2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2000. - 368 с.
3. Плужник И. Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки: Автореф. ... дис. д-ра пед. наук. - Тюмень, 2003. - 46 с.
Ю. В. Сорокопуд
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
В статье представлена структура метаобразований будущих преподавателей, методологические подходы, принципы, технологии организации профессиональной подготовки слушателей магистратуры (аспирантуры, адъюнктуры) в процессе получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы».
In the article it is represented the structure of metakachestv the instructors of higher school, methodological approaches, principles, technologies of the organization of the professional training of the listeners of magistracy, (graduate study) in the process of obtaining the additional qualification «instructor of higher school».
В материалах ЮНЕСКО о перспективах высшего образования в XXI в. неоднократно говорилось о том, что содержание университетского образования должно ориентироваться на рынок труда и специфику социокультурной ситуации страны [2]. После подписания Болонского соглашения в 2003 г. в российской системе профессионального образования произошли существенные изменения, которые детерминировали изменение требований к преподавателю высшей школы. Современная парадигма высшего образования выдвигает объективную потребность в специальной подготовке преподавательских кадров, которые смогут качественно обучать специалистов нового типа. В настоящий момент специальная подготовка по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» осуществляется в условиях магистратуры, аспирантуры (адьюнктуры) и в учреждениях повышения квалификации.
В Ставропольском государственном университете образовательная программа для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» реализуется в условиях магистратуры и аспирантуры с 2001 г. За истекший период было выпущено 4 потока слушателей. Подготовка по данной дополнительной квалификации в условиях адъюнктуры осуществляется с того же года на базе Ставропольского высшего военного авиационного инженерного училища им. В. А. Судца. Мы принимали активное участие в организации учебно-воспитательного процесса и создании учебно-методических комплексов дисциплин в вы-
шеуказанных вузах. Творческое переосмысление личного опыта, а также опыта коллег вузов страны послужило основанием для разработки Концептуальных идей организации профессиональной подготовки по рассматриваемой квалификации «Преподаватель высшей школы».
На наш взгляд, основная цель данного обучения - подготовка преподавателей с новой ментальностью. Под ментальностью мы пониманием устойчивую гуманистическую позицию, детерминирующую реализацию фасилита-ционного, субъект-субъектного, личностно-деятельностного подходов в обучении, направленную на организацию эффективного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса, и совокупность сформированных метаобразований личности преподавателя: базовых компетентностей; ключевых компетенций; метапрофессиональнъх качеств (табл. 1).
Таблица 1
Метаобразования преподавателя высшей школы
Базовые компетентности Ключевые компетенции Метапрофессиональные качества личности
• Социально-коммуникативная компетентность • Аутокомпетентность • Специальная компетентность • Социальные компетенции • Исследовательские компетенции • Информационные и медиакомпетенции • Организационные компетенции • Коммуникативные компетенции • Методические компетенции Как ученого: • наблюдательность; • спонтанная любознательность; • научная выносливость; • критичность и самокритичность; Как преподавателя: • социально-профессиональная ответственность; • ассертивность; • организованность; • коммуникативность; • креативность; • способность к фасилитации; • флексибельность и др.
Структура метаобразований преподавателя высшей школы была создана нами на основе анализа работ Э. Ф. Зеера [3] и др. Данная структура не претендует на исчерпывающую полноту и предусматривает дополнение ее отдельных компонентов в соответствии с возникающими тенденциями в сфере образования и точками зрения других специалистов. Не останавливаясь подробно на отдельных ее элементах, хотелось бы пояснить значение некоторых понятий. Так, в структуре ключевых компетенций нами выделены медиакомпетенции, которые мы рассматриваем как способность преподавателя находить и использовать на занятиях информацию, полученную из различных источников, а также применять в учебном процессе компьютерную, аудио-, видеотехнику.
В структуре метапрофессиональных качеств личности мы выделяем ас-сертивность (от англ. assert - утверждать), т. е. умение заявлять, доказывать,
отстаивать свои права. Ассертивность - это педагогическое общение, опирающееся на истинно гуманистические начала, в которых отрицается манипуляция, жестокость и агрессия по отношению к другому. Ассертивное поведение позволяет преподавателю высказываться четко и однозначно, поступать порядочно, разбираться в себе и в других, избегать манипулирования окружающими, но при этом действовать убедительно. Ассертивность - это адекватная оценка обстановки и своего поведения, путь к самореализации и саморазвитию. Фасилитация (от англ. facility - благоприятные условия) - это умение преподавателя создавать благоприятную среду для максимального развития каждого слушателя. Под флексибельностью понимается способность к постоянному саморазвитию, без которой невозможно совершенствование профессионализма.
Определяя содержание дефиниции «метаобразования преподавателя высшей школы», можно отметить, что это интегративное образование, позволяющее эффективно осуществлять преподавательскую деятельность в условиях высшей школы. Выделенные нами метаобразования позволят реализовывать технологии, успешно применяющиеся в мировой образовательной практике, так как современный преподаватель высшей школы - это прежде всего исследователь; организатор; фасилитатор; коммуникатор; медиатехнолог. Эти профессиональные позиции лежат в основе ключевых компетенций и предполагают умение технологично выстраивать учебно-воспитательный процесс, основанное на способности осуществлять эффективное взаимодействие в системе: «преподаватель - студент»; «студент - студент» (работа в микрогруппах); «преподаватель - компьютерная, аудио-, видеотехника».
Основу организации профессиональной подготовки будущих преподавателей высшей школы составляют следующие методологические подходы:
• гуманистический, который является мировоззренческой основой новой образовательной парадигмы;
• аксиологический, ориентирующий слушателей на общечеловеческие, национальные и профессиональные ценности, включающие в себя ценности коммуникативного характера (организация диалогического общения в учебно-воспитательном процессе); развитие творческой индивидуальности, ценности, позволяющие осуществлять творческую самореализацию личности в будущей профессиональной педагогической деятельности;
• культурологический, способствующий приобщению личности к общечеловеческой культуре. Этот подход оказывает большое влияние на эстетическое развитие, формирование гуманитарной культуры слушателей;
• личностно-деятельностный, позволяющий, как ведущая стратегия образования, поставить личность в центр педагогического процесса. В ходе профессиональной подготовки каждый магистрант (аспирант) включается в различные виды деятельности, формирующие целостное представление о будущей педагогической работе в условиях высшей школы;
• полисубъектный, связанный, прежде всего, с использованием различных форм совместной деятельности, сотрудничества преподавателей и слушателей. Применение во время занятий различных групповых и индивидуальных форм обучения ведет не только к сотрудничеству, но и к сотворчеству;
• компетентностный, предполагающий, что вместо формирования знаний, умений, навыков необходимо развивать компетенции / компетентности будущих специалистов, которые представляют интегративные образования, основанные на определенных знаниях и умении их применять в различных ситуациях профессиональной деятельности;
• креативный (В. И. Андреев, А. В. Морозов, Д. В. Чернилевский и др.), ориентирующий на формирование творческой индивидуальности, выработку творческого стиля действий, а также умение организовывать совместную творческую деятельность;
• фасилитационный, способствующий реализации субъект-субъектной парадигмы образования. Данный подход предполагает гибкое использование разнообразных стилей обучения, сотрудничество преподавателя и слушателей магистратуры (аспирантуры). Вслед за Э. Ф. Зеером [3], А. В. Морозовым и Д. В. Чернилевским [5] мы выделяем следующие признаки фасилитирующей педагогической деятельности:
• считать главной точкой опоры собственное достоинство слушателя;
• осознавать потенциальность слушателя и способствовать ее развертыванию, помогать его самоактуализации;
• поддерживать и развивать индивидуальное и групповое целеполагание, восхождение к большей выраженности субъектности - своей и слушателя;
• быть не носителем «истины в последней инстанции», не ревизором, а «справочником», в лучшем случае - значимым экспертом по вопросам, интересующим слушателя, источником опыта;
• быть доступным для каждого слушателя, найти «ниточки» духовной связи с ним;
• проявлять активность во взаимодействии, не становясь «наблюдателем со стороны» и др.
Поскольку слушатели, получающие дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы» (магистранты, аспиранты, адъюнкты и др.) -это уже достаточно взрослые люди, ориентированные на преподавательскую деятельность, мы опирались в своей работе на следующие принципы обучения, основанные, прежде всего, на принципах андрагогики (М. Ш. Ноулз, С. И. Змеев) [4] и контекстного обучения (А. А. Вербицкий) [1]:
• опора на личностный опыт слушателей, детерминирующая психологопедагогическое обеспечение их активного включения в учебную деятельность;
• последовательное моделирование в учебной деятельности слушателей целостного содержания, форм и условий профессиональной педагогической деятельности в высшей школе;
• проблемность содержания обучения и его развертывания в образовательном процессе;
• адекватность форм организации учебной деятельности слушателей целям и содержанию профессиональной подготовки по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»;
• ведущая роль совместной творческой деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (преподавателя и студентов, студентов между собой);
• принцип актуализации результатов обучения, предполагающий безотлагательное применение на практике приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков, качеств;
• принцип элективности обучения, означающий предоставление слушателям определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств обучения;
• педагогически обоснованное сочетание инновационных и традиционных педагогических технологий;
• единство обучения и воспитания личности профессионала.
На основе концептуального анализа выполненных ранее диссертационных исследований, а также бесед с преподавателями высшей школы, магистрантами, аспирантами, адъюнктами мы обобщили условия, необходимые для эффективной подготовки будущих преподавателей высшей школы (табл. 2).
Таблица 2
Условия организации эффективной профессиональной подготовки будущих преподавателей высшей школы
Условия Реализация
1 2
Гуманизация обучения Создание в высшем учебном заведении системы «субъект- субъектных отношений» между преподавателями и слушателями, способствующих максимальному развитию ведущих метаобразований
Обучающая креативная фасилитационная среда Создание среды, максимально благоприятной для развития личностного потенциала слушателей, раскрытия их способностей и личностных качеств, формирования ключевых компетенций
Научно-исследовательская среда Создание материально-технической базы для проведения слушателями научно-исследовательской работы (необходимой материальной базы для исследований, возможности выполнять совместные с преподавателями научно-исследовательские проекты, гранты и т. д.)
Окончание табл. 2
1 2
Индивидуализация и персонификация обучения Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей слушателей, их научных и личных интересов и склонностей. Предоставление слушателям возможности выбора тем проектов, рефератов, выступлений, научных исследований и т. д.
Информатизация педагогического процесса Организация процесса обучения с опорой на новые информационные технологии. Создание необходимой технической базы, позволяющей проводить занятия с применением аудио-, видео-, компьютерной техники
Профессионализация обучения Обеспечение в процессе профессиональной подготовки условий, близких к условиям будущей профессиональной деятельности (в частности, преподавательской деятельности в высшей школе), в том числе разработка концепции педагогической практики, предполагающей поэтапное формирование ключевых компетенций и базовых компетентностей
Мониторинг профессионально-личностного развития Использование различных технологий, в том числе «портфолио», для рефлексии слушателями личностного развития и диагностики его результатов
Рассмотрим процесс формирования ключевых компетенций и метакачеств будущих преподавателей высшей школы при организации подготовки в рамках дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» (табл. 3).
Таблица 3
Формирование ключевых компетенций и ведущих метакачеств будущих преподавателей высшей школы
Ключевые компетенции Содержание деятельности, применяемые технологии Формируемые метакачества
1 2 3
Методические: 1. Проектирование и реализация нового содержания учебных предметов. 2. Владение основами научно-методической работы в высшей школе. 1. Участие в отборе содержания обучения (возможность предложить преподавателю тему для обсуждения на семинаре и т. д.). 2. Проектирование различных видов учебных Организованность; креативность и др.
Продолжение табл. 3
1 2 3
3. Владение методами и приемами составления задач, упражнений и тестов по различным темам занятий. 3. Постоянный просмотр специализированных журналов; изучение новостей из Интернета и т. д.)
Организационные: 1. Осуществление различных форм учебного процесса в высшей школе. 2. Создание комфортной психологической обстановки на занятиях, фасилитационной среды. 3. Владение методами формирования навыков самостоятельной работы, профессионального мышления студентов 1. Микропреподавание. Проведение различных видов занятий со студентами во время прохождения педагогической практики. Организация работы на занятиях с различными дидактическими средствами. 2. Метод проектов. Рефлексивные обсуждения проведенных занятий Организованность; ассертивность; способность к фасили-тации; креативность и др.
Коммуникативные: 1. Активное слушание. 2. Понимание и интерпретация различных точек зрения. 3. Владение дискуссионными навыками. 4. Умение убеждать в своей точке зрения (ассертивность). 5. Использование различных жанров коммуникации 1. Тематические дискуссии: их организация и проведение. 2. Применение кейс-метода, включающего разбор различных ситуаций в профессиональной деятельности в условиях высшей школы. 3. Представление слушателями разработанных проектов. 4. Микропреподавание фрагментов учебных занятий, включающее активное взаимодействие с аудиторией Ассертивность; коммуникативность; организованность; креативность; способность к фасили-тации и др.
Окончание табл. 3
1 2 3
Информационные и медиакомпетенции:
1. Осуществление поиска из различных источников информации. 2. Составление и реализация проектов; 3. Систематизация полученного материала и трансформирование его в учебное знание. Владение технологией использования различных видов аудио-, видео-, компьютерной техники в учебном процессе 1. Привлечение слушателей к выполнению различных проектов с применением мультимедийных презентаций. 2. Организация работы слушателей на занятиях с различными техническими средствами обучения: аудио, видео-, компьютерной техники. 3. Привлечение слушателей к работе над различными электронными программными продуктами учебного назначения Организованность; коммуникативность, креативность и др.
Социальные: 1. Работа в группе на разных ролях. 2. Организация групповой работы. 3. Сформированность компонентов здорового образа жизни и способность проводить работу по здоровьесбережению студентов. 4. Способность к саморазвитию. 5. Умение разрешать конфликтные ситуации 1. Участие в общественной жизни группы, факультета, вуза. 2. Разработка и реализация проектов социальной направленности (например, по профилактике алкоголизма, наркомании). 3. Анализ конфликтов. Применение кейс-метода в разборе проблемных ситуаций на семинарских занятиях и во время прохождения педагогической практики Социальная ответственность; способность к фа-силитации; флексибель-ность и др.
Исследовательские: 1. Проведение научного исследования при подготовке магистерской, (кандидатской) диссертации. 2. Проведение квалификационной исследовательской работы, посвященной проблемам образования в высшей школе 1. Разработка и проведение исследовательской деятельности по дисциплине специализации. 2. Разработка и проведение педагогического эксперимента, направленного на изучение и совершенствование учебно-воспитательного процесса в высшей школе Наблюдательность; спонтанная любознательность; научная выносливость
Приведем описание некоторых технологий работы со слушателями, которые доказали свою эффективность в процессе профессиональной подготовки. Хотелось бы отметить, что аудитории для занятий должны быть оснащены аудио, видео-, компьютерной техникой. Посадочные места слушателей желательно располагать по принципу «круглого стола». Именно такая постановка способствует фасилитационной организации пространства общения [3]: обеспечивает зрительный контакт, взаимосвязанное выполнение совместных действий, обмен невербальными и вербальными средствами коммуникации, эмоциональными состояниями и способствует формированию субъектной позиции каждого слушателя. В процессе организации подготовки будущих преподавателей высшей школы мы предлагаем использовать метод проектов на основе информационных технологий. Это способствует интеграции психологопедагогических знаний, формированию целостности получаемых сведений и совершенствованию информационных умений магистрантов (аспирантов, адъюнктов). Подобный подход способствует также активному формированию профессиональной позиции будущих преподавателей. Для его реализации в начале изучения каждой дисциплины рекомендуем сформировать из магистрантов (аспирантов, адъюнктов) микрогруппы (по 3-4 чел.). Каждая микрогруппа должна выполнить, оформить в виде компьютерных презентаций (программы PowerPoint, Frontpage и др.) и продемонстрировать на семинарских занятиях 2-3 творческих проекта. Перед слушателями ставится задача включать в проект материал, который может вызвать неоднозначную реакцию аудитории и привести к дискуссии. Если процесс демонстрации снимать на видео, то при последующем его просмотре решается еще одна учебная задача - обсуждение педагогической техники слушателей, представляющих проект, а также проявленных в ходе дискуссии сформированных метакачеств. Применение этих технологий позволяет создать банк компьютерных презентаций слушателей (магистрантов, аспирантов, адъюнктов) различных лет обучения по дисциплинам психолого-педаго-гического цикла, лучшие из которых можно использовать для подготовки электронных методических комплексов и показа отдельных презентаций.
Применение кейс-метода на семинарских занятиях позволяет решать следующие задачи:
• обучать анализу и алгоритмам решения практических ситуаций, возникающих при реализации педагогической деятельности в условиях высшей школы;
• прививать умение взаимодействовать друг с другом;
• моделировать разрешение особо сложных, конфликтных ситуаций;
• демонстрировать характерную для большинства проблем многозначность возможных решений.
В совокупности занятия должны проходить по принципу организации педагогических мастерских, предусматривающих:
• обсуждение на дискуссионной основе возможностей совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе;
• апробацию инновационных образовательных технологий;
• проверку современных средств обучения, в том числе технических;
• совершенствование педагогического мастерства слушателей.
В качестве эффективного мониторинга профессиональноличностного развития слушателей можно использовать технологию <портфолио», которая положительно зарекомендовала себя в процессе апробации. Слушатели заводят «портфолио» - папку, в которой содержатся все проекты, выполнявшиеся на протяжении периода обучения. Примерное содержание «портфолио»:
1) сведения об авторах: курс, группа, научные интересы;
2) психологические профили авторов, полученные в результате комплексной диагностики метапрофессиональных качеств;
3) выполненные задания по СКР;
4) публикации авторов;
5) интересные публикации из психолого-педагогических журналов;
6) компьютерные презентации проектов по предметам психолого-педа-гогического цикла;
7) видеофрагменты семинарских занятий;
8) разработки занятий (лекционных, практических, семинарских), проведенных слушателями в рамках педагогической практики).
Таким образом, портфолио - это набор работ слушателей, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину, способствует рефлексии и дальнейшему саморазвитию. Это нечто большее, чем просто папка работ, это заранее спланированная подборка индивидуальных достижений.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что подготовка будущих преподавателей высшей школы окажется эффективной только если слушатели станут активными участниками учебно-воспитательного процесса и будут осваивать позицию «преподаватель» уже в процессе обучения. Благодаря применению вышеуказанных методов и технологий системное психолого-педагогичес-кое знание, которое получают слушатели, начинает обладать не только предметной, но и преобразующей силой. При определенных условиях полученные знания «включают» внутренние механизмы «восхождения к индивидуальности», способствуют раскрытию потенций личностной и профессиональной самореализации, что, прежде всего, будет направлено на формирование ведущих метаобразований будущих преподавателей высшей школы.
Литература
1. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России. - № 11. - 2006.
2. Высшее образование в XXI веке (по материалам ЮНЕСКО) // Образование в документах: Информ. бюллетень. - 1999. - № 5(92).
3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2006. - 240 с.
4. Змеев С. И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. - М., 2003.
5. Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология. - М.: Академ. проект, 2004. - 560 с.