КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ВЫХОДА ЕЕ ИЗ СОСТОЯНИЯ СПАДА
Яковлев А. Е., заведующий кафедрой Макроэкономического регулирования и стратегического планирования, д.э.н., профессор ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»,
Сорокин О.Н., к.э.н., доцент кафедры Макроэкономического регулирования и стратегического планирования ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»
Ивашкова Т. К., к.э.н., преподаватель кафедры Макроэкономического регулирования и стратегического планирования ФГОУ ВПО
«Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»
В статье рассмотрены основные индикаторы производства и экономической активности хозяйствующих субъектов в условиях глобального экономического кризиса. Основное внимание уделено формированию концептуальной модели государственного регулирования российской экономики.
Ключевые слова: индикаторы производства, экономический кризис, государственное регулирование.
CONCEPTUAL APPROACHES TO THE MANAGEMENT OF THE ECONOMY IN TERMS OF ITS EXIT OUT OF THE RECESSION
Yakovlev A., Head of Macroeconomic management and strategic planning Chair, doctor of economic sciences, professor
FGOU VPO «Ulyanov Chuvash State University»
Sorokin O., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Macroeconomic management and strategic planning Chair,
FGOU VPO «Ulyanov Chuvash State University»
Ivashkova T., Candidate of Economic Sciences, the lecturer of Macroeconomic management and strategic planning Chair,
FGOU VPO «Ulyanov Chuvash State University»
The article presents the main indicators ofproduction and economic activity of economic entities in the global economic crisis. The focus is on building conceptual model of state regulation of Russia’s economy
Keywords: indicators of production, the economic crisis, state regulation.
Особенностями экономических циклов в современный период развития общества являются то, что они стали чаще; продолжительность сократилась с 11-12 лет до 5-7 лет; фаза кризиса наступает одновременно в большинстве стран мира; происходит «экспорт» кризиса; с конца 1960-х годов кризис сопровождается инфляцией (стагфляцией); малые кризисы сменяются всеохватывающими (1974-1975, 1980-1982, 1997-1998, 2008-2009 гг.). В этих условиях сам собой напрашивается вывод: государства должны проводить активную, эффективную, жесткую антикризисную политику.
В последней четверти XX в. и в начале XXI в. эти тенденции усиливаются процессом глобализации. Происходит интернационализация производства, международная экономическая интеграция. Активизируется миграция капитала и трудовых ресурсов. Ликвидируются межстрановые барьеры в движении товарных потоков.
Опасения относительно второй волны кризиса и возможности нового резкого ухудшения положения в мировой экономике и финансах все еще остаются востребованной темой экономических публикаций. Однако, на наш взгляд, все это уже не более чем проявление естественной инерции мышления. Действительно, чрезвычайно острым оказался кризис мировой финансовой системы, непривычно долгой и глубокой была рецессия, слишком велики были и остаются потери бизнеса, населения и государства.
В то же время факты свидетельствуют о том, что тенденция спада преодолена практически во всех экономиках, затронутых кризисом. Многочисленные индикаторы динамики производства, конечного спроса, потребительских ожиданий сигнализируют об ускоряющемся движении вверх. Внимательный анализ позволяет обнаружить, что тенденции восстановления в самых различных сферах экономической жизни формируются и усиливаются на протяжении уже практически более двух кварталов.
Необходимо констатировать, что, несмотря на наличие все еще достаточно большого количества кризисных явлений, логика кризиса себя исчерпала. Доминирующим процессом становится восстановление экономических связей, производства и инвестиций.
Применительно к России можно говорить о том, что начался процесс восстановления и наращивания производственных запасов. Это совершенно определенный сигнал, свидетельствующий о том, что экономика видит и начинает использовать возможности роста.
Таким образом, главной интригой перспективы становится вопрос не о глубине спада, она уже известна, а о скорости восстановления производства, а также о мере влияния прошедшего кризиса на долгосрочную экономическую динамику.
Наша самая общая оценка состоит в том, что на первоначальном этапе посткризисное восстановление мировой экономики будет достаточно быстрым. Это связано с обычным для восстановительного периода наслоением и взаимным усилением широкого набора факторов улучшения производственной конъюнктуры.
К их числу можно отнести уменьшение производственных издержек, снижение притязаний наемных работников на рост оплаты труда, улучшение финансового положения реального сектора и банковской сферы, постепенная реализация накопленного потребительского и инвестиционного спроса. Действие этих и других естественных воспроизводственных факторов в этот период первоначального восстановления экономики будет усиливаться действием механизма конкуренции и стремлением бизнеса усилить, по возможности, свои позиции на ослабленных в период кризиса рынках.
Более высокие темпы роста продемонстрируют страны, в наибольшей степени пострадавшие от кризиса. И Россия в этом смысле не исключение - темпы российского ВВП в 2010 г. по отношению к провальному 2009 году вполне могут достигнуть значений периода докризисного роста.
В то же время быстрый восстановительный рост имеет свои естественные ограничения, обусловленные в первую очередь производственными возможностями экономик и отраслей.
Кроме того, в среднесрочной перспективе, видимо, уже не следует ожидать тех темпов кредитной экспансии, которые были характерны для предшествующих кризису лет. И хотя кредитный рынок России по уровню своего развития существенно уступает передовым экономикам мира, перспективы его роста, очевидно, также не столь радужны, как еще полтора- два года назад.
Это означает, что относительно быстрое восстановление производства в ближайшие несколько кварталов совершенно не гарантирует сохранения высоких темпов экономического роста в дальнейшем.
Приводимые ниже индикаторы производства и экономической активности в мировой и российской экономике являются достаточно хорошо известными, и их публикация не вызовет удивления. Удивление вызывает тот факт, что глядя ровно на эти растущие индикаторы, значительная часть экспертного сообщества все еще продолжает обсуждать возможность углубления кризиса и продолжения производственного спада.
Динамика ВВП ведущих стран свидетельствует о стабилизации и возобновлении роста мировой экономики во втором-третьем кварталах 2009 г.
■США ^^“ЕС27 ^^“Япония ^^"Индия Китай
Источник: ИНП РАН «Квартальный прогноз», вып. № 16, - 23.11.2009. С. 5. www.macroforecast.ru
Существенный вклад в стабилизацию мировой экономики внесли развивающиеся страны, прежде всего Индия и Китай, экономический рост в которых не прекращался в период текущего кризиса. Более того, начиная со второго квартала текущего года, в указанных странах наблюдается ускорение экономической динамики. По отношению к соответствующему кварталу прошлого года в третьем квартале ВВП Китая увеличился на 7.7%, что на 0.6 п.п. превышает рост ВВП в предыдущем квартале. Рост ВВП Индии во втором квартале составил 6% по сравнению с 4% в первом квартале года.
Кроме того, во втором и третьем кварталах, впервые в период текущего кризиса наблюдался рост ВВП Японии и США. Так, по отношению к предыдущему кварталу с исключением сезонного фактора ВВП США в третьем квартале 2009 г. увеличился на 0.9%, а рост ВВП Японии во втором и третьем кварталах составил 0.7% и 1.2%.
Хотя ВВП ЕС по итогам второго квартала все еще продолжал сокращаться, расчеты, проведенные на основе ключевых месячных индикаторов, говорят о том, что в третьем квартале 2009 г. с исключением сезонного фактора ВВП ЕС может увеличиться на 0.7% по отношению к предыдущему кварталу.
Основными факторами роста ВВП развитых стран являются укрепление торгового баланса, рост производственных запасов и меры государственного стимулирования экономики.
Прохождение низшей точки падения мировой экономики так же подтверждает динамика промышленного производства. Среди развитых стран более всего признаки восстановления видны в США и Японии.
В сентябре 2009 г. рост промышленного производства в США по отношению к низшей точке падения (июнь 2009 г.) составил 2.8%.
В Японии промышленность в сентябре текущего года по отношению к февралю, на который пришелся пик спада, выросла уже на 22.4%.
Наиболее медленными темпами восстановление промышленности проходит в ЕС. За четыре месяца с мая по август текущего года, когда прекратился спад, промышленное производство выросло только на 1.8%.
В целом позитивная динамика ключевых экономических индикаторов в ряде стран отразилась на повышении МВФ оценок экономического роста в 2010 г. Согласно прогнозу, опубликованному в сентябре текущего года, прирост мирового ВВП в 2009 и 2010 гг. составит -1.1% и 3.1% (-1.3% и 1.9% согласно предыдущей версии). Прогноз экономического роста США, ЕС и Японии в 2010 г. был повышен с 0% до 1.5%, с -0.4% до 0.3% и с 0.5% до 1.7% соответственно.
Применительно к российской экономике также можно говорить о том, что в течение последних месяцев она адаптировалась к новым условиям воспроизводства, и в настоящий момент сформировались условия для ускоренного восстановительного роста в большинстве секторов российской экономики.
Для прогноза направлений изменения конъюнктуры экономики рассматриваются в комплексе 11 экономических показателей, которые называются опережающими индикаторами: средняя продолжительность рабочей недели; первичные заявки на получение пособий по безработице; новые заказы на поставку потребительских
иап-08 Маг-08 Мау-08 ии1-08 8ер-08 N(^-08 иап-09 Маг-09 Мау-09 ^1-09 Эер-09 •США К 27 Япония Индия Китай
Источник: ИНП РАН «Квартальный прогноз», вып. № 16, - 23.11.2009. С. 5. www.macroforecast.ru
товаров; цены рынка акций; заказы на новые машины и оборудование; число лицензий на строительство; положение на оптовом рынке товаров (если поставка оптовиками факторов улучшается - это сокращение спроса); изменение портфельных заказов на товары длительного пользования; изменение (снижение) цен на некоторые виды сырья; предложение денег (его сокращение ведет к спаду); индекс потребительских ожиданий.
Когда общий индекс падает - это свидетельствует о будущем экономическом спаде. Падение прежде всего «бьет» по отраслям промышленности, выпускающим инвестиционные и потребительские товары длительного пользования. В меньшей степени сокращается производство продукции краткосрочного пользования. Однако из-за высококонкурентных структур рынка в этих отраслях резко падают цены. В отраслях же, где производятся средства производства и строительные товары, производители, используя высокую рыночную концентрацию монопольных и олигопольных структур рынка, сохраняют уровень цен.
Это приводит к диспаритету цен, и меновые пропорции товаров разных отраслей резко меняются и становятся неприемлемыми для производителей отдельных отраслей (например, для аграрного сектора).
В современных условиях в выравнивании совокупных величин спроса и предложения, сглаживании цикличности производства, снижении уровня безработицы большая роль принадлежит государственному регулированию экономики. Начало усилению роли государства в макроэкономическом регулировании положил мировой экономический кризис конца 20-х - 30-х гг. XX в. Неоклассическая теория не могла объяснить истоки этого кризиса и предложить меры по выходу из него. Ее постулат, что свободный рынок обеспечивает стабильное экономическое развитие, не соответствовал реальному состоянию экономики.
Мировая практика показала, что рыночный механизм не в состоянии решать многие проблемы, в частности:
- устойчивости макроэкономического роста;
- удовлетворения потребностей в общественных благах;
- обеспечения социально приемлемых границ неравенства в доходах;
- обеспечения национальных интересов страны в сфере внешних экономических отношений;
- развития фундаментальных исследований;
- экологические проблемы и др.
По-разному трактуется экономистами также проблема реакции реального производства в национальной экономике (или совокупного предложения) к изменению совокупного спроса. Существуют три основные точки зрения на это явление. Если допустить, что правительство своими действиями воздействует на совокупный спрос (оно это может сделать, например, увеличив количество денег в обращении), то последует реакция реального выпуска (или совокупного предложения). Возможен первый вариант реакции: совокупное предложение останется неизменным (абсолютно неэластичным), и рост совокупного спроса приведет лишь к росту общего уровня цен.
Повышение совокупного спроса в таком понимании - это движение к инфляции и «разогреву» экономики ценой очень кратковременного роста производства и занятости.
В долгосрочном периоде текущий подъем, достигнутый такой ценой, играет отрицательную роль, потому что инфляция и ее последствия наносят удар по доверию к будущему в среде предпринимателей, которые не захотят осуществлять долгосрочные инвестиции.
Возможна и другая реакция реального выпуска на изменение совокупного спроса. Реальный выпуск при повышении совокупного спроса может реагировать на это своим неуклонным ростом. Характерно, что такой рост совокупного предложения происходит при неизменном общем уровне цен. Предпосылки к такому росту -абсолютная эластичность совокупного предложения к росту совокупного спроса и наличие свободных, незанятых ресурсов (труда, капитала, природно-земельных ресурсов).
Третий тип реакции совокупного предложения на рост совокупного спроса вступает в силу, когда исчерпываются свободные ресурсы. Совокупное предложение в этом случае не может адекватно реагировать на рост совокупного спроса. Предприятия обнаруживают, что цены на ресурсы растут, производство становится все дороже, приходится увеличивать отпускные цены. Кривая совокупного предложения становится всё менее эластичной.
В конечном счете исчерпанность свободных ресурсов, невозможность получить дополнительные ресурсы могут привести экономику в состояние, когда совокупное предложение перестает реагировать на рост совокупного спроса.
Известно, что рынок функционирует вследствие человеческой деятельности. В связи с этим макроэкономическая теория обращает особое внимание на такое понятие, как ожидания людей, т.е. предварительный взгляд их на предстоящие макроэкономические изменения, предвидение их результатов. Внимание экономически активных людей привлекают изменение общего уровня цен, рост или снижение реального выпуска, подъем или падение уровня доходов, повышение или снижение занятости. Естественна значимость оценки людьми этих изменений и ожиданий результатов изменений.
В этой сфере теории также отсутствует единомыслие. Налицо два взаимоисключающих типа понимания роли ожиданий. Последователи направления, которые в оценке макроэкономических предпосылок исходят из понятий классической теории, считают, что ожидания людей быстро приспосабливаются к изменяющимся условиям. Люди понимают те процессы, которые происходят в действительности, и действуют адекватно. Ожидания людей влияют на изменение общего уровня цен.
Есть у людей и понимание того, что расширение совокупного спроса ведет к росту цен. Наемные работники чувствуют всю иллюзорность роста номинальной заработной платы, когда этот рост с избытком перекрывается ростом цен и уровень заработной платы снижается. Поэтому не оправдывается надежда на то, что работники более охотно будут наниматься и больше трудиться.
Фирмы также отдают себе отчет в том, что рост спроса на их товары иллюзорен и временен. Если цены на все производственные ресурсы растут, это означает, что производство обходится все дороже, а возросший спрос на товары будет полностью поглощен ростом их цен. Объемы продаж в физическом отношении не увеличатся, а номинальный рост доходов окажется игрой денежного рынка.
С этой точки зрения они объясняют и экономические кризисы. Экономический рост в этих условиях нередко носит явно выраженный спекулятивный характер. Спад, кризис и есть общий результат этих несоответствий. Свободная экономика таким путем сама исправляет несуразности, внесенные в нее невзвешенными действиями субъектов рынка. Есть мнение о том, что они вызваны необдуманной политикой в денежно-кредитной сфере, а экономическая система посредством кризиса вновь приводит производство к рыночным реалиям.
Другая группа экономистов не согласна с точкой зрения первых на проблему ожидания людей, их понимания реальных процессов. Они считают, что ожидания - явление сложное. На них оказывают влияние текущие процессы, формы, в которых осуществляются эти процессы: например, повышение совокупного спроса и общего уровня цен, рост инфляции и др. Особое внимание обращается на наличие незанятых ресурсов, формы их вовлечения в производство и на то, как это отражается на совокупном спросе. Государство может осуществлять в этих целях прямые инвестиции, прежде всего - в развитие общественного сектора экономики: благоустройство населенных пунктов, расширение дорожной сети, обновление материальной базы коммунальных услуг, поддержку образования, создание объектов здравоохранения и др.
Когда это осуществляется помимо частных инвестиций за счет средств государства, частный бизнес получает рост спроса на реальную продукцию и может рассчитывать на расширение существующих и появление новых рынков.
Ожидания в этом случае играют совсем иную роль: вместо предостережения от инвестиций они побуждают к ним. Последние приводят к росту объема реального производства, двигают экономику в сторону полной занятости.
Эта концепция уделяет большое внимание роли ожидания людей в сфере денежного рынка, в частности, вводит понятие «предпочтение ликвидности» и изучает воздействие через денежный рынок на превращение сбережений в инвестиции.
Регулирующая политика государства претерпевает в условиях кризиса кардинальные изменения. Государство вынуждено пересмотреть денежно-кредитную и финансовую политику. Требует коррективов система налогообложения, ценовая политика, а также политика по отношению к реальному сектору производства. В экономической теории некоторые аспекты обоснованны, другие являются предметами дискуссий, ряд положений требует пересмотра.
Периоды спада и кризиса как в экономике отдельно взятой стра-
ны, так и в масштабе мировой экономики нельзя считать исключительно порождением ущербности какой-либо системы государственного регулирования.
Государственная политика в обстановке глубокого спада может дать ожидаемые результаты, если она строится на системной основе. В системе нет мелочей: каждый элемент, каждая деталь в ней имеет свои функциональные связи, которые должны быть хорошо налажены: только в этом случае система регулирования может действовать результативно. При этом не следует пренебрегать накопленным мировым опытом в этой сфере и достижениями разных направлений экономической науки.
В концептуальном отношении построение системы регулирования целесообразно начать с селекции достижений ряда школ: классической, кейнсианской, монетаризма, неоклассической школы рациональных ожиданий, посткейнсианства. Исходя из этого, систему политики регулирования экономики в целях выхода из кризиса необходимо строить на основе следующих базовых положений:
1) рост денежной массы непременно отражается на общем уровне цен, если рост товарной массы отстает от него, то неизбежна инфляция;
2) основным фактором стабилизации и роста экономики в долгосрочном периоде является изменение в совокупном предложении;
3) совокупный спрос сильно воздействует на объем производства в краткосрочном периоде, но значительно слабее - в долгосрочной перспективе;
4) ожидания бизнеса, работников, потребителей очень значимы для экономики, потому что во многом от них зависит превращение сбережений в инвестиции, предложение труда, совокупный спрос, уровень цен и заработной платы, ставка процента;
5) мощное воздействие на государственную политику оказывает глобализация, снижая возможности отдельных стран контролировать и регулировать свою экономику;
6) постулат Филипса об обратной связи между инфляцией и безработицей в какой-то мере оправдан в краткосрочной конъюнктуре, но такая связь не подтверждается в долгосрочном периоде.
В центр системы регулирования в современной экономике можно ставить предложение, потому что от него зависит долгосрочная ее динамика. Это - потенциал производства, а производство - это доходы населения, занятого в нем. Эти доходы преимущественно и обеспечивают эффективный спрос. Но прежде всего - это товары и услуги, в которых нуждается общество, население. Обеспечение стабильности в Экономике зависит от гармоничного сочетания совокупного предложения и эффективного спроса. Однако приоритетно производство, и именно на него в первую очередь целесообразно нацелить государственную регулирующую политику.
Совокупное предложение, основанное на производстве, - фактор долгосрочного характера, а ведущую роль в нем играют инвестиции. Правильно направленное стимулирование инвестиций - ключ к результативности регулирующей политики.
В этом отношении совокупный спрос можно считать вторичным по отношению к совокупному предложению, основанному на росте реального выпуска. Ничто, кроме производства, не может надежно обеспечивать стабильней, но не ажиотажный рост совокупного спроса.
Увеличение денежной массы при наличии растущего объема предложения может и не вести к инфляции, потому что для обслуживания растущей товарной массы требуется все большее количество денег. Поэтому растущее предложение - наиболее надежное средство предотвращения инфляции.
Практика показала, что отказ от активной государственной политики в экономике, расчет на свободные рыночные силы в макроэкономической стабилизации, как правило, не оправдываются. В силу этого становится очевидным, что государство должно осуществлять выбор различных форм вмешательства в экономический процесс. При этом политика, основной целью которой является стимулирование производства и предложения, должна иметь свои принципы, а также рычаги и механизмы осуществления.
Принципы государственного регулирования экономики, в том числе и в период кризиса, в основном выработаны и прошли практическую апробацию. Они могут быть внедрены в решающие сферы государственного регулирования.
В денежно-кредитной системе - это механизм контроля над денежной массой и эффективного управления ею. Широко приме-
няемые на практике ставки обязательных резервов и ставка рефинансирования - сильно действующие рычаги этой сферы. Есть менее жесткий, эластичный способ регулирования денежной массы -операции на открытом рынке. Этой формой следует пользоваться более активно, особенно в текущем регулировании. При этом рост денежной массы должен соотноситься с реальным ростом ВВП, т.е. с темпом возрастания товарной массы и объема оказанных услуг.
В современных условиях важнейшее значение имеет потребительское кредитование. Финансовые потрясения, начинающиеся со сферы ипотечного кредитования, свидетельствуют о том, что в рыночных условиях и потребительские кредиты являются тем механизмом, который требует уравновешенного обращения. С одной стороны, потребительский кредит восполняет спрос, выполняя важную макроэкономическую функцию. С другой - это обременительное обязательство, по которому кредитополучатель рассчитывается в течение многих лет. И не удивительно, что в периоды кризиса многие оказываются неплатежеспособными и это оказывает негативное влияние на устойчивость банковской системы.
На валютном рынке необходимо стабилизировать обменный курс отечественной валюты на оптимальном уровне, благоприятствующем отечественному производителю. В условиях открытой экономики снижение валютного курса нередко заменяет протекционистскую политику. Однако следует иметь в виду, что в ситуации, когда большая доля потребительских товаров поступает из-за рубежа, падение курса рубля одновременно ударяет по покупательной способности населения.
Важнейшей сферой государственного регулирования экономики является бюджетно-налоговая (фискальная) политика. Известно, что снижение налогового бремени обычно способствует повышению экономической активности. И снижение налога часто применяется в периоды экономического спада. Это может осуществляться путем введения автоматических стабилизаторов, когда система налогообложения составлена так, что при росте национального дохода налоговые изъятия растут, а при сокращении его - падают. Пособия же, напротив, сокращаются при росте национального дохода и увеличиваются при снижении его. Применяется и другой вид фискальной политики - дискреционная, когда правительство меняет уровень государственных расходов и ставки налогообложения, исходя из конъюнктурных колебаний и фазы цикла. В период сильного спада обычно переходят к дискреционной фискальной политике.
Фискальная политика не может предотвратить циклический спад. Она может лишь уменьшить или смягчить его. Кроме того, сокращение налоговых поступлений в период спада обычно приводит к дефициту бюджета, который приходится компенсировать займами. Это дает негативные последствия в будущем.
Важнейшую роль в регулировании играет ценовая политика. Чаще всего регулируются цены в монопольных отраслях. В период спада цены на продукцию монопольных предприятий снижают (или, с учетом инфляции, повышают на меньший, чем рост общего уровня цен, процент). Это облегчает бремя факторных издержек предприятий, уменьшает расходы домохозяйств.
Однако в период глубокого спада меры антимонопольного регулирования недостаточны. Замечено, что выход из кризиса наиболее сложен для экономик стран, где изначально существовал ценовой диспаритет между отраслями. Если его не устранить, то некоторые отрасли, которые испытывали трудности из-за диспаритета цен еще в фазе подъема, в период кризиса могут перестать существовать. Такие трудности испытывает в отечественной экономике аграрная отрасль.
В отечественной рыночной практике этот способ ценового регулирования в отраслях материального производства еще не прошел основательную апробацию. Единственная сфера, где он реально работает - валютный рынок. В условиях общего спада его необходимо разработать, адаптировать и внедрить, прежде всего, на рынке сельскохозяйственной продукции и рынках энергоносителей.
Условия глобализации ставят перед регулирующей политикой государства особые проблемы, обостряющиеся в условиях кризиса. Глобализация усложняет осуществление экономической политики государства по ряду причин: снижения рыночной конкурентоспособности отечественных производителей ряда отраслей из-за экспансии импорта; усиления оттока из страны ресурсов, прежде всего сырьевых и энергетических; неустойчивости инвестиционного процесса, связанной с ростом мобильности капитала при глобализации; изменения рынка труда в связи с ростом притока иностранной рабочей силы; высокой зависимости конкурентоспособ-
ности отечественных производителей от обменных курсов валют и инфляции; изменения в структуре доходов и потребления населения. При решении этих проблем, создаваемых глобализацией, целесообразно придерживаться определенных принципов и относиться внимательно к механизму осуществления регулирующей политики.
Засилие импорта затрагивает конкурентоспособность многих отраслей экономики страны, но снижение конкурентоспособности более всего происходит в отраслях, где невысокий уровень технологий и иностранные конкуренты особенно интенсивно используют фактор дешевой рабочей силы (легкая промышленность, сельское хозяйство). На этих рынках необходимо создавать мощные протекционистские барьеры в виде высоких таможенных пошлин, а также квот на ввозимый объем товаров по отраслям и видам.
Очевидно, что ужесточение импортных барьеров придется осуществлять поэтапно, ориентируясь на ответную реакцию отечественных производителей этих отраслей.
Предпосылкой изменчивости инвестиционного климата является легкость вывоза капитала для резидентов. Уже при небольшом изменении конъюнктуры начинается бурное движение капитала, происходит его отток из страны. Поэтому очевидна целесообразность мер, жестко ограничивающих вывоз капитала. Это увеличит насыщенность экономики капиталом, и он будет вкладываться в отечественную экономику, создавая, с одной стороны, мощное совокупное предложение, с другой - эффективный спрос.
Рынок труда в условиях спада и массового сокращения производства также требует внимания и мер регулирующей политики. Наличие миллионов безработных свидетельствует о том, что от практики использования иностранной рабочей силы в период кризиса необходимо отказаться. Необходимо иметь в виду, что занятость обеспечивает один из двух решающих факторов выхода из кризиса: полноценный совокупный спрос. Эффективным способом его повышения через рост занятости является организация общественных работ, когда правительство увеличивает расходы на строительство дорог, благоустройство селений, городов, строительство больниц и других объектов социальной сферы. Эти работы являются особо благоприятными для роста спроса тем, что их можно осуществлять чисто внутренними запасами труда, капитала, материальных ресурсов без всякой импортной составляющей.
Глобализация экономики и интернационализация экономических отношений меняют структуру доходов и потребления не в пользу отечественных производителей. Рост доли рентных доходов побуждает потребителей к приобретению импортных товаров. В результате этого внутри страны товаров, полноценно удовлетворяющих потребителей, будет производиться все меньше. Совокупный спрос смещается в сторону иностранных конкурентов. Это свидетельствует в пользу того, чтобы в структуре доходов преобладала трудовая составляющая, а не рентная и прибыльная. Это представляется самым действенным и целесообразным способом возвращения совокупного спроса к отечественным товарам и производителям.