КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ
А. Н. ЛАРИН
Статья представляет собой обзор различных сторон понятия «музыкальная культура», что позволило автору идентифицировать данное понятие применительно к процессу социализации младших школьников.
В статье процесс формирования музыкальной культуры младших школьников в процессе социализации рассмотрен как социально-педагогическое явление. На основе семантического, категориального и логического анализа автором рассмотрены особенности формирования музыкальной культуры младших школьников в процессе социализации, и выявлена сущность данного феномена.
Автор анализирует различные концепции феноменов «культура» и «музыкальная культура», рассматривает основные дефиниции исследуемых понятий, определяет их место в процессе социализации младших школьников. На основе развернутого педагогического анализа рассмотрен генезис данных понятий, раскрыта специфика каждого их них, проанализированы концептуальные идеи исследователей по данной проблематике.
Проанализированы основные теоретические обоснования и методологические конструкты формирования музыкальной культуры младших школьников в процессе социализации, обусловлены научные подходы к данному феномену, а также определены основные содержания трактовки понятий «культура» и «музыкальная культура», свидетельствующие о спектральности, разнообразии изучаемых феноменов, неоднозначности подходов к определению их содержательных элементов и сущностных компонентов.
На основании анализа концепта «музыкальная культура» автор выводит определение «музыкальная культура», которое им рассматривается как единство социального и культурного в процессе социализации личности, как вид художественной культуры и части духовной культуры человечества, как сфера распространения, трансляции, передачи исторически сложившихся ценностей, норм, традиций, включающая в себя результаты познания, произведения музыкального искусства, нормы нравственности и права, реализуемые в нравственном и эстетическом развитии личности, в потребности общения в мире музыки, а также через нее познания окружающей жизни и самого себя с целью социализации в обществе.
Ключевые слова: социализация, культура, формирование музыкальной культуры, младший школьник.
Важнейшей задачей современного российского общества является самоидентификация и духовно-культурное самоопределение личности в соответствии с реалиями социума, целевая ориентация, с одной стороны, на настоящее и будущее, с другой - анализ опыта прошлого, традиций отечественной и мировой культуры.
Существенные изменения, характерные для современного периода развития государства обосновывают необходимость совершенствования деятельности всей системы образования, серьезным недостатком которой является недостаточное воздействие на развитие творческих способностей обучающихся. Развивающемуся социуму требуются нравственные, высокообразованные, активно деятельные люди, отличающиеся динамизмом, инновационным конструктивным мышлением,
способные самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, готовые к межкультурному взаимодействию [7].
Целью социализации личности, в частности, формирования музыкальной культуры младших школьников в современном образовательном процессе является, прежде всего, воспитание представлений о значимости культуры в целом, об ее духовных основаниях, о роли личности в истории культуры, об исканиях человека и парадоксах культурного становления в России и за рубежом. Замечено, что культура оказывает свое влияние как на собственно уровень развития познания личности, так и на характер ее интеллектуальных предпочтений, отражающих требования культуры того общества, в котором живут его представители.
В этой связи представляет интерес рассмотрение такого понятия, как «культура».
Термин «культура» встречается в трактатах и письмах Древнего Рима. В эпоху Возрождения в немецком Просвещении термин «культура» был синонимом «цивилизации», употреблявшимся французскими просветителями, и обозначал духовное совершенствование человечества.
В развитии этого взгляда понятие «культура» можно определить как неприродное явление, определяемое в широком плане как вся позитивная деятельность людей и ее результаты.
Различные подхода к пониманию феномена «культура» позволяют рассматривать данное понятие» по своему внутреннему содержанию как процесс развития самого человека как общественного существа, как целостной и гармонической личности, как способ существования человека как субъекта деятельности, мера его индивидуально-творческого, социального, интеллектуального, нравственного, эстетического и физического совершенствования.
Культура как феномен функционирует согласно собственным законам развития, которые не всегда можно объяснить с позиций социальных причин. Культура - исторически развивающаяся система, и поэтому, с целью ее познания, важно постоянно иметь в виду исторический контекст этого явления.
Как мы видим, исходя из вышеизложенного, понятие «культура» трактуется по-разному, но при всех различиях наиболее существенными ее признаками выступают такие, как глубокое, осознанное и уважительное отношение к наследию прошлого, а также способность к творческому восприятию, пониманию, преобразованию действительности в той или иной сфере деятельности и отношений.
В. С. Библер в своих исследованиях отмечает, что понятие «культура» складывается, на его взгляд, из таких определений: культура как форма одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур; культура - это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления; культура - это изобретение «мира впервые» [2]. Основной культурной ценностью, считает В. С. Библер, является сам человек. С его точки зрения, понимание человека в контексте культуры представляет собой понимание индивида во всей его неповторимости, единственности и всеобщности [2].
Трактовка понятия культуры, по мнению Г. В. Михеевой, тесно связана с интерпретацией
культурных контактов. Культурные контакты являются существенным компонентов общения между народами. Поэтому при взаимодействии культуры не только дополняют друг друга, но и вступают в сложные отношения друг с другом, при этом каждая из них обнаруживает свою самобытность и специфику. В своих контактах культуры взаимно адаптируются в форме заимствования их лучших продуктов. Если на протяжении столетий представления об открытости культур, их взаимодействии неизменно сочетались с идеей безусловного приоритета европейской культуры, то на рубеже XIX-ХХ вв. стало очевидно, что о мировой культуре нельзя судить из одной лишь перспективы, характерной для европейского периода истории. Исчезновение образа исключительности западной культуры открыло новые перспективы исследования, ориентированного на выявление неповторимой специфики других культур. Идея о множественности культур предполагает выяснение вопроса о проницаемости - непроницаемости культур, о возможности их конструктивного взаимодействия [10].
В теории линейного, прогрессивного развития культур, исходя из положения о единстве мирового культурного процесса, культурное взаимодействие понималось как следование одной линии развития путем ассимиляции другими культурами достижений культуры, стоящей на более высокой ступени развития. В концепциях циклического развития межкультурное взаимодействие отрицалось на основании неповторимости пути развития каждой отдельной культуры, непостижимости ее внутреннего духа. Но как бы ни были многообразны культурные формы, разительно не похожи друг на друга, они являются порождением одного и того же корня, единого в своей сущности. Именно общее основание культуры дает ключ к пониманию других культур и, следовательно, открывает возможность конструктивных культурных взаимодействий. В то же время, в межкультурных взаимоотношениях всегда присутствует элемент трансформации, обеспечивающий сохранение уникальности каждой культуры.
Основополагающее свойство целостного человека культуры - это его способность к культурной идентификации, то есть осознанию своей принадлежности к определенной культуре, ин-тернализации ее ценностей (принятию их как своих), выбору и осуществлению культуросооб-разного образа жизни, поведения, самодетерминации в горизонте времени культуры [1].
Культура претендует на роль объединительного начала общества, в связи с чем необходимо
говорить о межкультурной коммуникации, которая по мнению Г. В. Елизаровой и А. П. Садохи-на, представляет собой не простое механическое сочетание «коммуникации» и «культуры», а синтез, органический сплав, создающий новое явление [12]. Процесс межкультурной коммуникации есть специфическая форма деятельности, которая не ограничивается знаниями иностранных языков, а требует также знания материальной и духовной культуры другого народа, социальной группы, религии, ценностей, нравственных установок, мировоззренческих представлений, в совокупности определяющих модель поведения партнеров по коммуникации.
Рассмотрим феномен «культура» с позиций антропологического, социологического, философского, культурологического подходов.
Так, антропологический подход рассматривает культуру с точки зрения признания равноценности всех мировых культур и самоценности культуры каждого народа, на каком бы этапе своего развития он ни находился. Первым антропологическую трактовку феномена культуры дал в 1871 г. Э. Тейлор, определивший культуру как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку как члену общества, при этом он разделял господствовавшие в то время установки позитивизма и эволюционизма, но культура как социальный феномен не может полностью выводиться из биологической природы человека [11].
Социологический подход трактует культуру как фактор организации и образования жизни общества - это прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта; наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности; язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи; общепринятый способ мышления (Р. Линтон, Э. С. Маркарян) [8].
С позиций философско-исторического подхода (деятельностного) понятие «культура» используется в качестве центральной категории философии, истории, понимаемой как «история духа», духовного развития человечества; культура рассматривается как синоним интеллектуального, нравственного, эстетического разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции. По мнению И. Гердера, культура истолковывалась как второе рождение человека, который только путем упражнения в течение всей жизни воспитывается до уровня человечности [11].
Культурологический подход обуславливает соответствующую логику исследования, в которой устанавливается связь между исторической эпохой, типом культуры, способами взаимодействия, особенностями мировосприятия, где особую значимость приобретает культурологическая диагностика, позволяющая выявить и изучить признаки, характеризующие современное состояние различных элементов культуры и условий ее функционирования для прогнозирования возможных направлений развития [9].
Данные подходы позволяют сделать вывод о том, что в процессе социализации младших школьников роль культуры велика, так как культура представляет собой социально-прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, направленную на преобразование действительности, на превращение богатства человеческой истории во внутреннее богатство личности, на всемирное выявление и развитие сущностных сил человека [13]. Любой человек, взрослея, прежде овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками.
В современных условиях образование личности рассматривается в качестве основного способа трансляции, воспроизводства и порождения культуры, где личность социализируется благодаря в том числе, и присвоению культуры.
В современных условиях образование перестает быть только внешне организованным процессом. Его роль, в значительной степени, сводится к социокультурному образованию личности. Динамизм социума, усиление роли личности, гуманизация и демократизация отношений в нем, выход образовательного процесса за стены учебных заведений, за рамки традиционно сложившихся норм, позволяет образовательной среде органично вписаться в систему культурно-образовательной инфраструктуры общества [6].
Каждый человек проходит через процесс ин-культурации, поскольку без него не может существовать как член общества. Понятия «социализация» и «инкультурация» перекрывают друг друга по содержанию, поскольку оба обозначают освоение людьми элементов социокультурного окружения: культурного пространства-времени, функциональных объектов, технологий деятельности, нормативных образований [15].
Современное социокультурное сознание, отказываясь от заранее определенных стереотипов, начинает признавать за личностью право быть самой собой: иметь собственный социальный
опыт, самоопределяться в культуре, проявлять свою индивидуальность во всех направлениях жизнедеятельности в различных социальных группах, осознавать свою жизнь как ценность, испытывать потребность в самовыражении.
Социально-культурная деятельность как педагогика совершенно особого развития и становления личности принципиально открыта для личности как субъекта культуры, а социализация младших школьников в учреждениях дополнительного образования, в частности, в музыкальных студиях дает возможность для развития творческого, самодетерминированного, развернутого в пространстве эмоционально насыщенных, духовно-творческих межличностных отношений, охватывающего социальные ситуации жизнедеятельности младших школьников.
Основными механизмами процесса вбирания в себя всей массы культурных артефактов являются процессы интериоризации (формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности), экстериоризации (процесс порождения внешних действий, высказываний и т. д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся в процессе интериоризации внешней социальной деятельности человека, идентификации (отождествление людьми друг друга и себя с определенной категорией социума по конкретному признаку) [14].
Помимо названных механизмов приобщения младших школьников к социокультурному потенциалу общества и его ценностным приоритетам, существуют определенные пути включения личности в культурную среду - наблюдение, подражание, общение, обучение, образование, воспитание, профессиональная и творческая деятельность. В этих процессах создаются, воспринимаются, используются, изменяются, отвергаются, накапливаются духовно-нравственные и социально-значимые ценности.
Особый интерес в контексте нашего исследования вызывают некоторые концепции, рассматривающие феномен «культура», с разных подходов.
Согласно социоатрибутивной концепции (функциональная, деятельностная, технологическая), культура понимается как неотъемлимый атрибут человеческого социума, который охватывает все то, что создано руками и разумом человека, все искусственные, а не природой данные явления [15].
Антропоцентристская концепция (гуманистическая) акцентирует роль культуры в формировании личности и рода человеческого вообще. Здесь
культура выступает как способ и мера «производства» человека, а не вещественных изделий [4]. В отличие от социоатрибутивной концепции здесь сущность культуры видится не в материальном или духовном производстве, а в этических нормах, эстетических вкусах, мировоззренческих убеждениях, которые и делают человека человеком.
Трансцендентная концепция отличается тем, что не ограничивает культуру ни границами исторических обществ, ни пределами личностного мира. Культура - это сверхличностное и сверхсоциальное явление, обладающее ценностью, ибо личности и общества, являющиеся творцами культурных ценностей, рано или поздно исчезают, а культура остается [3].
В основе информационно-семиотической концепции заложена идея Ю. М. Лотмана, который считал, что культура есть совокупность всей не наследованной (негенетической) информации, способов ее организации и хранения [6].
Духовно-смысловая концепция представляет культуру как универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего, передающегося из поколения в поколение [5].
Современные концепции рассматривают культуру в различных ипостасях: как явление, отражающее духовную природу человека, как выражение духовных ценностей и нравственных норм человечества (аксиологическая); как совокупность способов человеческой деятельности, а также высший уровень овладения какой-либо областью деятельности (деятельностная); как актуализацию социальной природы человека; как способ движения личности в социальном пространстве и времени; как систему ее качеств и характеристик, важных для реализации отношений человека к природе, обществу, своим телесным и духовным потребностям, для процесса его социализации (личностная); как совокупность знаков, как систему, передающую и хранящую информацию (семиотическая); как определенную историческую эпоху, ступень развития конкретного народа, социума (социологизаторская); как сумму продуктов деятельности и общения людей; «склад» технических и социальных достижений, накопленных человечеством в процессе его развития; наследие, оставленное прошлыми поколениями и обеспечивающее прогресс человечества (суммативная); как креативную деятельность человека по совершенствованию того, что дается ему природой, обществом, что заключено в нем самом как космопланетарном, биосоциальном,
культурно-историческом существе (эвристическая) и т. д. [14].
Таким образом, данные воззрения подтверждают роль культуры в процессе формирования высокообразованной личности, познания чрезвычайно богатого и многообразного мира.
Анализ существующих научных разработок при всем многообразии различных подходов к изучаемой проблеме не может, однако, служить основой для целостной теоретической системы формирования музыкальной культуры младших школьников в учреждениях дополнительного образования, в частности, в музыкальных студиях из-за отсутствия целенаправленного, научно-обоснованного подхода, а также недостаточной степенью ее разработанности в современной педагогике.
Рассмотрим формирование музыкальной культуры младших школьников в процессе социализации с позиций различных подходов к данной проблематики.
Так, с позиций семантического подхода, личность имеет возможность изучать многообразные направления музыкальной культуры, созданные на разных исторических этапах развития общества (С. С. Аверинцев, М. М. Бахтин, Л. Я. Гуревич, Л. Н. Коган, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман и др.).
Антропологический подход свидетельствует о том, что развитие музыкальной культуры человека в процессе его общения с музыкой оказывается связанным со становлением трех сфер человеческой психики - рациональной (интеллектуально-практической), эмоциональной (мотивационно-ценностной) и волевой (нравственно-практической) (Ю. А. Лукин, Л. Н. Столович и др.).
Философский подход связан с музыкальной онтологией А. Ф. Лосева, интуитивистской философией А. Бергсона, В. Янкелевича, Г. Марселя; с феноменологической ориентацией Р. Ингардена, Н. Гартмана, С. Лангера; с англо-американской «реалистической» философией А. Уайтхеда, Дж. Сантаяны; с прагматизмом Э. Липпмэна, Д. Фергюсона, и является всесторонним учением о природе музыки, включающим последовательное объяснение ее значения и выяснения ее отношения к миру человеческого мышления.
Аксиологический подход рассматривает музыкальную культуру с воззрений ценностного образования, что позволяет субъекту выбирать из накопленных веками материальных и духовных ценностей те, которые в наибольшей мере отвечают его потребностям, интересам, эстетическим идеалам (С. Ф. Анисимов, В. М. Демин и др.).
Эвристический подход заключается в том, что информационно-музыкальная культура рассматри-
вается через призму творческой деятельности (Н. С. Злобин, Л. В. Залесская, Л. Н. Коган, Э. А. Баллер и др.).
Деятельностный подход определяет музыкальную культуру личности через многообразие проявлений деятельности (Э. С. Маркарян, М. С. Каган, В. Е. Давидович и др.).
Суммативный подход представляет музыкальную культуру как сумму процессов и результатов деятельности человека (Э. В. Соколов и др.).
Социологический подход рассматривает сущность музыкальной культуры исключительно как многофункциональную, начиная от символического воплощения общественно-значимых понятий нравственно-религиозного, политического характера до самых конкретных практических ситуаций.
Необходимость рассмотрения различных подходов к процессу формирования музыкальной культуры младших школьников в процессе социализации в учреждениях дополнительного образования обусловлена характером избранного для рассмотрения сложного объекта, каким является музыкальная культура. Изучение данных подходов рассматривается и как способ анализа, и как метод синтеза различных знаний для построения в дальнейшем технологии формирования музыкальной культуры младших школьников.
Изучение отдельных сторон сложного и многогранного феномена «музыкальная культура» осуществлялось многими отечественными и зарубежными учеными, чьи воззрения сводились к определению музыкальной культуры как некой целостности, включающей совокупность духовных ценностей в области музыкального искусства в их многообразном проявлении, а также деятельность людей по созданию, хранению и потреблению музыкальных ценностей (Ю. Б. Алиев, Н. Н. Гаврюшенко, Д. Б. Кабалевский, Ю. А. Лукин, М. И. Найдорф, А. Сохор, Л. А. Тарасова и др.).
Поискам путей формирования отдельных сторон музыкальной культуры младших школьников посвящены также исследования К. В. Тарасовой (музыкальность), Н. А. Чичериной (предпосылки музыкального вкуса), И. В. Груздовой (эмоциональная отзывчивость на музыку), А. В. Шумаковой (эмоциональная отзывчивость на музыку), Г. А.Никашиной (эстетические чувства), Е. В. Мо-гилиной, (музыкальные способности).
Определение значимости музыкального воспитания в развитии детей, формировании их музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству принесли в своих исследованиях Д. Б. Кабалевский, М. Г. Рыцарева, Б. М. Теплов,
Т. В. Челышева, В. Н. Шацкая, и др. В педагогике музыкального образования проблемами, связанными с начальным этапом эстетического воспитания детей, занимались О. Апраксина, Л. Г. Дмитриева, А. Ф. Любова, Л. В. Моисеева, Н. М. Черно-иваненко и др.
Т. А. Колышева, Р. А. Тельчарова, Н. В. Соколова и др. изучали область развития музыкальной культуры в условиях профессиональной подготовки учителя музыки.
Таким образом, анализ источниковедческой базы свидетельствует о том, что проблема формирования музыкальной культуры младших школьников приобретает в последние годы особую актуальность. Вся история человечества показывает, что музыка является одним из основных катализаторов социального становления личности. В силу огромного эмоционального воздействия, музыкальное искусство способно порождать в человеке потребность в проявлении духовности, возвышенных чувств, интеллекта, творческих задатков, т. е. формировать его внутреннюю музыкальную культуру.
В контексте нашего исследования музыкальная культура младших школьников представляет собой единство социального и культурного в процессе социализации личности. Музыкальная культура выступает как вид художественной культуры и части духовной культуры человечества. Формирование музыкальной культуры младших школьников - это сложная система, элементами которой являются, с одной стороны, виды музыкальной деятельности вместе с их инфраструктурой и музыкальные ценности; с другой стороны - типы музыки, принадлежащие разным эпохам и мировым культурам. Музыкальная культура - это сфера распространения, трансляции, передачи исторически сложившихся ценностей, норм, традиций, включающая в себя результаты познания, произведения музыкального искусства, нормы нравственности и права, реализуемые в нравственном и эстетическом развитии личности, в потребности общения в мире музыки, а также через нее познания окружающей жизни и самого себя с целью социализации в обществе.
Литература
1. Бахтин М. М. Эстетика современного творчества. М., 1986.
2. Библер В. С. От наукоучения - к логике культуры: два философских введения в XXI век. М., 1991.
3. Введение в культурологию: учеб. пособие для вузов / рук. автор. колл. и отв. ред. Е. В. Попов. М., 2005.
4. Гуревич П. С. Культурология: учеб. пособие. М., 2009.
5. Культурология: учеб. пособие / сост. и отв. ред. А. А. Радугин. М., 1996.
6. Мангер Т. Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально-культурной сфере: теория, методология, практика: монография. Тамбов, 2007.
7. Мангер Т. Э. Совершенствование системы непрерывной подготовки специалистов культуры и искусства в многоуровневом вузе: монография. Тамбов, 2006.
8. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
9. Межуев В. М. Культура как проблема философии// Культура, человек и картина мира. 5-е изд. М., 2005.
10. Михеева Г. В. История русской библиографии. СПб., 2006. Ч. 1.
11. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов. 6-е изд., перераб. и доп. M., 2007.
12. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация: учеб. пособие. М., 2004.
13. Философский словарь. М., 1987.
14. Херсковиц М. Культурная антропология. М., 1955.
15. Хрестоматия по культурологии / под ред. Г. В. Драч. М., 2005.
* * *
CONCEPTUAL BASES OF FORMATION OF MUSICAL CULTURE OF YOUNGER SCHOOL CHILDREN IN THE COURSE OF SOCIALIZATION
A. N. Larin
Article represents the review of various parties of the concept «musical culture» that allowed the author to identify this concept in relation to process of socialization of younger school children.
In article process of formation of musical culture of younger school children in the course of socialization is considered as the social and pedagogical phenomenon. On the basis of the semantic, categorical and logical analysis the author considered features of formation of musical culture of younger school children in the course of socialization and the essence of this phenomenon is revealed.
In article the author analyzes various concepts of phenomena «culture» and «musical culture», considers the main definitions of studied concepts, defines their place in the course of socialization of younger school children. On the basis of the developed pedagogical analysis genesis of these concepts is considered, specifics of each of them are opened, conceptual ideas of researchers on this perspective are analyzed.
The author analyzed the main theoretical justifications and methodological constructs of formation of musical culture of
younger school children in the course of socialization, scientific approaches to this phenomenon are caused, and also, the main contents of treatment of the concepts «culture» and «musical culture», testifying to spectrality, a variety of studied phenomena, ambiguity of approaches to definition of their substantial elements and intrinsic components are defined.
On the basis of the concept analysis «musical culture» the author removes definition «musical culture» which is considered by it as unity of social and cultural in the course of socialization of the personality as a type of art culture and part of spiritual
culture of mankind as the sphere of distribution, translations, transfers of historically developed values, norms, traditions, including results of knowledge, work of musical art, norm of moral and rights realized in moral and esthetic development of the personality, in need of communication for the music world, and also through it knowledge of surrounding life and itself for the purpose of socialization in society.
Key words: socialization, culture, formation of musical culture, younger school student.