МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы:
1. Барков Р.А., Блинков О.Е. Формальная действительность завещания как акта реализации активной завещательной правосубъектности (сравнительно-правовой аспект) // Наследственное право. - М.: Юрист, 2013, № 3. - С. 44-45.
2. Гонгало Ю.Б., Михалев К.А., Петров Е.Ю., Путинцева Е.П. Основы наследственного права России, Франции, Германии. М., 2015 С.54-55.
3. Гражданский кодекс Азербайджанской Республики. Особенная часть (по состоянию на 1 марта 2015 г.) // Информационная база данных по законодательству Азербайджана URL: http://www.consulting.minimax.az/ (дата обращения: 28.09.2015).
4. Наследование по завещанию в России и Германии: сравнительно-правовой анализ / Е.В. Вершинина, Е.В. Кабатова, А.А. Шишкина // Семейное и жилищное право. - 2010. - № 6. - С. 36.
© Гаджиев Т.Ф., Беланова Г.О., 2015
УДК 34.01
С.С. Гостев ,адъюнкт Факультет подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
г. Москва, Российская Федерация
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ПРАВА НАЦИЙ НА САМООПРЕДЛЕНИЕ
Аннотация
В статье рассмотрено становление и развитие различных научных воззрений на проблему права наций на самоопределение и категорий его составляющих.
Ключевые слова
Концептуальные воззрения, право наций и народов на самоопределение, Новое время,
право, субъект, способ реализации.
Несмотря на то, идея права наций на самоопределение, сформировалась на исторической сцене лишь с переходом к цивилизации Нового времени, проблема определения составляющих его категорий интересовала мыслителей значительно раньше.
В теоретико-правовой мысли античной Греции и Рима, в связи с разработкой идей народного суверенитета, народовластия использовались понятия «демос» (народ), «пайо» (племя). Марк Туллий Цицерон определял народ как «соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общности интересов» [10, с. 170].
Идея нации как политического организма нашла своё отражение в трудах мыслителей эпохи Возрождения и Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин, Т. Мюнцер, Я. Гус, Дж. Уинклиф).
В процессе перехода от Средневековья к цивилизации Нового времени в теоретико-правовой и философской мысли новое звучание приобретает античное понимание «права народов». Так в идеях Г. Гроция это новое звучание выражено следующим образом: «...это не есть право господствующего народа по отношению к другим - это есть универсальное право для всех народов на обладание своим государством» [3, с. 46 - 71].
Идея верховенства народовластия и суверенитета власти народа стала предтечей идеи права наций и народов на самоопределение. Она нашла отражение в трудах отцов-основателей Соединённых Штатов
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
Америки (Б. Франклин, Дж. Вашингтон, Дж. Адамс, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон) и была закреплена в основополагающих актах США. Так, по мнению Т. Джефферсона «...каждый человек и каждая общность людей, живущих на земле, обладает правом на самоуправление. Они получают его вместе с жизнью из рук природы» [19, с. 73].
Новый импульс к развитию теоретико-правовых и философских представлений о праве наций на самоопределение дала Великая Французская революция. Ж. Ж. Руссо, Эм. де Ваттель, Эм.-Жозеф Сийес, А. Грегуар, Ж.-Эр Ренан воспринимали «нацию» и «государство» как равные категории и наделяли её правом на независимое управление и борьбу за него; правом на расширение своей территории; правом создавать и изменять свою Конституцию и т.д.
Эти воззрения нашли отражение в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. [4, с. 216] в которой акцентировалось преобладание национальных интересов (или интересов большинства граждан, проживающих на определённой территории), что фактически представляло собой начало становления права на самоопределение как внутригосударственного, межотраслевого института права.
Обострение цивилизационных противоречий в XIX в., выразившееся в кризисе многонациональных империй, в усилении национально-освободительной борьбы, повлияло на развитие концептуальных воззрений о праве наций и народов на самоопределение.
Новый подход к идее права наций на самоопределение формируется в процессе итальянского ирредентизма XIX в. Дж. Мадзини [14, с. 86], П. Манчини [14, с. 117], Т. М. Ровере [9, с. 57] считали, что принцип самоопределения можно применить не ко всем, и рассматривали его как основу для объединения Италии, через свободный выбор статуса всех её народов.
Также, в XIX в., развивая концепции этнической и культурно-психологической природы нации, Ф. Ницше, К. Каутский, М. Вебер, О. фон Бисмарк, К. Реннер представляют народный суверенитет и право наций на самоопределение как возможность всех народов в составе государства участвовать в его управлении.
Право на самоопределение становится предметом теоретико-правовых и философских воззрений марксистов. Так Ф. Энгельс прямо высказывался против «права наций», считая, что такое право есть только у больших исторических наций, и даже создал теорию контрреволюционности малых народов и «национальных обломков» [5]. Однако, В.И. Ленин [7] критически воспринял эту идею и провозгласил принцип самоопределения народов как «международный политический инструмент» и как критерий для освобождения всех зависимых народов. Продолжая данную мысль, И.В. Сталин [12, с. 333] определил нацию как исторически сложившуюся устойчивую общность людей, возникшую на базе общности четырех основных признаков: общности языка, территории, экономической жизни и психического склада.
В начале XX в. на развитие идеи права наций и народов на самоопределение оказали влияние взгляды американского государственного деятеля В. Вильсона [1], который считал, что «...никто не имеет права передавать народы от одного суверена к другому, как если бы они были их собственностью» [8, с. 158]. В 20-е годы XX века самоопределение наций и народов становится предметом интереса идеологов фашизма. Так в 1920 г. А. Гитлер предложил «Двадцать пять пунктов» ориентированные на защиту интересов немецкого народа и на объединения всех немцев на основе права на самоопределение в «Великую Германию» [6, с. 56 - 80].
Хотя во время Второй мировой войны, Ф. Д. Рузвельт и У. Черчилль и объявили, что самоопределение является одной из целей, этого военного конфликта, однако, в 1941 г., У. Черчилль заявил, что «...принцип самоопределения не относится к колониальным народам (Индия, Бирма и другие части Британской империи), а лишь является возможностью восстановления суверенитета, самоуправления и национальной жизни государств и наций Европы, после разгрома нацизма, где возможно произвести территориальные изменения.» [18, с. 112].
Во второй половине XX века внимание учёных, государственных и политически деятелей акцентируется на разрешении проблемы самоопределения колониальных народов. Дж. Неру [11] - лидер индийского национально-освободительного движения, принял активное участие в кампании
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070
«несотрудничества» с колониальными властями. Он выступал за ненасильственную реализацию права наций и народов на самоопределение и приобретение независимости колониальными странами.
Конец XX начало XXI вв. представлены различными, альтернативными концептуальными воззрениями на проблему права наций и народов на самоопределение. Так некоторые учёные полагают, что право народов на самоопределение является высшим международно-правовым императивом «jus cogens» (Р.Тузмухамедов [13], H. Gros Espiell [2]), другие считают, что это право может признаваться только при определенных условиях и в увязке с другими нормами права (A.Cassese [15], J.Crawford [16]). Распространённым является мнение, что право на самоопределение является не правовым, а политическим или моральным принципом. Многие полагают, что идея самоопределения народов не только не вписывается в правовые рамки из-за неопределенности связанных с ней дефиниций (прежде всего такого понятия, как «народ» или «нация»), но и провоцирует деструктивные и не поддающиеся регулированию процессы, такие, как сепаратизм и этнонациональные конфликты, вступая тем самым в противоречие с целями Устава ООН (R.Emerson [17], J.Verzijl [20]).
Список использованной литературы:
1.Вильсон В. Государство. Прошлое и настоящее конституционных учреждений. - М.: Новая свобода. 1905.
2.Грос Эспиель Э. Осуществление резолюций Организации Объединенных Наций, касающихся права на самоопределение народов, находящихся под колониальным и иностранным господством. Нью-Йорк: ЭКОСОС ООН, 1980.
3.Г. Гроций. О праве войны и мира. М., 1994. С.46 - 71.
4.Документы истории Великой французской революции. Т.1. Отв.ред. А.В. Адо. М.: Издательство Московского университета, 1990.
5.К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т.6, стр. 293-294. М., 1938.
6.Кто был кто в Третьем рейхе. Биографический энциклопедический словарь. М., 2003. С.56-80.
7.Ленин В.И. Критические записки по национальному вопросу, О национальной программе РСДРП, О культурно-национальной автономии, Национал-либерализм и право наций на самоопределение, Социалистическая революция и право наций на самоопределение, О праве наций на самоопределение, Итоги дискуссии о самоопределении. - М.: Издательство политической литературы. ПСС. 1965
8.Малинова О. Ю. Либеральный национализм (середина XIX - начало XX века). - М.: РИК Русанова, 2000. с. 158.
9.Манакорда Г., Итальянское рабочее движение по материалам съездов, перевод с итальянского, М., 1955;
10.Марк Туллий Цицерон. Диалоги. М., Научно-издательский центр «Ладомир» — «Наука», 1994.
11.Неру Дж. Открытие Индии / Джавахарлал Неру / Пер. с англ.; Переводчики: В.В. Исакович, Д.Э. Кунина, И.С. Кливанская, В.Ч. Павлов; Ред. перевода В.Н. Мачавариани. — М.: Издательство иностранной литературы, 1955.
12.Сталин И.В. Сочинения. - Т. 11. - М.: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1949. с. 333
13.Тузмухамедов Р.А. Национальный суверенитет. М., 1963;
14.Цыпкина З.М. Герцен и деятели итальянского национально-освободительного движения (1848—1852), в сборнике: Объединение Италии, М., 1963.
15.Cassese A. Self-determination of peoples: A legal reappraisal. Cambridge: Cambridge University Press, 1995.
16.Crawford J. The creation of states in international law. Oxford: Oxford University Press, 1979;
17. 18. Emerson R. Self-determination // American Journal of international law. N 65. 1971.
18.Gobban A. The Nation State and Nation Self-Determination. -NY/ - 1970. P. 112.
19.Franklin B., Jefferson T., Paine T. The American Age of Reason. - М.: URSS, 1977. с. 73.
20.Verzijl J.H.W. International Law in Historical Perspective. Vol. 1-2. Leiden: Sijthoff, 1968;
© Гостев С.С., 2015