МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИННОВАЦИИ
Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 2. С. 236-240.
УДК 101.1:316:001.895
К.Н. Полещенко, В.И. Разумов, Л.И. Рыженко, Н.А. Семенюк
КОНВЕРГЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА В КОГНИТИВНУЮ ФАЗУ РАЗВИТИЯ
Рассмотрено соотношение темпов развития социальной и технологической сфер. Выявлены основные противоречия в системе взаимодействия высоких физических (Hi-Tech) и гуманитарных (Hi-Hume) технологий. Рассмотрены условия конвергенции социальных и технологических инноваций в контексте формирования социальных групп как интеллектуально-ресурсной основы перехода развития общества в когнитивную фазу.
Ключевые слова: современное общество, высокие технологии, инновации.
Введение
Во второй половине XX столетия наблюдается стремительное развитие высоких технологий, их внедрение во все сферы человеческой деятельности, которые в корне преобразуют все промышленное производство. Этим процессам соответствует более высокая ступень развития общества - постиндустриальная, основным ресурсом которой являются знания, а индустриальный сектор, вследствие возрастающей технологиза-ции, теряет ведущую роль. По мере развития общества в целом (индустриальное, постиндустриальное, информационное, ноосферное, интегральное) изменяются оценка и характер применения знаний. Так, например, переход от индустриального к постиндустриальному обществу происходит с ростом различного роста услуг в экономической деятельности. Переход к информационному обществу связан с извлечением, хранением, обработкой, передачей и представлением информации. Переход к ноосферно-му обществу характеризуется повышением интенсивности интеллектуальной деятельности, направленной на получение новых знаний. Соответственно, переход к интегральному обществу обусловлен нарастающей тенденцией синтеза естественнонаучных и социогуманитарных знаний. Для современного этапа развития техногенной цивилизации характерны:
- новое понимание специфики и особенностей процесса познания;
- осмысление новой типологии научной рациональности, основанной на различии в интерпретации отношений познающего субъекта и исследуемого объекта (системы);
- переход к новой эволюционно-синергетической парадигме, определяемой современным стилем научного мышления, когда мир и процессы в мире рассматриваются с позиции развития (самоорганизации) открытых диссипативных систем.
Для обеспечения конкурентоспособности и национальной безопасности, а также формирования инновационной культуры общества, большинство развитых стран поддерживает высокие темпы развития и внедрения прогрессивных технологий, обеспечивая дополнительные инвестиционные ресурсы (см. рис. 1). Вместе с информационной средой высокие технологии формируют экономическую и технологическую безопасность государства. Внедрение высоких технологий всегда выражается в виде инноваций (базисных или эпохальных) - освоения выпуска нового продукта, применения нового технологического процесса или предоставления нового вида услуг. Динамика и качество экономического роста все сильнее зависит от технологических сдвигов на базе инноваций как тех-
© К.Н. Полещенко, В.И. Разумов, Л.И. Рыженко, Н.А. Семенюк, 2012
Рис. 1. Высокие технологии в социодинамике инновационного развития
нологических, так и социальных, поскольку согласно технико-экономической парадигме технологическое развитие включает в себя социальную и институциональную структуры общества [1, с. 47].
Технологические инновации - это инновации, направленные на расширение ассортимента и улучшение качества производимых товаров и услуг (инновация-продукт) или используемых при этом технологий (инновация-процесс). Технологические инновации лежат в основе удовлетворения растущих, все более разнообразных личных, производственных и иных потребностей, насыщения и обновления рынков товаров и услуг, повышения эффективности производства, смены моделей и поколений техники, технологических укладов и технологических способов производства [2].
Социальные инновации - это явления в социальной сфере общества, которых не было на предыдущей стадии его развития и которые возникли естественным образом либо введены по инициативе субъектов управления - государства, церкви и т. д. [3]. Изменения в социальных и институциональных системах способствуют массовому внедрению высоких технологий нового уклада, соответствующего ему типа потребления. По мере развития очередного технологического уклада создается новый вид инфраструктуры, преодолевающий ограничения предыдущего, а также осуществляется переход на производство интеллектуального ресурса, который закладывает основу для становления следующего технологического уклада.
Проблема соотношения высоких технологий Hi-Tech и Hi-Hume
Высокие технологии - это условное обозначение наукоемкой, многофункциональной, многоцелевой технологии, имеющей широкую сферу применения, способной вызвать цепную реакцию нововведений и оказывающей весьма значительное и очень быстрое воздействие на социокультурную сферу и человека [4].
Следует подчеркнуть, что высокие технологии используются не только для создания новых продуктов и новых материалов (Hi-Tech), но и для совершенствования (изменения) самого человека (Hi-Hume).
Анализ существующей ситуации показывает, что на современном этапе развития современного общества существует рассогласование темпов развития высоких технологий (Hi-Tech и Hi-Hume) и социума (социальных систем). Данное рассогласование обусловлено противоречием между темпами развития социальных инноваций в социуме под влиянием высоких технологий и темпами развития технологических инноваций, так как анализ развития социальной системы показывает, что темпы ее развития определяются темпами развития социальной сферы и техникотехнологической сферы (рис. 2). В свою очередь, темпы развития и социальной, и технико-технологической сфер зависят от темпо-ральности инноваций в указанных областях деятельности. На сегодняшний день техникотехнологическая сфера значительно опережает темпы развития социальной сферы. По-видимому, такая динамика социальных и технико-технологических процессов зависит от характера циркуляции инноваций в каждой из систем. Циркуляция инноваций в социальной сфере носит преимущественно «закрытый» характер; инновации практически не распространяются в технико-технологическую сферу, динамика их невысока, они не являются определяющими по отношению к направлению развития всей социальной системы. Напротив, циркуляция инноваций в технико-технологической сфере отличается высоким темпом, что связано с сокращением жизненного цикла технологий, продуктов и услуг; происходит диффузия инноваций в различные сектора экономики. Инновации наукоемких технологий в целом определяют вектор развития социума за счет трансферта знаний из одной сферы в другую. Тем не менее разница в темпах развития продолжает нарастать.
а в о
а
р
Темпы развития технологических инноваций
Темпы развития социальных инноваций
Технико-технологическая сфера
Социальная сфера
Of
О
Темпы разрыва
Время Рис. 2. Соотношение темпов развития социальной и технико-технологической сфер
Взаимодействие между темпами развития высоких технологий, ориентированных на материальное производство (Hi-Tech), и темпами развития технологий, направленных на изменение человека (Hi-Hume), можно проанализировать с помощью схемы противоречий [5] (рис. 3). В качестве
третьего компонента, регулирующего взаимодействие Hi-Tech и Hi-Hume, можно использовать образовательные технологии (ОТ), так как именно в процессе образования возможно регулирование развития совместного пространства физических и со-циогуманитарных технологий и, соответственно, формирования технологического пакета [6]. Чем выше уровень развития физических (Hi-Tech) технологий, тем больше разрыв между образовательными и социо-гуманитарными технологиями. Образование носит «догоняющий» характер. Наступает развитие естественнонаучного мира. И, наоборот, чем выше уровень развития социо-гуманитарных технологий, тем ниже уровень Hi-Tech, и, соответственно, образование нацелено на подготовку менеджеров в сфере управления; формируется гуманитарный мир [7, с. 435], в котором избыток управляющих технологий фундирует высокие Hi-Tech-технологии.
Рис. 3. Схема противоречия «Hi-Tech - Hi-Hume»
Таким образом, взаимодействие «Hi-Tech - Hi-Hume» носит возобновляющийся характер. Следовательно, как максимальных, так и минимальных значений одновременно в обеих областях добиться практически невозможно. Нулевой уровень соответствует устойчивому состоянию системы, которое постоянно функционирует в заданных пределах. Формируется «технологически сбалансированное развитие» [7] общества. Положение между «0» и min или max в силу своей неустойчивости является предпосылкой для формирования и развития новых технологий работы со знаниями.
Более детально устойчивость состояния данной системы, ее изменение во времени можно описать при помощи модели компенсационного гомеостата, который служит механизмом поддержания динамического постоянства функционирования системы в заданных пределах [5; 8; 9].
На входе схемы, представленной на рис. 4, расположены «высокие технологии»:
1. Hi-Tech - это технологии, направленные на изменение окружающего мира.
2. Hi-Hume - это технологии, направленные на изменение человека [10, с. 186].
Развитие Hi-Tech получает распространение в виде технологических инноваций и приводит к развитию материального благополучия, улучшению качества жизни. Hi-Hume распространяются в виде социальных инноваций и непосредственно оказывают влияние на развитие системы ценностей общества. На выходе системы рост материального благополучия наряду с развитием системы ценностей позволяет говорить о формировании новых смыслов как возможности развития технологий работы со знаниями и о переходе к когнитивной фазе [7] эволюции интегрального общества.
Устойчивость состояния такой гомеостатической модели можно рассмотреть при помощи четырех режимов (табл. 1).
Hi-Tech
Hi-Hume
Технологические
инновации
Социальные
инновации
Развитие
материального
благополучия
О)
СО
о
* ц го 2 ta л
2. 5
о
2
Q.
О
&
Развитие системы ценностей
Рис. 4. Схема формирования новых смыслов на основе модели компенсационного гомеостата
Таблица 1
Режим Возможные варианты гомеостата Формирование новых смыслов
Развитие материального благополучия Развитие системы ценностей
1 ++ Развитие социально-технологических инноваци работы со знаниями; развитие когнитивной < й; возможность формирования технологий )азы развития интегрального общества
2 +- Развитие материального благополучия Отсутствие (или ослабление) развития системы ценностей
3 -+ Отсутствие (или торможение) развития материального благополучия Развитие системы ценностей
4 — Отсутствие (или ослабление) производства технологий и системы ценностей; отсутствие технологий работы со знаниями
Устойчивое положение, показанное в табл. 1, является наиболее достоверным в 2-м и 3-м режимах. Недостатком такого положения является отсутствие (или ослабление) развития социальных инноваций (режим 2) или технологических (режим 3). При первом режиме с двумя положительными обратными связями (++) появляется возможность развития как Hi-Tech, так и Hi-Hume, но за счет того, что эти две компоненты развиваются разными темпами. Данный режим крайне неустойчив и соответствует положению между «0» и max в схеме противоречий. Режим 4 также является неустойчивым, что соответствует в схеме противоречий положению между «0» и min и приводит к ослаблению как процесса развития материального благополучия, так и системы ценностей.
Конвергенция социальных и технологических инноваций
По мнению некоторых аналитиков, XXI в. пройдет в условиях синтеза физических и гуманитарных технологий. Однако не ясны условия, которые будут этому способствовать. Мы полагаем, что необходимым условием является возможность конвергенции социальных и технологических инноваций, которую можно проанализировать с помощью универсальной схемы взаимодействия [11; 12] с учетом модификаций (рис. 5).
На сегодняшний день в большей степени наблюдается рассогласованное развитие социальных и технологических инноваций. Это во многом обусловлено тем, что данные инновации разрабатываются в основном разными группами практического сообщества (ПС): технологические инновации -представителями естественнонаучной сферы, социальные инновации - представителями социально-гуманитарной сферы.
Рис. 5. Развитие высоких интеллектуальных технологий:
ПС - практические сообщества; ПИП - представители интеллектуального предпринимательства; ВИТ - высокие интеллектуальные технологии
Взаимодействие представителей (ученых) естественнонаучной и социально-гуманитарной сфер приводит к формированию социально-технологических инноваций как некоторого инструментария, обеспечивающего тесное взаимодействие и творческое сотрудничество различных социальных групп, образующих практические сообщества. Носителями социально-технологических инноваций в условиях коммерциализации являются представители интеллектуального предпринимательства [13; 14] как ресурсная основа фазового перехода современного общества. В качестве ожидаемого эффекта можно рассматривать высокие интеллектуальные технологии (ВИТ), такие как ТДИС, стандарт ДИС2 с его применением к формированию смысловых сетей, позволяющие синтезировать накопленные знания и устанавливать смыслосодержательные связи между отдельными категориями из разных научных областей.
Внедрение высоких интеллектуальных технологий служит механизмом интеллектуальной поддержки формирования новых социальных групп практического сообщества.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Сухарев О. С. Экономика технологического развития. М. : Финансы и статистика, 2008. 480 с.
[2] Яковец Ю. В. Эпохальные инновации XXI века. М. : Экономика, 2004. 444 с.
[3] Социологический словарь [Электронный ресурс]. URL : http://www.slovarus.ru/?di=219471 (дата обращения: 23.02.12).
[4] Жукова Е. А. Проблема классификации высоких технологий // Вестн. ТГПУ. 2008. Вып. 1 (75). С. 34-46.
[5] Разумов В. И., Сизиков В. П. Информационные основы синтеза систем : в 3 ч. Ч. I Информационные основы системы знаний : монография. Омск : Изд-во ОмГУ, 2007. 266 с.
[6] Переслегин С. П. Прогнозы и другие результаты [Электронный ресурс]. URL : http://
pereslegin.net/?page_id=29 (дата обращения: 22.02.12).
[7] Переслегин С. П. Новые карты будущего, или Анти-Рэнд. М. : АСК ; СПб. : Terra Fantastica, 2009. 701, [3] с. (Philosophy).
[8] Степанов А. М. Основы медицинской гомеостатики [Электронный ресурс]. URL: http://www. koapp.narod.ru/information/medic/book7.htm.
[9] Горский Ю. М. Гомеостатика: модели, свойства, патологии // Гомеостатика живых, технических, социальных и экологических систем. Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1990. 350 с.
[10] Жукова Е. А. Hi-Tech: феномен, функции, формы / под ред. И. В. Мелик-Гайказян. Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та. 2007. 376 с.
[11] Одум Ю. Экология : в 2 т. Т. 1. М. : Мир, 1986. 382 с.
[12] Разумов В. И. Экология и безопасность жизнедеятельности : матер. лекций и метод. указ. Омск : Диалог-Сибирь : Наследие, 1998. 78 с.
[13] Полещенко К. Н., Герк Н. А., Верхогляд Е. В. Интеллектуальное предпринимательство: проект подготовки конкурентоспособных специалистов // Методы и средства подготовки конкурентоспособных специалистов: теория и практика : матер. Пятой Междунар. науч.-метод. конф. (25 февраля 2011). Омск : ЕврИЭМИ, 2011.
[14] Полещенко К. Н., Верхогляд Е. В. Интеллектуальное предпринимательство: понятийный и образовательный аспекты // Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 2. С. 334-338.