УДК 657.1.014.134
конвергенция учетной политики малых и средних предприятий
в условиях сближения международных и российских
стандартов
А. С. СОЗОНОВ,
аспирант кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита E-mail: Sozonov-sas@mail. ru Российский государственный торгово-экономический университет
(Воронежский филиал)
В статье проанализированы основные аспекты создания эффективной системы управления малого бизнеса на базе учетной политики с помощью международного стандарта финансовой отчетности для малых и средних предприятий (далее—МСФО для МСП). Рассмотрены вопросы объединения различныхучетных политик предприятия, используя принципы МСФО для МСП, проблемы конвергенции Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, и § 10 «Учетная политика, расчетные оценки и ошибки» МСФО для МСП. Предложены пути решения противоречий между данными стандартами.
Ключевые слова: МСФО, малые и средние предприятия, учетная политика, конвергенция, ПБУ 1/2008, управление предприятием, развитие бизнеса.
Развитие предприятия и взаимоотношений с партнерами во многом основывается на предоставлении заинтересованным лицам информации о деятельности хозяйствующего субъекта. Среди потребителей бухгалтерских сведений можно выделить группу внутренних пользователей, для которых основной информационной базой является управленческий учет, в то время как в основе принимаемых решений
внешних пользователей лежит бухгалтерская отчетность.
Малые и средние предприятия крайне заинтересованы в том, чтобы сделать свой бухгалтерский учет полезным инструментом создания информации о реальной картине бизнеса, чтобы избавиться от модели отчетности, не приносящей полезных данных для управления предприятием. Словом, предприятие обязано вести свой бухгалтерский учет таким образом, чтобы не создавать никакой бесполезной информации, а сразу получать качественную финансовую отчетность, не опасаясь претензий о нарушении правил российского учета, в первую очередь налоговых органов. Малым и средним предприятиям целесообразно вести единый учет и на его основе составлять и предоставлять качественную отчетность, позволяющую принимать взвешенные решения, а также составлять и предоставлять налоговую отчетность.
В этой связи для организации и для внешних пользователей важна грамотно составленная учетная политика. Внутри организации учетная политика используется бухгалтерской службой в целях обеспечения типовых процедур ведения
учета, достоверности отчетности, а менеджментом компании — для обеспечения соответствия деятельности стандартам качества, принятия корректных управленческих решений для повышения эффективности управленческой деятельности компании.
Внешние пользователи используют учетную политику в следующих целях: аудиторы — для подтверждения достоверности отчетности; прочие пользователи отчетности — для понимания отчетности, оценки отдельных ее показателей через раскрытие учетной политики [1].
Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяют оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получать дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлекать внешние ресурсы для расширения деятельности.
Формирование учетной политики каждой организации должно исходить из требований ее постоянства, соответствия современной национальной нормативной базе, своевременного извещения внешних пользователей учетной информации об изменениях учетной политики [1].
В процессе управления организацией используется огромное количество информации, сформированной в бухгалтерском, налоговом учете, в отчетности, составленной по принципам МСФО, а также в управленческом учете. Процесс
Прямое влияние на механизм ведения учета Опосредованное влияние на механизм ведения учета
Система управления МСП на базе комплексной учетной политики
управления малыми и средними предприятиями должен находиться в рамках комплексной учетной политики (см. рисунок).
Необходимо отметить, что учет должен давать не только более детализированную, но и качественную информацию о деятельности хозяйствующего субъекта в сравнении с другими поставщиками управленческих данных.
Комплексная учетная политика в системе хозяйствующего субъекта должна быть базой в общем тактическом и стратегическом управлении с возможностью максимальной интеграции информационных потоков бухгалтерского, управленческого и налогового учета, а также принципов МСФО.
Наиболее сложный вопрос возникнет при конвергенции МСФО для МСП и российского бухгалтерского учета, так как управленческий учет на предприятии разрабатывается под надзором руководящего состава, а МСФО для МСП и РПБУ описаны в общих для всех документах, и любые отклонения от них требуют четко описанных причин. Налоговый учет может вестись отдельно, но при наличии возможностей необходимо обязательно использовать данные, полученные МСФО для МСП и РПБУ.
Для создания подобной комплексной учетной политики необходимо придерживаться следующих направлений:
— формирование системы учета и отчетности, обеспечивающей полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
— обеспечение увязки бухгалтерского учета России с основными тенденциями стандартов на международном уровне;
— максимально полное интегрирование управленческого учета в систему МСФО для МСП, применяемую на предприятии;
— максимально допустимое использование комплексной учетной политики, построенной на МСФО для МСП с целью налогового учета.
Пересечение с налоговыми требованиями является главным препятствием для нормального развития бухгалтерского учета в малых и средних организациях. Поэтому бухгалтерскому учету необходимо быть независимым от требований
налогового законодательства, что в настоящее время может быть достигнуто в учетной политике предприятия [8].
При переходе российских компаний на международные стандарты значение учетной политики невозможно переоценить, так как она занимает центральное место в процессе формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО [9].
Однако необходимо понимать, что значение учетной политики в России распространяется не только на формирование отчетности, но и регулирование всего бухгалтерского учета организации. Учетная политика приобретает особую значимость при обеспечении единства принципов, методов и подходов к формированию финансовой отчетности.
Международные стандарты устанавливают целью учетной политики предписание критериев выбора, механизма ее изменения, а также изменения бухгалтерских оценок и корректировки ошибок, что улучшает качество финансовой отчетности предприятия в отношении уместности, надежности и сопоставимости во времени с финансовой отчетностью других предприятий [4].
Российские стандарты устанавливают целью учетной политики правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, не касаясь вопросов оценки и ошибок, которые раскрываются в иных РПБУ [7].
Цели формирования учетной политики к настоящему времени в российских и международных стандартах так и не достигли значительной идентичности. В международных стандартах рассматриваются вопросы только составления отчетности, а в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Федеральный закон № 129-ФЗ) — вопросы бухгалтерского учета и составления отчетности. Бухгалтерский учет в России представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций [6].
В то же время учетная политика для целей налогообложения — это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налого-
вым кодексом РФ (НК РФ) способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика [5].
При формировании учетной политики на предприятиях малого бизнеса необходимо руководствоваться не только бухгалтерскими нормами и правилами, но и налоговым законодательством. Исходя из соблюдения баланса между выгодами и затратами, малым и средним предприятиям необходимо стремиться формировать максимально приближенную друг к другу управленческую, бухгалтерскую и налоговую политику. Поэтому первостепенной задачей бухгалтера является формирование комплексной учетной политики, на основе которой можно добиться поставленной цели.
Термин «учетная политика организации» в российском бухгалтерском учете появился путем перевода иностранного словосочетания «accounting policies» на русский язык. Сегодня термин «учетная политика» можно разделить на два направления развития и применения — международное и национальное.
Согласно МСФО и МСФО для МСП учетная политика — это конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, принятые предприятием для подготовки и представления финансовой отчетности [4].
Для российского бухгалтерского учета под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности [7].
В специальной литературе под учетной политикой понимают способы бухгалтерского учета, принятые предприятием при подготовке отчетности, поскольку профессиональное суждение, касающееся выбора и обоснования правил бухгалтерского учета, необходимо рассматривать в связи с формированием (выбором и обоснованием) и раскрытием учетной политики предприятия [2].
Трактовка учетной политики, указывающая на взаимосвязь способов ведения бухгалтерского учета при подготовке отчетности и профессионального суждения, позволяющего повысить ка-
чество формируемой отчетности и ее раскрытия, вместе с тем не раскрывает базовые критерии, на которых должна основываться такая политика.
Обобщив сказанное, можно сделать вывод, что в отличие от российской практики международные стандарты оперируют понятием «учетная политика» исключительно применительно к финансовой отчетности, а не бухгалтерскому учету в целом. Подход к формированию учетной политики компании, сформулированный в МСФО для МСП, нацелен на обеспечение соответствия финансовой отчетности стандартам, а РПБУ — на ведение бухучета.
Повышенное внимание к учетной процедуре в России следует рассматривать как фактор, косвенно способствующий обеспечению качества и достоверности финансовой отчетности. Представляется целесообразным для ведения учета руководствоваться как российской практикой учета, так и правилами и нормами международных стандартов, поэтому при внедрении МСФО для МСП необходимо сформировать комплексную учетную политику.
Учетная политика в МСФО для МСП обозначена как конкретные принципы, основы, соглашения, правила и практика, принятые предприятием для подготовки и представления финансовой отчетности. В российской системе нормативных актов данный термин рассматривается в различных документах, и акцент смещен в сторону структуры учетной политики, ее целей и задач, и подлежит обязательному оформлению.
Малым и средним предприятиям необходимо принять комплексную учетную политику, которая будет представлена документом, конкретизирующим общепринятые разделы МСФО для МСП с использованием российских положений по бухгалтерскому учету с целью конкретизации соответствующих разделов МСФО для МСП в случаях, когда РПБУ не только не противоречат, но и дополняют их.
Комплексная учетная политика МСП — это способы ведения бухгалтерского учета, сформированные посредством профессионального суждения, направленные на соблюдение международных принципов, правил и практики представления для составления и предоставления финансовой отчетности.
В рамках комплексной учетной политики, направленной на отражение всех финансовых
сторон деятельности предприятия, необходимо прописать компоненты учетной политики — способы признания, классификации, оценки и списания активов, обязательств и капитала.
К способам учетной политики для МСП относятся:
— рабочий план счетов бухгалтерского учета, основанный на примерном плане счетов с добавление счетов, созданных для учета ведения управленческого учета и бухгалтерского учета на базе МСФО для МСП и отражения информации об активах, обязательствах и капитале организации;
— формы первичных учетных документов, направленных на отражение данных об активах, обязательствах и капитале организации, в том числе данных, полученных с использованием управленческого учета и на базе МСФО для МСП, но не отражаемых в бухгалтерском учете предприятия по РПБУ;
— методы оценки отдельных видов активов, обязательств и капитала, в том числе данных, полученных с использованием управленческого учета и МСФО для МСП, но не отражаемых в бухгалтерском учете по РПБУ.
Для более качественного ведения учета на базе комплексной учетной политики необходимо прописать технические вопросы учета:
— порядок проведения инвентаризации активов, обязательств и капитала;
— правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
— порядок контроля хозяйственных операций;
— другие решения, необходимые для организации всех видов учета.
Предложенный перечень, в основе которого лежат активы, обязательства и капитал, в полной мере отражает все перечни способов ведения бухгалтерского учета, сформулированные в положении по ведению бухгалтерского учета и ПБУ 1/2008, и не входит в противоречие с МСФО для МСП. Он способствует повышению качества учета и составлению достоверной бухгалтерской отчетности.
Учетная политика обязана восполнять пробел при невозможности достоверно отразить соответствующие факты хозяйственной деятельности, их противоречия, неточности или нерассмотренные ситуации. Подобное отступление от предписаний должно быть раскрыто и обосно-
вано в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.
В этом случае профессиональное суждение должно стать основой учетной политики, поскольку важность принятия грамотного решения в части финансовых вопросов крайне важна для малых и средних предприятий.
В пояснительной записке должно раскрываться профессиональное суждение о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете [6].
В настоящее время ПБУ 1/2008 имеет сходные требования с международными стандартами, и следование им не будет вступать в противоречие с МСФО для МСП, что без сомнения является значительным фактором при их внедрении.
Кроме того, ПБУ 1/2008 в отличие от предыдущей версии стандарта разрешает использование МСФО российскими предприятиями при выборе способа учета в ходе формирования учетной политики при отсутствии в нормативно-правовых актах Российской Федерации способа учета по конкретному вопросу. Это означает, что российские организации имеют право использовать МСФО только в рамках действующего локального законодательства и нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Такая ссылка на применение иных подобных положений была и в предыдущей редакции, но до прямого указания на МСФО дело не доходило. В настоящее время нормативный документ прямо предписывает применять МСФО в случае отсутствия нормы в российских документах. Однако Федеральный закон № 129-ФЗ указывает, что бухгалтерский учет в Российской Федерации находится в ведении Правительства РФ и других уполномоченных органов. По мнению автора, применение или неприменение МСФО необходимо четко прописать в учетной политике для разрешения противоречия.
Значительным подспорьем в процессе внедрения МСФО для МСП является действующий
принцип, по которому противоречивое изложение нормы в отношении одного и того же способа бухгалтерского учета и невозможность однозначно определить правильность той или иной трактовки представляет собой область профессионального суждения, где рекомендуется воспользоваться инструментом учетной политики [2].
Используя подобный принцип, можно разрешить противоречия по ряду положений ПБУ 1/2008, которые не согласуются между собой (табл.).
Анализ данных, приведенных в таблице, позволяет отметить, что целый ряд учетных аспектов, нуждающихся в корректировке, может быть приведен в соответствие с МСФО через учетную политику компании. Малые и средние предприятия должны сформировать учетную политику, содержание которой будет соответствовать требованиям международных стандартов, а при невозможности максимально сблизиться с ней — вести параллельный учет. Учетная политика компании должна максимальным образом устранить неоднозначность в применении международных стандартов. В случае, когда российское правило учета вступает в противоречие с МСФО, в учетной политике должны отражаться требования международных стандартов, а уже потом параллельно требование РПБУ.
Действующее законодательство предоставляет хозяйствующему субъекту право самостоятельно формировать методику учета хозяйственных операций по целому ряду позиций.
Комплексная учетная политика должна основываться на трех правилах.
1. В учетной политике закрепляется принципиальное согласие компании применять для ведения бухгалтерского учета и при составлении финансовой отчетности именно международные стандарты.
Параллельное ведение учета, прописанное на стадии формирования учетной политики организации по конкретным вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, осуществляется на основании выбора одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, что указано в п. 7 ПБУ 1/2008.
Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения
143 О)
Решение противоречий ПБУ 1/2008 и МСФО для МСП
-о
Ф О
■о ■о
О п 0) X
Ф
О ч
■С
ф
ч
X
о о
4
5
Противоречие
ПБУ 1/2008
МСФО для МСП
Решение
гп
X &
<
х
>
"О
О &
X сг
СП <
X
ь н гп
"О
о
7\
< -С
гп
Причина изменений в учетной политике
Существенное изменение условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т. п. (абз. 4 п. 10)
Уменьшение трудоемкости учетного процесса без снижения степени достоверности информации по сравнению с МСФО для МСП (абз. 3 п. 10 ПБУ 1/2008)
Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации (абз. 5 п. 10)
Существенное изменение условий хозяйствования, (реорганизация изменение видов деятельности) не могут происходить регулярно, а также в значительной степени отличаться по существу при их многократном повторении
Предприятие должно вносить изменения в учетную политику, только если такое изменение требуется каким-либо МСФО или приведет к тому, что финансовая отчетность будет предоставлять надежную и более уместную информацию о влиянии операций, прочих событий или условий на финансовое положение, финансовые результаты или движение денежных средств предприятия (разд. 10.8 МСФО для МСП)
В МСФО для МСП
отсутствует подобное положение, поэтому в целях приближения учетной политики автор считает, что МСП может отказаться считать подобные существенные условия хозяйствования изменением учетной политики
Действия не являются изменениями в учетной политике:
— применение учетной политики в отношении операций, прочих событий или условий, отличающихся по своей сущности от операций, прочих событий или условий, ранее имевших место;
— применение новой учетной политики в отношении операций, событий или условий, которые ранее не имели место или были несущественными (разд. 10.9 МСФО для МСП)
Подобное дополнение не противоречит положениям МСФО для МСП и поэтому может быть принято в качестве базового при изменении учетной политики с целью снижения затрат на ее выполнение
Начало применения изменений в учетной политике
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа (абз. 1 п. 9)
Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения (п. 12 ПБУ 1/2008)
Российские нормы устанавливают последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно
В МСФО для МСП указываются не даты применения изменений, а события, которые лежат в основании таких изменений в стандарте.
В разд. 10.12 МСФО для МСП указано, что предприятие должно учитывать все изменения в учетной политике ретроспективно, т. е. как будто данное изменение применялось с самого раннего периода
На основании данного разд. МСФО для МСП можно применять учетную политику с начала отчетного года, что позволит не отклоняться от требований международных стандартов
О)
I
N5 О
3
ж а в-я о X 2
ее нс вв
ан ка
I * а
тй но ен нт
он чет 0 £
ом ой
е
л
и
к ки
ее
ю
и ач
н
з
с
а
ч
О ©
а 2
р _с
о •е 3
о т
а к и Э м
и р о
т о т
и п н
л с е
о а м
п я р я кум
а с о
н т ч
етн е м
ч л X
м н
бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также МСФО. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов [7].
В случаях, когда МСФО для МСП содержат метод, отличный от методов РПБУ (налогового учета), то необходимо исходить из принципа приоритета международных стандартов над национальными, при возможности применять международные стандарты так, чтобы затраты на корректировку или параллельное ведение были минимальны.
Чтобы учет не противоречил данному правилу, необходимо в применении методов РПБУ или методов налогового учета добиваться параллельного учета путем минимизации расхождений международных стандартов с национальными или проводить трансформацию международных стандартов с минимальными затратами.
2. Учетная политика должна закреплять тот или иной метод или способ формирования информации об объекте, если МСФО для МСП допускает в данном случае альтернативность или описывает только механизм отражения в отчетности, не ставя на первое место задачу максимально грамотного отражения в учете информации для пользователя.
Кроме того, при сравнении многих положений международных и национальных стандартов можно сделать вывод, что в ряде случаев российские учетные стандарты трактуют те или иные аспекты учета детальнее, чем они раскрываются в МСФО для МСП. При этом они не противоречат международным стандартам. Однако значительная часть МСФО для МСП не имеет аналогов в Российской Федерации и не регламентирована.
В случае, когда российские стандарты и МСФО для МСП не детализируют отдельные аспекты формирования финансовой отчетности, восполнить пробел необходимо через описание методов в учетной политике предприятия.
3. Именно в учетной политике компания вправе самостоятельно определить те аспекты формирования финансовой отчетности, которые не регламентированы международными стандартами. В случае, когда международные стандарты не регулируют отдельные объекты, при разработке положений учетной политики компания может опираться либо на профессиональное суждение в отношении этих объектов, либо на принципы подготовки и представления финансовой информации, описанные международными стандартами. Эти стандарты должны быть:
• уместны для пользователей при принятии экономических решений;
• надежны в том, что финансовая отчетность:
- достоверно представляет финансовое положение, финансовые результаты и движение денежных средств предприятия;
- отражает экономическое содержание операций, прочих событий и условий, а не только их юридическую форму;
- нейтральна, свободна от предвзятости;
- консервативна;
- полная во всех существенных отношениях [4].
При вынесении суждения, основанного на положениях разд. 10.4 МСФО для МСП, руководство организации должно обращаться и рассматривать при-
менимость следующих источников в нисходящем порядке:
— требования МСФО для МСП, затрагивающие аналогичные и связанные вопросы;
— определения, критерии признания и концепции измерения активов, обязательств, доходов и расходов, представленные в § 2 «Концепции и основные принципы» МСФО для МСП.
При вынесении суждения, описанного в разд. 10.4 МСФО для МСП, руководство может также рассматривать требования и полных МСФО, посвященных подобным или связанным проблемам.
Обобщив сказанное, можно сформировать три принципа разработки учетной политики:
— национальные стандарты могут учитываться только тогда, когда операция, отраженная в финансовой отчетности, не противоречит МСФО для МСП;
— порядок ведения учета базируется на МСФО для МСП, при отсутствии — на РПБУ;
— профессиональное суждение — базис принятия решений, не урегулированных международными стандартами или РПБУ.
Соблюдение этих принципов при формировании комплексной учетной политики позволит сформировать и представлять в финансовой отчетности уместную и надежную информацию, раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений, иметь возможность сравнивать финансовые отчеты предприятия разных периодов, чтобы определить тенденции изменения финансового положения, финансовых результатов и движения денежных средств заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
Особенностью полных МСФО и МСФО для МСП является отсутствие необходимости утверждать типовой план счетов в отличие от РПБУ, требующих составления рабочего плана счетов для всех организаций, который можно дополнять только субсчетами и дополнительными счетами, ввод которых затруднен.
Исходя из национальных традиций, организация должна сформировать собственный план счетов, максимально удовлетворяющий специфике деятельности. При этом компания формирует его на свое усмотрение, и он не является обязательным. Но в случае отсутствия
данного документа сложно или практически невозможно соблюдать принцип двойной записи при отражении хозяйственных операций на бухгалтерских счетах. Поэтому компания формирует собственный план счетов и утверждает его в виде приложения к учетной политике.
Предприятие должно руководствоваться МСФО для МСП, когда конкретный стандарт применяется к операции. Однако предприятие не обязано следовать МСФО для МСП, если эффект применения не будет существенен [4].
Полные МСФО также указывают, что неприемлемо допускать несущественные отклонения от международных стандартов или оставлять такие отступления неисправленными в целях представления финансового положения, финансовых результатов или движения денежных средств предприятия [3].
В этой связи необходимо определить критерии существенности, так как для малого предприятия уровень существенности значительно меньше, чем для крупного. Такое определение существенности необходимо закрепить в учетной политике, которая разрабатывается и формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации [7].
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств [7].
Таким образом, в ходе приведения бухгалтерского учета в соответствие с МСФО по разработке и применению комплексной учетной политики будут разрешены основные противоречия МСФО для МСП и РПБУ:
— для комплексной учетной политики конкретизированы способы ведения бухгалтерского учета, на основе которых ведется составление и предоставление отчетности по международным стандартам;
— отсутствие в МСФО для МСП положений, регламентирующих организационные аспекты учетной политики, объясняется тем, что МСФО ориентированы на принципы формирования финансовой отчетности, а не на порядок ведения
бухгалтерского учета. С принятием комплексной учетной политики необходимо разработать документ, регулирующий порядок ведения учета и составления отчетности;
— конкретизированы условия по изменению учетной политики в части существенного изменения условий хозяйствования и уменьшения трудоемкости учетного процесса без снижения степени достоверности;
— разрешено противоречие требований РПБУ к началу применения изменений учетной политики и синхронизировано с требованиями в МСФО для МСП.
Решение данных противоречий, возникающих в процессе конвергенции ПБУ 1/2008 и § 10 МСФО для МСП, поможет преодолеть различия в подходах к составлению учетной политики. На основании предложенной комплексной учетной политики малый и средний бизнес может существенно повысить качество учета и составления отчетности, сделать бухгалтерский учет действительно нужным и полезным для управления предприятием, что окажет положительное влияние на развитие бизнеса.
Список литературы
1. Красноперова О. А. Учетная политика организаций на 2010 год. «ГроссМедиа», 2010.
2. Международные и российские стандарты бухгалтерского учета: сравнительный анализ, принципы трансформации, направления реформирования, под ред. С. А. Николаевой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аналитика-Пресс, 2001. 671 с.
3. Международные стандарты финансовой отчетности 2010. М.: Аскери-АССА, 2010. 984 с.
4. Международные стандарты финансовой отчетности для малых и средних предприятий «Учетная политика, расчетные оценки и ошибки». URL: http://www. ifrs. org/IFRS+for+SMEs/ IFRS+for+SMEs. htm.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
6. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
8. Сухарев И. Р., Сухарева О. А. Новые изменения российских стандартов // Международный бухгалтерский учет. 2009. № 3 (123).
9. Чая В. Т., Дроздова Л. А. Учетная политика телекоммуникационной компании как ключевой элемент процесса формирования финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами // Международный бухгалтерский учет. 2009. № 7 (127).