Научная статья на тему 'Концептуальные направления национального и регионального развития, основанные на фундаментальных положениях экономической теории'

Концептуальные направления национального и регионального развития, основанные на фундаментальных положениях экономической теории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мобилизационный тип социально-экономического развития / фактор Х-эффективности / механизм и источник образования прибыли / структурная экономическая политика / дифференциальная рента / конкурентоспособность отечественной экономики.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные направления национального и регионального развития, основанные на фундаментальных положениях экономической теории»

Нусратуллин В.К., Нусратуллин И.В?

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Ключевые слова: мобилизационный тип социально-экономического развития, фактор Х-эффективности, механизм и источник образования прибыли, структурная экономическая политика, дифференциальная рента, конкурентоспособность отечественной экономики.

1. Мобилизационный тип развития экономики как неизбежность

Сегодня, «набив шишки» на идеях рыночного развития, забыв системные основы управления и регулирования экономики Россия, в том числе и ее регионы, находятся в состоянии серьезного социально-экономического кризиса. И он рано или поздно потребует перевода экономики и общества на рельсы мобилизационного типа развития. Суть его состоит во вскрытии и активном привлечении всех резервов для выхода из кризисной ситуации и обеспечения дальнейшего форсированного развития.

Основными элементами мобилизационного развития являются, с одной стороны, обеспечение высокой организованности и дисциплины во всех звеньях иерархии управления экономикой, что возможно лишь в случае опоры на относительно жесткий тип централизованного управления; с другой - проявление широкой инициативы и творческого энтузиазма как непосредственных участников общественного производства, состоящих из предпринимательского состава и наемного персонала трудящихся, так и тех слоев населения, которые принимают участие в общественном производстве опосредовано. В последнем случае это - научно-техническая интеллигенция, являющаяся производителем достижений НТП, и управленческая прослойка, охватывающая своей руководящей деятельностью все общественное производство. Именно эти прослойки и обеспечивают принятие эффективных управленческих решений по всей структуре и иерархии власти.

Указанные выше составляющие мобилизационного развития претят духу либеральной идеологии функционирования рыночной экономики и так называемого «демократического общества», которой пронизана вся «Экономикс». Однако они не чужды нашей национально-патриотической идеологии, на основе которой Россия всегда выходила победителем во все критические периоды своего существования.

Для реализации идеологии прорыва необходим прочный союз двух начал, исходящих одновременно сверху и

снизу.

Сверху он должен исходить от национального (регионального) лидера, наделенного стратегическим умом видения светлых перспектив общенационального развития; непоколебимой верой в своих сограждан независимо от их принадлежности к той или иной нации, вероисповеданию, общественному положению; решительностью характера в разработке и достижению текущих и перспективных задач; искренними способностью и желанием вести за собой широкие массы людей и слои населения.

Снизу он должен быть упрочен доверием широких масс населения в своего национального лидера, верой в его идеи и замыслы по выводу всего общества из кризиса, по построению светлого будущего. Эта вера должна вывести народ, широкие слои населения на передний край жизни, жизнедеятельности в стране (регионе), превратить всех ее граждан в морально-нравственный, общественно-политический, духовно-идеологический монолит. Она должна разбудить в людях ныне крепко спящий в них так называемый Х-фактор, или фактор Х-эффективности. Суть его состоит в наличии бесконечного резерва творчества, энтузиазма и трудового порыва у всех участников общественного производства в рамках организации и наращивании форм и методов трудового, творческого соревнования, способных многократно повысить производительность труда и эффективность экономики по сравнению с обычными методами организации производства. В то же время, творческая активность всех слоев населения должна базироваться на эффективной системе материального стимулирования и морального поощрения. Этот союз двух организационно-идеологических начал должен быть свойственен как для общенационального, так и для регионального уровней устройства нашего государства - России.

1 Нусратуллин Вил Касимович - д.э.н., профессор, профессор кафедры общей экономической теории, Институт экономики, финансов и бизнеса БашГУ, Уфа.Е-mail: [email protected]

Нусратуллин Ильмир Вилович - к.э.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Институт экономики, финансов и бизнеса БашГУ, Уфа. E-mail: [email protected]

2. Теоретическое обоснование социально-экономического развития страны и ее регионов -необходимое условие успешного развития экономики и общества

В связи с необходимостью перевода экономики и общества на мобилизационный тип развития возникает необходимость всестороннего теоретического изучения этой темы со всеми ее проблемами и особенностями, рассматривая как в масштабах России, так и регионов.

Тем более что осознание факта вхождения в глубокое кризисное состояние экономики и общества еще мало прочувствовано и его низами, и верхами. То есть социально-экономическая ситуация в России и ее регионах еще не накалилась до той степени, чтобы вызвать активное «брожение» общественного сознания, заставляющее людей переступать через установленные нормы поведения и общественного порядка, побуждая к прогрессивным переменам ключевые надстроечные структуры общества.

Переходя непосредственно к обсуждению вопросов дальнейшего развития национальной экономики и экономики регионов, имеющих решающее значение в ускорении темпов их социально-экономического развития, отметим, что все они должны тесно соприкасаться с результатами исследований в сфере фундаментальной экономической науки, непосредственно включающей и экономическую теорию (политическую экономию).

Без такой предварительной работы по конкретному административно-хозяйственному образованию невозможно предлагать рекомендации как нечто обязательное к руководству в проведении экономической политики. Их можно предлагать только в виде определенного рода научно обоснованных концептуальных «подсказок», в то же время полученных в результате достаточно серьезных исследований. Соответственно, все они, а также другие положения и выводы экономической науки применительно к текущей современной практике должны быть предметом еще более глубоких и постоянно возобновляемых исследований в рамках серьезной фундаментальной науки, для развития которой должны быть созданы все условия. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем убежденно и уверенно руководствоваться ими в принятии решений в рамках совершенствования экономической политики регионов и страны в целом.

Не надо забывать, что экономика подчинена объективным законам общественного развития, И она должна опираться на научно выверенные подходы и методы регулирования с использованием опыта передовых стран. Эти методы и подходы в кризисные периоды развития экономики всегда опирались на ключевые положения развивающейся экономической науки и обычно подразумевали активное вмешательство государства в процессы народнохозяйственного регулирования. Так происходило в период Великой депрессии в США в 30-х годах прошлого столетия, когда президент Ф. Рузвельт активно корректировал развитие экономики, опираясь, в том числе, и на теоретические рецепты регулирования экономики, которые в дальнейшем были обобщены и развиты в работах Дж.М. Кейнса. Далее, кейнсианские методы стали идеологической программой построения социально ориентированного общества и социальной рыночной экономики в послевоенной Германии и других странах Западной Европы.

Потому-то мы и говорим, что правительствам страны и ее регионов, которые стремятся улучшить положение дел в своих экономиках, необходимо начинать с главного - восстановления «большой экономической науки». И здесь первоочередным стоит вопрос кадрового обновления и пополнения научных организаций фундаментально образованными и квалифицированными в области экономики научными сотрудниками, которые затем скрупулезно стали бы восстанавливать и наращивать соответствующий академическим научным учреждениям научно-исследовательский потенциал, способный обеспечивать производительный труд и фундаментальные результаты. Эти результаты никуда не исчезнут из сферы практического применения в экономиках регионов и страны. Они будут встраиваться в их экономическую политику, обеспечивая требуемую ее эффективность. И здесь важно осознание тесной связи экономической науки с экономической практикой.

Вспомним по этому поводу советский опыт организации фундаментальной науки. Результаты глубокой проработки поставленных и исследованных в те времена научных проблем немедленно внедрялись в экономическую практику и общественное производство на местах и в целом по стране. Они до сих пор во многом остаются востребованными и используются как в научных изысканиях современных исследователей, так и в деятельности практических работников в сфере формирования социально-экономических отношений. Разработки советской науки в преддверии перестройки послужили также и первопроходческими трудами в условиях перехода России на рельсы рыночной экономики.

3. Основные направления (подсказки) регулирования экономики страны и ее регионов, основанные на фундаментальных положениях экономической теории

В соответствие со сказанным перейдем к изложению рекомендаций, которые можно назвать подсказками к руководству ими в модернистской экономической политике правительств страны и ее регионов, которые по указанным выше причинам не претендуют на полную научную завершенность содержащихся в них выводов и положений. Соответственно отдельные из них излагаются в концептуальной форме, предполагая дальнейшие исследования и более глубокую проработку. Несмотря на это они могут быть использованы в части или в целом при формировании конкретных социально-экономических программ развития экономики и общества.

Первая подсказка, как можно было заметить, состояла в том, чтобы превратить фундаментальную экономическую науку в регионах и в стране в целом из «золушки» в «принцессу». Это предполагает в первую очередь решение организационных вопросов по формированию научно-исследовательских учреждений. Существующие в настоящее время недостаточно удовлетворительно оправдывают доверие широкой общественности и правительств регионов и страны.

Вторая подсказка является не столько подсказкой, сколько практической необходимостью, которая в связи с этим так или иначе уже решается на местах. Суть ее состоит в подборе и расстановке квалифицированных, компетентных кадров в управлении региональными хозяйственными процессами. В первую очередь в соответствии с преобладанием в их компетенции наряду с наработанным практическим опытом и фундаментального экономического образования. Оно подразумевает, по крайней мере, высшее, преимущественно очное экономическое образование в силу того, что количество часов по этой форме обучения является относительно достаточным для изучения фундаментальных основ экономики как в теоретическом, так и организационно-практическом плане.

Третья подсказка заключается в том, что для интенсификации региональной экономики необходимо восстановить системный подход в решении ее проблем в сфере управления и регулирования. В теоретическом плане он в первую очередь базируется на правильном представлении механизма и источника прибыли. Дело в том, что в марксистской политэкономии источником прибыли считается живой труд наемного работника, в неоклассической - предпринимательская инициатива. То есть оба подхода как бы взаимно исключают друг друга. Однако в действительности, как утверждают современные исследования в экономической теории,1 источником прибыли является общественный интеллект, складывающийся из субъектно-групповых интеллектов научно-творческой и управленческой интеллигенции, предпринимательства, наемного производственного персонала. Общественный интеллект, реализуясь через труд своих обладателей, «выдает на гора» научно-техническую продукцию, которая при последующем внедрении в общественное производство обеспечивает повышение его эффективности и экономический рост.

В соответствии со значимостью общественного и указанных субъективно-групповых интеллектов в механизме образования прибыли мы и выступаем за восстановление приоритетов науки в общественном производстве и не только экономической. Здесь больше говорим об экономической науке потому, что именно ее приоритеты в известный период в стране и регионах были более всего утрачены и до сих пор не восстановлены на требуемом уровне. Также мы достаточно определенно подчеркиваем весьма значимую роль эффективной деятельности управленческой прослойки населения в экономике и обществе, обращая внимание на то, что главная функция управления и ее проводников во всей вертикали управленческой иерархии заключается не в том, чтобы более всего проводить надзорную политику по отношению ко всем звеньям общественного производства, а в том, чтобы обеспечивать такие управленческие решения правового, административного, экономического характера, которые в наибольшей степени способствовали бы плавному и наиболее полному перетоку достижений НТП непосредственно в реальный сектор экономики. Ибо только инновации, как продукт научных изысканий при условии их непосредственного внедрения в реальное производство дадут наибольший производственный эффект, обеспечивая предпосылки образования наибольших нормы и массы прибыли. Поэтому считать в соответствии с выводами марксистской теории и «Экономикс», что прибыль создается в первом случае лишь живым трудом наемных работников и во втором только предприимчивостью предпринимателей, а работники госслужбы и управления тут как бы ни при чем - глубокое заблуждение.

В то же время, речь не идет о сложившейся в нашей стране системе частного перераспределения и присвоения незаработанных рентных доходов, которые должны находиться в казне государства, а не в кармане взявшихся невесть откуда частных собственников рентообразующих ресурсов, что влечет за собой ряд негативных последствий для развития экономики и общества.

В связи с указанным вся управленческая иерархия в системе государственной службы и управления, во всех ветвях государственной власти в стране должна работать в высшей мере организованно и эффективно, преодолевая также свою смертельную болезнь - коррупцию, которая стала главным фактором разрушения государственности, сильнейшим тормозом социально-экономического развития. Борьба с ней - залог «выздоровления» системы государственного управления и регулирования экономики.

Общественный интеллект как источник прибыли в соответствии с новыми выводами экономической теории, безусловно, нужно воспитывать и взращивать с детских лет до зрелого возраста людей, чем занимаются те специалисты, которые имеют то или иное отношение к системе воспроизводства людей, их воспитанию, обучению, оздоровлению будущих участников общественного производства, а также к системе сохранения здоровья, отдыха, восстановления работоспособности уже непосредственно участвующих в нем людей. Именно поэтому при системном подходе к решению вопросов экономического подъема регионов необходимо в комплексе подходить к развитию как производственной сферы экономики, так и социальной сферы, а также их инфраструктур, не выпячивая при этом что-либо одно, как наиболее приоритетное.

4. Концепция реализации системного подхода в интенсификации национальной

и региональных экономик

Таким образом, обобщая указанное выше отметим, что концептуальные направления деятельности правительств и в целом руководства страны и ее регионов с целью вывода их из кризиса с учетом системного подхода и благодатных перспектив развития экономики будут состоять в необходимости решения следующих первоочередных задач:

1) срочного восстановления эффективной системы образования всех ступеней, начиная с детского сада и заканчивая вузами и аспирантурой. Надо вновь учить детей фундаментальным дисциплинам в качестве базиса для получения инженерной грамотности населения и взращивания научно-технической интеллигенции. Это такие предметы как математика, физика, химия, биология, история, география, русский язык и литература и т.д.;

1 Имеются в виду исследования в рамках неравновесной экономической теории. См.: [2].

153

2) восстановления фундаментальной науки, за которой последует и прикладная наука. Образование и наука обеспечат поточное производство достижений НТП самого высокого уровня. В противном случае мы обречены на постоянное отставание, поскольку за границей самые новые достижения НТП не получишь потому что, во-первых, их всегда нам будут продавать; во-вторых, продавать недешево; в-третьих, будут продавать в устаревшем виде. «Россия обязана, - писал еще в 2012 г. В.В. Путин, - занять максимально значительное место в международном разделении труда не только как поставщик сырья и энергоносителей, но и как владелица постоянно обновляющихся передовых технологий как минимум в нескольких секторах. Иначе будем постоянно терять ресурсы, выплачивая их за новые, все более сложные и дорогие технологии промышленных товаров, материалов и медицинских препаратов, которые не умеем создавать сами» [3]. При отсутствии эффективной системы образования и фундаментальной науки мы обеспечим наше отставание навсегда;

3) отлаживания эффективной системы госслужбы и управления, ее функционирования на всех уровнях иерархии и во всех ветвях власти в первую очередь за счет внедрения так называемого «кнута», то есть ужесточения и использования законов о коррупции, о служебном несоответствии, халатности и т.п.; во-вторых, за счет «пряника», то есть разработки и внедрения стимулирующей системы оплаты труда госслужащих, когда она вся будет зависеть от конкретных результатов их деятельности. Действие этих механизмов обеспечит интенсивную ротацию, оздоровление и повышение квалификации управленческих кадров;

4) стимулирования предпринимательства в энергичной деятельности, обеспечивая ему условия достижения высокого уровня рентабельности производства, во-первых, за счет прекращения оттока капитала за границу, закрыв всякие оффшоры, прекратив нерегулируемый и беспошлинный вывоз капитала, который по указанным выше причинам не будет возвращаться. Тогда капиталу некуда будет деваться и он пойдет под низкие проценты в высокотехнологичные капиталоемкие отрасли в рамках как портфельного, так и прямого инвестирования производства; во-вторых, ужесточением налогообложения отраслей естественных монополий посредством как НДПИ, так и повышением экспортных пошлин на вывозимое сырье с тем, чтобы его невыгодно было вывозить за границу. И, наоборот, высокотехнологичную наукоемкую продукцию нужно обкладывать щадящим налогом; в-третьих, искусно регулировать импортные пошлины с тем, чтобы по мере повышения рентабельности предприятий отечественных отраслей их снижать, обеспечивая постоянную конкуренцию с внешними поставщиками для обеспечения тенденции снижения внутренних цен и повышение качества отечественной продукции; в-четвертых, проводить эффективную структурную политику государства по финансовой поддержке отечественной экономики за счет всего инструментального набора экономических методов регулирования, начиная с прямого субсидирования производства, введения льготного налогообложения, льготного кредитования, начиная с самых приоритетных отраслей, чтобы они далее смогли бы вытянуть другие отрасли, которые связаны с ними технологически по стадиям передела промежуточной продукции;

5) инициирования роста эффективности производства соответствующей мотивацией к труду наемного производственного персонала достаточно высокой его оплатой, обеспечивая повышение производительности труда, снижение фондо- и материалоотдачи. Это будет способствовать росту платежеспособного спроса на потребительские товары, стимулируя их производителей. В том же направлении должно работать государство, совершенствуя систему оплаты труда работников бюджетной сферы, также повышая ее уровень, одновременно снижая интенсивность их труда техническим оснащением рабочих мест и совершенствованием цифровых технологий;

6) обеспечения энергичной деятельности в направлении сокращения разрыва в доходах между децильными группами населения посредством введения прогрессивных ставок налогообложения личных доходов, личного имущества на душу населения. Это потребует доработки законодательства в направлении разработки и внедрения справедливого распределения национального богатства, что также обеспечит повышение эффективного платежеспособного спроса на потребительские и инвестиционные товары в стране и т. д. Именно сегодня актуальны слова Генри Джорджа: «Опасности, которые грозят нашей цивилизации, происходят не от слабости побуждений к производству. Отчего она страдает, и от чего, если не будет принято мер, она должна погибнуть, так это только лишь от неравномерного распределения богатства» [1, с. 309].

5. Дифференциальная рента, как головная боль субъектов регулирования экономики,

и что с ней делать

Четвертая подсказка имеет также политэкономическую подоплеку и она вновь связана с рентными отраслями экономики. Речь идет о таких рентных отраслях, как добывающие отрасли промышленности, топливно-энергетический комплекс, сельское и лесное хозяйство и др. Сегодня, имея теоретические корни, восходящие к марксистской политэкономии, ценообразование на продукцию этих отраслей регулируется государством в соответствии с замыкающей ценой их производства, а возникающая при этом дифференциальная рента в львиной своей доле перекочевывает в карманы частных собственников рентообразующих ресурсов. Отсюда нехватка бюджетных средств как для нормальной зарплаты и других выплат работникам бюджетных отраслей, а также на социальные расходы. Хотя, конечно, все знают, что эта рента через всякие личные унии, посреднические структуры, дивиденды крупным акционерам олигархического свойства, улетучивается мимо социальных ожиданий широких слоев населения. Беспрепятственно пересекает российские границы и оседает за рубежом в виде накоплений для приобретения и строительства частных яхт, пароходов, фешенебельных домов, замков, ресторанов в курортных зонах всего мира, футбольных команд за границей и т. д.

Самое интересное то, что сегодняшняя элита общества пытается всем нам внушить, что это естественный порядок вещей, что все так и должно быть, и что все это так и будет продолжаться. Между тем, частнособственническое

присвоение дифференциальной ренты оказывает губительное воздействие на экономику, ведя ее к застою, упадку и закономерному краху. И этот факт сегодня в экономике России налицо. С одной стороны, дифференциальная рента отягощает экономику в стоимостном аспекте без всякой пользы для госбюджета и населения, способствуя формированию цен на продукцию рентных отраслей, в частности тарифов ТЭК, ЖКХ и т.д., по замыкающим ценам производства и выше; с другой, возвращаясь в госбюджет лишь в малой толике (вспомним: слово «рента» происходит от латинского reddita - отданная назад, то есть в пользу общества), является главным фактором, формирующим дефицит бюджета, перечеркивая эффективность всей системы социального обеспечения населения.

Более того, в результате частнособственнического присвоения дифференциальной ренты, во-первых, вымывается огромный капитал из страны и ее регионов, который мог бы стать их мощным инновационно-инвестиционным ресурсом. По нашим расчетам, если бы тот капитал, который «убежал» из страны за 30 лет «перестройки», был бы пущен на инвестирование экономики страны на инновационной основе, то он сегодня обеспечил бы производство отечественного ВВП в пять раз большем размере по отношению к сегодняшнему. По его величине Россия в 2015 г. занимала 6-е место, а могла бы при указанных нами условиях занимать второе место после Китая (в 2015 г. доля России в мировом ВВП была равна 3,3%, США - 15,8, Китая - 17,1%. Возросший в 5 раз ВВП России составил бы 16,5%).

Во-вторых, в погоне за рентой, ее перераспределением предпринимательство во всероссийском масштабе просто не исполняет свои прямые обязанности, прямые функции по зарабатыванию предпринимательского дохода (экономической прибыли). И эта неисполнительность, бездеятельность, безынициативность предпринимательства сегодня всемерно поддерживается государственной бюрократией, ибо она сама в посредническом плане является активным рентопоглощателем. О какой модернизации может идти речь в этих условиях?

В-третьих, усиливается социальное расслоение населения, ведя к социальным катаклизмам. Опасность этого процесса в глобальном масштабе спрогнозирована ООН, и определенные шаги в борьбе по преодолению этой тенденции уже делаются, но весьма слабо, поскольку еще не все страны и политические деятели представляют всю глубину опасности развития этой тенденции. Главные из последствий ее развития это:

- внедрение все более истощающих природу технологий в гонке за увеличением производства как основного условия наращивания прибыли и сверхприбыли;

- исход населения с беднеющих территорий мирового пространства в наиболее богатые, что ведет к росту напряженности, обострению терроризма, нагнетанию военных конфликтов не только на этих территориях, но и во всем мире. В идеологическом плане это ведет к пышному расцвету неомальтузианских теорий и усиливающимся попыткам их претворения в жизнь, что в свою очередь влечет за собой вольное и невольное снижение инициатив, решительности в борьбе с болезнями, эпидемиями, последствиями природных и техногенных катастроф и т.п.

Каков главный путь борьбы с этим грозным явлением? Путь, вопреки существующему в экономике и обосновываемому в мейнстриме современной экономической теории критерию беспредельного наращивания прибыли, лежит в обратном направлении - во все большем торможении объемов ее концентрации у отдельных могущественных агентов рынка, распространении тенденции ее выравнивания по многим рыночным агентам с целью обеспечения им одинаковых исходных условий производства и выравнивания благосостояния потребителей. Поэтому рента как сверхприбыль, склонная к чрезмерной концентрации у отдельных лиц, в целях стабилизации экономики должна быть национализирована, на что существуют различные методы, вовсе не связанные с «экспроприацией экспроприаторов».

В условиях России речь в первую очередь идет о введении прогрессивных налогов на сконцентрированные в одних руках доходы, имущество и другие блага и перераспределении их через государственный бюджет в направлениях реализации социальных программ, структурной перестройки экономики и т.п. Рента должна систематически изыматься у олигархов и вообще у предпринимательства в пользу широких слоев населения с тем, чтобы заставить его (предпринимательство) работать более эффективно, в инновационных направлениях, нацеленных на модернизацию экономики.

Поскольку закон стоимости един, и цены на продукцию рентных отраслей экономики должны устанавливаться в соответствии со среднеотраслевыми ценами производства, то встает необходимость обеспечения условий успешного функционирования замыкающих предприятий рентных отраслей. Их продукция нужна обществу, а установленная правительством цена реализации их продукции зачастую оказывается ниже цены их производства. Решение этого вопроса, которое могут инициировать и региональные правительства, также предполагает системный подход, в соответствии с которым рентные отрасли экономики должны быть национализированы и представлять собой монопольную юрисдикцию государства. Это предполагает в соответствии с положениями экономической теории вхождение рентных отраслей экономики в состав естественных монополий национального хозяйства. Этот путь подсказывает опыт успешно развивающегося Китая, который сохранил в государственной собственности природные ресурсы, естественные монополии, крупные коммерческие банки, государственное регулирование наиболее важных для формирования экономических пропорций цен.

В случае национализации возникающая у замыкающих предприятий этих отраслей отрицательная рента при переходе к указанному нами правилу ценообразования с помощью установленной государством системы изъятий и компенсаций погашается положительной рентой. В системе внешней торговли государственная монополия в рентных отраслях экономики позволит государству регулярно пополнять свой бюджет за счет межстрановой ренты как разницы между экспортной и внутренней ценой ее реализации.

Переход на указанную систему регулирования стоимостных пропорций на продукцию рентных отраслей, то есть на топливо, ГСМ, сырье и материалы, позволит автоматически снизить издержки на их приобретение до пятиде-

сяти и гораздо более высоких процентов. Это имело бы решающее значение для повышения конкурентоспособности нашей экономики, особенно в части обрабатывающих (нерентных) ее отраслей.

6. О направлении решающего интеллектуального удара в целях повышения конкурентоспособности

отечественной экономики

Пятая подсказка также направлена на системное наращивание конкурентоспособности экономики страны, в том числе и ее регионов. Она заключается в том, чтобы все организационно-правовые мероприятия по интенсификации экономики строились бы с нацеленностью на формирование вертикально интегрированных производств по типу финансово-промышленных групп (ФПГ) на основе передачи производимой промежуточной продукции по себестоимости следующему звену ее передела с тем, чтобы себестоимость интегрированного конечного продукта была минимальной, обеспечивая ему наибольший запас ценовой конкурентоспособности. В этом направлении трансформации отечественной экономики на базе корпоративных структур возможно наращивание ее реальной конкурентоспособности с крупными иностранными корпорациями, а также транснациональными компаниями (ТНК).

Китайское руководство при модернизации своей экономики не стало разрушать и приватизировать свои индустриальные гиганты, а постепенно преобразовало их в конкурентоспособные корпорации, успешно работающие на мировом рынке. Сегодня доля государственной собственности в стратегических отраслях экономики Китая превышает 70% и доказывает высокую эффективность государственного управления.

Именно приоритетами промышленной политики, - неоднократно подчеркивал В.В.Путин, - диктуются наши действия по созданию крупных корпораций. Именно такие корпорации, сочетающие деятельность от перспективных исследований и разработки продукции до производства, поставки и обслуживания высокотехнологичного продукта, владеют сегодня мировым рынком авиастроения, судостроения, компьютерных технологий, фармацевтики, медицинской техники. Они же дают заказы малым инновационным предприятиям, обеспечивая организацию успешных бизнес-проектов1.

Навязанное иностранными кураторами перестройки организационное дробление российской экономики посредством финансово раздробленной сети предприятий малого и среднего бизнеса практически во всех отраслях экономики является экономической диверсией, направленной на подрыв ее конкурентоспособности.

В то же время при инициировании такого типа структурной политики в экономике для сохранения социальной функции поглощаемых при активизации процессов вертикальной интеграции предприятий малого и среднего бизнеса необходимо обеспечить для их работников переходные системы оплаты труда с возмещением, по крайней мере, минимального ее уровня с непременным дотированием из государственного бюджета.

* * *

В заключение отметим, что не все наши предложения способны быть реализованными в рамках сегодня существующих положений и норм российского экономического законодательства. В этом случае руководство страны и ее регионов через парламентские и правительственные каналы могут использовать возможности их совершенствования с целью реализации предложений, которыми оно сочтет нужным воспользоваться.

Список литературы

1. Джордж Г. Прогресс и бедность. Исследование причины промышленных застоев, и бедности, растущей вместе с ростом богатства ... Средство избавления / Пер. с англ. С.Д. Николаева. - San Francisco, 1879; С.-Петербург, 1896. - С. 309. -http://www.economics.kiev.ua/download/pb/pp_022.html

2. Нусратуллин В.К. Неравновесная экономика: Монография. 2-е изд., допол. - М.: Компания Спутник+, 2006. - 482 с.

3. Путин В.В. Нам нужна новая экономика // Ведомости: Электронное периодическое издание. - М., 2012. - 30 янв. -http://www.vedomosti.ru/politics/news/1488145/o_nashih_ekonomicheskih_zadachah

4. Keywords: mobilization type of social and economic development, factor of X-efficiency, mechanism and source of profit formation, structural economic policy, differential rent, competitiveness of the domestic economy.

1 См., например: [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.