--------------------------------------------------- © В.А. Цукерман, 2010
УДК 338.45:622:001.895 В.А. Цукерман
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ ГОРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕВЕРА
Рассмотрены основные концептуальные модели - стратегии промышленного развития горных предприятий Севера: ресурсно-экспортноориентированная, импортозамеще-ния; ресурсно-инновационная, инновационно-технологическая.
Ключевые слова: инновационное развитие, концептуальные модели, Север, стратегия, кластер.
Семинар № 7
А льтернативы инновационному развитию экономики не существует. Опыт развитых стран - тому подтверждение. Сегодня в промышленно развитых странах мира основным фактором экономического роста становится не капитал и средства производства, а знания и новые идеи, обеспечивающие выпуск интеллектуальной, конкурентоспособной продукции высокого качества. В настоящее время динамичное развитие государств и высокое качество жизни населения обеспечиваются именно инновационно-
интеллектуальным характером экономики.
Структура промышленного продукта формируется в регионах, каждый из которых обладает уникальной комбинацией ресурсов и потенциальных возможностей. Этим определяется принципиальная важность поиска подходов и механизмов разработки и реализации стратегии экономического развития Севера.
Значение Севера как для Российской Федерации, так и для всего мира как глобального экологического и стратегического резерва трудно переоценить. Именно здесь располагается практически вся сырьевая база для обеспечения устойчивого развития страны. Перспек-
тивы российского государства, обеспечение национальной безопасности в значительной степени зависят от того, насколько комплексно и эффективно будут использованы геополитический, природоресурсный, экономический и интеллектуальный потенциалы северных территорий.
Несмотря на достаточный потенциал для развития инновационной экономики в последние годы главным фактором экономического роста регионов Севера были и остаются природные ресурсы и, прежде всего углеводороды и цветные металлы.
Модель развития регионов Севера остается ресурсно-экспортной, которая соответствует сложившимся условиям развития экономики с ориентацией на экспорт, как правило, первичных минеральных ресурсов и цветных металлов. Возможности увеличения экспорта полезных ископаемых ограничены. Перспективы использования ресурсно-экспортной модели при сложившихся отношениях в экономике в сравнении с ресурсноинновационной моделью при согласовании действий государства, бизнеса и науки показали неустойчивость неинновационной ресурсно-экспортной модели развития [1]. Эта модель должна ус-
тупить место ресурсно-инновационной модели.
Преимущества ресурсно-экспортноориентированной модели:
- происходит ориентация экономического развития страны на мировую конъюнктуру с целью захвата максимальной доли мирового рынка;
- включение регионов в мировое хозяйство и доступ к мировым ресурсам и технологиям;
- привлечение валютных средств для формирования бюджетов и их инвестирования в региональные и национальные экономики;
- на начальной стадии может стать «спонсором» экономического подъема других отраслей.
Ресурсно-экспортноориентированной модели присущи определенные недостатки, в том числе:
- импортируется капиталоёмкие товары для производства экспортируемых природных ресурсов;
- примитивизация структуры собственной промышленности;
- отток людских и финансовых ресурсов из обрабатывающей промышленности и ослабление ее конкурентоспособности;
- уменьшение уровня накопления
знаний, стагнация в обрабатывающей промышленности («голландская» болезнь) и ее отставание от мирового
уровня;
- необходимость импортировать инновационные технологии.
Недостатки модели практически нивелируют эффект от сырьевого экспорта, так как ставят экономическое развитие регионов и страны в зависимость от иностранных производителей.
Модель импортозамещения представляет собой стратегию обеспечения внутреннего рынка на основе развития национального производства. Импорто-
замещение предполагает проведение протекционистской политики и поддержание твёрдого курса национальной валюты
Импортозамещающая модель способствует улучшению структуры платёжного баланса, нормализации внутреннего спроса, обеспечению занятости, развитию промышленного производства, научного потенциала.
Негативными сторонами импортозамещающей модели промышленной политики являются самоизоляция от новых тенденций в мировой экономике; возможность технологического, а следовательно, конкурентного отставания от развитых стран; опасность создания тепличных условий для национальных производителей; необходимость, независимо от международного разделения труда, выстраивать полностью производственные цепочки, которые могут быть более капитало- и ресурсоёмкими, чем уже существующие в других странах.
До сегодняшнего дня промышленная политика России носит ярко выраженный импортозамещающий характер: огромные субсидии в сельское хозяйство и отрасли обрабатывающей промышленности идут за счёт эксплуатации доходного экспортоориентированного сырьевого сектора; механизм денежного перераспределения опирается на сдерживание внутренних цен на сырьевые товары, топливо и энергию, на прямые поставки сельскому хозяйству и льготные кредиты промышленности, на внушительную кредиторскую задолженность предприятиям ТЭК, на дешёвый импорт, присутствующий на российском рынке из-за отсутствия протекционистских мер, неэффективности законодательной базы, общей деградации отечественного производства, на завышенный, до недавнего времени, валютный курс.
Необходимо использовать преимущества всех моделей и экспортноориентированной и импортозамещающей на основе инновационного развития, что даст российской экономики необходимый толчок к промышленному росту, росту благосостояния её граждан.
Для перехода к ресурсноинновационной модели необходимо создавать условия для формирования региональных кластеров вокруг предприятий, выпускающих продукцию, конкурентоспособную на мировых рынках; оказывать государственную поддержку регионам в привлечении иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли, учитывать их интересы при формировании внешнеэкономической и таможенной политики.
Как показывает практика, формирование промышленных кластеров способствует достаточно быстрой
трансформации результатов научных исследований в региональную инновационную промышленную
политику. Образование новых
промышленных кластеров часто при этом рассматривается как база регионального эндогенного роста. Опыт США показывает, что промышленные кластеры могут формироваться на уровне региона, где имеется высокая концентрация взаимосвязанных отраслей. [2] Важной отличительной чертой кластера является фактор инновационной ориентированности. Кластеры, как правило, формируются там, где осуществляется или ожидается прорывное продвижение в области технологии производства и последующего выхода на но-выеВсергемгеинотныахрыСневкаер. а имеются необходимые условия для организации производственных кластеров, деятельность которых нацелена на дальнейшие инновационное развитие.
Но, проведенные исследования позволяют заявить, что в дальнейшем, ресурсно-инновационная модель экономики добычи и переработки минерального сырья может перейти к инно-вационно-техноло-гической, с учетом реального состояния промышленных производств, реализации отечественных и зарубежных технологий и их последующего освоения.
Инновационно-технологическая модель промышленного развития зоны Севера представляет собой процесс создания, развёртывания и исчерпания новейших разработок, производственноэкономического и социальноорганизационного потенциала нововведений, а также выявление перспективных отраслей и подотраслей, ускоренное развитие которых благодаря мультипликативному эффекту будет содействовать росту ВВП, и поиску состава перспективных либо модернизируемых технологий, способных обеспечить такое развитие.
Эта модель способствует поддержанию научно-технического потенциала страны, а, следовательно, её конкурентоспособности на международной арене; стимулирует развитие образовательных институтов и обеспечивает экономику высокообразованными и квалифицированными кадрами; способствует созданию рабочих мест внутри страны и обеспечивает внутренний спрос; поддерживает стабильный и высокий курс национальной валюты и благосостояние населения; ориентирует на развитие комплексов с высокой добавленной стоимостью производимой продукции.
К числу основных механизмов и условий реализации инновационнотехнологической модели относятся следующие:
- разработка системы государственных приоритетов, механизмов их
выполнения, федеральных законов и ведомственных распоряжений;
- объективная, регулярно уточняемая оценка потенциала отраслевых комплексов, предприятий и компаний, образующих исходный базис для формирования инновационных и инвестиционных проектов и программ;
- создание современных налоговых механизмов, обеспечивающих не только стимулирование инновационной деятельности, поддержку коммерциализации результатов фундаментальных и поисковых исследований, но и освоение и диффузию технологий;
- дальнейшее развитие частногосударственного партнерства в бизнесе;
- поддержка потенциала конкурентоспособности отечественных производств путем финансирования проектов фундаментальных и поисковых исследований, разработки и финансирования программ создания инновационной инфраструктуры, целевого инжиниринга, совершенствование механизмов оценки конкурентоспособности;
- создание перспективных произ-
водственно-технологических кластеров, поддерживающих ресурсно-
инновационную стратегию и формирование совместно с бизнесом инновационных программ для их функционирования;
- поддержка потенциала внутреннего рынка путем содействия лизингу, льготному кредитованию и др.;
- увеличение бизнесом затрат на исследования, разработки, освоение инноваций;
- формирование совместно научными центрами и отделениями РАН, прежде всего, расположенными на Севере, технологических прогнозов и инновационных технологий на основе фундаментальных идей;
- разработка совместно бизнесом и образовательными организациями
прогнозов подготовки и переподготовки квалифицированных кадров, в особенности профессиональных инновационных менеджеров и их реализация;
- оценка совокупного экономического потенциала предприятий и разработка стратегии его использования.
Реализация инновационной модели во многом зависит от регионального регулирования инновационных процессов и инновационной деятельности. Региональная политика формируется в зависимости от структурных особенностей хозяйственного комплекса, выделения приоритетов и целей социальноэкономического развития на основе оценки имеющегося потенциала конкретных субъектов. В итоге для каждого из регионов она принимает индивидуальную направленность. [3]. В этой связи федеральная власть должна взять на себя разработку и внедрение эффективных механизмов, которые бы стимулировали на региональном уровне инновационную активность и побуждали местные власти к проведению инновационной модели. Кроме того, учитывая огромную капиталоёмкость данного процесса, разумным представляется проведение селективной промышленной политики на основе инновационного развития по отдельным приоритетным конкурентоспособным отраслям, что будет способствовать, во-первых, быстрому развитию этих отраслей и закреплению их конкурентных преимуществ на мировом рынке, а, во-вторых, избавит от затратного и малоэффективного процесса развития тех отраслей, которые не могут в данный момент “состязаться” с идентичными отраслями других стран в рамках международного разделения труда. Однако, инновационное развитие других отраслей требуется так же поддерживать, по мере развитие отраслей-локомотивов, имея ввиду развитие со-
циальнозначимых отраслей и угрозе экономической безопасности страны.
Одной из приоритетных задач инновационной промышленной политики регионов Севера в ближайшем будущем должно стать обеспечение хозяйственного оборота страны финансовыми ресурсами и создание благоприятного инвестиционного климата. В рамках этих направлений необходимо провести следующие мероприятия:
- дальнейшие проведение реформирования налоговой системы страны с целью снижения общего уровня налоговых сборов, переноса налогового бремени с товаропроизводителя на потребителя и создания налоговых льгот и преференций для организаций, осуществляющих инвестиционную и инновационную деятельность;
- дальнейшие расширение бюджетных и внебюджетных государствен-
ных фондов, что будет способствовать снижению излишней загруженности федерального бюджета;
- приведение нормативно-правовых и законодательных актов в полное соответствие с общими направлениями реформ;
- совершенствование мер, направленных на защиту отечественных товаро-
производителей на внутреннем рынке,
- всевозможная поддержка национальных экспортёров на внешних рынках.
Полагаю, что реализация указанных мер будет способствовать созданию на Севере благоприятного плацдарма для осуществления экономического роста и улучшения их конкурентоспособности, а значит и роста благосостояния его населения.
Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 09-02-43203а/С).
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1 Комков Н.И. Анализ и оценка перспектив перехода к инновационной экономике / Н.И. Комков, С.Ю. Ерошкин, М.В. Кравченко // Проблемы прогнозирования. - 2005. - № 6. -С. 10-26.
2 Петухов Н.А. Региональные инновационные системы: проблемы кластерного развития // Управление инновациями и стратегия инновационного развития России:
Сб.научн.трудов / Под ред. Р.М. Нижегородцева. - М.: Доброе слово, 2007. - 168 с.
3 Коновалова Н.В. Роль государства
в институционализации процессов научнотехнологического развития промышленности региона // Управление инновациями - 2007: Материалы международной научнопрактической конференции / Под ред. Р.М. Нижегородцева. - М.: Доброе слово, ИПУ РАН, 2007. - 488 с.
— Коротко об авторе ------------------------------------------------------------
Цукерман В.А. - кандидат технических наук, доцент по специальности «Экономика и управление народным хозяйством», зав. отделом промышленной и инновационной политики Института экономических проблем КНЦ РАН, e-mail tsukerman@iep. kolasc. net. ru