Научная статья на тему 'Конвергентность и мультимедийность в просветительских проектах как эффективные инструменты удержания внимания аудитории'

Конвергентность и мультимедийность в просветительских проектах как эффективные инструменты удержания внимания аудитории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы медиабизнеса
ВАК
Область наук
Ключевые слова
медиа / мультимедиа / форматы / аудио / видео / интерактив / media / multimedia / formats / audio / video / interactive

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Базикян Станислава Александровна, Карпусь Вероника Евгеньевна

Научно-просветительский контент всегда занимал важное место в информационном пространстве нашей страны, но в условиях постоянно трансформирующейся медиасферы необходимы новые подходы к подаче контента — в борьбе за читательское внимание просветительским проектам приходится встраиваться в инновационные креативные тренды. Мультиформатность — использование помимо теста и фото дополнительных форматов (как традиционных видео и аудио, так и новых анимационных, интерактивных) позволяет сетевым просветительским проектам выйти на новый уровень функционирования. Предметом данной статьи является анализ одного из самых популярных отечественных просветительских проектов «Арзамас», где достаточно активно используется мультимедийность. В работе выявляются наиболее часто используемые в проекте форматы, такие как интерактив, аудио и видеоподкасты, инфографика и раскрывается их роль в привлечении внимания пользователей сети и вовлечении значительной доли молодежной аудитории. Авторы приходят к выводу, что в научно-просветительских проектах зачастую превалируют длинные тексты (просвещенческая миссия требует обстоятельности в подаче материала). Мультимедийность оказывается более действенной при восприятии длинных текстов, она дополняет повествование и позволяет углубиться в сложную многоаспектную проблему, однако количество используемых форматов в одном материале должно быть обоснованным — необходимо избегать аудиовизуальной перегрузки аудитории. «Арзамасу» удается весьма гармонично комбинировать достаточно большое количество разнообразных форматов, не перегружая, при этом, материалы, но делая их более привлекательными для читательской аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Convergence and multimedia in educational projects as effective tools for retaining audience attention

Scientific and educational content has always occupied an important place in the information space of our country, but in the conditions of a constantly transforming media sphere, new approaches to the presentation of content are needed — in the struggle for readers’ attention, educational projects have to be integrated into innovative creative trends. Multi-format — the use of additional formats in addition to the test and photo (both traditional video and audio, and new animated, interactive) allows network educational projects to reach a new level of functioning. The subject of this article is an analysis of one of the most popular domestic educational projects «Arzamas», where multimedia is quite actively used. The work identifies the most frequently used formats in the project, such as interactive, audio and video podcasts, infographics, and reveals their role in attracting the attention of network users and involving a significant share of the youth audience. The authors come to the conclusion that long texts often prevail in scientific and educational projects (the educational mission requires thoroughness in the presentation of the material). Multimedia is more effective in the perception of long texts, it complements the narrative and allows one to delve into a complex multi-faceted problem, but the number of formats used in one material should be justified — it is necessary to avoid audiovisual overload of the audience. «Arzamas» manages to combine quite a large number of different formats quite harmoniously, without overloading the materials, but making them more attractive to the readership.

Текст научной работы на тему «Конвергентность и мультимедийность в просветительских проектах как эффективные инструменты удержания внимания аудитории»

Ф Базикян Станислава Александровна

кандидат философских наук, доцент кафедры журналистики, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

173003, г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41

E-mail: [email protected]

Карпусь Вероника Евгеньевна

аспирант кафедры журналистики, Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого

173003, г. Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, 41

E-mail: [email protected]

Конвергентность и мультимедийность в просветительских проектах как эффективные инструменты удержания внимания аудитории

Научно-просветительский контент всегда занимал важное место в информационном пространстве нашей страны, но в условиях постоянно трансформирующейся медиасферы необходимы новые подходы к подаче контента — в борьбе за читательское внимание просветительским проектам приходится встраиваться в инновационные креативные тренды. Мультиформатность — использование помимо теста и фото дополнительных форматов (как традиционных видео и аудио, так и новых анимационных, интерактивных) позволяет сетевым просветительским проектам выйти на новый уровень функционирования. Предметом данной статьи является анализ одного из самых популярных отечественных просветительских проектов «Арзамас», где достаточно активно используется мультимедийность. В работе выявляются наиболее часто используемые в проекте форматы, такие как интерактив, аудио и видеоподкасты, инфографика и раскрывается их роль в привлечении внимания пользователей сети и вовлечении значительной доли молодежной аудитории. Авторы приходят к выводу, что в научно-просветительских проектах зачастую превалируют длинные тексты (просвещенческая миссия требует обстоятельности в подаче материала). Мультимедий-ность оказывается более действенной при восприятии длинных текстов, она дополняет повествование и позволяет углубиться в сложную многоаспектную проблему, однако количество используемых форматов в одном материале должно быть обоснованным — необходимо избегать аудиовизуальной перегрузки аудитории. «Арзамасу» удается весьма гармонично комбинировать достаточно большое количество разнообразных форматов, не перегружая, при этом, материалы, но делая их более привлекательными для читательской аудитории.

Ключевые слова: медиа, мультимедиа, форматы, аудио, видео, интерактив.

Для цитирования: Базикян С.А., Карпусь В.Е. Конвергентность и мультимедийность в просветительских проектах как эффективные инструменты удержания внимания аудитории // Вопросы медиабизнеса. 2024. Т. 3. № 3. С. 16-25. DOI: 10.24412/3034-1930-2024-0170

Stanislava S. Bazikyan

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Joumalis, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University

173003, Novgorod region, Veliky Novgorod, Bolshaya St. Petersburg str., 41 E-mail: [email protected]

Veronika E. Karpus

Postgraduate Student of the Department of Journalism, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University

173003, Novgorod region, Veliky Novgorod, Bolshaya St. Petersburg str., 41 E-mail: [email protected]

Convergence and multimedia in educational projects as effective tools for retaining audience attention

Scientific and educational content has always occupied an important place in the information space of our country, but in the conditions of a constantly transforming media sphere, new approaches to the presentation of content are needed — in the struggle for readers' attention, educational projects have to be integrated into innovative creative trends. Multi-format — the use of additional formats in addition to the test and photo (both traditional video and audio, and new animated, interactive) allows network educational projects to reach a new level of functioning. The subject of this article is an analysis of one of the most popular domestic educational projects «Arzamas», where multimedia is quite actively used. The work identifies the most frequently used formats in the project, such as interactive, audio and video podcasts, infographics, and reveals their role in attracting the attention of network users and involving a significant share of the youth audience. The authors come to the conclusion that long texts often prevail in scientific and educational projects (the educational mission requires thoroughness in the presentation of the material). Multimedia is more effective in the perception of long texts, it complements the narrative and allows one to delve into a complex multi-faceted problem, but the number of formats used in one material should be justified — it is necessary to avoid audiovisual overload of the audience. «Arzamas» manages to combine quite a large number of different formats quite harmoniously, without overloading the materials, but making them more attractive to the readership.

Keywords: media, multimedia, formats, audio, video, interactive. JEL Classification: D83, I23

For citation: Bazikyan S.S., Karpus V.E. Convergence and multimedia in educational projects as effective tools for retaining audience attention. Issues of Media Business, 2024, vol. 3, no. 3, pp. 16-25. DOI: 10.24412/3034-1930-2024-0170

В условиях бытования в медиасреде огромного количества источников информации встает

проблема привлечения и удержания внимания аудитории. По убеждению многих исследователей одним из действенных инструментов привлечения и удержания внимания пользователей сети Интернет оказываются конвергентность и использование мультимедийности при создании контента. Поиск эффективных стратегий продвижения контента особенно актуален для просветительских проектов — превалирование здесь длинных, зачастую сложных для восприятия текстов требует использования новых, вовлекающих форматов, которые бы дополняли, поясняли текст, а тем самым и упрощали его восприятие. Конвергентность и мультиформатность помогают решить эту задачу.

Появились различные концепции, описывающие наиболее результативные методы конвергенции. Так, Марио Гарсиа разработал концепцию «четырех платформ», согласно которой медиапродукт должен быть представлен на смартфоне, планшете, интернет-сайте и в печатном издании. По версии же Кена Доктора, для большей результативности СМИ должны ориентироваться на «пять экранов» и транслировать контент одновременно на смартфоне, настольном компьютере, планшете, телевизоре (с выходом в интернет), мультимедиа в автомобиле. При чем необходимо адаптировать одно и то же послание под каждую из платформ. Очевидно, что объемные тексты печатной газеты на экране смартфона читать не удобно, а большое количество статистических данных, уместных в журнале, для веб-версии следует представить в форме ин-фографики. Как отмечает Гатов, в связи с появлением мобильных медиа появляется понятие «фастфуд-контента», укороченного до 1-2 предложений. «Приоритет отдается форме сообщения — экран смартфона вмещает 300-380 знаков, примерно столько мы можем прочитать за несколько секунд» [Как новые медиа изменили журналистику, 2016. С. 100].

Исследуя тенденции и перспективы развития информационного общества Кастельс приходит к важному выводу о том, что новые медиа формируют новую социокультурную структуру, ведущей чертой которой является то, что они, интегрируя в себе все виды сообщений, способны охватить практически все формы культурного выражения, стирая тем самым былые различия между элитарным и массовым, традиционным и инновационным: «их пришествие равносильно концу разделения, даже различия между аудиовизуальными и печатными СМИ, общедоступной и высокой культурой, развлечениями и информацией, образованием и пропагандой» [Как новые медиа изменили журналистику, 2016. С. 100], строя тем самым реальную виртуальность.

По мере эволюционирования медиапространства возникает парадоксальная ситуация: некоторые новые медиа превращаются в традиционные, уступая место новым трендам, например, сайты сегодня оказываются не столь востребованы, как набирающие популярность мобильные приложения, специально ориентированные на представление контента различных изданий на iPad и Android и обладающие гораздо большим функционалом, чем «традиционные» веб-сайты. Но в мобильных версиях СМИ должен быть оригинальный, недублированный контент, иначе эффективность будет равна нулю. Например, газетный текст, адаптируя под мобильное приложение можно визуализировать, «упаковать» в инфографику.

Перспективными площадками для привлечения молодежной аудитории оказываются социальные медиа. Социальные сети привлекательны для аудитории возможностью интеракции. Градюшко, анализируя перспективные стратегии веб-журналистики, отмечает, что «традиционные СМИ не каждому дают возможность выступить со своих трибун, а социальные медиа пускают всех. Есть все основания утверждать, что все желающие получили новые возможности для создания и распространения собственного контента независимо от профессиональных медиа-предприятий» [Градюшко, 2019. С. 125].

С конвергентностью тесно связана еще одна тенденция, характерная для современной журналистики — стремление к мультимедийности. В западном научном дискурсе два указанных термина являются синонимичными, в среде же отечественных исследователей вопрос о тождественности этих понятий весьма дискуссионен. Кульчицкая, Шестеркина, Горшкова, Трифонова [Кульчицкая, Шестеркина, Горшкова, 2021] настаивают на некорректности отождествления этих понятий. Так, Кульчицкая настаивает на четком разделении конвергентности и мультимедийности — последняя является частью первой. Конвергентность в журналистике, с точки зрения исследователя, представляет собой объединение различных типов СМИ в цифровой среде, когда на одной платформе (сайте), например, представлены одновременно радийный контент, ТВ и печатное масс-медиа (Мультимедийный информационный центр «Известия», Издательский дом «Комсомольская правда»). То есть конвергенция, это процесс сближения различных СМИ на одном ресурсе, мультимедийность же, по словам Кульчицкой, это характеристика продукта, сделанного с использованием разных знаковых систем [Кульчицкая, 2012].

Этот важный аспект конвергентности — взаимопроникновение медиа выделяют и американские ученые, так Итель Де Сола Пуль определяет конвергентность как «стирание границ между медиа как средствами обоюдной коммуникации, такими как телефон, почта, телеграф и как средствами массовой коммуникации, такими как пресса, радио и телевидение» [Журналистика и конвергенция, 2010. С.115]. Но если конвергенция предполагает слияние разных медиа-платформ, то мультимедийность скорее можно обозначить как слияние жанров и форматов на одной платформе, происходящее как раз за счет дигитализации традиционных медиа (твиттер-репор-таж, скринкаст и т.д.). Таким образом, можно заключить, что конвергентность больше связана с технологиями, а мультимедийность со спецификой знакового представления контента. Кроме того, функциональная направленность у этих двух явлений разная — мультимедийные материалы за счет использования в одном материале нескольких форм призваны удержать внимание аудитории, конвергенция же предполагает расширение круга читателей посредством презентации материала на разных платформах (например, принт / сайт / социальные сети / мессенджеры — круг пользователей на каждом из ресурсов различен).

Конвергентность и мультимедийность особенно активно используют в своей работе средства массовой информации, поэтому в научном дискурсе становится популярным понятие мультимедийной журналистики. Чтобы понять специфику явления обратимся к анализу подходов как зарубежных, так и отечественных авторов к определению феномена и изучению его сущностных характеристик.

В зарубежной коммуникативистике и медиалогии термин «мультимедийная журналистика» не имеет однозначной интерпретации и определяется как комплекс новостных материалов, представленный на веб-сайте с использованием двух или более медиа-форматов, таких как (но не ограничиваясь ими) устная и письменная речь, музыка, движущиеся и неподвижные изображения, графическая анимация, включая интерактивные и гипертекстовые элементы [Deuze, 2004]; «когнитивный контейнер», в котором элементы смешиваются в связное целое в своей собственной самодостаточной упаковке, которая несет в себе преимущество защиты читателя от отвлекающих факторов открытой сети [Vázquez-Herrero, 2023]; конструкция истории из более, чем одного носителя, которая затем публикуется в интернете [Jacobson, 2010]; интеграция различных мультимедийных средств в одном цифровом канале, а точнее, в персональном компьютере.

Как мы уже указывали выше, в западной медиалогии вырисовывается четкая тенденция отождествления феномена мультимедийности с некоторыми схожими явлениями — конвергенция, кроссмедийность наряду с анализируемым нами термином оказываются здесь синонимами. В таком ракурсе феномен мультимедийности получает более расширенное толкование и предполагает «интегрированное (хотя и не обязательно одновременное) представление пакета новостных материалов с помощью различных средств массовой информации, таких как веб-сайт, группа новостей Usenet, электронная почта (но не ограничиваясь ими), SMS, MMS, радио, телевидение, телетекст, печатные газеты и журналы» [Deuze, 2004].

Среди исследованных нами работ особую значимость имеет статья [Pincus H, Wojcieszak, Boomgarden, 2016], в которой авторы дают классификацию форм мультимедийной журналистики, более полно помогающую раскрыть сущность этого явления. Исследователи выделяют две формы функционирования мультимедиа в журналистике:

• традиционные мультимедийные истории, в которых используется формат «рождественской елки», где мультимедийные элементы, обычно расположенные сбоку, такие как видео, слайд-шоу с фотографиями, карты и графика, дополняют основной текст, «как украшения, развешанные на дереве»;

• «встроенные мультимедийные элементы» — они интегрированы в основную историю, поэтому их можно просматривать плавно, линейно. При этом мультимедиа становятся полноценной частью повествования, а не отделяются от него.

Ученые отмечают, что вторая форма в большей степени способствует вовлечению аудитории — здесь нет конкуренции форматов — пользователь не по отдельности просматривает текст, видео, инфографику, а последовательно погружается в тему — она расширяется за счет разных мультимедийных элементов, выстраивающихся линейно.

Особой научной значимостью обладают исследования, посвященные анализу эффектов мультимедиа — некоторые медиааналитики пытаются не только проанализировать содержательные аспекты мультимедийных проектов, но и на основе эмпирических исследований выявляют воздействие, которое оказывают новые способы привлечения внимания на аудиторию [Pincus, Wojcieszak, Boomgarden, 2016].

Так, ряд ученых с помощью эксперимента смогли прийти к выводу, что мультимедийность in

-«с» «_»

оказывается более действенной при восприятии длинных текстов, она дополняет повествование

и позволяет углубиться в сложную многоаспектную проблему, однако количество используемых форматов в одном материале должно быть обоснованным — необходимо избегать аудиовизуальной перегрузки аудитории. Еще одно исследование Деборы Чанг и Сынан Но, в котором приняли участие 406 пользователей сайтов двух крупных американских онлайн-газет, показало, что наличие интерактивности приводит к более позитивному отношению к публикации. «Истории, представленные с интерактивными функциями, позволяют потребителям новостей активно участвовать в разговоре с другими потребителями (горизонтальная коммуникация) или в общении с персоналом редакции (вертикальная коммуникация)» [Chung, Seungahn 2009]. Исследователи отмечают, что важнейшей функцией интерактивности в мультимедийных проектах оказывается возможность кастомизации — с помощью комментариев и писем аудитория выражает свои взгляды и высказывает личное мнение, подобное вовлечение. в свою очередь, способствует удержанию пользователей на сайте.

Итак, в зарубежном научном дискурсе мультимедийная журналистика понимается как инновационная практика рассказывания историй посредством адаптации традиционного аналогового контента в цифровом пространстве. Это синергия мультимодальных форматов (текста, видео, графики, анимации), интеграция которых способна более наглядно донести до читателя суть события или проблемы, позволяет легко понимать и сравнивать статистическую информацию, увеличивать количество времени, которое аудитория проводит на сайте (например, интерактивные форматы в виде тестов и викторин заставляют читателя задержаться на странице дольше).

В отечественной теории медиа тема мультимедийной журналистики активно разрабатывается представителями московской школы исследований СМИ и журналистики [Литвиненко, 2015; Зверева, Шестерина, 2023; Цифровые образовательные технологии на факультете журналистики МГУ, 2021; Шомова, 2016]. Они определяют мультимедиа как среду, в которой могут сосуществовать параллельно и полноправно разрозненные до того носители информации, способные объединяться в одну платформу [Шомова, 2023. С. 120]. Заметим, что по мнению этих исследователей, мультимедийная журналистика представляет собой объединение на одном носителе не только разнообразных форматов, но и интеграцию разнородных жанров и методов подачи информации — так медиааналитики приводят в качестве примера новостные программы, некоторые из которых за счет мультимедийности трансформировались в ньюс-шоу, новый гибридный продукт, который включает несколько жанров и форматов одновременно. То есть, по сути, муль-тимедиатизация СМИ — это не только трансформация технологических аспектов презентации контента, но и новый способ работы со смысловым содержанием.

Представители нижегородской школы медиаисследований (ННГУ им. Н.И. Лобачевского) [Качкаева, 2021; Алексеева, 2019; Асланова (Новаторова), 2013] определяют мультимедийную журналистику как «способ представления журналистского материала, медиа-продукт, который посвящен одной теме и сочетает в себе несколько форматов — фото, видео, текст, инфографика, интерактив» [Алексеева, 2019. С. 432]. Как видим, в отличие от московских исследователей ученые ННГУ им. Н.И. Лобачевского сужают феномен мультимедийной журналистики до одного конкретного материала, где мультимодальность служит инструментом удержания внимания аудитории, способствующим дочитываемости публикации, чего очень сложно добиться, используя только один формат.

Интересной представляется принципиальная позиция медиаисследователей по вопросу дублирования контента с традиционных носителей на цифровые платформы — ученые убеждены, что практикующееся сегодня многими отечественными СМИ копирование идентичного контента, например, с сайта в социальные сети является неконструктивной практикой — пользуясь в полной мере всеми возможностями, которые предоставляет конвергенция, необходимо на нескольких платформах одну и ту же тему раскрывать с помощью разных форматов — такая стратегия позволит, по единогласному убеждению ученых, расширить и максимально вовлечь аудиторию в историю. «Мультимедийная журналистика предполагает не просто перенесение форматов со старых платформ в интернет, а умение грамотно сочетать их при выстраивании истории, которая должна вовлекать пользователя и удерживать его внимание» [Шомова, 2023. С. 120].

Но важен баланс — необходимо тщательно продумывать количество используемых форматов — чтобы у аудитории не возникло «перенасыщение», стоит проанализировать специфику темы, ее потенциал и медиапредпочтения аудитории — будет ли подростковая аудитория, например, читать длинный текст, или ей достаточно представить информацию в виде небольших цитат, видеофрагментов, фотогалереи.

Показательно, что в отечественной литературе и журналистской практике одним из основных признаков мультимедийности считается использование не менее трех форматов одно-20 временно — текст, дополненный иллюстрацией, российские медиааналитики (в отличие от за-

падных коллег) отказываются относить к мультимедийным. Так, Кульчицкая, отмечая подобную особенность, полагает, что уникальность мультимедиа, их отличие от традиционных способов подачи контента заключается как раз в использовании широкого спектра форматов. Кроме того, сущностной характеристикой мультимедийных произведений Кульчицкая считает наличие здесь интерактивности. «Не все, что публикуется на онлайн-страницах СМИ, можно охарактеризовать как мультимедийное творение. Там много статичного текста и иллюстраций, которые мало чем отличаются от аналоговых способов передачи данных. Истинный мультимедийный контент должен отличаться отчетливо выраженными чертами:

• модульностью;

• интерактивностью;

• гипертекстуальностью;

• неиерархичностью;

• комбинацией целого ряда знаковых систем для комплексного воздействия на пользователя» [Кульчицкая, 2017. С. 100].

Среди основных функций использования мультимедийности в журналистике российские ученые выделяют следующие:

• упрощение восприятия сложной информации;

• упаковка объемного материала в привлекательную форму;

• привлечение и удержание внимания аудитории;

• вовлечение пользователей.

Особый интерес у коммуникативистов вызывает изучение жанровой специфики мультимедийной журналистики — из-за использования различных, зачастую инновационных, форматов в рамках одного материала традиционная классификация жанров, которая была характерна для традиционных СМИ, претерпела существенную трансформацию в онлайн пространстве. Классическое деление жанров на информационные, аналитические, художественно-публицистические с некоторой долей условности можно считать актуальными и сегодня, но за счет мультимедий-ности методы отображения действительности оказываются значительно разнообразнее. В информационных жанрах с точки зрения традиционной концепции должны превалировать сухие факты, экспрессия и оценочность здесь казались неуместными. Но в современной мультимедийной новости, например видеофрагменты, фотогалереи, интерактивные карты могут без потери смысла заменить часть текстовой информации, сделав материал более наглядным, эмоциональным, а гипертекст, отсылающий к другим публикациям по теме, расширяет новость, придавая ей дополнительные смыслы.

Как утверждает Шестерина, интерактивность, присущая мультимедийному тексту, расширяет и журналистский функционал — среди авторских целевых установок наряду с информированием, объяснением, анализом, развлечением появляется еще и функция вовлечения аудитории в процесс работы с контентом, получения от неё мгновенного отклика [Шестерина, 2024. С. 527].

Итак, исходя из анализа зарубежных и отечественных теоретических подходов к понятию мультимедийной журналистики можно сформулировать следующее определение этого феномена: это способ представления информации в СМИ посредством одновременного использования трех и более форматов (текст, графика, аудио, анимация, видео) с целью удержания внимания аудитории и ее расширения за счет воздействия на различные сенсорные модальности (зрение — графика, видео, анимация; слух — аудио, видео, например).

Важно отметить, что из пяти упомянутых видов контента возможно конструирование неисчислимого количества вариаций публикаций, что делает мультимедийность в сочетании с интерактивностью действенным инструментом удержания внимания аудитории.

В отечественных СМИ мультимедийность представлена в двух аспектах:

• в публикациях с элементами мультимедийности — графика, видео, аудио лишь дополняют текст;

• в спецпроектах — мультимедийные форматы здесь играют самостоятельную роль, являясь равноценной частью материала наряду с текстом.

К наиболее востребованным в отечественной мультимедийной журналистике форматам следует отнести:

• фотоформаты (слайд-шоу, фотогалереи, слайдеры и т.д.);

• аудиоформаты: слайд-шоу со звуком, аудиофрагменты, аудиоподкасты и т.д.;

• видео; 21

• визуализация данных: информационная и интерактивная графика

• анимированная графика;

• элементы виртуальной реальности;

• интерактив (гипертекст, тесты, квесты, викторины, калькуляторы, формы обратной связи и т.д.).

Рассмотрим на конкретных примерах как в отечественных медиапроектах используются мультимедийность и конвергентность. Для анализа авторами взяты медиатексты популяризаторского проекта «Арзамас» за сентябрь-ноябрь 2024 г., в которых активно используются актуальные сегодня форматы. Необходимо отметить, что для анализируемого медиапроекта и в целом характерна высокая степень мультимедийности, что качественно отличает его от сетевых изданий подобного типа.

Проект «Arzamas» появился в 2015 г., а к 2020 г. у него было почти полтора миллиона посетителей. В медиапроекте «Arzamas» встречаются материалы различных форматов. Его можно назвать просветительским проектом, посвященным культуре. Он сочетает в себе не только тексты об искусстве, но и подкасты, лекции, радио, курсы, онлайн-лекторий «Arzroom». Его в некоторой степени можно назвать медиагетеротопией, так как «Arzamas» действительно является медиа-пространством, в котором находятся другие пространства. Мультимедийность сделала проект многослойным. Соответственно, он отвечает сразу на много задач, так как аудитория проекта может, например, читать материалы о культуре, а может купить курс в онлайн-лектории. И тогда это уже не просто познавательное чтение, а получение знаний путем лекций и семинаров. В разделе онлайн-лектория «Arzroom» сказано, что посещать лекции могут все, кому интересна культура, уровень образования не имеет значение, то есть нет порога входа. Темы тоже многообразны: от комиксов до исторических событий.

Главная страница сайта проекта «Arzamas» многофункциональна, но при этом не перегружена. Каждый день цвет страницы несколько изменяется, на это влияет материал дня. Так, 18 октября вышел подкаст радио «Arzamas» «Век в квадрате» о Казимире Малевиче. Подложка выполнена в стиле картины Пита Мондриана «Композиция с красным, синим и жёлтым».

Далее опубликован материал уже неаудиального формата: «Чтение на 15 минут: "От Бунина до Бродского. Русская литературная нобелиана"», а ниже — подборка из лучших публикаций. Также можно увидеть «Микрорубрики». Здесь публикуются короткие материалы. То есть для того, чтобы найти интересный материал в абсолютно разных жанрах и форматах, необязательно заходить в разделы сайта и искать. На первой странице предложено достаточно много публикаций на разную тематику, можно выбрать и подкаст на 50 минут, и короткий материал. Сверху можно увидеть названия разделов: «Курсы», «Подкасты», «Материалы», «Журнал», «Магазин», «Arzroom», «Гусьгусь», онлайн-университет, детская комната «Arzamas». Можно заметить, что материалы подготовлены для разной аудитории: для детской и для взрослой разного уровня подготовленности. Так, в детской комнате родители могут включить мультфильмы, они также делятся на те, которые подойдут для младшего возраста и для детей постарше. Можно найти советские и современные, победителей различных фестивалей. Мультфильмы про искусство помогут познакомить детей с картинами и художниками. В этом разделе нет ничего лишнего, что могло бы отвлечь, только видео и описание мультфильма. Также в детской комнате есть аудиоматериалы и детская библиотека. Для более старшего возраста можно найти полезные материалы в рубрике «Наука».

На сайте довольно часто публикуются различные тесты, такие интерактивные форматы добавляют развлекательности. Например, ответив на вопросы теста «Кто ваш идеальный начальник?», посетитель может получить ответ, что лучше всего ему работалось бы с Н.А. Некрасовым или А.А. Тарковским. Также дается пояснение того, каким именно тот или иной деятель культуры был руководителем. То есть несмотря на развлекательность теста, присутствует и образовательная функция.

Необычно оформлен курс «Путешествие еды по литературе». В него входят 3 лекции и 4 материала. То есть предлагается не только аудиоформат лекции, но и дополнительные тексты, которые помогут погрузиться в тему. Интересен материал «Что приготовить? Спросите у писателя!». Читателю представляется выбор из 5 рубрик: «Пожалуйста, в стихах», «Рискну — писатели плохого не посоветуют», «Не шутите со мной, я хочу есть», «Может, лучше выпьем?», «Давайте любой, и поскорее» [Что приготовить?].

В каждой рубрике опубликовано определенное количество рецептов. Так, автором рецепта рагу по-ирландски является Джером К. Джером. Дан отрывок из произведения «Трое в лодке, не считая собаки». У рецептов отмечена сложность приготовления по пятибалльной шкале. Вместе с рецептами, которыми вряд ли можно сейчас воспользоваться, есть и вполне реальные. Например, рецепт шоколадного торта Жорж Санд, сложность приготовления — 2 звезды. То есть это

целый раздел рецептов, с гиперссылками на источники и прецедентные тексты. Можно сделать вывод, что в проекте «Arzamas» используется мультимедийный подход в подачи информации в курсах. При этом важно отметить оригинальность подхода. Вместе с этим сложно определить и жанры данных текстов. Так как рецепт в принципе не журналистский и не медийный жанр, но и отнести данные тексты исключительно к рецептам также нельзя, так как это выдержки из произведений. То есть медиапроекты экспериментируют не только с форматами, но и с жанрами текстов, которые сочетают в себе разные жанровые качества и становятся сложными и многосоставными. Несмотря на то, что в одном курсе используется сразу несколько форматов и аудиальных, и визуальных, перегруженность мультимедийными функциями не создается. Так как материалы разделены на блоки.

Важно отметить, что проект адаптирует различные форматы под медиум, через который будет потребляться тот или иной материал. «Гусьгусь» — приложение для детей, где есть подкасты, лекции, сказки. Создатели отмечают, что «все это можно слушать по дороге в школу, перед сном, во время прогулки с собакой или даже в кабинете у стоматолога» [Аудиоприложение]. Все, что есть в приложении можно, конечно, увидеть и на сайте, но приложение для таких целей удобнее. Соответственно, происходит адаптация форматов к средствам, которые передают информацию. Радио «Arzamas» также можно слушать в приложении. То есть существует деление, что можно слушать и смотреть на сайте, а что не подходит под его формат. И важно отметить, что контент с сайта не повторяется в приложении, так как радио на сайте слушать нельзя. Можно отметить, что у проекта делается уклон на аудиальные и визуальные медиатексты. Как и было сказано выше, в спецпроектах мультимедийные форматы не просто дополняют текст, но и являются самостоятельной частью материала. Курсы, например, полностью отвечают трем функциям мультимедийности. Так как это не только аудиальная информация, она также сопровождается иллюстрациями или видео. Вместе с этим можно нажать на расшифровку и увидеть конспект лекции. При этом такой конспект нельзя назвать кратким содержанием, он довольно объемный и подробный. Зачастую и сами лекции нельзя ускорить. То есть у аудитории будет более качественное прослушивание материала. Поэтому можно сделать вывод, что мультимедийные функции, которые используются проектом «Arzamas», введены не для упрощения информации и сокращения времени «чтения», а для наиболее полного погружения, но вместе с этим стоит отметить, что воспринимать такой материал действительно легче.

Довольно часто в одном материале или разделе используются различные форматы. Так, ликбез № 4 «Видеоистория русской культуры за 25 минут» можно посмотреть целиком, а можно фрагментами, выбирая то видео, которое интересует. То есть на странице ликбеза находится одно большое видео и 7 небольших с указанием годов, о которых идет речь. Также в конце можно посмотреть ключевые события в виде прямой с датами.

Фон выполнен в черном цвете, на странице только информация о лекциях, то есть нет ничего, что могло бы отвлечь от информации.

Стоит также рассмотреть, как используются мультимедийные функции в мессенджере «Telegram» и социальной сети «ВКонтакте». На 19 октября 2024 г. в мессенджере «Telegram» у проекта «Arzamas» почти 50 тысяч подписчиков. Чаще всего туда публикуется краткая информация о материале, который вышел на сайте и ссылка на него. То есть публикаций, которые созданы именно для мессенджера или социальной сети, не так много. Но такие можно встретить. В публикации за 20 октября в мессенджере автор так и пишет: «Привет! Это Настя Муяссарова, руководитель отдела Arzamas, и я хочу рассказать вам одну историю». Здесь можно увидеть эксплицитно выраженное авторское начало. Девушка описывает свою историю знакомства со стихами Сергея Гандалевского и приглашает послушать выпуск «Автор среди нас». То есть «Арзамас» через такие личные истории своей команды становится, некоторым образом, ближе со своей аудиторией.

Также в мессенджере публикуется дайджест публикаций за неделю, что удобно для подписчиков. Некоторые подкасты тоже публикуются на канале в виде аудиодорожки, в «Telegram» действительно удобно слушать подкасты в формате голосового сообщения. Довольно редко используются кружочки, то есть можно сказать, что не все возможности мессенджера используются в полной мере.

В группе в социальной сети «ВКонтакте» — 581 тысяча подписчиков, что в 10 раз больше, чем в мессенджере. Публикации дублируются в мессенджере и социальной сети. То есть абсолютно уникального контента для данных площадок нет. Можно сказать, что самым функциональным, мультимедийным и конвергентным остается сайт. Тем не менее группа и мессенджер ведутся активно, в день выходит несколько публикаций. Также стоит отметить, что у проекта есть собственные стикеры для мессенджеров. Они сейчас набирают популярность. Более того, такие стикеры не только дополняют диалог, но и имеют просветительскую функцию, так как благодаря 23

им можно узнать, например, как одевались французские денди. То есть у проекта не просто есть канал в мессенджере «Telegram», но и созданы специально для него стикеры.

Можно сделать вывод, что проект «Arzamas» конвергентный и мультимедийный. При этом использование различных форматов не должно вызывать перенасыщение у пользователей, так как они интегрированы в материалы, а они, в свою очередь, разделены по рубрикам. У проекта есть приложения, которые тоже разграничивают использование разных форматов на одном ресурсе одновременно. Также использование различных мультимедийных функций повлияло на то, что отнести текст к одному жанру довольно непросто, он сочетает в себе различные жанровые качества. Как уже было сказано в данной работе: конвергенция предполагает слияние разных медиа-платформ, а мультимедийность скорее можно обозначить как слияние жанров и форматов на одной платформе. На примере проекта «Arzamas» можно увидеть, это сочетание и слияние, что позволяет говорить о том, что данный проект действительно мультимедийный.

В медиатекстах проекта использованы практически все востребованные в отечественной мультимедийной практике форматы: фото, аудио, видео, информационная и интерактивная графика, интерактив. Аудитория проекта может найти для себя просветительские медиатексты на различные темы. Более того, аудитория может быть довольно широкой, так как есть материалы и для детей. С помощью мультимедийности и конвергентности сложные темы преподносятся подробно и дополняются визуальной и аудиальной составляющей. То есть проект действительно преподносит важные темы о культуре, используя технологические функции.

Необходимо отметить, что зачастую в социальную сеть и мессенджер публикуется не оригинальный, а дублированный контент. Важно, чтобы на различных площадках публиковались адаптированные медиатексты. У каждой платформы есть отличительные функции, которые позволят одну тему раскрыть по-разному.

Публикации проекта качественные, мультимедийность используется для более глубокого погружения в материал. Причем медиатексты ориентированы на довольно широкую аудиторию, так как темы довольно разнообразны, можно увидеть публикации о театре, литературе, истории. Также есть материалы для детей. Поэтому выбор у аудитории довольно большой. Можно сказать, что данный проект довольно грамотно использует мультимедийные функции и конвергентность, у аудитории есть выбор: оставаться на сайте или открыть приложение, в котором будет уникальный контент. Из самых часто используемых популярных форматов проектом можно назвать: интерактив, аудио и видеоподкасты и инфографику. В публикациях освещаются темы с разных сторон, иногда при этом используется некоторое деление материала. Это позволяет аудитории более глубоко изучить работу, также у проекта есть оригинальный подход в выборе жанров, что отличает «Arzamas» от других проектов.

Литература

Алексеева Г.В. Специфика современного утреннего информационного блока на российских телеканалах // Студент и научно-технический прогресс: Сборник трудов XLIII научной конференции молодых ученых, 2019. С. 431-433.

Асланова (Новаторова) С.В. Мультимедийный контекст продвижения радиовещания в социальных сетях в аспекте медиаконвергенции // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 4-2. С. 190-192.

Горшкова Л.А., Трифонова В.В. Мультимедийный проект: учебное пособие. Самара: Издательство Самарского университета, 2021. 84 с.

Градюшко, А. А. Основы творческой деятельности веб-журналиста: учеб.- метод. пособие. Минск: БГУ, 2019. - 239 с.

Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. М.: 2010. 200 с.

Зверева Е.А., Шестерина А.М. Интерактивный компонент медиаконтента как средство формирования комьюнити // Медиалингвистика, 2023. Т. 10. № 3. С. 407-423.

Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. 304 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Качкаева А.Г., Шомова С.А. Понимая медиа. Медиаграмотность и критическая автономия в эпоху «коммуникативного капитализма», «эмпатичных медиа» и «чувствительных данных» // Социодиггер. 2021. Т. 2. № 6 (11). С. 4-46.

Кульчицкая Д.Ю. Мультимедиа и СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2013. № 2. С. 100-105.

Литвиненко И.В. Радиовещание и новейшие технологии (на примере сайта радиостанции «Вести FM») // Меди@ льманах. 2015. № 2 (67). С. 67-70.

Цифровые образовательные технологии на факультете журналистики МГУ: теория и практика: методическое пособие для преподавателей. М.: Факультет журналистики Московского гос. ун-та им. М. В. Ломоносова, 2021. 125 с.

Шестерина А.М. Особенности аудиовизуального компонента мультимедийных медиаформатов // Журналистика в цифровую эпоху: технологии и методология творчества. Минск: Белорусский государственный университет, 2024. С. 526-529.

Шомова С. А. Анна Качкаева: диалог с медиа // Челябинский гуманитарий. 2023. № 3 (64). С. 117-127.

Шомова С. А. Новые медиа и «новая этика»: к вопросу о ценностных трансформациях журналистской профессии // Меди@льманах, 2016. № 4 (75). С. 12-20.

Chan-Olmsted S.M. Introduction: Traditional media and the internet: The search for viable business models. International journal on media management, 2004, vol. 6, no. 1-2, pp. 2-3.

Deuze M. What is multimedia journalism? Journalism studies, 2004, vol. 5, no. 2, pp. 139-152.

Jacobson S. Emerging models of multimedia journalism: A content analysis of multimedia packages published on nytimes.com. Atlantic journal of communication, 2010, vol. 18, no. 2, pp. 63-78.

Pincus H., Wojcieszak M., Boomgarden H. Do multimedia matter? Cognitive and affective effects of embedded multimedia journalism. Journalism & Mass Communication Quarterly, 2017, vol. 94, no. 3, pp. 747-771.

Vázquez-Herrero J., van der Nat R. Blurring and redefining boundaries of journalism in the production and reception of interactive digital storytelling. Blurring Boundaries of Journalism in Digital Media: New Actors, Models and Practices. Cham: Springer International Publishing, 2023, pp. 153-167.

References

Alekseeva G.V. Specificity of the modem morning information block on Russian TV channels. Student and scientific and technical progress: Proceedings of the XLIII scientific Conference of young scientists, 2019, pp. 431-433. (In Russian)

Aslanova (Novatorova) S.V. Multimedia Context of Broadcasting Promotion in Social Networks in the Aspect of Media Convergence. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod, 2013, no. 4-2, pp. 190-192. (In Russian)

Chan-Olmsted S.M. Introduction: Traditional media and the internet: The search for viable business models. International journal on media management, 2004, vol. 6, no. 1-2, pp. 2-3.

Deuze M. What is multimedia journalism? Journalism studies, 2004, vol. 5, no. 2, pp. 139-152.

Digital educational technologies at the Faculty of Journalism of Moscow State University: theory and practice: a methodological guide for teachers. Moscow, 2021, 125 p. (In Russian)

Gorshkova L.A., Trifonova V.V. Multimedia project: a tutorial. Samara: Samara University Publishing House, 2021, 84 p. (In Russian)

Gradyushko, A. A. Fundamentals of creative activity of a web journalist. Minsk: Belarusian State University, 2019, 239 p. (In Russian)

How new media has changed journalism. 2012-2016. Yekaterinburg: University of the Humanities, 2016, 304 p. (In Russian)

Jacobson S. Emerging models of multimedia journalism: A content analysis of multimedia packages published on nytimes.com. Atlantic journal of communication, 2010, vol. 18, no. 2, pp. 63-78.

Journalism and convergence: why and how traditional media turn into multimedia. Moscow, 2010, 200 p. (In Russian)

Kachkaeva A.G. Understanding the media. Media literacy and critical autonomy in the era of «communicative capitalism», «empathic media» and «sensitive data». Sociodigger, 2014, vol. 2, no. 6 (11), pp. 4-46. (In Russian)

Kulchitskaya D.Y. Multimedia and the Mass media. Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2012, no. 12, pp. 100-105. (In Russian)

Litvinenko I.V. Radio Broadcasting and Recent Technologies (a Case Study of the Vesti FM Radio Station's Website). Medi@ lmanah, 2015, no 2 (67), pp. 67-70. (In Russian)

Pincus H., Wojcieszak M., Boomgarden H. Do multimedia matter? Cognitive and affective effects of embedded multimedia journalism. Journalism & Mass Communication Quarterly, 2017, vol. 94, no. 3, pp. 747-771.

Shesterina A.M. Features of the Audiovisual Component of Multimedia Media Formats. Journalism in the digital age: technologies and methodology of creativity. Minsk: Belarusian State University, 2024, pp. 526-529. (In Russian)

Shomova S.A. Anna Kachkaeva: dialogue with the media. Chelyabinskij Gumanitarij, 2023, no. 3 (64), pp. 117-127. (In Russian)

Shomova S.A. New Media and "New Ethics": Towards Value Transformations of the Journalism Profession. Medi@llmanakh, 2016, no. 4 (75), pp. 12-20. (In Russian)

Vázquez-Herrero J., van der Nat R. Blurring and redefining boundaries of journalism in the production and reception of interactive digital storytelling. Blurring Boundaries of Journalism in Digital Media: New Actors, Models and Practices. Cham: Springer International Publishing, 2023, pp. 153-167.

Zvereva E.A., Shesterina A.M. Interactive component of media content as a means of community formation. Media Linguistics, 2023, vol. 10, no. 3, pp. 407-423. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.