогических работников, подведомственных ему учреждений высшего и дополнительного профессионального образования и целевого повышения квалификации;
- Рособразование осуществляет прогнозирование развития рынка образовательных услуг дополнительного профессионального образования преподавателей вузов, его масштабов и структуры с учетом общих тенденций в экономике, научно-техническом прогрессе, структуре общественного производства, требований к общеобразовательной, культурно-технической и профессиональной подготовке преподавателей вузов, динамики валового внутреннего продукта и целого ряда других факторов, определяющих среднесрочные и долгосрочные перспективы социально-экономического развития;
- Рособразование осуществляет контроль за качеством предоставляемых образовательных услуг дополнительного профессионального образования преподавателей вузов путем разработки критериев отбора вузов на оказание этих услуг и методов оценки их эффективности [4].
1. Васильев В.Н. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. М.: Техносфера, 2007.
2. Матушанский Г.У. Система повышения квалификации преподавателей высшей школы // Высшее образование в России. 2001. №2. С. 116 - 118.
3. Мосичева И.А. Высшая школа и дополнительное профессиональное образование: проблемы и решения. Ставрополь : СГУ, 2007.
4. Отбор образовательных учреждений для выполнения государственного заказа на образовательные услуги по дополнительному профессиональному образования преподавателей // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2007. № 3. (27). Вып. 1. С. 97 - 104.
5. Отчет по выполнению работ по приказу от 23.11.2005 года № 1390 «О повышении квалификации в 2007 году профессорско-преподавательского состава государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию». М., 2008.
6. Планский С.И. Количественные и качественные параметры высшего образования России. М.: Национальный институт бизнеса, 2004.
7. Роль государственного заказа в достижении эффективного развития рынка образовательных услуг // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2008. № 1 (30). Вып. 1. С. 140 - 148.