Научная статья на тему 'Концептуальные основы подготовки специалистов высшего профессионального образования в области юриспруденции на основе математических методов'

Концептуальные основы подготовки специалистов высшего профессионального образования в области юриспруденции на основе математических методов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шматков Руслан Николаевич

В данной статье формулируются основные положения концепции подготовки специалистов высшего профессионального образования в области юриспруденции на основе математических методов и информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы подготовки специалистов высшего профессионального образования в области юриспруденции на основе математических методов»

РАЗДЕЛ XIII РАЗМЫШЛЕНИЕ, ОБСУЖДЕНИЕ

УДК 37.0

Р. Н. Шматков

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЮРИСПРУДЕНЦИИ НА ОСНОВЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

Под концепцией подготовки специалистов в настоящей работе следует понимать единый, определяющий замысел, систему основополагающих принципов, которые обуславливают и определяют весь ход педагогической деятельности, включая планирование и постановку педагогических целей, а также выбор конкретных форм и методов их реализации в учебном процессе при подготовке специалистов высшего профессионального образования в области юриспруденции на основе математических методов и информационных технологий.

Проблемная ситуация. Реформа отечественной правовой системы, ее стремительная перестройка, порождающая нестабильную правовую базу, приводят к тому, что студенты-правоведы и правоприменительные работники не успевают адаптироваться к многочисленным изменениям в области законодательства.

К числу основных причин указанного явления можно отнести:

- несовершенство существующей системы законодательства. Ввиду того, что разработка и принятие новых нормативно-правовых актов происходила в условиях социально-политической нестабильности в стране, когда новые общественные отношения находились в зачаточном состоянии, зачастую можно встретить пробелы в некоторых областях законодательства, а некоторые правовые нормы из разных отраслей права входят в коллизию друг с другом [1];

- инертность правового мышления населения нашей страны-народ еще

не успел привыкнуть к коренному изменению законодательства во многих отраслях права и некоторые правовые нормы продолжает трактовать по-старому [2]; - '

- низкий уровень качества подготовки специалистов высшего профессионального образования (в том числе - и в области юриспруденции). Данная проблема четко отражена в выступлении Президента РФ В. В. Путина на

7-м съезде Союза ректоров России: «...Несмотря на огромное число студентов, наши государственные организации и предприятия испытывают колоссальный дефицит профессионалов. Кроме того, частные российские компании все еще вынуждены импортировать квалифицированные кадры из-за границы.» [3];

- недостаточная информатизация и учебно-методическое обеспечение подготовки специалистов высшего профессионального образования в области юриспруденции, что во многом обусловлено значительным ростом темпа удвоения научной информации по тем направлениям науки, которые наиболее существенно, влияют на развитие цивилизации в целом (по точным, естественным и техническим наукам удвоение научной информации происходит за 3,5 г. (в Прошлом веке за 10 лет), а по информатике - за 18 месяцев [4]). К числу таких направлений относится и юриспруденция;

- не на должном уровне учитывается международный опыт в отношении формирования эффективного механизма реализации законодательства [5];

- имеют место «двойные стандарты» — представители властных структур разработали стандарты правоприменительной практики «для себя» и «для других», что в значительной степени подрывает авторитет власти и системы прав а в народе [6];

- демократические основы в нашей стране только возрождаются, и то не во всех сферах.. Так, например, в последнее время неоднократно отмечались факты коррупции в правоохранительных органах [7]. Указанное обстоятельство порождает правовой нигилизм населения;

- просвещенность народа слаба в правовом отношении. Основная масса населения не отслеживает частые изменения в различных отраслях системы права, полагая, что это никак не отразится на их уровне благосостояния. Обращаются за консультацией к юристу только в крайнем случае, когда «допечет», что в значительной степени затрудняет юридическую помощь населению.

В то же время, наша страна взяла курс на демократизацию во всех сферах общественной жизни, в том числе - и в области юриспруденции, что подразумевает своей конечной целью быть причисленной к мировой элите правовых государств [2].

Для осуществления демократизации общества необходимо организовать просвещение народа в правовом аспекте, усовершенствовать систему права, и, главное - механизма реализации законодательства, устранив при этом «двойные стандарты» правоприменительной практики, усилить борьбу с коррупцией в правоохранительных органах, а все указанные меры невоз-■ можно осуществить без высоконравственных и хорошо подготовленных специалистов в области юриспруденции.

Таким образом, качество подготовки отечественных специалистов в области юриспруденции в настоящее время является проблемой государственной важности.

Возникает противоречие - с одной стороны нашей стране необходимо стремиться к демократизации всех сфер общественной жизни, и в то же время наблюдается низкий уровень качества подготовки специалистов высшего профессионального образования в области юриспруденции.

Разрешить указанное противоречие и помогут разработка и внедрение концепции качественной профессиональной подготовки высоконравственных специалистов высшего профессионального образования в области юриспруденции на основе математических методов с применением информационных технологий.

Ведущие идеи и методы. Первая ключевая идея состоит в том, что подготовка высоконравственных специалистов высшего профессионального образования в области юриспруденции должна начинаться еще на этапах начального и среднего образования, задолго до их поступления в высшие учебные заведения.

Для реализации указанной цели рекомендуется уже в начальных классах организовать уроки правоведения в доступной для детей форме. С этой целью необходимо разработать специальные, учебно-методические комплексы по правоведению, адаптированные для понимания учащимися начальных классов. Указанные учебно-методические комплексы должны быть красочно иллюстрированы и содержать основные элементы теории государства и права, а также отечественного гражданского и уголовного права. Уже на этом этапе детям необходимо разъяснять, что гражданин любого государства обязан неукоснительно соблюдать законы этого государства; что если гражданин является законопослушным, то он пользуется всесторонней поддержкой и уважением со стороны государства и других его граждан, а если гражданин нарушает законы данного государства, его ожидают меры дисциплинарной и уголовной ответственности, а также и всестороннее неодобрение его поведения другими гражданами. Необходимо уже на этом этапе образования изменить стереотип современной молодежи, сформированный в последнее десятилетие средствами массовой информации, под действием которого современными героями среди мужской части населения представляются разного рода преступники и среди женской части населения - женщины легкого поведения. Уже с самого раннего детства необходимо разъяснять детям, с использованием основ права, что настоящими героями являются честные труженики, соблюдающие закон, что мальчики - это будущие отцы семейств, их кормильцы, защита и опора, а девочки - это будущие матери, хранительницы домашнего уюта, ответственные за поддержание нормального психологического климата в семье, и что, несмотря на то, что время вносит некоторые коррективы в современ-

ную жизнь, основные принципы семейной и общественной жизни остаются незыблемы. «Красной нитью» должна проводиться основная мысль о том, что только создав крепкую семью и организовав в ней с самого раннего возраста нравственное воспитание законопослушных граждан можно со. временем создать правовое государство,

При этом следует организовать преподавание этого нового предмета таким образом, чтобы не перегружать учащихся избыточной информацией из области права, но в то же время, привить им интерес и осознание важности данного предмета для их последующей жизни.

В качестве основной методики преподавания на данном этапе можно предложить использование ролевых игр, в которых создаются проблемные ситуации, требующие для своего разрешения элементарных знаний в области права. К участию в этих играх необходимо привлекать всех учащихся в классе, распределив между ними соответствующие роли.

В целях закреплений полученных знаний целесообразно также проведение различных викторин и конкурсов (например, типа «Что? Где? Когда?»), в которых участвовали бы команды из параллельных классов, а в качестве болельщиков привлекались все остальные учащиеся начальных классов. В такие мероприятия вносило бы значительное оживление разрешение осуществлять при необходимости' «помощь клуба» игрокам со стороны болельщиков.

На этапе среднего образования целесообразно проводить уже более углубленное изучение основ права, все же не перегружая чрезмерно ими учащихся, которые и так перегружены многочисленными факультативными курсами и дополнительными учебными программами.

Чрезвычайно важно здесь с самого начала заинтересовать школьников и обеспечить их активное включение в процесс самостоятельной работы по освоению и применению на практике основ права. Для этого можно применять следующие оправдавшие себя на практике педагогические методы и приемы [8]:

1) теоретические положения права иллюстрируются событиями современности, примерами из практики будущего специалиста, гражданина страны;

2) привлекаются примеры из мира современной техники;

3) используются - зачастую неожиданным образом — образы из художественной литературы, кино, эстрады, общественной и политической жизни;

4) для этой же цели используются сказочные и мифические сюжеты и персонажи;

5) обостряют интерес к предмету фантастические и гипотетические опыты, когда предлагается проследить последствия изменения того или иного известного закона или иного нормативного акта;

6) используются кажущиеся нелепости, яркие и нестандартные сочетания предметов и объектов, элементы юмора;

7) разбираются распространенные заблуждения, основанные на неверных интуитивных соображениях из области права;

8) делаются неожиданные сопоставления фактов, рассматриваются любопытные связи различных областей права; .

9) рассматриваются вопросы любопытного применения правоведения в обиходной жизни;

10) используются юридические головоломки, занимательные постановки задач;

11) указываются примеры использования права в совершенно неожиданных областях, таких как кино, эстрада, цирк и пр., привлекаются примеры из области спорта;

12) делаются экскурсии в область истории права.

Совместно с указанными педагогическими методами и приемами обучения основам права в целях достижения высоких показателей качества учебного процесса на данном этапе особое внимание следует уделять мерам по активизации внеаудиторной самостоятельной научно-поисков ой деятельности учащихся, повышению их общей правовой культуры, С этой целью целесообразно проведение конференций, олимпиад и других подобных мероприятий.

Кроме этого, большие возможности в данном направлении предоставляет применение в педагогической деятельности интерактивных методов обучения, к числу которых современная педагогическая наука относит создание проблемно-поисковых ситуаций, дискуссии, задания с практической направленностью, метод мозгового штурма. Как показывает практика, данные методы являются эффективными формами обучения и обеспечивают достижение высокого уровня усвоения учебного материала и качества знаний учащимися.

На данном этапе преподавания, как на предыдущем, можно порекомендовать в качестве основной методики преподавания ролевые игры, к участию в которых необходимо привлекать всех учащихся в классе, распределив между ними соответствующие роли, а также некоторых родителей, представителей педагогического коллектива и дирекции учебного заведения.

Примером такой ролевой игры может служить игра «Встать! Суд идет!», смысл которой состоит в том, что ее участники изображают реальный судебный процесс со всеми процессуальными сторонами, рассматривающий гражданские или уголовные дела. В этом случае родителей и представителей педагогического коллектива можно привлекать в качестве экспертов, а также присяжных, если указанный судебный процесс предполагает их участие, Указанная ролевая игра будет плодотворной, если некоторые предста-

вители от родителей учащихся, принимающих в ней участие, будут иметь юридическое образование и опыт работы в области юриспруденции.

Таким образом, обучение основам права на этапах начального и среднего образования задолго до поступления в высшие учебные заведения позволит будущим специалистам высшего профессионального образования в области юриспруденции пройти хорошую довузовскую подготовку в данной области. Кроме этого, указанная мера будет носить плодотворную воспитательную функцию и являться хорошей профилактикой, предотвращающей совершение противоправных действий учащимися в будущем. Она позволит изменить стереотип мышления современной молодежи, романтизирующий преступность.

Вторая ключевая идея в целях подготовки высоконравственных специалистов высшего профессионального образования в области юриспруденции предполагает организацию эффективного воспитательного процесса, предназначенного для формирования и развития у обучаемых прочных моральных и нравственных устоев.

Как показывает на всем своем протяжении история, высококвалифицированные и безнравственные специалисты в области юриспруденции представляют серьезную угрозу для общества и для человечества в целом. Одним из недавних примеров таких «специалистов» являются юристы фашистской Германии и ее союзников, освобожденные от «химеры совести».

Таким образом, формирование и развитие у будущих специалистов в области юриспруденции прочных моральных и нравственных устоев на всех этапах подготовки является задачей чрезвычайной важности. Это позволит будущим юристам в своей профессиональной деятельности каждый поступок соотносить с голосом своей совести (то есть «совместной вести»), этим «Гласом Божиим», говорящим в человеке, что поможет-им избежать многих опрометчивых решений, способных коренным образом повлиять на людские судьбы.

Указанный воспитательный процесс должен бьггь организован как самими преподавателями в процессе преподавания, так и кураторами учебных групп в результате проведения кураторской работы с учащимися. Он должен основываться на опыте преемственности поколений с учетом вековых традиций нашей многонациональной Родины.

Третья ключевая идея предполагает при подготовке высококвалифицированных специалистов высшего профессионального образования в области юриспруденции широко применять математические методы.

Основным математическим методом, который планируется использовать при подготовки будущих юристов, является метод математико-логического анализа доказательств и различные его модификации [8]. Указанный метод позволяет формализовать процесс квалификации правонарушений и при определении наличия или отсутствия состава преступления (то есть опреде-

ление того, является или нет то или иное деяние преступлением) руководствоваться строгими понятиями и методами математической логики.

Применение математических методов при подготовке специалистов высшего профессионального образования в области юриспруденции является эффективной педагогической методикой по следующим причинам.

1) Математика и юриспруденция имеют общие корни. Обе эти науки возникли в недрах античной философии. По этой причине математика и юриспруденция имеют много общих элементов,

2) Романо-германская правовая семья, к которой относится система права Российской Федерации, основывается на принципах и нормах римского права, которые, в свою очередь, действуют по законам формальной логики - области современной математики.

3) Применение математических методов при подготовке специалистов высшего профессионального образования в области юриспруденции позволит существенно дисциплинировать мышление будущих юристов, что обеспечит им в дальнейшем возможность своевременно принимать правильные решения в условиях постоянно меняющейся системы российского законодательства.

Четвертой ключевой идеей является использование новейших информационных технологий при подготовке высококвалифицированных специалистов высшего профессионального образования в области юриспруденции.

При этом предполагается применение средств компьютерной визуализации (в форме компьютерных презентаций), электронных учебников и учебных пособий по различным отраслям права, а также новейших интернет-технологий, позволяющих получать своевременную справочную информацию по правовым вопросам.

Актуальность применения информационных технологий при подготовке высококвалифицированных специалистов высшего профессионального образования в области юриспруденции обусловлена тем обстоятельством, что интенсивное развитие информационного общества влечет за собой процессы становления новой образовательной политики, формирования ее новых целей, направленных не столько на получение конкретных знаний в различных областях, сколько на обеспечение условий для самоопределения и самореализации личности. Объединение педагогических и информационных технологий при подготовке будущих юристов, появление компьютерных мультимедийных систем и интерактивных компьютерных программ, развитие телекоммуникационных сетей дают возможность построения качественно новой информационно-образовательной среды как основы для развития и совершенствования системы подготовки высококвалифицированных специалистов высшего профессионального образования в области юриспруденции.

Пятая ключевая идея состоит в том, что подготовка высококвалифицированных специалистов высшего профессионального образования в области юриспруденции на основе математических методов должна осуществляться в условиях проблемно-модульной образовательной технологии [9].

Понимание проблемно-модульного обучения толкуется как процедура отбора и ограничения круга наиболее важных проблемных вопросов в изучаемом предмете, без нарушения последовательности и систематичности изложения содержания. Учебный курс делится на модули. Модуль представляет собой логически завершенную часть учебного материала, которая заканчивается контрольной акцией. Из учебной программы выбирается ряд узловых, актуальных вопросов и тем, представляющих собой целостный проблемный узел (модуль) в данном предмете изучения. Обычно модуль -это раздел учебной программы.

Главная специфическая функция проблемно-модульного обучения заключается в развитии творческих возможностей студентов. Такое развитие включает в себя:

- выработку навыков творческого усвоения знаний;

- формирование навыков творческого применения умений самостоятельно решать профессиональные, организаторские, научные и другие проблемы;

- накопление опыта творческой деятельности;

- формирование мотивов учения, интереса к профессии, познавательных потребностей.

Таким образом, проблемно-модульное обучение представляет собой тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением ими готовых выводов науки.

Решение проблем в модульном курсе обучения носит глобальный характер, захватывая, как правило, время не только аудиторных (на лекциях, практических и семинарских занятиях), но и внеаудиторных самостоятельных занятий студентов.

Проблемно-модульное обучение связывается и с внесением в учебный процесс дискуссионного материала в самом предмете обучения, указанием на имеющиеся расхождения во взглядах, аргументацией разных позиций и попыток выяснения, какая из них является правильной и почему.

Модульный курс преподавания предполагает естественную связь теории и практики. Поэтому в качестве проблемных вопросов предлагаются противоречия в социально-экономическом и политическом развитии современного общества.

Проблемным считается такой анализ темы, когда последняя берется в завершающем виде и рассматривается в строгой последовательности: выяснение условий противоречий, социально-экономических условий, породив-

ших проблему ее рассмотрения и исторический процесс ее разрешения. Поэтому проблемно-модульное обучение, понимается и как определенный вид технологии изложения учебного материала. Это особая методика преподавания учебных предметов, связанная с выяснением противоречия в объекте, субъекте и процессе взаимодействия объекта и субъекта в познавательном процессе. Система проблемно-модульного обучения является методикой выявления противоречий, их раскрытия и разрешения, что приближает студента к ситуации самостоятельного открытия и пере открытия знания, вооружает его средствами «добывания» нового знания. Достигается это за счет того, что в модульном курсе формируются лишь предпосылочные идеи, тезисы и определения по той или иной проблеме, изучаемой дисциплине: право анализировать проблему и аргументировать способы ее решения предоставляется самому обучаемому. Реализовать это студент должен путем краткого письменного изложения ответов на проблемные вопросы. Анализируя проблему, он самостоятельно отбирает и оценивает информационные материалы, излагает собственные суждения и выводы и тем самым проявляет себя соавтором идеи, данного личного открытия. В этом движении ему помогают установочные групповые и индивидуальные консультации-беседы, работа в профессиональных коллективах и группах.

Таким образом, проблемное обучение в системе модульного курса включает в себя пять основных этапов:

1) создание проблемной ситуации;

2) усмотрение, конструирование и формулировку проблемы;

3) «принятие», анализ и воспроизведение проблемы, определение круга недостающих знаний и путей их приобретения, выдвижение гипотез;

4) доказательство или опровержение гипотез и формулировку решений проблемы на основе воспроизведения имеющихся и вновь «добытых» знаний;

5) выбор и окончательную формулировку решения проблемы, всестороннюю оценку этого решения, включение усвоенной при решении проблемы информации в прежний опыт.

Важнейшим средством осуществления проблемного изложения в условиях проблемно-модульной образовательной технологии является раскрытие единства теории и практики. В данном случае проблемность необходимо рассматривать как средство применения теоретических знаний к практике, реальной жизни, учитывая, что она гораздо сложнее, противоречивей и изменчивей.

Шестая ключевая идея предполагает индивидуализацию и дифференциацию подготовки специалистов высшего профессионального образования в области юриспруденции на основе математических методов. При этом наше понимание индивидуализации и дифференциации на уровне предмета обучения ориентировано на дидактико-методический аспект, представля-

ющий собой «... создание оптимальной системы его обеспечению решения конкретной проблемы учебно-воспитательного процесса и развития личности» [10].

Индивидуализация подготовки будущих юристов на основе математических методов предполагает подготовку каждого студента с учетом его индивидуальных особенностей, что позволит наиболее эффективно подготовить его по указанной методике как высоконравственного и квалифицированного специалиста в данной области. Индивидуальные особенности студентов могут быть выяснены в результате проведения соответствующих опросов и анкетирования обучаемых.

Дифференциация подготовки специалистов-правоведов на основе математических методов предполагает организацию трех уровней сложности подготовки по указанной методике.

Первый уровень - самый сложный, предполагает наличие фундаментальных знаний по основам права и предназначен для наиболее успевающих студентов-правоведов.

Второй уровень - средней сложности. Он предполагает наличие небольших пробелов в области знаний ло основам права и предназначен для подготовки студентов-правоведов со средним уровнем успеваемости.

Третий уровень - менее сложный, предполагающий наличие существенных пробелов в области знаний по основам права. Он предназначен для подготовки студентов -прав оведов, уровень успеваемости которых ниже среднего.

Седьмая ключевая идея подразумевает реализацию эффективного управления подготовкой специалистов высшего профессионального образования в области юриспруденции на основе математических методов в условиях проблемно-модульной образовательной технологии.

Реализация эффективного управления подготовкой будущих юристов на основе математических методов является чрезвычайно актуальной задачей, поскольку в настоящее время особо важное значение имеет положение теории о целевом аспекте управления по результатам. В некоторых работах [12] подчеркивается, что все образовательные системы должны выстраиваться под конкретную цель. Это очень важно, поскольку в данный момент в образовательной практике не существует жестких ограничений и регламентации способов и средств достижения целей, выдвинутых перед образовательным учреждением внешними по отношению к нему системами. А ввиду того, что каждый компонент (подструктура), входящий в образовательную систему, чаще всего сам состоит из отдельных элементов, при осуществлении целевого управления стоит задача подбора таких способов и средств, которые с наибольшей эффективностью обеспечили бы достижение поставленных внешних целей, не умаляя присущих им частных.

Психологический портрет выпускника. Для нас ведущей целью подготовки специалистов высшего профессионального образования в области юриспруденции на основе математических методов с применением: информационных технологий остается идущий из глубины веков идеал всесторонне развитой личности. В этой идеальной модели человека все совершенно.

Однако мы понимаем, что условия для формирования реального человека, соответствующего такой модели, в настоящее время отсутствуют.

Мы смотрим на нашего будущего выпускника прежде всего как на целостную личность с его духовностью, универсальностью, творческим началом. В нем несомненно должны быть соединены интеллект с чувством, знание с верой, умение логически мыслить со способностью понимать прекрасное.

Вместе с тем, его интеллектуальное, духовное.богатство, высокие профессиональные качества должны органически сочетаться с высоким уровнем нравственного развития, а внутренняя свобода давать право поступать и говорить так, как он считает нужным, неся при этом нравственную, ни с кем не разделенную ответственность, все свои поступки согласовывая со своей совестью. В этом мы видим проявление в будущих юристах, подготовленных по указанной методике, развитого чувства собственного достоинства.

Таким нам представляется в своих определяющих чертах специалист высшего профессионального образования в области юриспруденции, подготовленный на основе рассмотренной выше педагогической концепции.

Учитывая все сказанное выше, можно сделать обоснованный вывод о том, что реализация данной концепции подготовки специалистов высшего профессионального образования в области юриспруденции на основе математических методов с применением информационных технологий позволит в кратчайшие сроки осуществить подготовку высоконравственных и высококвалифицированных специалистов в области юриспруденции, что поможет нашей стране в недалеком будущем быть причисленной к мировой элите правовых государств.

Библиографический список

1. Рахмилович, В. А. О достижениях и просчетах нового Гражданского кодекса Российской Федерации [Текст] / В. А. Рахмилович // Государство и право. -1996, -№ 4 — 117 с.

2. Курс уголовного права. Том 1. Общая часть. Учение о преступлении / Под

ред. к. ю. н.. проф. Н. Ф. Кузнецовой, К.Ю.Н., доц. И. М. Тяжковой. - М.: ИКД Зер-цало-М, 2002. ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Путив, В. В. Выступление на съезде Союза ректоров России. - М.:

Кремль. — 2002., — 6 декабря. ■ .

4. Жафяров, А. Ж. Интеграция науки и образования в Новосибирском государственном педагогическом университете' [Текст] / А. Ж. Жафяров // Сиб, пед. журн. - 2006. - № 1. - С. 7-19.

5. Аликперов, X. Д. УК РФ и некоторые проблемы освобождения от уголовной ответственности [Текст] / X. Д. Аликперов, К. Ш. Курбанова. // Государство и право. - 2000. — № 1, — 57 с.

6. Петрухин, И. Гуманность или трезвый расчет? [Текст] / И. Петрухин // Российская юстиция. - 1999. - № 9. - 25 с. .

7. Яни, П. Специальный случай освобождения от уголовной ответственности за налоговые преступления [Текст] / П. Яни // Российская юстиция. - 2000. — № 1. - 45 с,

8. Шматков, Р. Н. Совершенствование методики подготовки специалистов в области юриспруденции с использованием метода МЛАД [Текст] / Р. Н. Шматков //Проблемы модернизации высшего гуманитарного образования в трансформирующемся обществе: Материалы У-й региональной научно-методической конференции. - Новосибирск: НГИ. 2005. - С, 227-239.

9. Соколков, Е. А. Модульная образовательная технология в преподавании гуманитарных наук. [Текст] / Е. А. Соколков. - Новосибирск: НГИ, 1999. - 170 с.

10. Жафяров, А. Ж. Индивидуализация и дифференцияация в педагогической теории и практике (анализ отечественного опыта). [Текст] / А. Ж, Жафяров, Е. С. Никитина, М. Е. Федотова. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004. - 16 с.

11. Березина, Т. И. Управление качеством образования в лицее: монография. [Текст] / Т. И. Березина, Г. А. Коротько. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2005. -186 с.

УДК 32

Г. Н. Швецова

О ПРОБЛЕМАХ ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В последние годы проблема школьного учебника оказалась в центре внимания многих специалистов в области педагогики, психологии, методики, разных предметных дисциплин. Достаточно рассмотреть некоторые из многочисленных определений школьного учебника, представленных в работах разных авторов, чтобы убедиться - ясность и единство мнений в данном вопросе отсутствуют. Например:

учебник - это книга, содержащая в себе научное, последовательное, доступное для учащихся изложение содержания учебного предмета, соответствующее программе и требованиям дидактики (Каиров, 1948);

учебник - форма фиксации содержания, проекция целостной деятельности обучения, в которой запрограммирована деятельность учителя и учащихся (Краевский, 1976);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.