Экономика ^Щф/
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ГОРОДА
В. Г. БРЫЖКО, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой землеустройства,
В. П. ШКРЕБКО, старший преподаватель, Пермская ГСХА
Ключевые слова: развитие сельского хозяйства, продовольственное обеспечение города, управление, организационно-экономический механизм.
Keywords: development of agriculture and food supply of a city, management, organizational-economic mechanism.
Проблема продовольственного обеспечения города тесно связана с проблемой обеспечения продовольственной безопасности страны и ее регионов [2]. Решение данной проблемы возможно на основе устойчивого развития пригородного и регионального сельскохозяйственного производства и актуально для страны в целом, отдельных субъектов федерации, муниципальных образований.
Развитие агропромышленного комплекса и сельского хозяйства невозможно без развития сельских территорий, которые являются единственным источником трудовых ресурсов отрасли. Сложившаяся в этой сфере ситуация носит катастрофический характер: сокращается сельское население, разрушаются социальные объекты, повышается средний возраст сельских жителей, ухудшается демографическая ситуация, разрушается производственная сфера приложения труда сельского населения, исчезают сельские населенные пункты, разрушается сам уклад сельской жизни.
В конкурентной среде формирование эффективного аграрного сектора экономики требует повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечения необходимого качества российских продуктов питания и продовольствия [1].
Последнее положение, по мнению авторов данной статьи, является принципиальным в современных экономических условиях. Для того чтобы обеспечить продовольственную безопасность страны и ее регионов, необходимо создать конкурентные преимущества своим аграрным товаропроизводителям. Особенно это актуально в преддверии вступления России в ВТО. В противном случае отечественное сельское хозяйство просто перестанет существовать. Данное обстоятельство определяет чрезвычайную актуальность повышения результативности государственной поддержки сельского хозяйства.
По мнению академика РАСХН И. Г. Ушачева, современный уровень поддержки аграрного сектора экономики неизмеримо ниже той роли, которую он играет в обеспечении жизнедеятельности всего общества [3]. Ученый считает, что социально-экономическое развитие агропромышленного производства страны как основы ее продовольственной безопасности сдерживается следующими причинами: крайне низкими темпами структурной и технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-технологического потенциала;
неблагоприятными экономическими условиями функционирования агропромышленного комплекса, низким уровнем развития рыночной инфраструктуры, затрудненным доступом сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции; традиционно низкой доходностью отечественного сельскохозяйственного производства; дефицитом квалифицированных кадров в связи с низким уровнем и качеством жизни сельского населения; финансовой неустойчивостью отрасли в связи с нестабильностью рынков аграрной продукции, накопленной декапитализацией, недостаточным объемом инвестиций, несовершенством государственного регулирования продовольственных рынков; недостаточно эффективной внешнеэкономической политикой, не обеспечивающей необходимого уровня защиты отечественных товаропроизводителей от субсидируемой зарубежной продукции; возрастающим влиянием на обеспечение продовольственной безопасности внешних факторов [4].
Развитие отечественного сельского хозяйства в системе продовольственного обеспечения страны многие авторитетные ученые связывают с ликвидацией ставшего традиционным диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, повышением эффективности государственной поддержки сельского хозяйства, модернизацией материально-технической и технологической основы сельскохозяйственного производства, увеличением объема инвестиций в сельское хозяйство, развитием социальной сферы села и повышением уровня жизни сельских жителей, подготовкой кадров высокой квалификации, сохранностью природно-экологического потенциала сельского хозяйства.
Концептуальный подход к совершенствованию управления продовольственным обеспечением города должен учитывать официальную позицию государства и направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.
Предлагаемой авторами концепцией предусматривается обоснование цели, задач, основных направлений развития, источников финансирования, структуры и состава организационно-экономического механизма управления продовольственным обеспечением города, результативности предлагаемых мероприятий.
Следует заметить, что сущность управления продовольственным обеспечением города в современных условиях
заключается в регулировании системы экономических отношений в АПК, сельском хозяйстве и других отраслях экономики, возникающих в процессе снабжения города продуктами питания, посредством целенаправленного воздействия на эти отноше -ния с целью приведения их в соответствие с интересами общества и государства.
Тогда целью управления продовольственным обеспечением города, на наш взгляд, следует считать формирование системы гарантированного удовлетворения потребностей городского населения в пищевых продуктах и продовольствии на основе устойчивого развития пригородного сельскохозяйственного производства.
В целом для достижения поставленной цели в этой области необходимо осуществить ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных действий, основными из которых являются следующие:
• определение потребностей городского населения в продуктах питания, установление структуры и объемов продовольствия по видам и группам в соответствии с нормами питания для региона, в котором находится город;
• определение источников поставки продовольствия и установление объемов продуктов питания, поставляемых из различных источников (сельскохозяйственные товаропроизводители пригородной зоны, региона, других регионов страны, импорт);
• определение формы поставок продуктов питания и продовольствия (собственное производство, завоз из других регионов, импорт);
• организация конкурентоспособного сельскохозяйственного производства с учетом необходимости продовольственного обеспечения города (в пригородной зоне, в индустриально развитом регионе);
• доведение сельскохозяйственной продукции до товарной формы (заготовка, переработка) и сетей реализации продовольствия (хранение, транспортировка);
• доведение продуктов питания и продовольствия до потребителя (организация и осуществление торговли);
• обеспечение обратной связи с начальным этапом исследуемого процесса для внесения в него необходимых и своевременных корректировок посредством мониторинга потребления продуктов питания и продовольствия городским населением.
С учетом изложенного, для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи управления продовольственным обеспечением города:
На основе потребности городского населения в рациональном питании определить структуру и объемы необходимого
58
www.m-avu. narod. ru
Аграрный вестник Урала №8 (87), 2011 г.- -
Экономика
продовольствия, источники продовольственного обеспечения города.
На базе пригородного (в первую очередь) сельского хозяйства обеспечить производство необходимой сельскохозяйственной продукции и продовольствия для города.
Обеспечить удовлетворение потребности городского населения в качественных продуктах питания при помощи системы доведения продовольствия до потребителя и реализации пищевых продуктов.
Для совершенствования управления продовольственным обеспечением города необходимо определить основные приоритетные направления развития системы управления.
По нашему мнению, определяющее значение здесь имеет дальнейшее развитие юридической основы, устанавливающей нормы права в сфере продовольственного обеспечения города. Требует совершенствования вся совокупность законодательных актов в этой сфере: федеральных законов, указов и распоряжений Президента, указов и распоряжений Правительства Российской Федерации, решений Совета безопасности Российской Федерации, нормативно-правовых документов субъектов федерации, нормативных документов муниципальных образований. Законодательного обеспечения, в частности, требует функционирование системы продовольственного обеспечения города на основе развития пригородного сельского хозяйства в конкурентной среде; создание конкурентных преимуществ отечественным сельскохозяйственным товаропроизводителям; развитие системы государственной поддержки агропромышленного комплекса и сельского хозяйства в современных экономических условиях.
Следует заметить, что с юридическим направлением развития системы управления продовольственным обеспечением города непосредственно связано институциональное. В современных условиях требует значительного совершенствования состояние институциональной среды, которая характеризуется наличием и результативностью функционирования институтов в сфере регулирования агропроизвод-ственной деятельности, производства и потребления пищевых продуктов и продовольствия.
Требуют развития и общественные институты, обеспечивающие реализацию общественных интересов в сфере производства сельскохозяйственной продукции, продовольственного обеспечения городских населенных пунктов. И, наконец, главным в этом направлении является создание эффективного механизма государственной поддержки агропромышленного комплекса, защиты отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, развития системы продовольственного обеспечения населения страны.
Заслуживает интереса и развитие корпоративного направления в процессе продовольственного обеспечения города. Экономические субъекты в данной сфере, без сомнения, можно объединить в группы по интересам, или заинтересованные группы, так как характерной чертой последних является выражение совокупного интереса большого числа субъектов
шшш.т-ауи. пагоб. ги
экономических отношений, что дает возможность артикулировать корпоративные интересы в своих отношениях с субъектами других групп по интересам и государством. Любой товаропроизводитель агропромышленного комплекса, поставщик продовольствия заинтересован в максимально возможном уровне цен, по которым пищевые продукты будут продаваться на продовольственном рынке города. В нашем случае необходима активизация общественного института потребителей, противостояние корпоративных интересов которых с корпоративными интересами продавцов продуктов питания, наряду с действием свободной конкуренции, должно привести к более гибкому ценообразованию на продовольствие, отражающему предпочтения потребителей пищевых продуктов.
Для дальнейшего развития системы управления продовольственным обеспечением города необходим комплекс мероприятий, направленных на совершенствование технологии управления.
Совершенствование системы в технологическом направлении, на наш взгляд, должно выразиться в развитии взаимосвязей между отдельными подпроцессами управления: прогнозированием продовольственного обеспечения города, планированием обеспечения пищевыми продуктами и продовольствием городского населения, организацией продовольственного снабжения города, регулированием системы обеспечения города продуктами питания, контролем реализации запланированного продовольственного обеспечения города на основе мониторинга системы. При этом прогнозирование продовольственного обеспечения города должно быть увязано с общей системой прогнозирования в экономике и соответствовать государственным
прогнозам социально-экономического развития страны, прогнозам социальноэкономического развития регионов, концепциям и программам развития муниципальных образований, концепциям и программам развития сельского хозяйства страны, регионов, муниципальных образований.
Центральным, ключевым направлением совершенствования управления продовольственным обеспечением города, по мнению авторов, должно стать формирование комплексного организационно-экономического механизма, рассматривающего систему продовольственного обеспечения города в качестве совокупности трех составных частей: определения потребности города в продовольствии; производства требуемых пищевых продуктов и продовольствия (завоза из-за границ региона); доведения продовольствия до городского потребителя, удовлетворения потребности городского населения в продуктах питания.
Таким образом, результаты наших исследований позволяют к основным направлениям совершенствования управления продовольственным обеспечением города отнести: нормативно-правовое; институциональное; корпоративное; технологическое; организационно-экономическое.
Основные составляющие авторского концептуального подхода к совершенствованию управления продовольственным обеспечением города представлены в табл. 1.
Итоговой формой реализации концептуального подхода к совершенствованию управления продовольственным обеспечением крупного города, на наш взгляд, должен стать комплексный организационноэкономический механизм.
Среди уровней практической реализации этого механизма следует выделить: федеральный, субъекта федерации,
Таблица 1
Концепция совершенствования управления продовольственным обеспечением города
Структурные составляющие концепции Содержание структурных составляющих концептуального подхода
Цель Формирование системы гарантированного удовлетворения потребности городского населения в пищевых продуктах и продовольствии на основе устойчивого развития пригородного сельского хозяйства
Задачи 1. Установить рациональную структуру, необходимые объемы и источники продовольственного обеспечения города 2. Обеспечить производство необходимой продукции и продовольствия в пригородном сельском хозяйстве 3. Обеспечить удовлетворение потребности населения города в качественном продовольствии
Направления развития 1. Нормативно-правовое (юридическое) 2. Институциональное 3. Корпоративное 4. Технологическое 5. Организационно-экономическое
Источники финансирования 1. Финансовые ресурсы федерального бюджета 2. Финансовые ресурсы бюджета субъекта федерации 3. Финансовые ресурсы бюджета городского муниципального образования 4. Финансовые ресурсы бюджета районного муниципального обра зования (пригородного района) 5. Иные финансовые ресурсы
Форма реализации Комплексный организационно-экономический механизм продовольственного обеспечения города
Результативность 1. Развитие пригородного (и регионального) сельскохозяйственного производства 2. Обеспечение трудовой занятости сельского населения пригородных районов 3. Социально-экономическое развитие пригородных сельских территорий 4. Удовлетворение потребности городского населения в продовольствии 5. Повышение уровня продовольственной безопасности города и региона
Обосновано авторами по результатам собственных исследований.
59
Экономика Цф/
муниципальный города, муниципальным сельского пригородного района. Между названными уровнями должны быть обеспечены взаимная связь, сопоставимость мероприятий, единство направлений и цели развития, соответствие решаемым задачам средств и способов их решения.
Чрезвычайно важным является вопрос об обеспечении финансирования любых масштабных организационно-экономических мероприятий. Не является исключением и наш случай. По мнению авторов, для финансирования системы управления продовольственным обеспечением крупного города следует использовать следующие источники:
• финансовые ресурсы федерального бюджета;
• финансовые ресурсы бюджетов
субъектов Российской Федерации;
• финансовые ресурсы бюджетов городских муниципальных образований;
• финансовые ресурсы бюджетов районных муниципальных образований (пригородных сельских районов);
• внебюджетные финансовые ресурсы (средства частных инвесторов, организаций, предприятий, учреждений, кредитные ресурсы банков, средства общественных организаций и объединений и др.).
Комплексное финансирование системы мероприятий по развитию пригородного и регионального сельского хозяйства позволит создать надежную основу для обеспечения городских населенных пунктов пищевыми продуктами и продовольствием. При этом эффективность совершенствования системы продовольственного обеспечения
города можно оценить с социальной, экономической и экологической позиций.
По нашему мнению, совершенствование управления продовольственным обеспечением города призвано обеспечить следующие основные результаты: развитие пригородного (и регионального) сельскохозяйственного производства; обеспечение трудовой занятости сельского населения пригородных районов, участвующих в процессе производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия; социальноэкономическое развитие пригородных сельских территорий; удовлетворение потребности населения города в продуктах питания и продовольствии (необходимого качества в соответствии с рациональными нормами питания); повышение уровня продовольственной безопасности города и региона.
Литература
1. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от 22 декабря 2006 г. № 264-ФЗ. М., 2006.
2. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» от 30 января 2010 г. № 120 // Российская газета. 2010. 3 февр.
3. Лубков А. Н. III Всероссийский конгресс экономистов-аграрников: проблемы экономического роста и конкурентоспособности сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 4. С. 1-7.
4. Ушачев И. Г Продовольственная безопасность России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2008. № 11. С. 1-5.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСЧИСЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ОВЦЕВОДСТВА
М. Н. ВЕТРОВА,
кандидат экономических наук, старший преподаватель,
С. В. ГРИШАНОВА,
кандидат экономических наук, ассистент,
О. В. ЕЛЬЧАНИНОВА,
кандидат экономических наук, доцент, Ставропольский ГАУ
Ключевые слова: овцеводство, учет, затраты, исчисление, методы, себестоимость, продукция, работы, производство. Keywords: sheep breeding, account, expenses, calculation, methods, the cost price, production, works, manufacture.
355017, Ставропольский край, г. Ставрополь, пер. Зоотехнический, д. 12;
тел. 8 (865) 23-57-587; e-mail: [email protected], e-mail: [email protected], e-mail: [email protected]
Отрасль овцеводства не имеет себе равных по многообразию и уникальности получаемой от нее продукции. Это источник получения сырья (шерсти, овчин, смушков) и продуктов питания (баранина, молоко). В современных условиях аграрного кризиса необходим комплекс экономических, организационных и технологических мероприятий, способных стабилизировать состояние отрасли и повысить эффективность овцеводства. Это возможно за счет увеличения поголовья и снижения затрат кормов на единицу прироста, повышения продуктивности овец и качества производимой продукции. В условиях рыночных отношений важными остаются углубление специализации и совершенствование размещения отрасли, установление реальных цен на продукцию овцеводства, широкое внедрение маркетинговых исследований и достижений науки и практики [5]. Наряду с этим необходимо активизировать внутрипроизводственные ресурсы, провести ряд организационно-технологических мероприятий, направленных на снижение затрат труда и себестоимости продукции. Поиск оптимальных решений по снижению себестоимости и стало целью исследования.
Снижение затрат сельскохозяйственной продукции всегда оставалось важной
60
народнохозяйственной проблемой и одним из основных условий повышения экономической эффективности. Снижение себестоимости продукции - среди основных источников накоплений, обеспечения расширенного производства на основе ускорения научно-технического прогресса во всех отраслях сельскохозяйственного производства. Чем дешевле производство сельскохозяйственной продукции, тем большими возможностями будет располагать общество для снижения розничных цен на продовольственные товары, тем полнее будут удовлетворяться потребности людей, тем конкурентоспособнее будет продукция.
Себестоимость единицы любого вида продукции является, как известно, результатом соотношения двух величин: производственных затрат и качества продукции. Себестоимость может быть снижена, если, во-первых, будет уменьшаться величина затрат при неизменном выходе продукции; во-вторых, если будет увеличиваться количество валовой продукции при неизменных затратах; и, наконец, в-третьих, если темпы роста валовой продукции будут опережать темпы увеличения затрат.
Себестоимость продукции связана также с ее качеством, так как улучшение качества продукции требует, как правило,
дополнительных затрат. Исчисление себестоимости продукции с учетом ее качества дает возможность определить величину затрат в расчете на единицу потребительского эффекта продукции [2].
В связи с большим разнообразием животных (молочный и мясной крупный рогатый скот, овцы, свиньи и т. д.) и птицы (куры, гуси, утки, перепелки и т. д.), от учетно-технологических групп которых получают два и более видов основной (сопряженной) продукции, в животноводстве применяют различные способы для исчисления себестоимости каждого вида полученной продукции.
Основные способы калькулирования продукции овцеводства [1]:
• способ исключения затрат на побочную продукцию;
• способ распределения затрат пропорционально коэффициентам;
• индексный способ калькуляции (пропорционально стоимости продукции в ценах реализации).
Результаты исследований.
Способ исключения затрат на побочную продукцию применяется в том случае, когда наряду с основной продукцией получают побочную продукцию. Побочную продукцию следует оценить по фактической стоимости,
шшш. m-avu. пагоб. ги