В. Н. Скворцов, В. Н. Лимарова
Концептуальные основы развития современного университета
Решение задач повышения эффективности экономики нашей страны тесно связано с модернизацией высшего образования, которая обусловливает его конкурентоспособность и формирование современных молодых специалистов, обладающих высоким творческим потенциалом и ценностями демократического гражданского общества.
Развитие нашего университета в условиях модернизации высшего образования осуществляется в русле ведущих концептуальных положений, которые определяют его стратегию и тактику. К ним относятся: межкультурная деятельность; инновационное управление; средовый подход. Данные положения выделены, с одной стороны, на основе европейских требований к подготовке специалистов к жизни и работе в едином европейском гражданском обществе и тенденций развития гражданского общества, с другой - на основе детерминации межкультурной деятельности и результатов научных исследований в области:
• регионализации высшего профессионального образования, обеспечивающей усиление его практикоориентированности;
• управления образовательными системами в условиях инновационной деятельности (управление качеством образования, проектное управление);
• сущности, структуры и содержания образовательной среды как совокупности условий качественного образования;
• сущности и процесса формирования конкурентоспособности вуза.
Межкультурная деятельность как определенная стратегия развития современного отечественного высшего образования дает следующие возможности:
• придать педагогической деятельности интердисциплинарный характер, формировать её в виде логически и дидактически продуманного синтеза межкультурного содержания образовательных феноменов;
• соединить в педагогической деятельности проверенные временем теоретические и эмпирические педагогические знания с межкультурными процессами формирования и воспитания молодых специалистов высокой квалификации;
• выстроить эффективную социальную и экономическую политику на различных уровнях формирования творческого потенциала будущих работников, способных эффективно интегрироваться в передовые профессиональные и трудовые традиции современной России и Европы.
85
Необходимо отметить, что реализация данной стратегии эффективна на основе принципов системности и межкультурного взаимодействия, которые обеспечивают сохранение равновесия между европейской и отечественной культурой образования. При этом они не только раскрывают требования и правила организации межкультурной деятельности, но и обусловливают тактические и оперативные теоретические положения для её эффективности. К ним мы относим инновационное управление и средовый подход, которые представляют собой взаимодействующую диаду. Степень её взаимодействия обобщается в качестве межкультурной деятельности.
Смыслом развития университета на основе приведенных теоретических положений становится обеспечение качества образовательных услуг, эффективность управления образовательной организацией и целостное формирование личности как субъекта общей и профессиональной культуры, как лидера и субъекта управления. Реализация данных смыслов через управление образовательной организацией позволяет более органично интегрироваться в современные мировые культурные, экономические и образовательные процессы, формировать личность студентов нового столетия. При этом эффективность управления образовательной организацией определяется временными и затратными показателями в достижении определённого качества образовательных услуг. Это означает, что управление образовательной организацией фактически является управлением качеством образования - его сбалансированным соответствием как результата, процесса, среды, системы с многообразными потребностями, целями, требованиями и нормами.
Формальная структура регионального университета как организации предполагает управление межкультурной, педагогической, обеспечивающей и инновационной деятельностями своих факультетов, кафедр, филиалов. В нем действуют принципы, определяющие единое целое во всем множестве организаций университета. Образовательная среда (ОС) университета - это совокупность условий профессионального развития и саморазвития как реальность для освоения студентами культурных практик.
Положения экономической теории о взаимосвязи компонентов внутренней среды с элементами производственной системы, а также об инновационном развитии организации через ее среду, дают основание предположить, что компоненты образовательной среды интегрируют качество всех образовательных процессов и служат «интегратором» опыта его субъектов. Следовательно, образовательная среда университета выступает индикатором развития образовательной организации. Данное предположение определяет образовательную среду как объект проектирования и формирования, как фактор развития, обеспечивающего качество образовательных услуг и эффективность управления. Целенаправленное формирование
86
такой образовательной среды требует модернизации механизма управления с опорой на инициативу и творчество студентов и сотрудников. В основе управления лежит проектный подход, который широко используется во всем мире как сетевое управление и создает условия для научно-образовательной, творческой, коммуникативной деятельности субъектов образовательных процессов.
Показателем развития университета является качество его образовательной среды: предметно-пространственного, инновационного, обеспечивающего и эмоционально-ценностного компонентов. В образовательной среде интегрируется и качество ее процессов: педагогического, инновационного, обеспечивающего и управленческого.
При этом проектное управление обеспечивает проектирование, организацию, регулирование и стимулирование развития качества в каждом из них, реализуя соответствующие проекты. Организация проектирования и воплощение качества образовательных процессов создает качество образовательной среды филиала. Проектное управление как система действий его субъектов, обеспечивающих организацию и координацию проектирования и реализации инноваций в образовательной системе, является системой внутренних факторов и условий, в числе которых психосоциальные закономерности становления образовательной среды, принципы управления и закономерности педагогического процесса.
Организационная модель проектного управления университетом представляет собой сочетание традиционной вертикали и горизонтальных подсистем: самоуправляемых временных проектных команд, формирующихся из всех субъектов образовательного процесса (администрация, преподаватели, студенты). Временные проектные команды решают разноуровневые инновационные задачи, результатом которых являются проекты компонентов образовательной среды: предметно-пространственного, организационно-
деятельностного и эмоционально-ценностного. Во временных группах один и тот же субъект по одним своим функциям может быть подчиненным, а по другим - руководителем, что характерно для сетевого управления. Этапы проектного управления (концептуальный, проектировочный, внедренческий и контрольно-корректировочный) служат для студентов культурными практиками развития их творческого потенциала, социальных и личностных качеств. Культурные практики создают условия для участников проектных команд в овладении компетенциями лидера в новой корпоративной культуре и организационной демократии.
Таким образом, можно утверждать, что концептуальная основа развития современного университета отражает его стратегические, тактические и оперативные цели, при этом они могут изменяться в зависимости от политических и социально-экономических условий, но их триадность и следствия триадности будут сохраняться всегда.
87