КОНВЕРГЕНТНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННУЮ
ЭПОХУ Вигандт М.В.
Вигандт Мария Валерьевна - бакалавр политологии, факультет истории, политологии и права, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва
Аннотация: в статье рассматривается стремительно прогрессирующая и плотно обосновавшаяся конвергентная журналистика, без которой сейчас нельзя представить работу современных СМИ в частности, и всю медиа-систему в целом. Учитывая ее особый вклад в историю журналистики, предназначение и функционал, автор считает необходимым рассмотреть поближе и рассказать о ее основных характеристиках и тенденциях развития в сетевом пространстве. Ключевые слова: конвергентная журналистика, интернет, медиа-сфера, контент, конвергентное содержание, реклама, прибыль, интеграция.
В современном мире сфера журналистики ежедневно подвергается активным изменениям. Появление всемирной паутины навсегда поменяло как подход профессионалов данной сферы к своей деятельности, так и восприятие журналистики ее ежедневными потребителями. К самому значительному результату развития данной сферы можно отнести факт появления электронных медиа, которые стремительно стали достойно и эффективно конкурировать с ее «традиционными» аналогами. Интернету понадобилось лишь 20 лет на то, чтобы стать одним из ключевых источников информации, а мобильные телефоны всего за несколько лет получили звание персональных медиа. В связи с этим, мир, ставший зависимым от Интернета, повлек за собой появление новой формы журналистики - конвергентной.
Само понятие «конвергенция» произошло от латинского слова сопуе^о -сближаю. В современных исследованиях медиа-конвергенцию чаще всего определяют либо как процесс слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс, либо как процесс взаимодействия различных СМИ для создания, обработки и распространения контента1.
Конвергентная журналистика представляет значительный интерес своей сущностью, и, как результат, становится новой и грядущей тенденцией в медиа-сфере. Медиа-конвергенция, так по-другому называют конвергентную журналистику, определяют как форму межведомственного сотрудничества, обычно с участием вещательных, печатных, фотографических и интернет-сайтов2.
Вместе с появлением понятия «конвергенция», современные технологии передачи информации значительно расширили возможности ее традиционных каналов. Так,
1 Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под общ. ред. А.Г. Качкаевой. М.: Аспект-Пресс, 2010.
2 Смирнов С.С. Медиахолдинги России. Национальный опыт концентрации СМИ. М.: МедиаМир, 2014.
если раньше обязанностью прессы было представлять тексты только в письменной, отчасти также в статично визуализированной форме, радио акцентировало внимание на аудиальных возможностях субъектов информационной деятельности, а телевидение максимально визуализировало и оживляло реальную информационную картину дня1. В современном мире под воздействием глобализации, технического прогресса и возросших информационных потребностей аудитории, все эти компоненты информационной культуры общества перемешались и частично объединились, что по сути из себя и представляет конвергентная журналистика.
Эта новая форма журналистики требует, чтобы специалист был квалифицирован более чем в одном виде деятельности. Например, конвергентный журналист мог бы написать статью для газеты и выпустить пакет передач для одной и той же новости всего за один день, что ранее не было возможным и востребованным во времена «традиционных» медиа. Конвергентная журналистика также добавляет больше элементов и деталей в новостную ленту, используя более одного канала, чтобы осветить и раскрыть основные проблемы. Теперь, когда вы заходите на веб-сайты, чтобы прочитать статью, вам, скорее всего, будет предоставлена информация, сопровождающаяся непосредственно статьей, а так же видеоклипом и серией фотографий по заданной тематике2.
Читателю гораздо привлекательнее получать и анализировать информацию не только в текстовом формате, но и если она будет сопровождаться фото- и видеоматериалами: это и есть основная формула медиа-конвергенции. Более того, этот новый тип журналистики делает репортера значительно привлекательнее для его будущих работодателей, так как навыки и знания специалиста, имеющего дело с конвергентной журналистикой значительно шире, чем у человека, ориентирующегося только в одной форме современных медиа.
Конвергентная журналистика требует нового подхода и мышления для журналистов3. Ее требования побуждают журналиста уметь предоставлять информацию не только в текстовом виде, но также профессионально транслировать тематический материал с использованием фоторепортажа и видеомонтажа, Они должны думать мультимедийно и заранее планировать перепрофилирование контента на разные платформы. Многие старые журналистские подходы и привычки ошибочны в новой медиа-среде. Например, цель газетных или телевизионных новостей - привлечь и удержать читателя или зрителя. В веб среде же читатель ожидает от репортера не только предоставление ценной и актуальной информации, а также ссылки, которые в случае необходимости направили бы читателя непосредственно к первоисточнику этой информации.
Конвергенция в целом и кросс-медийное производство в частности происходит во всех сферах новостной индустрии и имеет значение для большинства новостных работников. Это явление влияет, например, на повседневные условия работы с новостями, журналистскую иерархию, вопрос авторства и контроля журналистов над своими новостями, развитие общественного вещания в направлении государственных (мульти) СМИ. Конвергентное содержание — это не только текст и картинка, но уже мультимедийное цифровое содержание, распространяемое телекоммуникационными сетями.
1 Зиновьев И.В. Журналистика в информационном обществе: технологические итоги и творческие перспективы // Изв. Урал. федер. ун-та. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2012. № 1(98).
2 Силантьева О. Мультимедийная журналистика — это больше, чем «работать на сайте» [Электронный ресурс] // Сайт Оксаны Силантьевой Silamedia.ru, 22 июля 2013. URL: http://silamedia.ru/2013/07/irkutsk-2.
3 Бакулев Г.П. Конвергенция медиа и журналистика. - М.: ИПК, 2013. С. 79.
65
Конвергентная журналистика проявляется в различных формах. Специалисты по -разному ее классифицируют. Зачастую эксперты выделяют ее шесть форм: конвергенция сетей, терминалов, услуг, риторика, рынки и режимы регулирования. Определения конвергенции в журналистском контексте («конвергентной журналистики») имеют тенденцию стремиться к идеалу - «полной конвергенции», где ключевые люди и мультимедийные редакторы оценивают каждое новостное событие по существу и присваивают наиболее подходящую оценку для этой истории. Существуют также «гибридные команды журналистов», задача которых планировать, составлять репортажи и создавать сюжеты, определяя, какие части истории рассказываются наиболее эффективно в печатные, вещательные и цифровые формы.
Одной из основных статей дохода для СМИ всегда была реклама, конвергенция же помогает медиакомпаниям предлагать новые возможности для рекламодателей, а следовательно, способствует увеличению прибыли. Конвергенция позволяет предложить рекламодателю новые возможности размещения рекламы на разных медиаплатформах1. Таким образом, влияние и присутствие СМИ в повседневной жизни человека значительно возрастает. Конкурентная борьба между «новостными гигантами» обретает новые масштабы, что, в свою очередь, подталкивает их искать новые инновационные подходы к ведению конвергентной журналистской деятельности.
Понятия «конвергенция» и «интеграция» также часто употребляют как синонимичные, когда говорят об объединении газетной и интернет-редакции. Ряд экспертов отмечают, что «конвергенция СМИ», «интеграция СМИ» - это практически тождественные понятия и означают соединение двух продуктов, например, печатной и электронной версии газеты.
Но напомним, что все-таки чаще под объединенной (или интегрированной) редакцией подразумевается объединение в одном физическом пространстве журналистов, готовящих печатную версию издания и его интернет-версию, а под мультимедийной (или конвергентной редакцией) - объединение в одном физическом пространстве сотрудников из ранее различных СМИ (печатного издания, вещательных ресурсов) вместе с их интернет-сайтами (и возможно с фотослужбой, отделами продаж и рекламы) на базе одной редакции и одного СМИ, как правило, на базе печатного издания, к которому добавляется FM радио- и (или) аналоговый, кабельный ТВ-канал.
Как мы видим, термины "конвергенция" и "интеграция" часто употребляются как синонимы и лишь немногие эксперты различают эти понятия. Между тем, конвергенция и интеграция по своей сути совершенно разные понятия. Конвергенция является лишь процессом, тогда как интеграция представляет собой возможный результат этого процесса. Во-первых, в основе интеграции различных медиа не обязательно лежит процесс дигитализации (оцифровки содержания), что принципиально для процесса конвергенции2. Так, например, интеграция возможна на базе простого сотрудничества и примеры сотрудничества между разными СМИ существовали задолго до того, как в журналистских кругах заговорили о процессе медиаконвергенции.
1 Фомина Н.Ю. Мультимедийная журналистика: инструменты, опыт применения в пермских СМИ [Электронный ресурс] / Н. Фомина // Вернадский - интерактивный архив научных и образовательных работ, 22 июня 2014. URL: http://vernsky.ru/pubs/2620/Multimediynaya_zhurnalistika_instrumenty_opyt_primeneniya_v_permsk ih_SMI
2 Калмыков А.А. Конвергенция - возможность универсального журнализма в рамках профессиональной идентичности [Электронный ресурс] // Вестник электронных и печатных СМИ, 16 нояб. 2011. №16. URL: http://www.ipk.ru/index.php?id=2231.
66
Во-вторых, при объединении ранее различных СМИ в процессе конвергенции под единым брендом ключевым фактором является совместное производство контента. В результате интеграции СМИ могут быть объединены под единым брендом (входить в один холдинг), но не производить совместно контент.
Таким образом, современная медиа журналистика претерпевает значительные изменения. Традиционные формы и методы предоставления информации ее потребителю постепенно отходят на второй план. В то же время на смену им приходят новые способы распространения тематических и новостных материалов. Именно поэтому сейчас набирает обороты конвергентная журналистика, которая представляет собой слияние, интеграцию информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс. Одно из главных ее требований является взращивание многопрофильных и квалифицированных специалистов, способных качественно донести информацию до потребителей, используя для этого ряд различных цифровых инструментов. Данный современный подход в журналистике также благоприятно влияет на сферу рекламы среди новостных компаний. Медиакомпании предлагают новые возможности для рекламодателей, а это, следовательно, способствует увеличению прибыли. Конвергентная журналистика в наши дни без преувеличений является важной и преобладающей движущей силой, которая кардинально изменила подход журналистов к их ведению профессиональной деятельности.
Список литературы
1. БакулевГ.П. Конвергенция медиа и журналистика. М.: ИПК, 2013. С. 79.
2. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под общ. ред. А. Г. Качкаевой. М.: Аспект-Пресс, 2010.
3. Зиновьев И.В. Журналистика в информационном обществе: технологические итоги и творческие перспективы // Изв. Урал. федер. ун-та. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры, 2012. № 1(98). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://silamedia.ru/2013/07/irkutsk-2/ (дата обращения: 22.07.2019).
4. Калмыков А.А. Конвергенция - возможность универсального журнализма в рамках профессиональной идентичности. [Электронный ресурс] // Вестник электронных и печатных СМИ, 16 нояб., 2011. № 16. Режим доступа: http://www.ipk.ru/index.php?id=2231/ (дата обращения: 22.07.2019).
5. Пак Е.М. Жанрообразование в сетевых СМИ: творческие и технологические факторы: дис. канд. филол. наук. СПб., 2014. 260 с.
6. Силантьева О. Мультимедийная журналистика — это больше, чем «работать на сайте» [Электронный ресурс]. Режим доступа: // Сайт Оксаны Силантьевой Silamedia.ru, 22 июля 2013/ (дата обращения: 22.07.2019).
7. Смирнов С.С. Медиахолдинги России. Национальный опыт концентрации СМИ. М.: МедиаМир, 2014.
8. Фомина Н.Ю. Мультимедийная журналистика: инструменты, опыт применения в пермских СМИ [Электронный ресурс] / Н. Фомина // Вернадский - интерактивный архив научных и образовательных работ, 22 июня 2014. Режим доступа: http://vernsky.ru/pubs/2620/Multimediynaya_zhumalistika_instrumenty_opyt_primenen iya_v_permskih_SMI/ (дата обращения: 22.07.2019).