| Оригинальная статья / Original article
^ УДК 338.48
« http://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-3-336-344
Oi Концептуальные подходы к развитию ! научно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге
Анна Александровна Курочкина1Н, Ольга Владимировна Лукина2
1 2 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия 1 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Санкт-Петербург, Россия
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7973-5987
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7656-0686
Аннотация
Цель. Разработка эффективной программы развития научно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге, которая будет способствовать привлечению туристов, увеличению уровня знаний людей о науке.
Задачи. Провести анализ текущего состояния научно-познавательного туризма; выявить основные проблемы и препятствия для развития данного вида туризма в Санкт-Петербурге; сформировать концептуальные подходы, ключевые мероприятия и проекты, которые будут включены в программу развития научно-познавательного туризма; разработать систему показателей развития научно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге.
Методология. В процессе проведения исследования использованы методы описательного обзора литературы и анализа статистических данных. Исследование включает в себя изучение и анализ научных статей, отчетов научных конференций и других публикаций, связанных с тематикой научно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге. Это позволяет сформировать теоретическую базу исследования, определить главные подходы, концепции и направления развития научно-познавательного туризма и его влияния на социально-экономическую сферу города. Анализ статистики опирается на официальные статистические данные о туризме, предоставленные Комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга, а также на данные международных и отечественных туристических агентств, операторов. На основе их анализа выявлены тенденции и показатели развития научно-познавательного туризма в городе на современном этапе, определены факторы, влияющие на спрос и предложение в этой сфере. Для достижения поставленных в статье целей применены общенаучные методы: синтез, сравнение, обобщение.
Результаты. Авторами предложены концептуальные подходы, основные мероприятия и проекты, которые включены в программу развития научно-познавательного туризма. Разработана система показателей развития научно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге.
Выводы. В рамках мер по развитию научно-познавательного туризма представлены концептуальные подходы. Разработана программа по развитию научно-познавательного туризма, включающая в себя такие мероприятия, как создание в Комитете по развитию туризма Санкт-Петербурга отдела по развитию научно-познавательного туризма, организацию и реализацию комплекса мер по формированию обзорных экскурсий для школьников 10-11-х классов во всех государственных университетах Санкт-Петербурга по приоритетным направлениям науки, построение и проведение курсов подготовки и переподготовки для работников сферы туризма в целях повышения экспертизы в научно-познавательном туризме, подготовку комплекса мер по финансовой поддержке (субсидий) туристических предприятий, реализующих научно-познавательные экскурсии и туристические маршруты в Санкт-Петербурге, и организацию научно-познавательного слета в Санкт-Петербурге для сотрудников сферы туризма. Разработана система показателей, которая отразит в динамике рост инфраструктуры научно-познавательного туризма и ввиду этого увеличение туристского потока. Таким образом, предлагается системно развивать данный вид туризма, используя предложенную программу, учитывающую существующие вызовы.
© Курочкина А. А., Лукина О. В., 2024
Ключевые слова: научно-познавательный туризм, программа по развитию, туризм, наука, туристский поток, показатели
Для цитирования: Курочкина А. А., Лукина О. В. Концептуальные подходы к развитию научно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге // Экономика и управление. 2024. Т. 30. № 3. С. 336-344. http:// doi.org/10.35854/1998-1627-2024-3-336-344
Conceptual approaches to the development of scientific-cognitive tourism in St. Petersburg
Anna A. Kurochkina1H, Olga V. Lukina2
1, 2 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia 1 St. Petersburg University of Management Technologies and Economics, St. Petersburg, Russia
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7973-5987
2 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7656-0686
Abstract 1
2
Aims. To develop an effective program for the development of science-cognitive tourism in St. i Petersburg, which will help to attract tourists and increase the level of people's knowledge ¡J about science. £
Objectives. To analyze the current state of scientific-cognitive tourism; to identify the main z
problems and obstacles for the development of this type of tourism in St. Petersburg; to form 5
conceptual approaches, key activities and projects to be included in the program of scientific- ^
cognitive tourism development; to develop a system of indicators of scientific-cognitive tourism c
CU
development in St. Petersburg. z
X
Methods. The methods of descriptive literature review and statistical data analysis were used ^ in the research process. The research includes the study and analysis of scientific articles, reports of scientific conferences and other publications related to the topic of scientific-cognitive 5 tourism in St. Petersburg. This allows to form the theoretical basis of the study, to identify x the main approaches, concepts and directions of development of scientific-cognitive tourism and ^ its impact on the socio-economic sphere of the city. The analysis of statistics is based on the m official statistical data on tourism provided by the Committee for Tourism Development of St. ° Petersburg, as well as on the data of international and domestic travel agencies, operators. On x the basis of their analysis the trends and indicators of scientific and cognitive tourism develop- S ment in the city at the present stage are revealed, the factors affecting supply and demand in ^ this sphere are determined. To achieve the goals set in the article the general scientific methods ^ were applied: synthesis, comparison, generalization. <
Results. The authors proposed conceptual approaches, main activities and projects that are included in the program of development of scientific and cognitive tourism. The system of indicators of development of scientific-cognitive tourism in St. Petersburg is developed.
Conclusions. The conceptual approaches are presented within the framework of measures for the development of scientific-cognitive tourism. A program for the development of scientific-cognitive tourism has been developed, including such measures as the creation of a department for the development of scientific-cognitive tourism in the Committee for Tourism Development of St. Petersburg, the organization and implementation of a set of measures for the formation of sightseeing tours for schoolchildren of 10-11th grades in all state universities of St. Petersburg on priority areas of science, the construction and implementation of training and retraining courses for tourism workers in order to increase expertise in scientific-cognitive tourism. The system of indicators is developed, which will reflect in dynamics the growth of infrastructure of scientific-cognitive tourism and in view of it the increase of tourist flow. Thus, it is proposed to systematically develop this type of tourism, using the proposed program, taking into account the existing challenges.
«
Keywords: cognitive science tourism, development program, tourism, science, tourist flow, indicators
For citation: Kurochkina A.A., Lukina O.V. Conceptual approaches to the development of scientific-cognitive tourism in St. Petersburg. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2024;30(3):336-344. (In Russ.). http://doi.org/10.35854/1998-1627-2024-3-336-344
| Научно-познавательный туризм сегодня —
< новое туристическое направление — ста-
2 новится все популярнее. Это такой вид тух
« ризма, который позволяет туристам узнать
о о современных научных направлениях и
£ школах, посетить научные центры, позна-
5 комиться с исследователями и учеными,
4 а также разработками в разных областях
ш
^ науки и т. д. Научно-познавательный ту-
5 ризм в России представляет собой путешествия, ориентированные на получение знаний о культуре, истории, науке и других областях.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (РФ) утвердило Концепцию развития научно-познавательного туризма до 2035 г., в которой прописаны перспективы развития этого направления, указана роль вузов, научно-исследовательских центров и регионов в формировании туристических продуктов [1]. Выделяют три направления научно-познавательного туризма:
• туризм в регионах России. Развитие научно-познавательного туризма в регионах — возможность попасть на уникальные объекты научно-исследовательской инфраструктуры, на которые раньше не было доступа [2];
• туризм на курортных направлениях (Сочи, Крым). Развитие научно-познавательного туризма на традиционных туристических направлениях — экскурсии в научные центры на популярных курортах;
• детский и молодежный туризм. Развитие детского и молодежного туризма — организация научных смен в детских оздоровительных лагерях и молодежных мероприятий.
Российский туристический бизнес в последние несколько лет сделал много, чтобы соответствовать интересам и запросам туристов. Сегодня особое внимание уделяют развитию туризма в регионах. Многие из них славятся многовековой историей, уникальными объектами научно-исследовательской инфраструктуры, особенными природными условиями. Поэтому сегодня создают множество туров и проектов для того, чтобы туристы смогли познакомиться с регионами (их историей и культурой, посетить научные лаборатории и исследовательские центры, узнать о работе ученых и исследователей, наблюдать за природными явлениями и уникальными животными). Все это значительно увеличивает количество туристов [3].
Тема научно-познавательного туризма интересовала многих исследователей, широко освещавших ее ключевые вопросы. Так, М. А. Кирпичева, Г. М. Магомедова в своей статье дают оценку современного состояния регионального научно-познавательного туризма в Сибири и предлагают мероприятия по продвижению Сибири как уникального туристического региона [4]. Н. Г. Солпина, С. А. Язев, А. С. Иванова выдвигают новые предложения по развитию научно-познавательного туризма на Байкале, в частности на основе астроно-мо-геодезических объектов и имеющейся инфраструктуры [5]. Е. Н. Плиева в своей работе рассматривает перспективы развития научно-популярного туризма и причины популяризации направления среди туристов [6]. Справедливо Е. А. Крылова [7] обращает внимание на новизну этого нишевого вида туризма, который представляет собой новую форму бизнеса, находящуюся на стыке туристической деятельности и науки.
Проведенные ведущими учеными исследования в данной области позволяют провести сравнение существующих подходов и методик, а также использовать их для развития других приоритетных видов туризма. Для решения поставленных задач применены следующие подходы:
• культурный — научно-познавательный туризм рассматривают как способ знакомства с историей, культурой, наукой Санкт-Петербурга. Подход предполагает изучение влияния данного вида туризма на сохранение и развитие не только культурного, но и научного наследия города;
• экономический — научно-познавательный туризм представлен как источник дохода для городского бюджета и средство создания рабочих мест [8]. Предполагает оценку вклада туризма в экономику Санкт-Петербурга, анализ выгод его развития;
• образовательный — изучение роли научно-познавательного туризма в повышении образовательного уровня туристов. Возможности использования экскурсий, лекций, мастер-классов, иных форм обучения для расширения знаний о науке, технологиях и культуре Санкт-Петербурга. Научно-популярный туризм следует воспринимать как инструмент, формирующий переход от интереса к науке и фактическому участию в процессе научного исследования. Предпосылки и отличительные особенности
3 июня 2018 г.
5 января 2020 г.
8 августа 2021 г.
12 марта 2023 г.
Рис. 1. Динамика популярности запроса «наука» в GoogleTrends в 2018-2023 гг. Fig. 1. Dynamics of popularity of the query "science" in GoogleTrends in 2018-2023
Источник: составлено авторами.
2022 Март Май Июль
— Абсолютное
Сентябрь Ноябрь Относительное
2023
Март
Рис. 2. Динамика запроса «научно-популярный туризм» в Яндекс.Wordstat в России, 2021-2023 гг. Fig. 2. Dynamics of the query "popular science tourism" in Yandex.Wordstat in Russia, 2021-2023
Источник: составлено авторами.
о <
научно-популярного туризма определяют его сущность как дуализм экскурсионной и развлекательной деятельности, активизирующей основную его характеристику, то есть «наука как развлечение» [9]. К принципам научно-популярного туризма можно отнести следование устойчивому туризму; сохранение исторического, культурного, природного наследия; приумножение технико-технологического потенциала; поддержание национальной безопасности.
Интересным в контексте настоящего исследования представляется анализ популярности запроса «наука» в России в последние пять лет, как видно на рисунке 1. Проведенный анализ свидетельствует о постоянном, но цикличном интересе к данному направлению.
В 2021 г. произошел небольшой рост, связанный прежде всего с назначением его Годом науки и технологий, что способствовало активизации научной деятельности, проведению специальных мероприятий, привле-
чению школьников и молодежи, продвижению проектов поощрительного туризма для победителей научных и профессиональных конкурсов. Такая активность привела к назначению 2022-2031 гг. Десятилетием науки в России и активизации научно-популярного туризма как специфического направления.
На основании данных рисунка 2 можно заключить, что до 2022 г. «научно-популярный туризм» не использован в запросах в поисковой системе «Яндекс». Однако в связи с описанными выше мероприятиями по интенсификации продвижения науки возник интерес к этому направлению, который продолжается до сих пор. План мероприятий по развитию научно-популярного туризма в России, концепция развития, реестр объектов будут способствовать его активизации.
По итогам анализа научной литературы в контексте темы исследования и статистических данных о туристических потоках, можно утверждать, что Санкт-Петербург
>
< <
«
2020 2021 □ Туристы из регионов РФ
2022
Иностранные туристы
Рис. 3. Туристский поток в Санкт-Петербурге в 2020-2022 гг., млн размещений Fig. 3. Tourist flow in St. Petersburg in 2020-2022, million placements
Источник: составлено авторами.
80 70 60 50 40 30 20 10
с/4
<ьс <г 0*°
J
vv
J4
сР
С? ^ ^
□ Женщины Ш Мужчины
¿Г
/
J
-of /
J4
¿Г
Рис. 4. Основные цели туристских поездок мужчин и женщин в Санкт-Петербург, % Fig. 4. Main purposes of tourist trips of men and women to St. Petersburg, %
Источник: составлено авторами.
является одним из самых популярных туристических центров в России и мире, как показано на рисунке 3. Туристский поток с каждым годом увеличивается [10].
Огромный потенциал и объем туристских ресурсов делают возможными процветание и развитие нескольких видов туризма в этом городе: культурно-познавательного, природного, событийного, спортивного, гастрономического и других. В последние несколько лет популярность начал завоевывать и научно-познавательный вид туризма, как показано на рисунке 4.
Сегодня научно-познавательный туризм успешно развивается в ряде регионов. В эти регионы активно бронируют научно-познавательные туры, как следует из таблицы 1.
В Санкт-Петербурге реализуется несколько турпродуктов этой тематики: экскурсия «Здесь зарождалась российская наука», астротур «По звездному пути», путешествие «Научный городок в Колтушах», прогулки «Остров науки», путешествие «От Кунсткамеры до Академии наук», научно-популярный лекторий Российской академии наук (РАН) [10]. Иными словами, научно-
Научно-познавательные туры в регионы РФ
Table 1. Scientific and cognitive tours to the regions of the Russian Federation
Регион Название тура
Амурская область Космодром Восточный (однодневный и трехдневный тур)
Иркутская область Байкальский край. Астрономический рай
Все чудеса природы объясняются научно
Обсерватории Тункинской долины
Калининградская область Исследование Мирового океана
Калужская область Что может атом
Обнинск — Калуга
Краснодарский край Путешествие в науку. Сочи
Путешествие в науку. Адлер и Федеральная территория Сириус
Путешествие в науку. Центр Сочи
Москва Московские университеты: естественные науки
Московские университеты: МГУ
Московские университеты: РОСБИОТЕХ
Тур от ученого: юридический мир
Нижегородская область Путешествие в науку. Да будет свет!
Путешествие в науку. Люди, опережающие время
Новосибирская область Нескучно — научно
Физика. Самолеты. Космос
Коротко о научном
Пермский край Пермь инновационная
Пермь фармацевтическая
Республика Крым Крым — полуостров открытий
Крым: от тайн истории к тайнам космоса
Свердловская область Наука: фундамент отечественной промышленности
о «
познавательные продукты (экскурсии и туры) развиваются точечно и обособленно друг от друга, что не позволяет системно развивать данный вид туризма. Очевиден тот факт, что для полноценного роста необходима сформированная программа мероприятий, реализуемая государственным учреждением в сфере туризма (например, Комитетом по развитию туризма Санкт-Петербурга).
Говоря об основных проблемах и препятствиях для развития данного вида туризма, в первую очередь следует указать на отсутствие специализированного государственного органа, планирующего, проводящего и контролирующего все мероприятия по развитию научно-познавательного туризма. Нельзя не упомянуть дефицит кадров, специализирующихся и имеющих компетенции в области научно-познавательного туризма. Отдельного внимания заслуживает проблема отсутствия мер финансовой/налоговой поддержки для коммерческих организаций,
реализующих научно-познавательные туристические продукты.
В связи с важностью работы в аспекте исследуемой проблематики в Санкт-Петербурге нами сформирована программа мероприятий на 2024 г., направленных на популяризацию и продвижение научно-познавательного туризма среди школьников и студентов, устранение главных препятствий для его развития, указанных выше. Программа представлена в таблице 2. Целевая аудитория выбрана ввиду того, что одной из ключевых задач научно-познавательного туризма служит знакомство подрастающего поколения с наукой в целях выбора будущей профессии, а соответственно, популяризация работы в сфере науки среди молодежи России.
Для оценки научно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге необходимо разработать систему показателей, отражающих динамику его развития. Предлагаем систему показателей, которая отразит в динамике
>
« «
о
О.
>
Программа мероприятий по развитию научно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге
Table 2. Program of measures for the development of scientific-cognitive tourism in St. Petersburg
Проект/мероприятие Описание результата
Формирование в Комитете по развитию туризма Санкт-Петербурга отдела по развитию научно-познавательного туризма Наличие специализированного отдела позволит более четко сфокусироваться на развитии научно-познавательного туризма. В структуру отдела должны входить научные сотрудники, которые будут координировать его действия, осуществляя научную экспертизу проектов
Организация и реализация комплекса мер по формированию обзорных экскурсий для школьников 10-11-х классов во всех государственных университетах Санкт-Петербурга по приоритетным научным направлениям Регулярные экскурсии в университеты позволят развить интерес у старшеклассников к науке и помочь более осознанно выбрать специальность при поступлении в учебное заведение
Формирование и проведение курсов подготовки и переподготовки для работников сферы туризма в целях повышения знаний в области научно-познавательного туризма Повышение компетенций работников туристской отрасли благоприятно отразится на достижении целей развития этого вида туризма
Формирование комплекса мер по финансовой поддержке (субсидий) туристских предприятий, реализующих научно-познавательные экскурсии и туристские маршруты в Санкт-Петербурге Финансовая поддержка стимулирует туристские организации в разработке и реализации туристских научно-познавательных продуктов
Организация научно-познавательного слета в Санкт-Петербурге для сотрудников сферы туризма Организация такого мероприятия для участников из разных регионов России позволит продемонстрировать результаты работы по развитию научно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге, повысить его привлекательность для жителей других регионов, а также поделиться опытом формирования методической базы по развитию научно-познавательного туризма в субъектах РФ
рост инфраструктуры научно-познавательного туризма и ввиду развития последнего увеличение туристского потока :
- количество туристов, посещающих научно-популярные туры, тыс. чел.;
- персонал, занятый научными исследованиями и разработками, задействованный в программе развития научно-познавательного туризма, чел.,
- количество инновационных проектов для освещения в научно-познавательных турах;
- количество университетов, задействованных в программе развития научно-познавательного туризма;
- количество научно-исследовательских организаций, реализующих программу развития научно-познавательного туризма;
- объекты научно-популярного туризма в реестре, ед.;
- разработанные и представленные на профильных сайтах научно-популярные туры;
- количество особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения на территории региона для развития научно-познавательного туризма.
Данная система показателей может быть дополнена и расширена в зависимости от цели исследования. Подводя итог, укажем, что в работе раскрыта актуальность исследования проблематики научно-познаватель-
ного туризма, проведен анализ текущей деятельности в области научно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге, выявлены существующие проблемы и препятствия для развития этого вида туризма.
В рамках мер по развитию научно-познавательного туризма представлены концептуальные подходы. Разработана программа по развитию научно-познавательного туризма, включающая в себя такие мероприятия, как создание в Комитете по развитию туризма Санкт-Петербурга отдела по развитию научно-познавательного туризма, организация и реализация комплекса мер по формированию обзорных экскурсий для школьников 10-11-х классов во всех государственных университетах Санкт-Петербурга по приоритетным направлениям науки, формирование и проведение курсов подготовки и переподготовки для работников сферы туризма в целях повышения экспертизы в научно-познавательном туризме, комплекс мер по финансовой поддержке (субсидий) туристических предприятий, реализующих научно-познавательные экскурсии, туристические маршруты в Санкт-Петербурге и организация научно-познавательного слета в Санкт-Петербурге для сотрудников сферы туризма.
Предложена система показателей, которая отразит в динамике рост инфраструктуры научно-познавательного туризма и увеличе-
ние туристского потока. Цель последнего — развитие научно-познавательного туризма. Таким образом, предлагается системно развивать данный вид туризма, используя разработанную программу, учитывающую существующие вызовы. В качестве темы для последующих исследований предлагаем разработать критерии, отражающие эффективность мероприятий по продвижению научно-познавательного туризма.
Одним из перспективных направлений в период Десятилетия науки и технологий станет научно-познавательный туризм, который будет вовлекать объекты, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью, в си-
стему туристского рынка. Это посредством туров с научно-образовательной составляющей позволит стимулировать интерес к познанию, привлечению молодежи в науку, будет способствовать увеличению технологического потенциала страны, сохранению богатого при-родно-культурного наследия.
Для оценки научно-познавательного туризма в Санкт-Петербурге разработана система показателей, отражающих динамику его развития. Предложенная система показателей отразит в динамике рост инфраструктуры научно-познавательного туризма и увеличение туристского потока, нацеленного на его развитие.
Список источников
1. Минобрнауки России утвердило Концепцию развития научно-популярного туризма до 2035 года // Министерство науки и высшего образования РФ: офиц. сайт. 2023. 27 января. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/63538/ (дата обращения: 28.10.2023).
2. Семенова Ю. Е., Курочкина А. А., Лукина О. В. Проблемы и возможности развития туризма в Арктике // Глобальный научный потенциал. 2023. № 1. С. 183-186.
3. Курочкина А. А., Семенова Ю. Е., Островская Е. Н. Методические подходы к оценке туристской инвестиционной привлекательности Арктических регионов России // Экономика и управление. 2023. Т. 29. № 1. С. 19-26. DOI: 10.35854/1998-1627-2023-1-19-26
4. Кирпичева М. А., Магомедова Г. М. Развитие научно-познавательного туризма в Сибири // Научные труды Вольного экономического общества России. 2016. Т. 198. № 2. С. 479-484.
5. Солпина Н. Г., Язев С. А., Иванова А. С. Развитие научно-познавательного туризма в Байкальском регионе на базе астрономо-геодезических объектов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Науки о Земле. 2009. Т. 2. № 1. С. 160-172.
6. Плиева Е. Н. Проблемы развития научно-популярного туризма: расширение границ путешествий через образование // Экономика и социум. 2023. № 5-1. С. 703-708. DOI: 10.46566/2225-1545_2023_1_108_703
7. Крылова Е. А. Научно-популярный туризм как новое туристическое направление в экономике России // Креативная экономика. 2022. Т. 16. № 5. С. 1829-1848. DOI: 10.18334/ ce.16.5.114638
8. Курочкина А. А., Лукина О. В., Тестоедова Н. К. Совершенствование стратегии управления персоналом в индустрии гостеприимства // Наука и бизнес: пути развития. 2022. № 3. С. 161-164.
9. Тестина Я. С. Перспективные направления развития научно-популярного туризма (на примере Санкт-Петербурга) // Олимпийское наследие и крупномасштабные мероприятия: влияние на экономику, экологию и социокультурную сферу принимающих дестинаций: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. (г. Сочи, 7-9 октября 2022 г.) / под общ. ред. И. В. Гайдамашко. Сочи: Сочинский государственный университет, 2023. С. 106-111.
10. Туризм // Федеральная служба государственной статистики (Росстат). URL: https:// rosstat.gov.ru/statistics/turizm (дата обращения: 22.12.2023).
о <
>
< <
References
1. The Russian Ministry of Education and Science approved the Concept for the development of popular science tourism up to 2035. Official website of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. Jan. 27, 2023. URL: https://minobrnauki.gov.ru/ press-center/news/novosti-ministerstva/63538/ (accessed on 28.10.2023). (In Russ.).
2. Semenova Yu.E., Kurochkina A.A., Lukina O.V. Problems and opportunities of tourism development in the Arctic. Global'nyi nauchnyi potentsial = Global Scientific Potential. 2023;(1):183-186. (In Russ.).
3. Kurochkina A.A., Semenova Yu.E., Ostrovskaya E.N. Methodological approaches to assessing the tourism investment attractiveness of the Arctic regions of Russia. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management. 2023;29(1):19-26. (In Russ.). DOI: 10.35854/ 1998-1627-2023-1-19-26
| 4. Kirpicheva M.A., Magomedova G.M. The development of scientific-educational tourism
=r in Siberia. Nauchnye trudy Vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii = Scientific Works
| of the Free Economic Society of Russia. 2016;198(2):479-484. (In Russ.).
x 5. Solpina N.G., Yazev S.A., Ivanova A.S. The development of the scientific-cognitive tourism
<
^ in Baikal region on the basis of the astronomical-geodesic installations. Izvestiya Irkutskogo
° gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Nauki o Zemle = The Bulletin of Irkutsk State
X University. Series: Earth Sciences. 2009;2(1):160-172. (In Russ.).
s 6. Plieva E.N. Problems of the development of popular science tourism: Expanding the borders
of travel trough education. Ekonomika i sotsium. 2023;(5-1):703-708. (In Russ.). DOI: £ 10.46566/2225-1545_2023_1_108_703
g 7. Krylova E.A. Popular science tourism as a new tourist destination in the Russian economy.
Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy. 2022;16(5):1829-1848. (In Russ.). DOI: 10.18334/ce.16.5.114638
8. Kurochkina A.A., Lukina O.V., Testoedova N.K. Improving the strategy of personnel management in the hospitality industry: Challenges and trends. Nauka i biznes: puti razvitiya = Science and Business: Ways of Development. 2022;(3):161-164. (In Russ.).
9. Testina Ya.S. Promising directions for the development of popular science tourism (on the example of St. Petersburg). In: Olympic legacy and large-scale events: Impact on the economy, ecology and sociocultural sphere of host destinations. Proc. 13th Int. sci.-pract. conf. (Sochi, October 7-9, 2022). Sochi: Sochi State University; 2023:106-111. (In Russ.).
10. Tourism. Federal State Statistics Service (Rosstat). URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/ turizm (In Russ.).
Сведения об авторах
Анна Александровна Курочкина
доктор экономических наук, профессор, профессор Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли1, профессор кафедры экономики и управления социально-экономическими системами2
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
194021, Санкт-Петербург, Новороссийская ул., Д. 50
2 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а
Ольга Владимировна Лукина
кандидат экономических наук, доцент Высшей школы административного управления Института промышленного менеджмента, экономики и торговли
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
194021, Санкт-Петербург, Новороссийская ул., д. 50
Поступила в редакцию 05.02.2024 Прошла рецензирование 01.03.2024 Подписана в печать 03.04.2024
Information about the authors
Anna A. Kurochkina
D.Sc. in Economics, Professor, Professor at the Graduate School of Service and Trade, Institute of Industrial Management, Economics and Trade1, Professor at the Department of Economics and Management of Social and Economic Sciences2
1 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
50 Novorossiyskaya st., St. Petersburg 194021, Russia
2 St. Petersburg University of Management Technologies and Economics
44A Lermontovskiy Ave., St. Petersburg 190020, Russia
Olga V. Lukina
PhD in Economics, Associate Professor at the Higher School of Administrative Management of the Institute of Industrial Management, Economics and Trade
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
50 Novorossiyskaya st., St. Petersburg 194021, Russia
Received 05.02.2024 Revised 01.03.2024 Accepted 03.04.2024
Конфликт интересов: авторы декларируют отсутствие конфликта интересов, связанных с публикацией данной статьи. Conflict of interest: the authors declare no conflict of interest related to the publication of this article.