КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
ТЕР-ГРИГОРЬЯНЦ А.А.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и аудита, Северо-Кавказский федеральный университет, e-mail: [email protected]
В статье изложены теоретические подходы к созданию национальных инновационных систем, представлена авторская позиция методологии развития инновационных систем различного уровня.
Ключевые слова: инновационная система; инновационная деятельность; динамика; концепция; система; принципы.
This article sets out the theoretical approaches to the establishment of national innovation systems, the author's position is represented by the development of innovative methodologies systems of different levels.
Keywords: innovative; innovation; dynamics; concept; system; principles.
Коды классификатора JEL: F52, O31, O32.
Современные тенденции мирового развития трансформируют как отдельные элементы экономики, так и хозяйственные системы в целом. Россия испытывает особое давление изменений, поскольку решение проблем обеспечения высоких темпов экономического роста и формирования устойчивой конкурентной среды должно осуществляться с использованием инновационных моделей производства и распространения передовых технологий, вместо простого эксплуатирования доступных природных ресурсов. Создание подобной постиндустриальной экономики, основанной на знаниях, способствует организации принципиально нового социально-экономического уклада, определяющего важность эффективного функционирования национальной инновационной системы как вершины теории инновационного развития в современном ее звучании.
Начало этой концепции положили в конце 70-х гг. XX в. исследования технологических систем К. Фримена, Д. Кларка и Л. Соете, а также работы по изучению диффузии нововведений С. Девиса, Э. Менсфилда и А. Ромео. Данная теория получила развитие в трудах Б. Лундвала и Р. Нельсона и их последователей. Позиции ученых отличаются подходами и направлениями исследования, обусловленными разными историческими корнями и задачами, стоящими перед ними. Так, Б. Лундвалл изучал особенности национальных инновационных систем, К. Фримен акцентировал внимание на институциональном контексте инновационной деятельности, для Р. Нельсона центральными явились проблемы государственной научной и технологической политики. Проведенное исследование позволяет выделить общие методологические принципы данных концепций национальных инновационных систем:
соответствие идеям Й. Шумпетера относительно развития конкуренции на основе инноваций; выделение научных исследований и инновационного инвестирования как факторов экономической динамики хозяйствующих структур;
придание значимости институциональной компоненте в экономическом развитии инноваторов-предпри-нимателей, влияющей на содержание и структуру инновационной деятельности;
признание особой роли знаний в экономическом развитии, ценности интеллектуальных фондов экономических агентов по сравнению с материальными и финансовыми ресурсами.
Современные ученые в общепринятом виде инновационную систему определяют как систему взаимосвязанных институтов, предназначенную для того, чтобы создавать, хранить и передавать знания, навыки и артефакты, определяющие новые технологии [3]. Считаем возможным не согласиться с данной дефиницией. Под системой взаимосвязанных институтов понимают экономических агентов (предприятия, научные организации, вузы, фонды и др.), а также общественные ценности, нормы, систему права. Исходя из приведенного определения, можно говорить о национальной инновационной системе, если в стране существует такая система взаимосвязанных институтов. В результате, национальную инновационную систему целесообразно трактовать с учетом общественных производственных отношений, соответствующих наиболее передовому уровню развития производительных сил.
© А.А. Тер-Григорьянц, 2012
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3
Согласно другому подходу национальная инновационная система - это совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий в пределах национальных границ; комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности [6], либо совокупность государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий [2], либо совокупность предприятий и организаций различных форм собственности - от научно-технического сектора до производственных структур и инфраструктурных составляющих, осуществляющих полный инновационный цикл на всех его стадиях [7]. С данных позиций видится достаточным увеличить финансирование науки, построить технопарки и инкубаторы, предоставить льготы инновационным компаниям, и в стране появятся новые знания, создадутся новые технологии, произведутся конкурентоспособные товары. Бесспорно, сообщество людей, объединенных общими мотивами и ценностями, развивающееся в едином культурном пространстве, образует инновационную среду, являющуюся формой общественных отношений, и формирует национальную инновационную систему. Однако не отношения (программы поддержки, финансирование, технопарки и т.д.) определяют развитие производительных сил (новые технологии, производство товаров, инновационные бизнесы), а производительные силы определяют производственные отношения. Сначала нужно выделить специфику современного уровня развития производительных сил и формы общественных отношений, соответствующие этому уровню, и только тогда определять, какой должна быть национальная инновационная система и каким образом ее создавать.
Изложенную концепцию разделяет и один из современных российских ученых - В.В. Иванов, который в своих трудах отмечает: «Национальная (государственная) инновационная система однозначно соответствует общественно-экономическим отношениям и уровню развития производительных сил государства, на территории которого она функционирует. Следствием из этого закона является то, что НИС должна формироваться индивидуально для каждой страны, однако, в каждом конкретном случае могут быть использованы отдельные положительно зарекомендовавшие себя подходы» [5].
Принципиально иной точкой зрения является соотнесение инновационной системы с результатами хозяйственной деятельности. Так, В. Васин, Л. Миндели считают, что НИС - это система отношений между элементами национального экономического комплекса, обеспечивающих хозяйственное развитие и рост качества жизни на базе нововведений, заключающихся в обмене деятельностью, связанной с генерированием, распространением и практическим использованием инноваций [1]. С. Шапошникова подразумевает под инновационной системой совокупность взаимосвязанных элементов инновационной деятельности, а также инновационной инфраструктуры, функционирование которых направлено на осуществление принципиально новых проектов и программ, получение научно-технического, экономического, социального, политического или другого эффекта при обеспечении инновационного развития экономической системы [8]. Вместе с тем, национальная инновационная система является следствием развития производительных сил, либо конкурентоспособности страны, но не наоборот.
Теоретическое понимание национальной инновационной системы получило закрепление в действующих отечественных государственных документах. Определение инновационной системы дается в Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ 05.08.2005 г. № 2473п-П7), где под инновационной системой понимается совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государством политики в области развития инновационной системы.
Анализ позиций ученых позволяет выделить следующие характеристики национальной инновационной системы:
1) НИС обеспечивает инновационные процессы с целью разработки и распространения новых технологий, новшеств и организации хозяйствования в виде объектов интеллектуальной собственности;
2) НИС - это сложная, открытая, динамическая модель инновационной деятельности, сочетающая в пространстве и во времени множество элементов, их взаимоотношения в процессе достижения поставленных целей;
3) НИС проявляется во взаимодействии хозяйствующих структур, занятых производством и коммерциализацией научных знаний, технологий, объектов интеллектуальной собственности в пределах национальных границ;
4) в качестве субъектов НИС могут выступать структурные подразделения крупных компаний; лаборатории и кафедры университетов; академические подразделения; технопарки; инновационные малые предприятия; общественные организации и др., а также совокупность институтов правового, экономического, научно-технического и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы;
5) результаты функционирования НИС представляют собой составную часть национального богатства, которая производит и накапливает научные знания как общественные блага, принимающие форму нематериальных активов, и составляют часть национального достояния, отражающуюся в ВВП, стоимостной структуре национального богатства и др.;
6) НИС определяется сообществом людей, объединенных общими мотивами и ценностями, развивающихся в едином культурном пространстве, образующих инновационную среду, которая и является формой общественных отношений, соответствующей современному уровню развития производительных сил.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ.
35
Сущность инновационной системы отражается в ее структуре. Основными элементами инновационной системы, по мнению В.В. Иванова, являются следующие подсистемы [4, 5]: генерация знаний; образование и профессиональная подготовка; производство продукции и услуг; инновационная инфраструктура, включающая финансовое обеспечение. Близкой к данной позиции является выделение О.Г. Голиченко макроструктур НИС: среды, производящей знания; предпринимательской среды; механизмов передачи знаний при особой роли государства [2].
В целом считаем возможным выделить концептуальные положения формирования инновационных систем (см. рис. 1).
НИС различных стран существенно отличаются друг от друга. Более того, перед отдельными НИС могут ставиться и различные задачи. Так, например, Франция видит основную цель НИС в создании дополнительных рабочих мест, а Германия - в развитии прогрессивных технологий. При этом по оценкам европейских экспертов, общая эффективность обеих НИС примерно одинакова [6]. На формирование инновационной системы не влияют ни тип государства, ни политические режимы.
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА
государство
Виды
национальная региональная отраслевая субъекта
хозяйствования
в^ в^ сг
Функции
' ±
Атрибуты
активность
динамичность
результативность
иницииру- стимули- аналити- координиру- монито-
ющая рующая ческая ющая ринг
в* в* в^ ВТ В*
неопределенность
противоречивость
Рис.1. Концепция формирования инновационной системы
В каждом конкретном случае стратегия развития НИС определяется макроэкономической политикой, проводимой государством, нормативным правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленного потенциала, внутренних товарных рынков, рынков труда, а также историческими и культурными традициями и особенностями страны.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 3
ЛИТЕРАТУРА
1. Васин В., Миндели Л. Роль механизмов интеллектуальной собственности в формировании и функционировании национальной инновационной системы / В. Васин, Л. Миндели // Инновации. 2003. № 2; 3.
2. Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России и основные направления ее развития / О.Г. Голи-ченко // Инновации. 2003. № 6.
3. Гохберг Л.М., Городникова Н.В., Китова Г.А. Отечественная наука и научная политика в конце XX в. Тенденции и особенности развития (1985-1999) / Л.М. Гохберг, Н.В. Городникова, Г.А. Китова. М.: Издательство Московского университета, 2011.
4. Иванов В. Методологические аспекты формирования национальных (государственных) инновационных систем // Экономические стратегии. 2002. № 6.
5. Иванов В.В. Национальные инновационные системы: опыт формирования и перспективы развития / В.В. Иванов // Инновации. 2002. № 4.
6. ИвановаН.И. Национальные инновационные системы / Н.И. Иванова. М.: Наука, 2002.
7. Фридлянов В. Развитие промышленности как основы национальной инновационной системы / В. Фридлянов // Инновации. 2003. № 2; 3.
8. Шапошникова С.В. Управление различными типами инновационных систем / С.В. Шапошникова // Инновационный вестник «Регион». 2008. № 4.