УДК 378.1:005.6
В. М. Володин, Г. В. Суровицкая
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИННОВАЦИОННОМУ УПРАВЛЕНИЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация. В настоящее время в условиях модернизации системы высшего образования России государственные университеты для соответствия все возрастающим требованиям потребителей и других заинтересованных сторон должны построить адекватные механизмы управления качеством. Построение таких механизмов должно быть теоретически, методологически и методически обеспечено в контексте обеспечения инновационности управления функционированием и развития систем менеджмента качества (СМК) университетов. Ключевые слова: университет, система менеджмента качества, инновационное развитие, тройная спираль, взаимодействие.
Abstract. The article presents a conceptual approach to innovative management of a state university QMS functioning and development, providing a necessary diversity for the QMS development. The authors examine interactions between a state university QMS, business structures QMS, state power bodies QMS on the basis of formation of a triple spiral of innovation development.
Key words: university, quality management system, innovation development, triple spiral.
Теоретический аспект инновационного управления функционированием и развитием СМК государственного университета
На основе проведенного теоретического анализа авторами выявлена возможность использования в теории управления качеством одной из концепций институциональной теории, вытекающей из важнейшей концепции эволюционной теории и состоящей в том, что за счет синергетического эффекта можно добиться высокой эффективности системы, состоящей из несовершенных (недостаточно эффективных) элементов. Необходимо найти пути совершенствования СМК не за счет совершенствования ее процессов (в том числе в ходе реинжиниринга), а за счет такого управления процессами (фактически - СМК), при котором обеспечивался бы достаточный синергетический эффект. То есть мы предлагаем не новую модель СМК государственного университета (в мире таких моделей разработано достаточно, однако эффективность их реализации не всегда соответствует ожиданиям заинтересованных сторон), а механизм управления ее функционированием и развитием.
Возникает вопрос: как обеспечить синергетический эффект, если он сам не возникает? За счет расширения разнообразия, в том числе разнообразия взаимодействия СМК с внешней средой. В контексте обеспечения инновационного развития целесообразно исследовать аспекты управления качеством при формировании так называемой тройной спирали взаимодействия «государственный университет - бизнес - государство» [1, 2].
Переход к государственным образовательным стандартам третьего поколения и к подготовке бакалавров и магистров на основе компетентностного
подхода свидетельствует о диверсификации управления качеством с точки зрения достижения приемлемого качества образовательных услуг университета. При этом существенно важно сформировать инновационные подходы к управлению качеством в рамках подготовки кадров по направлениям, наиболее восприимчивым к тройной спирали инновационного развития: к подготовке бакалавров и магистров в области нанотехнологий, информационных технологий, биотехнологий, менеджмента (в том числе в области государственного и муниципального управления).
Особенности механизмов управления функционированием и развитием
СМК на основе концепции тройной спирали инновационного развития
Для успешного функционирования и развития СМК государственного университета важны диверсификация механизмов управления и наличие механизмов управления взаимодействием СМК государственного университета с СМК бизнес-структур и с СМК органов государственной власти. Доминирование внутриуниверситетских механизмов управления функционированием и развитием СМК, равно как и, наоборот, внешних механизмов в современных условиях, тормозит развитие СМК государственного университета и снижает качество его образовательных услуг. Критически важно обеспечить внедрение управленческих инноваций в деловую практику университета за счет внутриуниверситеского механизма управления функционированием и развитием СМК. В противном случае процессы обеспечения, поддержания и улучшения инновационных образовательных продуктов практически не развиваются. Формирование только механизмов в рамках двойных спиралей взаимодействия (СМК государственного университета - СМК бизнес структур и СМК государственного университета - СМК органов государственной власти) не может быть альтернативой формирования механизмов в рамках тройной спирали взаимодействия (СМК государственного университета -СМК бизнес-структур - СМК органов государственной власти), поскольку синергетический эффект тройного взаимодействия может в несколько раз превосходить суммарный синергетический эффект двойных взаимодействий. Этот вывод соответствует предположению эволюционной теории об обеспечении необходимого разнообразия в развитии СМК.
Разработка и внедрение новых моделей СМК является необходимым условием результативного и эффективного функционирования и развития СМК государственного университета, однако оно не должно доминировать. Как уже отмечалось, модели СМК, используемые в сфере образования, не могут обеспечить уровень качества образовательных услуг университетов, приемлемый для бизнеса. Федеральные университеты, равно как и национальные исследовательские университеты, не позиционируют развитие своих СМК как ключевой фактор инновационного развития. Прогнозные оценки, проведенные авторами, выявили тенденции к снижению значений показателей качества СМК государственных университетов Приволжского федерального округа в ближайшие пять лет.
Последний вывод подтверждает необходимость использования диверсифицированных механизмов управления качеством, создающих разнообразие в сфере высшего профессионального образования, при условии их гибко-
сти и сохранения преимуществ апробированных подходов. В частности, процедуры самооценки, SWOT-анализа, внешнего бенчмаркинга - достаточно эффективные процедуры управления качеством образовательных услуг высшего профессионального образования, поскольку обеспечивают не только выявление областей возможных улучшений, но и, как показали проведенные авторами исследования, позволяют выработать управленческие решения по результатам диагностики состояния СМК государственного университета.
При формировании механизмов управления качеством образовательных услуг в переходный период необходимо разработать механизм формирования стратегии СМК государственного университета, механизм управления ее функционированием, механизм управления ее развитием. Кроме того, необходимо формирование механизмов взаимодействия СМК государственных университетов в формате двойных спиралей «государственный университет - бизнес» и «государственный университет - государство». Это более сложные механизмы, чем адаптированные механизмы управления качеством. Такие механизмы придают СМК мобильность и обеспечивают улучшение деловой практики государственного университета.
Механизм взаимодействия СМК государственного университета и СМК бизнес-структур формируется при одновременном использовании нескольких инструментов не только в рамках маркетинговой деятельности и мониторинга удовлетворенности заинтересованных сторон, но и за счет реализации концепции открытых управленческих инноваций. Процессы управленческого аут- и инсорсинга имеют более высокую эффективность с той точки зрения, что предоставляют выбор направлений совершенствования инновационных образовательных программ университета самому бизнесу, т.е. передачу бизнесу тех функций, которые ранее ему не были свойственны. Однозначной оценки действенности процессов управленческого аут- и инсорсинга при взаимодействии СМК для стимулирования взаимодействия государственного университета с бизнесом пока нет, но общепринятым считается, что предоставление бизнесом государственным университетам дополнительных ресурсов способствует улучшению качества образовательных услуг, а не является нейтральной мерой.
При формировании механизма взаимодействия СМК государственного университета и СМК органов исполнительной власти необходимо принять во внимание некоторое отставание темпоритмов разработки и внедрения СМК в органах исполнительной власти, а также специфичное развитие внедренных СМК с ориентацией на спектр государственных услуг, недостаточный для формирования эффективной инновационной системы.
Взаимодействие в формате тройной спирали «СМК государственного университета - СМК бизнес-структур - СМК органов государственной власти» будет реализовываться в рамках несформировавшихся пока процессов. Важным направлением такого взаимодействия является реализация многофункциональных мер, которые служат одновременно для решения нескольких задач - развития кооперации, подготовки кадров, стимулирования междисциплинарности, коммерциализации научных разработок, мотивации к социальной ответственности, в том числе к улучшению деловой практики. Необходимым является одновременное введение нормативно-правовых условий, благоприятных для развития ключевых технологических платформ.
Основные элементы концепции инновационного управления функционированием и развитием СМК государственного университета
Элементами концепции являются: цели, принципы, средства и методы, а также субъекты и условия ее реализации. Ключевым элементом предлагаемой концепции являются цели, на достижение которых ориентированы остальные составляющие ее элементы. Цели инновационного управления функционированием и развитием СМК государственного университета следующие: опережающее развитие государственных университетов для повышения их способности удовлетворять требования заинтересованных сторон и в первую очередь требований, отраженных в государственных образовательных стандартах третьего поколения; улучшение управляемости СМК и координации деятельности в области качества; повышение инновационного потенциала государственного университета в условиях интеграции учреждений высшего и среднего профессионального образования. Достижению поставленных целей способствует механизм инновационного управления, в основе разработки которого должны лежать принципы, систематизированные по пяти группам (рис. 1): организационные принципы, функциональные принципы, социальные принципы, экономические принципы, принципы управления качеством СМК.
На основании проведенных исследований установлено, что инновационное развитие государственного университета осуществляется только при условии синхронизации его темпоритмов с темпоритмами и тенденциями развития надуниверситетских систем качества высшего образования (в масштабе региона, федерального округа, страны). Вместе с тем развитие интеграционных процессов в системе высшего образования России предполагает создание механизмов преемственности с целью недопущения снижения уровня развития (зрелости) СМК университета.
Реализация предлагаемой концепции невозможна без создания соответствующих условий и использования системы методов. Одним из ключевых внешних условий осуществления концепции является государственное регулирование в рамках реализации программ модернизации систем образования региона, федерального округа, страны (рис. 2).
Роль интегрированных систем менеджмента в обеспечении необходимого разнообразия для развития СМК государственных университетов
Одним из важнейших внутренних условий осуществления предлагаемой концепции является создание интегрированной системы менеджмента государственного университета, в состав которой входят:
- СМК (соответствует требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2008);
- система менеджмента образовательных программ и проектов в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов третьего поколения (соответствует требованиям этих стандартов и ГОСТ Р 52614.2-2006);
- СМК инновационных проектов образовательного менеджмента (соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 10006-2005 и других отечественных стандартов, том числе семейства евразийских стандартов управления проектами);
- система менеджмента организационно-управленческих знаний;
Принципы механизма инновационного управления функционированием и развитием СМ К государственного университета
Свобода выбора организационной структуры СМК и ее преобразования в зависимости от изменения условий функционирования и развития СМК
Эволюционное развитие СМК за счет повышения ее жизн е способн ости
Преемственность
Иерархичность СУСМК
Системное управление инф ормаци онн ой поддержкой СМК
Научное обоснование механизма управления СМК
I
I
Управляемость и координация деятельности
Адаптивность к изменяющимся условиям функционирования и развития
Количественное и качественное изменение функций
Управление орг анизащонн о-упра вленчес кими знаниями
Ограниченная оптимизация
Реверсивность: обратная связь, в том числе алгедонического характера
Р е кур сиен остъ
Прозрачность, инф ормированность подразделений
Г армонизация интересов заинтересованных сторон
Повышение сощалъно-экономического эффекта функционирования СМК за счет усиления синергетич еских эффектов
Однонаправленность общественных и личных интересов
Принципы социальной отв етств енности
Сбалансированность обеспечения СМК ресурсами
Г армонизация затрат на качество
Концентрация усилий всех сотрудников на максимизации конечного результата
Распределение надбавок стимулирую щего характера в зависимости от внешних и внутренних рейтингов образовательных программ, подразделений и сотрудников
Организационные Функциональные Социальные Экономические Принципы управления
принципы принципы принципы принципы качеством СМК
Рациональное сочетание государственного воздействия с внутренними механизмами гарантии качества образования
Свобода выбора механизма принятия управленческих решений и его преобразование в зависимости от изменения условий функционирования и развития СМК
Предупреждение возможных отклонений от установленных требований за счет перевода ресурсов в категорию качественных
Повышение инновационной восприимчивости СМК на основе внедрения комплексн ой проце дур ы диагностики ее качества
Структуриро вание и актуализация организаци онно -упра вленчес ких знаний
Рис. 1. Принципы механизма инновационного управления функционированием и развитием СМК государственного университета (курсивом выделены принципы, предложенные автором)
0
а:
1
я
§
№ 2 (18), 2011 Общественные науки.
- система гармонизации процессов СМК интегрируемых учреждений высшего и среднего профессионального образования;
- система обеспечения социальной ответственности (соответствует стандарту 180 26000:2010).
Условия реализации концепции инновационного управления функционированием и развитием СМК государственного университета
X
I
Внешние условия
Возрастание роли государственного регулирования в сфере высшего профессионального образования, в том числе разработка и реализация федеральных и региональных программ модернизации системы образования
Снижение степени монополизации рынка образовательных услуг высшего профессионального образования
Внедрение организационно -управленческих инноваций
Создание и деятельность общественных и межвузовских организаций по управлению и контролю качества высшего образования
Заинтересованность бизнеса-структур во взаимодействии с университетом
1
Внутренние условия
Обеспечение завершенности цикла РОСЛ в практике управления университетом
Создание и функционирование интегрированной системы менеджмента
Повышение уровня развития (зрелости) СМК государственного университета
Оптимальность распределения полномочий и ответственности
Согласованность интересов должностных лиц и сотрудников университета
Эффективность использования ресурсного потенциала СМК
Оптимизация затрат на качество СМК
Оптимальность информационных потоков и процедур управления знаниями
Рис. 2. Условия реализации концепции инновационного управления СМК государственного университета
В органах исполнительной власти должны активизироваться процессы создания интегрированных систем менеджмента на базе стандартов ИСО серии 9000 и стандарта ГОСТ Р 52164.4-2007 [3].
Бизнес-структуры являются лидерами в формировании интегрированных систем менеджмента, типовая структура которых включает:
- СМК (соответствует требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 версии 2008);
- систему управления на основе отраслевых стандартов;
- систему менеджмента профессиональной безопасности и здоровья (соответствует стандарту 0Н8А8 18001);
- систему экологического менеджмента (соответствует стандарту ИСО 14001) [4];
- систему обеспечения социальной ответственности (соответствует стандарту 180 26000:2010).
Анализ реализованных и предлагаемых к разработке и внедрению интегрированных систем менеджмента государственных университетов, бизнес-структур и органов исполнительной власти подтверждает целесообразность формирования по меньшей мере двойных спиралей взаимодействия в контексте управления качеством в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000. Это связано с тем, что качество является ведущим звеном (интегратором) в рассмотренных интегрированных системах менеджмента.
Таким образом, представленный в работе концептуальный подход к инновационному управлению функционированием и развитием СМК государственного университета направлен на обеспечение необходимого разнообразия для развития СМК за счет взаимодействия на стыках СМК государственного университета, СМК бизнес-структур, СМК органов государственной власти в рамках формирования тройной спирали инновационного развития.
Список литературы
1. Дежина, И. Г. Государство, наука и бизнес в инновационной системе России / И. Г. Дежина, В. В. Киселева. - М. : ИЭПП, 2008. - 227 с.
2. Киященко, Л. Тройная спираль трансдисциплинарности: университет - правительство - бизнес / Л. Киященко. иЯЬ: http://www.courier-edu.ru/cour1067/7100.htm (дата обращения 12.01.2011).
3. Сопин, В. Ф. Пути повышения эффективности органов местного самоуправления / В. Ф. Сопин, Е. В. Приймак, Н. Г. Николаева // Компетентность. - 2009. -№ 7 (68). - С. 36-43.
4. Катанаева, М. А. Концептуальные и методические основы оценки эффективности интегрированных систем в менеджменте качества : автореф. дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.05 / Катанаева М. А. - СПб., 2009. - 42 с.
Володин Виктор Михайлович доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и управления, Пензенский государственный университет
E-mail: [email protected]
Суровицкая Галина Владимировна
кандидат технических наук, доцент, начальник отдела планирования и анализа Управления системой качества, Пензенский государственный университет
E-mail: [email protected]
Volodin Viktor Mikhaylovich Doctor of economic sciences, professor, dean of the department of business and administration, Penza State University
Surovitskaya Galina Vladimirovna Candidate of engineering sciences, associate professor, head of department of planning and analysis, Quality system office, Penza State University
УДК 378.1:005.6 Володин, В. М.
Концептуальный подход к инновационному управлению функционированием и развитием системы менеджмента качества государственного университета / В. М. Володин, Г. В. Суровицкая // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. -№ 2 (18). - С. 145-151.