ISSN 1029-3388
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Меделяева З.П.,, Барулева О.А., Босая И.И.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБОСНОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Выбор сценариев развития региона зависит как от стратегии развития сельского хозяйства страны, так и от необходимости решения региональных задач. Основой региональной стратегии является саморазвитие, т.е. рост и эффективное использование собственного природно-ресурсного, производственного и бюджетно-финансового потенциала. Потенциал ЦЧР во многом определяется АПК и, следовательно, должны решаться проблемы, связанные с определением приоритетов АПК, обеспечением их ресурсами и разработкой механизма реализации. Опыт показывает, что продуктовые подкомплексы, составляющие основу АПК, имеют специфические особенности, проявляющиеся в том, что их эффективная деятельность во многом определяется развитием производства у сельхозтоваропроизводителей, между ними существует определенная (зачастую существенная) взаимосвязь, им вместе приходится решать социальные, экологические проблемы определенной территории. Большие проблемы у сельхозтоваропроизводителей возникают не только при производстве продукции, но и в сфере реализации, что обусловлено резким падением цен на продукцию при благоприятных климатических условиях, отсутствием государственного регулирования, в частности закупок сельскохозяйственной продукции, недостаточным развитием животноводства в большинстве регионов страны, неразвитостью потребительских кооперативов, занимающихся закупкой и переработкой сельскохозяйственной продукции. В этой ситуации велика роль потребительской кооперации, назначение которой - закупать сельскохозяйственную продукцию, ее перерабатывать, организовывать продажу продуктов переработки (мука, крупа, масло растительное, масло сливочное и т.д.), наладить производство полуфабрикатов, взять на себя организацию коллективного питания. В условиях создания кластеров на уровне регионов предприятия потребительской кооперации хорошо вписываются в данный сегмент рынка, что позволит повысить эффективность региона в целом.
Авторы видят необходимость исследования АПК в русле логистики, т.к. именно здесь следует искать причины возникновения многих проблем, порождённых потерей продуктивных ориентиров в формировании системы прямых хозяйственных связей и организации паритетных партнёрских отношений хозяйствующих субъектов АПК, действующих в рыночном пространстве. Логистика представляет систему, в которой одни подразделения определяют необходимый объем продукции для бесперебойной работы предприятий снабжения, другие - занимаются распределением продукции, третьи
- осуществляют продвижение продукции от поставщиков к потребителям, четвертые
- собирают информацию о поставщиках, потребителях продукции, транспорте и т .д. Принцип логистической системы напоминает кругооборот капитала. Авторская позиция относительно АПК - логистической системы основывается на том, что беря за основу важные для данного исследования научные положения логистики, мы распространяем его закономерности на более сложный организм, каким является АПК, соответственно
40
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014
интерпретируя их под требования нового объекта.
В основу логистического подхода АПК укладывается интегральная парадигма логистики, в которой мы находим место: новому пониманию рынка; идее организационных отношений, вмещающих перспективы интеграции между логистическими партнерами; новым горизонтам формирования и регулирования взаимосвязей и взаимодействий хозяйствующих субъектов на всех этапах производства и обращения продукта АПК - логистической системы.
Логистический подход к АПК приводит к необходимости рассматривать его как открытую систему, внутри которой происходят различные виды обменов. Отдельные системы комплекса, специализирующиеся на отдельных этапах в технологической цепочке производства продуктов, будучи составными частями целостной системы, представляют собой подсистемы меньшего масштаба и сложности.
Для выполнения глобальной цели системы должно быть обеспечено необходимое и достаточное количество элементов системы и связей между ними. Деятельность всех элементов системы должна координироваться и регламентироваться для достижения синхронности целостного процесса и общих целей участников. Зачастую при этом присутствуют кооперация, интеграция, интегрирование. Интеграция является функцией обобщения и способна сближать, объединять не только частные элементы, но и процессы для выполнения конкретных задач. Она выражает процесс единения не только отдельных элементов, но и действий. Экономические субъекты создают в своей деятельности неразрывную, последовательную связь, которая и образует нужную функцию единения.
Интегрирование можно понимать как процесс, причем не только физический, связанный с перемещением во времени и пространстве, но и экономический, связанный с отношениями, в которые вступают объединяющиеся субъекты как части единой системы. Интегрирование характеризуется такими показателями как потенциал, прочность связи.
В логистическую систему АПК, формирующуюся и развивающуюся на основе интеграционных процессов, органично встраивается идея партнерства в отношениях его экономических субъектов. Открываются следующие условия возникновения преимуществ партнерства:
- вертикальная интеграция, когда партнерство осуществляется на разных уровнях логистической цепочки. Такая интеграция может давать более низкие издержки обращения или более эффективное распределение ресурсов;
- горизонтальная интеграция, когда партнерство происходит на аналогичных направлениях деятельности при: 1) имеющихся (временно или постоянно) совместных неиспользуемых ресурсах, 2) маркетинговых возможностях;
- финансовые возможности - обмен долями капиталов, клиентской базой;
- диверсификация на базе приобретения партнера со специализацией в другой области деятельности или в другом регионе;
- рыночная выгода, образуемая приобретением партнеров;
- увеличение наличных средств через партнерство как следствие перелива капитала в другую отрасль или в другой субъект деятельности [2].
Эффект от партнерства в логистической экономической системе предполагается в увеличении доходов и усилении денежных потоков.
Процессы кооперации, интеграции имели место, как при плановой, так и при ры-
41
ISSN 1029-3388
ночной экономике, как в зарубежных странах, так и в нашей стране. В настоящее время во многих стратегических программах регионов обозначен курс на создание кластеров, как отраслевых, так и региональных.
На рисунке 1 схематично показана идея кластерного подхода в аграрно-промышленном комплексе как триединства «система - интеграция - интегрирование», объединенного целью создания, функционирования и развития.
Рисунок 1- Кластеры: интеграция - интегрирование - синергетический эффект
В экономической науке больше внимания уделяется формированию отраслевых кластеров. На наш взгляд, для регионов более важно создавать устойчивые региональные производственные кластеры, которые можно определить как социально-экономические. Необходимо учитывать комплексное развитие региона и вряд ли возможно однобокое функционирование одной отрасли без увязки ее с другими отраслями региона. Мы согласны с Ю.И. Шмид, который определяет кластер как «...сложную институциональную структуру, затрагивающую все аспекты функционирования аграрной структуры и обеспечивающую организационно-экономическую устойчивость развития сельского хозяйства» [4]. Внутри социально-экономического кластера могут выделяться подкластеры, которые и будут определять значимость аграрного кластера того или иного региона. Критерием значимости аграрного кластера того или иного региона может быть коэффициент, показывающий долю региона в общенациональном валовом производстве отрасли. Важнейшими предпосылками для формирования региональных кластеров в сельской местности является наличие на определенной территории не только крупных сельскохозяйственных предприятий, но и крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), хозяйств населения, предприятий потребительской кооперации. Развитие и функционирование социально-экономического кластера региона, как уже отмечалось ранее, определяется развитием основных отраслей, и в первую очередь, животноводством. Создание кластеров должно способствовать формированию и развитию логистического подхода при производстве, переработке сельскохозяйственного сырья, использовании побочной продукции и отходов переработки, что будет способствовать охране окружающей среды.
Предприятия потребительской кооперации должны найти должное место в создаваемых региональных кластерах. Кроме экономических, они призваны и могут выполнять социальные задачи, которые не берут на себя в настоящее время другие рыночные субъекты. Уникальным отличием потребительской кооперации с самого ее зарождения считалось гармоничное сочетание экономического начала и социальной миссии. Важным моментом является методологическая обоснованность рациональных границ потребительской кооперации, по которым проходит разделение возможностей полномочий
42
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014
и ответственности между внешней и внутренней средой и отдельных его частей. Потребительская кооперация, будучи сложной и открытой системой, находится в состоянии динамического равновесия своей внутренней структуры с внешней средой. Факторы влияния внешней среды на состояние и структуру потребкооперации характеризуются как экономические (через рынок), социальные (через общество и государство), естественные (через природно-климатические условия жизнедеятельности). Средством обеспечения рациональности и согласованности взаимодействия всех элементов системы под влиянием названных факторов и служит хозяйственный механизм, который определяет социально-экономический и естественный потенциал потребительской кооперации и эффективность ее функционирования. Одним из важных элементов экономического механизма является прогнозирование и выработка стратегии развития. Авторами определены стратегии экономического роста предприятий потребительской кооперации Воронежской области (табл. 1).
Таблица 1 - Стратегии экономического роста предприятий потребительской кооперации
Виды рынков Стратегии традиционные Стратегии новые
Существующие рынки I. Рост на существующих товарных рынках: 1. Увеличение доли рынка 2. Интенсификация потребления: - увеличение частоты использования продуктов; - увеличение используемого количества товаров; - поддержание торговой марки II. Разработка новых товаров - добавление новых функций; - расширение товарного ассортимента на новых рынках; - разработка новых товаров для того же рынка
Новые рынки III. Расширение рынка 1. Географическое расширение 2. Выход на новые сегменты IV. Диверсификация 1. Родственная 2. Неродственная
Интегрированные рынки V. Стратегия вертикальной и горизонтальной интеграции
Исходя из существующих рынков в заготовительной деятельности, по нашему мнению, целесообразно реализовывать стратегии увеличения доли рынка и увеличения используемого количества товаров (инструментов, используемых в качестве средств труда в заготовительной деятельности). Это определяется возможностями расширения личных подворий, восстановлением и развитием инфраструктуры перерабатывающих цехов, углублением интеграционного взаимодействия с другими экономическими субъектами как по вертикали, так и по горизонтали. На существующих рынках заготовительной деятельности вполне могут получить реализацию стратегии расширения товарного ассортимента на новых рынках, разработка новых товаров для того же рынка. Это может быть как колбасная продукция и мясные полуфабрикаты, так и производство подсолнечного масла, расфасовка семян подсолнечника, производство кондитерских изделий, возрождение народных промыслов и др.
В общем виде Программа развития заготовительной деятельности потребитель-
43
ISSN 1029-3388
ской кооперации Воронежской области представлена на рисунке 2. Программа представляет собой многоступенчатый процесс. В основе предлагаемой программы лежит стратегия товарно-рыночного инвестирования. Система связей потребительской кооперации охватывает обширный комплекс взаимоотношений, возникающих в процессе обмена, что обусловлено особым местом потребительской кооперации в АПК. При этом необходимо отметить, что участие потребительской кооперации в интеграционных процессах было бы неправильно относить к какой-либо одной форме связей: экономической, организационной, социальной и т.д. В связях потребительской кооперации с субъектами АПК находит выражение вся система общественных отношений агропромышленного производства.
Охватывая различные виды деятельности, потребительская кооперация представляет собой целостную систему. Степень целостности системы зависит от уровня взаимодействия соотносящихся между собой отраслей, а также от наличия и роли отраслей, не связанных с другими элементами системы и характеризующих ее обособленность. Все отрасли деятельности потребительской кооперации взаимосвязаны между собой вследствие обеспечения сельского населения предметами потребления и лучшей организацией этого процесса. Каждая из отраслей играет определенную роль в процессе функционирования потребительской кооперации как целого. Реализация алгоритма обеспечения устойчивого развития сельских территорий посредством углубления кооперационного взаимодействия, имеет целью создание новых рабочих мест, увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, повышение доходности членов кооператива, вовлеченных в заготовительную деятельность, повышение профессионализма управленческих кадров, развитие транспортной, производственной и социальной инфраструктуры и т. д. Данный алгоритм при совместной реализации алгоритма работы заготовительной организации позволит улучшить ситуацию в заготовительной деятельности системы потребительской кооперации, поднять ее на качественно новый уровень.
Обеспечение устойчивого развития организаций потребительской кооперации опирается изначально на правовые аспекты развития системы, затем - на организационные и экономические предпосылки. Возможность развития экономического потенциала связана с использованием ресурсов и устойчивым их развитием. По нашему мнению, сюда можно отнести обновление, реструктуризацию, диверсификацию, специализацию, интеграцию и государственно-кооперативное партнёрство.
Значительный резерв развития заготовительной деятельности кроется в сотрудничестве с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, хозяйствами населения, производящими экологически чистую продукцию, и ориентированных на наиболее состоятельную часть населения региона, желающую и имеющую возможность приобретать продукцию экологически чистую, по ценам, в разы превышающим средние рыночные цены. В настоящее время, по примерным оценкам, 5-7% жителей региона предпочитают покупать мясо не в крупных супермаркетах и даже на рынках, а заказывать туши мяса свиней и крупного рогатого скота в хозяйствах населения. Однако такие закупки неорганизованны, не предоставляется возможность освидетельствования закупаемой продукции ветработниками. Организации потребительской кооперации в силах организовать закупку экологически чистой продукции с полным определением ее качества, безопасности и реализовывать в специализированных точках. Примером могут служить автоматы по реализации цельного молока с крестьянских (фермерских) хозяйств, установленные в различных районах г. Воронежа и пользующиеся успехом среди жителей.
44
Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 4/2014
Реализация предпосылок устойчивого развития системы позволит решить главную социальную задачу потребительской кооперации - социальную поддержку пайщиков, работников потребкооперации, сохранение и развитие кадрового потенциала, расширение хозяйственных связей с местным населением, привлечение в пайщики.
Рисунок 2 - Программа развития заготовительной деятельности предприятий потребительской кооперации
Представляется необходимым проведение диверсификации производственной деятельности и определение направлений, обеспечивающих получение дохода, необходимого для расширенного воспроизводства.
Предлагается идея формирования единой системы производства, переработки, поставок и реализации продукции через сеть комбинатов питания как основного звена цепочки от отечественного сельхозпроизводителя до потребителя - «от поля до стола». При этом большая роль отводится различным потребительским кооперативам, которые в Воронежской области, в отличие от Белгородской и Липецкой областей, формируются и развиваются очень слабо. Создание закупочных, перерабатывающих кооперативов совместно с предприятиями потребительской кооперации может обеспечить закупку сельскохозяйственной продукции высокого качества не только у сельскохозяйственных предприятий, но и у крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйств населения [1].
Правительством нашей страны больше внимания стало уделяться обеспечению питанием организованных коллективов. В Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской федерации на период до 2020 года определены индикаторы развития отдельных отраслей, в т.ч. и производство пищевых продуктов для обеспечения питанием организованных коллективов. Производство готовых блюд и полуфабрикатов на вновь вводимых мощностях составит по годам соответственно: 2013 г. - 100 тыс. т, 2014 г. - 175, 2015 г. - 250, 2016 г. - 300, 2017 г. - 350, 2018 г. - 400, 2019 г. - 450, 2020 г. - 500 тыс. т [3].
45
ISSN 1029-3388
На наш взгляд, определенную нишу, особенно в райцентрах, поселках городского типа, других городах в этом вопросе должны определить организации потребительской кооперации. Они должны принимать участие в решении вопросов устойчивого развития сельских территорий, способствовать повышения эффективности деятельности сельских муниципальных образований и деловой активности сельских жителей, способствовать преодолению негативных социальных явлений.
Литература
1) Меделяева З.П., Барулева О.А. Организационно-экономические аспекты устойчивого развития потребительской кооперации: монография. Воронеж, 2013. 186 с.
2) Меделяева З.П. Экономические взаимоотношения в АПК: теория, методология, практика: монография. Воронеж, 2008. 291 с.
3) Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2012. №10. С. 73-90.
4) Шмидт Ю.И. Возможности формирования аграрного кластера в Тверской области // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2013. - № 8. - С. 55-58.
46