Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. № 4 (45). С. 147-150.
УДК 343
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
CONCEPTUAL FRAMEWORK OF ANTI-CORRUPTION LEGISLATION
FOREIGN COUNTRIES
А. В. ФАДЕЕВ (A. V. FADEEV)
Рассматривается опыт ряда зарубежных государств в области противодействия коррупции. Приводятся концептуальные направления их деятельности по этому вопросу. Анализируется эффективность данных антикоррупционных мер.
Ключевые слова: противодействие коррупции; латентность коррупционных правонарушений; международно-правовые конвенции; имплементация международного законодательства; зарубежный опыт противодействия коррупции.
The article describes the experience of foreign States in the area of combating corruption. Provides conceptual activities of a number of foreign countries to fight corruption. Analyses the effectiveness of anticorruption measures.
Key words: combating corruption; the latency of the corruption offences; international legal Convention; the implementation of international law; foreign experience of counteraction of corruption.
На разных этапах развития зарубежных государств неизбежно вставал вопрос о борьбе с коррупцией как с одним из факторов, препятствующих демократическому развитию. Анализ международных нормативных правовых актов и мер противодействия коррупции позволяет определить концептуальные основы для формирования российского антикоррупционного законодательства.
Использование служебного положения в корыстных целях, возможность влияния на политические и экономические процессы всегда привлекали особое внимание криминально настроенных элементов. Несмотря на особенности возникновения и распространения коррупции в отдельных государствах, можно проследить основные факторы, способствующие её развитию: низкий уровень жизни, неблагоприятная криминогенная ситуация, социальное расслоение населения, неразвитость и недоверие к судебной системе, оторванность власти от общества, слабое антикоррупционное законодательство и др.
Исследование международного опыта позволяет сделать вывод о приоритетности
профилактики и устранения причин коррупции. В Российской Федерации до последнего времени делался акцент на борьбе с должностными преступлениями без анализа факторов, способствующих их совершению, в связи с чем большой объем занимала латентная коррупционная преступность.
Свободной от коррупции не может себя признать ни одна страна в мире, но некоторые государства сумели минимизировать её проявления. Основные концептуальные направления можно проследить на примере наиболее эффективно противостоящих коррупции зарубежных государств.
Наличие специализированного органа по борьбе с коррупцией предполагает концентрацию сил и средств противодействия в одних руках. Для этого в некоторых государствах за рубежом созданы и функционируют специализированные антикоррупционные структуры. В Италии функционирует «Управ -ление расследований - Антимафия» [1], состоящее из представителей правоохранительных органов и гражданских служб. Данный орган расследует дела коррупционной
© Фадеев А. В., 2015
147
А. В. Фадеев
направленности и в сфере организованной преступности. В Сингапуре ещё в 1952 г. для предотвращения и расследования фактов коррупции образовано «Бюро по расследованию случаев коррупции» [2]. Директор Бюро подчиняется непосредственно премьер-министру Сингапура, что исключает вмешательство в его работу каких-либо третьих лиц. Бюро, помимо надзора за государственными органами и чиновниками, выявляет злоупотребления и в коммерческом секторе.
В некоторых странах можно наблюдать распределение полномочий по противодействию коррупции между несколькими ведомствами. Во Франции такими службами являются «Служба предупреждения коррупции» [3], «Центральная счетная палата», «Центральный офис наказания финансовых нарушений в финансовой сфере», «Центральная дирекция общего информирования». Все упомянутые структуры финансируются из государственного бюджета и работают в соответствующей сфере.
Во многих зарубежных странах существуют межведомственные комиссии из представителей государственных органов для координации их деятельности на высшем уровне. Такой структурой обладает Литва [4]. В её состав входят представители из областей права, экономики и управления.
Наличие нормативно-правовой базы по противодействию коррупции является обязательным условием для стран, входящих в Группу государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), и стран, ратифицировавших Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. В качестве примера можно привести одну из наименее коррумпированных стран в мире - Финляндию, которая является участником практически всех нормативных правовых актов Европейского союза и ООН, но имплементирует международные правовые нормы постепенно и поэтапно. Основной акцент в финском праве сделан на предупреждении и предостережении совершения коррупционных правонарушений. Данные нормы присутствуют в большинстве нормативных правовых актов и определяют не вид преступления, а конкретную сферу деятельности.
Институт предупреждения коррупции является основной мерой по её пресечению на стадии появления при наличии соответст-
вующей нормативно-правовой базы и следствием выполнения основных международных нормативных актов. К примеру, Бельгия [5], озаботившись о предупреждении, включила разъяснение норм поведения и антикоррупционных стандартов, а также их напоминание в понятие коррупции.
Деятельность общественности и общественных организаций, законы о предоставлении информации о деятельности государственных органов являются одними из наиболее эффективных мер по выявлению фактов коррупции за рубежом. Во многих странах в сети «Интернет» функционируют специальные страницы и сайты, где все желающие могут сообщить о ставших им известных фактах коррупционных правонарушений.
В нескольких государствах активно подключены к борьбе с коррупцией общественные организации. В Швеции с 1994 г. изучением уровня коррупции в различных сферах общества занимается общественная организация «Демократический аудит» [6], в которую входят политологи, экономисты, научные работники.
Многие страны имеют специальный правовой акт по противодействию коррупции. К примеру, в Румынии с 2000 г. работает закон «О предупреждении, выявлении и наказании коррупционных действий» [7]. В некоторых государствах меры по борьбе с коррупцией предусмотрены в рамках законов по борьбе с организованной преступностью (Литва, Беларусь).
Наличие национальных программ, стратегий, доктрин свидетельствует о стремлении страны к выполнению международных антикоррупционных требований. Основное внимание в таких актах уделяется построению системы контроля, работе негосударственных организаций, деятельности общественности и независимости СМИ. Польша на фоне распространенности коррупции в стране утвердила государственную программу «Антикоррупционная стратегия» [8], в рамках которой существует комиссия, разрабатывающая изменения в действующее законодательство. В Словакии существует «Национальная программа борьбы с коррупцией» [9].
Относительно оплаты труда чиновников можно привести в пример высказывание Марка Хонга - посла Сингапура в России:
148
Концептуальные основы антикоррупционного законодательства зарубежных стран
«Правительству необходимы профессионалы в своей области, поэтому им выплачивают заработную плату, близкую к их рыночной ценности. Было бы нереалистично ожидать, что талантливые люди пожертвуют своей карьерой и семьями на многие годы, чтобы удовлетворять требования зачастую не ценящей их усилия общественности. Если бы Сингапур не получил в распоряжения высшей политической власти лучших специалистов, это бы закончилось посредственными правительствами, неудовлетворительной денежной политикой и коррупцией» [10].
Развитию законодательства по противодействию конфликту интересов на государственной службе уделяется повышенное внимание в зарубежных странах. В частности, в Испании принят закон 5/2006 о противодействии использованию членами правительства и старших должностных лиц государственной администрации служебного положения в личных целях (конфликт интересов). Он содержит целый ряд правил, касающихся помимо прочего невозможности совмещения государственной службы с другими видами деятельности, ограничений по семейным связям и работы после службы. Закон дополняется положениями, которые требуют публикации послужного списка старших государственных чиновников, а также официального государственного бюллетеня, отражающего имущественное состояние членов правительства и госсекретарей [11].
Разработка кодексов профессиональной этики является важной составляющей антикоррупционной деятельности зарубежных стран. В США «Кодекс этики правительственной службы» [12] определяет нравственные нормы у чиновников с 1958 г. В Испании этический кодекс поведения государственных служащих, включенный в их основной устав, был принят в 2007 г. [13].
Введение ответственности юридических лиц за коррупционные преступления -одно из обязательных требований международных антикоррупционных конвенций. В Швейцарии уголовная ответственность юридических лиц [14] введена с принятием новых статей Уголовного кодекса в 2004 г. Парламент Черногории в 2005 г. принял закон об ответственности юридических лиц за уголовные преступления [15].
Законы о финансировании и деятельности политических партий. В румынском законе «О политических партиях и финансировании политических компаний» прописано об официальном опубликовании доходов и расходов политических партий, а также регламентирована система пожертвований [16].
Запрещение лоббирования как одной из форм коррупции является важным направлением законотворческой деятельности за рубежом. Закон, принятый 14 сентября 2007 г. в США («Honest Leadership and Open Government Act»), укрепляет требования к раскрытию информации о лоббистской деятельности и финансировании, вводит ограничения на подарки для членов Конгресса и их сотрудников, предусматривает обязательное раскрытие их расходов [17].
Для ограничения коррупции в финансовом секторе и борьбы с отмыванием преступных доходов наиболее эффективны органы финансовой разведки. Они функционируют во многих зарубежных странах. Главной задачей этих органов является сбор, анализ, оценка данных о финансовых операциях и предоставление информации о незаконных транзакциях правоохранительным органам.
Законодательство зарубежных стран развивается по пути введения дисциплинарной, а если потребуется и уголовной, ответственности за несоответствие задекларированных доходов расходам. Также можно выделить законодательно вводимую ответственность за подкуп иностранных должностных лиц как одно из требований международных антикоррупционных конвенций.
Членство в международных антикоррупционных союзах, ратификация конвенций, имплементация международного законодательства, взаимодействие по линии Интерпола и органов финансовых разведок являются важными критериями оценки мировым сообществом стремления государства противодействовать коррупции. 1 2
1. Богатыренко В. В. Меры противодействия организованной преступности и коррупции. Опыт Итальянской Республики. - URL: http://www.center. gov.by/articlei 0.html.
2. Заграница нам поможет. Бороться с коррупцией. - URL: http://www.km.ru/v-rossii/2013/ 10/01/pravitelstvo-rossii/721863-zagranitsa-nam-pomozhet-borotsya-s-korruptsiei.
149
А. В. Фадеев
3. Специализированные институты по борьбе с коррупцией: обзор моделей. - URL: http:// www.oecd.org/corruption/acn/39972100.pdf.
4. Конференция государств - участников Конвенции ООН против коррупции. - URL: http:// www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/ WorkingGroups/ImplementationReviewGroup/ ExecutiveSummaries/V1255485r.pdf.
5. ООН. Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Позиция делегации Королевства Бельгии. - URL: http://www.oecd.org/corruption/acn/39972100.pdf.
6. Сморгунов Л. В. Сравнительная политология : учебник для вузов. - СПб. : Питер, 2012. -С. 272-273.
7. Международный опыт относительно предотвращения и противодействия коррупции. -URL: http://nads.gov.ua/control/ru/publish/articl e?art_id=89917&cat_id=73427.
8. Как бороться с коррупцией? Принципы разработки и внедрения антикоррупционной стратегии для Польши. Фонд Стефана Бато-рия. - Варшава, 2010.
9. Сулакшин С. С. и др. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. - Т. 1. - М., 2013. -С. 316.
10. Хонг М. Сингапур - страна, победившая коррупцию // Дипкурьер. - 2001. - № 10 (30). -21 июня.
11. Испания. Юридические и институциональные изменения // Антикоррупционер. - 2009. - № 2 (4). - С. 76-77.
12. Кодекс этики правительственной службы. -URL: http://constitutions.ru/archives/7729.
13. Испания. Юридические и институциональные изменения.
14. Бирюков П. Н. Уголовная ответственность юридических лиц в Швейцарии // Вестник ФБУ ГРП при Минюсте России. - 2012. -№ 1.
15. Конференция государств - участников Конвенции ООН против коррупции. 15 февраля 2013 г. - URL: http://www.unodc.org/documents /treaties/UNCAC/WorkingGroups/Implementation-ReviewGroup/ExecutiveSummaries/V1380894r.pdf.
16. Милошевич З. Политические партии и коррупция. Взгляд из Сербии. - URL: http:// zapadrus.su/slavm/slobsm/202-2010-12-14-14-28-20.html.
17. Babington Ch. Bush Signs Lobby-Ethics Bill // Washington Post. - 2007. - 15 sept.
150