И.П. МОЖАЕВА,
главный научный сотрудник научно-исследовательского центра,
доктор юридических наук (Академия управления МВД России)
I.P. MOZHAYEVA, Most Senior Researcher at the Research Center, Doctor of Law (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 343.985
<
X
>, ta S a
E-
<
X X
О
s
и
и ^
S
и
126
Концептуальные основы криминалистического учения об организации расследования преступлений
conceptual Foundations of the Forensic Theory of organizing crime investigation
Статья посвящена формированию системы теоретических положений, образующих концепцию криминалистического учения об организации расследования преступлений. В ней представлено современное состояние, а также перспективы развития и практической реализации криминалистического учения об организации расследования.
Криминалистика, организация расследования преступлений, криминалистическое учение об организации расследования преступлений.
The author proposes a system of theoretical statements which forms the conceptual basis of a coherent forensic theory of organizing crime investigation. The current state of such theoretical research is looked into, as are its trends and application prospects.
Forensics, organization of crime investigation, forensic theory of organizing crime investigation.
Концепция криминалистического учения об организации расследования преступлений (далее — Концепция) как совокупность взглядов, идей понимания сути и познания закономерностей организации расследования преступлений представляет собой логически обоснованную систему криминалистических знаний, отраженную в фундаментальных положениях: возникновения и развития идеи научного знания; формирования методологических основ криминалистических знаний в области организации расследования преступлений; формирования и реализации научно-практических рекомендаций по совершенствованию эффективности деятельности следователя; обоснования системы функционирования внутренних связей данной области научного знания и дальнейшего поступательного его развития [2].
Необходимость в разработке и обосновании Концепции определяется существующими предпосылками к формированию криминалистического учения об организации расследования преступлений: потребностью практики в разработке и внедрении комплекса научно-практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности деятельности по выявлению и расследованию преступлений; необходимостью обобщения и систематизации имеющихся теоретических построений и криминалистических рекомендаций по разработке, внедрению и использованию положений организации расследования преступлений; тенденцией развития предмета и системы криминалистики; направлением преподавания криминалистики в учебных заведениях [1].
Концепция направлена на систематизацию научных знаний в области организации
расследования преступлении и оказание содействия научной, прикладной и дидактической продукции в обеспечении эффективности деятельности по расследованию преступлений.
Концепция должна отражать критерии самостоятельности и систематизации (структуризации) научных знаний, объединенных в форме криминалистического учения об организации расследования преступлений:
— источники формирования криминалистических знаний об организации расследования преступлений;
— объективное существование объекта познания;
— выявленная совокупность элементов, образующих предмет познания;
— в достаточной мере сформировавшийся категориальный понятийный аппарат;
— познанные принципы криминалистического учения об организации расследования преступлений;
— научно обоснованные цели, задачи, функции криминалистического учения об организации расследования преступлений;
— сформировавшиеся методы криминалистического учения об организации расследования преступлений;
— разработанные структура и содержание криминалистического учения об организации расследования преступлений;
— непрерывное взаимодействие и взаимосвязь криминалистических учений и частных криминалистических теорий;
— научная продукция, выраженная в результатах исследований теории и практической деятельности и направленная на эффективную организацию раскрытия и расследования преступлений;
— прикладная продукция, выраженная в конкретных мерах, рекомендациях, направленных на обеспечение эффективности организации раскрытия и расследования преступлений.
Криминалистическое учение об организации расследования преступлений является комплексным понятием и рассматривается как область научного знания, как форма практической реализации его положений и рекомендаций и как часть учебной дисциплины (либо самостоятельная дисциплина специализации или специальный курс).
Криминалистическое учение об организации расследования преступлений — это область научного криминалистического знания, объединяющая теоретические положения и основанные на их познании закономерности процесса формирования, внедрения и использования системы организационно-технических, органи-
зационно-тактических, организационно-методических и иных приемов, методов и средств, а также научно обоснованные рекомендации, обеспечивающие оптимально эффективную деятельность по раскрытию и расследованию преступлений.
Криминалистическое учение об организации расследования преступлений как форма практической реализации его положений и рекомендаций — это непрерывная научно организованная и научно обоснованная деятельность, осуществляемая на основе рекомендаций по использованию системы организационно-технических, организационно-тактических, организационно-методических и иных приемов, методов и средств, обеспечивающих эффективное, оптимальное раскрытие и расследование преступлений.
Криминалистическое учение об организации расследования преступлений как часть учебной дисциплины (либо самостоятельная дисциплина специализации или специальный курс) — это дидактически обоснованный комплекс (совокупность) криминалистических знаний и умений по использованию системы организационно-технических, организационно-тактических, организационно-методических и иных приемов, методов и средств, необходимых для обеспечения эффективного и оптимального раскрытия, расследования преступлений.
Объект криминалистического учения об организации расследования преступлений — это приемы, методы и средства криминалистического обеспечения организации деятельности в сфере уголовного судопроизводства, обусловленные общественными отношениями, и определенные явления, процессы, реалии объективной действительности, отражающие теоретические положения организации деятельности и их практическую реализацию в сфере уголовного судопроизводства.
Предмет криминалистического учения об организации расследования преступлений включает закономерности организации деятельности в сфере уголовного судопроизводства, связанные с применением организационно-технических, организационно-тактических и организационно-методических приемов, средств, методов и рекомендаций при раскрытии и расследовании преступлений.
Принципы криминалистического учения об организации расследования преступлений дифференцированы по различным основаниям.
По степени общности принципы криминалистического учения об организации расследования преступлений могут быть общими и частными.
По направлениям организации расследования преступлений:
<
I
^
м S а
Е-
<
X I
О S
и
и ^
ЬЙ
и
127
<
I
^
М
S а Е-
I I
о S
и
и ^
ЬЙ
и
128
— принципы научного знания, имеющего форму криминалистического учения (научные принципы), которые выступают в качестве основополагающих начал, отображая закономерные связи и тенденции развития криминалистического учения об организации расследования преступлений;
— принципы практической реализации — основополагающие начала базовых рекомендаций по использованию системы организационно-технических, организационно-тактических, организационно-методических и иных приемов, методов и средств, обеспечивающих эффективное и оптимальное расследование преступлений;
— принципы организации расследования преступлений как составляющей части учебной дисциплины (либо самостоятельной дисциплины специализации или специального курса) — основополагающие начала дидактически обоснованного комплекса криминалистических знаний и умений по использованию системы организационно-технических, организационно-тактических, организационно-методических и иных приемов, методов и средств, необходимых для обеспечения эффективного и оптимального расследования преступлений.
По видам деятельности, осуществляемой в сфере уголовного судопроизводства, в которой реализуются положения криминалистического учения об организации расследования преступлений:
— принципы организационных основ деятельности следователя (дознавателя);
— принципы организационных основ экспертной деятельности;
— принципы организационных основ оперативно-разыскной деятельности;
— принципы организационных основ деятельности в сфере прокурорского надзора;
— принципы организационных основ судебной деятельности и др.
Цель криминалистического учения об организации расследования преступлений зависит от аспекта, в котором оно рассматривается: 1) как область научного знания — это получение знаний о реальности и оказание содействия своей научной продукцией обеспечению эффективности деятельности по расследованию преступлений; 2) как форма практической реализации — это разработка и внедрение научно обоснованных рекомендаций по использованию системы организационно-технических, организационно-тактических, организационно-методических и иных приемов, методов и средств, обеспечивающих эффективное и оптимальное расследование преступлений; 3) как составляющая часть учебной дисциплины (либо самосто-
ятельной дисциплины специализации или специального курса) — это разработка и внедрение дидактически обоснованного комплекса криминалистических знаний и умений по использованию системы организационно-технических, организационно-тактических, организационно-методических и иных приемов, методов и средств, необходимых для обеспечения эффективного и оптимального расследования преступлений.
Достижение этих целей предполагает комплексное решение ряда взаимосвязанных задач криминалистического учения об организации расследования преступлений и позволяет предложить классификационную конструкцию, в рамках которой выделены следующие основные блоки:
1) задачи области научного знания;
2) задачи практической реализации (практические задачи);
3) задачи составляющей части учебной дисциплины (либо самостоятельной дисциплины специализации или специального курса). Каждый из вышеуказанных блоков задач учения об организации расследования преступлений дифференцируется на общие, специальные (частные) и конкретные задачи.
Функции криминалистического учения об организации расследования преступлений — это важное, относительно самостоятельное направление, характеризующееся специфическим содержанием, определяемым поставленной целью. Особенности функционального содержания теоретического знания доказывают необходимость выделения в криминалистическом учении совокупности значимых функций: мировоззренческой, информационной, объяснительной, прогностической, синтезирующей, эвристической, адаптационной, конструктивной, прикладной (практической).
Методы криминалистического учения об организации расследования преступлений как области научного знания направлены на получение знаний и оказание содействия своей научной продукцией в обеспечении эффективности деятельности по расследованию преступлений.
Методы криминалистического учения об организации расследования преступлений как формы практической реализации — это совокупность приемов, способов, обеспечивающих эффективность организации деятельности по расследованию преступлений.
Методы обеспечивают познание всей совокупности элементов, составляющих область криминалистического учения об организации расследования преступлений, и подразделяются на всеобщий метод, частные методы и специальные методы.
Структура криминалистического учения об организации расследования преступлений состоит из двух частей. К первой части относятся: исторические аспекты возникновения и формирования криминалистического учения об организации расследования преступлений, его объект, предмет, понятийный аппарат, принципы, функции, цели, задачи и методы, структура и место криминалистического учения об организации расследования преступлений в системе криминалистики; научная организация деятельности следователя.
Вторая часть объединяет положения, относящиеся к конкретным условиям, средствам, приемам и методам организационной деятельности, а также положения и рекомендации по использованию организационно-технических, организационно-тактических, организационно-методических и иных приемов, методов и средств, обеспечивающих эффективное и оптимальное расследование преступлений, и включает информационные основы расследования, криминалистическое прогнозирование, криминалистические решения, планирование расследования, криминалистические операции и криминалистические комбинации, взаимодействие следователя с субъектами раскрытия и расследования преступлений, участие населения в раскрытии и расследовании преступлений, разыскную деятельность следователя, преодоление противодействия расследованию, криминалистическую профилактику.
Исследование вопроса о месте криминалистического учения об организации расследования преступлений в системе криминалистики и анализ организационного обеспечения практической деятельности в сфере уголовного судопроизводства позволяют прийти к следующим выводам:
1. Криминалистическое учение об организации расследования преступлений представляет собой самостоятельный элемент системы частных криминалистических теорий. Оно обладает достаточной степенью самостоятельности, систематизации, объемной и функциональной взаимосвязью с другими частными криминалистическими теориями и криминалистическими учениями. Это позволяет объединить в нем в качестве первоосновы совокупность теорий и учений, предмет познания которых составляют закономерности обеспечения эффективной организации деятельности в сфере уголовного судопроизводства. В криминалистике учение об организации расследования преступлений как реально существующую область научного знания следует рассматривать, прежде всего, в рамках общей теории криминалистики, поскольку сфера ее применения носит общекриминалистический характер и составляющие ее
научные знания используются всеми разделами криминалистики.
2. Сосредоточение в структуре общей теории криминалистики организационных основ расследования преступлений будет способствовать более глубокому и всестороннему изучению как общих, так и частных организационных положений, способствуя интеграции и дифференциации криминалистических знаний. Наличие частных организационных вопросов не только не исключает, но и предопределяет исследование общих положений организации расследования преступлений, которые являются базовыми для решения частных.
3. Частные организационные положения криминалистического учения и их научно-практические основы применяются при разработке проблем криминалистической техники, криминалистической тактики и методики расследования отдельных видов преступлений, а также получают реализацию в форме комплекса рекомендаций по использованию системы организационно-технических, организационно-тактических, организационно-методических и иных приемов, методов и средств, обеспечивающих эффективное и оптимальное расследование.
Криминалистическое учение об организации расследования преступлений можно рассматривать как целостную систему научного знания, которое имеет прямые (непосредственные) и косвенные (опосредованные) связи с современными частными криминалистическими теориями и учениями, объединенными в рамках раздела «Общая теория криминалистики», а также с разделами «Криминалистическая техника», «Криминалистическая тактика» и «Криминалистическая методика». Применение положений учения об организации расследования преступлений при разработке проблем общей теории криминалистики, криминалистической техники, криминалистической тактики, криминалистической методики способствует познанию совокупности организационных элементов, обеспечивающих эффективность организационно-технических, организационно-тактических и организационно-методических основ деятельности.
Практическая реализация криминалистического учения об организации расследования преступлений, осуществляемая на основе комплекса научно обоснованных положений и профильных научно-практических рекомендаций, направлена на обеспечение эффективности деятельности как следователя, так и иных субъектов выявления, раскрытия, расследования преступлений, а также судебного разбирательства. Она включает в себя: 1) меры, направленные на выявление, обобщение и анализ в ходе исследования следственной, экспертной и судебной практики причинно-следственной
<
I
^
м S а
Е-
<
X I
О S
и
и ^
ЬЙ
и
129
<
I
^
U S а
н
<
I I
О S
и
и ^
iC
и
130
связи недостатков (проблемы, ошибки, просчеты) в организации деятельности; 2) предложения по минимизации и устранению недостатков на основе использования положений криминалистического учения об организации расследования преступлений в целях обеспечения эффективности следственной, экспертной и судебной деятельности; 3) последовательную совокупность частных положений (элементов), определяющих организационную составляющую деятельности, которая может иметь алгоритмизированный вид.
Каковы же ожидаемые результаты реализации Концепции криминалистического учения об организации расследования преступлений? Концепция призвана внести существенный вклад в совершенствование и развитие криминалистики; восполнить пробелы некоторых частных криминалистических теорий и криминалистических учений, относящихся к конкретным направлениям организационной деятельности, цель которых — обеспечение ее эффективности; осуществить познание организационных закономерностей частных криминалистических теорий и криминалистических учений; обеспечить модернизацию комплекса научно-практических рекомендаций по организации расследования преступлений, который отвечал бы современ-
Список литературы:
1. Криминалистическое учение об организации расследования преступлений: формирование и практическая реализация: матер. межвуз. науч.-практ. семинара «Раскрытие и расследование преступлений: наука, практика, опыт» (г. Москва, 25 марта 2014 г.) / отв. ред. А.Ф. Волынский, Б.Я. Гаврилов, Е.П. Ищенко, И.П. Можаева. М., 2014.
ным политическим, социально-экономическим и правовым условиям и был направлен на совершенствование и интенсификацию деятельности, осуществляемой в сфере уголовного судопроизводства.
Реализация настоящей Концепции должна стимулировать общетеоретические и отраслевые научные исследования, связанные с изучением проблем организации деятельности ряда субъектов, осуществляющих своими методами и средствами борьбу с преступностью (следователя, дознавателя, оперативного сотрудника, специалиста, эксперта и других участников уголовного судопроизводства) на уровне непосредственного выявления, раскрытия и расследования преступлений, а также субъектов, обеспечивающих судебное разбирательство; гарантировать совершенствование организационного обеспечения деятельности субъектов уголовного судопроизводства в досудебном и судебном производстве по уголовным делам о преступлениях различных категорий; гарантировать планомерное качественное реформирование нормативно-правовой базы в сфере организации деятельности правоохранительных органов; обеспечить совершенствование профессиональной подготовки, повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов.
М.,
2. Можаева И.П. Концепция криминалистического учения об организации расследования преступлений: монография. 2014.
E-mail: [email protected]