Научная статья на тему 'Концептуальные положения модели экологоориентированного функционирования хозяйствующих субъектов и предполагаемый эффект от ее внедрения'

Концептуальные положения модели экологоориентированного функционирования хозяйствующих субъектов и предполагаемый эффект от ее внедрения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МОДЕЛЬ / ДОХОДЫ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПРИРОДООХРАННЫЙ / МЕРОПРИЯТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блохин С. А.

В статье рассматриваются концептуальные положения новой модели функционирования хозяйствующих субъектов, обеспечивающей минимизацию негативного воздействия на окружающую среду в результате их деятельности. В качестве основных мероприятий, за счет которых будет достигаться экологизация экономической деятельности организаций, предлагаются экологические мониторинг, аудит, экспертиза, сертификация и страхование хозяйственной деятельности в сочетании с синергетическим управлением на предприятии и элементами обязательного государственного экологического контроля. Подсчитан предполагаемый экономический эффект от внедрения данной экологоориентированной модели бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные положения модели экологоориентированного функционирования хозяйствующих субъектов и предполагаемый эффект от ее внедрения»

47 (185) - 2013

Вопросы экономики

УДК 332.12: 338.242

концептуальные положения модели экологоориентированного функционирования хозяйствующих субъектов и предполагаемый эффект

от ее внедрения

С. А. БЛОХИН,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и права E-mail: tonic78box@yandex. ru Ижевская государственная сельскохозяйственная академия

В статье рассматриваются концептуальные положения новой модели функционирования хозяйствующих субъектов, обеспечивающей минимизацию негативного воздействия на окружающую среду в результате их деятельности. В качестве основных мероприятий, за счет которых будет достигаться экологизация экономической деятельности организаций, предлагаются экологические мониторинг, аудит, экспертиза, сертификация и страхование хозяйственной деятельности в сочетании с синерге-тическим управлением на предприятии и элементами обязательного государственного экологического контроля. Подсчитан предполагаемый экономический эффект от внедрения данной экологоориенти-рованной модели бизнеса.

Ключевые слова: экологический, предпринимательство, модель, доходы, консолидированный бюджет, финансирование, природоохранный, мероприятие, экономический эффект, модель.

При переходе от плановой экономики к рыночной в Российской Федерации в условиях разрыва прежних мирохозяйственных связей и огромного дефицита бюджетных средств произошли существенное сокращение объемов государственного

финансирования природоохранных мероприятий и ослабление контроля со стороны государства как за качеством производимой продукции, так и за уровнем негативного воздействия, оказываемого на окружающую среду предприятиями и организациями.

Все прекрасно понимают, что дальнейшее нарастание объемов негативного воздействия на окружающую среду не только приводит к необратимым природным процессам, но и грозит реальным уничтожением существующей цивилизации. Поэтому в настоящее время предпринимаются большие усилия для экологизации экономики, а предпринимательское сообщество ориентируют не только на быстрое получение прибыли, но и на необходимость охраны окружающей среды. Другими словами, зарождается экологоориентированный бизнес, который позволит сократить размеры негативного влияние всех сфер производства и потребления на окружающую природную среду.

В Российской Федерации этому вопросу должное внимание начали уделять не так давно. Еще семь-восемь лет назад объемы государственных

вложении и размеры привлекаемых инвестиций, направляемых на финансирование природоохранных мероприятий, были ничтожно малы, при том что объемы выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду постоянно росли. Ситуация начала выправляться только в последние годы, когда государственные расходы на охрану окружающей среды постоянно увеличивались не только в абсолютном выражении, но и в относительном — в удельном весе от ВВП.

Динамику объемов финансирования природоохранных мероприятий А можно оценить как разность отношений приведенных затрат (объемов финансирования) государственных органов (средства, выделенные из консолидированного бюджета региона, страны) на природоохранные мероприятия к валовому внутреннему продукту (региона, страны) в отчетном и базисном годах:

г ^ ^ \

Источник: данные Росстата. URL: http://www. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/accounts/#.

Рис. 1. Динамика объемов ВВП России в 2005—2012 гг. (в ценах 2008 г.), млрд руб.

А = ВВП1

Ф

Ф„

v ВВП,

ВВП

0 у

где Ф1 — общий объем финансирования, выделенный из консолидированного бюджета субъекта на природоохранные мероприятия в отчетном году;

Ф0 — общий объем финансирования, выделенный из консолидированного бюджета субъекта на природоохранные мероприятия в базисном году;

ВВП1 — валовой внутренний продукт, произведенный в отчетном году; - ВВП0 — валовой внутренний продукт, произведенный в базисном году. На рис. 1, 2 приведены данные Росстата за последние восемь лет по объемам ВВП и расходам федерального бюджета на природоохранны е мероприятия. На основе этих рнедений подсчитаем,

Источник: ежегодные доклады Росстата «Основные показатели охраны окружающей среды в Российской Федерации». URL: http://www. gks. ru/bgd/free/b_oxr05/IssWWW. exe/Stg/040.htm и др.

Рис. 2. Динамика объемов затрат на охрану окружающей среды в Российской Федерации в 2005—2012 гг. (в фактически действовавших ценах), млрд руб.

как изменилась ситуация в этом направлении за последнее время.

Из приведенных данных получаем: размер реальных финансовых вложений в природоохранные мероприятия (в сопоставимых показателях базисного и отчетного периодов) по Российской Федерации в целом за последние восемь лет возрос на 132,1 млрд руб. В абсолютном выражении объемы затрат на охрану окружающей среды увеличились на 198,5 млрд руб., а в относительном (удельном весе от ВВП) — с 0,7 до 1,08 %:

Г А Г. \

А Рф = 42 895,9

432,4

233,9

42 895,9 33 410,5

= 132,102 млрд руб.

Положительная динамика достигнута благодаря целенаправленной работе Правительства Российской Федерации и ряда ответственных министерств и ведомств в этом направлении (Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и др.). Принято несколько правовых актов, вносящих поправки в действующие законы об охране окружающей среды1, экологической экспертизе2 и др. Определены критерии и объекты экологического мониторинга. Ужесточена ответственность субъектов за нарушения, выявляемые государственным экологическим надзором. Принят целый ряд других мер, направленных на защиту окружающей среды.

Но, несмотря на предпринимаемые усилия, на взгляд автора, достичь реального эффекта в этом направлении можно, только выработав качественно новый подход к организации финансово-хозяйственной деятельности как крупных предприятий, так и субъектов среднего и малого бизнеса, например посредством внедрения модели экологоориентиро-ванного функционирования бизнеса, изображенной на рис. 3.

Отличительной особенностью предложенной модели является то, что на каждом этапе функционирования предприятия к нему предъявляются конкретные требования, выполнение которых на практике приведет к реальному уменьшению негативного влияния отраслей экономики на окружающую среду.

На первом этапе предлагаемой модели при предоставлении документов на получение свидетельства о регистрации юридического лица (либо статуса предпринимателя физическим лицом) в перечень обязательных документов законодателю следует ввести заключение (установленного образца) государственной экологической экспертизы, которая проводилась бы за счет средств заинтересованных лиц. Экспертиза определяла бы возможные негативные последствия деятельности данного предприятия и механизмы, предотвращающие (или минимизирующие) пагубное воздействие на окружающую среду.

Конечным результатом первоначального этапа должно стать получение организацией разрешения

1 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

2 Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

на предпринимательскую деятельность от компетентных органов (государственных, муниципальных) или коммерческих организаций, имеющих государственную аккредитацию. При этом для недопущения роста административных барьеров и неоправданных затрат малых предприятий автор предлагает для определенных видов экономической деятельности (торговля, сфера бытового обслуживание, питания и т. п.) проводить упрощенную процедуру оценки, стимулирующую предприятие к ведению экологичного бизнеса. Например, для торговой деятельности коммерческим предприятиям необходимо предусмотреть строгое соблюдение требований утилизации бытовых и производственных отходов (упаковки и иного мусора) в ходе основной деятельности в будущем.

На втором этапе, после получения лицензии на лицензируемые виды деятельности и открытия расчетных счетов, перед непосредственным началом основной деятельности предприятия необходимо провести экологическое страхование на предмет нанесения вреда окружающей среде и иным субъектам данных отношений — юридическим и физическим лицам [1].

Осознавая, что экологическое страхование имеет своей целью компенсировать убытки от аварийного загрязнения окружающей природной среды природопользователями, за счет дополнительного источника финансирования природоохранных мероприятий, сформированного от страховых премий, необходимо развивать как обязательное (принудительное) страхование для возмещения убытков третьих лиц, так и добровольное — по желанию и с учетом интересов самого страхователя-загрязнителя.

Правовое регулирование экологического страхования в Российской Федерации в настоящее время предусмотрено рядом нормативных актов, основными из которых выступают Гражданский кодекс Российской Федерации (гл. 48) и положения Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 18).

На практике экологическое страхование как отдельный вид страховой деятельности многие страховые компании не рассматривают, а определяют систему экологических рисков в системе видов страхования, закрепленных в ГК РФ. Некоторые страховщики под страхованием гражданской ответственности организаций — источников повышенной опасности подразумевают комплексное страхование экологических рисков.

Этапы функционирования

Механизм экологизации бизнеса

Результат

V

1-й этап.

Создание организации -

определение целей и предмета деятельности юридического (физического) лица

2-й этап. Организационные мероприятия -

начало профессиональной деятельности

3-й этап.

Полное функционирование

организации на экономическом рынке

4-й этап.

Завершение деятельности

организации на экономическом рынке (банкротство, ликвидация, реорганизация, слияние)

Государственная экологическая экспертиза

Предоставление необходимых документов для получения свидетельства о государственной регистрации. Получение положительного экозаключения

_Р^

Экологическое

страхование предполагаемой деятельности

Экологический резервный фонд

Экологические налоги

и платежи за пользование природными ресурсами

Экологический аудит

Экологический мониторинг

и

л "и

п

Синергетическое управление предприятием

Экологическая стандартизация и сертификация

Экологические проверки уполномоченными

органами государственной власти

/

Получение лицензии (на лицензируемые виды деятельности); открытие расчетных счетов в банках, заключение договоров на поставку продукции, оказание услуг и выполнение работ (далее - ПРУ)

> >

Производство продукции, работ (услуг), отвечающих экологическим стандартам, -получение прибыли организацией

В случае выявления нарушений экологической проверкой -возмещение ущерба, в том числе и за счет имущества обанкроченной организации и средств экологического резервного фонда при нехватке денежных средств

V

Рис. 3. Модель экологоориентированного функционирования предприятий

При этом возникает проблема: каким образом построить систему экологических рисков, классифицировать их? Законодательство на сегодня не содержит перечня экологических рисков, поэтому страховщики не имеют единой позиции в этом вопросе.

Для реализации экологического страхования как одного из механизмов экологизации экономики на основе изложенного автор предлагает разработать проект федерального закона об обязательном экологическом страховании всех видов деятельнос-

ти как юридических, так и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), который:

- расширил бы перечень рисков, покрываемых обязательным страхованием, который сейчас сильно ограничен, что не позволяет возместить ущерба, причиненного окружающей природной среде, в целом ряде случаев;

за счет увеличения рисков, подлежащих

экологическому страхованию, расширил бы круг хозяйствующих субъектов, привлекаемых к формированию страховых фондов, предназначенных

7х"

17

для покрытия ущерба, причиненного окружающей природной среде;

- создал бы автономную систему страховой защиты объектов окружающей природной среды в рамках договоров страховой защиты имущества, жизни и здоровья граждан, так как в настоящее время часто возникает конкуренция исков о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде с исками о возмещении вреда, причиненного иному имуществу, жизни и здоровью. В связи с трудностью определения размера ущерба, причиненного окружающей природной среде, и незначительными размерами страховых сумм по договорам обязательного страхования суммы выплат, как правило, идут на страховое возмещение юридическим и физическим лицам, предъявляющим иски о возмещении вреда, причиненного их жизни, здоровью и имуществу. Таким образом, природные объекты выпадают из сферы действия страховой защиты. Кроме того, когда речь идет об экологическом страховании, под ним понимают только страхование гражданской ответственности владельцев источников повышенной опасности, хотя здесь можно рассматривать и виды страхования имущества, жизни и здоровья физических лиц;

- дифференцировал бы систему страховых сумм за причинение вреда по ряду критериев в зависимости от сферы экономики, степени опасности и токсичности производства, использования в производственном процессе опасных и токсичных веществ, степени оснащенности предприятия средствами защиты от поллютантов и ряда других факторов. Так, страховые платежи исчислялись бы, например, путем умножения годового оборота предприятия в стоимостном выражении на тарифную ставку и первоначально взимались бы исходя из ожидаемого (планируемого) годового оборота, а по окончании года по ним проводился бы перерасчет с учетом фактических результатов деятельности страхователя. Размер тарифных ставок определялся бы в зависимости от сферы производства и дифференцировался бы внутри каждого сектора в зависимости от степени риска производственного процесса и проведения превентивных мероприятий на каждом отдельно взятом предприятии.

Принимая во внимание отличительную особенность экологического страхования — огромные масштабы ущерба вследствие наступления страховых событий, необходимо для сохранения финансовой устойчивости страховщиков при принятии крупных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рисков закрепить на законодательном уровне создание страховых пулов, перестрахование, взаимное и совместное страхование в этой сфере.

Таким образом, автор предлагает еще на первых этапах деятельности организаций, которые потенциально содержат в себе любую экологическую опасность, создать новый финансовый и инвестиционный механизм в области охраны окружающей среды, используя страховые институты для формирования новых источников финансирования затрат на ликвидацию последствий внезапных загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения природы.

Для реализации перечисленных пунктов необходимы проведение дополнительных мероприятий в области расширения видов обязательного экологического страхования и принятие нормативных правовых актов на уровне Российской Федерации, а также в области развития добровольного экологического страхования — на уровне ее субъектов [2].

На третьем этапе юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) уплачивает установленные законодательством РФ обязательные экологические налоги и платежи, за счет которых (в числе прочего) идет формирование резервного экологического фонда. Его средства предназначены для разработки и внедрения ресурсосберегающих технологий, финансирования экологических программ и ликвидации негативных последствий при отсутствии средств «провинившихся» предприятий.

Размер отчислений и порядок формирования данного фонда должны быть утверждены Правительством Российской Федерации и призваны учитывать такие факторы, как:

- степень вредного воздействия предприятия на окружающую среду (чем выше, тем больше размер отчислений);

- участие хозяйствующего субъекта в природоохранных мероприятиях;

- использование ресурсосбережения;

- затраты на очистные сооружения и безотходные технологии (пропорционально объему произведенных затрат снижать размер обязательных платежей, поскольку эти действия направлены на минимизацию возможного ущерба как окружающей среде, так и третьим лицам).

Совершенствование экономического механизма экологизации национальной экономики должно сопровождаться и созданием эффективной системы льготного налогообложения предприятий, работаю-

щих в сфере разработки и внедрения экологичных и ресурсосберегающих промышленных технологий. Основными направлениями в рамках льготного налогообложения должны стать:

- освобождение от налога на добавленную стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также товаров и технологического оборудования, ввозимых в страну для ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий;

- уменьшение налога на прибыль предприятий и организаций, исходя из сумм, направляемых ими на внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологий, для финансовой поддержки основной деятельности природных заповедников, национальных природных и дендрологических парков, ботанических садов;

- освобождение от уплаты налогов производственных проектов, связанных с внедрением передовых технологий на весь срок их окупаемости;

- разрешение ускоренной амортизации основных фондов природоохранного назначения.

В целях эффективного управления организацией, достижения поставленных целей предлагается к внедрению концепция синергетического управления во взаимосвязи четырех основных процессов на предприятии: управление технологическими процессами; адаптация к внешней (окружающей) среде; планирование и оптимизация бизнес-процессов и непосредственное управление персоналом [3].

Кроме перечисленного на этом же этапе силами самого предприятия (индивидуального предпринимателя) либо с привлечением специализированных организаций, имеющих на это соответствующие разрешения, проводится на регулярной основе экологический аудит — добровольный и (или) обязательный. Он выступает в качестве инструмента экспертной оценки качественной и количественной информации о природоохранной деятельности организации. Его целью являются оптимизация деятельности хозяйствующего субъекта и повышение эффективности системы экоменеджмента.

С помощью экологического аудита предприятие решает такие важные задачи, как:

- создание инвестиционной привлекательности бизнеса;

- снижение штрафных рисков в отношении платежей за природопользование, нанесение ущерба окружающей среде и другим хозяйствующим субъектам;

- снижение финансовых рисков, связанных с правами собственности на природные объекты и результаты хозяйственной деятельности;

- снижение или исключение риска уплаты штрафных санкций за нарушение налогового законодательства в области природопользования неуполномоченным лицам;

- повышение эффективности использования в производстве ограниченных природных ресурсов и энергоносителей;

- выявление потенциальных рисков и возможностей при планировании инвестиций;

- повышение конкурентоспособности продукции;

- развитие производства и приведение его в соответствие с международными стандартами.

При этом необходимо отметить, что на практике развитие экологического аудита в настоящее время сдерживается отсутствием законодательной базы в этой области на федеральном уровне. Принятые государственные стандарты экологического аудита носят лишь рекомендательный характер, а в действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды» отсутствуют статьи, регламентирующие экологический аудит, не определен статус аудиторов-экологов.

Разработка и принятие соответствующих норм на федеральном уровне (например, в рамках предложенного проекта федерального закона об обязательном экологическом страховании) способны придать новый толчок развитию экологического аудита на региональном уровне, что является немаловажным фактором в экологизации экономики.

Важными моментами на данном этапе является и проведение экологического мониторинга хозяйственной деятельности субъектов со стороны как государственных органов, так и самих предприятий, т. е. проведение мероприятий, направленных на улучшение экологической обстановки в регионе в целом, а также предотвращение экологических последствий в результате коммерческой деятельности.

На четвертом этапе потребуется с учетом требований рынка и экологических инноваций внести изменения в законодательную базу, усилив вектор развития национальной системы стандартизации и сертификации. Результатами этой работы должны стать ограничение (и снижение) негативного влияния всех сфер региональной экономики на окружающую среду, изменение экологических норм

и соответствующих отечественных стандартов, приведение их в соответствие с международными стандартами ISO 14000 [1].

Дополнительным механизмом, способствующим развитию экологоориентированного бизнеса в регионах и в целом по стране, может стать выдача соответствующих сертификатов качества и экологической безопасности на производимую продукцию (оказываемые виды работ и услуг). Делается это на основе постоянного мониторинга при отсутствии замечаний промежуточных проверок государственных органов на предмет экологичности конечного продукта на протяжении нескольких отчетных периодов.

Свидетельством того, что фирма-производитель добросовестно выполняет свои обязательства по охране окружающей среды, своевременно проводит все платежи за пользование природными ресурсами и конечный продукт полностью соответствует экологическим нормам безопасности, может служить специальный ярлык на упаковке товара. Это будет помимо указанного еще и рекламой.

Оценивая предполагаемый эффект в рамках основных положений предложенной модели функционирования экологоориентированного бизнеса, можно констатировать, что Россия ежегодно дополнительно может получать увеличение доходной части консолидированного бюджета на 1 150—1 200 млрд руб. (чуть менее 3 % от размера ВВП России за 2012 г.).

В частности, эксперты заключили: от продажи нефтересурсов (при предлагаемом переходе на налогообложение ресурсной ренты) доходы государства увеличились бы дополнительно в среднем на 30 долл. США в расчете на каждую добытую тонну нефти, что при среднегодовых показателях добычи в размере 500—510 млн т3 увеличило бы сумму поступлений доходной части консолидированного бюджета России на 15,3 млрд долл. (494,2 млрд руб., или 2,1 % от доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в 2012 г.). Кроме того, в результате использования только одного из направлений мировой практики основ

3 Согласно данным Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014— 2015 годов, разработанного Минэкономразвития России [4].

экологического предпринимательства — целенаправленной работы с отходами производства и потребления, их утилизации и использования как источников альтернативного топлива (например, от использования ветровых и солнечных электростанций) — позволило бы бюджету Российской Федерации получить дополнительные доходы от увеличения годового объема услуг и выпуска товарной продукции в этой сфере в размере 20 млрд долл. Это значительно ниже внутреннего рынка по производству природоохранной продукции и услуг США (37 млрд долл.) и Японии (30 млрд долл.) и сопоставимо с аналогичными объемами Германии (20 млрд долл.).

Таким образом, представленная модель эколо-гоориентированного функционирования хозяйствующих субъектов способна значительно повысить эффективность существующих механизмов экологизации экономики, обеспечить дополнительные поступления обязательных платежей в консолидированный бюджет. Это позволит качественно улучшить экологическую ситуацию или по крайне мере снизить размеры негативного воздействия на окружающую среду в результате деятельности всех хозяйствующих субъектов как в отдельно взятом регионе, так и в целом по Российской Федерации, что является стратегической целью устойчивого развития и отвечает основным интересам государства и общества.

Список литературы

1. Блохин С. А. Эффективность положений модели экологоориентированного бизнеса // Известия Государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2007. № 18 (44). С. 87—90.

2. Блохин С. А., ШишкинМ. И. Эколого-экономи-ческие механизмы устойчивой экономики. Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2008. 164 с.

3. Осипов А., Кондратьев Д., Юшков К. Методологические аспекты синергетического управления производством в организациях пищевой промышленности // Предпринимательство. 2013. № 2. С. 32—46.

4. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014—2015 годов. URL: http://www. economy. gov. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.