Научная статья на тему 'Концептуальные и методологические основы создания региональной модели непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса'

Концептуальные и методологические основы создания региональной модели непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КОНЦЕПЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева М. В., Башкирцева Н. Ю.

Определены методологические подходы моделирования и разработана концепция создания региональной модели непрерывного профессионального об-разования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперераба-тывающего комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determined the methodological approach of modulation and elaborated the concept of creation the regional model in continuing the professional education in educational sphere of petrochemistry and petroleum processing complex.

Текст научной работы на тему «Концептуальные и методологические основы создания региональной модели непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса»

М. В. Журавлева, Н. Ю. Башкирцева КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО И НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА

Ключевые слова: методологический подход, концепция, региональная модель.

Определены методологические подходы моделирования и разработана концепция создания региональной модели непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса.

Determined the methodological approach of modulation and elaborated the concept of creation the regional model in continuing the professional education in educational sphere of petrochemistry and petroleum processing complex.

На современном этапе развития общества образование является важной движущей силой его экономического роста, основой для решения социальных проблем, сохранения и развития науки и культуры, национальных традиций, укрепления государства и обеспечения его безопасности. В современном мире само понятие образования трансформируется и расширяется. Все в большей степени образование перестает отождествляться со школьным и даже вузовским обучением. Происходит переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Что предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию.

В этой связи объективно возрастает роль непрерывного образования, как системообразующей отрасли. Непрерывное образование обеспечивает формирование профессионально-компетентной личности специалиста, способной самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость собственной деятельности, нести ответственность за ее результаты; способствует социальной стабильности и развитию общества; определяет качество подготовки кадров для всех сфер функционирования государства.

Анализ официальной статистической информации, различных опросов руководителей предприятий реального сектора экономики и населения позволил выделить ряд болевых проблем в сфере образования, которые сказываются уже сегодня или скажутся на развитии экономики и бизнеса в перспективе:

- из-за негативной демографической ситуации в период до 2050 г. объем прироста трудовых ресурсов сократится примерно вдвое;

- особо актуальной проблемой предприятий в краткосрочной и среднесрочной перспективе станет обеспечение реального производства квалифицированными рабочими и специалистами, в силу их дефицита на рынке труда. По отдельным специальностям дефицит ощущается уже сегодня;

- проведение реформы системы профессионального образования должно ориентироваться на повышение качества профессионального образования и обеспечение соответ-

ствия профессиональной структуры подготавливаемых рабочих и специалистов потребностям рынка труда;

- отсутствует единая стратегия по подготовке кадров и осуществлению непрерывного образования, которая бы охватывала все формы и методы образования и обучения;

- большой проблемой становится сертификация и специализация обучающихся и специалистов, отсутствие единой системы создает значительные проблемы при трудоустройстве как выпускников, так и людей, уже ведущих трудовую деятельность.

Один из путей решения проблем регионального профессионального образования видится в создании и функционировании образовательных отраслевых кластеров в регионах. Образовательный кластер - это совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли.

В 2007 году в Республике Татарстан был создан отраслевой нефтехимический образовательный кластер, в рамках которого установлены партнерские кооперационные отношения между системой профессионального образования и бизнес - сообществом, создана реально действующая многоуровневая система подготовки специалистов. Работодатели в этих «цепочках» должны иметь не только право решающего голоса, но и определять общую стратегию их развития.

Образовательный нефтехимический кластер имеет следующую структуру (рис. 1):

1) общеобразовательные школы (гимназии, лицеи), имеющие профильные университетские классы, как элемент довузовской подготовки, обеспечивающий образовательный кластер нефтехимического нефтеперерабатывающего комплекса подготовленными, профессионально ориентированными к поступлению в вуз и для работы на отраслевых предприятиях молодыми людьми;

2) образовательные учреждения НПО, СПО, осуществляющие профессиональную подготовку по химико-технологическому, механическому профилю, обеспечивающие рабочими кадрами отраслевые предприятия;

3) вуз (Казанский государственный технологический университет), как образовательное учреждение, обладающее мощным учебно-научным потенциалом, материальнотехнической базой, способный осуществлять базовую подготовку специалистов с высшим образованием, послевузовскую подготовку и профессиональную переподготовку.

Вузу отводится ведущая роль в модели непрерывного профессионального образования, т.к. он выступает координатором непрерывного образовательного процесса, организация которого способствует созданию благоприятных условий стимулирования профессионального самоопределения молодежи. Университет реализует функцию координатора через:

- привлечение представителей предприятий нефтегазохимического комплекса, которые являются основными заказчиками образовательных услуг, в Попечительский совет;

- организацию единой образовательной системы, включающей в себя общеобразовательные школы, НПО, СПО и КГТУ, обеспечивающей возможность проектирования индивидуальной карьерной траектории в рамках потребностей предприятий;

- проведение научных исследований по заказу предприятий;

- предоставление возможности дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки работников предприятий на базе вуза.

4) отраслевые предприятия нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса региона, как основные заказчики подготовки высококвалифицированных специалистов [1].

Взаимодействие вуза с отраслевыми предприятиями включает в себя:

а) взаимное согласование содержания специальной подготовки на уровне учебных планов;

б) использование индивидуальных планов обучения, обеспечивающих индивидуальные образовательные траектории;

в) согласование с предприятиями прохождение всех видов практик, дипломного проектирования;

д) проектно-деятельностную подготовку.

Образовательный кластер Нефтехимического и Нефтеперерабатывающего комплекса

Министерство

экономики

1 Отраслевые '

-V предприятия .

Татн е фте хи ми нв е ст холдинг

Казанский государственный технологический институт

Казанский

технологический

колледж

ГОУУНПО

№19

' 1

. Профильные школы -V

Л- N

. -V

Нижнекамский

нефтехимический

колледж

ГОУУНПО №44, 62, 66

Рис. 1 - Образовательный кластер нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса

В сложившихся условиях своевременной и актуальной представляется разработка концепции и методики создания региональной модели непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса, которая обеспечит подготовку высококвалифицированных специалистов, удовлетворяющих по своим квалификационным характеристикам отраслевые предприятия - основных заказчиков специалистов и создание эффективной системы повышения квалификации и переподготовки кадров предприятий, профессорско-преподавательского состава вуза.

Целью создания региональной модели непрерывного профессионального образования в образовательном кластере является организация профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов для предприятий нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса.

Создание модели связано с решением следующих задач:

- подготовка высококвалифицированных рабочих и специалистов с учетом интересов региона по наиболее востребованным специальностям на рынке труда;

- обеспечение более быстрого и гибкого приспособления системы профессионального образования к требованиям рынка труда и их изменениям;

- сопряжение уровней профессиональной подготовки в рамках единых образовательных программ;

- многоуровневость и открытость образовательного пространства;

- завершенность каждого уровня профессионального образования (получение специальности, присвоение квалификации);

- переход с одного уровня обучения на другой по результатам контроля знаний на конкурсной основе;

- многообразие форм и методов подготовки, создание и освоение новых педагогических технологий, опирающихся на современные информационные и телекоммуникационные ресурсы;

- вариативность учебного процесса;

- ориентации на развитие фундаментальных и прикладных исследований как неотъемлемой составной части подготовки специалистов университетского уровня;

- установление тесных взаимоотношений с производственными структурами и рынком труда;

- преемственность в изучении дисциплин профессиональных образовательных программ разного уровня;

- интенсификация процесса профессионального самоопределения обучающихся.

Региональная модель непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса будет выполнять функции: профессионально-ориентирующую, обучающую и профессиональноадаптивную. Организация образовательного процесса с учетом требований отраслевых предприятий обеспечит успешную адаптацию молодых специалистов в профессии и возможность повышения квалификации или переподготовки работников предприятий.

Основными принципами создания региональной модели будут:

1) региональности, который предполагает:

- ориентацию в организации и содержании образования на местные специфические условия и рынки труда, зависимость от конкретных экономических и социальных условий развития республики;

- широту профессионального профиля как востребованную рынком особенность подготовки выпускника;

2) интеграции, который предполагает включенность всех элементов образовательного кластера в процесс профессиональной подготовки с целью рационального использования ресурсов;

3) преемственности, который предполагает соотнесенность подготовки на всех образовательных уровнях и соответствствие квалификационных характеристик выпускников требованиям предприятий-заказчиков;

4) интенсификации обучения, который предполагает повышение эффективности обучения за счет применения новых технологий, форм и методов в образовательном процессе;

5) дифференциации, он выражается в реализации обучающимися права выбора индивидуальных образовательной и карьерной траекторий;

6) вариативности образовательных программ.

В качестве ведущих методологических подходов, на основе которых осуществлялось моделирование, были выбраны синергетический, ресурсный, личностно-

ориентированный, контекстный, компетентностный.

С позиций синергетического подхода региональная модель непрерывного профессионального образования в образовательном кластере характеризуется особенностями:

- открытостью - между образовательными учреждениями, предприятиями и их окружением существуют определенные взаимосвязи;

- динамичностью (модель непрерывно адаптируется к изменяющимся условиям);

- способностью противостоять внешнему дестабилизирующему давлению.

Таким образом, с позиции синергетического подхода, разрабатываемая модель представляет собой целостную систему, обеспечивающую свое развитие за счет активного использования как внутренних ресурсов, так и возможностей, определяемых условиями внешней среды.

Тем самым, совершенно закономерным является использование при разработке модели идей ресурсного подхода, т.е. обеспечение необходимых условий для ее реализации. По отношению к личности обучающегося, являющейся субъектом образовательного процесса в условиях региональной модели непрерывного профессионального образования в образовательном кластере, можно выделить внешние и индивидуальные ресурсы или свойства самой личности. Учет индивидуальных ресурсов учащихся заключается в выявлении, эффективном использовании и обеспечении условий для их развития. К внешним ресурсам можно отнести законодательную и нормативно-правовую базу, материальнотехническое и кадровое обеспечение модели.

Законодательной и нормативно-правовой базой создания региональной модели непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса являются:

- нормативные и правовые документы Министерства образования Республики Татарстан, регламентирующие реализацию Концепции взаимодействия элементов образовательного кластера;

- «Программа развития профессионального образования и профессиональной ориентации в Республике Татарстан на среднесрочный период (2007-2009 гг.)»;

- «Соглашение о государственно-корпоративном партнерстве в области профессионального образования, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров в рамках образовательного кластера Республики Татарстан в нефтепереработки и нефтехимии»;

- договоры о соучредительстве образовательных учреждений с предприятиями нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса;

- договоры вуза со школами естественно-научного профиля, на базе которых созданы профильные университетские классы,

- договоры вуза с образовательными учреждениями НПО и СПО в области профессиональной подготовки.

Функционирование модели непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса предусматривает привлечение к преподавательской работе: преподавательского состава общеобразовательных учреждений, НПО, СПО; профессорско-преподавательского состава вуза; высококвалифицированных специалистов - практиков из нефтехимической, нефтеперерабатывающей и смежных отраслей промышленности и экономики; преподавателей внутрифирменного обучения на предприятиях; руководителей государственных и муниципальных органов; приглашенных преподавателей из других регионов; иностранных специалистов и преподавателей.

Материально-техническое обеспечение модели предполагает использование в образовательном процессе: учебных и научно-исследовательских лабораторий образовательных учреждений; учебно-производственных классов предприятий; индустриальных площадок предприятий; пилотных установок.

Таким образом, сущность организации модели на основе ресурсного подхода заключается в создании таких условий взаимодействия их субъектов, благодаря которым развитие будет максимально возможным для каждого.

При создании модели непрерывного профессионального образования в образовательном кластере нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса необходимо использование личностно-ориентированного подхода, согласно которому приоритетным является развитие ценностно-эмоциональной сферы личности, ее личностных отношений к

миру, деятельности, ее личностная позиция. Ведущие идеи личностно-ориентированного подхода применительно к построению модели заключаются в следующем:

- обучаемый - субъект жизни, следовательно, реализуемое обучение должно быть наполнено личностными смыслами, ценностями, отношениями;

- поддержка индивидуальности и неповторимости каждого обучающегося;

- обучение должно быть направлено на формирование жизненно-значимых знаний, необходимых для непрерывного саморазвития;

- выявление особенностей субъектного опыта каждого обучающегося;

- технологии обучения должны обеспечивать учет образовательных возможностей учащихся и особенностей профиля обучения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контекстный подход направлен на исследование особенностей подготовки обучающихся с учетом их будущей профессии, т.е определение уровня личностного включения учащегося в процессы познания и овладения будущей профессиональной деятельностью, что напрямую определяет успешность их дальнейшей профессиональной деятельности.

Реализация компетентностного подхода связана со стремлением определить необходимые изменения в профессиональной подготовке, обусловленные происходящими в обществе и экономике переменами. Новое качество образования неразрывно связано с обоснованным прогнозированием, проектированием, моделированием тех компетенций обучающегося, которые предполагается обеспечить в процессе реализации модели. В формировании профессиональных компетенций предполагается обязательное участие предприятий, как основных потребителей продуктов профессиональной подготовки.

Образовательный процесс предполагает использование: технологий (личностно-

ориентированные, технологии сотрудничества, проектно-деятельностного обучения); методов обучения (алгоритмизированный, проблемный, поисковый, метод решения конкретных ситуационных производственных задач, метод выполнения творческих работ с элементами исследования, проектный); форм обучения (индивидуальная, групповая, самообразование, фронтальная).

Функционирование модели обеспечит: повышение качества профессионального образования всех уровней; интеграцию профессионального образования с предприятиями отрасли; сокращение сроков подготовки специалистов; снижение себестоимости подготовки специалистов; повышение эффективности использования кадрового потенциала, в том числе кадров высшей квалификации; возможность выбора студентами траектории профессиональной подготовки, отвечающей их возможностям; единство требований в оценке качества знаний обучающихся; оптимизацию использования научнопроизводственной и учебно-лабораторной базы.

Литература

1. Кочнев, А.М. Образовательный нефтехимический кластер республики Татарстан как базовый элемент непрерывного профессионального образования / А.М. Кочнев [и др.]// Формирование профессиональных стандартов по направлению «Химическая технология» в компетентностном формате: семинар. - Казань: Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2007. - С.120-124.

© М. В. Журавлева - канд. техн. наук, доц. каф. технологии основного органического и нефтехимического синтеза КГТУ; Н. Ю. Башкирцева - канд. техн. наук, доц. каф. химической технологии переработки нефти и газа КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.