Конверсионные программы закрытых административно-территориальных образований как условие обеспечения экономической безопасности России
Е. М. Коростышевская,
д. э. н., профессор, кафедра экономической теории и экономической политики СПбГУ
e-mail: [email protected]
В статье раскрываются основные этапы разработки и реализации конверсионных программ развития закрытых административнотерриториальных образований России с позиций обеспечения экономической безопасности страны. В
Ключевые слова: конверсия, конкурентоспособность, экономическая безопасность, инновационная политика, оборонно-промышленный комплекс, наукоград, закрытое административно-территориальное образование.
П. А. Мармузов
аспирант, кафедра экономической теории и экономической политики СПбГУ
e-mail: [email protected]
этой связи критически проанализированы основные программы конверсии ОПК на различных уровнях и выдвинуты рекомендации по усилению инновационной составляющей оборонно-промышленного комплекса на современном этапе.
Предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) занимают особое место в социально-экономическом развитии стран и способны продуктивно развиваться только на основе активной государственной поддержки.
Одна из причин заключается в высокой продолжительности инновационного цикла и соответственно в значительных финансовых затратах, которые может осуществить только государство. Так, разработка новой атомной подводной лодки требует до $10 млрд; авианосца — $10-12 млрд; создание истребителя
пятого поколения обходится в $100 млн. В США еще дороже — $300 млн.
Структура продаж российской отрасли приборостроения (мирная продукция) также свидетельствует об этом:
• более 50% продукции у Завода им. Н. Г. Козицкого и ЗАО «Научные приборы» приобретает государство;
• массовый спрос на продукцию «Микрона» оказалось в состоянии обеспечить только государство (заказ на простейшие бесконтактные каты для мо-
ИННОВАЦИИ № 11 (145), 2010
ИННОВАЦИИ № 11 (145), 2010
сковского метрополитена) и материнская структура «АФК-Система» (БШ-карты для МТС) [1]. Таким образом, госзаказ преобладает не только в разработке и производстве военной продукции, но и мирной продукции тоже. Спрос со стороны остальных отраслей экономики практически отсутствует. Государство — ключевой регулирующий и координирующий центр экономической деятельности ОПК. Государственное вмешательство в развитие обороннопромышленного комплекса осуществляется на основе и в соответствии с политикой, разрабатываемой на определенный срок. На современном этапе основными инструментами государственной экономической политики в ОПК, нацеленными на обеспечение экономической безопасности России, являются следующие:
• государственный оборонный заказ;
• федеральные целевые программы развития и реструктуризации оборонно-промышленного комплеса, например, «Развитие обороннопромышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 гг. и на период до 2015 г.»;
• федеральные целевые программы развития высокотехнологичных базовых отраслей и производств ОПК. В их числе: «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 гг.»; «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.»; «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на период 2008-2015 гг.» и др.;
• конверсионные программы (федерально-региональные и отраслевые): «Реструктуризация и конверсия оборонной промышленности на
1998-2000 гг.»; «Программа развития Обнинска Калужской области как наукограда на
1999-2004 гг.», Программы развития закрытых административно-территориальных образований на 2001-2004 гг., «Создание наукоемкой медицинской техники с использованием критических технологий двойного назначения, разработанных предприятиями оборонно-промышленного комплекса» на 2007-2009 гг.; «Радиотелевизионные цифровые технологии оборонно-промышленного комплекса в интересах телевещания».
Как видно, основными средствами выступают прямые методы воздействия и важнейшим инструментом государственной поддержки обороннопромышленного комплекса являются среднесрочные целевые программы. Нас в первую очередь интересуют конверсионные программы. Именно с ними связывают одно из направлений инновационного развития ОПК, в частности, такое как разработка и реализация технологий двойного назначения.
Коротко остановимся на эволюции конверсионного программирования в России. Анализ показывает, что оно прошло два этапа:
• Первый период — 1989-1998 гг. На данном временном отрезке были разработаны и осуществлялись три государственные конверсионные программы, рассчитанные соответственно на 1989-1991 гг.; 1993-1995 гг. и 1995-1997 гг.
• Второй период с 1999 г. и по настоящее время. Для этого этапа характерна разработка и реализация
не только федеральных, но региональных, а также отраслевых программ.
Представление о первом этапе конверсионной политики дает Государственная конверсионная программа на 1993-1995 гг. (далее «Программа 1993-1995 гг.»). Ее цели заключались в перепрофилировании производства и получении наибольшего эффекта на важнейших направлениях развития экономики России при максимально возможном сохранении численности работающих и использовании производственного и научно-технического потенциала на гражданские нужды и с минимальными затратами; в уменьшении доли военных расходов в ВНП на 50%.
В структурном плане она включала 14 целевых подпрограмм, направленных на создание и развитие на мощностях ОПК, производства оборудования практически для всех отраслей народного хозяйства (жилищного и дорожного строительства; АПК; торговли и общественного питания; легкой промышленности, ТЭК, медицины, связи и информатики и др.).
Однако результаты выполнения данной программы оказались весьма неудовлетворительными:
• в 1991-1994 гг. объем производства в ВПК сократился на 60,8%, причем не только военной, но и гражданской продукции (на 47,7%);
• ввод в действие производственных мощностей в 1994 г. составил 38,7% от запланированного показателя;
• объемы производства в ОПК сократились почти на две трети от дореформенного (60,8%);
• в 1992-1994 гг. численность промышленнопроизводственного персонала в оборонном комплексе уменьшилась почти на 1,5 млн человек: из военного производства высвободилось 2,1 млн человек, в то время как реализация конверсионных проектов позволила создать к 1995 г. лишь 650 тыс. рабочих мест для трудоустройства высвобождаемых работников.
Следовательно, цели программы не были реализованы. Основные причины заключаются, на наш взгляд, в следующих моментах: краткосрочном характере программирования при масштабности решаемых задач; недостаточном финансировании конверсионных программ (конверсируемые предприятия получили в 1993 г. лишь 67% предусмотренных Государственной программой конверсии кредитных ресурсов, а в 1994 г. — только 13%); слишком широком отраслевом охвате, что привело к распылению ресурсов; не продуманной реструктуризации, проходившей в стиле «кастрюли вместо ракет», «ложки вместо патронов» с минимумом затрат на реформирование производства. Как видно, речь идет о неэффективном государственном регулировании.
На втором этапе (с 1999 г. по настоящее время) участие государства в конверсионных процессах, хотя и увеличилось, но также оставалось все еще не вполне достаточным, тогда как в современных условиях инновационного развития роль государства в функционировании ОПК должна быть, безусловно, большей. Тем более, что речь идет об инновационном развитии оборонно-промышленного комплекса на основе активизации конверсионных процессов.
Главной характеристикой конверсионной политики в данный период, как и в предыдущий, является отсутствие национальной программы конверсии, но на этом этапе государство постепенно переложило бремя конверсии на каждую конкретную отрасль и на регионы.
Важнейшими объектами конверсионной политики на региональном уровне были определены наукограды и закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО).
Наукоград — это муниципальное образование, где градообразующим предприятием являются научные и научно-производственные структуры. Сегодня в России функционирует около 70 наукоградов.
Закрытые административно-территориальные образования — это бывшие «закрытые» и «полузакрытые» поселения ОПК, оружейные и ядерно-оружейные центры бывшего СССР, сосредоточившие в настоящее время значительную часть высокотехнологичного потенциала России. К этой категории отнесено 47 поселений, 10 находится в ведении Минатома и 37 — в ведении Минобороны РФ. Большинство из этих поселений расположены в Уральском, Центральном, Волго-Вятском экономических районах и являются спутниками крупных городских центров: Москвы, Екатеринбурга, Челябинска, Красноярска, Томска, Владивостока, Пензы и других.
Статус ЗАТО дает этим территориям ряд преимуществ и одно из главных связано с гарантированным предоставлением дотаций и субсидий из федерального бюджета.
Основной инструмент федерально-региональной конверсионной политики — государственные среднесрочные программы. В их числе совокупность программ по наукоградам: «Программа развития Обнинска как наукограда на 1999-2004 гг.», «Программа развития рабочего поселка Кольцово как наукограда на 2001-2006 гг.» и др., а также государственная программа развития ЗАТО на 2001-2004 гг.
Например, «Программа развития закрытых административно-территориальных образований на 2001-2004 гг.», нацеленная на безопасное и устойчивое функционирование ЗАТО, включала следующие основные задачи:
• развитие коммунального хозяйства и социальной сферы в целом;
• увеличение жилого фонда;
• расширение налогооблагаемой базы ЗАТО;
• организация конверсионных производств;
• создание дополнительных рабочих мест.
Как видим, в числе задач — поддержка конверсионных процессов в ЗАТО.
Анализ деятельности закрытых административнотерриториальных образований, а также программ их развития позволил выделить несколько вариантов реформирования ЗАТО на основе программирования:
1. Полюса саморазвития — инновационные программные территории (ИПТ) с широким использованием потенциала ВПК (территориальный научно-технический комплекс «Технополис Заречный», инновационные программные территории «Новоуральск», «Лесной», а также закрытые
административно-территориальные образования Озерск и Снежинск для реабилитации территорий, пострадавших от деятельности производственного объединения «Маяк»).
2. Оффшорные зоны (ЗАТО Снежинск и Озерск).
3. Создание непрофильных производств, главным образом в пищевой промышленности.
Все три варианта получили практическую реализацию, при этом только первый связан с инновационной направленностью их развития. Так, некоторые ЗАТО в 1990-е гг. превратились в оффшоры, где регистрировались, главным образом, предприятия ТЭК, получавшие существенные налоговые льготы. В их числе ЗАО «Седанко-Восток», ЗАО «Лукойл Нижний-Новгород», ЗАО «Волганефтепродукт» и др. Общие потери от этого по России составили 20 млрд руб., при этом в данных городах создавалась иллюзия пожизненного благополучия, достигнутого путем лоббистских усилий. Такой сценарий развития был, безусловно, неприемлем.
Реструктуризация еще одной группы закрытых административно-территориальных образований, в том числе ЗАТО «Железногорск», имеющего развитый научно-производственный комплекс (Горнохимический комбинат и «Научно-производственное объединение прикладной механики им. акад. М. Ф. Ре-шетнева») шла по третьему варианту. Так, в ЗАТО «Железногорск» были созданы: ликероводочное производство (ООО «СибАлко»), табачный завод (сигареты «Прима»), мукомольное и деревообрабатывающее производства, пивной завод, свинокомплекс и мясоперерабатывающее производство, крупная кондитерская фабрика.
В результате экономика города фактически не ориентирована на развитие имеющегося научнопроизводственного комплекса, в котором работают высококвалифицированные специалисты. При этом функционирование вновь образованных непрофильных для ЗАТО производств оказалось не эффективным. Предприятие СибАлко — убыточно. Его задолженность перед Фондом «Город» составляет 18,5 млн руб. Проекты ООО «Железногорское управление сельского хозяйства», ООО «Деревообрабатывающий завод», ООО «Комплекс» (свинокомплекс), ООО «Мясокомбинат «Железногорский» и другие — нерентабельны. Конкретно ситуация по ООО «Деревообрабатывающий завод» была следующей: в 2001 г. завод реализовал только 32% от запланированных пиломатериалов, и предприятием было уплачено 61% от запланированной суммы налогов; за первое полугодие 2002 г. предприятие понесло 6 млн руб. убытков) [2].
Таким образом, цель — безопасное и устойчивое развитие ЗАТО, на что рассчитывало правительство, не достигнута.
В дальнейшем ситуация стала ухудшаться. Причина — снижение дотаций, а также субвенций на программы развития ЗАТО из федерального бюджета (табл. 1).
Если брать Программы развития всех ЗАТО, то в 2004 г. по сравнению с 2003 г. их федеральное финансирование сократилось вдвое с 1000000,0 до 541097,0 тыс. руб. [3]. По ЗАТО «Железногорск» эта
ИННОВАЦИИ № 11 (145), 2010
ИННОВАЦИИ № 11 (145), 2010
Таблица 2
Фондовое финансирование инновационных проектов
Источники финансирования Количество проектов
Муниципальный внебюджетный фонд социально-экономического развития города Снежинск 20
Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства 70
Таблица 1
Субвенции на Программы развития ЗАТО из федерального бюджета (составлено по [3])
Наименование ЗАТО Субвенции на программы развития, тыс. руб.
2003 г. 2004 г.
Железногорск 81081,0 2300,0
Саров 27027,0 12220,0
Новоуральск 17117,0 7215,0
Лесной 28829,0 9000,0
Трухгорный 17117,0 8840,3
Снежинск 13514,0 35597,0
картина выглядит так: 2000 г. — 467422,0 тыс. руб.;
2001 г. — 210179,0 тыс. руб.; 2002 г. — 178000,0 тыс. руб.; 2003 г. — 81081,0 тыс. руб.; 2004 г. — 2300,0 тыс. руб.
Таким образом, вывод очевиден. Конверсионные процессы оказались неэффективными. Следовательно, необходимо было поддерживать научный и научнопроизводственный потенциал градообразующих предприятий в целях создания не только военной, но и наукоемкой гражданской продукции, а не создавать непрофильные, к тому же убыточные производства.
Другой вариант развития ЗАТО — инновационный. Речь идет об их трансформация в наукограды, а также их развитии как инновационных зон. Этот вариант характерен для ЗАТО Уральского федерального округа: Трехгорный, Новоуральск, Нижняя Салда, Усть-Катав, Озерск и Снежинск. Их реструктуризация связана с решением проблем конверсии на предприятиях ядерно-оружейного комплекса страны.
Конкретный пример инновационного сценария развития ЗАТО «Трехгорный» («Программа развития ЗАТО Минатома России — город Трехгорный Челябинской области на 2002-2004 гг.»), цель которой — инновационное развитие на основе создания предприятий в гражданской области деятельности на основе конверсионных технологий. Экономическая основа конверсионных производств — 40 инновационных проектов для малого и среднего бизнеса, инвестируемых главным образом, из городского бюджета по статье «развитие рыночной инфраструктуры». В числе приоритетных направлений развития малого высокотехнологичного предпринимательства:
• расширение производства наукоемкой, конкурентоспособной продукции;
• ускорение передачи технологий в сферу производства;
• развитие инфраструктуры, обеспечивающей передачу технологий;
• обеспечение занятости высококвалифицированных инженерно-технических, научных работников и специалистов;
• малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления.
Ключевой инструмент финансирования — муниципальные фонды. Количественные показатели деятельности муниципальных фондов города Снежинска за
2000-2001 гг., направленные на поддержку и развитие предпринимательства, отражены в табл. 2.
Инновационные проекты некоторых успешных малых инновационных фирм (ООО «Барс-70», ООО НПП «Спектр-Конверсия»), осуществляемые на основе муниципальных программ:
• Производство энергосберегающего и отопительного оборудования, монтаж индивидуальных систем отопления, выполнение муниципальных заказов в жилищно-коммунальном хозяйстве.
• Разработка, проектирование, изготовление и монтаж промышленного воздухо- и газоочистительного оборудования на базе электроионизационных фильтров и циклонов.
• Производство ниппельных питьевых систем для птицефабрик.
• Медицинская аппаратура для кабинетов функциональной диагностики.
Как видно, перечень инновационных проектов свидетельствует об ориентации малых фирм на удовлетворение муниципальных и региональных интересов. Таким образом, основная продуктовая специализация малых инновационных фирм связана с местным и региональным потреблением.
Всего в ходе реализации мероприятий по поддержке предпринимательства достигнуты следующие результаты:
1. Зарегистрировано более 600 субъектов малого предпринимательства.
2. Сформирован гарантийный фонд в размере 410 тыс. руб., за счет которого выданы гарантии 14 малым предприятиям на общую сумму 2030 тыс. руб.
3. Реализуется программа микрокредитования, по которой выдано 20 кредитов на сумму 150 тыс. руб. [4].
Таким образом, органы местного самоуправления — основной субъект управления развитием закрытых городов и в этом случае суть конверсии заключается в использовании уже имеющихся научнотехнических заделов для реализации множества мелких инновационных проектов локального значения, как правило, для ТЭК. Следовательно, не происходит массовой разработки современных высоких и наукоемких технологий, как военных, так и гражданских, конкурентоспособных на мировом рынке, хотя, предприятия ЗАТО, осваивающие новую продукцию запустили конверсионные процессы. Однако есть исключения (табл. 3).
В США политика в отношении ВПК всегда была очень последовательной и взвешенной. Там конвер-
Таблица 3
Конверсионная продукция предприятий ЗАТО Урала и Сибири (источник: [7])
Предприятия Производимая продукция
Уральский электрохимический комбинат в Новоуральске Поставки малообогащенного урана в страны СНГ, Великобританию, Францию, Германию, Швецию, Финляндию, Испанию
Комбинат «Электрохимприбор» г. Лесной (НПО «Поиск-93»); Приборостроительный завод «Старт» г. Заречный Новые сложные микроэлектронные и вакуумные приборы, цветные телевизоры с цифровой обработкой сигнала
Предприятия г. Снежинска Солнечные энергетические установки и портативные микроохладители, сложное медицинское оборудование и бытовая техника, спортивный' инвентарь и другие товары народного потребления
Завод (совместно с германской фирмой ВА8Б) г. Зеленогорск (Красноярске-45) Аудиокассеты
сионные процессы также осуществлялись, но в отличие от России, не разрушили, а укрепили военный и научно-технический потенциал страны, обеспечили Америке технологическое лидерство и прочные позиции на мировом рынке и вооружений, и высокотехнологичной гражданской продукции, хотя многие военно-технические программы были прекращены или частично приостановлены. И как показали реалии без ущерба для ее национальной и экономической безопасности.
Современная конверсионная политика США является действенным инструментом эффективного функционирования ВПК. Основные ее тенденции заключаются в следующих моментах:
• Активный технологический трансфер из военного сектора в гражданский на основе расширения производства технологий двойного назначения, а также критических технологий. Потенциал ВПК, таким образом, используется, прежде всего, в стратегически наиболее передовых сферах НТП.
• Комплекс мер, направленных на создание современной производственно-технологической базы военного сектора экономики на основе использования новейших гражданских технологий (компьютеры, микроэлектроника, биотехнологии, информационные технологии и др.).
• Постоянное совершенствование Федеральной контрактной системы, позволяющей проводить более глубокую переориентацию средств бюджета с военных целей на производство товаров и услуг гражданского назначения.
• Долгосрочная стратегия сохранения национального научно-технического и военно-технического потенциала на основе широкого комплекса мер государственного регулирования, в числе которых:
• долгосрочная военно-техническая программа МО по оценке организации, структуры и эффективности функционирования промышленно-технологической базы США;
• программа центра по изучению экономики конверсии оборонного сектора;
• крупномасштабная долгосрочная национальная программа МО для гибкого и эффективного осуществления конверсии ВПК: по направлениям: экономическая прочность и потенциал промышленности США; финансовые возможности каждой отрасли промышленности; последствия одностороннего прекра-
щения государством военных заказов казны; возможности отраслей промышленности по созданию «двойных критических технологий»; экономическая и технологическая зависимость промышленности, науки и техники США от иностранного капитала. Затраты до 1996 гг. — $5 млн;
• особая долгосрочная программа интеграции и укрепления прямых хозяйственных связей между военными ведомствами и промышленно-техническими кругами США на основе создания партнерств, объединений, ассоциаций и т. д., полностью занятых от начала и до конца разработкой и созданием «двойных технологий»;
• специальная программа Министерства обороны по привлечению кадров из исследовательских институтов «Civivl-Military Engineering» [5].
• Партнерские отношения федерального правительства, частного промышленного сектора, федеральных лабораторий, университетов в области конверсии оформляются кооперационными программами. В их числе наиболее известными являются федеральные кооперационные программы, относящиеся к партнерствам в области оборонных НИОКР и особенно активно используемые в настоящее время:
• кооперационные исследования в области исследований и разработок — КРАДА;
• проект технологического реинвестирования, координируемый DARPA.
Как видно, в основе американской государственной стратегии лежит продуманная военно-гражданская интеграция в области создания современных технологий и военных, и гражданских, а в нашей стране нет такого полноценного двустороннего трансфера, он преимущественно односторонний из ОПК, главным образом, в ТЭК и некоторые другие сектора экономики, что не способствует формированию конкурентоспособного оборонно-промышленного комплекса современной России, поскольку с вагонами, цистернами, фильтровальной техникой выйти сегодня на мировой рынок невозможно. Необходима разработка долгосрочной национальной программы развития приоритетных технологий двойного назначения и соответствующая нормативно-правовая база.
Отраслевая конверсия. О ней определенным образом можно судить по федеральным целевым про-
ИННОВАЦИИ № 11 (145), 2010
ИННОВАЦИИ № 11 (145), 2010
граммам развития базовых высокотехнологичных отраслей ВПК. В их числе «Федеральная космическая программа России на 2006-2015 гг.»; «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.»; «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на период 2008-2015 гг.» и др. Помимо этого, разрабатываются и реализуются ведомственные программы. Например, в числе конверсионных программ радиоэлектронного комплекса следующие:
• «Создание наукоемкой медицинской техники с использованием критических технологий двойного назначения, разработанных предприятиями оборонно-промышленного комплекса» на 20072009 гг.;
• «Радиотелевизионные цифровые технологии оборонно-промышленного комплекса в интересах телевещания».
Данных о реализации этих программ авторам, к сожалению, получить не удалось. В самом общем виде об эффективности осуществления конверсионных программ можно судить по следующим моментам. В стоимостном выражении объемы производства военной и гражданской продукции в целом по предприятиям и организациям ОПК России примерно одинаковы. При этом около 80% всех доходов от экспорта наукоемких изделий России приходится на продукцию военного назначения. Так, Радиоэлектронный комплекс сохранил значительный научный и производственный потенциал, что подтверждается устойчивым экспортом передовых видов вооружений и военной техники (ЗРК С-300 ПМУ 1 (ПМУ 2), «Бук-М1», «Тор-М1»; средства управления 83М6Е; ЗРП «Тунгуска»; системы и средства радиоэлектронного подавления различного базирования; системы и средства связи; бортовое радиоэлектронное оборудование для истребителей Су-27, Су-30 МКИ, Су-30 МКК, ударных самолетов СУ-25).
Структура импорта продукции предприятиями РЭК в 2006 г. (110 предприятий РЭК импортировали продукцию 35 товарных групп из 60 стран.) включала: станки и оборудование — 27,2%; микросхемы интегральные — 11,9%; химическая продукция и продукция на ее основе — 9,9%; металлы и изделия из них — 8,6%; средства вычислительной техники — 8,4%. Более того, в последние годы в ОПК существенно замедлились темпы роста гражданской продукции с 11-13% — в
2002 г. до 4-5% в 2003-2004 гг. и 0,3-0,5% — в 2006 г. [6], т. е. основные усилия направлены на разработку оборонной продукции. Вместе с тем, в настоящее время ОПК обеспечивает производство 70% всех средств связи, 60% сложной медтехники, 30% оборудования для ТЭК [6].
Проведенное исследование эволюции конверсионного программирования позволяет сделать следующие выводы:
1. Конверсионное программирование в России есть, но оно не обеспечивает реализации национальных интересов страны.
2. Отсутствует единая долгосрочная государственная политика развития оборонно-промышленного комплекса на конверсионной основе, что снижает его конкурентоспособность на мировых рынках и создает угрозы экономической безопасности РФ.
3. Назрела скорейшая разработка и реализация национальной программы развития ОПК на инновационной основе, в том числе и в разрезе его конверсионной составляющей.
4. Требуется осмысление опыта США в развитии института конверсионного программирования и его адаптация к российским условиям.
Список использованных источников
1. Д. Фиаловский. Миф о русском хай-теке//Эксперт Северо-Запад, № 29, 2008.
2. Ю. И. Григорьева и др. Конкурентоспособность экономики закрытого административно-территориального образования: проблемы и перспективы (на примере г. Железногорска). Проблемы повышения эффективности региона: межвузовский сб. научных трудов. Красноярск, 2002.
3. Собрание законодательства РФ, № 52, 2002; № 52, 2003.
4. Стратегия управления социально-экономическим развитием ЗАТО. Екатеринбург: Академкнига, 2003.
5. В. А. Федорович. США: Федеральная контрактная система и экономика: Механизм регулирования. М.: Наука, 2002.
6. Стенограмма парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям на тему: «Законодательное обеспечение инновационного развития экономики. Наукоемкие технологии» 12 мая 2008 г.//Инновации, № 6, 2008.
7. http://www.inno.ru/project/14629.
Conversion programs for closed administrative-territorial entities as a condition for ensuring economic security of Russia
P. A. Marmuzov, postgraduate, Department of Economic Theory and Economic Policy, State St. Petersburg University.
E. M. Korostyshevskaya, Prof. Dr., Supervisor, State St.Petersburg University, Department of Economic Theory and Economic Policy.
The article describes the main stages of development and implementation of conversion programs for the development of closed administrative-territorial formations of Russia from the standpoint of ensuring the economic security of the country. In this context, the basic conversion programs in high-technology industry at various levels were critically analyzed and recommendations to strengthen the innovation component of the military-industrial complex at the present stage were put forward.
Keywords: conversion, competitiveness, economic security, innovation policy, defense production industry, science-oriented town, closed administrative territory.