фи&офшт. Културлоия
Вестник Нижег®р®дек®г® университета им. ЛИ. Лвбачевстлв®. Серия НЛлциканьы науки 200, К!1 3 (19), с. 135-139
УДК 130.2
КОНЦЕПТЫ ДУХОВНОГО В СОВРЕМЕННОЙ КАРТИНЕ МИРА
© 2010 г. ГА. Каржина
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]
Поступила вркИакцию 29.06.2010
Рассматриваются возможности философского и естественно-научного подходов к определению духовной реальности.
Ключевые слова: духовность, духовные феномены, наука, религия, современная картина мира.
Вопрос о духовности и формах ее проявления актуален в силу действия различных факторов, главные из которых - возрождение религиозной жизни на постсоветском пространстве, культурное и политическое влияние церкви, констатация и широкое обсуждение в разных слоях общества «бездуховности» нашего времени [1].
Обзор философских, богословских, мистических изданий последних десятилетий позволяет видеть возрастающий интерес к вечным вопросам бытия мира и человека, в центре которых можно выделить вопрос о сути нематериального духовного мира и возможности его познания и восприятия человеком. В современной литературе сложились определенные традиции объяснения духовности [2; 3], которые чаще всего ориентированы на традиционную религиозную картину мира и на оккультные мистифицированные учения [4], для объяснения духовности используется также методология классической философии и социолингивистического подхода. Параллельно, как фактор общего прогрессивного культурного развития общества, сложился образ научной картины мира, который обсуждается с акцентом на естественнонаучную составляющую.
А возможно ли научное исследование духовных реалий? В предыдущих своих статьях автор уже ставила обозначенные вопросы [5; 6],
Естествознание сделало за последние 100 лет очень большие успехи. Более широкие жизненные сферы, о которых мы говорим на языке нашей религии, были при этом, возможно, оставлены в пренебрежении. Удастся ли еще раз дать выражение духовной форме будущих человеческих обществ на старом религиозном языке, мы не знаем. Рациональная игра словами и понятиями тут мало поможет; порядочность и непосредственность — вот самые важные предпосылки успеха.
В. Гкйзкнбкрг
но проблема так многогранна, что поиск ответов продолжен. Некоторый дополнительный динамизм исследованию вопроса придают многочисленные определения в словарях и энциклопедиях, отождествляющие Дух, духовную сферу с общественным сознанием, мышлением, культурной жизнью. Вопрос о духовной сфере рассматривается в курсе школьного обществоз-нания с позиций советской марксистской философии. Вопросы о духовной жизни есть в ЕГЭ, и одинаково на них должны отвечать дети с разными мировоззренческими установками.
Эта тема также актуальна в свете школьной реформы. В Концепции модернизации российского образования говорится: «Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, Иухлвнлсти и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» [1, с. 10]
Религиозные деятели обычно утверждают, что феномены духовного мира доступны человеку через веру, а материальный мир - предмет знания. Духовный мир характеризуется как непостижимый для ума человеческого, и вера провозглашается как высшее свидетельство истины.
Со стороны науки достигнутым этапом на сегодняшний день остается неотрицание Бога и
духовных реалий. В целом же, вопрос о духовной составляющей мироздания в контексте научной картины мира позиционируется как метафизический, нерешаемый, неверифицируе-мый. Научная картина мира (НКМ) трактуется в постсоветской традиции как обращенная преимущественно к материальным феноменам. Духовное и научное оказываются при таких установках в непересекающихся мирах. Можно предположить, что разъединенность изначально противоречит и религиозным и научным идеалам познания. Представляется интересным и актуальным обратиться к тем пограничным вопросам, которые позволяют разуму искать истину, не противопоставляя мир духовный и мир материальный, искать отражения одного в другом.
Намечавшаяся в 90-е годы тенденция к переосмыслению традиционных тем, понятий, смыслов, как преодоление советских традиций, приобрела разумную форму, и понятие «научная картина мира» в отечественной философской литературе оказалось достаточно востребованным. Необходимость оптимального преподавания точных и естественных наук, распределение часов, эффективная методика соотносятся с формированием интереса к познанию. В этом смысле важно в школе заложить предпосылки к системному мировосприятию и не избегать пограничных вопросов.
Духовность как проявление божественного мира, дающего основания этики, признают многие мыслители. Великий физик В. Гейзенберг отмечает, что религия «не просто фундамент этики, она есть прежде всего... основа для доверия»: «Источником этики может быть только та принципиальная человеческая позиция, которую я назвал духовной формой общества, мы обязаны приложить все усилия к тому, чтобы воссоединиться, между прочим и с молодым поколением, на почве одинаковой человеческой принципиальной позиции. Я убежден, что это окажется достижимым, если мы восстановим верное равновесие между обеими истинами» (автор имеет в виду естественно-научную и религиозную истину). Гейзенберг, признавая фундаментальное значение христианства, понимает духовное в связи с любой религиозной культурой - как универсальные общечеловеческие ценности. В то же время он не воспринимает веру как чисто религиозную составляющую. «Вера в причинную обусловленность всех событий, мыслившихся объективными и не зависящими от наблюдателя, была возведена тем самым в основополагающий постулат новоевропейского естествознания» [7].
Православные богословы раскрывают смысл духовности в контексте традиций конкретной религии. Сходство нравственных принципов разных религий не подразумевает общность представлений о духовном начале.
Протоиерей Сергий Вишняков, благочинный Обнинского округа, так объясняет, что такое православная духовность: «Слово «духовность» происходит от слова «дух». Как известно, человек состоит из духа, души и тела. Дух - это то, что возводит человека к Богу. Значит, говоря о духовности, мы, в первую очередь, имеем в виду Дух Божий, делающий нас Божьими. Другими словами, духовность - это путь, конечная цель которого - достижение обожения. То есть соединения с Богом именно в Духе Святом. Как сказал А.И. Осипов: «Духовность - это Богопо-добие. Духовность человека определяется степенью Богоподобия». Поэтому под «православной духовностью» мы будем понимать то, что нас приводит к единению с Богом» [3].
Мистики и эзотерики рассматривают духовность как разновидность энергии, которая проявляет в свечениях, ауре, биополях. Научное экспериментальное исследование этих феноменов недостаточно, чтобы объективно обсуждать эти феномены, а религиозная традиция как таковая отсутствует, что не позволяет рассматривать подобные феномены как духовные реалии.
Но есть ли потенциально место в НКМ для духовных реалий или мы можем вторить Лапласу?
Как пишет святитель Лука (Войно-Ясе-нецкий), «самый общий, самый распространенный в природе из всех даров Святого Духа есть дух жизни», который «свойственен не только животным, но и растениям» [8, с. 66]. «Духовная энергия, истекающая от Духа Божия, энергия любви движет всей природой и все животворит. Она есть источник жизни, и нет ничего мертвого. Движение в неорганической природе, как и в живой, есть проявление жизни, хотя бы в минимальной, мало известной нам форме» [8, с. 59].
Действительно, попробуем посмотреть на взаимодействия в природе как проявления некоторого высшего начала.
Первые сюжеты возникают с необходимостью через осмысление проблем пространства -времени. Сущность времени и пространства, осознание человеком себя в пространственновременном континууме - эти вопросы не позволяет отрицать вечное и бесконечное. Движущая сила развития, источник новых форм, алгоритмов, сила, энергия, сама предыстория этих понятий содержит свой нематериальный след.
Современная космология объясняет Вселенную, используя гипотезу Большого взрыва. Согласно этой гипотезе около 2 1010 лет назад все пространство-время и материя находились в ничтожно малой точке, именуемой «сингулярностью». Внезапно, по неизвестной причине произошла необратимая флуктуация и началось расширение Вселенной. Постепенно пришли в действие все законы природы, появились протогалактики, в них возникли звезды и планеты, а на одной из них сама по себе зародилась жизнь.
Гипотеза Большого взрыва не объясняет но-гое в происхождении и эволюции Вселенной. Она не объясняет, почему во Вселенной могло скопиться какое-то количество вещества и энергии, куда пропало антивещество, почему законы реализовались в той форме, в какой они существуют.
Для полноценного диалога науки и религии нужна общая почва - выход на пограничные проблемы со стороны религии и со стороны науки и взаимное осознание важности вновь обретенной «ничьей земли» (по определению Б. Рассела [9]).
При этом будем подразумевать, что Дух как творческое созидающее начало не может не оставить следа в решении научных проблем. Да, это понятие не соотносится с позитивистскими критериями научности, но кто может остановить наше мышление в поиске первопричин и первосмыслов?
Обратимся к основополагающим принципам НКМ, которые связаны с системным подходом. Таковым можно считать принцип нелинейности.
Линейное мировосприятие основано на простой пропорциональности и характерно для обывателя, так как соответствует, что называется, «здравому смыслу». Больше работаешь -больше результат. За большие деньги - купишь больше. Линейные процессы занимают крошечное место в мире природном и культурном, но их наглядность придает им гипертрофированную значимость и часто неправильно ориентирует человека. Размышляя о ближайшем и далеком будущем, мы как бы определяем, что и как может случиться. При этом просто экстраполируем прошлый опыт. Противостоять линейности может религиозный фактор, основанный на традиции, к которой примыкает коллективный опыт, коллективное сознание и бессознательное. Молитвенные правила религий и народные поговорки свидетельствует о нелинейности мироздания, но анализировать разумом этот феномен нам позволила наука. Понятие нелинейности пришло из математики. Не-
линейные уравнения могут иметь бесчисленное множество решений (например, tg х = х). Им соответствуют множества путей развития системы. Подобная ситуация ставит под сомнение многие принципы классической культуры, взывающие к извлечению исторических уроков. Причуды моды вполне соответствуют духу нелинейности. Феномен ризомы, раскрывая смысл нелинейности, через сопоставление «древовидных» и нелинейных «ризоморфных» сред, нашел свое воплощение одновременно в лингвистике и биологии.
Наука не позволяет нам сомневаться в нелинейности мироздания. Но возникает вопрос -почему мы не погрузились в хаос? Почему вообще есть жизнь? Г де источник гармонии и целесообразности? Как в разных дисциплинах (физики, химии, биологии, экономике, социологии) находят применение сходные математические модели? Почему они предсказывают приемлемые конечные результаты?
Ответ в том, что нелинейность - универсальное, фундаментальнов свойство Вселенной, возникшей в Большом Взрыве. И существующее чудо жизни с невероятной согласованностью и целесообразностью процессов на уровне и клетки, и организма и сверхорганизменном позволяет нам ставить вопрос о внешнем, по отношению к Вселенной, источнике разумности и соподчиненности, о Высшей Движущей Силе
- Духе.
Натыкаясь на принципиальные трудности в описании и объяснении явлений, наука четко фиксирует проявления ненаблюдаемых форм и движущих сил.
Понятие «хаос» приобрело фундаментальное значение в нелинейной картине мира. Прежнее понимание хаоса как чего-то темного, непрояв-ленного, непредсказуемого вытесняется хаосом, наполненным формами и законами, что нашло свое воплощение в феномене фрактала. Гносеологическая целесообразность понятия «фрактал» подтверждается одновременностью описания сходных феноменов на языке гуманитарной культуры и естественно-научной. Ассоциации, рожденные множественным повторением образа, нашли свое воплощение в математике и в искусстве. Разветвления кровеносных сосудов, листья на деревьях, герб России, река - это фракталы. Можно считать, что фрактал - это геометрическая фигура, определенная часть которой повторяется снова и снова, изменяясь в размерах - реализуя принцип самоподобия. Можно утверждать, что всё, что существует в материальном мире, является фракталом, будь то цветочное растение толстянка или дождь. Но
насколько фундаментально самоподобие? Научное оформление принципа самоподобия позволяет рассматривать его как следствие высшего софийного принципа. Фрактал как модель ограничен, потому что видит мир через структуру. Взаимодействия и энергии остаются за границами модели, но феномен фрактала позволяет нам высветить вопрос об источнике пер-воформ, формы всех форм. С естественнонаучной точки зрения некоторая заданность материальных форм проистекает из значения фундаментальных констант (скорость света в вакууме, заряд электрона и др.), которые, в свою очередь, могут быть определены лишь на самом «высоком уровне» - духовном.
Особую роль в научной картине мира играет понятие (и, соответственно, феномены, которые оно выражает) «флуктуация», ставшее некоторой границей между классической и неклассической физикой. Флуктуация - это не просто случайные колебания или отклонения величин, а непреодолимая случайность, укорененная в истоках мироустройства. Флуктуации, вызванные квантово-механическими эффектами, присутствуют даже при температуре абсолютного нуля. Возможно, наша Вселенная -зто гигантская флуктуация физического вакуума. Вероятностный характер мироустройства, открытый современной наукой, позволяет ощутить зыбкость и эфемерность бытия, но в этой зыбкости и эфемерности рождаются и эволюционируют материальные системы, а человеческий разум настойчиво их познает. Выдающийся российский и нижегородский ученый В.С. Троицкий, рассуждая однажды в разговоре с московским журналистом об организации живой материи, сказал: «Ну разве не чудо, как электрон куда-то попадает, прихватывает с собой какую-то частицу, перетаскивает ее в другое место - и клетка живет вот такими переносами. Ну как это так? Нет, какая-то целесообразность здесь видна более общая».
Наука XX века открывает новую движущую сущность, ответственную за способность к организации. Реакции Жаботинского - Белоусова
- (когда цветные реактивы позволяют наблюдать периодически повторяющуюся смену цвета в результате специфических колебательных химических реакций), ячейки Бенара, турбулентность, солитон - во всех этих явлениях способность к организации возникает за счет движущихся потоков. Поток - организующее начало. Энергия потоков организует жизнь и всю Вселенную.
В научную картину мира пришли такие понятия как бифуркация, синергия, было переос-
мыслено понятие энтропии. Предисловие к английскому изданию книги «Порядок из хаоса» И. Пригожин публикует под заголовком «Новый диалог человека с природой».
Синергия («синергиа») в переводе с греческого означает содействие, сотрудничество. В таком содействии возникают эффекты, недостижимые простым объединением действий составляющих систему элементов (агентов). Все это также характеризует процессы самоорганизации. Математический аппарат синергетики не позволяет объяснить механизм явления синергии, а эмпирически мы наблюдаем такие эффекты в разных системах не так уж редко. Концепция напрямую не затрагивает вопрос о явлениях духовных, но она дает пищу для ума, стремящегося охватить мир во всеединстве, целостности.
Святитель Лука, определяя феномены духовного мира, противопоставляет аморфность материи и обязательную связь Духа с формой. Дух созидает и телесные формы, и природные, и культурные. «Развитию подлежит то, что привито. И эти творческие акты привития высших степеней создания и жизни принадлежат Богу. Наука знает лишь наличность этих разных степеней и видов в природе, способ же и природа творческих актов, их создавших, ей недоступны. Она учит о формах материи, а не о движениях и целях духа, что составляет область религии» [10, с. 46].
Сегодня нашему познанию доступен цифровой мир, который на первый взгляд передает многообразие мира природы, обеспечивая человеческому мышлению невиданную мощность. Компьютер переигрывает человека в шахматы, моделирует происхождение Вселенной, рождение циклонов и турбулентностей.
Что собой представляют объекты духовного мира по отношению к объектам, изучаемым физикой, которые описываются величинами, имеющими вероятностный (в общем случае «размытый») смысл? Г лавным для решения поставленной задачи представляется вывод теории множеств, следуя которому элементам континуального множества соответствуют объекты, имеющие природу, не сводимую в общем случае к тому, что следует из дискретных представлений. В терминах континуального множества можно дать образ человеческого мышления, а в терминах дискретного - электронный (цифровой) интеллект вычислительных машин. То же разделение можно обнаружить в естественных и искусственных языках [6].
Передать полное содержание континуального мира с помощью счетного в принципе невозможно. Это может быть только модель, в гно-
сеологическом смысле - примитивная, ограниченная.
Деятельность Духа нашла свое воплощение в естественно-научных законах и принципах логики и математики, количественных закономерностях и математических уравнениях, причинно-следственные связях и импульсах - первотолчках для строго обусловленных спусковых и регулирующих механизмов движения, развития и эволюции Вселенной и объектов, ее составляющих.
«У человека душа гораздо выше по своей сущности, ибо участвующий в ее деятельности дух несравним с духом животных. Он может обладать высшими дарами Святого Духа, которые св. пророк Исаия называет духом страха Божия, духом познания, духом силы и крепости, духом света, духом разумения, духом мудрости, Духом Господним или даром благочестия и вдохновения в высшей степени» [11].
Список литературы
1. Навойчик Е.Ю. Проблема соотношения знания и веры в процессе образования. Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета». Выпуск 2006 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://
www.omsk.edu
2. Кураев А. О вере и знании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.http:// old.russ.ru/ antolog/inoe/kuraev.htm.
3. Что такое православная духовность? На вопросы отвечают священнослужители и миряне. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. http:// rusk.ru/st.php?idar=112455
4. Берг И. Сила каббалы. М.: Эксмо, 2010. 272 с.
5. Каржина Г.А. Единство знания и единство истины. Нижний Новгород, ННГУ. Вестник ННГУ. Серия Социальные науки. 2009. № 4. (16). С. 194197.
6. Каржина Г.А. О возможности доказательств первичности духовного. Нижний Новгород, ННГУ. Вестник ННГУ. Серия Социальные науки. 2009. № 2 (14).
7. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. 260 с.
8. Свт. Лука, архиепископ Симферопольский. Дух, душа и тело. Москва, 1997.
9. Рассел Б. История западной философии. Введение. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.http://psylib.org.ua/books/rassb01/txt00. htm#v/
10. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Переиздание Симферопольской и Крымской епархии. 2008. 160 с.
11. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). О Ду-
хе, душе и теле. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.http:// www.vehi.net/luka/
oduhe.html#_ednref1
CONCEPTS OF SPIRITUALITY IN A MODERN PICTURE OF THE WORLD.
G.A Karzhina
In article possibilities of philosophical and natural-science approaches to definition of a spiritual reality are considered.
Keywords: Spirituality, spiritual phenomena, a modern picture of the world, science, religion.