концЕпты правда и истина и способы их объективации
м.в. ПИМЕНОВА
concepts "pravda" (truth) AND "istina" (truth) and means of THEIR
language representation
M.V. PiMENOVA
Статья посвящена основополагающим концептам русской лингвокультуры «правда» и «истина». В ней рассматриваются разнообразные способы объективации концептов, выделяются основные концептуальные признаки, входящие в структуру каждого концепта.
Ключевые слова: концепт, концептуализация, концептуальные признаки, слова-дублеты.
The article deals with the basic concepts of the Russian culture "pravda" (truth) and "istina" (truth). Different means of language representation of the concepts are given, the basic conceptual features forming the structure of each concept are analysed in it.
Keywords: concept, conceptualization, conceptual features, words-duplicate.
Исследование структуры концепта остается одной из важных проблем современной лингвистики и концептологии в частности. Под структурой концепта понимается совокупность всех потенциальных признаков, свойственных тому или иному концепту. Концепт - это «национальный ментальный образ, некая идея, которая имеет сложную структуру представления, реализуемую различными языковыми средствами» (Пименова 2002: 100).
Структура концепта традиционно представляется в виде набора признаков. Ряд лингвистов говорит о совокупности концептуальных признаков, составляющих структуру концепта1, причем набор и сочетание признаков носит национально-специфичный характер. При этом отмечается сложная внутренняя структура самого концептуального признака, который, в зависимости от уровня анализа, может быть подразделен на ряд других признаков. С другой стороны, каждый признак -это особый концепт.
Концепт рассматривается не просто как некая аморфная совокупность компонентов, простая сумма признаков, а как иерархически организованная система, обладающая явными признаками самоподобия. Основным свойством концептов нередко считается их неизолированность, связанность с другими, такими же.
Процесс концептуализации есть процесс идентификации искомого за счет выявления признаков. Концептуальная структура формируется шестью классами признаков (Пименова 2007: 17): мотивирующим признаком слова - репрезентанта концепта (иногда могут существовать несколько мотивирующих признаков, это зависит от истории слова), образными признаками (выявляемыми через сочетаемост-ные свойства слова - репрезентанта концепта), понятийными признаками, объективированными в виде семантических компонентов слова - репрезентанта концепта, ценностными признаками (актуализируемыми как в виде коннотаций, так и в сочетаниях со словом - репрезентантом концепта), функциональными признаками, сим-
1 «Концепт - это сложный комплекс признаков, исследование которых позволяет определить структуру искомого концепта. Опираясь на тексты, возможно выявить практически весь набор признаков, формирующих структуру того или иного концепта» (Пименова 2002: 104).
волическими признаками - выражающими сложные мифологические, религиозные или иные культурные понятия, закрепленные за словом - репрезентантом концепта. Понятие есть часть концепта; понятийные признаки входят в структуру концепта. Процессы концептуализации и категоризации тесно взаимосвязаны и взаимопере-плетены между собой. Эти процессы помогают нам вычленить некий объект - реально или виртуально существующий - из общего фона подобных объектов, наделить его общими с другими и присущими только ему одному признаками.
Сопоставим структуры концептов правда и истина с позиций доминирующих их признаков. Правда и истина - два самостоятельных концепта. Хотя некоторые лингвисты считают их репрезентанты словами-дублетами.
Истина в современном русском языке определяется как «1. То, что соответствует действительности, действительное положение вещей; правда; подлинность, правдивость; нравственный идеал, справедливость, добро; 2. Филос. Верное отражение объективной действительности в сознании человека (ср.: Потом говорено было о том, что есть тайное сочувствие между душами; эта истина скреплена была несколькими точками, занявшими почти полстроки; потом следовало несколько мыслей, весьма замечательных по своей справедливости... Гоголь. Мёртвые души); 3. Положение, утверждение, суждение, установленное наукой, проверенное практикой, опытом (ср.: Голова его представляла сложный архив мёртвых дел, лиц, эпох, цифр, религий, ничем не связанных политико-экономических, математических или других истин, задач, положений и т.п. Гончаров. Обломов)» (СРЯ I: 689).
Правда имеет более широкое поле толкований: «1. то, что соответствует действительности; истина; то, что представляется кому-либо правильным, верным с точки зрения морали, этики; то, чем должен руководствоваться человек в своих поступках; реалистическое изображение жизненных явлений в художественном произведении, на сцене и т.п.; 2. То, что исполнено истины; правдивость; разг. Правильность суждений или поступков; правота; 3. Справедливость, порядок, основанный на справедливости; 4. Ист. В составе средневековых названий сводов законов (Русская Правда. Саллическая Правда); 5. В знач. нареч. Верно, справедливо, в самом деле. Употребляется для подтверждения слов собеседника, означает «действительно», «в самом деле так»; 6. В знач. вводн. сл. Действительно, в самом деле; 7. В знач. уступительного союза хотя» (СРЯ III: 351).
Как отмечает И. И. Срезневский, «др.-рус. (Дог. Игор. 945 г.) и ст.-сл. истина -«правда», «верность», «законность» (Срезневский I: 1144). П. Я. Черных пишет, что старшее значение слова истина - «то, что соответствует действительности», «нечто подлинное», «нечто настоящее» (Черных I: 360).
Как указывали некоторые исследователи, истина соотносится с Богом, правда -с жизнью (Будь прав или виновен он Пред нашей правдою земною, Навек он высшею рукою В «цареубийцы» заклеймен. Тютчев. 29-е января 1837). Эпитеты истины подтверждают такую связь. Истина, как Бог, бывает бессмертная, великая, вечная, высокая. В этих эпитетах также «прочитываются» функции Бога - быть спасителем, утешителем, успокоителем (истина спасительная/ успокоительная/ утешительная). Эпитеты, свойственные правде, определяют похожую, но не совсем идентичную связь с Богом. Как бог, правда бывает бессмертная, большая, великая, вечная, вселенская, нетленная, совершенная. функции, свойственные Богу-правде, своеобразны: правда может быть грозная, беспощадная, беспристрастная, жестокая, резкая, строгая, суровая, ужасная, утешительная. Всё это указывает на функции Бога - быть судьёй и вершителем судеб. Бог карает и милует, его решения кажутся
жестокими и суровыми. Общими категориальными признаками истины и правды выступают святость, вечность, утешительность.
У правды и истины возможно совмещение и взаимодополнение признаков (правда-истина). Истина может выступать в качестве постоянного и неизменного признака по отношению к правде (истинная правда; но *правдивая истина). Истину отличает от правды признак неизменности, постоянности (Кто же умён и хорош? Кто же всегда одинаков? Истине друг и родня? Некрасов. Песни о свободном слове. Публика).
Известная метафора жизни - путь - свойственна и для описания ситуации поиска истины и правды. Пути жизни бывают истинными и ложными; истинный путь трудно отыскать самостоятельно, необходима помощь извне. На такой путь направляет тот, кто его знает (направить/ наставить/ обратить/ вводить кого на путь истинный). Обычно это связано и поиском духовного пути, желанием душевного спасения. Правда - крепость духа (ср.: Да будет дух его спокоен И в правде твёрд, как божий херувим. Лермонтов. Ребёнка милого рожденье...). Житейские истины известны всем, их называют прописными, общеизвестными; метафоры пути истины определяют такие пути, как избитые, истертые, стёртые, ходячие (в последнем случае - метонимический перенос). Правда так же описывается метафорами пути. Наставляют на путь правый - правильный. Это трудный путь, истинный, преодоление его требует воли, в отличие от неправого пути (ср.: Стоять он будет на пути В недоумении, в тревоге И думать: глупо умирать, Чтоб им яснее доказать Что прочен только путь неправый... Некрасов. Зачем меня на части рвёте.). Жизнь прожить можно правдиво, но не истинно (Подай, Фелица! Наставленье: Как пышно и правдиво жить, Как укрощать страстей волненье И счастливым на свете быть? Державин. фелица). Для русской народной культуры свойственно искание правды; люди - искатели правды - вызывали особое уважение, это искатели истинного духовного пути, бунтари. Их называли людьми большой совести. Искатели истины - духовные провидцы (Свет плоти - солнце, свет духа - истина - посл.). Поиски правды необходимо начать с себя (Не ищи правды в других, коли в тебе её нет - посл.).
Есть две конечные цели пути жизни - земное благо (богатство) или истина (Золота мне не нужно, я ищу одной истины. Пушкин. Сцены из рыцарских времён). Истина и правда - это некое знание, которое не каждый человек может усвоить (истина/правда святая), при это истину ведают (и именно она спасает), а правду -знают (-Послали в Клин нарочного, Всю истину доведали, - Филипушку спасли. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо). Узнать правду - основное желание обманутого человека (Коли знать всю правду хочется... Некрасов. Коробейники). Другими словами, истина - это знание онтологическое, правда - знание гносеологическое. При этом истина - духовное знание, знание божественного устроения мира, скрытое в знаках этого мира (прописные истины), правда - знание обыденное, повседневное (житейская правда). Вот такая реликтовая классификация знаний, сохраненная русским языком.
Истина божественная - это сокровенное, тайное знание (догадываться об истине). Такое знание не сиюминутное, а сохранённое в веках (А ты, поэт! Избранник неба, Глашатай истин вековых, Не верь, что не имущий хлеба Не стоит вещих струн твоих! Некрасов. Поэт и гражданин). Восприятие истин выражается в метафорах зеркала: в разуме, как в зеркале, отображаются истины (В яркой истины зерцале Образ твой очам блестит... Тютчев. Песнь радости). Житейская истина, наоборот, азбучная, банальная, безусловная, бесспорная, грошовая, дешёвая, зата-
сканная разг., пошлая устар., прописная, простая, тривиальная, хрестоматийная, элементарная. Познание житейской истины (как и правды) описывается метафорами зрительного восприятия (очевидная правда/ истина, самоочевидная истина; ср. также: Седый собор Ареопага, На истину смотря в очки, Насчет общественного блага Нередко ей давал щелчки... Державин. На смерть графини Румянцевой).
Истина есть тайна, сокрытая от человека. Человек может только догадываться об истине. Истина сама открывается познающему. И такое событие представляется метафорой озарения (меня озарило/осенило). Иногда человек приукрашивает то, что, по его мнению, считается истиной, в этом ему помогает воображение (Оставя мысли, принялся я за повести, но, не умея с непривычки расположить вымышленное происшествие, я избрал замечательные анекдоты, некогда мною слышанные от разных особ, и старалася украсить истину живостию рассказа, а иногда и цветами моего воображения. Пушкин. История села Горюхина). И тогда истина скрыта ложью мнения (Пусть истину скрывает ложь: Что ж делать? Все мы человеки!.. Лермонтов. Жалобы турка). Истину, как и правду, можно раскрыть перед кем-либо (раскрыть правду/истину перед кем). Человек носит в себе правду. Правду он может открыть или скрыть ([Поэт:] Но, сколько б ни было причин, Я горькой правды не скрываю И робко голову склоняю При слове «честный гражданин». Некрасов. Поэт и гражданин). Как пишет Н.Д. Арутюнова, «истина скрыта от человека по природе вещей, правда - по воле человека. Истина сокровенна, правда - укрываема; истина есть тайна, оберегаемая миром, правда - секрет, хранимый человеком» (Арутюнова 1991: 28).
Правда ассоциативно связана с верой (-Ну, Андрей, служил ты мне верой-правдой, сослужи ещё одну службу: сходи на тот свет, узнай, как поживает мой батюшка. А.Толстой. Поди туда, не знаю куда), истина - это некое убеждение (Как бы твёрдо он был убеждён в истинах, открытых ему его благодетелем... Л.Толстой. Война и мир), в котором можно усомниться (Мрак неизвестности окружал его как некоего древнего полубога; иногда я даже сомневался в истине его существования. Пушкин. История села Горюхина). Вера и правда в таком случае иррациональны, а истина - рациональна (ср.: Истина с земли, а правда с небес псалт.). Недаром у концепта разум в русском языке объективируются признаки Бога (ср.: верить в высший разум). Вере и правде служат как некой верховной силе -светоносному Богу (служить по вере и по правде устар.; верой и правдой служить кому; Наша вера - в силе. Наша правда - в нас! Есенин. Инония; В груди его вера святая царит, Что правда сильнее булата! Архангельский. В дороге; И до конца я веры не утрачу, Что озарит наш мир любви и правды свет. Плещеев. Призраки). Правда - это отражение света Бога-истины (ср.: Правда - свет разума посл.). В возможность правды, как Бога, верят ([Пьер] испытывал несчастную способность многих, особенно русских людей, - способность видеть и верить в возможность добра и правды и слишком ясно видеть зло и ложь жизни, для того чтобы в силах принимать в ней серьёзное участие. Л.Толстой. Война и мир). Не всякая вера является истинной; истинной вере учат народ посланники Бога («Послан-де я от бога учить вас истинной вере, апостолы Пётр и Павел мне сородичи...» А. Толстой. Пётр Первый). Удел таких посланников - возвещать о святых истинах (Счастлив, кто гласом твёрдым, смелым, Забыв их сан, забыв их трон, Вещать тиранам закоснелым Святые истины рождён! И ты великим сим уделом, О муз питомец, награждён! Тютчев. К оде Пушкина Вольность). Сама вера на Руси называется православной - по правильному слову, которым славят Бога. Бог защищает правых
(Воскресни, боже! боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых, И будь един царём земли! Державин. Властителям и судьям).
Правду и истину сближает ещё один общий концептуальный признак - 'правда-истина-содержание/ смысл слов' или 'Логос' (ни слова правды). Правда хранится в сердце, а ум решает - открывать ли ее другим (-Мы убогим нашим умишком порешили сказать вам, великим государям, правду... А.Толстой. Пётр Первый). Логос-правду-истину отличают признаки беспристрастности (Вот слово правды беспристрастной: Блажен болтающий поэт И жалок гражданин безгласный! Некрасов. Поэт и гражданин), откровения («Вострепещи, мурза несчастный! И страшны истины внемли, Которым стихотворцы страстны Едва ли верят на земли; Одно к тебе лишь доброхотство Мне их открыть велит. Державин. Видение мурзы), невозможности усвоить каждому (Он тех людей узрит гробницы, Их эпитафии пройдёт, Времён тогдашних небылицы За речи истинны почтёт, Не мысля, что в сём месте сгнили Сердца, которые любили!.. Лермонтов. Оставленная пустынь предо мною.). Не всем дано распознать в словах правду (Его лукавая насмешливая улыбка всё сбивает с толку, и не знаешь: правду говорит или глумится, своё держит на уме. Фурманов. Мятеж), как не всем дано говорить правду (Да правды из мошенника И топором не вырубишь, Что тени из стены! Некрасов. Кому на Руси жить хорошо).
Истина целостна и неделима, правда членима. Мельчайшие единицы измерения правды связаны с водой и веществом (капля/ частица правды), при этом правда ассоциируется со вкусовыми ощущениями (горькая правда). Большее количество правды неопределённо (В этом много Правды горькой и простой, Но ведь это против бога, Против веры... ой! ой! ой! Некрасов. Песни о свободном слове. Осторожность; Подзадорили детинушку - Он почти всю правду бух! Некрасов. Коробейники). Правду говорят всю или её часть (Неясный инстинкт сказал Пьеру, что в этих оговорках и повторяемых просьбах сказать всю правду выражалось недоброжелательство княжны Марьи к своей будущей невестке... Л.Толстой. Война и мир).
Истина - это внутренний голос ([Шуйский:] Но знаешь сам: бессмысленная чернь Изменчива, мятежна, суеверна, Легко пустой надежде предана, Мгновенному внушению послушна, Для истины глуха и равнодушна, И баснями питается она. Пушкин. Борис Годунов). Такой голос традиционно ассоциируется с совестью. Истинность - постоянный признак совести. Однако совесть выше правды; совесть - от Бога, значит совесть - это истина (Я тебя в этом уверяю по истинной совести. Гоголь. Мёртвые души). Концептуально совесть связана и с правдой (по совести говоря - по правде говоря). Совесть и правда в русской языковой картине мира в определённых контекстах выступают в качестве синонимов ([Чацкий:] Ей всё равно, другой ли, я ли, Никем по совести она не дорожит. Грибоедов. Горе от ума; ср.: по правде никем не дорожить; -Сделайте милость, - не в службу, а в дружбу; съездите вы в К-ой уезд, разузнайте вы это дело по совести. Лесков. Язвительный; ср.: разузнать всё по правде «как на самом деле»; Ты дай нам слово верное На нашу речь мужицкую Без смеху и без хитрости, По совести, по разуму, По правде отвечать. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо; Иван Артемьевич понимал, что нужно слушаться дочери в этих делах. Но, по совести, жил скучновато. А. Толстой. Пётр Первый). Совестью, как правдой, могут поступиться (поступаться/ поступиться (своей) совестью). Восприятие правды, описываемой метафорами света; такое восприятие отождествляется со знанием, пониманием (И вдруг ужасная правда осветила его совесть, но освежила поздно, без пользы, уже тогда,
когда перед глазами стоял лишь бесповоротный и непоправимый факт. Салтыков-Щедрин. Господа Головлёвы). Внутренняя чистота - важный фактор жизни человека. Незапятнанность совести требует соблюдения правды, но не истины (За то, что соблюдал правду, что был чист на своей совести, что подавал руку и вдовице беспомощной, и сироте-горемыке!... Гоголь. Мёртвые души).
Правда и совесть - это мерило нравственности, добродетели (-Одно, что тяжело для меня, - я тебе по правде скажу, Andre, - это образ мыслей отца в религиозном отношении. Л.Толстой. Война и мир; Где совесть с правдой обитают? Державин. Фелица), отсюда - правая совесть. Совесть - это справедливость (-Не я ли в удовольствие ваше, то есть по совести и по справедливости, показал, что Дубровские владеют Кистенёвкой безо всякого на то права, а единственно по снисхождению вашему. Пушкин. Дубровский). Совесть и правда понимаются как жизненная сила (Сила народная, Сила могучая - Совесть спокойная, Правда живучая! Некрасов. Кому на Руси жить хорошо; ср.: Сила с неправдою Не уживается, Жертва неправдою Не вызывается... Некрасов. Кому на Руси жить хорошо). Совесть-правда локализуется в душе и сердце (-Послушай, милая моя невестушка, сказал он подумавши, без гнева, но с важностью: ты такая умница, что я скажу тебе правду без обиняков. Я не люблю ничего держать на душе. Аксаков. Семейная хроника; Сии сердца, в которых правды нет, Они, о друг, бегут, как приговора, Твоей любви младенческого взора, Он страшен им, как память детских лет. Тютчев. К Н.). Правда в народном восприятии наполняет сердце, хранится в нем (Злобою сердце питаться устало - Много в ней правды, да радости мало. Некрасов. Саша).
Правда в жизни воспринимается при помощи внутренних чувств - интуиции, чутья (Я чувствую, что, кроме меня, надо мной живут духи и что в этом мире есть правда. Л.Толстой. Война и мир), инстинкта (Наташа успокоивалась на мгновенье, но потом опять какой-то инстинкт говорил ей, что хотя всё это и правда и ничего не было,- инстинкт говорил ей, что вся прежняя чистота любви её к князю Андрею погибла. Л.Толстой. Война и мир). Правда индивидуальна, каждый знает свою правду (И твоя правда, и моя правда, и везде правда - а нигде её нет посл.; Правда твоя, правда моя, а где она? посл.; [Сальери:] Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет - и выше. Для меня Так это ясно, как простая гамма. Пушкин. Моцарт и Сальери).
Мир истины и правды отделяет тонкая черта от мира земного ([Штольц] считал себя счастливым уже и тем, что мог держаться на одной высоте и, скача на коньке чувства, не проскакать тонкой черты, отделяющей мир чувства от мира лжи и сентиментальности, мир истины от мира смешного, или, скача обратно, не заскакать на песчаную, сухую почву жесткости, умничанья, недоверия, мелочи, оскопления сердца. Гончаров. Обломов). Как указывает А.Д. Шмелёв, «истина ... принадлежит Богу, или «горнему» миру. Правда с этой точки зрения оказывается "приземлённой", относящейся к "дольнему" миру. Это различие отчётливо видно из семантики сочетаний познать истину (без указания источника) и узнать (у кого-л. или от кого-л.) правду» (Шмелёв 2002: 192).
Правда описывается метафорами солнца (немеркнущая правда; [Патриарх:] Ты тихо ждёшь - да пройдёт заблужденье: Оно пройдёт, и солнце правды вечной Всех озарит. Пушкин. Борис Годунов; Над всею Русью тишина, Но - не предшественница сна: Ей солнце правды в очи блещет, И думу думает она. Некрасов. Тишина; «Но, - говорит, - не слабейте душою: Солнышко правды взойдёт над
землёю!» Некрасов. Саша) и света (светлая правда; Правда светлее солнца посл.; И до конца я веры не утрачу, Что озарит наш мир любви и правды свет. Плещеев. Призраки). Правда горячая, как солнце (правда обжигает сердце; ср. также: На правду да на смерть, что на солнце: во все глаза не взглянешь посл.; жгучая правда). Истина холодная, как космос; человека такая истина не согревает. Истина выше правды, она находится выше солнца. Истина отождествляется со всеми звездами-солнцами (ср.: Когда на лучший мир покину дольный прах, Тот мир, где нет сирот, где вере исполненье, Где солнцы истины в нетленных небесах?.. Тютчев. Одиночество). Трон истины одновременно в небе и груди человека (В его дела и чувства Гармонию внести лишь можешь ты. В твоей груди, гонимый жрец искусства, Трон истины, любви и красоты. Некрасов. Поэту). Правда царит в небе, но связана она с солнцем, отсюда её ассоциации с творчеством (Не робеть перед правдой-царицею Научила ты Музу мою. Некрасов. Рыцарь на час).
В русской языковой картине мира истина и правда объективируются антропоморфными признаками; ср. схожие признаки внешности истины (истина голая/ нагая/ обнаженная/ страшная; Тогда лишь истина явилась С своей ужасной наготой. Пушкин. Полтава), правды (правда голая/ нагая/ неприкрытая/ оголённая/ страшная; встреться/ столкнуться лицом к лицу с правдой); физические признаки правды (живая/ трезвая правда); эмоциональные признаки истины (истина печальная), правды (невесёлая/ печальная правда); ментальные признаки истины (мудрая истина), правды (мудрая правда), признаки характера истины (истина резкая/суровая), правды (грубая/мужественная/суровая правда).
Правда укоренена в земной жизни, она описывается вегетативными метафорами (неискоренимая правда; По мужеству воин, по жизни монах И сеятель правды суровой, О «новом вине и о старых мехах» Напомнив библейское слово... Некрасов. Притча). Такая правда жизни обыденная, жизненная, житейская. Правда есть опора земли. Здесь наблюдаются скрытые признаки Дерева Мирового (ср.: Не внемлют! Видят - и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса. Державин. Властителям и судьям).
Правда ценна (Правда дороже золота посл.; Дороги твои сорок соболей, а на правду и цены нет посл.), даже если она непривлекательная, неприятная, польза от неё состоит в сохранении души и сердца (Пускай мне время доказало, Что правды в них и проку мало, Как в праздном лепете детей, Но и теперь они мне милы - поблекшие цветы с могилы Погибшей юности моей! Некрасов. О, письма женщины, нам милой). Ценность правды состоит в её силе (Деньги могут много, а правда всё посл.). Такая сила - от Бога (Кто правду хранит, того бог наградит посл.; За правду бог и добрые люди посл.). Неправда от лукавого (С этой ненавистью правою, С этой верою святой Над неправдою лукавою Грянешь божьею грозой... Некрасов. Песня Ерёмушке), её считают грехом (Всякая неправда грех посл.). С неправдой борются (В порыве ярости, с неправдою людской Безумная клялась начать упорный бой. Некрасов. Муза). Правда борется сама и наказывает (Правда глаза колет посл.; Правда уши дерёт посл.).
Подведём некоторые итоги. Истина находится в «верхних слоях» горнего мира и одновременно в груди человека, это - солнце, но невидимое для обычного человека, правда - на небе - и это тоже солнце, согревающее и дающее жизнь - и одновременно в душе или сердце человека. Правда - связующее звено между Богом-истиной и миром.
Истина не судит, правда - судит. Истина не вершит судьбы, правда распоряжается судьбой человека. Это два разных Бога: истина спасает, утешает, успокаивает,
это, скорее, языческая Великая Богиня-Мать, правда - наказывает и карает (а это, вероятно, христианский Бог - вершитель судеб, беспощадный и непреклонный Бог Ветхого Завета). Истина постоянна, правда - изменчива.
Истина, опускаясь до «земного» уровня, теряет свою ценность. У истины нет физических признаков (она бестелесна, нематериальна). Она, скорее, значима для человека как духовное знание. Истина не постигается полностью. Если истина приоткрывается человеку, он продолжает в ней сомневаться. Мнение в народном понимании - это ложь (ср. однокоренные слова: сомнение, мниться «казаться, мерещиться»).
Правда выражает обыденную этику, христианские 10 заповедей в ней дополняются одиннадцатой: «Не лги». Она - эталон, по которому определяются нормы взаимоотношения между людьми. Этот эталон есть совесть - интуитивное знание того, что разрешено, позволено, а что - нет.
Языковое мышление связано с концептуальным делением мира, многоаспект-ность такого деления соотносится со способами его осмысления, учитывающими различные планы существования мира, уровни его представления, разного рода измерения, отношения между фрагментами мира или человеком и участком мира. Огромная роль в концептуальном делении мира принадлежит культуре народа, в которой нашли свое отражение историческое развитие нации, нравы, традиции, обычаи, мифология и религия народа. Ментальность как интеллектуальная деятельность обнаруживает связь с процессом познания, спецификой осмысления мира и его фрагментов, с одной стороны, с другой - с языком и материальной и духовной культурой народа.
Литература
1. Арутюнова Н.Д. Истина: фон и коннотации // Логический анализ языка: Культурные концепты. - М.: Наука, 1991. - С. 21-30.
2. Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. - СПб.: Но-ринт, 2000. - 221 с.
3. Пименова М.В. Методология концептуальных исследований // Вестник КемГУ -Сер. Филология. - Кемерово, 2002. - Вып. 4 (12) - С. 100-105.
4. Пименова М.В. Концептуализация и объективация истины и правды // Язык. История. Культура: к 50-летию Кемеровского государственного университета и 25-летнему юбилею кафедры исторического языкознания и славянских языков КемГУ / Отв. ред. М.В. Пименова. - Кемерово: ИПК «Графика», 2003. - С. 2535. (Серия «Филологический сборник». Вып. 5).
5. Пименова М.В. Концепт сердце: образ, понятие, символ: Монография. - Кемерово: КемГУ, 2007. - 500 с. (Серия «Концептуальные исследования». Вып. 9).
6. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Русский язык, 1981-1984.
7. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2-х т. - М.: Русский язык, 1993.
8. Шмелёв А.Д. Русская языковая модель мира: материалы к словарю. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 224 с.