Научная статья на тему 'КОНВЕРСАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОД ОЦЕНКИ УСПЕШНОСТИ ПРОДВИГАЮЩИХ ТЕКСТОВ В СОЦСЕТЯХ'

КОНВЕРСАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОД ОЦЕНКИ УСПЕШНОСТИ ПРОДВИГАЮЩИХ ТЕКСТОВ В СОЦСЕТЯХ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
99
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / ПРОДВИГАЮЩИЙ ТЕКСТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / КОНВЕРСАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Стрельцова Ольга Игоревна

Цель исследования - выявить особенности построения и функционирования продвигающих текстов образовательных услуг в современной интернет - коммуникации - в частности, в одной из популярных социальных сетей. Особое внимание в статье уделено рассмотрению коммуникативных стратегий, используемых авторами аккаунтов, оценке успешности таких стратегий, а также вопросу статусных и ролевых характеристик участников коммуникации. Научная новизна исследования заключается в комплексном описании особенностей построения и функционирования продвигающих текстов образовательных услуг в зависимости от источника их размещения и статусно - ролевых характеристик адресанта и адресата сообщения. В результате установлено, что коммуникация в рамках продвижения образовательных услуг в социальных сетях происходит в соответствии с определёнными принципами, которые, в частности, могут менять традиционные представления о статусе и роли участников образовательного процесса, а конкретные коммуникативные стратегии выбираются в зависимости от характеристик и ожиданий целевой аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Стрельцова Ольга Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONVERSATIONAL ANALYSIS AS A METHOD OF EVALUATING THE SUCCESS OF PROMOTIONAL TEXTS IN SOCIAL NETWORKS

The purpose of the study is to reveal the features of the functioning of educational services promoting texts in modern Internet communication - i n particular, in one of the popular social networks. Special attention is paid to the consideration of the communication strategies used by the authors of the accounts, the assessment of the success of such strategies, as well as the distribution of the social and role status of the communication participants. The scientific novelty of the study consists in a comprehensive description of the features of the construction and functioning of educational services promoting texts, depending on the source of their placement and the social and role characteristics of the addressee and the addressee of the message. As a result, it was found that communication in the framework of the promotion of educational services in social networks takes place according to certain principles and “laws”, and specific communication strategies are applied depending on the characteristics of the target audience.

Текст научной работы на тему «КОНВЕРСАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОД ОЦЕНКИ УСПЕШНОСТИ ПРОДВИГАЮЩИХ ТЕКСТОВ В СОЦСЕТЯХ»

Конверсационный анализ как метод оценки успешности продвигающих текстов в соцсетях

Стрельцова Ольга Игоревна,

соискатель, Институт лингвистики, Российский государственный гуманитарный университет E-mail: [email protected]

Цель исследования - выявить особенности построения и функционирования продвигающих текстов образовательных услуг в современной интернет - коммуникации - в частности, в одной из популярных социальных сетей. Особое внимание в статье уделено рассмотрению коммуникативных стратегий, используемых авторами аккаунтов, оценке успешности таких стратегий, а также вопросу статусных и ролевых характеристик участников коммуникации. Научная новизна исследования заключается в комплексном описании особенностей построения и функционирования продвигающих текстов образовательных услуг в зависимости от источника их размещения и статусно - ролевых характеристик адресанта и адресата сообщения. В результате установлено, что коммуникация в рамках продвижения образовательных услуг в социальных сетях происходит в соответствии с определёнными принципами, которые, в частности, могут менять традиционные представления о статусе и роли участников образовательного процесса, а конкретные коммуникативные стратегии выбираются в зависимости от характеристик и ожиданий целевой аудитории.

Ключевые слова: русский язык, продвигающий текст, образовательные услуги, коммуникативная стратегия, конверсацион-ный анализ.

о с

U

см о см

03

Для продвижения образовательных услуг использовались жанры объявления и рекламы. Многие черты устных и письменных жанров рекламы вкупе с особенностями таких жанр, заимствованными из дискурсивных практик других языков, можно встретить в рекламных сообщениях образовательных организаций на русском языке. В свою очередь, рекламные тексты организаций, -оказали влияние на построение текстов предложений, размещаемых в интернете репетиторами, работающими индивидуально.

В современных лингвистических исследованиях в качестве отдельного жанра выделяют продвигающий текст, который представляет собой «коммуникативную единицу, функционирующую в пространстве маркетинговых коммуникаций, служащую целям эффективного воздействия на целевую аудиторию (привлечь внимание потребителя, запомниться ему, вызвать или помочь сформировать определенное эмоциональное отношение к заложенной в тексте информации и, в идеале, побудить к определенному действию) и обладающую системой релевантных вербальных и невербальных средств его усиления / оптимизации» [5, с. 79]. Целью продвигающих текстов становится, в отличие от жанров рекламы, не сиюминутное воздействие на потребителя и побуждение его к немедленной реакции, а лишь создание положительного впечатления от фигуры «поставщика» той или иной услуги (в т.ч. образовательной) и/или самой этой услуги, что может впоследствии привести к появлению желания у потребителя обратиться к тому, кто её оказывает.

Тексты, продвигающие образовательные услуги, достаточно распространены, в том числе, в сети Интернет. На особенности их построения и функционирования влияют как фигура адресанта (предлагать образовательную услугу может как организация, так и частный предприниматель), так и конкретное место размещения объявления (тематические сайты или социальные сети) [4, с. 145]. Последние представляют собой особый интерес, т.к. именно в них, наряду с предложением конкретной образовательной услуги, реализуется межличностное, неформальное общение [1, с. 215].

Прежде чем приступить к описанию особенностей общения участников коммуникации в рамках продвижения образовательных услуг в социальных сетях, необходимо уточнить механизмы функционирования подобных объявлений в более традиционных источниках. Такие объявления, как правило, построены следующим образом (ключе-

вые слова в приведенных примерах выделены нами, орфография и пунктуация авторов используемых фрагментов сохранены - О. С.):

Хотите научиться шить эксклюзивную одежду, которая будет идеально сидеть на вашей фигуре? Тогда Вы попали по адресу! Занятия ведут опытные специалисты с современным подходом, имеющие стаж более 15 - ти лет в сфере швейной индустрии, а также более 6 - ти лет в сфере преподавания курсов шитья! Мы объединили самые лучшие современные методики, добавили к ним опыт наших преподавателей и создали программу, успешно проверенную на сотнях наших учеников - каждый месяц из Школы выпускается более 150 учениц. Занятия проводятся в небольших группах 6-8 человек - это позволяет преподавателю уделить достаточно внимания каждому ученику... [6].

Подобные сообщения уже являлись объектом нашего более раннего исследования, в ходе которого были выделены особые черты, характерные для коммуникации пользователей на подобных интернет - площадках [4, с. 145-150]. Было установлено, что основными элементами структуры таких объявлений являются следующие: приводится описание признаков экспертности и профессионализма автора услуги (опытные специалисты, стаж), перечисляются достоинства используемых методик (современный подход, лучшие методики, успешно проверенная программа) или режима обучения (небольшие группы, уделить внимание каждому ученику), иногда употребляются особые языковые средства, имитирующие диалог, - риторические вопросы и ответы на них и т.п. (Хотите шить эксклюзивную одежду? Тогда Вы попали по адресу!).

Аккаунты репетиторов, продвигающих образовательные услуги в социальных сетях, функционируют по - другому. Они нацелены на то, чтобы вызвать немедленную реакцию адресата (по аналогии с устной спонтанной коммуникацией), поэтому принципы выбора языковых средств и организация текста в них имеют свои отличия. Так, удалось выделить следующие особенности, характерные для подобной коммуникации:

- нацеленность адресата на межличностное неформальное общение: Поддержите лайком, всех люблю [8], Лайк всем веснушчатым и конопатым! [12].

- акцентирование внимания на образе автора как друга, а не наставника с частным высмеиванием школьной системы из - за чрезмерной назидательности: Я Маша и ко мне на ты, Училка твоей мечты [11]; Самый милый эксперт ЕГЭ, Хвалю за ошибки и учу отдыхать [7]; За моими фотками пользы больше, чем в учебниках [9]; кроме того, авторы часто стремятся показать свою схожесть с целевой аудиторией: Как я готовлюсь к экзаменам? Для начала я хотела бы признаться. Я очень плохой студент:) [8] Когда читаю ваши истории мне и смешно и больно [10].

- обязательное присутствие «обратной связи» с адресатом - этот прием связан с желанием сделать виртуальную коммуникацию максимально похожей на традиционно дружескую, в которой внимание обращено на собеседника и от него ожидается спонтанная реакция. Обращает на себя внимание многообразие приемов, используемых авторами сообщений, начиная от обычного желания узнать мнение аудитории / предложений задавать вопросы: У вас есть интересные мысли на этот счет? [14], Если продолжаем данную рубрику, то плюсуйте [13], Если узнаете себя, маякните! [10], Пишите вопросы, если появятся и бегом в сториз отрабатывать [11], до добавления дополнительного контента с целью расположения к себе аудитории и придания коммуникации «дружеского» стиля взаимодействия: Подготовка подготовкой, но отдыхать тоже нужно, тем более сегодня пятница) Лови список мотивирующих фильмов... [14] и, наконец, использования игровых приёмов: Поиграем в Друзя, друзья) Что? Где? Когда? [12]. [Там же].

Представляется интересным изучение вопроса об успешности использования средств стимулирования интерактивности в деловой коммуникации [2] в плане их воздействия на целевую аудиторию. Социальные сети, в отличие, например, от объявлений образовательных организаций (или частных репетиторов) предоставляют такую возможность, т.к. в них есть доступ к комментариям - реакциям пользователей.

Для исследования реакции целевой аудитории и оценки успешности той или иной стратегии будет использоваться метод конверсационного анализа, который активно привлекается для изучения спонтанной речи. В рамках данного метода решение о том, какие приемы используются в той или иной коммуникации со стороны ее участников, принимает исключительно исследователь в зависимости от конкретной ситуации [3, с. 296]. В ходе анализа выясняется, «как партнеры по устной коммуникации регулируют речевое поведение друг друга, добиваясь определенной упорядоченности коммуникации, и каким образом результаты этой регулировки отражаются в характере их высказываний» [Там же].

В рамках избранного подхода все высказывания делятся на инициативные (в нашем случае это прежде всего высказывания, принадлежащие авторам постов/сообщений) и ответные (реакции комментаторов). Реплики собеседников образуют между собой т.н. смежную (аджесивную) пару, обладающую определенными характеристиками, которые Т.А. Королева определяет следующим образом: «1) это соотношение двух (в нашем случае - иногда более О. С.) коммуникационных актов; 2) оба акта появляются в зависимом отношении друг к другу; 3) пара состоит из реплик разных участников; 4) первая реплика является первой частью (линией) пары, соответственно, вторая реплика является второй линией пары; 5) пары ка-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

тегоризованы, соединены по типам (например, вопрос - ответ)» [Там же]. Такие смежные пары и будут нами рассмотрены ниже в целях изучения реакций адресатов на ту или иную инициативную реплику авторов образовательных аккаунтов. Всего было рассмотрено более 20 подобных полилогов из ^1адгат. Поскольку можно говорить о закономерностях построения такой коммуникации, рассмотрим 4 наиболее показательных примера.

При описании каждого коммуникативного акта используются следующие условные обозначения: К1 (коммуникант 1) адресант сообщения (автор аккаунта), К2, К3, К4, К5 и т.д. (коммуниканты 2, 3, 4, 5) - адресат сообщения (другие пользователи, просматривающие контент этого аккаунта и, как правило, знакомые с адресантом хотя бы по взаимодействию в социальной сети). Анализ проводится по нескольким параметрам:

1) ответная реплика является реакцией на инициативную реплику адресанта или на комментарий другого пользователя;

2) используемый тип реплик;

3) распределение статусных и ролевых характеристик участников коммуникации по отношению к адресанту и друг другу;

4) оценка успешности применяемых коммуникативных стратегий.

Пример 1.

1. К1 <ymnue_ludi> Преподаватели высшей категории с большим стажем подготовки к экзаменам по всем предметам, ждут тебя, да -да, именно тебя! ... уютная атмосфера, печенки и горячий чай уже готовы согреть тебя этой осенью)

К2 тгг.тагкеЫа ©©©

К3 ^.к^.о.Ма_ Лучший центр с лучшими людьми

К4 о1ууап очень уютное место^^

Все реплики адресатов (К2 - К4) являются реакцией на реплику адресанта.

Реплики К1 и К2 - К4 соотносятся по типу «предоставление информации» - «подтверждение информации».

К1 и К2 - К4 находятся в партнёрско - дружеских отношениях и характеризуются равным социальным статусом. Об этом говорит использование некодифицированных коммуникативных средств (эмотиконов). Различия статусных характеристик участников коммуникации, как правило, являются причиной более внимательного соблюдения кодифицированных норм. Ситуативные роли участников коммуникации при этом различаются: все адресаты реагируют только на инициативную реплику адресанта, соглашаясь с ним (К4 повторяет за К1 слово «уютный»), не рассматривая других комментаторов как инициаторов общения и не обращаясь в ответ к инициатору на «ты». 5 В инициативном высказывании К1 применяет § несколько коммуникативных стратегий: описание ^ опыта преподавателей и достоинств учебного цен° тра (преподаватели высшей категории, большой ав стаж, уютный) и ориентирование на неформаль-

ное общение (именно тебя, печенки, готовы согреть). Со стороны К2, К3, К4 в качестве реакции выступают поддержание дружеской коммуникации (эмотиконы), а также подтверждение экспертных (а возможно, и каких - то других) качеств преподавателей (лучший центр, лучшие люди) и признание приятной атмосферы занятий (уютное место).

Пример 2.

2. К1 dr_polovinka Кровеносная система Щф Поддержите лайком! У Остались вопросы? Пишите в комментариях^

К2 aynesk_k Очень подробно и доступно

К3drmmlaur а если вы так блестяще знаете Биологию, может и химию тоже так же знаете с вашими объяснениями я быстро поняла и химию тож©

Все реплики адресатов (К2, К3) являются реакцией на реплику адресанта, друг к другу комментаторы не обращаются.

Реплики К1 и К2 - КЗ соотносятся по типу «вопрос - ответ». КЗ при этом, в свою очередь, обращается с вопросом к К1.

К1 выступает в роли учителя / наставника, К2 - КЗ - в роли ученика, поэтому К1 обладает более высоким социальным статусом, чем К2 и КЗ, реплики которых более развёрнуты и содержат лексику, которая используется для высокой оценки К1 как преподавателя (подробно и доступно, блестяще). Однако ситуативные ролевые отношения между К1 и К2 - КЗ являются менее формальными, чем в обычной ситуации «учитель - ученик» (Поддержите лайком!).

В инициативном высказывании К1 применяет несколько коммуникативных стратегий: ориентирование на интерактивное неформальное общение (поддержите лайком) и побуждение к вербальной «обратной связи», поскольку интересуется мнением адресатов (остались вопросы, пишите в комментариях). Со стороны К2, КЗ в качестве реакции выступает поддержание дружеской коммуникации (эмотиконы), а также появляется реакция на «незаявленную» стратегию наличия опыта и профессиональных качеств автора аккаунта (очень доступно, блестяще знаете, с вашими объяснениями я быстро поняла бы химию).

Пример 3.

3. К1 egeveronikasmoler Крошки, ну как? Рассказывайте! Всю ночь и все утро была с вами. Старалась каждому ответить в Директ □ вы умнички в любом случае! Горжусь каждым 0

К2 anastasia3002 Мск, брала тему ..., в аргументы привела ...Вероника, в любом случае, спасибо за интенсив по сочинению! После его прохождения уверенности явно добавилось □ ф ф

К3 littlefox_txt Было так легкой мы на курсе на намного более сложные темы писали © теперь с новыми силами можно уже только на ЕГЭшном сочинении сосредоточиться.

К4 dinaopsa Написала. Выдохнула, очень переживала@ ...в принципе было легко, вспоминала наши уроки ф ф ф ф

К5 usechkaaaaa Ну все прошло хорошо^ с егэ по серьезности это не сравниться, но для начала этого пути очень даже неплохо. Спасибо тебе большое^

К6 natali_bernoskuni все хорошо, брала 412 тему, очень благодарна тебе и кураторами Щ

Все реплики адресатов (К2 - К6) являются реакцией на реплику адресанта, между собой они не образуют аджесивных пар.

Реплики К1 и К2 - К6 соотносятся между собой по типу «побуждение к рассказу о пережитом опыте - рассказ о пережитом опыте».

К1 выступает в роли учителя / наставника, К2 - К6 - в роли ученика, поэтому К1 обладает более высоким социальным статусом, чем К2. Однако ролевые отношения между К1 и К2 - К6 являются менее формальными, чем в обычной ситуации (Крошки, вы умнички, горжусь каждым; спасибо тебе большое, благодарна тебе и кураторам).

В приведенном полилоге центральной является одна из самых популярных и важных тем общения в рамках продвижения образовательных услуг -тема подготовки и сдачи ЕГЭ. В инициативном высказывании К1 применяет в качестве основной коммуникативной стратегии: позиционирование себя в качестве друга, которому интересно и важно знать, как идут дела у его друзей (крошки, рассказывайте, была с вами всю ночь, старалась ответить каждому, вы умнички, горжусь). Со стороны К2, К3, К4, К5, К6 в качестве реакции выступают поддержание дружеской коммуникации (эмоти-коны), отзывы о прошедшем экзамене, с помощью которых коммуниканты принимают автора в образе друга и охотно делятся своими впечатлениями (было так легко, было несложно, всё прошло хорошо, вспоминала наши уроки, после прохождения курса уверенности добавилось), благодарность (спасибо большое, очень благодарна тебе и кураторам).

Пример 4.

4. К1 mur_mur_mash Хочешь провести идеальный день со мной в Москве? Дочитай до конца, там сюрпризф Новый год наступил, а желание дарить подарки не пропало. Объявляю СФС. И обрати внимание на призы, они очень хороши... Что нужно сделать? Пиши комент под этим постом с отзывом про мои курсы и расскажи почему на меня нужно подписаться. Или почему ты выбрал(а) мои курсы. Результаты будут 14 января.

Выбирать буду сама, прочитаю каждый отзыв...

©

К2 anna_sinyavina «Почему она?» - задала мне мама этот вопрос ещё летом. И вот мой ответ:

Потому что это ... не строгий учитель, у которого вздохнуть боишься, это просто наша любимая Маша. Потому что у неё на уроках Потому что у неё на уроках не надо по 2 часа сидеть и тупо в монитор смотреть, у неё и Ватрушка, и Булочка, и иногда даже Пончик веселятся (просто представьте глаза мамы в этот момент) Потому что это первый человек, который тратит 55 минут на материал, а 5 на рекламу, которую и то сделает весе-

лой. Потому что видно, что она не только всё ради курса делает, а чтобы нам всем было понятно

«<Ты не назвала не одного качества учителя. Может она только говорить и умеет»

Мой ответ: «<Мам)) а тут даже говорить не надо® Маша профессионал своего дела и госпожа параметров 0»

К3 gevadim_Божечки, Маша это просто самый лучший преподаватель математики, я вам клянусь ^ Училась у неё с лета 2019 года, пришла с минимальными знаниями и даже понятия не имела как правильно сокращать дроби. Маша объясняет всё максимально подробно и даже таким как я (к слову, я теперь учусь на направлении математика, так что Маша творит чудо) Отдельное спасибо за невероятную атмосферу на курсе, мы в нашей беседе общаемся до сих пор, там я нашла самых лучших друзей из разных городов ^ ...

Все реплики адресатов (К2 - К3) являются реакцией на реплику адресанта, не составляя аджесивных пар между собой.

Реплики К1 и К2 - КЗ соотносятся между собой по типу «объявление условий конкурса - соблюдение условий конкурса в виде рассказа о репетиторских качествах К1 и изучаемом курсе».

К1 выступает в роли учителя / наставника / организатора конкурса, К2 - К3 - в роли ученика / участника конкурса, поэтому К1 обладает более высоким социальным статусом, чем К2. Однако ролевое отношение между К1 и К2 - КЗ являются менее формальными, с игровыми элементами (хочешь, пиши, ты, сюрприз, призы). Кроме того, в середине полилога появляется еще один участник -К4 (мама К2), выступающий, судя по описанной реакции, в роли старшего опытного наставника / эксперта и относящийся как минимум с недоверием и к фигуре преподавателя, и к применяемой методике обучения (Почему она? Ты не назвала ни одного качества учителя. Может, она только говорить и умеет).

В этом полилоге в инициативном высказывании К1 использует все коммуникативные стратегии, отмеченные выше: ориентирование на неформальное общение (эмотиконы, обрати внимание, комент, ты), позиционирование себя в качестве друга (сюрприз, призы, дарю идеальный день со мной, прочитаю каждый отзыв) и включение «обратной связи» (хочешь провести, пиши комент, расскажи). Со стороны К2, К3 в качестве реакции выступают поддержание дружеской коммуникации (эмотиконы), отзывы о преподавателе и многочисленных достоинствах предлагаемого курса, с одной стороны (она делает всё, чтобы нам было понятно, Маша профессионал своего дела и госпожа параметров, Маша - самый лучший преподаватель, объясняет подробно), и акцентирование внимания именно на образе друга и дружеской атмосферы - с другой (наша любимая Маша, даже рекламу делает весёлой, отдельное спасибо за невероятную атмосферу на курсе). По материалам этого примера можно сделать вывод о том, что коммуникативные стратегии, рассчитанные на це-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

левую аудиторию подростков, являющихся пользователями социальных сетей, не всегда работают столь же успешно в отношении их родителей, которые привыкли к другому образу преподавателя, начиная от возраста и заканчивая серьёзной и строгой атмосферой, царящей на занятии. Тем не менее, как кажется, абитуриенты сейчас принимают активное участие в выборе репетиторов (как для улучшения результатов в рамках школьной программы, так и для подготовки к сдаче ЕГЭ), и многие родители выбор детей принимают.

Анализ особенностей контента аккаунтов Instagram, ориентированных на продвижение образовательных услуг, даёт возможность прийти к следующим выводам. Основные стратегии, применяемые авторами аккаунтов, заметно отличают подобный контент от более традиционных объявлений образовательных организаций. Установлено, что наиболее частыми являются такие стратегии, как нацеленность автора аккаунта на неформальное общение, позиционирование себя не только в качестве преподавателя, но и в качестве друга (при этом нередко происходит противопоставление предлагаемой им методики обучения традиционной школьной системе) и наличие «обратной связи», побуждение адресата всячески участвовать в коммуникации по предложенной теме.

Кроме того, была предпринята попытка оценить успешность всех названных коммуникативных стратегий. Для исследования языкового материала использован метод конверсационного анализа, который располагает необходимым инструментарием и отвечает заявленной цели. С его помощью было установлено, что все три используемые стратегии являются успешными, т.к. характеризуются определёнными повторяющимися реакциями со стороны целевой аудитории: пользователи сопровождают свои комментарии инициативного поста большим количеством эмотико-нов, делятся впечатлениями по предлагаемой тематике и воспринимают своих репетиторов, в том числе, в дружеском ключе. Тем не менее, есть основания полагать, что описанные приёмы наиболее эффективно используются только с молодёжной аудиторией; у людей более старшего поколения (например, у родителей абитуриентов) могут вызывать вопросы как возраст репетиторов, так и неформальный стиль общения во всех аспектах его проявления, поскольку- средства подобной коммуникации, отражающие статусно - ролевые отношения её участников, никак не соотносятся с принятой в рамках школьной системы, которая кажется людям более старшего поколения образцовой (или, по крайне мере, более привычной).

Перспектива дальнейшего изучения способов продвижения образовательных услуг в социаль-5 ных сетях видится в исследовании контента одних § и тех же авторов в различных социальных сетях £ с целью выявления дополнительных особенностей ° его представления и изменения в зависимости от, ав например, возраста или пола.

Литература

1. Буторина Е.П. Языковые средства и коммуникативные стратегии продвигающих текстов в социальных сетях//Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: Сборник статей IV Международной научно -практической конференции, Москва, РУДН, 29 апреля 2020 г.: в 2 т./под общей редакцией А.В. Должиковой, В.В. Барабаша. - М.: РУДН, 2020. Т.1.- С. 207-217.

2. Буторина Е.П. Интерактивность как прагматический фактор деловой интернет - коммуни-кации//Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2014. - № 3 (33). -Часть 2. - С. 46-49.

3. Королева Т.А. Конверсационный анализ жанра чата (на примерах англоязычного материала) // Вестник БГУ. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/konversatsionnyy - analiz - zhanra -chata - na - primerah - angloyazychnogo -materiala (дата обращения: 31.05.2021).

4. Стрельцова О.И. Черты презентационного дискурса в Instagram / О.И. Стрельцова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2020. - Т. 13. - № 8. - С. 145-149.

5. Ухова Л. В. «Продвигающий текст»: понятие, особенности, функции// Верхневолжский филологический вестник - 2018 - № 3. - С. 71-82.

6. Школа шитья «Хочу шить» [Электронный ресурс]. URL: http://93465.allcorp.ru/ (дата обращения 31.05.2021).

7. annasoldaeva [Электронный ресурс]. URL: https://www.instagram.com/annasoldaeva/ (дата обращения 14.06.2020).

8. dr_polovinka [Электронный ресурс]. URL: https:// www.instagram.com/dr_polovinka/ (дата обращения 14.06.2020).

9. elina_english_ege [Электронный ресурс]. URL: https://www.instagram.com/elina_english_ege/ (дата обращения 14.06.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. mariabatkhan [Электронный ресурс]. URL: https://www.instagram.com/mariabatkhan/ (дата обращения 14.06.2020).

11. mur_mur_mash [Электронный ресурс]. URL: https://www.instagram.com/mur_mur_mash/ (дата обращения 14.06.2020).

12. new_russian [Электронный ресурс]. URL: https:// www.instagram.com/new_russian/ (дата обращения 14.06.2020).

13. obschestvoznaika [Электронный ресурс]. URL: https://www.instagram.com/obschestvoznaika/ (дата обращения 14.06.2020).

14. ymnue_ludi [Электронный ресурс]. URL: https:// www.instagram.com/ymnue_ludi/ (дата обращения 14.06.2020).

CONVERSATIONAL ANALYSIS AS A METHOD OF

EVALUATING THE SUCCESS OF PROMOTIONAL

TEXTS IN SOCIAL NETWORKS

Streltsova O.I.

Russian State University for the Humanities

The purpose of the study is to reveal the features of the functioning of educational services promoting texts in modern Internet communication - i n particular, in one of the popular social networks. Special attention is paid to the consideration of the communication strategies used by the authors of the accounts, the assessment of the success of such strategies, as well as the distribution of the social and role status of the communication participants. The scientific novelty of the study consists in a comprehensive description of the features of the construction and functioning of educational services promoting texts, depending on the source of their placement and the social and role characteristics of the addressee and the addressee of the message. 4s a result, it was found that communication in the framework of the promotion of educational services in social networks takes place according to certain principles and "laws", and specific communication strategies are applied depending on the characteristics of the target audience.

Keywords: Russian language, promoting text, educational services, communication strategy, conversational analysis.

References

1. Butorina E.P. Language tools and communicative strategies of promoting texts in social networks//Language and speech on the Internet: personality, society, communication, culture: Collection of articles of the IV International Scientific and Practical Conference, Moscow, RUDN, April 29, 2020: in 2 volumes/under the general editorship of A.V. Dolzhikova, V.V. Barabash. -M.: RUDN, 2020. Vol. 1. - p. 207-217.

2. Butorina E.P. Interactivity as a pragmatic factor of business Internet communication//Philological sciences. Questions of theo-

ry and practice. - Tambov, 2014. - № 3 (33). - Part 2. - pp. 4649.

3. Koroleva T.A. Conversational analysis of the chat genre (on examples of English - language material) // Bulletin of BSU. 2015. No. 2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/konversatsionnyy -analiz - zhanra - chata - na - primerah - angloyazychnogo -materiala (accessed: 31.05.2021).

4. Streltsova O.I. Features of the presentation discourse in Insta-gram / O.I. Streltsova / / Philological Sciences. Questions of theory and practice. - 2020. - Vol. 13. - No. 8. - p. 145-149.

5. Ukhova L. V. "Promoting text": concept, features, functions// Verkhnevolzhsky philological Bulletin - 2018 - No. 3. - pp. 7182.

6. School of sewing "I want to sew" [Electronic resource]. URL: http://93465.allcorp.ru/ (accessed 31.05.2021).

7. annasoldaeva [Electronic resource]. URL: https://www.insta-gram.com/annasoldaeva/ (accessed:14.06.2020).

8. dr_polovinka [Electronic resource]. URL: https://www.insta-gram.com/dr_polovinka/ (accessed:14.06.2020).

9. elina_english_ege [Electronic resource]. URL: https://www.ins-tagram.com/elina_english_ege/ (accessed:14.06.2020).

10. mariabatkhan [Electronic resource]. URL: https://www.insta-gram.com/mariabatkhan/ (accessed:14.06.2020).

11. mur_mur_mash [Electronic resource]. URL: https://www.insta-gram.com/mur_mur_mash/ (accessed:14.06.2020).

12. new_russian [Electronic resource]. URL: https://www.insta-gram.com/new_russian/ (accessed:14.06.2020).

13. obschestvoznaika [Electronic resource]. URL: https://www.ins-tagram.com/obschestvoznaika/ (accessed:14.06.2020).

14. ymnue_ludi [Electronic resource]. URL: https://www.instagram. com/ymnue_ludi/ (accessed:14.06.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.