УДК 355.359
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОПЫТА ОФИЦЕРА
Показаны концептуальные подходы к развитию профессионального опыта офицера в период довузовской подготовки и в ходе обучения в высшем военном учебном заведении, намечены основные пути формирования готовности выпускника военного вуза к профессиональной деятельности на основе полученного опыта.
Ключевые слова: профессиональный опыт, военный профессионал, дидактика образования, профессиональная компетентность, профессиональная квалификация, профессиональное мастерство, карьерная зрелость, профессиональная готовность.
C. A. MaepuH, H. II. MamweHHO S. A. Mavrin, L. I. Malashenko
CONCEPTUAL VIEW ON DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EXPERIENCE OF AN OFFICER
The conceptual approaches to the development of the officer's professional experience during the pre-university training and during the training in the higher military educational institution are shown; the main ways of forming the readiness of the military graduate to professional activity based on the gained experience are outlined.
Keywords: professional experience, military professional, didactics of education, professional competence, professional qualifications, professional skills, career maturity, professional readiness.
Профессиональный опыт офицера следует назвать самостоятельным компонентом профессиональной компетентности, определяемой социальным статусом, должностным положением, служебным функционалом. Компетентность рассматривается в качестве квалификационной характеристики, которая обусловлена знаниями, необходимыми для осуществления профессиональных действий. Она отражает способность военного специалиста к использованию полученных знаний в своей профессиональной деятельности, готовность квалифицированно и эффективно выполнять профессиональные функции в соответствии с требованиями общества по его защите от внешних и внутренних угроз.
Защита общества предполагает применение не только общепринятых нормативов и правил, но и нестандартных приемов, методов разрешения ситуаций. Активно включаясь в создание определенной инновационной среды, в поиск новейших технологий в профессиональной работе, военный специалист вырабатывает и новые современные подходы психологического, информационного характера к решению возникающих ситуационных задач.
Необходимость в инновационной направленности профессионального опыта определяется рядом существенных обстоятельств. Во-первых, постоянное изменение (обострение) военно-политической обстановки в целом ряде регионов влечет за собой необходимость обновления системы военно-профессионального образования, подготовки специалистов, соответствующих адекватно возрастающим требованиям, в военных вузах. Во-вторых, возрастает необходимость поиска новых организационных форм по формированию профессионального опыта офицеров как значимого фактора их готовности к действиям в сфере обороны.
Опыт офицера проявляется в его практической работе и формулируется с помощью понятий, отражающих определенные грани военного профессионализма, это прежде всего понятия «профессиональная квалификация»
и «профессиональное мастерство». Во всем многообразии содержательно-структурных составляющих профессиональный опыт офицера можно определить, как динамический процесс практического воздействия совокупного опыта на профессиональную деятельность, непосредственный результат этого воздействия в виде знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления деятельности в современных условиях, пронизанных кризисами и постоянным изменением (обострением) военно-политической обстановки [1, с. 42].
Процесс профессиональной подготовки военного специалиста отличается рядом специфических особенностей, обусловленных высокими моральными, психологическими и физическими нагрузками, испытываемыми офицером при исполнении служебных, специальных и боевых задач. Накопление опыта рассматривается как важный фактор жизнедеятельности общества, неотъемлемая часть интеллектуального и эмоционального развития личности с учетом постоянной напряженности воинской службы [2, с. 56]. Достижение успешности деятельности офицера не может быть осуществлено без определенных структурных изменений личности, осознания, переосмысления, пополнения жизненного опыта и кристаллизации его в опыт профессиональный. В итоге на выходе получается зрелая личность с устоявшейся психологической организацией, обладающая способностью стойко переносить тяготы и лишения, связанные с особыми условиями профессиональной деятельности.
Исследование проблемы развития профессионального опыта офицера в дидактике профессионального образования базируется на определенных концептуальных подходах (см. рис.).
Акмеологический подход имеет две плоскости: содержательную и структурно-процессуальную [3, с. 48]. В аспекте содержания накопление опыта офицера рассматривается в контексте общего расширения субъектного пространства личности, ее профессионального и нравственного обогащения. Структурно опыт формируется в процессе развития
субъекта до уровня профессионала. На фоне нормативной регуляции, мотивации на саморазвитие и рефлексивной самоорганизации раскрывается творческий потенциал
личности офицера, приобретается способность к принятию самостоятельных обоснованных решений, формируется чувство ответственности за их реализацию.
Рис. Концептуальная структура подходов к развитию профессионального опыта офицера
При адаптивном поведении в сознании личности доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним условиям и обстоятельствам [4, с. 62]. Так, профессиональная деятельность офицера сообразуется в соответствии с возникающими ситуационными задачами, требующими конкретного решения в определенной военно-политической обстановке. Деятельность характеризуется использованием предшествующего опыта, ранее наработанных алгоритмов, шаблонов и стереотипов. В процессе решения ситуационных задач вырабатываются новые, нестандартные методы разрешения ситуации, ведения боевых (специальная) действий. ОфацерпдиоЛрета-ет способнотта уврцета соЯитйеетуин ццофессионеланую деятельность целостной, со всеми ее изъянами, слабыми и сильными сторонами, что побуждает его к самоанализу и наполсеняю сриий опыт ннлбаза1.
Профоссттоаланяя демтеоаностроффцера ропряга-ется с ффзиоами, приаизывающимиразличнию сферы жизни офщоснрт: повитлыескуе, эмфномилеикул, социетр-ную, военную. Кризисная ситуация рассматривается с двух сторон. С одной стороны, данное явление представляется как негативное, дестабилизирующее обстановку внутри страны и извне, сводится к однородным, но не тождественным понятиям: «исключительные условия», «экстраординарная ситуация» [5, с. 56]. На определенном этапе кризисная ситуация становится предвестником военного конфликта, который при его пассивном разрешении может перерастать в конфликт вооруженный. С другой стороны, кризисная ситуация имеет неизмеримо меньший формат, обусловливается рассогласованием между ожидаемым и достигаемым результатом, психологической «ломкой» концепции «самого себя» и построением новой, применимой к возникающим задачам линии профессионального поведения.
В ходе профессионализации личность рассматривается как интегральное системное качество, закономерно проявляющееся на определенном этапе профессионального развития индивида [6, с. 38].
Личность офицера и деятельность профессионала формируются целостно и взаимосвязанно. Интегративный анализ процесса профессионального становления военного специалиста позволяет раскрыть его сущность. Процеьн представляется как совокупность взаимосвязанных специфических форм: профессиональной социализации и индивидуализации с учетом социального положения цфтцура, з индмвидуаль-но-личностных особенностей; профессионального развития и обучения с учетом многоступенчатого дфптивления различных уровнем фМразовамиуцроявлмнит аклиолостфна всех этапах профессионального становления.
Щпысофицмеа фазвивaзйCФПиотaнцц -яообфазно со иемдитмй прoфeccиизлльнцИ сммиаризар ил:ттоишеству-ющее развитие личности (ранний жизненный опыт, поиск, самоопределение в выборе профессии, подготовка к про-ец^с^аомл^аиФи); пpaкйзчцакиа оаыа,г^и^щр^^тркный на пй.во. с^иеви обфРЗ о еаныяй т о^^мае стофавцоте, воин-итоН слфжбе; оаолнвииыл о пыт пфофесси-
пймерном дербейетлсыи.
По мере профессионализации личности офицера меняется соотношение субъективных (индивидуальных) и объективных (социальных) факторов, конвергенция которых обосновывает становление личности военного специалиста. Профессиональная социализация преобладает на первых этапах профессионализации, а профессиональная индивидуализация - на последующих.
Периодизация развития профессионального опыта офицера опирается на его хронологический возраст. Это далеко не последний показатель уровня опыта. Профессиональная пригодность формируется не сразу и не вдруг. Это своего рода система, обеспечивающая наибольшую эффективность деятельности и удовлетворенность своим трудом [7, р. 54]. Данная система включает в себя четыре предшествующие обучению в военном вузе подсистемы: профессиональную ориентацию, профессиональный отбор, профессиональную адаптацию и профессиональную подготовку, а также пятую, завершающую подсистему - формирование полной профессиональной пригодности и мастерства,
основанного на развитом опыте деятельности военного специалиста.
Согласно типологической теории Д. Холланда в процессе профессионально-ориентационного развития осуществляется определение самим индивидом личностного типа, к которому он относится, и профессиональной сферы, соответствующей собственному типу ориентации. Холланд полагает, что каждый тип личности характеризуется определенными чертами, способностями и возможностями к видам деятельности,
Правильно произведенный офицером выбор профессиональной сферы деятельности обусловливает дальнейшее совершенствование профессиональной компетентности, развитие профессионального опыта, достижение его карьерной зрелости [9, с. 73].
Рассмотренные концептуальные подходы позволяют наметить основные пути развития профессионального опыта деятельности военного специалиста в образовательном процессе военного вуза.
Базовой основой формирования опыта является теоретическая подготовка. Здесь следует выделить главную задачу, которая видится в отборе самого нужного и ценного из необъятного потока современной информации, а также в определении объема знаний, умений и навыков, приобретаемых офицерами в процессе обучения и применяемых ими в дальнейшей профессиональной деятельности [10, с. 28]. Научный подход к формированию образовательного процесса становится важнейшим условием обеспечения качества подготовки офицеров в военных вузах.
Слепа теория без практики, так же как и слепа практика без теории. Приобретать практику с опорой на теорети-
предпочтениями к определенному роду занятий и содержанием увлечений. Человек по своим индивидуальным качествам, и прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к одной единственной профессии [8, p. 46]. С опорой на данную теорию можно определить, что на основании самооценки развития собственного интеллекта и опыта военный специалист выбирает одну из категорий профессиональной сферы, в которой в перспективе он становится профессионалом (см. табл.).
ческие знания гораздо эффективнее, нежели добывать его методом проб и ошибок в ходе той же практики. Диапазон практического наполнения профессионального опыта офицера при обучении в магистратуре военного вуза довольно широк: это практические занятия с решением ситуационных задач, участие в командно-штабных и других учениях различного масштаба, в ходе которых имеет место возможность принятия, оформления и условной реализации решений о проведении операций, ведении боевых, специальных действий, разрешении военных конфликтов, кризисных ситуаций. Хорошим подспорьем является работа в составе исследовательских групп на совместных мероприятиях оперативной и боевой подготовки с коалиционными войсками Организации Договора о коллективной безопасности, а также участие в международных учениях с применением коллективных миротворческих сил.
Основным критерием оценки уровня профессионального опыта офицера представляется его готовность к профессиональной деятельности, в ходе которой он испытывает психологический комфорт, чувство уверенности в себе, принимаемых решениях и осуществляемых действиях. Офицер-
многоуровневая структура профессиональной сферы деятельности военного специалиста
Комплексные ориентации личности Категории профессионального выбора
Тип ориентации Характеристика
Реалистическая Лидерский тип, активность, сила, интерес к физическим нагрузкам, моторные способности, предпочтение конкретной работы, склонность к управлению, организации, вербальные способности, уверенность в себе Командно-управленческая, организационная
Интеллектуальная Отсутствие направленности на общение, интерес к абстрагированию, способности в манипулировании символами, слабая физическая и социальная активность, склонность к работе с документами Штабная
Социальная Социальная ответственность, потребность во взаимодействии, вербальные и социальные способности, эмоциональность и активность в решении социальных проблем Воспитательная, педагогическая
Конвенциональная Предпочтение структурированной, вербальной или знаковой деятельности, подчиненные роли, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, идентификация с позицией власти, ценность материального положения и статуса Финансовая
Предпринимательская Вербальные способности, конкурентоспособность, избегание однозначных ситуаций, склонность к анализу, исследованию, изобретательству Военно-научная
Хозяйственная Направленность на создание условий, обеспечение деятельности, организацию инфраструктуры и быта Материально-техническая
выпускник военного вуза должен обладать сформированным опытом профессиональных действий по оценке военно-политической обстановки, выявлению очагов международной напряженности, определению угроз государственной безопасности, к планированию и проведению операций по разрешению кризисных ситуаций и военных конфликтов.
1. Коротков Э. Н. Современные методы в учебном процессе академии. М. : ВПА, 1988, 132 с.
2. Вдовюк В. И. Военно-педагогическая этика и совершенствование профессионально-этической подготовки офицера : дис.... д-ра пед. наук. М., 1993. 202 с.
3. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология : учеб. пособие. СПб. : Питер, 2003. 256 с.
4. Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя : учеб. пособие / А. С. Асмаковец, Л. М. Митина, И. В. Вачков [и др.]. М. : МПСИ, 2001. 304 с.
УДК [37.091.398 : 811.111] : 053.8
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ВЗРОСЛЫХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме организации обучения английскому языку взрослых обучающихся в системе дополнительного образования. В статье раскрыты этапы обучения английскому языку, задачи каждого из этапов, а также психологические барьеры, с которыми сталкиваются взрослые в процессе овладения иностранным языком. Статья также содержит ряд методических рекомендаций по организации обучения взрослых в системе дополнительного образования.
Ключевые слова: взрослые учащиеся, дополнительное образование, обучение английскому языку, особенности, этапы обучения иностранному языку, психологические барьеры, методические рекомендации.
В условиях углубления международного сотрудничества, экономической интеграции и трансформации рынка труда многократно возрастает необходимость овладения иностранным языком как средством взаимодействия представителей разных наций и культур. Одним из требований, предъявляемых работодателями на современном этапе, является владение соискателем хотя бы одним иностранным языком, что свидетельствует о конкурентоспособности наемного работника. Необходимость удовлетворить социальный заказ способствует существенному увеличению числа учреждений дополнительного образования, где взрослые учащиеся могут приступить к изучению иностранного языка «с нуля» либо совершенствовать уже имеющиеся языковые умения и навыки.
5. Рыспаев А. Н. Геополитика и войны нового типа: информационно-справочный сб. по материалам прессы. Астана, 2015. Ч. 1. 489 с.
6. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М. : УРАО, 2002. 160 с.
7. Super D. E., et al. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y. 1957. 391 p.
8. Holland Y. L. Explorations of a theory оf vocational choice // J. Appl. Psychol. 1968. V. 52. N 1. Р. 45-52.
9. Тауланов С. С. Профессионально-ценностное ориентирование будущих офицеров в процессе обучения военной педагогике на основе информационно-коммуникационных технологий : моногр. Алматы : РЦИО, 2005. 188 с.
10. Жаксылыков Р. Ф. Совершенствование военного образования в свете современных реалий // Философия образования (Астана). 2012. № 4(43). С. 241-247.
© Маврин С. А., Малашенко Л. И., 2018
ft. C. Mau,bHO D. S. Matsko
THE PECULIARITIES OF TEACHING ENGLISH TO ADULT STUDENTS IN THE SYSTEM OF SUPPLEMENTARY EDUCATION
The article deals with the problem of teaching English to adult students in the system of supplementary education. The stages of foreign language teaching as well as the psychological barriers adult students face while learning a foreign language. Personal teaching experience helps the author to single out the peculiarities of teaching English to adult students in the system of supplementary education. The article gives the range of methodic guidance the application of which will enable adult students to master their English language skills.
Keywords: adult students, supplementary education, English language teaching, peculiarities, stages of foreign language teaching, psychological barriers, methodic guidance.
На современном этапе одним из наиболее распространенных мировых языков является английский, имеющий статус официального языка ООН. Так, по данным Евроко-миссии, граждане стран Европейского Союза наиболее часто выбирают английский язык в ситуациях межнационального общения. 41 % опрошенных заявили о том, что наряду с родным языком владеют английским языком как первым иностранным [1, р. 63].
Цель статьи заключается в освещении особенностей обучения взрослых английскому языку в системе дополнительного образования.
Понимание особенностей обучения взрослых учащихся английскому языку в системе дополнительного образования