Научная статья на тему 'Концептуальные основы противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией'

Концептуальные основы противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
619
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ / КОНЦЕПЦИЯ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / THE CONCEPTUAL BASIS OF THE CONCEPT OF ORGANIZED CRIME IN THE SPHERE OF ECONOMY / COUNTER SYSTEM THE CONCEPTUAL BASIS OF THE CONCEPT OF ORGANIZED CRIME IN THE SPHERE OF ECONOMY / COUNTER SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шегабудинов Р. Ш.

Рассматриваются различные подходы к разработке концептуальных основ противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией, а также концепций борьбы с организованной преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual framework for combating organized economic crime, corruption conjugate

Different approaches to the development of conceptual frameworks to counter organized economic crime, corruption conjugate, as well as the concepts of combating organized crime.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией»

УДК 34 ББК 67

концептуальные основы противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией

РАВИЛЬ ШАйХЛИСЛАНОВИЧ ШЕГАБУДИНОВ,

заместитель начальника УВД по Юго-Восточному административному округу ГУ МВД России по г. Москве Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Скайоп-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются различные подходы к разработке концептуальных основ противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией, а также концепций борьбы с организованной преступностью.

Ключевые слова: концептуальные основы, концепция, организованная преступность в сфере экономики, коррупция, система противодействия.

Annotation. Different approaches to the development of conceptual frameworks to counter organized economic crime, corruption conjugate, as well as the concepts of combating organized crime..

Keywords: the conceptual basis of the concept of organized crime in the sphere of economy, corruption, counter system the conceptual basis of the concept of organized crime in the sphere of economy, corruption, counter system.

В последнее время основные усилия правоохранительных органов направлены на борьбу с наиболее опасными проявлениями организованной преступности. К их числу следует отнести и экономические преступления, совершаемые в организованных формах лицами, имеющими коррупционные связи1. На фоне обострения проблемы экономической безопасности поиск наиболее эффективных форм и методов борьбы с указанными видами преступлений выходит на первый план.

В настоящей статье нами на основе проведенного выборочного исследования современного состояния деятельности ОВД по предупреждению и раскрытию экономических преступлений, совершаемых в организованной форме лицами, имеющими коррупционные связи, предпринята попытка показать читателям существующие на сегодня объективные факторы, обусловливающие необходимость разработки концептуальных основ2 осуществления данного вида деятельности. Суть проблемы, на наш взгляд, заключается в разрешении противоречий между потребностью совершенствования практики деятельности ОВД по предупреждению и раскрытию указанной категории экономических преступлений и современным состо-

янием научно обоснованных представлений об этой деятельности. Успешное решение данной проблемы возможно лишь при наличии концептуальных основ противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией. Такие основы, на наш взгляд, должны содержать в себе развернутую характеристику названного вида преступности, причины и условия ее возникновения и существования, особенности личности преступника, совершившего указанную категорию преступлений в сфере экономики, а также механизм их совершения и меры предупреждения и раскрытия. Разнообразные связи и отношения между ними также должны охватывать концептуальные основы. Можно оспаривать позицию автора в этом вопросе, но в целом, как нам представляется, такой подход направлен на более глубокое изучение рассматриваемого социально-правового явления и связанных с ним детерминантов3 и иных компонентов.

Говоря о разработке концептуальных основ, нельзя не отметить то, что располагаем для этого прочной теоретической базой. В этом плане существенный вклад внесли г.А. Аванесов, М.М. Бабаев, А.А. Герцензон, А.И. Долгова, С.В. Дьяков, А.Э. Жалинский, В.К. Звирьбуль, К.Е. Игошев, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев,

Н.Ф. Кузнецова, В.В. Лунеев, г.М. Миньковский, В.Д. Малков, Б.С. Никифоров, И.Д. Перлов, А.Р. Ратинов, Н.А. Селиванов, В.Г. Танасевич, В.Э. Эминов, А.М. Яковлев и многие др.

Несмотря на большой интерес к проблеме противодействия организованной преступности, в том числе экономической ее направленности, сопряженной с коррупцией, закономерности становления и развития данного вида преступности в новых социально-экономических условиях4 выявлены не в полной мере, что обусловливает необходимость проведения научных исследований. Говоря об этом, для подкрепления своих суждений сошлемся на высказывание профессора А.И. Долговой, которая справедливо отмечает, что «жизнь и преступность постоянно меняются, и догмы, сформулированные в один период, при менее полном знании о закономерностях преступности, бывают опасны в новых условиях»5. Думается, что при таком подходе вряд ли удастся разработать научную концепцию причин преступности вообще в масштабе государства.

Изучение и анализ судебно-следственной практики показывает, что, несмотря на принимаемые законодателем определенные меры, еще существует немало «белых пятен», в частности, в сфере борьбы с экономической преступностью. Ученые обоснованно ставят вопрос о необходимости разработки новой редакции Уголовного кодекса РФ (УК РФ)6, принимая при этом во внимание и это обстоятельство. По их мнению, предварительно следует разработать и принять Концепцию уголовной политики в РФ, отвечающей реалиям сегодняшнего дня7. Такая Концепция была разработана общими усилиями ученых еще два года тому назад, но она до сего времени не принята.

Следует также отметить, что по поручению Президента РФ8 была подготовлена Концепция модернизации уголовного законодательства в экономической сфере, преследовавшая цель определения ключевых экономико-правовых проблем, требующих безотлагательного решения посредством внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательные акты. Разработчики данной Концепции, прежде всего, исходили из того, что уголовное законодательство в первую очередь должно охранять конституционно-правовые ценности в сфере экономики (свобода экономической деятельности, выбор форм собственности, равная их защита, конкуренция, свободная реализации произведенной продукции и т.п.) при экономии уголовно-правовых запретов.

Представляется, что анализируемая Концепция никак не может заменить Концепцию уголовной политики в РФ, поскольку она должна выполнять стратегическую функцию — создание необходимых условий для защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и граждани-

на, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Как видим, составной частью названной функции выступает защита собственности, независимо от ее форм, от преступных посягательств. Собственность — это экономическая основа любого государства, от степени ее развитости зависит и благосостояние народа. А если ее безнаказанно начнут растаскивать лица криминальной ориентацией, то вполне могут подорвать мощь государства. Чтобы этого не допустить следует проводить постоянный мониторинг состояния криминогенной ситуации, в нашем случае, в бюджетообразующих отраслях экономики, оказавшихся под влиянием организованных преступных структур, а также предпринимаемых мер на предмет определения их эффективности противодействия этим структурам.

Нами на основе проведенного выборочного исследования сделан вывод о том, что экономическая преступность, сопряженная с коррупцией и организованной преступной деятельностью, сравнима со сложной экономико-криминальной системой, состоящей из тесно взаимосвязанных между собой элементов. Последние условно можно сгруппировать на две подсистемы: внутренние и внешние.

К числу первой группы следует отнести:

• наличие сферы влияния, криминальной (полукриминальной) специализации;

• распределение между участниками организованной преступной группы ролей;

• иерархическое построение взаимоотношений между ними;

• отлаженную систему связей между членами группы;

• наличие «общака».

Основными элементами второй группы являются:

• объект (отрасль) экономики, находящаяся под влиянием организованных преступных структур. Сюда прежде всего относятся гра-до — и бюджетообразующие (высокодоходные) отрасли (финансово-кредитная система; оборонно-промышленный, топливно-энергетический, лесопромышленный, агропромышленный комплексы; жилищно-коммунальное хозяйство; сферы добычи и переработки водных биоресурсов, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и др.);

• собственное «дело» их лидеров и активных членов, открытое посредством легализации средств, полученных преступным путем;

• преступно нажитый капитал, вывезенный за пределы страны;

• аффилированные экономические структуры,

находящиеся в оффшорных зонах;

• органы власти и управления, в которых имеются коррумпированные чиновники (должностные лица), поддерживающие преступную связь с криминальными структурами.

Экономико-криминальная система, по мнению автора, представляет собой такую форму организации деятельности криминальных структур, при которой легальная и теневая экономика представляют нечто целое (находящихся во взаимной связи), подчиненное не в меньшей степени интересам противоправного извлечения ими прибыли (дохода).

Правоохранительные органы страны могут эффективно противодействовать рассматриваемой экономико-криминальной системе в том случае, когда управление этими процессами поставлено на научную основу. В настоящее время, как показало выборочное исследование, меры, принимаемые, в частности, органами внутренних дел, не адекватно отражают сегодняшним реалиям криминологической обстановки. Вызывает беспокойство некоторое снижение раскрываемости экономических преступлений, совершаемых в организованной форме лицами, имеющими коррупционные связи, хотя есть тому ряд причин. Укажем некоторые из них.

Существенное снижение в абсолютных цифрах количества раскрытых преступлений, совершенных в составе ОГ и ПС, с 11593 в 2009 г. до 7766 в 2010 г. и 5308 в 2011 г., является следствием изменений в законодательстве, произошедших в 2010-2011 годах, направленных на увеличение размера крупного и особо крупного материального ущерба по преступлениям экономической направленности, а также декриминализацию отдельных статей Уголовного кодекса Российской Федерации10.

Как нам представляется, на достижение высоких показателей деятельности по выявлению и раскрытию указанных видов преступлений не могло не сказаться очередная реорганизация подразделений по борьбе с организованной преступностью (2008 г.)11, а также реформирование системы МВД России, повлекшей существенное сокращение численности сотрудников, в том числе оперативных подразделений ОВД.

На этом фоне не выглядел случайностью тот факт, что снизилось количество раскрытых преступлений в сфере экономики, совершенных в составе организованных преступных групп (ОПГ) и преступных сообществ (ПС) (табл.).

По данным ГИАЦ МВД РФ, число раскрытых преступлений экономической направленности, совершенных в составе ОГ и ПС, уменьшалось.

Общее число раскрытых данных видов преступлений оказалось самым высоким в 2009 году — 11593 (табл.).

Таблица

динамика числа раскрытых экономических преступлений, совершенных в составе оПГ и Пс в 2009-2013 гг.

Годы 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Раскрыто 11593 7766 5308 6400 6200

Анализируя приведенные показатели, считаем необходимым особое внимание обратить на следующие обстоятельства.

Во-первых, следует иметь в виду латентность преступлений в сфере экономики. По данным специалистов, уровень латентности таких преступлений достигает до 73%.

Во-вторых, важно не только число раскрытых преступлений указанной категории, но и степень их общественной опасности в целом для национальной экономики, испытывающей финансовые трудности. Экономические преступления, совершенные в составе ОГ и ПС, выступают одним из источников угроз экономической безопасности. В числе раскрытых преступлений высокий удельный вес мошенничества, легализации доходов, полученных преступным путем, незаконной банковской деятельности, преднамеренное и фиктивное банкротство. Так, «в 2008 г. было выявлено более 2 тыс. преступлений, совершенных организованными группами и преступными сообществами с участием должностных лиц, в том числе 500 — с использованием коррумпированных связей. По данным МВД России, за 2007-2008 гг. доказаны дача преступными группировками и получение взяток заинтересованными лицами на 395 млн руб., легализация 8,9 млрд руб.»12.

В-третьих, анализ статистических данных о результатах работы подразделений ЭБиПК территориальных органов МВД России свидетельствует, что на протяжении пяти лет с 2008 г. по 2013 г. удельный вес преступлений, совершенных в составе ОГ и ПС, от общего количества раскрытых преступлений изменялся незначительно (с 6% в 2008 г. до 6,7% в 2013 г.13).

Судя по данным уголовной статистики, экономические преступления, совершенные в организованной форме лицами, имеющими коррупционные связи, имеют место в системе с другими, также преследующими корыстные мотивы. Механизм их взаимосвязи весьма сложен и требует углубленного изучения.

Среди мер борьбы с такого рода проявлениями организованной преступности в сфере экономики подрыв экономических основ криминальных структур, в том числе сформированных на этнической основе14, оказался в настоящее время не менее действенным. Не случайно в директивных документах МВД России

такая работа рассматривается как одним из приоритетных направлений деятельности территориальных ОВД. При этом названную деятельность предлагают осуществлять в первую очередь путем:

• недопущения проникновения организованной преступности в органы государственной власти и местного самоуправления;

• принятия действенных мер по противодействию криминальному захвату и монополизации рыночных отношений в сфере потребительского рынка;

• своевременного выявления и пресечения фактов поставок контрафактных комплектующих и запасных частей к транспортным средствам и объектам инфраструктуры железнодорожного, воздушного и водного транспорта;

• предотвращения фактов нецелевого использования и хищений бюджетных средств, выделяемых на модернизацию объектов ЖКХ и транспорта;

• разработки мер по защите магистральных не-фте- и нефтепродуктопроводов, газопроводов и рынка нефтепродуктов от преступных посягательств;

• усиления борьбы с преступлениями, связанными с криминальными банкротствами стратегических предприятий и организаций.

• Кроме того, деятельность ОВД по подрыву экономических основ организованных преступных структур рекомендуется осуществлять в целях:

• противодействия преступлениям, связанным с хищениями бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на перевооружение основных фондов предприятий топливно-энергетического комплекса;

• нейтрализации коррупционной деятельности должностных лиц, оказывающих содействие криминальным структурам, контролирующим нелегальное функционирование игорных заведений;

• предупреждения фактов нелегального производства и сбыта недоброкачественных и опасных для жизни и здоровья людей лекарственных средств;

• своевременного выявления и пресечения фактов оказания финансовой и иной материальной помощи террористическим и экстремистским организациям.

Ученые различных областей знаний (криминологии, уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, криминалистики, теории ОРД) с учетом повышенной общественной опасности и сте-

пени распространенности рассматриваемого явления должны поставить перед собой цель: комплексно изучить существование и развитие организованной преступности в современных условиях, закономерности и тенденции ее развития. Разумеется, такое изучение указанного явления не самоцель, а необходимое условие для разработки мер по противодействию организованной преступности, включая изучаемую нами разновидность.

Эти меры, по мнению многих исследователей, должны найти отражение в некой Концепции противодействия организованной преступности15. Одновременно мы решили узнать мнение руководителей подразделений ЭБиПК ОВД, непосредственно организующих на местах оперативно-розыскную деятельность (ОРД) по борьбе с экономическими преступлениями, совершаемыми в организованной форме. Нередко с участием коррумпированных чиновников органов власти и управления. Указанные руководители (выступавшие как эксперты, их 45 чел.) на вопрос: «Как Вы считаете, есть ли объективная потребность в разработке и принятии Концепции противодействия организованной преступности?». Большая часть опрошенных экспертов (63%) ответили утвердительно. Почти 79% опрошенных высказались за скорейшего принятия Федерального закона «О противодействии организованной преступности». Чтобы твердо убедиться в том, что они хотели бы увидеть в этой Концепции, им был задан очередной вопрос: «Как Вы думаете, какие основные идеи должны быть закреплены в данной Концепции?». Полученные ответы, после их систематизации и обобщения, распределились следующим образом16: на принципы, основные направления деятельности, внутренние и внешние угрозы экономической безопасности обратили внимание лишь 12% опрошенных; 47% — конкретные меры противодействия организованной преступности; 21% — механизм проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий, так как практика в регионах складывается по разному; 35% — процедуру трансформации результатов ОРД в уголовный процесс; 54% — ужесточение наказания за совершение преступлений в сфере экономики; 19% — пересмотр ст. 210 УК РФ в отношении организаторов и руководителей (лидеров) организованных групп и преступных сообществ.

Из приведенных результатов опроса, по крайней мере, напрашивается два вывода. Во-первых, многие указанные руководители четко не представляют, что такое концепция как система взглядов и Концепция — документ (руководство к действию), не говоря уже о концептуальных основах. Во-вторых, они не против разработки и принятия Концепции противодействия организованной преступности. Безусловно, это обна-

деживает в необходимости такого важного документа, как правило, предшествующего принятию Федерального закона «О противодействии организованной преступности».

Присоединяясь к мнению экспертов, мы также предлагаем разработать Концепцию противодействия организованной преступности17, которая может быть представлена как система взглядов на организацию и достижение качественно нового, более высокого уровня противодействия данному явлению. Основная ее цель — совершенствование деятельности ОВД по противодействию организованной преступности путем создания для этого приемлемых условий, сохранения должного ее уровня, а также противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Нами, исходя из результатов анализа различных источников, предлагается следующие составные части Концепции: принципы, на которых основана данный вид деятельности; меры противодействия; характеристика внешних и внутренних угроз; критерии оценки состояния деятельности ОВД по противодействию организованной преступности; объекты оперативно-разыскного воздействия; основные направления деятельности ОВД по противодействию организованной преступности.

Как уже отмечалось, идея разработки Концепции зародилась давно. Приведем на этот счет некоторые аргументы.

Так, профессор В.Е. Эминов, анализируя состояние российской организованной преступности, отмечает, что «кризис действующей модели борьбы с организованной преступностью был предопределен еще в 1991 г., когда была принята первая Концепция МВД РСФСР по борьбе с организованной преступностью. Именно тогда государство не решилось сделать «исторический шаг» и создать самостоятельную национальную службу по борьбе с особо опасной организованной преступностью. В результате колоссальные ресурсы, которые были выделены в конце 80-х — начале 90-х гг. на создание системы подразделений МВД России на решение этой проблемы были распылены, а десятилетний опыт такой борьбы вместе с кадрами «первого призыва» просто утрачен. Сегодня многое приходится создавать заново»18. По мнению академика В.Н. Кудрявцева, концепция должна содержать «все необходимые предпосылки для разработки программы борьбы с организованной преступностью, которая должна быть комплексной, скоординированной и сочетающей организационные, социально-экономические, правовые и идеологические меры. Концепция — это не методическое руководство для работника милиции, прокуратуры или суда, это схема действий для страны в целом»19.

Справедливости ради следует отметить, что еще в

1997 г. профессорами А.И. Алексеевым, М.П. Журавлевым и А.Я. Сухаревым была разработана теоретическая модель основ государственной политики борьбы с преступностью в России20.

В 2006 г. МВД России была принята новая ведомственная Концепция борьбы с организованной преступностью на 2005-2010 гг. На отсутствие общегосударственной концепции борьбы с организованной преступностью в том же году обращалось внимание на координационном совещании руководителей правоохранительных органов РФ (Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы РФ). Учитывая данное обстоятельство, профессор В.Е. Эминов готовит авторский вариант Концепции борьбы с организованной преступностью в России. При этом он основную задачу видит в том, чтобы «стимулировать необходимую сегодня нашему государству и обществу дискуссию о причинах неудач в борьбе с организованной преступностью и поисках скорейшего определения оптимальной модели борьбы с ней в современных российских условиях»21.

Учитывая то, что борьба с организованной преступностью в сфере экономики и коррупцией — комплексная проблема22, а потому объективная потребность в разработке и принятии Концепции, на наш взгляд, давно назрела. Со своей стороны полагаем, что только на этой основе можно подготовить наиболее приемлемый проект Федерального закона «О противодействии организованной преступности». Приняв эти нормативные правовые акты, уверенно можно сделать следующий шаг — подготовить Национальный план борьбы с организованной преступностью.

В заключение считаем возможным отметить следующее.

Во-первых, в настоящей статье, из-за ограниченности ее объема, нам не удалось осветить многие положения, связанные с разработкой концептуальных основ противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией. Мы сфокусировали свое внимание лишь на наиболее актуальных вопросам, а также концепциях, разработанных учеными по вопросам борьбы с организованной преступностью.

Во-вторых, разработка концептуальных основ и Концепции противодействия организованной экономической преступности, сопряженной с коррупцией, проблема исключительной важности в условиях обострения криминогенной ситуации, прежде всего, в градо — и бюджетообразующих отраслях экономики. Успешное решение этой задачи зависит от многих факторов, в том числе объединения для этого усилий ученых в области юридических наук криминологического цикла.

В-третьих, мы отдаем себе отчет в том, что отдельные положения, высказанные нами, носят весьма спорный полемический характер, а потому они требуют в последующем углубленного изучения и анализа.

1 Шегабудинов Р.Ш. Организованная экономическая преступность, сопряженная с коррупцией. Состояние, тенденции и меры борьбы с ней: монография / Р.Ш. Шегабудинов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. — 279 с.

2 Чтобы понять суть и содержание понятия «концептуальный» обратимся к Толковому словарю русского языка, где под этим понятием подразумевается концепция, т.е. система взглядов на что-нибудь; основная мысль. Об этом см.: Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. — М., 1999. С.293.

3 Детерминанты — конкретные факторы (обстоятельства), которые порождают явление, обусловливают его существование. См.: Криминология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Д. Малкова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Юсти-цинформ», 2011. С.7.

4 Иванов П.И. Закономерности проявления экономической преступности в современных условиях / П.И. Иванов // Научный вестник юридического факультета / под ред. И.И. Столярова. — М.: МИЭМП, 2006. Вып. 3. С.168-179.

5 Долгова А.И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. — М., Российская криминологическая ассоциация, 2011. С.472.

6 Мы разделяем мнение правоведов, считающих, что за-латывание имеющихся в УК РФ «дыр» (пробелов) не выход из создавшегося положения. На наш взгляд, это происходит из-за нестабильности уголовной политики.

7 Еще в постановлении Всероссийского координационного совещания руководителей правоохранительных органов данный вопрос нашло свое отражение, который был адресован Генеральной прокуратуре РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ФСКН, ФТС и СК РФ, с указанием срока представления Концепции уголовной политики в РФ на утверждение Президенту РФ (2011 г.).

8 Поручение Президента РФ от 28 ноября 2009 г. № ПР-3169.

9 Так, федеральным законом от 07.04.2010 № 60-ФЗ внесены изменения в УК РФ, в соответствии с которыми для статей главы 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» размер крупного материального ущерба увеличен с 250 тысяч до 1,5 миллионов рублей, особо крупного — с 1 миллиона до 6 миллионов рублей. Этим же законом изменено примечание к статье 174 УК, в соответствии с которым: «Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье, а также в статье 174.1 УК признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую шесть милли-

онов рублей», декриминализирован ряд статей экономической направленности.

10 В соответствии с федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ статья 188 УК «Контрабанда» утратила силу.

11 О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1316.

12 Журавлев Р.А. Организованная преступность в сфере экономики: законодательные аспекты противодействия // Труды Академии управления МВД России. 2009. № 4 (12). С.40.

13 Здесь и далее приведены статистические данные в соответствии с формой отчетности 5-БЭП по итогам января-мая 2013 г.

14 Более подробно об этом см.: Иванов П.И. О понятии «этническая организованная преступность в сфере экономики» / П.И. Иванов // Оперативник (сыщик). № 2 (35). 2013. С.48-55.

15 В данном случае нами под концепцией имеется в виду не просто система взглядов на что-нибудь (основная мысль), а документ, содержащий в себе важные положения для претворения в жизнь (руководство к действию).

16 Суммарный процент может быть ниже или выше 100%, так как одни опрошенные выбирали сразу не один вариант ответа, другие — уклонились от ответа.

17 Со своей стороны полагаем целесообразным при разработке такой Концепции изучить проект Федерального закона «О борьбе с организованной преступностью» (2006 г.). См.: Долгова А.И. Криминологические оценки организованной преступности и коррупции, правовые баталии и национальная безопасность. — М., Российская криминологическая ассоциация, 2011. С.623-645.

18 Эминов В.Е. Концепция борьбы с организованной преступностью в России. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 7-8.

19 Там же. С.4.

20 Основы государственной политики борьбы с преступностью в России. Теоретическая модель. — М.: Издательство НОРМА, 1997. — 64 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Эминов В.Е. Концепция борьбы с организованной преступностью в России. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 8.

22 О комплексности проблемы свидетельствуют также недавно принятые межведомственные нормативные правовые акты. См.: Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-разыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд: Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 //Спра-вочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс];Об утверждении Положения об организации межведомственного взаимодействия по противодействию преступлениям, совершаемым организованными группами и преступными сообществами (преступными организациями): Приказ Генпрокуратуры России № 192, МВД России № 420, ФСБ России № 279, СК России № 15, ФСКН России № 229, ФТС России № 1071, ФСИН России № 293 от 14.05.2013// Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.