On the environmental capacity of production and its derivative terms The article describes the theoretical principles related to the definition of indicators of environmental capacity production. It is noted that the environmental capacity to objectively characterize the type and level of ecological and economic development of production. The comparison of the numerical values of individual indicators environmental capacity in the world. It is shown that the gap in terms of environmental capacity in developed countries and Russia on energy consumption and specific emissions of hazardous pollutants in the surface layers of the atmosphere - sulfur oxides SOx and carbon dioxide CO2 is large enough.
Keywords: environmental capacity, the criterion of sustainability, macroeconomic indicators, GDP, efficient use of natural resources
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ РЕЦИКЛИНГА В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА
И ПОТРЕБЛЕНИЯ Согомонян Левон Артурович, аспирант ([email protected]) Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
г. Ростов-на-Дону, Россия
В статье автор раскрывает современные особенности научных исследований рециклинга, обозначает наиболее актуальные проблемные аспекты его анализа в контексте логистического видения вопросов рециклирования отходов.
Ключевые слова: рециклинг, отходы, логистическая цепь, система замкнутого цикла.
Таким образом, рециклинг ТБО формирует предмет современных логистических исследований, целью которых должно стать не столько теоретическое развитие рециклинга, сколько отработка рыночной подчеркиваем механики и механизмов реализации рециклинга.
Концептуальные основы логистики обращения вторичных материальных ресурсов заложены в исследованиях представителей ростовской школы логистики, которые сформировали общее понимание принципов логистической организации рециклинга ТБО [1].
Между тем важно понимать, что потоково - процессная сущность ре-циклинга делает его предметом современной логистики, а форма существования сфер производства и потребления формируют реальные объективные предпосылки для логистической организации рециклинга.
Как отмечают ученые Т. Ефремова и В. Щукин, «Массопотоки, входящие в общество для обеспечения его по всем направлениям жизнедеятельности и выходящие из него отходы имеют явные лимитирующие стадии, т.е. факторы, которые за пределами своего оптимума приводят к стрессовому состоянию природы, что неизбежно приведет к гибели биосферы.
В настоящее время индустрия «выхода» практически отсутствует и реализуется только через мусороперерабатывающие заводы, цель которых -уменьшение объема отходов производства и потребления» [7, с.39].
То есть, ученые указывают на отсутствие в системе рециклинга замкнутого цикла, а также дисфункции в части достижения сбалансированности функционирования самой экосистемы, в которой интенсивно растут индустрия образования потоков в сферах производства и потребления, нормативный уровень которых поддерживается крайне слабо, а на выходе лишь частично обеспечен индустрией их переработки и утилизации.
Резонным будет предположить, что задача логистики сегодня выстроить сквозную цепь рециклинга, в которой динамика движения потоков ТБО будет синхронизирована с мощностями по их рециклированию.
При этом, на первое место в решении задачи создания такой системы выходит формирование именно институционально-регулятивного базиса и перевод отходоперерабатывающей отрасли на рыночные рельсы - принципы функционирования.
«Важно, что для обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды, необходимо формирование системы экономического регулирования рыночных отношений, привлечения частных инвестиций, которая включает создание системы экономического стимулирования хозяйствующих субъектов с целью внедрения экологически чистых технологий и производств; модернизацию очистных сооружений, использование альтернативных источников энергии, строительство мощностей по переработке отходов производства и потребления» [2, с.24].
Такого рода регулирование отношений в цепи рециклинга при активном участии частного капитала должно быть ориентировано на формирование устойчивой цепи транзакций, устойчивость которой будет обеспечена за счет институциональной настройки рециклинга. На наш взгляд, логистика, задающая логику цепного взаимодействия и территориального размещения звеньев рециклинга, фактически накладывает систему ограничений на функционирование системы, часть которых может быть ослаблена (разрешена) через государственное регулирование.
При этом, фактически мы рассматриваем сложную цепь рециклирования ТБО, в которой рыночная механика функционирования звеньев должна поддерживаться именно через государственного регулятора.
Заметим, что даже с точки зрения общего понимания современных проблем реализации государственной политики в сфере природопользования, ученые сходятся во мнении о том, что основную проблему реализации такой политики в инфраструктурном секторе составляет расширение регулятивного вмешательства государства. Целью последнего должно стать вовлечение в экосистему частных инвестиций и решение всех экологических задач при активном участии частного капитала, банков и т.д.
Формируется сложный механизм управления отходоперерабатывающей отраслью, в котором организационно-экономическое развитие ГЧП запус-
кает процессы контролируемого рыночного преобразования сферы обращения с ТБО, в процессе которого будут формироваться рыночные структуры, образующие межотраслевые производственно-распределительные цепи.
ГЧП и регулятивная среда должны сформировать условия для формирования оптимальной конфигурации таких цепей, что обеспечить организационно-экономическую устойчивость и рентабельность рециклирования в сфере обращения с отходами производства и потребления.
На сложность образования эффективных рыночных структур в отрасли, указывают в частности ученые Павленков М.Н. и Воронин П.М.
«Проникновение в отрасль новых фирм заблокировано, так как фирма представляет собой всю отрасль.
Поскольку существует только один продукт, очевидно, что отсутствует дифференциация продукции. Совершенная конкуренция и чистая монополия - крайние полюсы спектра рыночных структур. Вот эти две крайние модели рынка и характерны для многих городов в сфере сбора, вывоза и утилизации бытовых отходов.
Функционирование на этом рынке одной фирмы (игрока) объясняется тем, что этот игрок приближен к муниципальной власти и открыто поддерживается властью, в том числе техникой и субсидиями. Модель эта обеспечивает решение лишь сугубо меркантильных вопросов для конкретных людей, а возникающие при таком подходе проблемы решаются исключительно административными методами - путем повышения тарифов»
[4].
Современное преобразование отходоперерабатывающей отрасли на региональном уровне сегодня сопровождается полным перераспределением полномочий в этой сфере на уровень субъекта Федерации и формирование законодательной базы по выбору регионального оператора, который будет заниматься сбором и переработкой ТБО. Сложность этого процесса возникает по ряду причин, обозначенных выше учеными. Вертикальная интеграция цепи рециклинга в рамках одного инвестора с одной стороны, обеспечивает возможность повышения ее эффективности, регулирования рентабельности по звеньям и т. д. С другой, процедура выбора регионального оператора должна быть предельно формализованной, открытой и прозрачной.
Сегодня, экономика России стоит на пороге формирования и развития емкого рынка жилищно-коммунальных ресурсов и услуг, институционали-зация которого является одним из вариантов перехода к новой модели не сырьевого роста, ориентированной на внутренний рынок и спрос. Именно поэтому, многие вопросы определения конфигурации отраслевых и межотраслевых цепей, формирования предпосылок и условий для последующей их реконфигурации имеют важное значение.
Именно жесткая и решительная корректировка законодательства в сфере переработки ТБО является предпосылкой для активизации рециклинга и
расширению спроса на экотехнологии, ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии.
«В зарубежной практике законодательно установленное ужесточение требований к производителям продукции и услуг послужило стимулом к формированию спроса на экотехнологии, экологически чистые товары, инвестиции в экоиндустрию и активному развитию бизнеса по переработке отходов производства и потребления (ОПП) - рециклинга» [6, с.161].
По аналогичному пути должна пойти и Россия, создавая прочный институциональный базис и законодательную основу для направленного, а не хаотичного (сегодня неполный цикл обращения ТБО) развития сферы обращения с ТБО. Это означает, что именно государственное регулирование выступает катализатором и условием эффективного развития отходопере-рабатывающей отрасли в России.
Ученые Э. Букринская и Л. Мясникова отмечают что, фактически неуклонный рост количества образуемых ТБО, вызван сегодня таким факторами, как [3, с.40-41]:
- развитие потребительского рынка;
- повышение благосостояния части населения;
- дифференциация торговли;
- использование современных логистических технологий;
- повышение требований к безопасности жизнедеятельности.
При этом, все эти качественные изменения никак не отрефлексированы на уровне государственного регулирования, которое де факто не выделяет переработку ТБО в отдельны объект государственного управления. На сферу обращения с ТБО распространяются регламенты обращения с отходами в целом, что не отражает специфику отрасли.
Более того, как свидетельствует мировая практика, рентабельность рециклирования ТБО практически во всех странах обеспечивается именно за счет государственной поддержки, основу которой составляет, прежде всего, развитая нормативно-правовая база.
Таким образом, в системе современных логистических исследований ре-циклинга ТБО данный факт достаточным образом концептуализирован и опирается на обобщение релевантной фактографической базы данных, которые отражают наиболее значимые изменения в сфере обращения ТБО, обусловленные ростом рынка, развитием новых форматов коммуникационного доступа к потребителю, технологий индустриализации в торговле.
«За последние 15 лет доля продукции, поступающей в торговую сеть в упакованном виде, увеличилась в 4 - 5 раз, в результате чего до 60% общего объема отходов составляет упаковка и одноразовые изделия, рынок которых также стремительно растет. Прирост рынков упаковки и упаковочных материалов составляет 5-6% в год.
Отсутствие жестких мер государственного регулирования оборота упаковки обусловливает преимущественно ориентацию на импорт (по отдельным позициям до 70%)» [3, с.41].
То есть, стремительное развитие сферы товарного обращения и конечного потребления в стране должным образом не отражено в системе государственного регулирования сферы обращения с ТБО, что дополняется отсутствием активности западных компаний в части организации сбора/переработки упаковки, которая вводится ими в обращение на российском рынке, и при этом, является достаточно специфической.
«В отличие от других стран, на российском рынке упаковки значительная доля приходится на трудноперерабатываемые материалы (особенно в упаковке соков), что приводит к технологическим сложностям при переработке упаковочных отходов. И в конечном итоге - к увеличению непере-работанных отходов на полигонах и несанкционированных свалках» [3, с.41].
Между тем, до половины упаковочных отходов представлено ценным вторичным сырьем (бумага, картон, пластмасса и др.).
Таким образом, в системе современных логистических исследований формируется широкий пласт вопросов, которые требуют детальной научно-практической разработки и решения в контексте системных изменений, происходящих в сфере товарного обращения, как со стороны предложения, так и со стороны поддерживающего его спроса.
При этом, такого рода исследования могут проводится в разрезе следующих направлений:
- государственное регулирование рециклинга и формирование условий для его развития;
- ГЧП как фактор направленной трансформации и развития рециклинга ТБО;
- регулирование конфигурации цепей рециклинга ТБО и поддержание их рыночной устойчивости, рентабельности;
- проблемные аспекты самоорганизации предпринимательских структур в рамках межотраслевых цепей рециклинга;
- и др.
С нашей точки зрения, новизна и эколого-экономическая острота и актуальность задач текущего этапа институционально-рыночного развития ре-циклинга формирует широкое поле для научно-практических исследований и разработок, которые должны подготовить концептуально-методическую и инструментальную базу комплексного и эффективного реформирования отходоперерабатывающей отрасли в России.
При этом, крайне непростым вопросом сегодня выступает привлечение частных инвестиций в отрасль, которое является производным от государственного стимулирования и регулирования сферы обращения ТБО.
Как отмечает ученый Садовничая И.О., наиболее важными направлениями развития предпринимательства в сфере рециклинга твердых бытовых отходов являются [5, с.6]:
- разработка направлений и принципов налогового стимулирования предпринимательской деятельности в сфере обращения ТБО;
- построение межтерриториальной логистической инфраструктуры для производственной консолидации субъектов предпринимательства.
Именно эти аспекты сегодня должны формировать предмет логистических исследований в области логистики, причем либо дифференцированно, либо в комплексе:
- рассматриваем варианты конфигурации цепи рециклинга, виды конфигурации и условия их реализации на различных по величине локальных рынках;
- разработка направлений государственного регулирования, задач регулирования и основных результатов, которые оно должно обеспечить;
- конвергенция усилий государства и бизнес - структур при формировании цепи рециклинга: софинансирование, распределение инвестиций по звеньям, регулирование работы цепи, уровня добавленной стоимости и др.
При этом, важно констатировать, что существующие теоретические наработки в сфере рециклинга уже получают практическое применение, что позволяет судить о конструктивности научной основы современного развития рециклинга.
Список литературы
1. Альбеков, А. У. Проблемы логистики торговли средствами производства / А. У. Альбеков. - Ростов н/Д : изд-во РГЭА, 1998.
2. Ацканов Р.Р., Нагоев З.В., Нагоев А.Б. Экологическое развитие регионов как основа реализации государственной политики в сфере природопользования // Биоэкономика и экобиополитика. - 2015. - №1.
3. Букринская Э., Мясникова Л. Логистическое обеспечение рециклинга ТБО в мегаполисе // РИСК. - 2006. - №4.
4. Павленко В.М., Воронин П.М. Организационно-экономические вопросы управления сферой отходов муниципального образования // Экономический анализ. - 2013. -№9. [Электронный ресурс]: http://www.e-rej.ru/upload/iblock/ 276/2764cecb4953b7 5f248396 1bef1 09475.pdf (дата обращения: 25.07.2016)
5. Садовничая И.О. Рециклинг твердых бытовых отходов как объект предпринимательской деятельности // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством: логистика.
6. Фисенко Р.С. Рециклинг как механизм эколого-экономической сбалансированности регионального развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - №5(17).
7. Щукин В.П., Ефремова Т.В. Рециклинг твердых бытовых отходов - необходимая стадия устойчивого развития системы «природа - общество» // Вектор науки ТГУ. -2013. - №2 (24).
CONCEPTUAL FEATURES OF MODERN SCIENCE AND PRACTICE DEVELOPMENT RECYCLING IN THE FIELD OF PRODUCTION AND CONSUMPTION WASTE
Levon Soghomonyan Arturovich, graduate student
Rostov State University of Economies (RSEU) Rostov-on-Don, Russia
The author reveals the peculiarities of modern scientific studies of recycling, represents the most relevant aspects of its analysis of the problem in the context of the vision of the logistics issues of recycling waste.
Key words: recycling, waste, logistic chain closed-loop system.
УДК 664:658.58
УПРАВЛЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЕМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Хузина Алина Фаридовна, студент Фролова Ирина Ивановна, к.соц.н., доцент Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)
В статье рассматриваются проблемы управления оборудованием на предприятиях пищевой промышленности, выявляются недостатки при организации работы и эксплуатации оборудования на предприятиях по производству молочной продукции.
Ключевые слова: управление оборудованием, производство пищевой продукции, противоаварийное управление оборудованием.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что производительность труда на предприятиях, качество и себестоимость выпускаемой продукции зависят от технического состояния оборудования, используемого в производственном процессе.
Производство пищевой продукции должно осуществляться при условии обязательной разработки, внедрения и применения системы производственного контроля, основанной на принципах HACCP, являющихся разновидностью международной системы добросовестной практики и управления качеством.
Смирнова Н.А. и Тарасова Е.Ю считают, что "Производство пищевых продуктов — это комплексная задача, для решении которой необходимы не только материальная база и заинтересованный, квалифицированный персонал, но и применение эффективной системы качества, которая послужит наилучшей гарантией выпуска безопасных пищевых продук-тов"[11, с. 127].
В утвержденной 17 ноября 2008 г. Правительством РФ Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [13] предусмотрен инновационный путь развития. Это говорит о необходимости обновления промышленного производства на основе технического переоснащения и реконструкции, а также повышения уровня использования оборудования на предприятиях.
По мнению Кобы Е.Е., "необходимость обновления промышленного производства на основе технического переоснащения и реконструкции требует нового подхода к проблеме повышения уровня использования оборудования на предприятиях. Замена действующего оборудования на