Вестник Челябинского государственного университета.
2018. № 10 (420). Филологические науки. Вып. 114. С. 92—98.
УДК 070.1 ББК 76.01
DOI 10.24411/1994-2796-2018-11013
КОНВЕРГЕНЦИЯ В СМИ УЗБЕКИСТАНА: ФОРМАТ, ТЕХНОЛОГИИ И ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО
С. М. Дониёров
Узбекский государственный университет мировых языков, Ташкент, Узбекистан
Рассматривается развитие процесса конвергенции в печатных средствах массовой информации. Новые технологии изменили структуру медиаландшафта. Анализируются реалии, в которых зародились и развиваются «новые СМИ», а также последовавшие трансформации в газетных редакциях, в частности в Узбекистане.
Ключевые слова: медиаконвергенция, «новые медиа», информационное пространство, дигитали-зация, СМИ Узбекистана.
В современных реалиях средства массовой информации получили различные, прежде всего новые для них характеристики. В этом ряду следует назвать мультимедийность и интерактивность, дигитализацию, а также существование в глобальном медиапространстве. Будучи представленными, помимо прочего, в цифровом мире, СМИ нового формата получили все вышеперечисленные признаки.
Исследователи, называя данное явление меди-аконвергенцией, считают, что она результат новых, изменившихся реалий редакций периодических изданий, которые до самого конца XX в. были самостоятельными и самодостаточными, даже несмотря на появление новых на тот момент типов средств массовой информации — радио и телевидения. На стыке прошлого и нынешнего веков распространение компьютерных и сетевых технологий в известной степени корректирует средства и способы передачи информации, ее подачу, что коренным образом меняет структуру, векторы развития редакций [9].
Следует подчеркнуть, что термин «конвергенция» впервые был употреблен гораздо раньше, в 1713 г. Его авторство принадлежит английскому философу-натуралисту Уильяму Дерхаму (William Derham), использовавшему термин в труде «Физико-теология, или Демонстрация бытия и атрибутов Бога через его работы по творению» [8]. Отметим, что с тех самых пор и до 1960— 70-х гг. термин использовался при описании явлений в сфере политики, экономики, естествознания. С появлением компьютеров слово, произошедшее от лат. convergo (сближаюсь, схожусь), расширило спектр применения.
В актуальном для медиапространства смысле под данным понятием подразумеваются мультизадачный режим потребления информации в современном мире. Человек может беседовать по телефону, параллельно фоном смотреть телевизор, листать газету либо журнал, просматривая ленту в аккаунте в социальных сетях. Подобная мультизадачность стала следствием технических достижений, проникновения компьютеров и Интернета [8]. Наряду с этим возникли возможности распространения информации посредством разных медиаплатформ (кросс-медийность). Глобальной благодаря техническому прогрессу стала и доступность сведений в виде текстов, ме-диафайлов.
Конвергенция стала также одним из значимых признаков «новых медиа». К ним относят интернет-версии газет и журналов, непосредственно интернет-СМИ, а также сетевые и мобильные ТВ и радио, социальные сети и др. [2]. Иногда термин «конвергентные СМИ» считается синонимом термина «новые медиа» [3].
Следует подчеркнуть, что подобное отсутствие окончательно выработанного понимания, трактовки термина «конвергенция», вполне вероятно, обусловлено тем фактором, что исследователи медиа в разных государствах с различными моделями развития прессы подразумевают под этим явлением практику, принятую в определенной редакции, что, в свою очередь, усиливает субъективность характеристик вышеприведенного явления. На это влияют и своеобразие страны, менталитет и культура потребления информации ее жителей, а также такие факторы, связанные с политическими, экономическими реалиями
в каждом конкретном государстве. Среди первоочередных следует назвать и законодательство, регламентирующее функционирование средств массовой информации, степень проникновения технологий, Интернета и его скорость, качественные и количественные показатели развития мобильной индустрии.
В процессе анализа явлений, составляющих процесс конвергенции и развитие газетных редакций в условиях формирования «новых СМИ» в Узбекистане, следует сказать о том, что на ме-диаландшафте страны в последнее время происходят позитивные перемены, нацеленные на развитие информационной сферы и средств массовой информации, создание условий для реализации конституционных прав граждан на оперативное получение объективной и достоверной информации.
Проведена определенная работа по приведению к международным стандартам нормативно-правовой базы в сфере массмедиа. Программным документом, на основе которого в настоящее время в государстве реализуются реформы в разных сферах, является Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 гг. В соответствующем разделе документа ставятся задачи по усилению роли СМИ в жизни общества, укреплению защиты профессиональной деятельности журналистов, обеспечению открытости деятельности органов государственной власти и управления, внедрению современных форм предоставления информации, касающейся прав и свобод, законных интересов граждан. Власти стремятся совершенствовать сферу цифровых медиа. Обращаясь к представителям сферы в профессиональный праздник — День работников печати и средств массовой информации — Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев отметил, что «в настоящее время в глобальной сети в домене действует свыше 400 веб-сайтов и информационных порталов, большинство из них осуществляет работу также на иностранных языках. В этой сфере формируется новое творческое поколение — интернет-журналисты» [7. С. 1].
Следует отметить, что, будучи интегрированным в международное информпростран-ство, электронный медиаландшафт Узбекистана представлен радио, телевидением и Интернетом. С поступательным развитием и укоренением ме-диаконвергенции в начале 2000-х гг. к ним добавилась электронная газета.
В тот период редакции ведущих газет и журналов, стараясь идти в ногу со временем, открыли электронные версии своих изданий. Важнейшим аргументом в пользу этого шага стало то, что он-лайн-версия позволяла увеличить охват аудитории. Хотя, стоит отметить, ввиду незначительного покрытия Интернетом территории страны, в первые годы это был небольшой прирост — 10—15 % подписчиков бумажной версии.
Позже, спустя некоторое время и по мере развития технологий, преимущества оценили и сами читатели. Полюбившееся издание можно читать дома, на работе или с экрана мобильного телефона. Ряд изданий стали размещать электронную версию свежего номера еще до выхода печати издания. Уже на данном этапе электронные версии взяли верх по оперативности информирования читателя. Следующим их важнейшим преимуществом станет интерактивность, которая предоставила возможность наладить полноценную обратную связь и взаимодействие с аудиторией.
В настоящее время, как сообщается на официальном сайте Узбекского агентства по печати и информации [6], в республике действует более 1500 средств массовой информации. Среди них около 700 газет, многие из которых имеют собственные сайты.
Отметим, что зачастую сайт газеты представляет собой цифровой аналог печатного издания, просто существующий в иной форме, а веб-ресурс идентичен по содержанию газете.
Следует особо отметить, что подобная стратегия является преобладающей в коммуникационной среде Узбекистана. Этому в некоторой степени способствует действующее законодательство. Действующая на момент подготовки данной статьи редакция Закона Республики Узбекистан «О средствах массовой информации» посвящает целую ст. 27 электронной версии периодического печатного издания [1].
В нормативном акте электронная версия периодического печатного издания регламентирована в качестве одного из способов распространения периодического печатного издания. При этом сказано, что редакция периодического печатного издания вправе распространять электронную версию периодического печатного издания без регистрации электронной версии в качестве самостоятельного средства массовой информации при условии идентичности содержания печатной и электронной версий соответствующего периодического печатного издания и соблюдения
требований законодательства. О распространении электронной версии периодического печатного издания его редакция обязана уведомить в письменной форме регистрирующий орган.
Следует подчеркнуть, что действующий закон, вступивший в силу более 10 лет назад, в настоящее время не учитывает всей специфики и тенденций современной медиасферы. Законодательные нормы косвенно предполагают, что газета при желании доводить до аудитории в Интернете информацию более оперативно, публиковать на своем электронном портале более развернутые по сравнению с газетной версией материалы обязана создать и зарегистрировать отдельно от уже действующей редакции печатного СМИ еще и редакцию информационного веб-сайта. В противном случае, как указано в упомянутом выше законе, электронная версия может только полностью дублировать печатную, за исключением прописанных в нормативном акте оговорок: не рассматривается как нарушение идентичности содержания исключение из электронной версии и (или) замена полностью или частично рекламных сообщений, содержащихся в печатной версии периодического печатного издания, а также уменьшение объема представленных в электронной версии материалов по сравнению с печатной версией [4]. Остается добавить, что приведенные оговорки по сути своей несущественны и на положение дел никакого влияния не имеют.
С учетом сформировавшейся среды и особенностей законодательного регулирования не все традиционные СМИ Узбекистана переносят основной акцент информационной деятельности со страниц бумажной версии на интернет-сайт. Это, в частности, касается сайтов большинства центральных газет, которые являются лишь электронным переложением печатного первоисточника. При этом статистика Национальной поисковой системы www.uz свидетельствует, что сайты основных общественно-политических и социально-экономических газет Узбекистана были зарегистрированы в период 2006—2008 гг.
Показательна наметившаяся тенденция, согласно которой для центральных государственных СМИ Узбекистана на современном этапе их развития, развития современной информационной среды главным критерием их эффективности является тираж. Этот факт свидетельствует о нацеленности редакционной политики в первую очередь на расширение аудитории традиционной,
печатной версии. С целью не допустить снижения продаж печатных версий многие газеты практикуют обновление и актуализацию своих сайтов не с раннего утра, а ближе к обеденному времени. Таким способом и подписные кампании не теряют свой смысл. Подобная практика характерна для целого ряда средств массовой информации.
В данном контексте уместно также отдельно сказать о степени присутствия большинства государственных общественно-политических изданий Узбекистана в социальных сетях, что необходимо учитывать в контексте анализа эффективность работы сайтов СМИ.
В условиях актуализации потребления контента традиционных СМИ, в том числе при помощи популярных соцсетей и интернет-мессенджеров, не все издания представлены на этих площадках. На сайтах электронных версий изданий размещены иконки Twitter, Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассников». Однако ссылки с них возвращают на текущую страницу, то есть не работают. Этот факт позволяет предполагать, что редакции в данный момент не заинтересованы в продвижении газет на пространстве социальных сетей.
Таким образом, есть все основания полагать, что на современном этапе освоения веб-пространства далеко не у всех редакций государственных СМИ Узбекистана есть понимание и стратегия развития присутствия в Интернете. Электронные версии газет, идентичные по содержанию бумажным версиям, не могут считаться успешными и отвечающими современному уровню интернет-СМИ. В них не используется потенциал мультимедиа, новых коммуникационных платформ. Кроме того, в редакциях назрела необходимость верной оценки значимости эффективного использования интерактивных возможностей. Причиной подобной ситуации может являться как несоответствие современным реалиям законодательной базы, так и нежелание менеджеров редакций менять выработанные за многие годы подходы. Существенную сложность представляет также отсутствие кадров, специализирующихся на творческой деятельности в интернет-СМИ.
Следует подчеркнуть, что, как уже отмечено выше, многие СМИ Узбекистана находятся в поисках собственной модели развития своих интернет-версий. Потому если одни издания наполняют сайты различными мультимедийными и интерактивными сервисами, то другие только начинают это делать.
В качестве примера стоит привести региональные средства массовой информации. Учитывая тенденцию последних лет к регионализации рынка печатной продукции, которые в большей степени соответствует интересам и нуждам читателей той или иной административной единицы, наблюдается стремление к увеличению электронных изданий печатных средств массовой информации в регионах Узбекистана. Почти у всех региональных печатных средств массовой информации есть свои интернет-сайты. Конечно, к настоящему времени остается нерешенным круг вопросов, посвященных освоению местной прессой новых медийных платформ, творческим методам и приемам веб-журналистики, процессам конвергенции и технологизации коммуникации. В этом русле развития современной медиасферы комплексное изучение названных аспектов деятельности региональных СМИ, примеров успешной их деятельности представляется актуальным.
Согласно данным национальной поисковой системы www.uz, лидером среди электронных версий региональных СМИ является сайт объединенной редакции газет «Зарафшон» и «Самаркандский вестник». Среди всех сайтов, представленных в категории «Новости и СМИ», портал издания хокимията Самаркандской области занимает 59-ю строчку по популярности [5].
Сайт зарегистрирован в апреле 2008 г. При этом его отличают от аналогичных довольно современный дизайн и оформление. Основные статьи, представленные на портале, повторяют публикации бумажной версии. При этом они разделены по тематическим направлениям. На основе статистики просмотров выделены наиболее популярные статьи, что, несомненно, создает дополнительные удобства для читателей.
На сайте www.zarnews.uz, который был зарегистрирован в 2008 г., размещаются анонсы следующих номеров газеты. Здесь шире, чем в других региональных изданиях, используются интерактивные возможности. Посредством сайта проводится опрос по актуальным темам. В частности, в летний период это вопросы, касающиеся организации детского отдыха в оздоровительных, пришкольных лагерях, спортивных секций и кружков детского творчества, мероприятий в скверах и парках. На основе обобщения полученных ответов, как сообщается на сайте, будут подготовлены статьи по этой теме с освещением проблем, о которых рассказывают читатели.
Механизм обратной связи редакции с аудиторией достаточно прозрачен. Анализ писем, поступивших в газету, ежемесячно в виде диаграммы приводится на сайте. На портале действует подписка на RSS-рассылку, создан и развивается аккаунт редакции газет «Зарафшон» и «Самаркандский вестник» в основных соцсе-тях, к примеру Facebook.
Установить дополнительную связь, доверительный контакт с аудиторией помогает размещенная на сайте подробная информация об истории создания газет «Зарафшон» и «Самаркандский вестник», основных вехах их развития, достижениях и награжденных государственными наградами и престижными премиями в сфере журналистики членах коллектива, известных мастерах пера, кому доводилось работать или сотрудничать с самаркандскими газетами. Приводится подробная информация о руководстве, сотрудниках изданий с их портретными снимками, описанием функциональных обязанностей, освещаемого круга тем и специализации.
Заслуживает внимания и фотогалерея, размещенная на сайте. Мультимедийное наполнение этого раздела хорошо проработано, здесь также присутствует тематическая рубрикация, что существенно облегчает поиск интересующих фотографий.
При всем перечисленном, без сомнения, масс-медиа регионального уровня должны быть больше приближены к своему потребителю через электронные версии своих изданий, активнее внедрять в своей работе технологии распространения информации в сети, сделать ее более наглядной, а свои сайты — интерактивными.
Как уже отмечалось, рассмотренные сайты в силу специфики развития данного сегмента медиа в Узбекистане с небольшими оговорками являлись электронными версиями печатных изданий. При этом в информационном пространстве страны развивается иная модель, когда сайт печатного издания функционирует на уровне самостоятельного интернет-СМИ, которое предлагает оригинальный, отличный от базового издания контент. Это могут быть как тексты, написанные специально для сайта, так и мультимедийные материалы. Практика показывает, что именно такие сайты, учитывающие специфику интернет-пространства, обычно имеют высокие показатели посещаемости и цитируемости.
В основном данная модель претворяется в жизнь редакциями частных изданий с ранее
преобладавшим развлекательным контентом. К примеру, частное издание «Даракчи» успешно использует возможности конвергенции на сайте www.darakchi.uz. Мультимедийное наполнение этого ресурса хорошо проработано, фотографии и видеоролики встречаются очень часто. Посещаемость сайта оценить не представляется возможным в силу закрытости статистики по инициативе редакции, однако, основываясь на данных о том, что на telegram-канал darakchi (www.telegram.me/darakchinews_bot) подписано около 57 тыс. пользователей, можно сделать выводы, что число уникальных посетителей портала в сутки превышает несколько тысяч уникальных посетителей.
Редакция сайта «Даракчи» делает ставку как на эксклюзивный контент, так и на использование возможностей визуализации. Часто на сайте размещаются фоторепортажи. В заголовках материалов используются глаголы в активном залоге, ключевые фразы, а также название местности, где произошло то или иное событие. Этот метод используется большинством ведущих интернет-СМИ на глобальном пространстве.
Постоянное обновление — еще одно важное требование, необходимое условие посещаемости ресурсов. Портал обновляет новости примерно каждые полчаса, ответственные за это журналисты и копирайтеры моментально реагируют на происходящие события, размещая как текстовые, так и мультимедийные материалы, как того и требует интернет-журналистика: с момента, когда произошло событие, и до момента, когда информация о нем появляется на странице информационного портала, должно проходить меньше часа.
В условиях ужесточения конкурентной борьбы на рынке частных СМИ Узбекистана некоторые газеты, как и «Даракчи», отказываются от устаревшей стратегии print-first (сначала на бумаге) и переходят к модели convergent-first (сначала конвергенция). Чтобы соответствовать постоянно меняющимся техническим и технологическим требованиям, такие сайты вынуждены постоянно модернизироваться. При разработке обновления сайта учитывается тот факт, что большое количество информации может утомить пользователя, в итоге главную страницу делят на некоторые разделы и стараются представить в них только самые последние и интересные новости.
В целом предложение разноформатного контента и диверсификация способов его достав-
ки отражают развитие инновационных процессов в медиасфере. На многих отечественных сайтах стали появляться различные типы контента. Речь идет как о фотопубликациях, так и о видеосюжетах, слайд-шоу, инфографике. Визуальная информация в интернет-СМИ значительно увеличивается. Наиболее распространенным способом визуализации в региональных интернет-СМИ является использование фотографий. В самих заголовках на сайте www.darakchi.uz часто используются слова «фоторепортаж», «фотофакт», «+фото», «+видео» или размещается рядом с некоторыми новостями значок, сообщающий о том, что полный текст содержит фотоматериалы. В Интернете количество фото в отличие от газеты не ограничивается. Таким образом, к каждой публикации может быть добавлено 5—10 снимков и более, которые выставляются в сеть в достаточном разрешении, позволяющем рассмотреть все детали. Фоторепортаж может быть также оформлен в виде слайд-шоу.
Перспективным направлением развития СМИ в условиях конвергенции медиапространства представляется размещение на сайтах видеосюжетов. Многие из таких видео набирают десятки тысяч просмотров, в то время как и во многих зарубежных изданиях, в узбекском сегменте негосударственных СМИ стало традиционным размещение в рамках одной публикации в сети всех видов информации (текста, фото, аудио, видео, инфографики). Эксперименты с мультимедийными форматами чаще всего проводят сайты развлекательных изданий, которые стараются разнообразить свои веб-ресурсы.
Среди последних тенденций в предпочтениях читательской аудитории — ее становление более гибкой, читатель легче переходит от одного типа СМИ к другому, требует все больше интерактивности. Активность интернет-пользователей сосредоточивается в популярных социальных сетях, где царят совершенно иные массовые информационные потоки. Новая среда формирует новые правила взаимодействия с читателем, постепенно нивелируется роль как традиционных, так и конвергентных массмедиа.
Проведенный анализ позволил сделать вывод, что среди газет Узбекистана наиболее инновационная стратегия продвижения также остается прерогативой частных СМИ. Анализируемое издание «Даракчи» имеет аккаунты в пяти социальных сетях, где у него в общей сложности более 170 тыс. подписчиков.
Необходимо упомянуть, что успешность присутствия СМИ в социальных сетях зависит не столько от числа подписчиков страницы, сколько от количества активного ядра пользователей. В этом плане аккаунты «Даракчи» соответствуют указанным требованиям. При этом стоит сделать оговорку, что контент, который размещает газета в популярных социальных сетях, почти идентичен. Как правило, это заголовки газеты, снабженные хэштегами и фотографиями. Таким образом, издание использует социальные сети для ретрансляции новостей, специально написанные посты практически отсутствуют. Основываясь на международной практике, в идеале эти посты представляются в виде небольших текстов, которые вкратце описывают суть материала, создают интригу и подталкивают читателя к тому, чтобы перейти на сайт. В подобной стратегии продвижения уместен также более легкий стиль общения с чи-
тателем, что позволяет завязать связи с людьми, привлечь их, а сами журналисты, редакторы становятся «друзьями» пользователей в социальной сети.
В данном контексте можно сделать вывод, что средства массовой информации, игнорирующие современные формы диалога и сохраняющие действующие стратегии развития, будут терять свою аудиторию. Они испытают трудности и в привлечении нового читателя. Консервативные СМИ могут с высокой долей вероятности оказаться вне тенденций современного развития. В медиа-пространстве, как видится, предпочтительна конвергентная стратегия, ориентированная на мно-гоканальность в производстве и распространении мультимедийного контента. В свою очередь качественные изменения медийной сферы, обусловленные ее технологическими преобразованиями, приводят к существенной трансформации творческих методов и приемов журналистики.
Список литературы
1. Закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации» // Нар. слово. — 2017. — № 11 (4134).
2. Карякина, К. А. Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию контента [Электронный ресурс] / К. А. Карякина // Портал научных исследований СМИ. 2010. — URL: http://mediascope.ru/node/524.
3. Лукина, М. М. Интернет-СМИ: Теория и практика : учеб. пособие для студентов вузов / М. М. Лукина. — М., 2010.
4. Национальная база законодательства Республики Узбекистан [Электронный ресурс]. — URL: http://lex.uz/pages/GetAct.aspx?lact_id=1106875.
5. Национальная поисковая система Узбекистана [Электронный ресурс]. — URL: www.uz/ru/stat.
6. Официальный сайт Узбекского агентства по печати и информации [Электронный ресурс]. — URL: http://www.api.uz.
7. Поздравление с Днем работников печати и средств массовой информации // Нар. слово. — 2017. — № 126 (6790) — С. 1.
8. Свитич, Л. Г. Проблемы подготовки журналистов. Итоги социологического исследования / Л. Г. Свитич, А. А. Ширяева // Вестн. Моск. ун-та. Сер.: Журналистика. — 2003. — № 6.
9. Юферева, А. С. Массовая коммуникация и медиаконвергенция: тенденции и новые вызовы / А. С. Юферева // Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 14—15 апр. 2016 г. — Екатеринбург, 2016. — С. 135—138.
10. Derham, W. Physicso-Theology: or a Demonstration of the Being and Attributes of God from His Works of Creation. Ayer Co Pub [Электронный ресурс] / W. Derham. — 1978. — 444 p. — URL: http://archive.org/ details/physicotheology00derhgoog.
Сведения об авторе
Дониёров Салим Мусурмонович — независимый исследователь-соискатель факультета международной журналистики, Узбекский государственный университет мировых языков. Ташкент, Узбекистан. [email protected]
98
C. M. flomepoB
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2018. No. 10 (420). Philology Sciences. Iss. 114. Pp. 92—98.
CONVERGENCE IN UZBEKISTAN MEDIA: FORMAT, TECHNOLOGY AND LEGAL SPACE
S.M. Doniyorov
Uzbekistan State University of World Languages, Tashkent, Uzbekistan. [email protected]
The article considers the development of the convergence process in print media. New technologies have
changed the structure of the media landscape. In these realities, "new media" have arisen and are developing.
In modern realities, the media received various, previously new characteristics for them. Newspaper editions
in different countries, in particular in Uzbekistan, are forced to rebuild, reacting to the transformation of the
information sphere. Many media outlets in this country are searching for their own model of development.
Keywords: mediaconvergence, "new media", information space, digitalization, mass media of Uzbekistan.
References
1. Law of the Republic of Uzbekistan "On Mass Media". Narodnoye slovo [The People's Word], 2017, no. 11 (4134). (In Russ.).
2. Karyakina K.A. Aktual'nyye formy i modeli novykh media: ot ponimaniya auditorii k sozdaniyu kontenta [Actual forms and models of new media: from understanding the audience to creating content]. Portal nauch-nykh issledovaniy SMI [Research Media portal], 2010. Available at: http://mediascope.ru/node/524, accessed 01.04.2018. (In Russ.).
3. Lukina M.M. Internet-SMI: Teoriya i praktika [Internet Media: Theory and Practice]. Moscow, 2010. (In Russ.).
4. Natsional'naya baza zakonodatel'stva Respubliki Uzbekistan [National legislative base of the Republic of Uzbekistan]. Available at: http://lex.uz/pages/GetAct.aspx?lact_id=1106875 (In Russ.).
5. Natsional'naya poiskovaya sistema Uzbekistana [National search system of Uzbekistan]. Available at: www.uz/ru/stat (In Russ.).
6. Ofitsial 'nyy sayt Uzbekskogo agentstvapechati i informatsii [The official website of the Uzbek Press and Information Agency]. Available at: http://www.api.uz (In Russ.).
7. Pozdravleniye s Dnem rabotnikov pechati i sredstv massovoy informatsii [Felicitation on the Day of Press and Mass Media Workers]. Narodnoye slovo [The People's Word], 2017, no. 126 (6790). (In Russ.).
8. Svitich L.G., Shiryaeva A.A. Problemy podgotovki zhurnalistov. Itogi sotsiologicheskogo issledovaniya [Problems of training journalists. Results of sociological research]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya zhurnalistika [Bulletin of Moscow University. Series Journalism], 2003, no. 6.
9. Yufereva A.S. Massovaya kommunikatsiya i mediakonvergentsiya: tendentsii i novye vyzovy [Mass communication and media convergence: trends and new challenges]. Zhurnalistika tsifrovoy epokhi: kak menyayetsya professiya [Journalism of the digital age: how the profession is changing]. Ekaterinburg, 2016. Pp. 135—138.
10. Derham W. Physicso-Theology: or a Demonstration of the Being and Attributes of God from His Works of Creation. Ayer Co Pub, 1978. 444 p. Available at: http://archive.org/details/physicotheology00derhgoog.