ББК 65.305.9-21
Н. А. Бочкарева Астраханский государственный технический университет
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММОЙ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОТЕЗНО-ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
В мировой практике рыночных отношений планирование экономической деятельности предприятий выступает важной предпосылкой эффективного производства и предпринимательства.
В процессе реформирования экономики России планирование как инструмент управления было отвергнуто или полузабыто, что сделало экономическую деятельность предприятий малоуправляемой системой. Надежды многих хозяйственников и ученых-экономистов на то, что рыночные регуляторы автоматически заменят планирование, не оправдались. Этого и не могло произойти - вся мировая история развития экономики свидетельствует о том, что планирование является мощным средством управления. Зарубежными специалистами высоко оценена роль планирования на микроуровне капиталистической экономики [1-3]. По их мнению, плановая система без рынка, рыночных отношений и рыночных механизмов, так же как и рыночная система хозяйствования без планирования, регулирования и прогнозирования, не могут быть эффективными. Функционирование отечественных предприятий в условиях все большей заинтересованности за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности обусловливает необходимость разработки новых подходов к процессу планирования на микроэкономическом уровне. Если в отечественной литературе традиционно принято выделять только два вида планирования: технико-экономическое и оперативно-производственное, то в условиях экономической свободы необходимо расширение круга видов планирования [4, 5]. Классификация объема понятия «внутрифирменное планирование» приведена на рисунке.
ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
__________________+__________________
Признаки, определяющие тип внутрифирменного планирования
/ \ IX
Степень неопределенности в планировании Временная ориентация идей планирования Г оризонт планирования Значение в процессе планирования
11 II
1. Детерминированное 2. Вероятностное 1. Реактивное 2. Инактивное 3. Преактивное 4. Интерактивное 1. Долгосрочное 2. Среднесрочное 3. Краткосрочное 1. Стратегическое 2. Тактическое
^^
ТИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Признаки и типы внутрифирменного планирования
В рыночной экономике план, определяющий объем и ассортимент выпускаемой продукции, играет ключевую роль во внутрифирменном планировании. В связи с этим в условиях переходной экономики особое значение приобретает разработка научно обоснованной и высокоэффективной производственной программы (1111) предприятия. Она представляет собой результат выбора оптимального плана производства и реализации продукции с учетом влияний факторов внешней и внутренней среды хозяйствующего субъекта.
В работах по экономике 60-80-х гг. XX в. [6-8], касающихся плановой деятельности на микроуровне, использовались однотипные определения сущности ПП, согласно которым ПП -это система заданий, обязательных для выполнения, основанная на директивных показателях.
Данные научные трактовки существовали в силу того, что действовала система только государственных адресных заданий. Для условий переходной экономики такой подход неприемлем. Развитие рыночных отношений, хозяйственной самостоятельности предприятий требует новых подходов к пониманию сущности ПП. При этом новизна подходов, на наш взгляд, определяется следующими основными факторами:
- появлением конкуренции, конкурсных отборов продукции;
- необходимостью непосредственной и быстрой реакции на изменения внешней среды;
- формированием планов производства и реализации продукции на основе потребностей и запросов потребителей.
В связи с этим, на наш взгляд, можно дать следующее определение понятия «производственная программа» предприятия, функционирующего в рыночной экономике.
Производственная программа - это результат взаимодействия финансовой, маркетинговой, технической и производственной служб, определяющий объем, номенклатуру и сроки выпускаемой и реализуемой продукции в условиях рыночной конкуренции.
Рыночная экономика не означает полного отстранения государства от производственных процессов всех предприятий и требует проведения определенной экономической политики. Наряду с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свободный выбор выпуска основных видов продукции (услуг) и формирование ПП исходя из конъюнктуры рынка, существуют предприятия, для которых сохранилась (хотя и видоизмененная по сравнению с административнокомандной системой управления) система обязательных государственных заказов. К таким хозяйствующим субъектам в России относятся прежде всего унитарные предприятия (организации), не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ними его собственником. Данное имущество унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности, что позволяет собственникам формировать обязательный заказ на виды продукции (услуги). Это дает возможность соединить в общей экономической системе взаимные интересы государства, регионов и отдельных предприятий, корпораций.
Размещение государственного заказа является одним из этапов сложного и длительного процесса государственных закупок. Для того чтобы государство могло закупить ту или иную продукцию, необходимо прежде всего определить государственные потребности, затем сформировать на этой основе государственные заказы, осуществить их размещение, установить договорные отношения и исполнить принятые обязательства. Государственный заказ как экономическая категория представляет собой конкретизированные потребности государства в той или иной продукции (с указанием количественных и качественных характеристик).
Радикальные предложения об отказе от государственного заказа как формы экономического регулирования, высказанные на волне критики административно-плановой системы хозяйствования, не нашли серьезной поддержки в научной литературе. Сравнительный анализ показывает, что те или иные формы государственного заказа, опосредуемые договорами особого типа, присутствуют практически во всех государствах с рыночной экономикой.
Разумеется, в условиях рынка государственный заказ приобретает принципиально иное качество и содержание по сравнению с таковыми в условиях социалистической (плановой) экономики. Это контрактный характер размещения заказов, формально-юридическое равенство и несоподчиненность контрагентов, ограничение использования государственного заказа сферой государственных нужд, добровольность принятия заказа, стимуляционный порядок привлечения поставщиков, возмездный характер государственных заказчиков и их контрагентов и т. п. В соответствии с требованиями конкурсной документации выбирается поставщик, в нашем случае - протезно-ортопедической продукции, предложивший наиболее выгодные условия, с которым и заключается контракт.
Однако существующий порядок формирования государственного заказа на продукцию протезно-ортопедической отрасли и проведения конкурса, помимо общих недостатков, свойственных всем унитарным предприятиям, имеет еще дополнительные, специфические изъяны, касающиеся протезно-ортопедических предприятий (ПРОП). Так, прогнозирование спроса на их продукцию существенно затруднено, а ограниченность бюджетного финансирования негативно влияет на номенклатуру и объемы заказываемых изделий. Поскольку выпуск протезноортопедической продукции возможен только на основе государственного заказа, то в случае непрохождения по конкурсу на право производства изделий (по различным объективным и субъективным причинам) ПРОП оказывается перед выбором: либо перепрофилировать произ-
водство для загрузки незадействованных (высвобожденных) производственных мощностей, либо столкнуться с угрозой банкротства. Существующая система функционирования протезноортопедической отрасли неэффективна, т. к., с одной стороны, государство неоптимально загружает производственные мощности предприятий, а с другой - законодательно ограничивает им возможности кардинальных изменений сферы деятельности. Кроме того, в формировании производственных заказов для данных предприятий весьма незначительна роль регионов, федеральных округов, отдельных территориально-производственных комплексов.
Другим принципиальным условием эффективного функционирования протезноортопедической отрасли является наличие современного законодательства, нормативной базы, научно-методического инструментария управления ПП.
Все вышеизложенные особенности ведут к объективной необходимости поиска руководителями ПРОП эффективной системы управления ПП. При этом следует отметить, что управление должно представлять собой непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на управляемый объект, которым является ПП. Теория управления позволяет систематизировать управленческий процесс и разрабатывать рекомендации по его оптимизации. Принципиально процесс управления характеризуется 2-мя основными составляющими: управляющей системой и объектом управления. Управляющая система должна быть динамичной и детермированной, т. е. обеспечивающей реакцию на изменение окружающей среды и взаимосвязь элементов. Она представляет собой систему организационно-управленческих функций, каждая из которых непосредственно относится к плановой деятельности предприятий: обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов, координация работ, мотивирование деятельности, контроль хода работ, оценка результатов, корректировка цели и планов и т. п.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акофф Р. Л. Планирование будущего корпорации. - М.: Прогресс, 1985. - 326 с.
2. Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы. - М.: Высш. шк., 1994. - 272 с.
3. Мерсер Д. ИБМ: управление самой преуспевающей корпорации мира. - М.: Прогресс, 1991. - 456 с.
4. Жигулев А. Г. Формирование производственной программы с учетом требований субъекта управления финансами предприятия - Тула, 1999. - 162 с.
5. Панфилова Е. Е. Управление реализацией производственной программы в организациях машиностроения. - М., 2000.
6. Организация, планирование и управление деятельностью промышленных предприятий / Под ред. С. Е. Каменицера, Ф. М. Русинова. - М.: Высш. шк., 1984.
7. Экономика социалистической промышленности / Под ред. Л. И. Итина. - М.: Высш. шк., 1980. - 494 с.
8. Экономика машиностроения / Под ред. Е. М. Карлика - Л.: Машиностроение, 1977. - 438 с.
Статья поступила в редакцию 15.12.2006
CONCEPTUAL PECULIARITIES OF ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF MANUFACTURING PROGRAM OF ORTHOPEDIC ENTERPRISES
N. A. Bochkaryova
The market system does not mean a full suspension of the state from production processes of all enterprises. Alongside with the business entities that are carrying out a free choice of issue of the principal kinds of products (services) and creation of manufacturing program on the assumption of market conditions, there are some enterprises, for which the system of obligatory government business is kept (though it’s modified in comparison with administrative command system of management). Orthopedic enterprises in our country are reffered to such business entities. But the existing order of government business for orthopedic production, besides general disadvantages common for all unitary enterprises, has some additional, specific deficiencies concerning orthopedic enterprises. All that leads to the necessity of searching the effective managing system of manufacturing program by the managers of orthopedic enterprises.