УДК 78
Вартанян А.А.
студент магистратуры Институт современного искусства (г. Москва, Россия)
КОНЦЕРТНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭСТРАДНЫХ ПЕСЕН В СТИЛЕ ПОП-РОК: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ
Аннотация: в статье рассматриваются художественные аспекты концертного исполнения современных эстрадных песен в стиле поп-рок, анализируется ряд концертных выступлений популярных исполнителей поп-рока с точки зрения музыкальных элементов (мелодия, ритм, гармония, тембр), сценического движения, костюмов, освещения и звуковой аппаратуры. В результате исследования автор пришёл к выводу, что концертное исполнение поп-роковых песен характеризуется: приоритезацией визуальной части, взаимодействие с аудиторией, интеграция технологий.
Ключевые слова: поп-рок, эстрадная песня, концертное исполнение, художественные аспекты, музыкальные инструменты, вокал, режиссура, звуковой дизайн, световое оформление, визуальные эффекты.
Концертное исполнение современных эстрадных песен в стиле поп-рок представляет собой художественную форму, которая объединяет элементы различных видов искусства, таких как пение, музыка, танцы и зрелища. Основными эстетическими целями такого концертного выступления являются удовлетворение эстетических потребностей зрителей путем создания разноплановых композиций современными исполнителями, а также продемонстрировать исполнительские способности музыкантов и их коллективную игру на сцене [8, стр. 20-25].
Для достижения этих целей музыканты и артисты должны избегать небрежного подхода в подготовке к выступлению. Обучение музыке, изучение
текстов песен, разработка сценических танцевальных номеров и внесение улучшений в одежду и сценическое оформление, - всё это составляет важную часть работы над концертом [2, стр. 54-55].
Особую ценность представления определяет выбор композиций, отличающихся узнаваемыми мелодиями, вокалом и текстом. Эти песни должны быть энергичными, легкими в восприятии и предпочтительно рассказывающими историю, подходящую возрасту зрителей. Также следует учитывать временной промежуток между песнями для поддержания внимания и подбора синхронизированных с темпом выступления настроения у публики.
Акцентирование на эмоциональной спирали публики путём использования звукового и визуального ряда, способствующего постоянному повышению динамики представления, является одним из основных элементов постановочного мастерства. Кроме того, участие музыкантов и исполнителей в оформлении сцены, элегантной позе и физической устремленности на сцену имеют важное значение для усиления впечатления от концерта. [8, стр. 20-25].
В целом, концертное исполнение современных эстрадных песен в стиле поп-рок является видом искусства, способствующим развлечению зрителей. [6, стр. 57-60].
Роль хореографии.
Хореография - еще один ключевой ингредиент поп-рок выступлений. То, как артисты двигаются на сцене, может поднять шоу на новую высоту. Представьте себе группу, которая синхронно прыгает и танцует, а их движения соответствуют ритму музыки. Это не просто шоу, это придает выступлению глубину. Вы словно наблюдаете за ожившей танцевальной вечеринкой, и вам хочется присоединиться к ней. А вы когда-нибудь подражали их движениям?
Взаимодействие с аудиторией и создание сообщества.
Артисты часто общаются с публикой во время выступлений, создавая ощущение общности. Это взаимодействие может варьироваться от простых приветствий до приглашения поклонников на сцену. Артист как будто протягивает руку и говорит: «Вы важны!». Такая связь превращает концерт в
интимную встречу. Когда толпа аплодирует и хлопает, все как будто говорят: «Мы вместе!».
Влияние современных технологий.
Технологии играют огромную роль в формировании современных поп-рок-концертов. Благодаря высококачественным звуковым системам и спецэффектам артисты могут творить волшебство на сцене. На визуальных экранах отображаются живые кадры, тексты песен или креативные анимации, которые дополняют рассказ. Аудитория словно попадает в другой мир, где все органично сочетается: визуальные эффекты, мелодия и ритм.
Концертное исполнение песен современного поп-рока часто вызывает вопросы о художественных аспектах, которые упускаются из виду в угоду зрелищности. В то время как современная музыка, несомненно, процветает за счет запоминающихся хитов и отточенного производства, живые выступления иногда кажутся простым повторением студийных записей, а не возможностью для подлинного художественного выражения.
Одним из важнейших аспектов является использование заранее записанных бэк-треков, которые могут снизить аутентичность выступления. Во многих случаях артисты отдают предпочтение визуальным элементам, таким как сложные декорации и хореографические постановки, а не вокальному мастерству и музыкальности. Такой сдвиг в сторону развлекательности, а не артистизма, может привести к разрыву между исполнителем и аудиторией.
Кроме того, многие концерты поп-рока имеют тенденцию следовать предсказуемым формулам, которые подавляют творчество. Давление, связанное с необходимостью исполнять хиты, часто приводит к тому, что сет-листы не отличаются разнообразием и глубиной, а поклонники жаждут чего-то большего, чем просто серии хит-парадов. Поскольку аудитория становится все более разборчивой, артистам необходимо искать инновационные способы представления своей музыки вживую, позволяющие импровизировать и эмоционально вовлекать слушателей, что действительно отражает дух современного поп-рока.
1) We are young (feat. Janelle Monae) by Fun. 2011 single by fun. featuring Janelle Monae: Fun. - "We Are Young" Live (720p HD) at Lollapalooza on August 5, 2012.
Хореография в выступлении минимальная. Выступление больше фокусируется на энергетике и взаимодействии музыкантов с публикой, чем на сложной хореографии. Движения скорее импровизационные и естественные. Визуальные эффекты просты. Основной визуальный акцент - на самих исполнителях и их энергии. Использование технологий несложное. Звуковая аппаратура, стандартное освещение для концертного выступления. Световые эффекты стандартны. Изменение интенсивности света, использование цветных фильтров, синхронизация с музыкой.
2) Viva la vida by coldplay 2008 single by Coldplay 2007-2008: Coldplay - Viva La Vida (Live in Madrid 2011).
Хореография минимальная, но более сложная. Использование экрана с графикой, которая дополняет атмосферу песни. Возможно, использовались проекции или специальные эффекты на сцене. Игра света и тени, различные цветовые решения, синхронизация с музыкой и видео.
3) Firework 2010 single by Katy Perry: Katy Perry Firework Live on Letterman August 2010 (HD 1080).
Хореография включает в себя элементы современного танца. Танцоры дополняют выступление певицы. Использование пиротехники (фейерверки), которые являются ключевым элементом концепции песни и выступления.
4) Rolling in the Deep Original song written and composed by Adele and Paul Epworth, first recorded by Adele 2011: Music video by Adele performing Rolling in the Deep. (C) 2011 XL Recordings Ltd.
Постановочная, экспрессивная и театральная хореография, отражающая настроение песни. Основные визуальные эффекты создаются с помощью режиссуры, костюмов и декораций. Выразительная игра света и тени, использование символики и метафор. Световое оформление используется для создания нужной атмосферы в каждой сцене, подчеркивая эмоции и
настроение. Менее технологически сложное, чем в живых выступлениях, но очень выразительное.
Из данного сравнения видно, что использование технологий, хореографии и световых эффектов в музыкальных выступлениях зависит от жанра музыки, стиля исполнителя и бюджета. Менее сложные постановка и эффекты были присущи рок-группам (Fun., Coldplay), в то время как поп-исполнители (Katy Perry) использовали более сложные визуальные элементы, включая пиротехнику и хореографию. Музыкальное видео Adele заняло промежуточное положение, фокусируясь на сильных режиссерских решениях и кинематографическом подходе. Все примеры демонстрируют, как различные компоненты — хореография, визуальные эффекты, технологии и свет — могут взаимодействовать для создания целостного и запоминающегося выступления. Каждый из этих элементов играет важную роль в успехе выступления артиста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Васильев, В. А. Основы вокальной техники / В. А. Васильев. — Москва : Музыка, 2010. — 207 с.;
2. Зайцев, И. Д. Пение. Вокальный метод / И. Д. Зайцев. — Санкт-Петербург : Композитор, 2003. — 208 с.;
3. Кларк, Дж. Рок-музыка: новая история / Дж. Кларк. — Москва : АСТ, 2007. — 576 с.;
4. Козлов, С. В. Секреты вокального мастерства / С. В. Козлов. — Москва : Издательство «НПФ «Музыка», 2012. — 160 с.;
5. Ливерман, Д. Поп-музыка: от рок-н-ролла до хип-хопа / Д. Ливерман. — Москва : АСТ, 2003. — 416 с.;
6. Рахлина, Т. Е. Современный вокал: техника и стиль / Т. Е. Рахлина. — Москва : Музыка, 2008. — 223 с.;
7. Розенблюм, А. В. История поп-музыки / А. В. Розенблюм. — Москва : Музыка, 2007. — 288 с.;
8. Синявская, И. К. О вокальном искусстве. Статьи, воспоминания / И. К. Синявская. — Москва : Музыка, 1980. — 126 с
Vartanyan A.A.
Institute of Contemporary Art (Moscow, Russia)
CONCERT PERFORMANCE MODERN POP SONGS IN STYLE OF POP-ROCK: ARTISTIC ASPECTS
Abstract: the article examines the artistic aspects of the concert performance of modern pop-rock pop songs, analyzes a number of concert performances by popular pop-rock performers in terms of musical elements (melody, rhythm, harmony, timbre), stage movement, costumes, lighting and sound equipment. As a result of the research, the author came to the conclusion that the concert performance of pop-rock songs is characterized by: prioritization of the visual part, interaction with the audience, technology integration.
Keywords: pop-rock, pop song, concert performance, artistic aspects, musical instruments, vocals, stage direction, sound design, lighting design, visual effects.