Научная статья на тему 'Концептуальные предложения по созданию механизма распределения таможенных пошлин между бюджетами государств-членов таможенного союза ЕврАзЭС в условиях отсутствия общего бюджета'

Концептуальные предложения по созданию механизма распределения таможенных пошлин между бюджетами государств-членов таможенного союза ЕврАзЭС в условиях отсутствия общего бюджета Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
623
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ВЫВОЗНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / ВВОЗНАЯ ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / МЕЖБЮДЖЕТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОШЛИН / EURO-ASIAN ECONOMIC ASSOCIATION / CUSTOMS UNION / EXPORT CUSTOMS DUTY / IMPORT CUSTOMS DUTY / BUDGET DUTIES ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гармоников Сергей Николаевич

В работе формулируются основные положения механизма распределения таможенных пошлин в формируемом Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией таможенном союзе Евразийского Экономического Сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual proposals on the creation of the mechanism for the customs duties assessment among the budgets of the states-members of the customs union within the Euro-Asian Economic Association under conditions of absence of the common budget

The concept of this article is based on the analysis accumulated in the forming of Russian-Belarusian Customs Union assessment between the budgets of two countries. The author has shown the sums of the import and export customs duties and the main regulations made by the customs union within the Euro-Asian Economic Association.

Текст научной работы на тему «Концептуальные предложения по созданию механизма распределения таможенных пошлин между бюджетами государств-членов таможенного союза ЕврАзЭС в условиях отсутствия общего бюджета»

Орган дознания, проведя следственные действия в порядке ст. 157 УПК РФ не вправе прекратить уголовное дело по п. 1 и 2 ст. 24 УПК РФ, т. к. такое обстоятельство как отсутствие в деянии состава преступления можно выявить только в ходе расследования и в процессе выполнения не только неотложных, но и других следственных действий. Закон не предоставляет право органу дознания осуществить весь комплекс следственных действий6 по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно. Орган дознания не уполномочен ст. 157 УПК РФ прекратить уголовное дело, подследственное следователю.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что рассмотренные в этой статье вопросы требуют корректировки как на правотворческом, так и на правоприменительном уровне.

6 Ст. 157 УПК РФ не предоставляет органу дознания осуществлять иные процессуальные действия, в том числе и прекращать уголовные дела независимо от их оснований.

С. Н. Гармоников *

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ МЕХАНИЗМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЭС В УСЛОВИЯХ ОТСУТСТВИЯ ОБЩЕГО

БЮДЖЕТА

Ключевые слова: Евразийское Экономическое Сообщество, таможенный союз, вывозная таможенная пошлина, ввозная таможенная пошлина, межбюджетное распределение пошлин.

Аннотация: В работе формулируются основные положения механизма распределения таможенных пошлин в формируемом Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией таможенном союзе Евразийского Экономического Сообщества.

В целях построения полноценного таможенного союза в соответствии с общепризнанными принципами международного права 6 октября 2007 года в г. Душанбе Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, в котором дано следующее определение таможенного союза: «"таможенный союз” - форма торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом Стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами».

Таким образом, в соответствии с вышеприведенным определением таможенного союза в пределах единой таможенной территории подлежат беспрепятственному перемещению как товары, происходящие с единой таможенной территории, так и происходящие из третьих стран и выпущенные в свободное обращение на этой таможенной территории, при условии применения всеми государствами-членами таможенного союза единого тамо-

* Соискатель Российской таможенной академии.

женного тарифа и других единых мер регулирования торговли товарами с третьими странами.

При этом в статье 2 указанного белорусско-казахстанско-российс-кого Договора дан исчерпывающий перечень мероприятий, после завершения которых высшим органом таможенного союза - Межгосударственным Советом ЕврАзЭС - принимается решение об объединении таможенных территорий государств-членов таможенного союза в единую таможенную территорию, который включает в себя, в том числе :

- установление и применение единого таможенного тарифа и иных единых мер регулирования внешней торговли с третьими странами;

- установление и применение порядка зачисления и распределения таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие;

- установление и применение унифицированного порядка таможенного регулирования, включая единые правила декларирования товаров и уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы.

В условиях же применения государствами неунифицированных ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин, а также при наличии различающихся условий ведения внешнеэкономической деятельности, в том числе в виде несогласованного предоставления льгот, отсрочек и рассрочек уплаты таможенных платежей, отмена таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств на внутренних границах повлечет за собой перераспределение товарных потоков в целях проведения их таможенного оформления на территории того государства-члена таможенного союза, где созданы преференциальные условия при выполнении таможенных формальностей.

Следовательно, вопросы об обеспечении полноты взимания таможенных платежей в таможенном союзе ЕврАзЭС и создании механизма зачисления и распределения взысканных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, в соответствующие бюджеты государств-членов таможенного союза имеют основополагающее значение при принятии решения о завершении формирования единой таможенной территории.

Учитывая, что государства-члены таможенного союза ЕврАзЭС не приняли решения о формировании общего бюджета, то в основу представленных Концептуальных предложений по созданию механизма распределения таможенных пошлин положен российско-белорусский опыт зачисления

и распределения взысканных национальными таможенными органами таможенных платежей между бюджетами России и Белоруссии в 1995-1997 гг.1

Так, в статье 4 Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 06.01.1995 г. изложен следующий порядок распределения между бюджетами государств-участников таможенных пошлин:

1. Суммы ввозных таможенных пошлин на товары, происходящие с территории третьей страны, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, которая является страной назначения товара.

2. Суммы вывозных таможенных пошлин на товары, происходящие с территории третьей страны и вывозимые с территории государства любой Договаривающейся Стороны на территорию государства другой Договаривающейся Стороны, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, с территории которой данный товар вывозится.

3. Суммы вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории любой Договаривающейся Стороны в третью страну:

а) в отношении товаров, происходящих с территории государства любой Договаривающейся Стороны, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, с территории которой данный товар происходит;

б) в отношении товаров, изготовленных на территории любой Договаривающейся Стороны из сырья и материалов, происходящих с территории любой другой Договаривающейся Стороны, зачисляются в бюджеты государств Договаривающихся Сторон в соответствии с согласованным распределением сумм вывозных таможенных пошлин;

в) в отношении товаров, происходящих с территории третьей страны, вносятся в бюджет государства той Договаривающейся Стороны, с территории которой данный товар вывозится.

То есть, на периоды как до унификации, так и после унификации ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин во избежание перераспределения импортных и экспортных товаропотоков в государства-члены таможенного союза с более льготным режимом таможенного налогообложения

1 В соответствии с пунктом 2 приказа ГТК Республики Беларусь от 20.07.1995 г. № 2 Ю-ОД с 15 июля 1995 года вступила в силу утвержденная данным приказом Инструкция «По применению порядка распределения и зачисления в соответствующие бюджеты Российской Федерации и Республики Беларусь таможенных пошлин, налогов и сборов». Утратила силу с 02.09.1997 г. в связи с изданием приказа ГТК Республики Беларусь от 28.08.1997 г. №270-С)Д.

с соответствующим причинением убытков бюджетам других государств-членов, в основу механизма распределения таможенных пошлин между соответствующими бюджетами России и Белоруссии были положены следующие принципы:

- суммы ввозных таможенных пошлин подлежат перечислению в бюджет страны назначения импортного товара;2

- суммы вывозных таможенных пошлин подлежат перечислению в бюджет Российской Федерации как страны происхождения товара:

- в полном объеме в случае его реэкспорта в неизменном виде с территории Республики Беларусь за пределы государств-членов ЕврАзЭС;

- в согласованной доле при экспорте с территории Республики Беларусь отдельных наименований товаров, изготовленных в Белоруссии из сырья и материалов российского происхождения.3

С учетом положительного опыта, наработанного таможенными службами Российской Федерации и Республики Беларусь в 1995-1997 гг. в ходе практической реализации российско-белорусских договоренностей о распределении сумм вывозных таможенных пошлин и сумм таможенных платежей, уплаченных физическими лицами, процедура распределения и зачисления в соответствующие бюджеты государств-членов таможенного союза ЕврАзЭС сумм таможенных пошлин может быть представлена в следующем виде.

Распределение вывозных таможенных пошлин в интересах федерального бюджета.

1. При экспорте с территорий Республики Беларусь и Республики Казахстан за пределы государств-членов ЕврАзЭС товаров российского происхождения взыскиваемые белорусскими и казахстанскими таможенными органами суммы вывозных таможенных пошлин в полном объеме подлежат зачислению в доход федерального бюджета Российской Федерации.

2 В рамках действовавшего в 1995-1997 г. г. российско-белорусского механизма распределения таможенных пошлин данный принцип был реализован только в отношении ввозных таможенных платежей, взыскиваемых пограничными белорусскими таможнями при ввозе товаров иностранного производства физическими лицами-гражданами Российской Федерации, которые во въездной пассажирской таможенной декларации заявляли страной назначения ввозимых товаров Российскую Федерацию.

3 Приложение 1 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке распределения и зачисления в соответствующие бюджеты Республики Беларусь и Российской Федерации вывозных таможенных пошлин и сборов от 12 мая 1995 года. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2001 г. № 43 Республика Беларусь в одностороннем порядке вышла из указанного Соглашения.

Заключенное правительствами Белоруссии, Казахстана и России Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25.01.2008 г. допускает возможность применения государствами-членами таможенного союза ЕврАзЭС неунифицированных ставок вывозных таможенных пошлин, но в то же время обязывает государства, с территории которых, в частности, вывозятся товары российского происхождения и которые не применяют или применяют меньшие, чем в России, ставки вывозных пошлин, обеспечивать взыскание вывозных таможенных пошлин по российским ставкам.

Следует отметить три обстоятельства, обозначившиеся с 2007 года в рамках российско-белорусского взаимодействия по вопросу распределения сумм вывозных таможенных пошлин при реэкспорте с территории Белоруссии товаров российского происхождения, которые оказывают негативное влияние на формирование доходной части федерального бюджета.

Первое: постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2007 г. № 66 был утвержден Список товаров, происходящих с территории Российской Федерации, реэкспорт которых может быть осуществлен другими государствами - членами ЕврАзЭС только при наличии надлежаще оформленного письменного разрешения уполномоченного российского ведомства. Пунктом 2 указанного постановления было установлено, что разрешение на реэкспорт выдается при условии последующего перечисления в российский бюджет вывозных пошлин, исчисленных по российским ставкам, а пунктом 3 постановления Министерству финансов России было поручено определить порядок перечисления сумм вывозных таможенных пошлин в федеральный бюджет при реэкспорте с территорий государств-членов ЕврАзЭС в третьи страны содержащихся в перечне товаров российского происхождения.

Соответствующий приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15.10.2008 г. № 112н констатировал необходимость уплаты вывозных таможенных пошлин в федеральный бюджет до даты фактического реэкспорта товаров российского происхождения с территории государства-члена ЕврАзЭС, осуществляющего реэкспорт таких товаров, в российских рублях по ставкам, действующим в Российской Федерации на дату таможенного оформления реэкспортируемых товаров в государстве-реэкспор-тере, по курсу пересчета валют, установленному национальным банком государства-реэкспортера на дату уплаты платежа.4

4 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15.10.2008 г. № 112н «Об

Однако отсутствие четкой регламентации обязательств иностранного лица, реэкспортирующего товары российского происхождения, по перечислению сумм вывозных таможенных пошлин в федеральный бюджет на протяжении двух лет приводило к непоступлению в российский бюджет соответствующих сумм вывозных пошлин. И только вступившим в силу с 12 июля 2009 г. постановлением Правительства России от 06.05.2009 г. №391 было установлено, что разрешение на реэкспорт товаров выдается при условии обеспечения исполнения обязанности по уплате в федеральный бюджет сумм вывозных таможенных пошлин в отношении реэкспортируемых товаров.5

Второе: с 29 марта 2009 года во исполнение указа Президента Республики Беларусь от 17.03.2009 г. № 135 в Белоруссии отменены ставки вывозных таможенных пошлин в отношении всех наименований товаров, вывозимых за пределы государств-членов ЕврАзЭС, кроме нефти и нефтепродуктов.6

Такой подход белорусской стороны нацелен на стимулирование экспортных поставок товаров за пределы государств-членов ЕврАзЭС и напрямую затрагивает экономические интересы Российской Федерации при реэкспорте товаров российского происхождения с территории Республики Беларусь.

Соответственно, российская сторона вправе предлагать распространить условие о перечислении в федеральный бюджет взысканных по российским ставкам сумм вывозных таможенных пошлин при реэкспорте с территорий Белоруссии и Казахстана российских товаров не только тех наименований, которые содержатся в утвержденном постановлением Правительства России от 03.02.2007 г. № 66 Списке, а всех товаров российского происхождения, облагаемых в России вывозными таможенными пошлинами.

Третье: существуют различия в позициях российской и белорусской сторон относительно процедуры реэкспорта товаров российского проис-

утверждении Порядка перечисления сумм вывозных таможенных пошлин в федеральный бюджет при реэкспорте товаров, происходящих с территории Российской Федерации, другими государствами-членами Евразийского Экономического Сообщества».

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2009 г. № 391 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 г. № 66».

6 Экспортируемые с территории Республики Беларусь нефть и нефтепродукты облагаются вывозной таможенной пошлиной во исполнение межправительственного российско-белорусского Соглашения «О мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов» от 12.01.2007 г.

хождения в государства-участники СНГ, не являющиеся членами ЕврАзЭС, а именно: наряду с Соглашением о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешения на реэкспорт, заключенным государствами-участниками СНГ 15.04.1994 г. (далее - Соглашение о реэкспорте товаров от 15.04.1994 г.), в рамках ЕврАзЭС действует Протокол о таможенном контроле за реэкспортом товаров, происходящих с территории государств-участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999 г. и вывозимых в третьи страны, от 22 мая 2001 г.,7 согласно которому не допускается реэкспорт товаров за пределы государств-членов ЕврАзЭС без надлежаще оформленного разрешения, выданного уполномоченным ведомством страны происхождения товаров (в России - Министерством промышленности и торговли, которое выдает разрешения на реэкспорт соответствующих товаров за пределы стран ЕврАзЭС, в том числе и в госу-дарства-участники СНГ).

В то же время Государственный таможенный комитет Республики Беларусь имеет иную позицию по данному вопросу, основанную исключительно на положениях вышеуказанного Соглашения о реэкспорте товаров от 15.04.1994 г. Так, в письме ГТК РБ от 19.06.2007 г. № 02/6179 белорусским таможенным органам предписывается требовать предоставления разрешений российского уполномоченного органа на реэкспорт при вывозе товаров российского происхождения с территории Белоруссии за пределы государств-участников СНГ, а не стран-членов ЕврАзЭС. Тем самым, белорусские таможенные органы не препятствуют вывозу товаров российского происхождения без оформленного надлежащим образом российского разрешения на реэкспорт в государства-участники СНГ, не являющиеся членами ЕврАзЭС (в основном, в Украину и Молдову).

Указанные обстоятельства должны быть учтены в интересах Российской Федерации при разработке соответствующего белорусско-казахстанско-российского Соглашения о порядке зачисления и распределения между соответствующими бюджетами государств-членов таможенного союза ЕврАзЭС таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие.8

7 Ратифицирован всеми государствами-членами ЕврАзЭС и вступил в силу 30.05.2003 г.

8 В учебнике под редакцией Л. М. Энтина (Европейское право. М., 2008. С. 537), содержится следующая информация: «Что касается понятия “сборы, имеющие равнозначный эффект ”, то их квалификация стала возможной только благодаря деятельности Суда ЕС (поскольку учредительные договоры определения этого понятия не содержали). В ходе

2. При экспорте с территорий Республики Беларусь и Республики Казахстан за пределы государств-членов ЕврАзЭС отдельных наименований товаров белорусского и казахстанского происхождения, изготовленных на их территориях из российского сырья и материалов по согласованному перечню, взыскиваемые белорусскими и казахстанскими таможенными органами вывозные пошлины подлежат распределению в федеральный бюджет Российской Федерации по нормативным пропорциям распределения сумм вывозных таможенных пошлин.

Подобная практика распределения сумм вывозных таможенных пошлин между бюджетами России и Белоруссии применялась в 1995-1997 гг. в соответствии с положениями российско-белорусского межправительственного Соглашения о порядке распределения и зачисления в соответствующие бюджеты Российской Федерации и Республики Беларусь вывозных таможенных пошлин на экспортируемую белорусскими предприятиями продукцию, изготовленную из российского сырья, от 12 мая 1995 года9 (далее - Соглашение о распределении вывозных пошлин от 12.05.1995 г.).

Следует отметить, что договорная база таможенного союза ЕврАзЭС не содержит обязательств государств-членов применять российские ставки вывозных таможенных пошлин в случае экспорта с их территорий изготовленной из российских сырья и материалов продукции, страной про-

рассмотрения многочисленных дел, затрагивающих ст. 25 Договора о Сообществе, Суд выработал формулировку, согласно которой сборами, имеющими равнозначный таможенным пошлинам эффект, признаются любые сборы независимо от их размера, предназначения и метода взимания, которые налагаются в одностороннем порядке на внутренние и импортные товары на основании факта пересечения ими границы, не являясь таможенными пошлинами в прямом смысле. При этом подобные сборы могут быть признаны судом равнозначными таможенным пошлинам даже в том случае, если они не взимаются в доход государства, не носят дискриминационный или протекционистский характер и налагаются на товары, не имеющие конкурентных товаров внутреннего производства».

9 Действовавший в 1995-1997 гг. российско-белорусский механизм долевого распределения сумм вывозных таможенных пошлин применялся при экспорте с территории Республики Беларусь за пределы государств-участников СНГ отдельных наименований нефтепродуктов, изготовленных на территории Белоруссии из российской нефти, аммиака и минеральных удобрений, изготовленных из российского природного газа, отдельных наименований изделий из черных металлов, изготовленных из российского металлолома, отдельных наименований изделий из меди, изготовленных из ввезенного из России медного лома. Ежемесячно через счета Представительства таможенной службы России в Республике Беларусь при действовавших в тот период времени невысоких ставках вывозных таможенных пошлин в российский бюджет перечислялось 700-750 тыс. долларов США вывозных пошлин, взысканных белорусскими таможнями при экспорте с территории Белоруссии в третьи страны нефтепродуктов, удобрений, изделий из черных металлов, изготовленных белорусскими предприятиями из российского сырья.

исхождения которой в связи с достаточной степенью переработки является государство-экспортер такой продукции.

Единственным исключением является заключенное 12 января 2007 года Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов, согласно которому при экспорте с территории Республики Беларусь в третьи страны нефтепродуктов, включая сжиженный газ, вывозные таможенные пошлины взимаются по ставкам, установленным равными ставкам, применяемым в Российской Федерации, и в порядке, установленном аналогичным действующему в Российской Федерации.

Поэтому при разработке соответствующего белорусско-казахстанс-ко-российского Соглашения о порядке зачисления и распределения между соответствующими бюджетами государств-членов таможенного союза ЕврАзЭС таможенных пошлин, иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, необходимо учитывать следующие обстоятельства:

- во-первых, взяв за основу принцип долевого распределения сумм вывозных таможенных пошлин из вышеуказанного российско-белорусского Соглашения о распределении вывозных пошлин от 12.05.1995 г., необходимо подробно изучить номенклатуру продукции, которая в настоящее время изготавливается крупными и средними экспортноориентированными белорусскими и казахстанскими товаропроизводителями из российского сырья.

К примеру, по сравнению с 1995 годом белорусские Новополоцкий и Мозырский нефтеперерабатывающие заводы модернизировались и изготавливают из российской нефти более широкую номенклатуру продукции, включая сжиженные газы (товарная позиция ТН ВЭД 2711), битум нефтяной (товарная субпозиция 2713 20), которые не были включены в Приложение 1 к Соглашению о распределении вывозных пошлин от 12.05.1995 г.

Белорусский металлургический завод, потребляющий в качестве основного сырья российский металлолом, также существенно расширил перечень выпускаемой продукции: кроме прутков, проволоки и уголков, БМЗ в настоящее время в значительных объемах производит металлопрокат, трубы большого диаметра, металлокорд и метизную продукцию.

Указанная работа позволит более полно сформировать перечень товаров, производимых на территориях Республики Беларусь и Республики Казахстан из российского сырья, при экспорте которых за пределы государств-членов ЕврАзЭС соответствующую долю вывозных таможенных

пошлин целесообразно распределить в пользу федерального бюджета;

- во-вторых, в целях обеспечения полноты исчисления, взимания и распределения в интересах федерального бюджета сумм вывозных таможенных пошлин при экспорте с территорий Республики Беларусь и Республики Казахстан изготовленных из российского сырья товаров, в отношении которых может быть достигнуто соглашение о долевом распределении вывозных пошлин, следует обязать государства-члены таможенного союза ЕврАзЭС, с территории которых будут экспортироваться такие товары, в случае неприменения или применения меньших, чем в России, ставок вывозных таможенных пошлин обеспечивать их взыскание по российским ставкам.

Распределение ввозных таможенных пошлин в интересах федерального бюджета.

При импорте на территорию Российской Федерации с территорий Республики Беларусь и Республики Казахстан товаров происхождения третьих стран суммы ввозных таможенных и иных пошлин1" в полном объеме подлежат зачислению в доход федерального бюджета Российской Федерации.

Необходимо отметить, что Россия и Белоруссия не имеют практического опыта распределения между бюджетами двух стран сумм ввозных таможенных пошлин и налогов, взысканных национальными таможенными службами при выпуске в свободное обращение ввезенных из третьих стран товаров и транспортных средств, при последующем их перемещении на территорию другого государства-участника Союзного государства в рамках взаимной российско-белорусской торговли.

Основной причиной, воспрепятствовавшей созданию в ходе построения российско-белорусского таможенного союза11 практического механизма распределения сумм ввозных пошлин и налогов в торговом обороте, послужило устойчивое мнение белорусской стороны в том, что:

- поскольку заявителями таможенного режима выпуска для свободного обращения на территории Республики Беларусь могут быть только

10 Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» к таким пошлинам относит специальную, антидемпинговую и компенсационную пошлины, взимаемые таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

11 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года.

белорусские субъекты хозяйствования, то, соответственно, страной назначения поставляемых в Белоруссию из третьих стран в адрес белорусских предприятий и организаций иностранных товаров всегда является Республика Беларусь (в том числе в случаях, когда платежи по сделке иностранному продавцу осуществляли российские компании с территории России и они же уплачивали в белорусский бюджет суммы ввозных таможенных пошлин и налогов, исчисленные белорусскими субъектами хозяйствования, чаще всего, по меньшим, чем в России, ставкам);

- в условиях отсутствия таможенного контроля и таможенного оформления на российско-белорусской границе12 не представлялось возможным достоверно определить, вывезены ли фактически с территории Белоруссии в Россию ранее выпущенные в Белоруссии в свободное обращение товары происхождения третьих стран. Соответственно, отсутствовали документально подтвержденные основания для перечисления взысканных на территории Республики Беларусь ввозных таможенных пошлин и налогов из бюджета Республики Беларусь, являющейся первоначальной страной назначения товаров, в бюджет Российской Федерации, являющейся конечной страной назначения товаров.

Следует отметить, что именно нерешенность вопроса о распределении сумм ввозных таможенных пошлин и налогов между бюджетами двух стран при поставках выпущенных в Республике Беларусь в свободное обращение товаров и транспортных средств в Российскую Федерацию явилась одной из основных причин, побудивших российскую сторону весной 2000 года возобновить таможенный контроль и таможенное оформление товаров и транспортных средств происхождения третьих стран, выпущенных в свободное обращение в Республике Беларусь и ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь.13

Вступившее в силу с 1 января 2005 года российско-белорусское Соглашение о взимании косвенных налогов в рамках российско-белорусской

12 Таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых в рамках взаимной российско-белорусской торговли товаров, в том числе выпущенных в свободное обращение товаров происхождения третьих стран, были отменены с 15 июля 1995 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 1995 года № 583 и восстановлены с 7 апреля 2000 года в отношении товаров происхождения третьих стран постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 г. № 254.

13 Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2000 г. № 254 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 1995 г. № 583».

торговли по принципу страны назначения товара14 несколько изменило ситуацию: в настоящее время при ввозе на территорию России с территории Республики Беларусь товаров третьих стран, выпущенных в Белоруссии в свободное обращение, ввозную таможенную пошлину взимают российские таможенные органы, а НДС и акцизы - налоговые органы (кроме акцизов при ввозе подлежащих маркировке акцизными марками подакцизных товаров, взимание которых также возложено на таможенные органы).

При этом за прошедшие три года российские и белорусские налоговики наработали значительную практику взаимодействия при осуществлении контроля за уплатой и возмещением косвенных налогов при перемещении товаров в рамках взаимной торговли; т. е. налоговый механизм, при котором взимание НДС при ввозе товаров на территорию одного государства-члена таможенного союза является основанием для возмещения сумм НДС предприятию-экспортеру налоговыми органами другого го-сударства-члена таможенного союза, в Союзном государстве апробирована и устойчиво функционирует.

Соответственно, обозначается возможность распространить указанный налоговый механизм и на ввозную таможенную пошлину: в случае поставки с территории Белоруссии в Россию партий товаров третьих стран, выпущенных в Белоруссии в свободное обращение, ранее уплаченные белорусскими субъектами хозяйствования суммы ввозной таможенной пошлины возмещаются им из белорусского бюджета после подтверждения факта уплаты ввозной пошлины российскими получателями данных товаров в федеральный бюджет.

Такой подход позволит, во-первых, сохранить обязанность российских импортеров уплачивать ввозную таможенную пошлину при ввозе в Россию коммерческих партий товаров происхождения третьих стран с территории Республики Беларусь, и, во-вторых, обеспечить соблюдение такого принципа функционирования единой таможенной территории, как отмена таможенного контроля и таможенного оформления на внутренних границах государств-членов таможенного союза.

14 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 г.

ПЕРСОНАЛИИ

В. А. Сапун, * И. Ф. Ракитская **

ИВАНУ ФЕДОРОВИЧУ ПОКРОВСКОМУ - 85 ЛЕТ!

Редколлегия Ленинградского юридического журнала поздравляет Вас, Иван Федорович со славным юбилеем!

Ваш жизненный путь - путь ровесника XX века, совпавший с путем страны. Вы разделили со всем народом не только все тяготы, выпавшие на его долю, но и его победы в мирном вершении дел, оптимизм и те возможности личностного и профессионального роста, которые страна дала тем, кто был одержим своим делом, кто знал, для чего живет.

Ныне Вы - доктор юридических наук, профессор, действительный член (академик) Академии Акмеологических наук, Академии гуманитарных наук, Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры; заслуженный деятель науки РФ, заслуженный юрист РФ, заслуженный работник культуры РСФСР, почетный работник морского флота, почетный работник транспорта России.

Свой путь по жизни Иван Федорович начал в 1925 г. (27 января) в Севастополе, в профессии - в 1946 г. в Ленинградском юридическом институте, который окончил в 1951 г.

Свой профессиональный путь И. Ф. Покровский начал в Государственной Публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в должностях редактора-специалиста и заведующего научно-методическим отделом (1951-1964 гг.). В 1956 г. под руководством проф. Л. И. Дембо он защитил кандидатскую диссертацию, а в 1972 г. - докторскую диссертацию.

В 1964 - 1973 гг. руководит кафедрой Ленинградского механичес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.