КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА, ВДОХНОВЛЁННЫЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Шарабидзе М.Р.
Шарабидзе Майя Ревазовна- доктор технических наук, профессор, кафедра дизайна и технологии, Государственный университет имени А. Церетели, г. Кутаиси, Грузия
Аннотация: в статье рассматривается вопрос разработки концептуального дизайна интерьера, вдохновлённого произведениями изобразительного искусства. Для разработки концепции и создания дизайнерского проекта интерьера для молодого IT специалиста, вдохновением стало творчество голландского художника Питера Мондриаин. Мировоззрение Мондриани основывается на поиск элементарного начала сложного объекта. В этом процессе он опирался на абстрактное мышление и считал, что началом, фундаментом, основой, «атомами» и «кирпичиками» всех цветных картин являются три основных цвета (красный, синий, жёлтый), белый и черный и изображал цветные изображения и распределил основные цвета по чёрно-белой сетке. Конкретный интерьер создавался для молодого человека, который сегодня творит своё будущее - личную жизнь, карьеру, эмоциональную и материальную среду обитания. Поэтому уместным и правильным было посчитано использование в интерьере концепцию Мондриани. Концепция на базе творчества художника Мондриани дает возможность создать оригинальный, индивидуальный дизайнерский проект привлекательного, уютного и функционального интерьера. По форме и содержанию интерьер соответствует духу творчества художника и учитывает все потребности молодого IT специалиста.
Ключевые слова: концептуальный дизайн, дизайнерский проект, инспирация, дизайн интерьера.
CONCEPTUAL INTERIOR DESIGN INSPIRED BY FINE ART
Sharabidze M.R.
Sharabidze Maia Revazovna - Doctor of Technical sciences, professor, DEPARTMENT OF DESIGN AND TECHNOLOGY, TSERETELI STATE UNIVERSITY, KUTAISI, GEORGIA
Abstract: the article considers the development of conceptual interior design inspired by works of fine art. To develop a concept and create an interior design project for a young IT specialist, the inspiration was the work of the Dutch artist Peter Mondrian. Mondrian's worldview is based on the search for the elementary beginning of a complex object. In this process, he relied on abstract thinking and believed that the beginning, foundation, basis, "atoms" and "bricks" of all color paintings are three main colors (red, blue, yellow), white and black and depicted color images and distributed the main colors on a black and white grid. Therefore, the use of the Mondrian concept in the interior was considered appropriate and correct. The concept based on the work of the artist Mondrian makes it possible to create an original, individual design project of an attractive, cozy and functional interior. In form and content, the interior corresponds to the spirit of the artist's work and takes into account all the needs of a young IT specialist.
Keywords: conceptual design, design project, inspiration, interior design.
УДК 7.05
Дизайнерская работа является сложным интеллектуальным и эмоциональным процессом, который основан на синергии творческого и рационального мышления, совмещении физического и умственного труда. Профессиональная дизайнерская работа должна основываться на глубоком теоретическом знаний и разностороннем практическом опыте. Одним из важнейших составляющих процесса создания дизайнерского проекта является определение концепции, позволяющей создать новый, оригинальный, индивидуальный проект определённого стиля.
При создании дизайнерского проекта интерьера часто источником вдохновения является творчество конкретного художника, его мировоззрение и восприятие реальности, его произведения или работы. Часто какой ни будь рисунок или произведение может дать импульс творческому воображению и помочь с определением концепции проекта и соответственно, с выбором стиля, цвета, формы, фактуры (материалов). Произведения и образцы искусства, например, художественное полотно может определить выбор цветовой гаммы и распределение цвета в пространстве интерьера и одновременно может стать собирательным и объединяющим элементом. Произведение искусства может позволить грамотно
подобрать доминирующую и акцентные формы, рационально выбрать фактуру и соответствующие материалы [1, 2].
Среди архитектурных и промышленных дизайнеров огромной популярностью пользуется творчество голландского художника Питера Мондриани. Как известно, он является одним из основоположников неопластицизма - утопии новой пластической культуры как предельной сознательности в скрупулёзной передаче обобщённой красоты и истины самыми аскетическими средствами, основными, первичными красочными тонами, линиями, формами. Мондриани призывал к «денатурализации» искусства, к отказу от естественных форм и переходу к чистой абстракции. Начиная с 1913 года, картины Мондриани развивались в сторону абстрактных матриц, состоящих из чёрных горизонтальных и вертикальных линий. Постепенно расположение линий на холсте упорядочилось до такой степени, что они стали представлять собой правильные решётки с ячейками. Ячейки закрашивались основными цветами, то есть красным, синим и жёлтым. Таким образом, структуру картины образовывали дихотомии цвет - не-цвет, вертикаль -горизонталь, большая поверхность - малая поверхность, единение которых должно было символизировать равновесие сил в гармонии мироздания. Несмотря на предельную ограниченность визуальных средств, творчество Мондриани оказало большое влияние на современников и породило новые направления в живописи и графике, архитектуре и промышленном дизайне [3, 4].
Целью работы является разработка концепции на основе и под влиянием творчества Мондриани и создание дизайнерского проекта интерьера для 1Т специалиста или блогера. Владельцем интерьера является молодой человек, который занят в сфере информационных технологий и большую часть своего рабочего времени и досуга проводит дома. Квартира молодого специалиста небольшая, всего 41 м2 и состоит из общей комнаты, спальни, коридора и ванной комнаты с туалетом. Источником вдохновения при работе над дизайнерским проектом стало творчество Питера Мондриана и его более поздние картины. Мировоззрение Мондриани основывается на поиск элементарного начала сложного объекта. В этом процессе он опирался на абстрактное мышление и считал, что началом, фундаментом, основой, «атомами» и «кирпичиками» всех цветных картин являются три основных цвета (красный, синий, жёлтый), белый и черный и изображал цветные изображения, распределяя основные цвета по чёрно-белой сетке. Поэтому вполне естественно, что начало и создание чего-то совершенно нового ассоциируется с Мондриани. Его творческая концепция стала очень популярной сегодня, когда весь мир готовится к обновлению и новой мировой технологической революции. Если присмотреться, концепцию Мондриани можно встретить в современных фильмах, декорациях, сериалах, плакатах и т.д.
Поскольку мы создавали интерьер для молодого человека, который сегодня творит своё будущее -личную жизнь, карьеру, эмоциональную и материальную среду обитания, мы посчитали, что будет уместно и правильно использовать в интерьере концепцию Мондриани. Мы выбрали современный минималистичный стиль с элементами модернизма, которые можно найти в формах мебели и элементах декора. В качестве основных цветов интерьера выбрали белые стены, черный пол и три основных цвета в виде пятен. Белый и черный создают фон, канву, в которой в виде пятен распределены красный диван, желтый стол и стулья, синее кресло и фасады холодильника и кухонных шкафов. Синий фасад холодильника размещен симметрично креслу, и вместе с кухонными шкафами они уравновешивают солнечно-желтый цвет обеденного стола и стульев (рис. 1).
Рис. 1. Вид интерьера общей комнаты.
Строгую категоричность цветов интерьера, смягчили нейтральным светло-коричневым цветом дерева рабочей поверхности кухонного гарнитура и ручек комода, размещенного в коридоре. Деревянная поверхность привносит тепло в интерьере и компенсирует холодность гранитной плитки на полу и белизны стен и потолка. В интерьер также внесли ахроматический серый цвет в виде комода в коридоре и кухонной техники (рис. 2).
Рис. 2. Вид кухонной стенки.
В проекте использовали формы, соответствующие стилю: простые конструкции, симметричные и пропорциональные геометрические формы, и мягкую мебель модернистских форм. В интерьере использованы характерные для модернизма круглые формы, симметрично и пропорционально распределенные под влиянием классики.
Откликом творчества Мондриани являются разные декоративные предметы в интерьере. На взаимно перпендикулярные стены в обеденной зоне мы повесили панно, выполненные в технике холодного батика по живописи Мондриани. Подвесной светильник над обеденным столом также несет в себе дух Мондриани (рис. 3).
Рис. 3. Обеденная зона.
Над диваном мы разместили современные светильники в виде абстрактных матриц, состоящих из чёрных горизонтальных и вертикальных линий концепции Мондриани (рис. 4).
Рис. 4. Светильники, ассоциирующие с матрицей Мондриани.
Дух творчества Мондриани ощущается и в спальне. Это белый фасад гардероба с вертикальными черными линейными ручками, трикотажный плед и наволочки подушек с известным рисунком художника и картина над кроватью в цветах Мондриани (рис. 5).
Рис. 5. Вид интерьера спальни.
Таким образом, в заключении можно сказать, что концепция на базе творчества художника Мондриани дает возможность создать оригинальный, индивидуальный дизайнерский проект привлекательного, уютного и функционального интерьера. По форме и содержанию интерьер соответствует духу творчества художника и учитывает все потребности молодого IT специалиста.
Список литературы /References
1. Благова Т.Ю. Теория и методология дизайна. Учебное пособие. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2008. - 90 с.
2. Шарабидзе М.Р. Инспирация - цвет. International scientific review of problems and prospects of modern science and education/Collection of scientific articles. XCV International correspondence scientific and practical conference. Boston, USA, 2024. Стр. 38-45.
3. Мосин И., Савельева А. Большая иллюстрированная энциклопедия. Мастера живописи. 1000 художников от Возрождения до модернизма. - Вильнюс, Bestiary, 2012. - C. 126.
4. Филлипс C. Измы: как понимать современное искусство — Москва, ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014. -C. 54.