КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ СБОРНЫХ КОМАНД СТРАНЫ ПО ОЛИМПИЙСКИМ ВИДАМ СПОРТА
Аннотация
Разработка концептуальных основ подготовки сборной команды страны к Олимпийским играм зарождалась в середине 80-х годов прошлого столетия. Концепции подготовки разрабатываются до настоящего времени и являются основой для планирования подготовки сборных команд к большинству последующих Игр Олимпиад и Олимпийских зимних игр. В настоящее время разрабатываются Концепция подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 г. и Концепция подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по олимпийским видам спорта до 2024 г. Данные концепции представляют собой систему взглядов на приоритетные цели и задачи в сфере развития спорта. Целью реализации концепций подготовки высококвалифицированных спортсменов является создание условий для обеспечения подготовки и отбора спортсменов, имеющих перспективу достижения спортивных результатов международного уровня и способных войти в составы спортивных сборных команд страны.
Ключевые слова: спорт высших достижений, сборные команды, концепция, система подготовки,
спортивный резерв.
Abstract
The development of the conceptual framework
for the preparation of the national team
for the Olympic Games was conceived in the mid-1980s.
Training concepts have been developed to date
and are the basis for planning the preparation
of national teams for most of the subsequent
Games of the Olympics and the Olympic Winter Games.
At the present time, the Concept for the preparation
of a sports reserve in the Russian Federation until 2025,
and the Concept for the preparation of the Russian
national sports teams for Olympic sports until 2024
are being developed. These concepts represent
a system of views on priority goals and objectives
in the sphere of sports development.
The goal of implementing the concepts in training
of elite athletes is to create conditions for the provision
of training and selection of athletes
with the prospect of achieving sports results
of international level and able to enter
the national teams of the country.
Keywords: elite sport, national teams, concept, training system, sports reserve.
Исследования по разработке концептуальных основ подготовки сборной команды страны к Олимпийским играм связаны с внедрением в середине 80-х годов прошлого столетия программно-целевого подхода к планированию системы подготовки спортсменов высокой квалификации [1].
Наиболее важные научные положения, разработанные в ходе подобных исследований, впервые нашли отражение в Концепции подготовки спортсменов России к XVII Олимпийским зимним играм 1994 г. в Лилле-хаммере (Норвегия) и Играм ХХVI Олимпиады 1996 г. в Атланте (США), разработанной коллективом специалистов ВНИИФК. Подобные концепции разрабатываются вплоть до настоящего времени и являются основой для планирования подготовки сборных команд страны к большинству последующих Игр Олимпиад и Олимпийских зимних игр.
Концепции подготовки спортсменов России к очередным Олимпийским играм включали анализ тенденций развития современного спорта высших достижений,
А.Н. ТИМОШИНА, Ю.И. КАРЛИНА, Министерство спорта Российской Федерации;
Б.Н. ШУСТИН, М.В. АРАНСОН, ФБГУ ФНЦВНИИФК
состояние олимпийских видов спорта в стране, содержание целевых комплексных программ подготовки сборных команд по отдельным видам спорта, а также других документов, регламентирующих развитие спорта высших достижений в Российской Федерации.
Вместе с тем в настоящее время основополагающими документами, определяющими основные направления деятельности в ходе подготовки сборных команд страны к Олимпийским играм, являются программы подготовки. Например, комплексная программа «Обеспечение системы подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации и создание условий для подготовки резерва в сборные команды Российской Федерации по зимним видам спорта к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи», принятая в 2011 г. приказом Минспорта России от 29.07.2011 № 839 [2].
Содержание программ подготовки для разного контингента спортсменов включает основные мероприятия, необходимые для мобилизации всех имеющихся ресур-
сов для обеспечения наиболее эффективной подготовки к предстоящим Олимпийским играм.
Основным нормативным документом для формирования указанных концепций является Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (в ред. от 26.07.2017) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [5].
Вопросы законодательного обеспечения деятельности спортивных сборных команд Российской Федерации рассматриваются в главе 5 «Спорт высших достижений» Федерального закона. Положениями указанной главы регламентируется состав и формирование спортивных сборных команд Российской Федерации, вопросы их материально-технического обеспечения, в том числе обеспечения спортивной экипировкой, научно-методического, медико-биологического, антидопингового обеспечения.
Подготовка спортивных сборных команд Российской Федерации является комплексной задачей, в решение которой вовлечены федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ в области физической культуры и спорта, общероссийские общественные организации и иные учреждения. Основы взаимодействия между основными субъектами управления подготовкой спортсменов закреплены в Федеральном законе, соглашениях о сотрудничестве и других нормативных правовых актах Российской Федерации.
Кроме концепций подготовки к Олимпийским играм, концептуальный подход к планированию подготовки спортсменов высокой квалификации в нашей стране также реализуется в виде документов, определяющих условия для обеспечения отбора и подготовки достаточного количества спортсменов, имеющих возможность достижения спортивных результатов международного уровня в определенной перспективе. Они основаны на «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [3], государственной программе «Развитие физической культуры и спорта» [4] и других документах стратегического планирования, а также зарубежном опыте.
В настоящее время разрабатывается «Концепция подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по олимпийским видам спорта до 2024 года». Концепция представляет собой систему взглядов на приоритетные цели и задачи в сфере развития спорта высших достижений.
Приоритетными направлениями и механизмами реализации «Концепции подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по олимпийским видам спорта до 2024 года» являются:
1. Формирование организационной структуры системы подготовки спортивных сборных команд и ближайшего резерва. Прежде всего, с целью оптимизации общегосударственной системы подготовки спортивных сборных команд должна быть сформирована ее новая структура, включающая в себя: эффективные организационные модели подготовки спортивных сборных команд по ви-
дам спорта; механизмы управления системой подготовки спортивных сборных команд; сеть организаций спортивной подготовки. Общероссийские спортивные федерации должны стать одним из главных участников процесса формирования эффективной организационной модели подготовки спортивных сборных команд по виду спорта, которая должна найти свое отражение в программах развития вида спорта и обеспечивать ее реализацию.
2. Совершенствование нормативного правового регулирования системы подготовки спортсменов. Разработка системы критериев оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций в части подготовки сборных команд и ближайшего спортивного резерва.
3. Развитие кадрового потенциала системы спортивной подготовки и совершенствование системы оплаты труда тренеров и специалистов. Установление систем оплаты труда тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку, в соответствии с едиными рекомендациями. Мониторинг реализации комплекса мер по совершенствованию системы оплаты труда тренеров и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку.
4. Формирование и развитие сети организаций спортивной подготовки и их перечня. Установление единого порядка функциональной деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку.
5. Развитие инфраструктуры, финансового и материально-технического обеспечения организаций спортивной подготовки. Разработка и утверждение механизма формирования государственного заказа на оказание услуг по спортивной подготовке в субъектах Российской Федерации (по базовым олимпийским видам спорта). Развитие спортивной инфраструктуры, строительство и реконструкция спортивных объектов, укрепление материально-технической базы организаций спортивной подготовки.
6. Совершенствование системы формирования сборных команд. Определение требований к количеству, качеству и модельным характеристикам кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации. Формирование системы централизованной подготовки спортивных сборных команд.
7. Развитие научно-методического и медико-биологического обеспечения подготовки спортсменов. Разработка и внедрение программ научного, научно-методического, медико-биологического и медицинского обеспечения подготовки, включая углубленные медицинские обследования в годичном цикле. Дополнение федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта разделами по научно-методическому и медико-биологическому обеспечению.
8. Антидопинговое обеспечение подготовки спортсменов предусматривает прежде всего подготовку специалистов по антидопинговому обеспечению для организаций спортивной подготовки.
9. Создание единого информационного пространства в системе подготовки. Разработка и внедрение электронной базы персональных данных спортсменов сборных команд и ближайшего спортивного резерва. Мониторинг деятельности организаций спортивной подготовки.
10. Совершенствование системы спортивных соревнований при подготовке спортивных сборных команд и ближайшего резерва.
Следует также учитывать международный опыт организации систем подготовки спортсменов высшей квалификации. В последние десятилетия во многих странах правительства взяли на себя задачи по формированию эффективных систем олимпийской подготовки. Имеется несколько различных моделей, в которых государственные и общественные организации в различной мере берут на себя задачи по обеспечению разных сторон данного процесса. Тем не менее, когда государству удается кон-
Литература
1. Шустин, Б.Н. Концептуальные основы подготовки сборной команды России к Олимпийским играм // Теория и практика физической культуры. - 2003. -№ 10. - С. 28-31.
2. Комплексная программа «Обеспечение системы подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации и создание условий для подготовки резерва в сборные команды Российской Федерации по зимним видам спорта к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи». Http://www.sportmedicine.ru/normative-documents/ kompleksprog.pdf (дата обращения 7 апреля 2017 г.).
3. Распоряжение правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации, сборник № 33 от 17.08.2009 г., ст. № 4110.
4. Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 г. № 30 «О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы"» // Собрание законодательства Российской Федерации, сборник № 5 от 02.02.2015 г., ст. № 810.
5. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (в ред. от 26.07.2017) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 16 ноября 2007 г. Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 г. Http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-04122007-п-329^^/ (дата обращения 7 апреля 2017 г.).
6. Озолин, Э.С. Научно-исследовательские институты и центры подготовки спортсменов в зарубежных странах [Текст] / Э.С. Озолин, Б.Н. Шустин // Вестник спортивной науки. - 2011. - № 5. - С. 3-8.
солидировать усилия государственных и общественных органов управления, четко расставить приоритеты, объединить материально-технические и финансовые ресурсы, наблюдается очевидный прогресс в выступлениях спортсменов на крупнейших международных соревнованиях [6].
Заключение
Реализация поставленных в Концепции задач требует целенаправленного взаимодействия между Министерством спорта Российской Федерации, ОКР, ФМБА России и другими организациями, вовлеченными в подготовку сборных команд и ближайшего резерва. Необходимо провести общественное обсуждение данного проекта с участием представителей всех заинтересованных организаций.
References
1. Shustin, B.N. Conceptual basis for the preparation of the Russian national team for the Olympic Games // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'turi. - 2003. - No. 10. -Pp. 28-31.
2. Comprehensive program "Providing the system for the preparation of the Russian national teams and creating the conditions for preparing a reserve for the Russian Winter sports teams for the XXII Olympic Winter Games and the XI Paralympic Winter Games of 2014 in Sochi". Http://www. sportmedicine.ru/normative-documents/kompleksprog.pdf (date of circulation April 7, 2017).
3. Government Order of the Russian Federation of August 7, 2009 No. 1101-r "On the Approval of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the Period to 2020" // Collection of Legislation of the Russian Federation, Collection No. 33 of August 17, 2009, Article No. 4110.
4. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 30 of January 21, 2015 "On the Federal Target Program 'Development of Physical Culture and Sport in the Russian Federation for 2016-2020'" // Collection of Legislation of the Russian Federation, Collection No. 5 of 02.02.2015, Article No. 810.
5 Federal Law No. 329-FZ of 4 December 2007 "On Physical Culture and Sport in the Russian Federation" Adopted by the State Duma on November 16, 2007. Approved by the Federation Council on November 23, 2007. Http:// legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-04122007-n-329-fz-o/ (date of circulation April 7, 2017).
6. Ozolin, E.S. Research institutes and training centers for athletes in foreign countries [Text] / E.S. Ozolin, B.N. Shustin // Vestnik sportivnoy nauki. - 2011. - No. 5. -Pp. 3-8.