ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 338(477.75)
Дышловой Игорь Николаевич
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента Института экономики и управления Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ С УЧЕТОМ
КУРОРТООБРАЗУЮЩЕГО ФАКТОРА
Аннотация:
В статье рассмотрены концептуальные подходы к формированию одного из приоритетных направлений экономики Республики Крым - санаторно-курортной и туристской отрасли через призму ку-рортообразующего фактора региона. В результате анализа имеющихся статистических данных, а также содержания целевых федеральных и региональных программ выявлены основные проблемы туристской отрасли РК на современном этапе, перечислены задачи, решение которых мобилизует процессы развития и необходимой реструктуризации данной отрасли.
Ключевые слова:
экономика региона, концептуальные подходы, приоритетные направления, курортообразующий фактор, санаторно-курортный комплекс, реструктуризация отрасли, Республика Крым.
Dyshlovoy Igor Nikolayevich
D.Phil. in Economics, Professor, Management Department, Institute of Economics and Management, Crimean Federal University
CONCEPTUAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF PRIORITY AREAS OF THE ECONOMY OF THE REPUBLIC OF CRIMEA CONSIDERING THE RESORT-SHAPING
FACTOR
Summary:
The article considers conceptual approaches to the development of one of the priority areas of economy of the Republic of Crimea - the health resort and tourism industry in the context of the resort-shaping factor of the region. The analysis of available statistical data, as well as the content of the special-purpose federal and regional programs has shown the main problems of the Crimean tourist industry at the present stage. The author lists the objectives, meeting of which will reinforce the processes of development and necessary restructuring of the industry.
Keywords:
regional economy, conceptual approaches, priority areas, resort-shaping factor, health resort industry, restructuring of the industry, Republic of Crimea.
Для преодоления отсталости и кардинальной структурной реорганизации экономики Республики Крым (РК) необходимо достижение сбалансированного пространственного развития, основными приоритетами которого являются:
- обеспечение эффективного территориального планирования, комплексного и взаимоувязанного развития различных видов инфраструктуры (совместное планирование применительно к развитию инфраструктурного каркаса);
- формирование и развитие опорного каркаса пространственной организации и прогрессивных форм развития (центров инновационного экономического роста, инфраструктуры федерального уровня и территориально-отраслевых кластеров и др.), перспективных схем пространственного развития;
- преобразование производственных территорий;
- обеспечение общедоступности для всех территорий и населенных пунктов услуг, гарантированных государством (в том числе медицинских), и сближение стандартов их предоставления между сельскими и городскими территориями;
- административно-территориальная реформа.
Кроме того, необходимо создание и поддержание благоприятного инвестиционного климата в Республике Крым, который обеспечит рост инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, будет способствовать ускорению темпов социально-экономического развития региона.
Приоритетными направлениями развития экономики Республики Крым являются: промышленный комплекс (создание конкурентоспособного промышленного производства посредством развития современных форм межотраслевого взаимодействия), агропромышленный сектор (развитие агропромышленного производства с целью формирования конкурентоспособного продовольственного и перерабатывающего комплексов), транспортно-логистический комплекс (создание современной транспортной инфраструктуры и транспортных коммуникаций посредством формирования полифункциональных транспортных узлов и транспортно-логистических систем), развитие сферы розничной торговли и общественного питания.
Согласно Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 № 941-р [1], туризм рассматривается как источник финансовых доходов бюджета, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества.
В стратегиях развития субъектов Российской Федерации большое внимание уделяется туризму как одной из важнейших отраслей экономики. При сравнительно небольших капиталовложениях в туристическую сферу можно обеспечить рентабельное использование и воспроизводство местных ресурсов. Туризм обладает значительным мультипликативным эффектом, который проявляется в прямом, косвенном и индуцированном влиянии на экономику.
Наиболее востребованными и доступными природными лечебными ресурсами на территории Крыма, которые выступают как средства производства, являются лечебные грязи, минеральные воды, пляжные и климатические ресурсы. Однако месторождения с максимальной концентрацией природных ресурсов находятся только в трех городах: Евпатории, Саках и Керчи. Функционирование курортов имеет особенности не только относительно своей специализации, но и с точки зрения сложности управления, финансирования, подчиненности. Так, например, анализ турпотока за 2015 г. свидетельствует о неравномерности его распределения по регионам республики (рис. 1) и по времени (рис. 2):
^ * Г22 % \ ЯЦН 49 %
■ Южный берег Крыма (ЮБК) ■ Западное побережье Крыма ■ Восточное побережье Крыма ■ Другие Рисунок 1 - Распределение турпотока по регионам Республики Крым
Для поступательного развития туризма в регионах необходимы инвестиционные вложения. Вложения по стране неравномерны: около 80 % всех инвестиций в развитие, например, гостиниц на протяжении последних 10 лет направляется в Краснодарский край, Москву и Санкт-Петербург. Еще одной мерой улучшения инвестиционного климата регионов видится формирование «банка» территорий с развитой инженерной инфраструктурой. В числе факторов, сдерживающих инвестиции в туристскую инфраструктуру, стоит выделить и отсутствие права собственности у хозяйствующих субъектов на объекты недвижимости, находящиеся на участках прибрежных и курортных зон.
С 1 января 2016 г. регионы вправе устанавливать нулевую ставку для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, которые ведут деятельность в производственной, социальной и научной сферах. Но социальную сферу и сферу услуг разграничить весьма сложно. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно введение двухлетних «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в туристской сфере. Министерством финансов Российской Федерации совместно с Министерством культуры Российской Федерации прорабатывается вопрос по внесению соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации относительно введения патентной системы налогообложения для физических лиц, оказывающих услуги по сдаче жилья внаем (письмо Минюста России № 09/103666-ЮЛ от 08.09.2015), а это более 14 тыс. квартиросдатчиков и 5 000 фактически выявленных мини-отелей [2]. Это один из многих позитивных моментов, который позволит вывести «из тени» достаточно большое количество мелких предпринимателей и, соответственно, существенно пополнить бюджеты всех уровней.
За 10 месяцев 2015 г. налоговые поступления в бюджет от субъектов туристской отрасли РК составили 1 634,9 млн руб. (рис. 3).
-se -
о <
X
0 ж to
1
о ■о
CD
ь
X
s s
w
ш э о s
X
s
CD
S о о
H
(Г
■о
ш о» о
H
ш 5 Е s X о ■о
(D
ь
о
H
п
■о
ш
со
s
(D
Е
CD
■о
(D О
э
<
о» s
■о
(Г
I
is.oi.ais -
22.01.215 -29.01.2015 -05.02.2015 -12.02.2015 19.02.215 -26.02.2015 05.03.2015 -12.03.2015 -19.03.2015 -26.03.2015 -02.04.2015 -09.04.2015 16.04.2)15 -23.04.215 -30.04.2015 -07.05.2015 -14.05.2015 21.05.2015 28.05.2015 04.06.2015 -11.06.2015 -18.06.2015 -25.06.2015 02.07.2015 -09.07.2015 16.07.2015 -23.07.2015 30.07.2015 -06.08.3015 -13.08.2015 -20.08.2015 -27.08.2015 -03.09.2015 10.09.2015 17.09.2015 24.09.2015 -01.10.2015 08.10.2015 -15.10.2015 -22.10.2015
. »i5
ТО 1Л -П1С
HMVH эииээьш/юноие
106,1 млн руб.. 6 %
66,5 млн руб., 4 %
8,7 млн руб., 1 %
162,2 млн руб., 10 %
■ НДФЛ
■ Налог на прибыль организаций
■ Единый налог (по упрощенной системе)
■ Другие
НДС
■ Налог на имущество организаций
■ Земельный налог
Рисунок 3 - Налоговые поступления в бюджет от субъектов туристской отрасли Республики Крым за январь - октябрь 2015 г.
Структурно налоговые поступления от субъектов туриндустрии выглядят следующим образом:
- НДФЛ - 41 % всех поступлений от отрасли,
- НДС - 19 %,
- налог на прибыль организаций - 19 %,
- налог на имущество организаций - 10 %,
- единый налог по упрощенной системе - 6 %,
- земельный налог - 4 %.
В настоящее время никаких механизмов государственного регулирования рынка турагентов не создано. Нет информации о точном количестве турагентств. По экспертной оценке в России данной деятельностью занимаются около 30 тыс. компаний. Не существует реестра турагентов, что оказывает негативное воздействие на хозяйственные взаимоотношения субъектов рынка [3].
В Республике Крым по состоянию на 1 ноября 2015 г. в Единый федеральный реестр туроператоров включено 83 субъекта хозяйствования, зарегистрированных на территории Республики. О начале турагентской деятельности Роспотребнадзор уведомили 325 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В связи со сложившейся политической ситуацией и нестабильной обстановкой в мире возрастает роль внутреннего, въездного и социального туризма, необходимость обеспечения безопасности, а также доступности туристских ресурсов для населения Российской Федерации. Для обеспечения достижения стратегической цели развития Крыма как туристского центра Российской Федерации постановлением Совета министров Республики Крым от 09.12.2014 № 501 (с учетом изменений, внесенных постановлением Совета министров Республики Крым от 29.06.2015 № 358) утверждена «Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 годы» [4]. Программой предусмотрено решение следующих задач:
- обеспечение комплексного устойчивого развития доступной и комфортной туристской среды;
- диверсификация туристского продукта Республики Крым, ориентированного на различные сегменты туристского рынка;
- повышение качества туристских услуг, системное методическое кадровое обеспечение туристской отрасли, отвечающее запросу современного крымского туриста;
- продвижение туристского продукта Республики Крым на международном и внутреннем туристских рынках, развитие различных видов туризма, направленных на расширение рамок активного периода туристского сезона.
Успешное решение поставленных задач по итогам реализации Программы позволит получить следующие результаты:
- обеспечение комплексного устойчивого развития доступной и комфортной туристской среды;
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
- обеспечение развития курортов и лечебно-оздоровительных местностей с осуществлением охраны и рационального использования имеющихся природных лечебных ресурсов, обустройства мест массового отдыха населения;
- обеспечение инновационного развития курортно-туристской сферы Республики Крым на основе государственно-частного партнерства;
- модернизация (реконструкция) имеющегося потенциала туристской индустрии Республики Крым;
- разработка концепций развития и соответствующего инвестиционного портфеля развития туристских дестинаций Республики Крым;
- диверсификация туристского продукта Республики Крым, ориентированного на различные сегменты туристского рынка;
- расширение рамок активного периода туристского сезона, увеличение объемов реализации крымского туристского продукта;
- создание единой информационной базы туристской сети Крыма (в том числе маршрутной);
- разработка туристских продуктов, ориентированных на потребности современного туриста;
- повышение качества туристских услуг, эффективности деятельности крымских субъектов туристской индустрии;
- формирование современной, конкурентоспособной, прозрачной структуры туристского бизнеса;
- создание новой системы методического кадрового обеспечения туристской отрасли, отвечающей запросам современного туриста;
- осуществление профессиональной подготовки государственных гражданских служащих и муниципальных служащих структурных подразделений Республики Крым, ответственных за развитие сферы курортов и туризма;
- приведение качества обслуживания в соответствие с международными стандартами;
- продвижение туристского продукта Республики Крым на международном и внутреннем туристских рынках;
- развитие видов туризма, направленных на обеспечение круглогодичности туристского сезона, в том числе лечебно-оздоровительного, культурно-познавательного, событийного, активного, делового и социального;
- формирование узнаваемого туристского бренда Республики Крым и его продвижение;
- разработка научных бизнес-концепций, описывающих механизмы развития курортно-ту-ристской сферы, повышение продуктивности и эффективности туристского бизнеса.
Общий объем финансирования государственной программы в 2015-2017 гг. составляет 9 243 млн руб., в том числе: 9 105 млн руб. - из федерального бюджета (в рамках федеральной целевой программы) и 137,55 млн руб. - из бюджета Республики Крым (в том числе в 2015 г. было запланировано выделение 46 млн руб. из бюджета РК). Фактически из бюджета Республики Крым в 2015 г. выделено 19 666,8 тыс. руб.
Одним из важных направлений реструктуризации отрасли является создание санаторно-курортных и туристских кластеров, которое фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона. Именно поэтому кластерный подход использован при реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [5], которая является одним из действенных механизмов создания туристской инфраструктуры. Развитие территориальных кластеров в России является одним из условий повышения конкурентоспособности отечественной экономики и интенсификации механизмов государственно-частного партнерства. С 2015 г. развитие туристских дестинаций Крыма основано на кластерном подходе. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 790 утверждена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» [6] (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2015 г. № 589), в которую вошли мероприятия по созданию объектов обеспечивающей инфраструктуры для развития шести туристско-рекреационных кластеров на территории Республики Крым.
Основные проблемные вопросы развития туристской отрасли Республики Крым:
1. Недостаточный уровень круглогодичного транспортного сообщения Республики Крым с субъектами Российской Федерации.
2. Отсутствие комфортных условий для привлечения в Республику Крым и город федерального значения Севастополь иностранных граждан, прибывающих в туристических целях.
3. Необходимость создания методической и информационной базы вспомогательного счета туризма в Российской Федерации как важнейшего синтетического раздела и вершины всей системы статистики туризма.
4. Отсутствие Единого федерального реестра органов по аккредитации, уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Единого перечня объектов туриндустрии, прошедших классификацию.
5. Запрет на продажу алкогольных напитков в санаторно-курортных предприятиях, тогда как в курортологии всего мира широко используется энотерапия - лечение вином.
6. Сезонность развития современного санаторно-курортного и туристского комплекса Республики Крым.
7. Привлечение к налогообложению граждан, имеющих индивидуальные средства размещения для предоставления платных услуг по временному проживанию отдыхающих в курортный сезон.
Кроме того, проблемными вопросами являются высокий уровень износа основных фондов и медицинской базы коллективных средств размещения, высокий уровень «тенизации» рынка предоставления услуг размещения туристам, низкий уровень квалификации обслуживающего персонала.
Из вышеизложенного следует: итоги работы санаторно-курортной и туристской отрасли Республики Крым 2015 г. показали, что все больше соотечественников интересуются Крымом, а также желают приехать в регион с целью оздоровления. Одним из приоритетных направлений развития экономики полуострова, с учетом курортообразующего фактора, является санаторно-курортная и туристская отрасль. В целевых федеральных и региональных программах определены основные концептуальные подходы к развитию санаторно-курортной и туристской отрасли и сформированы задачи и направления их решения в среднесрочной перспективе.
Ссылки:
1. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года.
2. Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 годы.
3. О развитии туризма в Российской Федерации : доклад / Государственный совет Российской Федерации. 2015. С. 20.
4. Государственная программа развития курортов и туризма ...
5. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011 — 2018 годы».
6. Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».